86274

Технологический процесс сборки опоры вентилятора с валом

Курсовая

Астрономия и авиация

В ГТД подшипники опор работают в условиях сравнительно высоких радиальных и осевых нагрузок, высоких окружных скоростей. Кроме того, на работоспособность подшипников оказывают значительное влияние такие факторы, как температурное состояние опоры, организация подачи смазки на тела качения...

Русский

2015-04-05

4.33 MB

8 чел.

ГБОУ СПО

«Пермский авиационный техникум им. А.Д. Швецова»

курсовой Проект

Пояснительная записка

дисциплина: Технология сборки двигателей

Технологический процесс сборки опоры вентилятора с валом

АТКП. 160305.09.103.ПЗ

Преподаватель ___________________________________________ О.В.Морина

(подпись, дата)

Студент, гр. АД-09-1________________________________________В.В.Воронин

2012

ЗАДАНИЕ

на курсовое проектирование

Дисциплина: Технология сборки двигателя.

Специальность 160 305 «Производство авиационных двигателей»

Студенту группы АД-09-1 Воронину Вадиму Валерьевичу

                                                         (фамилия, имя, отчество)

Тема проекта: «Технологический процесс сборки опоры вентилятора с валом»

Исходные данные: «Сборочный чертеж», «Технологический процесс сборки прототипа»

           Дата выдачи задания:                                           Срок окончания проекта:

         4 сентября 2012г. 25 декабря 2012г.

2012

1.Содержание пояснительной записки

  Введение

  1. Общая часть

   1.1. Описание сборочной единицы «Опора вентилятора с валом» 

   1.2. Анализ технологичности

  2.  Технологическая часть

   2.1. Анализ заводского технологического процесса

   2.2. Выбор метода сборки

   2.3. Выбор базовой детали

   2.4. Разработка технологической схемы сборки

   2.5. Выбор оборудования, оснастки и транспортных средств

   2.6. Выбор методов контроля и средств измерения

   2.7. Организация выпуска качественной продукции

   2.8. Нормирование операции 0030  «Сборка опоры вентилятора с валом

   2.9. Мероприятия по охране труда, противопожарной защите и охране
            окружающей среды

  3.  Конструкторская часть

     3.1. Описание  «Приспособления для подвески опоры вентилятора»

     3.2. Расчет приспособления

     3.3. Расчет экономический эффективности

   Заключение

   Список литературы

2.Содержание графической части

   1. Чертеж сб.ед. (листов 2, Формат А2)

2. Чертеж приспособления (листов 1, ФорматА1)

3. Схема сборки (листов 1, Формат А1)

3. Комплект технологической документации.

3.1. Титульный лист    (Листов 1, Формат А4).

3.2. Маршрутная карта    (листов 3, Формат А4).

3.3. Комплектовочная карта  (листов 11, ФорматА4)

3.4. Ведомость оснастки    (листов 6, Формат А4)

3.5. Ведомость вспомогательного материала    (лист 1, Формат А4).

3.6 .Операционные карты   (листов 28, Формат А4)

3.7. Карты эскизов    (листов 1, Формат А4).

Задание рассмотрено на заседании ПЦК АД и СТ (протокол № _____ от ______)

Председатель комиссии ____________________________________А.Г. Ярусова

                                                                      (подпись, дата)

Руководитель Работы (проекта) ____________________________О.В. Морина

                                                                      (подпись, дата)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3

1. Общая часть

1.1. Описание сборочной единицы «Опора вентилятора с валом» …………………………………........4

1.2. Анализ технологичности………………………………………………………………………………........6

2.  Технологическая часть

2.1. Анализ заводского технологического процесса.......................................................................................7

2.2. Выбор метода сборки………………………………………………………………………………………...8

2.3. Выбор базовой детали……………………………………………………………………………………….11

2.4. Разработка технологической схемы сборки……………………………………………………………..12

2.5. Выбор оборудования, оснастки и транспортных средств……………………………………………..13

2.6. Выбор методов контроля и средств измерения………………………………………………………….14

2.7. Организация выпуска качественной продукции.......................................................................................15

2.8. Нормирование операции 0030  «Сборка опоры вентилятора с валом………………………….........16

2.9. Мероприятия по охране труда, противопожарной защите
и охране окружающей среды
…………………………………………………………………………………….18

3.  Конструкторская часть

3.1. Описание  приспособления для подвески опоры вентилятора………………………………….........21

3.2. Расчет приспособления………………………………………………………………………………………23

3.3. Расчет экономический эффективности……………………………………………………………………24

Заключение…………………………………………………………………………………………………………25

Список литературы………………………………………………………………………………………………...26

Введение

Двигатель ПС-90А (ПС – Павел Соловьев) относится к классу турбовентиляторных двигателей, является одним из важных достижений российской авиационной промышленности девяностых годов.

Устанавливается на: 

  •  самолет Ил-96-300ПУ Президента РФ;
  •  дальнемагистральный самолет для пассажирских перевозок Ил-96-300; 
  •  

среднемагистральные самолеты для пассажирских и грузовых перевозок Ту-204, Ту-214 и их модификации.

АТКП.160305.09.103 ПЗ

Лист

 3

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

ПС-90А - единственный в России двигатель четвертого поколения, в котором реализованы современные мировые требования к безопасности, экономичности и эксплуатационной технологичности. Как все западные аналоги, ПС-90А  с взлетной тягой 16 тонн эксплуатируется по техническому состоянию в пределах установленных циклических ресурсов основных деталей.

Авиационный двухконтурный двигатель ПС-90А имеет модульную конструкцию. Число модулей - 11. Опора вентилятора является отдельным модулем. Такая конструкция позволяет при поломке какой-либо детали заменить лишь небольшую часть двигателя – модуль вместо целого узла, как было в двигателях предыдущего поколения. Также модульная конструкция обеспечивает взаимозаменяемость деталей между различными модификациями двигателя ПС-90. Назначением опоры вентилятора является фиксирование положения в пространстве, восприятия всевозможных усилий и нагрузок от подвижного узла на другие части конструкции. Качество работы двигателя определяется надежной работой опоры вентилятора.

         При сборке узла, и постановке трубопровода подвода воздуха  с двумя уплотнительными    кольцами имели место случаи повреждения этих колец из-за неодинакового диаметра с трубопроводом, срезы на их поверхности, в результате чего в этих местах нарушалась   герметичность – нагнетающий воздух частично вытекал назад и давление, с которым воздух должен был удерживать масло не хватало – в результате происходило вытекание масла из опоры, попадание во внутренние полости, и как следствие - досрочные снятия двигателя и ремонты, а это не экономично.
       Для устранения дефекта предлагаю заменить кольца на комплект колец, так как они одного диаметра с трубопроводом, установить гайку и пружину, что бы не раскручивалась гайка.


1.1.Описание сборочной единицы «Опора вентилятора с валом»

1.1.1  Общие сведения об опорах ГТД

В общем случае опора ГТД в своем составе обязательно содержит основные элементы – статорную и роторную части и подшипник. Статорная (корпусная) часть 1 опоры – передает усилия от неподвижного кольца подшипника на корпус двигателя. Роторная часть 2 опоры – передает усилия от ротора двигателя на подвижное кольцо подшипника. Подшипник 3 опоры – сопрягает подвижный ротор и неподвижный корпус, передает усилия от роторной части к статорной части опоры. Все эти элементы опоры являются силовыми, они обеспечивают передачу усилий от ротора на статорную часть двигателя.

Кроме силовых элементов в состав опоры могут входить отдельные элементы систем обеспечения работоспособности подшипника, а именно:

  •  Детали уплотнений масляной полости;
  •  Детали системы смазки подшипника;
  •  Детали наддува уплотнений масляной полости.

1.1.2. Условия работы и особенности конструкции подшипников ГТД

В ГТД подшипники опор работают в условиях сравнительно высоких радиальных и осевых нагрузок, высоких окружных скоростей. Кроме того, на работоспособность подшипников оказывают значительное влияние такие факторы, как температурное состояние опоры, организация подачи смазки на тела качения, наличие частиц загрязнения в масле, точность изготовления, а также конструктивные особенности непосредственно самих подшипников.

В опорах ГТД применяются исключительно подшипники качения: однорядные шариковые – для восприятия радиальных и осевых нагрузок и роликовые – для восприятия радиальных нагрузок.

АТКП.160305.09.103 ПЗ

Лист

 4

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

1.1.3.  Конструкция опоры вентилятора двигателя ПС-90А

Опора вентилятора с валом консольная из титанового сплава. Крепится задним фланцем к разделительному корпусу. Внутри опоры вентилятора расположены: вал вентилятора 2, шарикоподшипник 3, труба 4 и коллектор подвода воздуха, детали лабиринтного уплотнения шарикового подшипника 6, 7, 8 и трубки 10 подвода масла к шарикоподшипнику с двумя жиклерами 11.

Опора шарикоподшипника ротора низкого давления расположена в «холодной» зоне и не требует специальных мероприятий по обеспечению теплового режима. На этой опоре происходит передача осевого усилия с ротора низкого давления на корпус. В ней установлен радиально-упорный подшипник 3. На внутреннем кольце подшипника выполнен технологический бурт для съема подшипника при разборке. Наружное кольцо подшипника установлено в корпус 1. Внутреннее разъемное кольцо подшипника установлено на валу 2 ротора. Подача масла на шарикоподшипник осуществляется через форсунку 11 во внутреннюю коническую полость резьбовой втулки 5, которая одновременно является индуктором для трех датчиков частоты вращения ДЧВ-2500 ротора вентилятора. Датчики закреплены на опоре вентилятора в стаканах. Под действием центробежных сил во внутренней конической полости втулки создается масляная ванна, откуда масло по пазам в вале ротора поступает под внутреннее кольцо подшипника и через отверстия в кольце – на тела качения. Уплотнения масляной полости осуществляется лабиринтами 7 и 8, причем на лабиринте выполнен маслоотбойный буртик. Для наддува лабиринтов используется воздух из противообледенительной системы двигателя.

    Одной из характеристики является частота оборотов вала вентилятора около 6000 об/мин.

    

   Технические требования на соединения и взаимное положение деталей:

   1.Общие требования к изготовлению - по ТУ 08.195

   2.Перед сборкой на резьбовые соединения нанести смазку ПФМС-4С ТУ 6-02-917-79.

   3.Биения контролировать на спец. приспособлении. Обеспечивать подбором дет. поз. 26, 28,    33...41, 72.

  4.Размеры, посадки, обозначения и требования для справок.

  5.Радиальный зазор роликоподшипника поз. 180 на валу под нагрузкой 10 кгс - 0.025...0.050 мм.

  6.Момент затяжки гайки поз. 30 - 700...750 кгс м с предварительной затяжкой 900...950 кгс м.

  7.После затяжки гайки поз.30 маркировать знак "М" в одной плоскости с маркировкой "М" на дет.   поз.30 способом ЭХ  шрифтом 3...5

  8.Момент затяжки гайки поз. 99 - 40...100 кгс м с предварительной затяжкой 100...105 кгс м.

  9.Момент затяжки гайки поз. 83 - 0.8...1,0 кгс м.

 10.Момент затяжки дет. поз. 160, 162,164, 166, 168 - 0.8...1, 2 кгс м.

 11.Момент затяжки дет. поз. 170, 172 - 2,0...2,5 кгс м.

 12.Балансировать вал вентилятора динамически в двух плоскостях коррекции Ж и И с технологическим кольцом Т. Допускается кольцо Т на балансировку не ставить. Балансировочные базы Ш и К.

 13.Коррекцию дисбаланса в плоскости Ж производить постановкой балансировочных втулок поз.  48...50, в плоскости И - постановкой балансировочных грузов поз. 75.

 14.Точность балансировки - 4 класс по ОСТ1 41798-78.

 15.Прокачку жиклеров трубопроводов поз.16, 18 производить маслом МС-8П ГОСТ 3801163-78 нагретым до температуры (80  20) С под давлением 5...6 кгс/см по ОСТ1 00792-75. Суммарный расход при давлении 3,9...4,0 кгс/см и температуре 70...80 С - 5,0...5,4 кг/мин. Контролировать визуально попадание в зазор Ц струй масла через жиклеры сб. ед. поз.16. Попадание струй масла на поверхн. У и Т1 на длине l не допускается.

 16.Класс чистоты внутренних полостей сб. ед. поз. 16,18 не грубее 9 по ТУ08.003.

 17.Дет. поз.32 не допускается обжимать дважды в одном и том же месте. Проверить обжимку под двукратным увеличением. Трещины не допускаются.

 18.Стык Н2 фланца лабиринта уплотнить эмалью, приготовленной по АК-93.

 19.Посадки без особых указаний измерять при каждой сборке.

 20.Посадки при переборках модуля соответствуют посадкам первой сборки, если не указано особо.

 21.Монтаж трубопроводов по ТУ 08.130.

 

 

 

 

        

АТКП.160305.09.103 ПЗ

Лист

 5

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

1.2.  Анализ технологичности

Качественный анализ технологичности сборки опоры вентилятора:

  1.  Вал, имеющий массу более 16 кг. имеет технологическую оснастку, позволяющую использовать грузоподъемные средства для сборки;
  2.  В конструкции предусмотрена базовая деталь (вал), удобная для размещения в приспособлении при сборке, приспособление имеет возможность менять угловое положение вала, что облегчает сборку;
  3.  Компоновка сборочной единицы обеспечивает сборку при неизменном базировании, с минимальным количеством разборок (при обеспечении торцевых биений);
  4.  Составные части узла максимально стандартизированы и унифицированы (уплотнительные кольца, винты, втулки);
  5.  Компоновка узла обеспечивает легкосъемность и быстросъемность составных частей;
  6.  Количество пригоночных и разметочных операций при сборке данного узла минимально.

Количественная оценка технологичности конструкции изделия выражается показателями, числовыми значениями которых характеризуют степень удовлетворения требований технологичности конструкции.

  1.  Коэффициент сборности

,         (1.2.1)

где  – число сборочных единиц в изделии

– число деталей в изделии

 

  1.  Коэффициент применяемости унифицированных деталей в изделии

,                       (1.2.2)

где - число стандартных деталей в изделии,

– общее число деталей в изделии

 

АТКП.160305.09.103 ПЗ

Лист

 6

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата


2. Технологическая часть

2.1. Анализ заводского технологического процесса

        Достоинства заводского ТП являются:

  •  применение типовых ТП
  •  применение высокопроизводительного инструмента и оборудования
            

         Недостатком заводского ТП является несовершенство конструкции, которое заключается в  нарушении герметичности, изменения в конструкции которой собирались произвести.

С двумя кольцами(1), установленными на трубе подвода воздуха(8).

                                                    

С комплектом колец(128), гайкой(129) и пружиной(130), установленных на трубе подвода воздуха.

                       

АТКП.160305.09.103 ПЗ

Лист

 7

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

                               

2.2. Выбор методов сборки

  Таблица 1

Детали

Метод сборки

Кольца регулировочные 33...41

Регулирование

Подшипники

Групповой подбор

Остальные детали

Полная взаимозаменяемость

Расчет размерной цепи    

При сборке опоры вентилятора необходимо произвести замер размеров, необходимых для подбора регулировочного кольца (33)..(41). Для этого необходимо выполнить подсчет толщины регулировочного кольца.

Используемые размеры:

 

    А = 43,5мм. Размер от переднего торца наружной обоймы подшипника до заднего фланца обоймы;

    Б = 8мм. Толщина лабиринта переднего;

    В = 8мм. Толщина лабиринта заднего;

    Г = 63,2мм. Размер от фланца переднего вала вентилятора до торца упорного вала под лабиринт;

    Д = 448мм. Размер от заднего фланца опоры до торца опоры под шарикоподшипник;

    Е = 575мм. Установочный размер.

  

                                                                 

  

   

     

АТКП.160305.09.103 ПЗ

Лист

 8

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

      Для расчета толщины регулировочного кольца (33)...(41) необходимо произвести расчет
     размерной цепи.

АТКП.160305.09.103 ПЗ

Лист

9

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

    Исходные данные:           

     А1 = 8-0,01 мм;

     А2 = 8±0,005 мм;

     А3  = 63,2-0,01 мм;

     А4 = 575±0,1 мм;

     А5 = 448±0,005 мм;

     А6 = 43,5-0,01 мм.

      

     А1, А2, А4, А5, А6 – уменьшающие звенья;

     А3 – увеличивающее звено.

  1.  Определим номинальный размер замыкающего звена:

                         

    А= А3 – (А12456) = 575 – (8+63,2+8+43,5+448) = 4,3 мм.      (2.2.1)

  1.  Определим середину поля допуска замыкающего звена по формуле:

Т0∆ = Т03 – (Т01 02040506), Для этого определим середину полей допусков     (2.2.2)   составляющих звеньев:

    Т0∆ = Т03 – (Т01 02040506) = 0(0+(−0,005)+(−0,005)+(−0,005)+0) = 0,015       (2.2.3)

   

  1.  Определяем допуск замыкающего звена, сложив допуска всех звеньев:

           Т = Т010203040506  = 0,01 + 0,01 + 0,2 + 0,01 + 0,01 +0,01 = 0,25     (2.2.4)

  1.  Определяем предельные отклонения допуска замыкающего звена:

 

                                                                 (2.2.5)           

                                                            (2.2.6)                                    

     Результат:

         Расчет размерных цепей показал, что толщина регулировочного кольца равна 4,3 мм с допуском на установку  +0,0245 мм.

АТКП.160305.09.103 ПЗ

Лист

10

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

2.3. Выбор базовой детали

Базовой деталью при сборке опоры вентилятора является вал вентилятора, так как эта деталь    удовлетворяет всем критериям выбора базовой детали:

  1.  имеет наибольшие размеры в отличие от других ДСЕ и может выполнять функцию сборочного приспособления;
  2.  не деформируется под действием рабочих нагрузок, её положение устойчиво и неизменно при сборке;
  3.  обеспечивает простую сборку при неизменном базировании, присоединяемые детали свободно устанавливаются на деталь сверху простым прямолинейным движением;
  4.  обеспечивает необходимое положение деталей относительно друг друга.

АТКП.160305.09.103 ПЗ

Лист

11

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

АТКП.160305.09.103 ПЗ

Лист

12

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

2.4. Разработка технологической схемы сборки

  

Сборка осуществляется вертикально.  Начинается с базовой детали (вал вентилятора).

2.5. Выбор оборудования, оснастки, транспортных средств

         Выбор оборудования:

  •  электрограф для маркирования деталей.
  •  для нагрева обоим подшипников используется электропечь.

Выбор оснастки:

  •  для комплектования и сборки узла используется подвеска;
  •  для затяжки гаек на определенный момент используется приспособление и
    редуктор с динамометрическим ключом;
  •  для удаления мелких частиц металла после контровки пластинчатыми замками;
    используется пневмоотсасыватель

Выбор транспортных средств:

  •  для транспортировки деталей со склада и на участок промывки используется тележка

АТКП.160305.09.103 ПЗ

Лист

13

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

2.6. Выбор методов контроля и средств измерения

       При сборке двигателей и его узлов кроме визуального контроля ДСЕ применяются методы контроля, позволяющие выявить дефекты деталей, которые невозможно выявить при визуальном контроле (микротрещины, несплошности материала и т.д.).

        При сборке опоры вентилятора с валом используются следующие виды контроля:

      

  1.  Дефектоскопия:
  •  Магнитный контроль (МК). Ему подвергаются детали: внутренние и наружные кольца подшипников

  1.  Измерение:

  Таблица  2              Выбор  средств измерения в зависимости от измеряемого параметра

Название измеряемого параметра

Размер с
допуском

Средство
измерения

Посадочный диаметр на валу вентилятора (2) под шариковый подшипник (182)

Ø 210

Микрометр МРИ 250-0,001

Посадочный диаметр вала вентилятора(2) под роликовый подшипник(180)

Ø 110

Микрометр   МРИ-250-0,001

Посадочный диаметр корпуса подшипника (5) под шариковый подшипник (182)

Ø 306

Нутромер НИ 250-450-0,001

Диаметр втулки (24) по гребешкам по первому пояску

        Ø 119,8 – 0,035


    Микрометр МРИ 125-0,001

Диаметр втулки (24) по гребешкам по заднему пояску

       Ø 118,4 – 0,035

Микрометр МРИ 125-0,001

Наружный диаметр лабиринта (26) по переднему гребешку

      Ø 253.8 – 0,052

Нутромер НИ 250 450-0,001

Наружный диаметр лабиринта (26) по заднему гребешку

    Ø  254  -0,052

Нутромер НИ 250-450-0,001

Наружный диаметр лабиринта (28) по переднему гребешку

     Ø  273.8 -0,052

Нутромер НИ 250-450-0,001

Наружный диаметр лабиринта (28) по заднему гребешку

Ø  274 -0,052

Нутромер НИ 250-450-0,001

Наружный диаметр гребешков лабиринта фланца(87)

    Ø  276  - 0,052 мм

Нутромер НИ 250-450-0,001

            

АТКП.160305.09.103 ПЗ

Лист

14

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

2.7. Организация выпуска качественной продукции

 Технологическая дисциплина является необходимым условием и основой изготовления продукции в соответствии с требованиями конструкторской, технологической и нормативной документации, действующей на предприятии.

Целью контроля технологической дисциплины является предупреждение возможных нарушений технологических процессов, исключение производственного брака, повышение стабильности качества выпускаемой продукции, предотвращения преждевременного выхода из строя оборудования и технологической оснастки, предупреждение производственного травматизма, уменьшение издержек производства и охраны окружающей среды.

Для выпуска качественной продукции используются такие виды контроля как входной, операционный и приёмочный. Оснастка, инструмент, приспособления проверяются на соответствие технологическим требованиям, а измерительный инструмент проверяют на точность измерения. Для стимулирования выпуска назначают премии за хорошую и качественную работу, создание благоприятных условий труда с соблюдением норм и правил охраны труда.   

    Выполнение сборочных работ производится по технологическим документам, качество выполнения которых также контролируется службами технического контроля, метрологии и главного технолога.

Контроль технологической документации включает:

Технический контроль – осуществляет служба главного технолога, при этом проверяется правильность составления технологического процесса, выполнение которого обеспечивает выпуск изделия в соответствии с требованиями чертежа.

Нормаконтроль – проверка документации на соответствие нормативным документам, стандартам по правильности и полноте выполнения.

Метрологическая экспертиза – проверка правильности выбора средств измерения.
        Для повышения квалификации производятся аттестации рабочих на разряд, проводятся внеплановые инструктажи. Для стимулирования труда рабочих предусмотрены поощрения, премии, благодарности.  

АТКП.160305.09.103 ПЗ

Лист

15

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

2.8. Нормирование операции 0030 «Сборка опоры вентилятора с валом» [6]

 Таблица 3 Нормирование операции

n/n

Содержание работы

№ карты,
позиции

Оперативное время
мин

1

Установить на трубу подвода воздуха(8)комплект колец(128)

K 81, поз 2

T=0,071

2

Установить на трубу гайку(129)

K 85, поз 3

T=0,22

3

Установить на трубу пружину(130)

K 44, поз 1

T=0,014

4

Установить трубу(8) в корпус подшипника(5)

К 80, поз 1

T=0,35

Установить на корпус кронштейн

К 11, поз 1

Т=0,014

5

Закрепить кронштейн(127) винтом(160) с шайбой
контровочной(112)

К 57, поз 3

Т=0,026

6

Установить на корпус подшипника штуцер

К 86, поз 1

Т=0,41

7

Затянуть винты (162)

К 57, поз 1

T=0,032

8

Контрить винты шайбами контровочными(113)

К 33, поз 1

Т=0,041

9

Подсоединить трубу(8) к штуцеру(85)

К 11, поз 5

Т=0,022

10

Затянуть гайку трубы(8) к штуцеру(85)

К 57, поз 1

Т=0,032

11

Замерить размер от переднего торца
подшипника до торца трубы подвода воздуха(8)

К 25, поз 16

Т=0,07

12

Затянуть винты(160) и (166) крепления трубы

К 57, поз 1

T=0,032

13

Контрить винты шайбами(112)

К 33, поз 1

Т=0,041

14

Протереть замшей, смоченной в нефрасе посадочную
поверхность в корпусе подшипника(5)

15

Установить шарикоподшипник(182) в корпус
подшипника(5)

К 93, поз 1

T=1,0

16

Затянуть винты(170)

К 57, поз 1

Т=0,032

17

Контрить винты(170) шайбами(114)

К 33, поз 1

Т=0,041

18

Нанести на посадочные поверхности фланцев(89)
кремнийорганическую эмаль

К 18, поз 9

Т=0,11

19

Скрепить фланцы(89) технологическими винтами
с гайками

К 54, поз 1

Т=0,054

20

Протереть замшей, смоченной в нефрасе посадочную
поверхность на валу вентилятора(2)

К 23, поз 1

T=0,066

21

Смазать маслом МС-20 посадочную поверхность
на валу вентилятора(2)

К 18, поз 17

Т=0,063

22

Установить на вал фланцы(89) и(87)

К 40, поз 1

Т=0,026

23

Установить на вал лабиринты(26) и(28)

К 40, поз 1

Т=0,026

24

Установить на вал кольцо регулировочное(33)…(41)

К 40, поз 1

Т=0,026

25

Установить на вал(2) переднюю полуобойму до упора

К 40, поз 1

Т=0,026

26

Установить на вал(2) корпус подшипника95)

К 16, поз 5

К 40, поз 1

Т=0,014
Т=0,026

27

Закрепить фланцы(89) и (87)к корпусу подшипника  винтами

К 57, поз 3

Т=0,026

АТКП.160305.09.103 ПЗ

Лист

16

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

28

Установить на вал(2) заднюю полуобойму до упора

К 40, поз 1

Т=0,026

29

Навернуть на вал вентилятора(2) гайку(30)

К 57, поз 2

Т=0,028

30

Затянуть гайку(30) крепления деталей
шарикоподшипника(182)

К 57, поз 1

Т=0,037

31

Залить шарикоподшипник(182) маслом МС-20

К 19, поз 1

Т=0,072

32

Провернуть корпус подшипника(5) вокруг своей оси

К 94, поз 1

Т=0,07

33

Контрить гайку(30) замком(32)

К 33, поз 2

Т=0,041

34

Выполнить затяжку винтов(160)

К 57, поз 1

Т=0,040

35

Закрепить фланцы(89) и (87) к корпусу подшипника
винтами

К 57, поз 3

Т=0,026

36

Установить на вал(2) заднюю полуобойму до упора

К 40, поз 1

Т=0,026

37

Навернуть на вал вентилятора(2) гайку(30)

К 57, поз 2

Т=0,028

38

Затянуть гайку(30) крепления деталей
шарикоподшипника(182)

К 57, поз 1

Т=0,037

39

Залить шарикоподшипник(182) маслом МС-20

К 19, поз 1

Т=0,072

40

Провернуть корпус подшипника(5) вокруг своей оси

К 94, поз 1

Т=0,07

41

Контрить гайку(30) замком(32)

К 33, поз 2

Т=0,041

42

Выполнить затяжку винтов(160)

К 57, поз 1

Т=0,040

43

Протереть замшей, смоченной в нефрасе посадочную поверхность вала(2)
под роликовый подшипник

К 23, поз 1

T=0,066

44

Смазать маслом МС-20 посадочную поверхность
на валу вентилятора(2)

К 18, поз 17

Т=0,063

45

Навернуть гайку(99) крепления деталей пакета
роликоподшипника(180)

К 54, поз 1

Т=0,059

46

Затянуть гайку(99)

К 57, поз 1

Т=0,040

47

Смазать маслом МС-20 сепаратор с роликами и внутреннюю обойму роликоподшипника(180)

К 18, поз 17

Т=0,063

48

Вывернуть вал вентилятора(2) в горизонтальное положение

К 14, поз 6

Т=0,042

49

Измерить радиальный люфт роликоподшипника на валу

К 25, поз 24

Т=0,11

50

Вывернуть вал вентилятора(2) в вертикальное положение

К 14, поз 1

Т=0,023

51

Отвернуть гайку(99)

К 56, поз 27

Т=0,13

52

Протереть внутреннюю полость стапеля замшей, смоченной в нефрасе

К 23, поз 1

T=0,066

53

Смазать маслом внутреннюю полость стапеля МС 20

К 18, поз 17

Т=0,063

54

Установить стапель на опору

К 38, поз 1

Т=0,020

55

Закрепить стапель прихватами

К 28, поз 1

Т=0,14

56

Залить технологический роликоподшипник маслом

К 19, поз 1

Т=0,072

57

Установить крышку стапеля

К 11, поз 1

Т=0,014

58

Закрепить крышку винтами

К 56, поз 19

Т=0,082

59

Транспортировать опору вентилятора на участок балансировки

К 14, поз 1

Т=0,39

60

Время на организацию техн. Обслуживания aобс

К 2

2,5 %

61

Время на подготовительно-заключительное апз

К 2

1.5 %

62

Коэффициент, учитывающий число приемов К1

К 6

1,15

63

Коэффициент, учитывающий число деталей в партии К2

К 7

0,9

64

Коэффициент, учитывающий тип производства К3

К 5

0,8

65

Коэффициент, учитывающий условия работы К

К 8

1

Итого

5,5293

АТКП.160305.09.103 ПЗ

Лист

17

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

2.9. Мероприятия по охране труда, противопожарной защите и охране окружающей среды [5]

   

  1.  Мероприятия по технике безопасности

До начала работы:


 1.Надеть предусмотренную нормами спецодежду и индивидуальные средства защиты

2.Проверить исправность грузозахватных приспособлений. На каждом приспособлении должна быть чётко обозначена предельная грузоподъёмность, инвентарный номер и дата испытания. Без указанного обозначения грузозахватные приспособления применять запрещается.

3.Проверить исправность грузоподъёмных кранов на холостом ходу.

4.Проверить исправность инструмента и приспособлений. При укладке их на стеллаже не допускать свисания за край стеллажа.

5.Оборудование, работающее на электроэнергии, проверить на наличие заземляющих проводников, и их исправность.

6.Перед маркированием убедится в исправности установки и инструмента, наличие резинового коврика на рабочем месте. Наружным осмотром убедится в исправности заземления установки и надёжной изоляции инструмента.

7.Убедиться, не загромождено ли рабочее место и подходы к нему. Проверить исправность и устойчивость вспомогательного оборудования. Изделия, приспособления и инструменты располагать таким образом, чтобы обращение с ними не вызывало излишних движений

8.Работник, пользующийся ручными тележками для перевозки грузов, обязан проверить состояние ручной тележки – соответствие тележки виду и весу перевозимого груза; устойчивость тележки; легкоуправляемость; наличие предохранительных скоб на рукоятках ручных тележек; исправность ободов колёс; надёжность закрепления колёс тележки гайками.

       Во время работы:

 1.Выполнять только порученную работу и строго по технологии

       2.Не производить работу на неисправном оборудовании или неисправным инструментом

       3. При сборке и разборке изделий строго руководствоваться технологией, как в  последовательности сборки, так и в применении инструмента и приспособлений

       4.При наворачивании или отвёртывании гаек, болтов и т.п. усилие на ключ прилагать на себя

       5.При пользовании отвёрткой не удерживать деталь в руке для предупреждения  травмирования рук при срыве отвёртки. Лезвие отвёртки должно быть подобрано соразмерно прорези.

        6.Беречь руки от ударов и защемлении.  

АТКП.160305.09.103 ПЗ

Лист

18

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

        7.При контровке проволокой, при натяжении проволоки плоскогубцы не располагать на уровне лица во избежание травмирования.

       8.При откусывании проволоки, шплинтов плоскогубцы располагать таким образом, чтобы откусываемым концом проволоки не нанесло травму. В месте откусывания концы проволоки подогнуть. Отходы, оставшиеся при откусывании проволоки, складировать в спецурну.

       9.При постановке узла или изделия на тележку, стенд или подставку, а также перед сборкой убедится в надёжности его закрепления и устойчивости.

     10.При сборке узлов и изделий не допускать разлива масла и других жидкостей на полу. При наличии масла на полу немедленно его убрать.

     11.Во избежание травматизма при работе со стапельной оснастки подвижные узлы закрепить. На стапелях не должно быть острых частей. Крепление узлов при монтаже производить без применения посторонних предметов. Установку крупногабаритных приспособлений на стапель  производить тельфером; допускается производить установку приспособлений весом до 40кг. двум рабочим.

     12.При испытании узлов и агрегатов не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к проводимой работе.

      13. Устранять дефекты, производить подтяжку соединений, разъединять трубопроводы; снимать агрегаты топливной системы разрешается только после полного сброса давления в системе.

      14.При работе слесарным молотком лицо исполнителя не должно находится в плоскости удара

      15.Не работать пневмоинструментом с приставных лестниц.

      16.К работе по маркированию допускаются лица, аттестованные по работе на приборах ЭХ и ЭИ согласно технологии.

      17.Категорически запрещается работать на незаземлённом приборе.

      18.Запрещается производить какой-либо вид ремонта на включённом в сеть приборе.

      19.Запрещается оставлять без надзора оператора включённый в сеть прибор.

    По окончании работы:

         1.По окончании работы с пневмоинструментом перекрыть вентиль воздуховода, отсоединить шланги снять рабочий инструмент, привести пневмоинструмент в порядок и сдать в кладовую;

         2.Выключить установку для маркирования;

         3.Выключить электропечь и пульт управления;

         4.Не оставлять тележки на проезжей части цеха. Тележки хранить только в специально отведенном месте;

         5. Обо всех неисправностях, замечаниях по работе пневмоинструмента, установки для маркирования, электропечи сообщить мастеру для принятия мер;

         6. Снять спецодежду;

         7. Вымыть лицо и руки тёплой водой с мылом

     

Мероприятия по противопожарной защите

1.К самостоятельной работе допускаются лица, не моложе 18 лет, прошедшие предварительный медицинский осмотр при поступлении на работу.

2.Рабочие должны быть обеспечены спецодеждой, спецобувью.

3,Кисти, ёршики и щетки, используемые для нанесения клея, смол, лаков и подобных веществ не должны содержать синтетических материалов.

4.Работающие должны быть обеспечены необходимым исправным инструментом из цветного металла или омеднённым. Промывочные ванночки должны иметь самозакрывающиеся крышки, а бидоны – винтовые крышки.

5.Помещения работы с ЛВЖ и ГЖ должны быть обеспечены первичными средствами. пожаротушения пенными огнетушителями, асбестовым полотном размером  ящиками ёмкостью 0,5 л, с сухим песком и совками, воздушно-пенными аппаратами.

6.На рабочих местах количество ЛВЖ и ГЖ не должно превышать односменной потребности. Нормы должны быть согласованы с пожарной охраной.

7.Хранение ЛВЖ, ГЖ и других пожароопасных материалов на рабочих местах не допускается, кроме содержания ЛВЖ и ГЖ в стендах, аппаратах в которых они находятся в качестве технологической жидкости.

8.Полы должны быть несгораемыми, электропроводящими, ровными, нескользящими и исключающими искрообразование.

АТКП.160305.09.103 ПЗ

Лист

19

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

      9.В помещениях с ЛВЖ силовое электрооборудование и осветительная электропроводка должны быть во взрывобезопасном исполнении.

10.При переливании ЛВЖ ёмкости и шланги должны надёжно заземлятся переносным заземлением.

     11.Пролитые на оборудование, изделия, агрегаты, оснастку, а также на пол ЛВЖ, ГЖ, клей, герметики, лакокрасочные и другие пожароопасные материалы должны быть немедленно убраны с помощью ветоши, салфеток, опилок и других материалов.

     12.Запрещается во избежание накопления статического электричества пользоваться батистовыми и шёлковыми фильтрами.

АТКП.160305.09.103 ПЗ

Лист

20

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

   Действия при пожаре. 

  Должностное лицо, прибывшее к месту пожара, обязано:

   - Убедится, что о пожаре сообщено в пожарную часть.

   - Возглавить руководство тушением пожара до прибытия пожарной охраны.

   - Выделить для встречи пожарных подразделений лиц хорошо знающих     расположение. .подъёмных путей и водоисточников.

   - Проверить включение автоматической системы пожаротушения.

   - Удалить из помещения за пределы цеха или опасной зоны всех рабочих и служащих не занятых. ликвидацией пожара.

   - В случае угрозы для жизни людей немедленно организовать их спасение.

   - Поставить в известность руководство предприятия .

Мероприятия по защите окружающей среды

На машиностроительных предприятиях с целью охраны окружающей среды проводят следующие мероприятия:

- для уменьшения забора свежей воды из поверхностных источников и подземных источников, применяют повторное водоснабжение (вода из цехов поступает в градировки, где охлаждается, подвергается очистке и поступает обратно в цех). Отработанные ЛВЖ, масла собирают в специальный контейнер, расположенный под землей.

- для предотвращения загрязнения атмосферы совершенствуют газоочистные сооружения (агрегатное отделение оборудовано вытяжной вентиляцией, в которой установлены фильтры, пылеосаждающие установки). Металлические отходы пакетируются по сортам и используются повторно в литейных цехах.

Совершенствование и дальнейшее развитие природоохранной деятельности на  машиностроительных предприятиях способствует снижению напряженности в ресурсодобывающих и перерабатывающих отраслях, сохранению природных ресурсов для следующих поколений, а также позволяет улучшить здоровье людей.

АТКП.160305.09.103 ПЗ

Лист

21

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

3. Конструкторская часть

3.1. Описание  приспособления для подвески опоры вентилятора

  1.  Приспособление – подвеска. Подвеска предназначена для подвешивания узла, для упрощения сборки опоры вентилятора.    
  2.  Элементы приспособления:

Сборочные единицы

  1.  Крестовина  (1)

Детали

  1.  Зацеп             (3)
  2.  Штырь           (3)
  3.  Планка          (6)
  4.  Канат             (3)

Стандартные изделия

  1.  Коуш              (6)
  2.  Штифт            (3)
  3.  Винт                (3)
  4.  Гайка              (9)
  5.   Винт               (6)
  6.   Винт               (3)
  7.   Шплинт         (9)
  8.  Назначение элементов приспособления:

Крестовина предназначена для установки. Зацеп предназначен для зацепления опоры штырем. Планка предназначена для закрепления на зацеп и установки коуша. Канат нужен для удержания зацепов с установленной на них опоры вентилятора.

  1.  Принципиальная схема приспособления

  1.  Схема  для расчета элемента приспособления

АТКП.160305.09.103 ПЗ

Лист

22

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

АТКП.160305.09.103 ПЗ

Лист

23

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

3.2. Расчет приспособления [2]

 

 Общая масса узла = 66кг

Узел подвешен на трех зацепах, поэтому идет распределение нагрузки на каждый зацеп =22кг.             Мгайки = 12   Мвинта  = 12   

 F = Mg   F=22*9,8=215, 6 Н

Выполняем расчет на срез. (Аркуша А.И. Техническая механика. М. «Высшая школа» 1983. Стр 177)

Условие прочности при расчете на срез записывается в таком виде:

 ср = F/(iAср) ≤ [ср] , где    (3.2.1)

 ср - расчетное напряжение среза в поперечном сечении детали

 F – поперечная сила, возникающая в этом сечении;

Аср – площадь поперечного сечения срезаемой детали

 I – число соединительных деталей

[ср] – допускаемое напряжение при расчетах на срез =(0,25..0,35) или (0,55..060)

Аср = πd2/4 = 3.14*122/4 =113,04.

 ср = 215,6/(3*113,04) ≈0,60.  0,60 ≤ [ср]

3.3. Расчет экономической эффективности

   Расчет экономической эффективности изменения в технологическом процессе при выпуске опор вентилятора с валом легко отслеживается из расчета процента брака:

  1.  Кдо = nмес/Nмес * 100%            (3.3.1)

 где  Nмес – количество годных изделий, изготовленных за год

        nмес - количество забракованных изделий.

        Кдо – коэффициент брака до введения изменения в технологический процесс.

 

  Кдо = 6/120 * 100% = 5%

   

  1.  Кпосле = nмес/Nмес * 100%        (3.3.2)

  Где Кпосле – коэффициент брака после введения изменения в технологический процесс.

  Кпосле = 3/120 * 100% = 2,5%

  1.  К = Кдо - Кпосле                          (3.3.3)

Где К – коэффициент разности брака до введения и после введения изменения в технологический процесс.

К = 5% - 2,5% = 2,5%

   После введения изменения в технологический процесс количество забракованных изделий уменьшилось на 2,5%

АТКП.160305.09.103 ПЗ

Лист

24

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

АТКП.160305.09.103 ПЗ

Лист

25

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

Заключение

  Проанализировав технологический процесс сборки опоры вентилятора с валом, был выявлен недостаток заводского ТП сборки, который заключался в несовершенстве конструкции. Несовершенство конструкции опоры вентилятора приводило к нарушению герметичности, которое приводило к необходимости досрочных снятий двигателей в ремонт, а это не экономично. Было предложено мероприятие по доработке конструкции, целесообразность введения которого было доказано в данном курсовом проекте. В процессе проделанной работы  был обоснован выбор оборудования, оснастки, средств контроля и измерения, выбор методов сборки, выбор базовой детали сборки и приведена технологическая схема сборки, так же произведен расчет размерных цепей и расчет на срез сборочного приспособления.

  В результате внедрения в технологический процесс сборки опоры вентилятора доработанной конструкции был снижен брак на 2.5 % из 5% возможных.

Список литературы

Амирова Ю.Д. Справочник технологичность конструкции изделия. «Машиностроение», 1990.

Аркуша А.И. Техническая механика. М. «Высшая школа» 1983.

Беляев Н.М. Сопротивление материалов. М. «Наука»1976.

Коростелева Е.М. Экономика, организация и планирование машиностроительного производства. М. «Высшая школа», 1984.

Новиков Ю.В. Охрана окружающей среды. М. «Высшая школа», 1987.

Общемашиностроительные нормативы времени. М. Экономика 1991.

АТКП.160305.09.103 ПЗ

Лист

26

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82131. Літературна вітальня, присвячена творчості Максима Рильського для учнів 7–8-х класів 74.5 KB
  У глибині сцени вміщено портрет М.Т.Рильського на панно із зображенням грон винограду та троянд, під ним цифри 1895 –1965. По центру сцени підставка, на якій лежить рушник, відкрита книга М.Рильського, підсвічник із запаленими свічками.
82132. Це мова моя, це мова моєї країни! 53.5 KB
  Щоб почистити нашу першу криницю потрібно дібрати якнайбільше 1 спільнокореневих слів з коренем добр доброта доброчинність доброякісний 2 синонімів до слова доброта людяність. Бліцо-питування на швидкість кожній команді Сукупність слів її словниковий склад називається Слова близькі за лексичним значенням...
82133. Екологічна казка на новий лад «Золота рибка» 36 KB
  Ведучий. Пливуть хмаринками роки, В історії ідуть роки. Та казка завжди серед нас Нагадує про себе повсякчас. Ведуча. Коли і хто її складав, А потім нам розповідав – Не скажемо тепер ми вам, Ніхто про це не знає сам. Ведучий. Казка – вигадка, проте, Щось в ній, браття, не пусте.
82134. ПОДОРОЖ ДО ЗООПАРКУ 56 KB
  Будують клітки для звірів та інші споруди зоопарку оздоблюють територію. Працівники радіовузла: Кореспонденти ведуть репортаж з місця подій редактор готує передачі в яких виступають: науковий співробітник медпрацівник бригадир будівельників директор зоопарку; транслюється концерт за заявками...
82135. До перлин зоряного неба! 51 KB
  Мета: ознайомити учнів з історією освоєння космічного простору; розкрити роль вітчизняної науки та українських вчених у створенні теоретичних основ космонавтики; показати визначальну роль астрономії у формуванні наукового світогляду людини, співробітництво України з іншими країнами...
82136. Пересопницьке Євангеліє – скарб минулого, святиня сьогодення 183.5 KB
  Мета: формувати в учнів повагу і бережливе ставлення до творчих надбань українського народу, розкрити значення Пересопницького Євангелія як визначної рукописної пам’ятки староукраїнської літературної мови і мистецтва, національної реліквії та державної святині; показати важливість Православ’я...
82137. Підведення підсумків осінніх спостережень, з’ясування змін, що відбуваються в живій та неживій природі, прихід Зими 412 KB
  Мета. Дати поняття про зміни, які відбуваються в природі восени та на початку зими; розширити знання учнів про характерні ознаки зими серед рослин, тварин; розвивати спостережливість, творчу уяву, мислення; виховувати дбайливе ставлення до природи, любов до прекрасного.
82138. Історична сторінка 299.5 KB
  Скільки часу потрібно П’ятачку Вінні Пуха під дубом чекати Щоб Вінні Пух 49 метрів зміг здолати І дупла дуба яке міститься на цій висоті дістатися Та справжні чи ні бджоли які в ньому проживають дізнатися. Скільки стовпчиків потрібно Джері підготувати Щоб зводячи паркан всі ями використати.
82139. НАШІ ДРУЗІ – ДИТЯЧІ ЖУРНАЛИ 38.5 KB
  Ознайомити учнів із дитячими журналами розвивати пізнавальні інтереси розширювати читацький кругозір сприяти вихованню доброзичливості товариськості шани до рідного слова. Ми прийшли, малята, щоб вас привітати, Щастя, успіху усім радо побажати! Ви не можете, малята, все про все на світі знати.