86255

Оценка влияния температурного режима на предельно допустимую высоту и максимально допустимую скорость полёта по маршруту Петрозаводск - Москва

Курсовая

Астрономия и авиация

В реальных условиях температура, плотность воздуха и атмосферное давление на высотах могут существенно отличаться от их значений в СА, что сказывается на характеристиках полета самолета. Особенно заметно может изменяться тяга двигателя, потолок и предельно допустимая высота.

Русский

2015-04-04

425.46 KB

1 чел.

Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России)

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)

ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет

Гражданской авиации»

Кафедра авиационной метеорологии и экологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Авиационная метеорология»

на тему «Оценка влияния температурного режима

на предельно допустимую высоту и максимально допустимую скорость полёта по маршруту Петрозаводск - Москва»

Выполнил:

студент 1 курса, 221 уч. группы,

специальность «ЭВС и ОрВД»,

специализация «ОЛР»

Павлюк Никита Олегович

Проверила:

Соколова Наталья Владимировна

Санкт-Петербург

2013


Введение

Задачей курсовой работы является приобретение мной навыков самостоятельной оценки влияния реального температурного режима атмосферы на полет современных самолетов.

В курсовой работе требуется оценить значимость многолетнего режима температуры на высотах над участками воздушной трассы, указанной в  индивидуальном задании  на курсовую работу, для обеспечения безопасности и повышения экономичности полетов, рассчитать возможные пределы изменения практического потолка и предельно допустимой  высоты полета конкретного типа самолета, а также максимально допустимой скорости полета.

Полеты самолетов на больших высотах выгодны потому, что с высотой уменьшается расход топлива, а вместе с этим возрастает дальность и повышается экономичность полетов, улучшается маневренность, что позволяет успешно преодолевать зоны с грозовой деятельностью, сильной

турбулентностью, обледенением.

Вместе с тем при полетах на больших высотах и наличии значительных вертикальных порывов воздуха (порядка 9-10 м/с) для сохранения продольной устойчивости самолета необходимо иметь определенный запас перегрузки. На больших высотах допустимые перегрузки определяются значением Сусв, при котором возникает тряска и возможность сваливания. Этим определяется необходимость ограничения максимальной высоты полета на столько, чтобы исключить возможность сваливания самолета. Поэтому, кроме понятий статического и практического потолка, сейчас для некоторых типов самолетов используют понятие предельно допустимой высоты полета, которую определяют с учетом полетного веса. Эту высоту, как и другие летно-технические характеристики самолетов, определяют исходя из условий стандартной атмосферы (СА).

В реальных условиях температура, плотность воздуха и атмосферное давление на высотах могут существенно отличаться от их значений в СА, что сказывается на характеристиках полета самолета. Особенно заметно может изменяться тяга двигателя, потолок и предельно допустимая высота. Если учесть, что высота полета задается по барометрическому высотомеру, то вдоль профиля полета атмосферное давление остается постоянным. В этом случае изменение плотности воздуха в полете происходит только за счет отклонения температуры от СА.

Поэтому в каждом реальном полете необходимо иметь данные температурно-ветрового зондирования, прогноза температуры воздуха на высотах или наблюдения за температурой непосредственно в полете для  расчета изменения предельно допустимой высоты.

Практическое значение курсовой работы заключается в том, что я узнаю, как велико влияние температурного режима воздуха на одну из основных эксплуатационных характеристик самолета.


  1.  Глава

  1.  Краткое физико-географическое описание воздушной трассы

Физико-географическое описание воздушной трассы помогает оценить влияние подстилающей поверхности на распределение основных метеорологических элементов, а также облегчает выбор естественных ориентиров и профиля полета, позволяет оценить особенности воздушных подходов к аэродрому.

Общее сведения: Воздушная трасса Петрозаводск – Москва пересекает республику Карелию, Ленинградскую, Вологодскую, Тверскую и Московскую области. Аэропорт вылета Петрозаводск (Бесовец)  (ULPB) располагается на высоте +46 м над уровнем моря, аэропорт посадки Внуково (UUWW) – на высоте +206 м над уровнем моря. Протяженность воздушной трассы 700 км.

Схема воздушной трассы Петрозаводск – Москва и профиль рельефа вдоль воздушной трассы представлены на рис 1, 2.

Рис. 1. Схема воздушной трассы Петрозаводск – Москва

Рис. 2. Профиль рельефа вдоль воздушной трассы Петрозаводск – Москва


  1.  Краткая авиационно-климатическая характеристика воздушной трассы

Погода руспублики Карелия изменчива. Климат мягкий с обилием осадков, меняется на территории Карелии от морского к умеренно — континентальному. Зима снежная, прохладная, но обычно без сильных морозов, если морозы наступают, то только на несколько дней. Лето непродолжительное и тёплое, с большим количеством осадков. Даже в июне в республике иногда бываютзаморозки (крайне редко). Жара бывает редко и наступает на две-три недели по южным районам, но из-за высокой влажности она ощутима и при 20°С. В северных районах жара бывает крайне редко, и длится не более нескольких дней.

Климат Московской области — умеренно-континентальный, сезонность чётко выражена; лето тёплое, зима умеренно холодная. В восточных и юго-восточных районах континентальность климата выше, что выражается, в частности, в более низкой температуре зимой и более высокой температуре летом. Среднегодовая температура на территории области колеблется от 3,5 до 5,8 °C. Самый холодный месяц — январь. С приходом арктического воздуха наступают сильные морозы (ниже −25 °C), которые длятся до 30 дней в течение зимы (но обычно морозные периоды намного менее продолжительны); Летом вторжения арктического воздуха способствуют установлению ясной, безоблачной, обычно тёплой погоды. Летом нередки также проникновения тропических воздушных масс с юга. Вообще характер лета из года в год может существенно меняться: при повышенной циклональной активности лето бывает прохладное и влажное, при устойчивых антициклонах — сухое и жаркое.

Снежный покров обычно появляется в ноябре (хотя бывали годы, когда он появлялся в конце сентября и в декабре), исчезает в середине апреля (иногда и ранее, в конце марта). Постоянный снежный покров устанавливается обычно в конце ноября; высота снежного покрова — 25—50 см;.

Самый тёплый месяц — июль (средняя температура +18 °C на северо-западе и +21 °C на юго-востоке). Среднегодовое количество осадков 500—700 мм, наиболее увлажнены северо-западные районы, наименее — юго-восточные. В каждый из летних месяцев в среднем выпадает 75 мм осадков, однако раз в 25—30 лет в Московской области случаются сильные засухи, когда осадков летом может практически не выпадать. Выпадение осадков во все сезоны года связано главном образом с циклонами, формирующимися над Атлантикой,СредиземноморьемАрктикой или же — при взаимодействии приходящих с запада влажных воздушных масс и континентального воздуха — непосредственно над Русской равниной. Летом помимо циклональных осадков могут иметь место также конвективные.


  1.  Характеристика исходных аэроклиматических данных

Петрозаводск

Изобарические поверхности

май

ноябрь

H

tср

tmin

tmax

H

tср

tmin

tmax

1000

0,11

-

-5

24

0,13

-

-17

9

900

0,9

4,8

-12

18

0,96

-3,2

-14

9

850

1,43

1

-15

14

1,41

-4,5

-19

10

700

2,9

-6,6

-23

-5

2,9

-10,5

-28

1

500

5,5

-21,3

-42

-13

5,44

-26

-45

-12

300

9,15

-45,2

-56

-34

9

-49

-62

-38

200

11,8

-51

-68

-37

11,58

-58

-72

-47

100

16,38

-46,3

-57

-34

15,96

-56,7

-66

-48

Давление и температура на уровне тропопаузы

Pтр

200

Pтр

200

tтр

-51

tтр

-58

Москва

Изобарические поверхности

май

ноябрь

H

tср

tmin

tmax

H

tср

tmin

tmax

1000

0,13

-

-3

28

0,16

-

-27

10

900

1

7,2

-7

22

0,99

3,5

-19

12

850

1,45

3,4

-11

18

1,46

-3,2

-22

9

700

3,01

-4,7

-19

9

2,95

-9,5

-29

2

500

5,6

-19,4

-30

-11

5,5

-24,1

-52

-11

300

9,22

-44,5

-55

-27

9,06

-48,1

-64

-31

200

11,89

-50,7

-68

-37

11,7

-56

-69

-43

100

16,44

-47,6

-64

-36

16,06

-55,6

-67

-43

Давление и температура на уровне тропопаузы

Pтр

200

Pтр

200

tтр

-50,7

tтр

-56

По исходным данным на бланке аэрологических диаграмм строим кривые распределения (кривые стратификации) средней, минимальной и максимальной температуры соответственно за тёплый и холодный период года. Взаиморасположение кривых стратификации и кривой распределения температуры с высотой в СА даёт возможность провести качественный анализ температурного режима. Если кривая стратификации расположена правее аналогичной кривой в СА, то воздух в реальной атмосфере теплее, чем в СА, и наоборот.

  1.  Глава

2.1.Анализ многолетнего режима температуры воздуха

Для определения количественных кривых стратификации необходимо снять значение средней, минимальной и максимальной температуры, а так же температуры в СА на высотах 1, 5, 10, 15 км. Используя эти данные рассчитываюtса = tф - tса.

Таблица 1

Значения средней, минимальной и максимальной температур и их отклонений от температуры стандартной атмосферы, Петрозаводск, гр. °С

Высота, км

tсa

Петрозаводск

Май, °С

Ноябрь, °С

tср

tmin

tmax

∆tср

∆tmin

∆tmax

tср

tmin

tmax

∆tср

∆tmin

∆tmax

1

8,5

4,8

-12,0

18,0

-3,7

-20,5

9,5

-3,2

-14,0

9,0

-11,7

-22,5

0,5

5

-17,5

-4,9

-21,2

-0,8

12,6

-3,7

16,7

-9,2

-26,0

3,0

8,3

-8,5

20,5

10

-50

-28,9

-46,5

-19,7

21,1

3,5

30,3

-33,3

-50,4

-20,3

16,7

-0,4

29,7

15

-56,5

-49,6

-65,0

-36,3

7,0

-8,5

20,3

-55,8

-69,5

-44,8

0,8

-13,0

11,8

Таблица 2

Значения средней, минимальной и максимальной температур и их отклонений от температуры стандартной атмосферы, Москва, гр. °С

Высота, км

tсa

Москва

Май, °С

Ноябрь, °С

tср

tmin

tmax

∆tср

∆tmin

∆tmax

tср

tmin

tmax

∆tср

∆tmin

∆tmax

1

8,5

7,2

-7,0

22,0

-1,3

-15,5

13,5

3,5

-19,0

12,0

-5,0

-27,5

3,5

5

-17,5

-16,2

-27,6

-6,6

1,3

-10,1

10,9

-20,9

-46,9

-8,1

-3,4

-29,4

9,4

10

-50

-46,5

-59,1

-30,2

3,5

-9,1

19,8

-50,6

-65,6

-34,8

-0,6

-15,6

15,2

15

-56,5

-48,4

-65,0

-36,3

8,1

-8,5

20,3

-55,7

-67,5

-43,0

0,8

-11,0

13,5

Проанализировав данные нанесенные на аэрологическую диаграмму и данные полученные в таблицах 1 и 2 можно сделать вывод о том, что температура воздуха в Москве в мае в среднем выше температуры СА, причём с ростом высоты отклонение от среднего увеличивается. В ноябре же температура воздуха в среднем ниже температуры СА, но с высотой отклонение уменьшается и даже меняет знак.

В Петрозаводске в каждом месяце температура воздуха в среднем выше температуры СА, лишь на высоте 1 км ниже.

  1.  Глава

3.1.Влияние многолетнего режима температуры воздуха на полёт ВС

Предельная высота самолётов всегда зависит от атмосферных условий. При полётах на высотах, близких к «потолку», ухудшается управляемость и устойчивость самолёта. Если самолёт в данных условиях попадёт в область сильных восходящих потоков воздуха и температуры выше, чем в СА, то угол атаки на крыле может стать закритическим, что может привести к сваливанию, плоскому штопору и помпажу двигателя. Именно поэтому правильная оценка «потолка» самолёта необходима для обеспечения безопасности полёта. Для каждого воздушного судна устанавливается своя предельно допустимая высота полёта, которая обычно на 1-2 км меньше высоты практического потолка.

Изменение барометрической высоты полёта от температуры можно рассчитать по формуле:

∆Нпр.доп = -К*∆tСА

К - эмпирический коэффициент, показывающий на сколько изменится предельно-допустимая высота полёта при отклонении температуры от СА на 1° С. Для турбореактивных самолётов К=50м/1° ∆t.

   

∆t - отклонение температуры от СА на соответствующем уровне.

Для практического учёта изменений расчёт проводят в фактическом состоянии атмосферы. Барометрическую и абсолютную высоту полёта можно определить с помощью аэрологической диаграммы. При графическом расчёте на аэрологической диаграмме строится вспомогательная номограмма. Для этой цели из РЛЭ самолёта выписывают значения предельно-допустимой высоты полёта в зависимости от полётного веса. И далее по этим данным на кривой распределения температуры с высотой в СА отмечают предельно-допустимые высоты для каждого полётного веса. В данной курсовой работе я выбрал самолет ТУ-154.


Результаты расчетов занесу в таблицы:

Таблица 3

Предельно допустимая высота полёта в зависимости от температуры воздуха, май

Петрозаводск, май

Москва, май

Вес

86 т

80 т

74 т

70 т

Вес

86 т

80 т

74 т

70 т

Нпр.доп

11000

11400

11700

12000

Нпр.доп

11000

11400

11700

12000

tсa

-56,5

-56,5

-56,5

-56,5

tсa

-56,5

-56,5

-56,5

-56,5

tср

-38,0

-41,6

-44,0

-45,5

tср

-48,8

-49,8

-50,4

-50,5

tmin

-51,8

-53,9

-55,3

-56,6

tmin

-64,1

-66,1

-67,4

-67,8

tmax

-27,7

-30,9

-33,0

-34,2

tmax

-34,0

-35,5

-36,5

-37,0

∆tср

18,5

14,9

12,5

11,0

∆tср

7,7

6,7

6,1

6,0

∆tmin

4,7

2,6

1,2

-0,1

∆tmin

-7,6

-9,6

-10,9

-11,3

∆tmax

28,8

25,6

23,5

22,3

∆tmax

22,5

21,0

20,0

19,5

∆Нпр.доп.,ср

-925

-745

-625

-550

∆Нпр.доп.,ср

-385

-335

-305

-300

∆Нпр.доп.,min

-235

-130

-60

5

∆Нпр.доп.,min

380

480

545

565

∆Нпр.доп.,max

-1440

-1280

-1175

-1115

∆Нпр.доп.,max

-1125

-1050

-1000

-975

Нпр.доп.,ср

10075

10655

11075

11450

Нпр.доп.,ср

10615

11065

11395

11700

Нпр.доп.,min

10765

11270

11640

12005

Нпр.доп.,min

11380

11880

12245

12565

Нпр.доп.,max

9560

10120

10525

10885

Нпр.доп.,max

9875

10350

10700

11025

Таблица 4

Предельно допустимая высота полёта в зависимости от температуры воздуха, ноябрь

Петрозаводск, ноябрь

Москва, ноябрь

Вес

86 т

80 т

74 т

70 т

Вес

86 т

80 т

74 т

70 т

Нпр.доп

11000

11400

11700

12000

Нпр.доп

11000

11400

11700

12000

tсa

-56,5

-56,5

-56,5

-56,5

tсa

-56,5

-56,5

-56,5

-56,5

tср

-42,1

-45,6

-47,9

-49,5

tср

-53,6

-54,8

-55,6

-56,0

tmin

-56,9

-59,5

-61,2

-62,5

tmin

-67,5

-68,3

-68,8

-68,9

tmax

-30,2

-34,1

-36,7

-38,5

tmax

-39,4

-41,2

-42,4

-43,0

∆tср

14,4

10,9

8,6

7,0

∆tср

2,9

1,7

0,9

0,5

∆tmin

-0,4

-3,0

-4,7

-6,0

∆tmin

-11,0

-11,8

-12,3

-12,4

∆tmax

26,3

22,4

19,8

18,0

∆tmax

17,1

15,3

14,1

13,5

∆Нпр.доп.,ср

-720

-545

-430

-350

∆Нпр.доп.,ср

-145

-85

-45

-25

∆Нпр.доп.,min

20

150

235

300

∆Нпр.доп.,min

550

590

615

620

∆Нпр.доп.,max

-1315

-1120

-990

-900

∆Нпр.доп.,max

-855

-765

-705

-675

Нпр.доп.,ср

10280

10855

11270

11650

Нпр.доп.,ср

10855

11315

11655

11975

Нпр.доп.,min

11020

11550

11935

12300

Нпр.доп.,min

11550

11990

12315

12620

Нпр.доп.,max

9685

10280

10710

11100

Нпр.доп.,max

10145

10635

10995

11325

 

Вывод: Потолок самолета существенно зависит от  массы самолета, давления воздуха и от отклонения фактической температуры от температуры в стандартной атмосфере.  В таблицах представлено изменение предельно допустимой высоты полета из-за отклонений температуры. Расчеты проведены для каждого полетного веса выбранного типа самолета.

На аэрологической диаграмме построены номограммы, которые наглядно показывают изменение потолка ВС за счет отклонения температуры от температуры СА.

Протяженность маршрута Петрозаводск – Москва 700 км, крейсерская скорость полета самолета ТУ-154 850 км/ч, время полета 49 минут. Часовой расход топлива 6 т/час. Следовательно, за время полета будет выработано примерно 5 т топлива. Согласно таблице «Зависимость предельно допустимой высоты от полётного веса для самолёта Ту-154» и составив пропорции,  предельно допустимая высота увеличится примерно на 330 м. (рис. 3).

Зависимость предельно допустимой высоты от полетного веса

для самолетов Ту-154

Вес, т

Предельно допустимая высота

86

11000

80

11400

74

11700

≤70

12000

Рис. 3. Изменение предельно допустимой высоты самолёта за счёт полетного веса на маршруте Петрозаводск – Москва


3.2.Оценка влияния многолетнего режима температуры воздуха на предельно-допустимую скорость.

Для следующего расчёта мне необходимы данные по ВС ТУ-154, которые я получаю из РЛЭ ВС ТУ-154, а именно значения числа Мmax(доп) на предельно-допустимой высоте полёта для спокойной и турбулентной атмосферы. Для спокойной атмосферы число М=0.85, для турбулентной число М=0.80.

Данные расчёты выполняются исходя из соотношения:

Мmax(доп)= Vmax(доп)/a

Откуда Vmax(доп)= Ммах(доп)* а

Где Ммах(доп)-максимально допустимое число Маха,  а - скорость звука, с достаточной степенью точности равная 20,1√Т.

При расчёте Vmax(доп) берут значения средней, минимальной, максимальной температуры в градусах Кельвина.

Максимально допустимая скорость для Ту-154 в СА для всех полётных весов (в м/c):

Состояние атмосферы

Vmax(доп)

Спокойная

251,4

Турбулентная

236,6


Результаты расчётов Vmax(доп) для ВС ТУ-154. Скорость выражена в м/c.

Таблица 5

Максимальная допустимая истинная скорость полёта в спокойной и турбулентной атмосферах в зависимости от температурного режима и полётного веса, май

Петрозаводск, май

Москва, май

Вес

86 т

80 т

72 т

70 т

Вес

86 т

80 т

72 т

70 т

Спокойная

Vм.д. ср

261,9

259,9

258,5

257,7

Спокойная

Vм.д. ср

255,8

255,2

254,9

254,8

Vм.д. min

254,1

252,9

252,1

251,3

Vм.д. min

246,9

245,8

245,0

244,7

Vм.д. max

267,6

265,8

264,7

264,0

Vм.д. max

264,1

263,3

262,7

262,5

Турбулентная

Vм.д. ср

246,5

244,6

243,3

242,5

Турбулентная

Vм.д. ср

240,8

240,2

239,9

239,9

Vм.д. min

239,2

238,0

237,3

236,5

Vм.д. min

232,4

231,3

230,6

230,3

Vм.д. max

251,8

250,2

249,1

248,5

Vм.д. max

248,6

247,8

247,3

247,0

Таблица 6

Максимальная допустимая истинная скорость полёта в спокойной и турбулентной атмосферах в зависимости от температурного режима и полётного веса, май

Петрозаводск, ноябрь

Москва, ноябрь

Вес

86 т

80 т

72 т

70 т

Вес

86 т

80 т

72 т

70 т

Спокойная

Vм.д. ср

259,6

257,6

256,3

255,4

Спокойная

Vм.д. ср

253,1

252,4

251,9

251,7

Vм.д. min

251,2

249,6

248,6

247,9

Vм.д. min

244,9

244,4

244,1

244,1

Vм.д. max

266,2

264,1

262,6

261,6

Vм.д. max

261,1

260,1

259,4

259,1

Турбулентная

Vм.д. ср

244,3

242,5

241,3

240,4

Турбулентная

Vм.д. ср

238,2

237,5

237,1

236,9

Vм.д. min

236,4

235,0

234,0

233,3

Vм.д. min

230,5

230,1

229,8

229,7

Vм.д. max

250,6

248,5

247,2

246,2

Vм.д. max

245,8

244,8

244,2

243,9

Вывод:   Из таблиц  видно, что отклонение температуры от стандартной значительно влияет на скорость полёта самолёта. По данным видно, что чем меньше температура на высоте, тем меньше скорость самолета, как в спокойной, так и в турбулентной атмосфере.

Заключение

Летный и диспетчерский состав должны уметь самостоятельно, грамотно и быстро оценивать метеорологическую обстановку в период предполетной подготовки и во время полетов по фактической погоде, аэросиноптическим материалам и по личным наблюдениям за погодой.

Поэтому в данной курсовой работе были проведены анализ и оценка влияния физических характеристик атмосферы и метеорологических условий на воздушной трассе Петрозаводск – Москва на летно-технические характеристики и на выполнение полета самолета ТУ-154.

В первой главе было сделано физико-географическое описание воздушной трассы, составлена ее общая авиационно-климатическая характеристика.

Во второй главе по многолетним данным, полученным путем радиозондирования атмосферы, рассмотрен температурный режим пунктов Петрозаводск – Москва за май и ноябрь.

Во третьей главе проведена количественная оценка влияния температуры воздуха на предельно допустимую высоту и максимально допустимую скорость полета самолета ТУ-154. 

На полет самолета вредное влияние оказывает как положительное, так и отрицательное отклонение температуры воздуха от ее значений в СА. При отрицательных отклонениях температуры от стандартных значений возрастает коэффициент лобового сопротивления, уменьшается максимально допустимая скорость полета.  При положительных отклонениях температуры уменьшается тяга и мощность двигателей, возрастает расход топлива, уменьшается предельно допустимая высота полета.


Литература

  1.  Белоусова Л. Ю., Афанасьева Ю. С., Соколова Н. В. Методические указания к изучению дисциплины и выполнению курсовой работы, 2012.
  2.  Белоусова Л. Ю., Дробышевский С. В., Соколова Н. В.  Методические указания к выполнению лабораторных работ по авиационной метеорологии. СПб., АГА, 2009.
  3.  Самолёт Ту-154. Руководство по летной эксплуатации.-М: РИО МГФ, 1975.
  4.  Богаткин О. Г. Авиационная метеорология.: учебник для вузов. – СПб.: РГГМУ, 2005

Приложения

  1.  Google Планета Земля

Оглавление

Введение 2

1. Глава 3

1.1. Краткое физико-географическое описание воздушной трассы 3

1.2. Краткая авиационно-климатическая характеристика воздушной трассы 4

1.3. Характеристика исходных аэроклиматических данных 5

2. Глава 6

2.1.Анализ многолетнего режима температуры воздуха 6

3. Глава 7

3.1.Влияние многолетнего режима температуры воздуха на полёт ВС 7

3.2.Оценка влияния многолетнего режима температуры воздуха на предельно-допустимую скорость. 10

Заключение 12

Литература 13

Приложения 13


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68062. ЛІНА КОСТЕНКО СЬОГОДНІ Й ЗАВЖДИ 429 KB
  У червні ситуація в Україні різко змінюється. Після блискучої перемоги козацьких військ під Батогом, після вигнання польської шляхти з лівобережжя України влада Богдана Хмельницького і його авторитет знову стають загальновизнаними. І тоді, як не дивно, з’являється унікальний (для нашої теми) документ...
68063. Українська народна казка «Котик і Півник» 59 KB
  Обладнання: книжкова виставка українських народних казок ілюстрації до казки кросворд м’які іграшки котика півника лисички бублики фішки для позначення звуків. Котик Шия жовта хвіст зелений Бородаяк маків цвіт Ходить птиця по садку І співа: Кукуріку Півник В темнім лісі проживає...
68064. ПОСВЯТА В КОЗАЧАТА 46 KB
  Люба мама любий тато Перед вами не малята Правда ми не парубки Проте справжні козаки. Козаки старші школярі збираються на козацьку раду. А що козаки Дайте слово сказать Чи не час до коша козачаток прийнять Козаки. Зможуть зайд перемогти Запорожцікозаки.
68065. «Козацькому роду нема переводу» 81 KB
  Кошовий: Кіш Козацька родина рівняйсьСтрунко Внести прапор Винос прапора Музика Козацький марш Кошовий: Курінним отаманам здати рапорти Здача рапортів Кошовий: Кіш Рівняйсь Струнко Здача рапорту воєн руку. Кошовий: до гурту. А що козаки Дайте слово сказати Чи не час раду розпочинати...
68067. Театралізоване дійство про українське козацтво 94.5 KB
  Зал святково прикрашений рушниками кетягами калини колоссям плакатами стіннівками: Мова моя калинова Цікава граматика З історії слів Діалектизми нашого краю Веселі фразеологізми Правила в малюнках Поетичне слово. Найбільше і найдорожче добро в кожного народу це його мова ота жива схованка...
68068. Разработка эффективной системы адаптации работников Красноярского информационно-вычислительного центра 387.5 KB
  Исследовать содержание процесса адаптации работников; выполнить анализ основных показателей трудовых ресурсов предприятия; проанализировать нормативно - правовую базу ОАО «РЖД», регламентирующую функционирование системы адаптации; выполнить анализ существующей системы адаптации работников в Красноярском...
68069. Краса українського слова 51.5 KB
  Ведучий 2: Так писав відомий український письменник Тарас Шевченко. Ведучий 1: О місячне сяйво і спів солов’я Півонії мальви жоржини Моря брилі антів це – мова моя Це мова моєї Вкраїни. Ведучий 2: Мова – це неоціненне духовне багатство в якому народ живе передає з покоління в покоління мудрість...