86267

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Курсовая

Политология и государственное регулирование

Проблема безработицы тревожит умы людей с давних времен, и ныне является крайне острой. Как бы не было сложно осознавать, но каждого, прямо или косвенно, касалась эта поистине глобальная проблема. Не думаю, что найдется человек с положительными воспоминаниями о сеем факте.

Русский

2015-04-05

176.5 KB

10 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра экономики

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Курсовая работа

Ассистент:

_______ Громова А.С.

Выполнил:

Студент 3 курса АЭМФ

________ А.В.Катков

Томск  2004


Содержание

Введение           3

1 Безработица как определяющий фактор состояния экономики  5

1.1 Общий обзор безработицы      5

1.2 Причины, виды и формы безработицы    9

 1.3 Уровень безработицы       13

1.4 Дифференциация безработицы      15

2 Особенности российского рынка труда      17

3 Государственная политика в области занятости    21

4 Особенности и основные пути решения проблемы безработицы в нашей стране           26

 4.1 Государственная программа занятости населения   26

 4.2 Российская система защиты от безработицы    27

4.3 Профсоюз как инструмент решения проблем безработицы 28

4.4 Комплексный подход к решению проблем занятости  30

Заключение           33

Перечень  используемых источников       34


Введение

Актуальность данной курсовой работы не вызывает сомнения! Ведь на Земле проживает около 6 млрд. человек, доля жителей России – 2,6 %, и проблема безработицы растет по мере необходимости предоставления рабочих мест подрастающему поколению.

Целью работы, видится исследование данной проблемы в условиях нынешней экономической ситуации, сложившейся в стране. Борьба с  безработицей является одним из  основных факторов  “выздоровления” экономики России и решение этой проблемы особо остро  стоит  сейчас перед нашей страной. Нашей задачей, при выполнении этой курсовой работы, является то, что мы должны раскрыть сущность понятия безработица, какие черты безработица носит в России и каковы основные её причины. Также мы  должны показать методы борьбы зарубежных экономистов с  этой проблемой, выяснить  основные плюсы и минусы этих методов  на фоне экономической ситуации в России и разработать свой план борьбы с безработицей.

Проблема безработицы тревожит умы людей с давних времен, и ныне является  крайне острой. Как бы не было сложно осознавать, но каждого, прямо или косвенно, касалась эта  поистине глобальная проблема. Не думаю, что найдется человек с положительными воспоминаниями о сеем факте.

После финансового (для экономики) и гнетущего (для народа) кризиса 1998 года Госкомстат России ежегодно фиксирует рост числа занятых в экономике страны и четкую тенденцию сокращения безработицы, что говорит о возможном «выздоровлении» надломленной переходными периодами, кризисами и всяческими стрессовыми ситуациями экономики страны.

Достижение высокого уровня занятости, бесспорно, является одной из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Невосполнимый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не дает им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности. Напрашивается вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности.

Безработица - не просто отсутствие работы. Ведь безработица широко распространена и оказывает мощное и разрушительное влияние на людей. Она буквально просачивается повсюду, кажется, что для нее не существует пока никаких преград. Она может выбить кого угодно из колеи. Ее жертвами становятся миллионы рабочих, их семьи, целые городские и сельские районы. И хотя она может оказаться созидательным, мобилизующим волю испытанием, большинство прошедших через это говорят, что пережили отчаяние, бессилие и растерянность, особенно если были без работы дольше чем несколько недель. Психологами доказано, что столкновение с безработицей отрицательно сказывается на средней продолжительности жизни, состоянии здоровья, долголетии и уровне смертности, пристрастии к алкоголю. Более того, хочется особо отметить, что сокращаются не только доходы семьи, но и теряется самоуважение людей, возникают различной степени сложности заболевания на нервной почве (депрессии) и наблюдается ощущение безнадежности в завтрашнем дне, человек теряет ориентир и смысл дальнейшей борьбы за жизнь, просто начинает существовать, а не жить, теряется личность индивида.


1 Безработица как определяющий фактор состояния экономики.

1.1 Общий обзор безработицы

Развитие экономики характеризуется тем, на сколько эффективно используются имеющиеся ресурсы, и, прежде всего рабочая сила. Поддержание занятости - важнейшая цель экономической политики. Рыночной экономике присущ определенный уровень безработицы, хотя количество безработных колеблется из года в год.

На рынке труда объектом купли – продажи становится специфический товар – функция рабочей силы – труд. Указанная функция реализуется на практике в таком же многообразии, сколь разнообразны по своим талантам и способностям сами люди. Тем не менее, труд можно свести по его количественным и качественным характеристикам к следующим видам и формам: квалифицированный и неквалифицированный; простой и сложный; мужской, женский и детский. По уровню оплаты они строго дифференцируются. 

Однако необходимо все же понимать, что рынок труда имеет свои особенности. Он специфичен, своеобразен, так же, как специфичен и своеобразен сам товар – труд (рабочая сила), являющийся функцией живого человека, реализацией его духовных, творческих способностей. Так, например, если на рынке всех остальных товаров основными взаимодействующими факторами являются спрос, предложение, издержки производства и другие факторы микро- и макроэкономики, то на рынке труда к ним добавляются факторы социального, социально–психологического характера. И не всегда можно однозначно сказать, какие из них именно сегодня выходят на первый план по силе своего воздействия на динамику рынка труда.

Спрос на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы. При росте заработной платы спрос на труд со стороны предпринимателя сокращается, а при снижении заработной платы спрос на труд возрастает. Предложение рабочей силы (труда) также зависит от величины заработной платы, но уже в прямой пропорции, т.е. при повышении реальной заработной платы возрастает предложение труда, а при ее снижении уменьшается1.

В экономической и социальной литературе для определения понятия “безработица” используются различные термины:

Безработица - это социально экономическое явление, при которой часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны.

Безработица - явление в экономике, при котором часть экономически активного населения, желающая работать, не может применить свою рабочую силу.

К безработному по определению МОТ (Международная Организация Труда) относится  индивид, который:

1) не имеет работы в данный момент;

2) предпринимает конкретные и активные попытки найти работу;

3) в данный момент готов приступить к работе.2

В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение рабочей силы над спросом на нее. К безработным, согласно статистике многих развитых стран, относятся лица, не занятые на момент проведения опроса о статусе их занятости, предпринимавшие попытки найти работу в течение предыдущих четырех недель и зарегистрированные на бирже труда.

Существует много неточностей при определении уровня безработицы. Официально используемое определение нормы безработицы можно критиковать как за то, что оно преуменьшает истинное число безработных, так и за то, что оно его преувеличивает. Один из способов преодоления этих неясностей состоит в том, чтобы сопоставить официальное определение безработного с двумя понятиями, значение которых известно на уровне обыденного сознания. Это понятия ”неработающий” и “неспособный найти работу”.

“Безработный” или “неработающий”. Формальные определения занятого и безработного существенно отличаются от простых понятий “работающий” и  “неработающий”. С одной стороны, многие работающие, согласно формальному определению, не попадают в категорию занятых, наиболее значительную часть этой группы составляют люди, занимающиеся ведением домашнего хозяйства и уходом за детьми. Они учитываются в качестве занятых только в том случае если получают денежное вознаграждение за свой труд. Кроме того, в число занятых не включаются  работающие дети до 16 лет, независимо от того, получают они денежную плату за свой труд или работают бесплатно на семейных фермах и т.д.

Также множество работающих нелегально (без оформления на предприятии и соответственно без занесения в список занятого населения, что в наши дни является повсеместным явлением), влияют на показатель безработицы т.к. не являются занятыми. А если они ещё при этом не зарегистрированы на рынке труда (как безработные) то они приравниваются к людям, которые не предпринимают никаких усилий в поисках работы (отчаявшиеся) и они не учитываются при определении численности рабочей силы, что уже само по себе влечет неправильное вычисление уровня безработицы. Однако известно, что более 1,5-миллионное возрастание занятости в России за последние четыре года шло в основном за счет развития, упомянутого выше, именно нелегального (неформального) сектора. Численность занятых в этой сфере экономики, оп последним оценкам, увеличилась на 2,5 миллиона человек3.

Абсурдно, но если индивид не предпринимает усилий по отысканию работы, то он не считается “безработным”, хотя по сути дела он не работает. Безработными не считаются и те, кто отсутствует в данный момент на рабочем месте вследствие болезни и т.п. Они включаются в категорию занятых. Наконец работающие неполный рабочий день или неполную рабочую неделю также считаются занятыми, хотя предполагается, что они стремятся к достижению состояния полной занятости, их ещё иначе называют частично занятыми.

"Безработный" и "неспособный найти работу". Эти сходные понятия на самом деле также лишь приблизительны. Например, в число безработных попадают люди, временно уволенные с места службы, а также нашедшие место работы и предполагающие начать работать в течение месяца. Вряд ли можно также говорить о "неспособности найти работу" у тех, кто оставил прежнее место в поисках лучшего варианта.

Ещё одно, хорошо понятное с точки зрения обыденного сознания, определение безработицы “неспособность  найти работу” также лишь приблизительно соответствует истинному положению вещей. Есть случаи когда численность безработных согласно формальному определению превышает количество людей которые не могут найти работу. Так в число безработных попадают люди, которые лишь временно уволены со своего места службы и деятельность которых в прежней должности будет возобновлена. Люди уже нашедшие место работы  но предполагающие занять его в течение 30 дней также учитываются в качестве безработных. Помимо этого безработными считают и тех кто легко бы мог найти ту или иную работу но продолжает поиски в надежде на лучший вариант. Есть категория людей которых регистрируют в качестве безработных согласно требованиям, предъявляемым программами по перераспределению доходов. Хотя вполне возможно что они не обладают квалификацией того уровня, который необходим для получения работы и занимаются только тем, что ходят с одного места на другое, предлагая свои услуги.  

Однако в некоторых случаях формальное определение численности безработных преуменьшает количество людей которые не могут найти работу. Например, в категорию безработных не попадают так называемые “отчаявшиеся” работники—люди которые прекратили всякие поиски работы, потеряв надежду на то, что их рабочая сила будет востребована. Статистика официально учитывает в качестве “отчаявшихся” активно искавших работу в течение последних 6 месяцев но в настоящее время прекративших поиски. К “неспособным найти работу” вполне можно причислить и категорию частично занятых, т.е. тех кто вынужден работать неполный рабочий или неполную рабочую неделю так как не сумел найти места работы с полной нагрузкой.

Одним из способов избежания неясностей является сопоставление официального определения безработного с понятиями "неработающий" и "неспособный найти работу".

"Безработный и "неработающий". На практике определения безработного и занятого существенно отличаются от понятий "работающий" и "неработающий". С одной стороны, многие работающие не попадают в категорию занятых, например, домохозяйки. Они учитываются в качестве занятых только тогда, когда они за свой труд получают денежное вознаграждение. Кроме того, в число занятых не включаются работающие дети до 16 лет, независимо от того, получают ли они заработную плату за труд или работают бесплатно4.

С другой стороны, совсем не каждый "неработающий" попадает в категорию безработных. К ним можно отнести много людей, не делающих ничего, чтобы найти себе новую работу. Безработными не считаются те, кто отсутствует в данный момент на рабочем месте из-за болезни или плохой погоды, а также так называемые "частично занятые" (работающие неполный рабочий день и т.д.).

1.2 Причины, виды и формы безработицы.

Безработица – это явление, органически связанное с рынком труда. По определению Международной организации труда – безработным признается любой, кто на данный момент не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней. По российскому законодательству, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Современные экономисты считают безработицу естественной и неотъемлемой частью рыночного хозяйства. Дело в том, что практические потребности учета населения вызывают необходимость выделения различных видов занятости.

Критерием разграничения видов безработицы, как правило, служат причина ее возникновения и продолжительность. Так, различают занятость продуктивную, социально-полезную, полную, частичную, рациональную, эффективную. В пределах этих видов занятости выделяют такие формы как частичная и гибкая занятость.

Продуктивная занятость – это занятость населения в общественном производстве. Она характеризует экономически активное население, и соответствует понятию занятости по методологии МОТ и методике Госкомстата России.

Социально-полезная  занятость определяется числом людей не только занятых в общественном производстве, на военной службе, службе в органах внутренних дел, но и обучающихся очно (в трудоспособном возрасте), занятых ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками. Это понятие близко по своему содержанию понятию занятости, данному в Законе (за исключение занятых в домашнем хозяйстве и уходом за детьми и больными родственниками).

Полная занятость -  это такое состояние общества, когда все желающие иметь оплачиваемую работу ее имеют, отсутствует циклическая безработица, но при этом сохраняется естественный  уровень, определяемый фрикционной и структурной безработицей.

Рациональная занятость определяется отношением величины продуктивной занятости к величине занятости социально-полезной.

Эффективная занятость – чисто теоретическое понятие, подразумевающее использование рабочей силы без потерь, когда достигается наибольший материальный результат. 

Добровольная безработица – это безработица связана с нежеланием работать в условиях пониженной заработанной платы, она существует, как правило, при наличии незанятых мест. Это значит, что рабочих не устраивает величина зарплаты, или сам труд, непрестижный, тяжелый, грязный, то есть рабочих не устраивают условия труда.

Скрытая безработица – характерна для отечественной экономики; суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, компания не увольняет работников, а переводит их либо на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска; формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.      

Вынужденная безработица возникает в условиях установления заработной платы выше равновесной точки в результате государственного регулирования, борьбы профсоюзов. В этом случае предприниматели вынуждены уменьшить найм рабочей силы по причине высокого уровня зарплаты. Необходимость уменьшения количества наемной рабочей силы вытекает из конкурентной борьбы, диктуется потребностями снижения издержек.

Можно выделить следующие формы безработицы:

Динамика развития экономики, требующая внедрения прогрессивных технологий,   влечет за собой зачастую реорганизацию, реструктуризацию предприятий, хозяйственных объектов. В этой связи осуществляется набор и обучение кадров, повышение квалификации имеющихся работников, причем, часть сотрудников высвобождается (такие кадры попадают в состав безработных). Так же, как правило, внедрение новых технологий приводит либо к увольнению части рабочей силы, либо к переобучению персонала.  Таким образом, структура предложений труда не отвечает структуре рабочих мест. Данная разновидность безработицы именуется структурной. В этой ситуации инициатором увольнения является работодатель. Структурная безработица связана с закономерностью развития отраслей народного хозяйства и регионов страны. Как правило, например, во Франции избыток рабочих и инженеров в электротехнической промышленности, в Германии – в металлургической. В России в условиях перехода к рыночной экономике наблюдается явный излишек специалистов экономистов. С другой стороны, структурная безработица возникает в результате несоответствия качества рабочей силы и сложности выполняемой работы.  Так, например, в Англии число безработных в последние пять семь лет устойчиво составляет 1.5 млн. человек, в тоже  время число незанятых мест около 1 млн.

Фрикционная (текучая, временная) безработица – это безработица из-за необходимости для уволенного работника найти свободное место по своей специальности, даже если есть такие места на рынке труда, их поиск и переход в новую организацию требуют времени.

Если человеку предоставляется свобода выбора рода деятельности и места работы, то в каждый определенный момент часть работников:

  •  оставили прежнюю работу, но еще не поступили на новую (закончили    сезонную, добровольно меняют место работы);
  •  впервые ищут работу.

В таком случае рынок труда пытается привести в соответствие количество и качество работников и имеющихся рабочих мест. Подобную безработицу называют фрикционной. По существу фрикционная безработица является добровольной, возникающая при этом временная незанятость гражданина не носит принудительного характера.  Фрикционная безработица считается неизбежной и в какой-то мере желательной. Почему желательной? Потому что многие рабочие, добровольно оказавшиеся "между работами", переходят с низкооплачиваемой, малопродуктивной работы на более высокооплачиваемую и более продуктивную работу. Это означает более высокие доходы для рабочих и более рациональное распределение трудовых ресурсов, а, следовательно, и больший реальный объем национального продукта. Фрикционная безработица связана со сменой рабочими места жительства, работы, с повышением квалификации, учебой и т.д. Они то увольняются с работы, то возвращаются на работу  и все добровольно. Этот вид безработицы естественен по своему содержанию.

Разница между фрикционной и структурной безработицей весьма неопределенна. Существенное различие состоит в том, что у "фрикционных" безработных есть навыки, которые они могут продать, а "структурные" безработные не могут сразу получить работу без переподготовки, дополнительного обучения, а то и перемены места жительства; фрикционная безработица носит более краткосрочный характер, а структурная безработица более долговременная и поэтому считается более серьезной.

Циклическая безработица – это невозможность найти работу в регионах и странах, пораженных экономическим спадом, когда даже общее число свободных рабочих мест оказывается меньше числа безработных или когда люди по разным причинам лишены возможности приобрести новую, требуемую рынком, специальность либо перебраться на жительство в районы, где шансы на трудоустройство выше. Циклическая безработица опасна еще и тем, что, кроме социальных бедствий, она приносит еще и явные потери в объеме реального ВВП. Величина такой безработицы резко увеличивается в период спада, а затем стремительно снижается в фазе подъема. В целом же циклическая безработица различна во всех фазах цикла5.

1.3 Уровень безработицы

Оказаться без работы еще не означает стать безработным нужно зарегистрироваться на бирже труда и получить статус безработного. Безработным может стать человек, достигший трудоспособного возраста; не имеющий работы и заработка; готовый приступить к работе, зарегистрированный в службе занятости в целях поиска подходящей работы.

Уровень безработицы – это процент безработной части трудоспособного населения.

Естественный уровень безработицы – это сложившийся в данной стране как средний за многие годы суммарный уровень фрикционной и структурной безработицы.

В целом уровень безработицы складывается из комплекса решений, которые принимаются и теми, кто предлагает свой труд, и теми, кто предъявляет спрос на него. Очевидно, что все они учитывают и возможные выгоды, и ожидаемые издержки в результате принятия тех или иных решений. Темпы роста и уровня безработицы отражают не только растущую нехватку рабочих мест, но и изменения в оценке ожидаемых выгод и издержек, с которыми связаны поиски работы. Как издержки согласия на работу, так и издержки отказа от нее для разных людей весьма различны в зависимости от таких факторов, как пол, возраст, стаж, квалификация, принадлежность к тем или иным профессионально-должностным группам, источники дохода, не связанные с основной работой.

Вместе с тем, растет численность незарегестрированых безработных, которые не считают необходимым обращаться в службу занятости и подчас находят альтернативные источники существования. Это свидетельствует о росте видов деятельности, не учитываемых государственной статистикой, и требует усиления контроля со стороны органов управления.

Характеристики и поведение зарегистрированных и незарегистрированных безработных, как показал анализ, во многом сходны, но есть и различия. Те и другие близки по возрастным категориям, (средний возраст 30 - 39 лет), семейному положению. Мало чем отличаются они и по продолжительности занятости и длительности поиска работы, по отраслевой принадлежности и профессионально-должностным группам, по обстоятельствам незанятости.

Однако между ними проявляется существенное различие по полу. Если среди зарегистрированных безработных всего 10% мужчин и 90% женщин, то среди незарегистрированых - 56,6% мужчин и 43,4% женщин. Имеется и некоторое различие между ними и по образованию. Так, среди зарегистрированных безработных 1/3 - с высшим образованием,1/4 - со средним специальным, свыше 1/3 - со средним общим образованием; среди незарегистрированных - 1/4, 1/3, 2/5 соответственно6. Очевидно, что образовательный уровень зарегистрированных безработных несколько выше, чем незарегистрированных.

1.4 Дифференциация безработицы

Рынку труда своеобразность придает и половозрастная структура населения, определение трудоспособного возраста населения и т.д. Например, в России активным трудоспособным считается возраст от 16 и до 54 для женщин, 16-64 для некоторых категорий мужчин и 16-69 для всех остальных. Очевидно, безработный американец 65 лет никоим образом не будет считаться безработным в России, ибо здесь он будет уже пенсионером, а, следовательно, никакого воздействия на рынок труда оказать не может.

На закономерности функционирования рынка труда существенное влияние оказывает уровень занятости женщин и детей в производстве, где их доля в условиях научно – технического прогресса постоянно возрастает.

Российская статистика безработицы, собираемая и рассчитываемая в соответствии со стандартами МОТ, имеет иной гендерный подтекст, чем приведенная выше статистика занятости. Из данных о динамике по безработице следует, что на протяжении последнего десятилетия безработица среди мужчин была на 5-9 процентных пунктов выше, чем среди женщин. Однако при сопоставлении статистики занятости и безработицы возникают вопросы. Почему мужчины составляют большинство среди безработных, а в результате процессов, происходящих на рынке труда, работу теряют в основном женщины? Этот парадокс нельзя объяснить, если рассматривать только количественную сторону процесса. Однако при сущностном подходе к происходящему можно сделать ряд выводов.

Первый. Между мужской и женской безработицей в России имеются качественных различия: большинство безработных мужчин достаточно быстро находят новую работу, в то время как основная масса женщин, вытесненных из общественного производства, теряют ее практически навсегда.

Второй вывод касается дискриминационного характера государственной политики занятости по отношению к женщинам: государством не только не принимаются никакие меры по выравниванию прав и возможностей женщин на рынке труда, а, напротив, маскируются и замалчиваются проблемы женской занятости и безработицы.

Третий вывод свидетельствует о нереальности для большинства безработных россиянок стать “счастливыми домашними хозяйками”, хотя именно такое решение женского вопроса наиболее упорно пропагандируется СМИ. Однако в условиях глубокого экономического кризиса и падения жизненного уровня большинства населения российские семьи не могут выжить без заработка женщины7.

Как упоминалось выше, труд можно свести по его количественным и качественным характеристикам к следующим видам и формам: квалифицированный и неквалифицированный; простой и сложный; мужской, женский и детский. По уровню оплаты они строго дифференцируются. Такой же дифференциации оплата труда подвергается по национальному и территориальному признаку. Рабочие одной квалификации – немец и турок оплачиваются по-разному в Германии, так же, как и рабочие – металлурги на Крайнем Севере и в Магнитогорске – в условиях России.


2 Особенности российского рынка труда

Реформирование экономики России со всей остротой поставило проблему становления рынка труда как одной из подсистем всего рыночного механизма. С началом реформ многие предприятия стали сокращать излишнюю рабочую силу, то есть «скрытая» форма безработицы перешла в «открытую». Уже к концу 1991 г. в стране появились первые безработные.

За 10 лет экономических реформ у нас в стране сформировалась достаточно специфическая «российская модель» рынка труда. Российский рынок труда воспринимается, скорее, как нагромождение аномалий, нежели целостная и по-своему внутренне стройная система, он труда во многом уникален  и существенно отличается от рынков труда как индустриально развитых, так и постсоциалистических стран. Ему присущи разнообразные нестандартные формы поведения, редко встречающиеся или вообще отсутствующие в других экономиках. Пожалуй, наиболее яркий пример -  это крупномасштабные задержки зарплаты. Однако рынок труда ведет себя не хаотически, а подчиняется вполне определенной логике, вытекающей из особенностей сложившейся модели, которая сформировалась спонтанно, под воздействием решений,  которые принимались независимо друг от друга государством, предпринимателями и работниками. Взаимонакладывающиеся реакции основных участников рынка труда зачастую приводили к результатам, которые никем не прогнозировались и для всех оказывались неожиданными.

Как в действительности повел себя российский рынок труда в условиях переходного периода?

1. Занятость в российской экономике оказалась на удивление устойчивой и не слишком чувствительной к шокам переходного процесса. За весь пореформенный период ее падение составило 12-14% и было явно непропорционально масштабам сокращения  ВВП, которое, по официальным оценкам достигало 40% (в нижней точке кризиса). Таким образом, колебания занятости были слабо синхронизированы с колебаниями объемов производства. В большинстве стран ЦВЕ между темпами сокращения занятости  и темпами экономического спада наблюдался примерный паритет: численность занятых уменьшилась на 20-25% при сравнимой или даже меньшей величине падения ВВП. Другими словами в России занятость снижалась не столько активно, как в странах ЦВЕ, - и это при том, что переходный кризис был намного глубже и длился намного дальше.

2. Поскольку по глубине трансформационного (изменяющегося) спада Россия превосходила страны ЦВЕ, естественно было бы ожидать, что и по масштабам безработицы она также окажется в числе «лидеров». Скажем, в Болгарии, где сокращения производства было сопоставимо с российским, в наиболее кризисные годы безработица охватывала почти четверть всей рабочей силы. Но поведение российского рынка труда было в этом отношении весьма нетипичным. Несмотря на большие глубину и продолжительность переходного кризиса, рост безработицы был выражен слабее и носил менее взрывной характер, растянувшись на достаточно длительный период, в России не наблюдалось каких-либо скачков в динамике безработицы. Ее рост был медленным и постепенным, и лишь на 6м году рыночных реформ она перешагнула 10-процентный рубеж. Но стоило российской экономике вступить в фазу оживления, как показатели безработицы стремительно пошли вниз, уменьшившись почти в два раза: с максимальной отметки 14,6%, зафиксированной в начале 1999г., до 8, 0% в середине 20038. Таких темпов сокращения безработицы не знала ни одна переходная экономика.

3. Необычная черта российского РТ – резкое сокращение продолжительности рабочего времени. На протяжении первой половины 90-х гг. среднее количество рабочих дней, отработанными рабочими в промышленности за год сократилась почти на целый месяц. Такого не знал ни одна из стран ЦВЕ, где показатели рабочего времени оставались достаточно стабильными, мало изменившись по сравнению с дореформированным периодом. И хотя со второй половины 90-х гг. продолжительность рабочего времени в российской экономике начала постепенно увеличиваться, она до сих пор не вернулась к своим исходным значениям. Отклонения от стандартной продолжительности рабочей недели, причем не только в меньшую, но и в большую сторону,  встречались повсеместно. Так, около 15% всех занятых трудились дольше стандартных 40 часов в неделю. Можно утверждать, что с точки зрения изменений продолжительности рабочего времени российский рынок труда демонстрировал нетипично высокую продолжительность.

4. По официальным данным, снижение реальной оплаты труда в России за период 1991-2000 гг. составило около 60%9. Отсутствие обязательной индексации заработной платы привело к тому, что в периоды высокой инфляции сокращение реальной оплаты труда легко достигалось с помощью сохранения на прежнем уровне номинальных ставок заработной платы или их повышение в меньшей пропорции, чем рост цен. Основные «провалы», как показывает опыт, приходились на периоды острых макроэкономических потрясений, резкого ускорения инфляции, когда темпы роста цен далеко отрывались от темпов роста заработной платы. Лишение руководством весомой доли - премий и других поощрительных выплат (порядка 15-20%),  значительно сокращало размер заработной платы. Крайним способом урезания реальной заработной платы служили систематические задержки с ее выплатой.

5. Во всех бывших социалистических странах смена экономического режима была сопряжена с нарастанием неравенства в распределении трудовых расходов. Однако в странах ЦВЕ оно так и осталось достаточно умеренным. В России же углубление дифференциации в заработках было исключительно резким, по этому показателю в полтора-два раза «опережая» другие страны. Отсюда следует, что в российской экономике не только средний уровень оплаты труда, но и структура относительных ставок заработной платы была чрезвычайно подвижной и гибкой.

6. На протяжении всего переходного периода в российской экономике происходил интенсивный оборот рабочей силы. Коэффициент валового оборота, определяемый как сумма коэффициентов найма и выбытия, достигал 43-55% для всей экономики и 45-60% для промышленности, что свидетельствует о ежегодном «перетряхивании» персонала10. Другая, не менее парадоксальная черта – доминирование добровольных увольнений, в то время, когда в других странах основная часть выбытий приходилась на вынужденные увольнения.

В результате он оказался хорошо приспособленным к тому, чтобы амортизировать многочисленные шоки, которыми сопровождается процесс системной трансформации. Приспособление к ним осуществляется прежде всего, за счет изменения цены труда и его продолжительности, и лишь в небольшой степени – за счет изменений занятости.


3 Государственная политика в области занятости
 

Применительно к рыночной экономике идеи экономического либерализма, т.е. политики невмешательства государства в экономику наиболее полно обосновал А. Смит в своем труде «О природе и причинах богатства народов». Были названы важнейшие условия процветания стран и населяющих их жителей: хорошие законы, необременительные налоги и мир. Там же было сформулировано главное правило экономической политики: чем меньше государство занимается экономикой, тем лучше для экономики. Согласно его трактовке, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит «невидимая рука» – личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Как уже говорилось, эта концепция не является достоянием истории: из нее исходят современные теории монетаризма и рациональных ожиданий.

Но в работах Дж.М. Кейнса эта теория подверглась критике и значительной модификации. Он оспаривал факт существования в условиях совершенной конкуренции применительно к рынку труда внутренних механизмов приспособления, приводящих к его равновесию в условиях полной занятости. Кейнс, выступая за активное вмешательство государства в трудовые отношения, считал, что только жесткая негибкая заработная плата обеспечивает состояние равновесия национального дохода. Хотя при этом и сохраняется вынужденная безработица, объясняемая недостаточностью совокупного спроса на труд, но ликвидируется нестабильность, присущая системе совершенной конкуренции11.

Именно при отсутствии эффективной государственной политики формируются механизмы саморегуляции, направленные на выживание семей, включая занятость в неформальном, в том числе и теневом секторе. Само по себе наличие неформальной занятости лишь подтверждает потребность и право граждан на труд. С одной стороны, она позволяет сохранить или даже увеличить доход работника, смягчить социальные последствия кризисных явлений в официальной экономике и обеспечить удовлетворение тех потребностей общества, которые она по тем или иным причинам не может удовлетворить. С другой стороны, истощаются трудовые ресурсы страны в целом, усиливаются диспропорции в экономике, снижается собираемость налогов, да и цена, которую платят за нее женщины, вынужденно оказавшиеся в сфере полукриминальной неформальной экономики, непомерно высоки.

Наиболее типичными формами неформальной деятельности являются уличная и рыночная торговля, услуги населению по строительству, ремонту, пошиву, частный извоз, репетиторство и частные уроки, а также уборка квартир и офисов, приготовление пищи, присмотр за детьми, больными и престарелыми. При этом на таких работах, как ремонт квартир и автомобилей или частный извоз, то есть высокооплачиваемых, преобладают мужчины. Если же речь идет о работе за гроши по найму на хозяина, то здесь практически всегда используется женский труд12.

Выходом из сложившейся ситуации не может быть запрещение труда или усиление гонений на занятых в неформальном секторе. Для России наиболее целесообразно направление политики в области занятости в неформальном секторе может быть попытка локализовать масштабы данного явление и направление его в цивилизованное русло. Для этого, прежде всего надо пересмотреть налоговую политику в отношении малого бизнеса и микробизнеса (самозанятых) и попытаться реанимировать хотя бы те идеи и программы помощи им, которые действовали в середине 90-х годов. Кроме того, при разработке политики занятости для неформального сектора надо учитывать гендерные особенности и специфические (возраст, образование) характеристики занятых работников. Можно с уверенностью сказать, что от того, как будут (и будут ли) решаться в нашем обществе и государстве проблемы неформальной экономики, во многом зависят перспективы занятости в России.

Применительно к сегодняшним российским условиям политика государства на рынке труда не должна замыкаться на поиске оптимальной глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижением потребности населения в рабочих местах и т.п.

В долгосрочном плане при реализации экономической стратегии Россия может столкнуться с рядом объективных ограничений и проблем. Некоторые из них обусловлены демографическими процессами, в частности, старением населения. Начавшееся в начале 90-х годов сокращение общей численности населения продолжится. В то же время до 2005-2006 гг. продолжится рост численности населения в трудоспособном возрасте, что усилит давление на рынок труда, обостряя проблему безработицы, притом, что экономика не будет испытывать нехватки трудовых ресурсов. Вместе с тем появление кадров нового поколения, менталитет и образование которых уже ориентированы на рыночные условия, обострит конкуренцию на рынке труда, что положительно скажется на качестве трудовых ресурсов, занятых в производстве. Это особенно важно с учетом миграционного оттока квалифицированных кадров13.

Достижение оптимально высокой, структурно-рациональной, экономически эффективной и социально-обоснованной занятости – неотъемлемая составная часть процесса восстановления российской экономики. Стимулами этого процесса должны являться рыночные отношения и целенаправленные меры хозяйственной политики на всех уровнях. Если в развитых странах проблемы занятости могут зачастую решатся обособленно, без кардинальных изменений экономической стратегии, то в России для этого требуется коренное преобразование экономики. Это может быть реализовано лишь при финансовой стабилизации, возобновлении экономического роста, увеличении ресурсов для инвестиционной активности и решении социальных проблем. Необходимо эффективное взаимодействие работников, работодателей и государственных органов для согласования путей решения проблем занятости.

Преодолением негативных тенденций в экономике можно существенно содействовать улучшению демографической ситуации, повышению рождаемости. Если же скорейшие меры по нормализации экономического роста не будут приняты, возникнет угроза не только социальной стабильности, но и самому существованию России как государства.

Для решения всех этих задач государство должно прогнозировать ситуацию на рынке труда, находить и поддерживать, либо формировать «точки роста» в экономике, проводить соответствующую структурную, региональную и инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические связи, способствовать адаптации работников к требованиям рынка труда. Следует также учитывать, что возможности государства в области создания новых рабочих мест меньше возможностей частного капитала. Это, однако, не снижает роли государства как гаранта занятости, оно должно стимулировать активность предпринимателей. В то же время государству необходимо ограничивать определенными рамками их поведение на рынке труда, обеспечивая защиту социально уязвимых групп населения и регулируя в сложных ситуациях высвобождение рабочей силы.

Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением занятости, требуется:

  •  появление рыночно ориентированного, защищенного государством и социально ответственного собственника производственных и финансовых ресурсов, поощрение его предпринимательской активности;
  •  привлечение внутренних и иностранных инвестиций;
  •  обеспечение условий для материальной заинтересованности работников, развития их потребностей, расширения инфраструктуры для их удовлетворения, а также соответствия профессионального уровня трудящихся уровню материально-технической базы.

Таким образом, необходима реформа трудовых отношений, призванная ликвидировать разрыв между реалиями рынка труда и иллюзиями сохраняющегося и поныне трудового законодательства как яркого проявления виртуальности нашего “социального государства”. Цель реформирования этой сферы – повысить гибкость рынка труда и мобильность рабочей силы, одновременно обеспечив реальную защиту прав наемных работников и расширение свободы маневра для работодателей и сократив латентные процессы на рынке труда. Для этого целесообразно провести следующие меры14:

  •  повысить роль индивидуальных трудовых договоров (законодательно и на практике), упростить процедуры их расторжения по инициативе работодателя при условии необходимой защиты прав и интересов работника;
  •  на уровне предприятий и организаций изменить содержание и роль коллективных трудовых соглашений с участием профсоюзов;
  •  реформа трудовых отношений должна проводиться поэтапно с учетом радикального характера и многообразия требующихся изменений в трудовом законодательстве;
  •  принять более реалистичные процедуры массовых увольнений.

Условием решения этих задач является не только увеличение ресурсного обеспечения на основе экономического роста, но и развитие законодательства, и соответственное изменение общественного отношения к данным проблемам.

4 Особенности и основные пути решения проблемы безработицы в нашей стране

Становлению рынка труда в России препятствует ряд причин:

  1.  Рынок труда не сбалансирован: с одной стороны, существует достаточно большое число вакантных рабочих мест, с другой стороны, значительное число безработных, чья профессиональная или квалификационная подготовка не соответствует требованиям работодателей.
  2.  По-прежнему существуют административные и правовые ограничения на миграцию рабочей силы (институт прописки).
  3.  Отсутствует реальный рынок доступного жилья, что также сдерживает территориальное перераспределение трудовых ресурсов15.
  4.  Экономика все еще остается высоко монополизованной, что позволяет работодателям диктовать условия занятости, а работники вынуждены их принимать.  

Во многих странах достаточно весомым фактором рынка труда является баланс (соотношение) эмиграции – иммиграции рабочей силы. Например, в США, Англию, Францию, Германию ведут интенсивные потоки рабочей силы. И, наоборот, из Турции и Балкан – столь же сильные интенсивные эмиграционные потоки. Ко второй группе стран в настоящее время присоединилась и Россия.

4.1 Государственная программа занятости населения

Известно, что для решения проблем безработицы была разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда, намечены совместные действия структур государственного управления территориального подчинения в решении конкретных задач. В рамках этой программы в 1991 году была создана Государственная служба занятости населения, которая представляет собой разветвленную систему специальных государственных органов и организаций, осуществляющих реализацию политики занятости населения и социальной защиты временно незанятых граждан, в обязанности которой по отношению к безработному входит:

  •  регистрация его в качестве безработного при наличии на то оснований;
  •  оказание бесплатного посредничества в подборе подходящей работы;
  •  помощь в выборе такой работы, в профессиональной ориентации и трудоустройстве, а также выплата в необходимых случаях пособий и стипендий, оказание материальной помощи.
  •  к правам государственной службы занятости в отношении лица, признанного безработным, относится право требовать от него исполнения обязанностей безработного, предусмотренных Законом о занятости.

Главной же целью деятельности государственной службы занятости является аккумуляция сведений о вакантных рабочих местах и предложение безработным подходящей им работы.

В 1996 году Президент России утвердил Комплексную программу сохранения и развития рабочих мест. Принят этот документ в условиях предвыборного марафона и на деле оказался лишь соглашением о намерениях... Развития программа не получила, властные структуры о ней забыли. Профсоюзам об этом тоже не мешало бы вспомнить и сказать свое слово.

4.2 Российская система защиты от безработицы

Развитие национальных систем защиты от безработицы отражает процесс адаптации социально-экономической политики государств к беспрецедентным переменам в жизнедеятельности общества. Система защиты безработных зародилась во второй половине девятнадцатого века, возникновение института защиты безработных было обусловлено осознанием того, что безработица является источником социальной напряженности в обществе. Созданные биржи способны содействовать региональному или отраслевому перемещению рабочей силы. Политика такого органа рассматривается как результат взаимодействия государства и других институтов рынка труда, в частности, представляющих интересы работников и работодателей.

При всем разнообразии национального опыта системы защиты от безработицы  основными тенденциями их развитии является16:

  •  в организационном аспекте – движение от разрозненных служб помощи безработным к централизованной системе институтов, функционирующих в тесном взаимодействии
  •  в инспекционном аспекте – эволюция от организаций, находящихся в ведении одной социальной группы (рабочих или объединений) либо территориального образования, к системному государственному управлению при тесном сотрудничестве с другими социальными партнерами
  •  в социально-экономическом аспекте – переход от адресной помощи отдельным социальным группам к решению задач регулирования рынка труда в целом

К основным задачам российской системы защиты от безработицы относится: облегчение доступа экономически-активного населения к участию в программах содействия занятости, расширение форм сотрудничества государства с общественными и  частными организациями в ходе осуществления и финансирования активным прогарам, поиск эффективных форм сочетания страховых и нестраховых подходов к оказанию материальной поддержки безработных с учетом новых тенденций. Беспрекословная реализация задач явно способствует улучшению в перспективе ситуации безработицы.

4.3 Профсоюз как инструмент решения проблем безработицы

Профессиональный союз (сокращенно профсоюз) – массовая общественная организация, объединяющая на добровольных началах рабочих и служащих по профессиональному признаку. Они обладают широкими полномочиями: осуществляют контроль за исполнением трудового законодательства, за состоянием техники безопасности на предприятиях, заключают с администрацией предприятия коллективные договоры, разрешают трудовые споры. Но основная задача деятельности профсоюза – повышение заработной платы. В связи с этим видный американский экономист П. Самуэльсон выделяет 3 основных метода, которыми пользуются профсоюзы для достижения этой цели.

  •  Профсоюзы могут ограничивать предложение труда. Это достигается, например, введением высоких иммиграционных барьеров, содействием принятию законов о максимальном рабочем дне, увеличением срока учёбы при подготовке к той или иной профессии.
  •  Профсоюзы могут добиваться повышения ставок заработной платы, содействуя установлению ее выше точки равновесия.
  •  Профсоюзы могут вызвать сдвиг вверх по кривой спроса на труд. При этом могут использоваться любые средства, повышающие спрос на труд, например, содействие установлению высоких протекционистских таможенных тарифов. Эти меры вызовут увеличение спроса на труд внутри данной страны, в результате чего увеличится количество используемого труда и возрастет заработная плата.

В некоторых случаях профсоюз и работодатель могут прийти к такому соглашению, в котором реальная заработная плата возрастает в обмен на согласие профсоюза вносить определенные изменения в производственный процесс, которые могут привести к увеличению производительности труда.

В идеале действия профсоюзов приводят к:

  •  сокращению текучести работников, а соответственно и к уменьшению издержек от текучести;
  •  закреплению правил, обеспечивающих продвижение по службе работников со стажем, что устраняет конкуренцию на внутренних рынках труда и создает стимулы для более старших работников для того, чтобы делиться опытом работы с более молодыми (неформальна профессиональная подготовка на рабочем месте);
  •  обобщение опыта и рационализаторских предложений;
  •  повышению дисциплины и снижению издержек от оппортунистического поведения работников;
  •  сокращению трансакционных издержек заключения трудовых контрактов, заменяя индивидуальные трудовые контракты коллективными соглашениями.

Все это способствует повышению производительности труда и экономической эффективности производства.

4.4 Комплексный подход к решению проблем занятости

Решить проблему увеличения занятости можно, но подходить к этому решению следует комплексно17:

Во-первых, государство должно позаботиться о создании атмосферы социальной стабильности и защищенности для рассматриваемого слоя населения (ведь молодежь – это будущее нации):

  •  пересмотреть и доработать законодательную базу;
  •  откорректировать политику в области трудоустройства;
  •  найти возможности дополнительного финансирования государственных программ и мероприятий в направлении занятости;
  •  разработать систему поощрений, льготного инвестирования и налогообложения регионов с низким уровнем безработицы (тем самым стимулировать местную администрацию в приоритетности решения проблемы занятости) и др.

Во–вторых, органы местной администрации должны активно следить за положением на рынке труда своего региона:

  •  способствовать созданию необходимого количества государственных и коммерческих специализированных институтов, занимающихся трудоустройством, профессиональным консультированием, психологической поддержкой (в частности, специализированных агентств для молодежи, кадровых агентств, центров социально-психологической помощи молодежи, бирж труда и т.п.);
  •  следить за деятельностью государственных служб занятости и городской биржи труда, оказывая необходимую финансовую помощь и организационно-правовую поддержку (при выплате пособий, оплате стажировок, финансировании и организации профессионально-консультационных массовых мероприятий и т.п.);
  •  формировать государственный заказ для вузов на такие специальности, которые соответствуют требованиям времени и условиям сложившегося рынка труда;
  •  обеспечить тесную взаимосвязь в системе: местные органы самоуправления – вузы – рынок труда;
  •  стимулировать предприятия и частных предпринимателей в увеличении количества молодых специалистов при формировании кадрового потенциала фирм (проводить на базе бирж труда и кадровых агентств консультационно-разъяснительные семинары с работодателями; выделять необходимые финансовые средства на начальном этапе апробации молодого специалиста, ввести квотирование численности молодых специалистов на предприятиях, организовывать курсы по планированию кадровой политики для частных предпринимателей).

Заключение

Работа закончена, и становиться очевидным, что проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, а не решив его, невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, так как состояние экономики России сейчас шатко. Несмотря на это за последние 4 года численность занятого населения выросла на 6 %, что создает красивую иллюзию о благополучности сферы занятости. Однако этот видимая иллюзорность обусловлена высоким уровнем занятости населения в нелегальном секторе, люди не спешат регистрироваться, стимулируя тем самым развитие пресловутой «теневой» экономики. Очевидно, что таковая ситуация будет существовать до тех пор, пока экономические реформы коренным образом не произведут тотальный перелом в сложившейся застоялой ситуации.

В наши дни, дни всеобщей обеспокоенности здоровьем и психическим состоянием человека, специалисты, изучив влияние безработицы на население, вынуждены признать, что «безработица – это нечто большее, чем экономическое бедствие, это также и социальная катастрофа. Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, а также к общественным и политическим беспорядкам».

1   Воркуев Б.Л.Ценность, стоимость и цена. –М.: Изд. МГУ, 1995.-168с.

2    Васильев В.П. Государственное регулирование национальной экономики. Учебно-методическое пособие. -  М.: Изд. отдел УНЦ ДО,2002.-104с

3 Предприятие на рынке труда: кто придет на смену // Экономика и жизнь. – №2 - 2004

4 Кашепов А. М. Проблемы предотвращения массовой безработицы в России // Вопросы экономики.-1995.-№5.-С.53-58.

5 Рофе А.И., Забышко Б.Г., Ильин В.В. Рынок труда, занятость населения,     экономика ресурсов для труда: Учеб. пособие / Под ред. проф. А.И. Рофе. -М.: Издательство “МИК” , 1997.-160с.                    

6 Костаков В. д.э.н., к.э.н. Попов А. ( ГУ ИМЭН ). Предприятие на рынке труда: кто придет на смену // Экономика и жизнь. 2004,февраль. -№6.    С. 2 – 3.

7 Римашевская Н., Ванной Д., Малышева М. И др. Окно в русскую частную жизнь. Супружеские пары в 1996 году. - М.: Academia. 1999, с.272.

8 Капелюшников Р. За и против // «Вопросы экономики». - №4 - 2003

9 Капелюшников Р. За и против // «Вопросы экономики». - №4 - 2003

10 Капелюшников Р. За и против // «Вопросы экономики». - №4 - 2003

11 Курс экономической теории. / Под редакцией Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.- Киров, 1999.-С. 233-248

12 Хоткина З. Женская безработица и неформальная занятость в России. // Вопросы экономики. -  №3 - 2000

13 Гавриленков Е. Российская экономика: перспективы макроэкономической политики. // Вопросы экономики. – №4 - 2000.

14 Ясин Е., Алексашенко С. Гавриленков Е., Дворкович А. Реализация либеральной стратегии при существующих экономических ограничениях // Вопросы экономики. – №7. – 2000.

15 Черной Л.С., Экономика. Рынок. Государство. Что нужно сделать, чтобы возродить Россию. -М.: Наука, 2000.-236с

16 Российская система защиты от безработицы в контексте мирового опыта // Вопросы экономики. - №11 – 2000.

17 Черной Л.С., Экономика. Рынок. Государство. Что нужно сделать, чтобы возродить Россию. -М.: Наука, 2000.-236с


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21687. Меры защиты от взаимных влияний 177 KB
  При скрещивании цепи токи влияния поступающие в нагрузки включенные на концах цепей с каждых двух соседних участков имеют противоположное направление и общее влияние между цепями уменьшается. При скрещивании обеих цепей в одном месте уменьшение влияния не будет так как K0 и Kl дважды изменяют свой знак. Однако полная компенсация токов влияния скрещиванием все таки невозможна так как токи влияния на ближний конец с отдельных участков отличаются по амплитуде и фазе. Взаимные влияния возникают в результате наличия между цепями...
21688. ПОСТРОЕНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА 70 KB
  3 а также об объектах 4го порядка. Рассмотрим систему объектов 1го порядка связанную универсальным интерфейсом и рассмотрим её в виде полносвязного ориентированного графа. Вершины графа означают объекты 1го порядка рёбра объекты 2го порядка. Направление стрелки на ребре указывает от какого объекта 1го порядка к какому передаётся взаимодействие.
21689. НЕЙРОННЫЕ СЕТИ 394 KB
  НЕЙРОННЫЕ СЕТИ Нейронные сети начали активно распространяться 20 лет назад они позволяют решать сложные задачи обработки данных. Нейронные сети названы так потому что их архитектура в некоторой степени имитирует построение биологической нервной ткани из нейронов в мозге человека. Первый шаг был сделан в 1943 году с выходом статьи нейрофизиолога Уоррена Маккалоха и математика Уолтера Питтса про работу искусственных нейронов и представления модели нейронной сети на электрических схемах.htm Итак нейронные сети появились как результат...
21690. ТЕХНОЛОГИИ НЕЙРОННОГО УПРАВЛЕНИЯ 181 KB
  Он составляет основу для большинства схем нейронного управления. ТЕХНОЛОГИИ НЕЙРОННОГО УПРАВЛЕНИЯ Во многих реальных системах имеются нелинейные характеристики сложные для моделирования динамические элементы неконтролируемые шумы и помехи а также множество обратных связей и другие факторы затрудняющие реализацию стратегий управления. За последние два десятилетия новые стратегии управления в основном развивались на базе современной и классической теорий управления. Как современная в частности адаптивное и оптимальное управление так и...
21691. Расширение последовательной схемы нейронного управления 106 KB
  Простая процедура обучения для эмулятора выглядит так: {рис. 109} Целью обучения является минимизация ошибки предсказания . 109} Для ускорения сходимости процесса обучения можно использовать другую модель эмулятора: {рис.
21692. Нейронный контроллер 225 KB
  Сегодня мы посмотрим что внутри у нейроконтроллера а также займёмся повышением эффективности оперативного управления. Нейронный контроллер Предположим что объект управления описываемый уравнением является обратимым. Если выход близок к выходу при соответствующих входах то многослойная нейросеть может рассматриваться как контроллер в прямой цепи управления.
21693. Обучение контроллера: подход на основе прогнозируемой ошибки выхода 361.5 KB
  Шаг 1. read ; Шаг 2. {Обучение эмулятора} for := downto 0 do begin :=; ; end; Шаг 3. {Генерация управляющего входного сигнала} :=; или :=; :=; Шаг 4.
21694. ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ 538.5 KB
  ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ В параллельной архитектуре нейронного управления нейронная сеть используется наравне с обычным ПИДрегулятором. Настройка выполняется таким образом чтобы выходной сигнал объекта управления как можно точнее соответствовал заданному опорному сигналу . Из этих примеров следует что даже если удастся разработать хорошую общую стратегию управления может возникнуть необходимость в её настройке с целью получения лучших практических результатов.
21695. ПРИЛОЖЕНИЯ НЕЙРОННОГО УПРАВЛЕНИЯ 453.5 KB
  Далее мы будем изучать примеры практического применения некоторых методов нейроуправления и не только нейроуправления для реальных систем. ПРИЛОЖЕНИЯ НЕЙРОННОГО УПРАВЛЕНИЯ В качестве реальной системы будем рассматривать систему управления температурой водяной ванны инвертированный маятник систему управления генератором в электрическом транспортном средстве и печь как многомерный объект управления со многими входами и выходами. Система управления температурой водяной ванны Система управления представляет собой регулятор температуры для...