86253

Оценка влияния температурного режима на предельно допустимую высоту и максимально допустимую скорость полёта по маршруту Ташкент - Тегеран

Курсовая

Астрономия и авиация

В курсовой работе требуется оценить значимость многолетнего режима температуры на высотах над участками воздушной трассы указанной в индивидуальном задании на курсовую работу для обеспечения безопасности и повышения экономичности полетов рассчитать возможные пределы изменения практического потолка...

Русский

2015-04-04

582.29 KB

2 чел.

Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России)

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)

ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет

Гражданской авиации»

Кафедра авиационной метеорологии и экологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Авиационная метеорология»

на тему «Оценка влияния температурного режима

на предельно допустимую высоту и максимально допустимую скорость полёта по маршруту Ташкент - Тегеран»

Выполнил:

студент 1 курса, 224 уч. группы,

специальность «ЭВС и ОрВД»,

специализация «ОЛР»

Опоцкий Алексей Игоревич

Проверил:

ст. преподаватель

Афанасьева Юлия Сергеевна

Санкт-Петербург

2013

Введение

Задачей курсовой работы является приобретение мной навыков самостоятельной оценки влияния реального температурного режима атмосферы на полет современных самолетов.

В курсовой работе требуется оценить значимость многолетнего режима температуры на высотах над участками воздушной трассы, указанной в  индивидуальном задании  на курсовую работу, для обеспечения безопасности и повышения экономичности полетов, рассчитать возможные пределы изменения практического потолка и предельно допустимой  высоты полета конкретного типа самолета, а также максимально допустимой скорости полета.

Полеты самолетов на больших высотах выгодны потому, что с высотой уменьшается расход топлива, а вместе с этим возрастает дальность и повышается экономичность полетов, улучшается маневренность, что позволяет успешно преодолевать зоны с грозовой деятельностью, сильной

турбулентностью, обледенением.

Вместе с тем при полетах на больших высотах и наличии значительных вертикальных порывов воздуха (порядка 9-10 м/с) для сохранения продольной устойчивости самолета необходимо иметь определенный запас перегрузки. На больших высотах допустимые перегрузки определяются значением Сусв, при котором возникает тряска и возможность сваливания. Этим определяется необходимость ограничения максимальной высоты полета на столько, чтобы исключить возможность сваливания самолета. Поэтому, кроме понятий статического и практического потолка, сейчас для некоторых типов самолетов используют понятие предельно допустимой высоты полета, которую определяют с учетом полетного веса. Эту высоту, как и другие летно-технические характеристики самолетов, определяют исходя из условий стандартной атмосферы (СА).

В реальных условиях температура, плотность воздуха и атмосферное давление на высотах могут существенно отличаться от их значений в СА, что сказывается на характеристиках полета самолета. Особенно заметно может изменяться тяга двигателя, потолок и предельно допустимая высота. Если учесть, что высота полета задается по барометрическому высотомеру, то вдоль профиля полета атмосферное давление остается постоянным. В этом случае изменение плотности воздуха в полете происходит только за счет отклонения температуры от СА.

Поэтому в каждом реальном полете необходимо иметь данные температурно-ветрового зондирования, прогноза температуры воздуха на высотах или наблюдения за температурой непосредственно в полете для  расчета изменения предельно допустимой высоты.

Практическое значение курсовой работы заключается в том, что я узнаю, как велико влияние температурного режима воздуха на одну из основных эксплуатационных характеристик самолета.

  1.  Глава

  1.  Краткое физико-географическое описание воздушной трассы

Физико-географическое описание воздушной трассы помогает оценить влияние подстилающей поверхности на распределение основных метеорологических элементов, а также облегчает выбор естественных ориентиров и профиля полета, позволяет оценить особенности воздушных подходов к аэродрому.

Общее сведения: Воздушная трасса Ташкент – Тегеран пересекает Иран, Туркменистан и Узбекистан. Аэропорт вылета Ташкент-Южный (UTTT)

располагается на высоте +432 м над уровнем моря, аэропорт посадки Мехрабад (OIII) – на высоте +1208 м над уровнем моря. Протяженность воздушной трассы 1660 км.

Схема воздушной трассы Ташкент – Тегеран и профиль рельефа вдоль воздушной трассы представлены на рис 1, 2.

Рис. 1. Схема воздушной трассы Ташкент – Тегеран

Рис. 2. Профиль рельефа вдоль воздушной трассы Ташкент – Тегеран


  1.  Краткая авиационно-климатическая характеристика воздушной трассы

Ташкент располагается на границе субтропического и умеренно-континентального климатических поясов. В год выпадает 440 мм осадков. Морозы обычно весьма непродолжительны, но при прояснениях температура иногда снижается до минус 20 °C и ниже, летом температура нередко достигает 35-40 °C в тени. Минимальная температура - 29,5 °C (20 декабря 1930 года), максимальная + 44,6 °C (18 июля 1997 года). Среднегодовая температура — +14,8 C°

Среднегодовая скорость ветра — 1,4 м/с

Среднегодовая влажность воздуха — 56 %

Климат Ташкента

Показатель

Янв.

Фев.

Март

Апр.

Май

Июнь

Июль

Авг.

Сен.

Окт.

Нояб.

Дек.

Год

Абсолютный максимум, °C

22,2

25,7

32,5

36,4

39,9

43,0

44,6

43,1

39,8

37,5

31,1

27,3

44,6

Средний максимум, °C

6,8

9,4

15,2

22,0

27,5

33,4

35,7

34,7

29,3

21,8

14,9

8,8

21,6

Средняя температура, °C

1,9

3,9

9,4

15,5

20,5

25,8

27,8

26,2

20,6

13,9

8,5

3,5

14,8

Средний минимум, °C

−1,5

0,0

4,8

9,8

13,8

18,0

19,7

18,0

12,9

7,8

4,1

0,0

8,9

Абсолютный минимум, °C

−28

−25,6

−16,9

−6,3

−1,7

3,8

8,2

3,4

0,1

−11,2

−22,1

−29,5

−29,5

Норма осадков, мм

53

64

69

61

41

14

4

1

6

24

44

59

440

Тегеран располагается на наклонной равнине между горной цепью Эльбурс на севере и солончаковой пустыней Деште-Кевир на юго-востоке. Климат Тегерана является субтропическим, засушливым. Самый жаркий месяц — июль, самый холодный — январь. Из-за особенностей географического положения Тегерана, амплитуда колебания температуры достигает 65°. Снег выпадает в основном с ноября по март, но в большей части города снег лежит в январе и феврале. Иногда бывают зимой довольно сильные морозы (по меркам столь низкой географической широты города).

Среднегодовое количество осадков — 240 мм, большая часть выпадает зимой. Летом дожди крайне редки.

Климат Тегерана

Показатель

Янв.

Фев.

Март

Апр.

Май

Июнь

Июль

Авг.

Сен.

Окт.

Нояб.

Дек.

Год

Абсолютный максимум, °C

19,2

22,8

29,4

33,4

37,2

41,1

43,0

42,0

39,0

32,6

26,4

21,3

43,0

Средний максимум, °C

7,9

10,8

15,9

22,4

27,6

33,9

36,5

35,8

31,5

24,8

16,4

10,3

22,8

Средняя температура, °C

4,3

6,4

11,2

17,6

22,7

28,2

30,9

30,2

26,1

19,5

12,3

6,4

18,0

Средний минимум, °C

1,2

3,0

7,3

13,0

17,7

22,5

25,4

25,2

21,0

15,3

8,6

3,5

13,6

Абсолютный минимум, °C

−13

−10

−8

−1,2

2,4

9,2

13,4

13,0

9,7

2,0

−7,3

−8,7

−13

Норма осадков, мм

32

31

41

32

11

2

1

1

1

8

18

28

206


  1.  Характеристика исходных аэроклиматических данных

Ташкент

Изобарические поверхности

май

ноябрь

H

tср

tmin

tmax

H

tср

tmin

tmax

1000

0,11

 

11

33

0,1

 

-10

22

850

1,62

18,0

2

30

1,7

3,5

-15

17

700

3,12

10,1

-12

18

3,2

0,9

-23

10

500

5,78

-7,7

-23

3

5,8

-14,1

-30

2

300

9,24

-30,1

-46

-20

9,1

-39,3

-42

-25

200

11,70

-41,7

-52

-29

11,9

-42,5

-55

-30

100

16,31

-40,4

-50

-30

16,14 

 -43,8

 -52

 -35

Давление и температура на уровне тропопаузы

pтр

180

pтр

150

tтр

-43

tтр

-47

Тегеран

Изобарические поверхности

май

ноябрь

H

tср

tmin

tmax

H

tср

tmin

tmax

1000

0,05

 

2

30

0,09

 

-10

12

850

1,40

9,1

-8

23

1,48

-5,9

-24

9

700

3,17

-30,0

-17

12

3,27

-11,3

-32

4

500

5,80

-18,4

-33

-6

5,69

-24,1

-40

-5

300

9,20

-40,7

-52

-24

9,07

-48,0

-53

-36

200

11,77

-49,3

-60

-40

11,58

-55,7

-65

-40

100

16,28

-47,5

-60

-40

 16,36

 -56,4

 -62

-43 

Давление и температура на уровне тропопаузы

pтр

190

pтр

120

tтр

-50

tтр

-58


  1.  Глава

2.1.Анализ многолетнего режима температуры воздуха

По исходным данным на бланке аэрологических диаграмм строим кривые распределения (кривые стратификации) средней, минимальной и максимальной температуры соответственно за тёплый и холодный период года. Взаиморасположение кривых стратификации и кривой распределения температуры с высотой в СА даёт возможность провести качественный анализ температурного режима. Если кривая стратификации расположена правее аналогичной кривой в СА, то воздух в реальной атмосфере теплее, чем в СА, и наоборот. Для определения количественных кривых стратификации необходимо снять значение средней, минимальной и максимальной температуры, а так же температуры в СА на высотах 1, 5, 10, 11, 11,4, 11,7, 12,  15 км. Используя эти данные рассчитываюtса = tф - tса.

  

Результаты расчетов оформлю в виде таблиц:

Таблица 1

Ташкент, Май

Высота, км

tср

tmin

tmax

tсa

tср

tmin

tmax

1

-

-5

31

8,5

-

-13,5

22,5

5

-4

-20,5

6

-17,5

13,5

-3

23,5

10

-34

-48

-23

-50

16

2

27

15

-41

-50,5

-30

-56,5

15,5

6

26,5

Результаты расчетов для ТУ-154

11

-38

-50,5

-26,5

-56,5

18,5

6

30

11,4

-40

-51

-27,8

-56,5

16,5

5,5

28,7

11,7

-41,5

-51,9

-28,8

-56,5

15

4,6

27,7

12

-41,8

-52

-29

-56,5

14,7

4,5

27,5

От высоты 11800 м до высоты 16200 м минимальная и средняя температуры увеличивается с высотой (слой инверсии).


Таблица 2

Ташкент, Ноябрь

Высота, км

tср

tmin

tmax

tсa

tср

tmin

tmax

1

-

-13

19

8,5

-

-21,5

10,5

5

-11

-28,5

3,5

-17,5

6,5

-11

21

10

-40,5

-46

-26,5

-50

9,5

4

23,5

15

-43,5

-53

-34

-56,5

13

3,5

22,5

Результаты расчетов для ТУ-154

11

-41,5

-51

-28,5

-56,5

15

5,5

28

11,4

-42

-53

-29,5

-56,5

14,5

3,5

27

11,7

-42,5

-54,5

-29,9

-56,5

14

2

26,6

12

-42,7

-55

-30,2

-56,5

13,8

1,5

26,3

От высоты 11800 м до высоты 16200 м минимальная температура увеличивается с высотой (слой инверсии).

Таблица 3

Тегеран, Май

Высота, км

tср

tmin

tmax

tсa

tср

tmin

tmax

1

-

-4,5

26,5

8,5

-

-13

18

5

-21

-29,5

-2

-17,5

-3,5

-12

15,5

10

-43,5

-54,5

-29

-50

6,5

-4,5

21

15

-48,2

-60

-40

-56,5

8,3

-3,5

16,5

Результаты расчетов для ТУ-154

11

-46,5

-57,5

-35

-56,5

10

-1

21,5

11,4

-48

-59

-37,5

-56,5

8,5

-2,5

19

11,7

-49,2

-59,8

-39,5

-56,5

7,3

-3,3

17

12

-49,3

-60

-40

-56,5

7,2

-3,5

16,5

От высоты 11800 м до высоты 16200 м средняя температура увеличивается с высотой (слой инверсии), а максимальная и минимальная температуры не изменяются с высотой (слой изотермии).

От высоты 3000 м до высоты 5600 м средняя температура увеличивается с высотой (слой инверсии)

Таблица 4

Тегеран, Ноябрь

Высота, км

tср

tmin

tmax

tсa

tср

tmin

tmax

1

-

-19

10

8,5

-

-27,5

1,5

5

-21

-38

-3

-17,5

-3,5

-20,5

14,5

10

-50,5

-57

-36,5

-50

-0,5

-7

13,5

15

-56,5

-63

-42,2

-56,5

0

-6,5

14,3

Результаты расчетов для ТУ-154

11

-53,5

-61,2

-39

-56,5

3

-4,7

17,5

11,4

-54,5

-63

-39,5

-56,5

2

-6,5

17

11,7

-55,5

-64,5

-39,9

-56,5

1

-8

16,6

12

-55,8

-64,5

-40,1

-56,5

0,7

-8

16,4

От высоты 11800 м до высоты 16200 м минимальная температура увеличивается с высотой (слой инверсии).

Общий вывод: так как с высотой температура падает, следует более экономичным полёт будет на верхних эшелонах.


  1.  Глава

3.1.Влияние многолетнего режима температуры воздуха на полёт ВС

Предельная высота самолётов всегда зависит от атмосферных условий. При полётах на высотах, близких к «потолку», ухудшается управляемость и устойчивость самолёта. Если самолёт в данных условиях попадёт в область сильных восходящих потоков воздуха и температуры выше, чем в СА, то угол атаки на крыле может стать закритическим, что может привести к сваливанию, плоскому штопору и помпажу двигателя. Именно поэтому правильная оценка «потолка» самолёта необходима для обеспечения безопасности полёта. Для каждого воздушного судна устанавливается своя предельно допустимая высота полёта, которая обычно на 1-2 км меньше высоты практического потолка.

Изменение барометрической высоты полёта от температуры можно рассчитать по формуле:

∆Нпр.доп = -К*∆tСА

К - эмпирический коэффициент, показывающий на сколько изменится предельно-допустимая высота полёта при отклонении температуры от СА на 1° С. Для турбореактивных самолётов К=50м/1° ∆t.

      ∆t - отклонение температуры от СА на соответствующем уровне.

Для практического учёта изменений расчёт проводят в фактическом состоянии атмосферы. Барометрическую и абсолютную высоту полёта можно определить с помощью аэрологической диаграммы. При графическом расчёте на аэрологической диаграмме строится вспомогательная номограмма. Для этой цели из РЛЭ самолёта выписывают значения предельно-допустимой высоты полёта в зависимости от полётного веса. И далее по этим данным на кривой распределения температуры с высотой в СА отмечают предельно-допустимые высоты для каждого полётного веса. В данной курсовой работе я выбрал самолет ТУ-154.

Результаты расчетов занесу в таблицы:

Таблица 5

Полётный вес, Т

Нпр.доп, м

Ташкент, Май

tmin °С

∆Нпр.доп,м

tср °С

∆Нпр.доп, м

tmax °С

∆Нпр.доп, м

86

11000

6

-300

18,5

-925

30

-1500

80

11400

5,5

-275

16,5

-825

28,7

-1435

74

11700

4,6

-230

15

-750

27,7

-1385

≤70

12000

4,5

-225

14,7

-735

27,5

-1375

Таблица 6

Полётный вес, Т

Нпр.доп, м

Ташкент, Ноябрь

tmin °С

∆Нпр.доп,м

tср °С

∆Нпр.доп, м

tmax °С

∆Нпр.доп, м

86

11000

5,5

-275

15

-750

28

-1400

80

11400

3,5

-175

14,5

-725

27

-1350

74

11700

2

-100

14

-700

26,6

-1330

≤70

12000

1,5

-75

13,8

-690

26,3

-1315

Таблица 7

Полётный вес, Т

Нnр.доп.м

Тегеран, Май

tmin °С

∆Нпр.доп,м

tср °С

∆Нпр.доп, м

tmax °С

∆Нпр.доп, м

86

11000

-1

50

10

-500

21,5

-1075

80

11400

-2,5

125

8,5

-425

19

-950

74

11700

-3,3

165

7,3

-365

17

-850

≤70

12000

-3,5

175

7,2

-360

16,5

-825

Таблица 8

Полётный вес, Т

Нпр.доп, м

Тегеран, Ноябрь

tmin °С

∆Нпр.доп,м

tср °С

∆Нпр.доп, м

tmax °С

∆Нпр.доп, м

86

11000

-4,7

235

3

-150

17,5

-875

80

11400

-6,5

325

2

-100

17

-850

74

11700

-8

400

1

-50

16,6

-830

≤70

12000

-8

400

0,7

-35

16,4

-820

Вывод: Потолок самолета существенно зависит от  массы самолета, давления воздуха и от отклонения фактической температуры от температуры в стандартной атмосфере.  В таблицах представлено изменение предельно допустимой высоты полета из-за отклонений температуры. Расчеты проведены для каждого полетного веса выбранного типа самолета.

Для сравнения влияния температурного режима воздуха и полетного веса самолета на предельно допустимую высоту полета строим график (рис. 3,4), который показывает изменение предельно допустимой высоты на маршруте Ташкент – Тегеран за счет изменения вдоль маршрута средней температуры. Также строим график изменения предельно допустимой высоты за счет изменения полетного веса (рис. 5).

Протяженность маршрута Ташкент – Тегеран 1660 км, крейсерская скорость полета самолета ТУ-154 850 км/ч, время полета 1 час 57 минут. Часовой расход топлива 6 т/час. Следовательно, за время полета будет выработано 11,7 т топлива. Согласно таблице «Зависимость предельно допустимой высоты от полётного веса для самолёта Ту-154» предельно допустимая высота увеличится на 685 м. (рис. 5).

Май

Рис. 3. Изменение предельно допустимой высоты самолёта за счёт средней температуры на маршруте Ташкент – Тегеран 

Ноябрь

Рис. 4. Изменение предельно допустимой высоты самолёта за счёт средней температуры на маршруте Ташкент – Тегеран

Рис. 5. Изменение предельно допустимой высоты самолёта за счёт полетного веса на маршруте Ташкент – Тегеран

3.2.Оценка влияния многолетнего режима температуры воздуха на предельно-допустимую скорость.

Для следующего расчёта мне необходимы данные по ВС ТУ-154, которые я получаю из РЛЭ ВС ТУ-154, а именно значения числа Мmax(доп) на предельно-допустимой высоте полёта для спокойной и турбулентной атмосферы. Для спокойной атмосферы число М=0.85, для турбулентной число М=0.80.

Данные расчёты выполняются исходя из соотношения:

Мmax(доп)= Vmax(доп)/a

Откуда Vmax(доп)= Ммах(доп)* а

Где Ммах(доп)-максимально допустимое число Маха,  а - скорость звука, с достаточной степенью точности равная 20,1√Т.

При расчёте Vmax(доп) берут значения средней, минимальной, максимальной температуры в градусах Кельвина.

Максимально допустимая скорость для Ту-154 в СА для всех полётных весов (в м/c):

Состояние атмосферы

Vmax(доп)

Спокойная

251,4

Турбулентная

236,6

Результаты расчётов Vmax(доп) для ВС ТУ-154. Скорость выражена в м/c.

Влияние температуры воздуха на максимально допустимую скорость полета на уровне предельно допустимой высоты для  86 т.

Таблица 9

пункт

Состояние атмосферы

Максимально допустимая скорость Vmax(доп)

Май

Ноябрь

tср

tmin

tmax

tср

tmin

tmax

Ташкент

Спокойная

261,9

254,8

268,2

260,0

254,6

267,1

Турбулентная

246,5

239,9

252,5

244,7

239,6

251,4

Тегеран

Спокойная

257,1

250,8

263,6

253,1

248,6

261,4

Турбулентная

242,0

236,1

248,1

238,2

234,0

246,0

Влияние температуры воздуха на максимально допустимую скорость полета на уровне предельно допустимой высоты для  80 т.

Таблица 10

пункт

Состояние атмосферы

Максимально допустимая скорость Vmax(доп)

Май

Ноябрь

tср

tmin

tmax

tср

tmin

tmax

Ташкент

Спокойная

260,8

254,6

267,5

259,7

253,4

266,6

Турбулентная

245,5

239,6

251,8

244,4

238,5

250,9

Тегеран

Спокойная

256,3

249,9

262,2

252,5

247,6

261,1

Турбулентная

241,2

235,2

246,8

237,7

233,0

245,7

Влияние температуры воздуха на максимально допустимую скорость полета на уровне предельно допустимой высоты для 74 т.

Таблица 11

пункт

Состояние атмосферы

Максимально допустимая скорость Vmax(доп)

Май

Ноябрь

tср

tmin

tmax

tср

tmin

tmax

Ташкент

Спокойная

260,0

254,0

267,0

259,4

252,5

266,4

Турбулентная

244,7

239,1

251,3

244,1

237,7

250,7

Тегеран

Спокойная

255,6

249,5

261,1

252,0

246,7

260,8

Турбулентная

240,6

234,8

245,7

237,1

232,2

245,5

Влияние температуры воздуха на максимально допустимую скорость полета на уровне предельно допустимой высоты для 70 т.

Таблица 12

пункт

Состояние атмосферы

Максимально допустимая скорость Vmax(доп)

Май

Ноябрь

tср

tmin

tmax

tср

tmin

tmax

Ташкент

Спокойная

259,8

254,0

266,9

259,3

252,3

266,2

Турбулентная

244,5

239,0

251,2

244,0

237,4

250,6

Тегеран

Спокойная

255,5

249,3

260,8

251,8

246,7

260,7

Турбулентная

240,5

234,7

245,5

237,0

232,2

245,4

Вывод:   Из таблиц  видно, что отклонение температуры от стандартной значительно влияет на скорость полёта самолёта. По данным видно, что чем меньше температура на высоте, тем меньше скорость самолета, как в спокойной, так и в турбулентной атмосфере.


Заключение

Летный и диспетчерский состав должны уметь самостоятельно, грамотно и быстро оценивать метеорологическую обстановку в период предполетной подготовки и во время полетов по фактической погоде, аэросиноптическим материалам и по личным наблюдениям за погодой.

Поэтому в данной курсовой работе были проведены анализ и оценка влияния физических характеристик атмосферы и метеорологических условий на воздушной трассе Ташкент – Тегеран на летно-технические характеристики и на выполнение полета самолета ТУ-154.

В первой главе было сделано физико-географическое описание воздушной трассы, составлена ее общая авиационно-климатическая характеристика.

Во второй главе по многолетним данным, полученным путем радиозондирования атмосферы, рассмотрен температурный режим пунктов Ташкент – Тегеран за май и ноябрь.

Во третьей главе проведена количественная оценка влияния температуры воздуха на предельно допустимую высоту и максимально допустимую скорость полета самолета ТУ-154. 

На полет самолета вредное влияние оказывает как положительное, так и отрицательное отклонение температуры воздуха от ее значений в СА. При отрицательных отклонениях температуры от стандартных значений возрастает коэффициент лобового сопротивления, уменьшается максимально допустимая скорость полета.  При положительных отклонениях температуры уменьшается тяга и мощность двигателей, возрастает расход топлива, уменьшается предельно допустимая высота полета.


Литература

  1.  Белоусова Л. Ю., Афанасьева Ю. С., Соколова Н. В. Методические указания к изучению дисциплины и выполнению курсовой работы, 2012.
  2.  Белоусова Л. Ю., Дробышевский С. В., Соколова Н. В.  Методические указания к выполнению лабораторных работ по авиационной метеорологии. СПб., АГА, 2009.
  3.  Самолёт Ту-154. Руководство по летной эксплуатации.-М: РИО МГФ, 1975.
  4.  Богаткин О. Г. Авиационная метеорология.: учебник для вузов. – СПб.: РГГМУ, 2005

Приложения

  1.  Google Планета Земля

Оглавление

Введение 2

1. Глава 3

1.1. Краткое физико-географическое описание воздушной трассы 3

1.2. Краткая авиационно-климатическая характеристика воздушной трассы 4

1.3. Характеристика исходных аэроклиматических данных 4

2. Глава 6

2.1.Анализ многолетнего режима температуры воздуха 6

3. Глава 9

3.1.Влияние многолетнего режима температуры воздуха на полёт ВС 9

3.2.Оценка влияния многолетнего режима температуры воздуха на предельно-допустимую скорость. 13

Заключение 15

Литература 16

Приложения 16


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74885. Закріплення прийому загального випадку віднімання двоцифрових чисел. Творча робота над задачею 738 KB
  Працювати над закріпленням прийому загального випадку віднімання двоцифрових чисел; проводити творчу роботу над задачею. Тема нашого уроку Закріплення прийому загального випадку віднімання двоцифрових чисел.
74886. Математичний рахунок. Повторення таблиць множення числа 2 і ділення на 2 102 KB
  Провести математичний ранок по даній темі; повторити таблиці множення числа 2 і ділення на 2; формувати уміння розв’язувати задачі; розвивати логічне мислення, увагу, пам’ять; виховувати інтерес до вивчення математики.
74887. ЧИСЛА 11 – 20. Интегрированный урок по математике, обучению грамоте и природоведению в 1 классе 4.52 MB
  Догадались Конечно это Маша из мультфильма Маша и Медведь. А пришла Маша не просто так. А за это Маша вам покажет свою любимую серию мультфильма. Маша очень любит собирать цветочки в лесу.
74888. Впровадження здоров’язберігаючих технологій у навчальний процес 185 KB
  Розвивати пошукову пізнавальну активність і самостійність учнів, засвоєння учнями складу числа 9. Формувати вміння складати і розв’язувати приклади на додавання в межах 9.
74889. Число і цифра 7. Порівняння в межах 7. Складання прикладів на додавання за малюнками 108 KB
  Скільки рибин ти впіймав 5. А ти скільки Полічи. Який по порядку квадрат Прямокутник Скільки всього фігур Як називається ця фігура Куб Яку фігуру можна тепер назвати зайвою Чому Об’ємна фігура Полічіть скільки всього фігур. Скільки було фігур.
74890. Повторение и закрепление изученного материала. Числа первого десятка, геометрические фигуры 1.09 MB
  Жил в лесу Медведь, он очень любил мед. Но для того, чтобы добраться к поляне с медом, он должен был пройти в лесу несколько полянок. Эти полянки не обычные, а волшебные. У Медведя в руках была карта, на которой они обозначены по порядку...
74891. Сложение и вычитание в пределах 10. Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Сравнение выражений и числа 399 KB
  Вы узнали Колобок Ребята вы все знаете эту сказку Давайте вспомним чем начинается сказка. Дети слушают запись начала сказки Давайте поможем Колобку спуститься с окошка построим ступеньки: Работа с веерами 55 74 33 24 63 82 Кого Колобок встретил первым Кто помнит какую песню он пел Я Колобок Колобок По амбару метен По сусекам скребен На сметане мешен В печку сажен На окошке стужен. Молодцы ребята Покатился наш Колобок...
74892. Число і цифра 0. Послідовність чисел від 0 до 10. Написання цифри 0. Розв’язування прикладів на додавання і віднімання 266.5 KB
  Обладнання уроку: DVD диск Уроки тітоньки сови DVD – ролики про 6 континентів глобус повітряна кулька опорні картки зошити з друкованою основою кольорові олівці рахівне вітрило предметні малюнки головоломки фішки рейтингового оцінювання. А зараз впреред Діти дмухають на кульку і переносяться до I континенту – Антарктида. Вчитель вмикає ролик про цей континент і на його фоні дає перші відомості про цей континент Розповідь вчителя: Материк Антарктида відкрили у 1820 році. Більше 99 цього континенту вкрито снігами та льодом.
74893. Таблиці додавання і віднімання числа 1. Обчислення значень виразів 8.11 MB
  Ознайомити першокласників з таблицями додавання і віднімання числа 1; продовжити роботу над формуванням в учнів уміння розвязувати приклади і задачі на знаходження суми й остачі; удосконалювати навички усної лічби, розвивати логічне мислення, увагу, пізнавальну активність школярів