86321

Фармакотерапия артериальной гипертензии. Клиническая фармакология гипотензивных средств

Лекция

Химия и фармакология

Цель занятия: На основе знаний этиологии патогенеза клиники гипертонической болезни знаний по фармакокинетике и фармакодинамике лекарственных средств уметь выбирать препараты и давать рекомендации по вопросам фармакопрофилактики и фармакотерапии данных заболеваний. Студент должен знать: патогенез клинику...

Русский

2015-04-05

174 KB

15 чел.

   

Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Башкирский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра фармакологии №2

УТВЕРЖДАЮ

                                                             Зав. кафедрой __________________

                                                             «___» _______2014 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

по самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе

на тему: «Фармакотерапия артериальной гипертензии. Клиническая фармакология гипотензивных средств»

Дисциплина Фармакотерапия

Специальность 060301 Фармация

Курс IV

Семестр VIII

Уфа 2014

Тема: «Фармакотерапия артериальной гипертензии. Клиническая фармакология гипотензивных средств»

Цель занятия: 

На основе знаний этиологии, патогенеза, клиники гипертонической болезни, знаний по фармакокинетике и фармакодинамике лекарственных средств, уметь выбирать препараты и давать рекомендации по вопросам фармакопрофилактики и фармакотерапии данных заболеваний.

Студент должен знать:

  •  патогенез, клинику гипертонической болезни;
  •  основные принципы лечения гипертонической болезни;
  •  фармакокинетику, фармакодинамику гипотензивных средств;
  •  синонимы, аналоги препаратов.

Студент должен уметь:

  •  выбирать наиболее эффективные и безопасные лекарственные препараты;
  •  давать информацию о новых лекарственным средствам;
  •  предложить рациональную замену лекарственным средствам при их отсутствии в аптеке.

Основные учебно-целевые вопросы для внеаудиторной работы.

1.  Механизмы нервной регуляции АД.

  1.  Механизмы гуморальной регуляции АД.
  2.  Этиопатогенез артериальных гипертензий и гипертонических кризов.
  3.  Роль ренин – ангиотензиновой системы в регуляции АД.
  4.  Классификация гипертензивных средств.
  5.  Сравнительная характеристика гипотензивных средств центрального нейротропного действия.
  6.  Сравнительная характеристика антагонистов РААС.
  7.  Сравнительная характеристика гипотензивных средств периферического нейротропного действия.
  8.  Сравнительная характеристика гипотензивных средств миотропного действия.
  9.  Сравнительная характеристика диуретиков в качестве антигипертензивных средств.

Цель лечения ГБ – предупреждение прогрессирования заболевания и развития осложнений (ИБС, инсульт, недостаточность кровообращения, перемежающаяся хромота, почечная недостаточность).

Пограничная АГ:

    -    мероприятия по модификации образа жизни больного;

  •  ограничение потребления соли, алкоголя;
  •  снижение избыточной массы тела;
  •  повышение физической активности;
  •  отказ от курения;
  •  диетическая коррекция нарушений липидного состава крови.

Определение и классификация уровней артериального давления (Рекомендации ЕОАГ-ЕОК 2003 и 2007, Национальные рекомендации по профилактике, диагностике и лечению артериальной гипертензии, второй пересмотр, 2004)

Таблица 1

Классификация АГ в зависимости от степени поражения органов мишеней.

                                                                                                          Таблица 2.

Стадия I

Стадия II

Стадия III

Нет объективных призна-ков органических измене-ний

По меньшей мере один из следующих призна-ков:

- Гипертрофия левого желудочка.

- Генерализованное и очаговое сужение артерий сетчатки.

-Протеинурия и /или небольшое повышение уровня креатинина в плазме (1,2-2,0 мг/дл).

-Атеросклеротическая бляшка при УЗИ или рентгенологическом исследовании

По меньшей мере один из сле-дующих признаков:

- Сердце: стенокардия, инфаркт миокарда, недостаточность кровообращения.

- Головной мозг: динамическое нарушение мозгового кровооб-ращения, инсульт, гипертоническая энцефалопатия.

- Глазное  дно:   кровоизлияния   и эксудаты   в  сетчатке, отек соска зрительного нерва.

- Почки:концентрация креатинина в плазме крови 2,0 мг/дл, почечная недостаточность.

- Сосуды: расслаивающая ане-вризма, симптомы окклюзирующего поражения артерий.

Ингибиторы АПФ               

                                                                                                     Таблица 3.                                                     

Международное наименование

Патентованное

наименование

Химический состав

Каптоприл

Алкадил, Ангиоприл,

Ацетен, Апо-капто,

Катопил,  Капотен,

Тензиомин

Сульфгидрил -

содержащие

Эналаприл

Рамиприл

Лизиноприл

Периндоприл

Квинаприл

Спираприл

Цилазаприл

Трандолаприл

Моэксиприл

Беназеприл

Инворил, Ренитек, Энам, Энап, Эднит, Апо-Энал,

Тритаце

Даприл, Лизир,Привинил, Престариум

Аккупро

Ренпресс

Инхибейс

Гоптен

Моэкс

Лотензин

Карбоксил -содержащие

Фосиноприл

Моноприл

Фосфор-содержащие

Выбор гипотензивных препаратов при сопутствующих заболеваниях.

Таблица 4.

Заболевание или синдром

Рекомендуемые препараты

Диуретики

ББ

АК

ИАПФ

Бронхиальная астма

      +

      -

        +

       +

Перемежающаяся хромота

      +

      -

        +

       +

Стенокардия напряжения

      +

     ++

       ++

       +

Хроническая недостаточность кровообращения

      

      +

      

         -

       ++

Постинфарктный кардиосклероз

+

++

++

Гиперлипидемия

-

-

+

         +

Сахарный диабет

     -

-

+

++

Андроидное ожирение

-

-

+

++

Фармакотерапевтические эффекты ИАПФ и АРА II  

Таблица 5.                                                                                     

Эффекты

ИАПФ

АРА

Однонаправ-ленные:

Гипотензивное действие

Кардиопротективное  действие

Ренопротективное действие

Ангиопротективное действие

Влияние на углеводный,липидный и пуриновый обмен

Содержание ангиотензина I

Содержание  альдостерона

Содержание  норадреналина

+

+

+

+

0

      

     

+

+

+

+

0

Различия:

  •  подавление активности АПФ
  •  влияние на рецепторы А  II
  •  содержание ангиотензина II

  •  содержание брадикинина
  •  содержание простагландинов I2 и Е2

+

0

0

+

0

0

              Рациональные комбинации антигипертензивных средств:

  1.  диуретик + - адреноблокатор (Теноретик, Лопрессор, Индерид)
  2.  диуретик + ингибитор АПФ (Нолипрел)
  3.   - блокатор + антагонист Ca (Логимакс)
  4.   антагонист Са + ингибитор АПФ (Лотрель, Лексель, Тарка).

Возможные комбинации:

  •  диуретик + блокатор АТ1 – рецепторов;
  •  диуретик + агонист имидазолиновых рецепторов;
  •  бета-блокатор + 1- адреноблокатор;
  •  антагонист Са + блокатор АТ1 – рецепторов;
  •  антагонист Са + агонист имидазолиновых рецепторов;
  •  ингибитор АПФ + агонист имидазолиновых рецепторов.

Отличительные симптомы  и примерная неотложная терапия основных клинико-патогенетических вариантов гипертонических кризов.

Таблица 6.

Варианты кризов

Основные отличитель-ные клинические симптомы кризов

Неотложная медикаментозная терапия

Относительно противопоказа-ны к примене-нию

Гипертензивный кардиальный криз

При АД выше 220/120 признаки острой лево-желудочковой недостаточности; ортопноэ, сердечная астма, ослабление I тона сердца, акцент II тона над стволом легочной артерии, интерстици-альный, затем альвеолярный отек легких

В/в: дроперидол 0,25%-2 мл,

Лазикс 40-80 мг, коргликон,

В/м пентамин 5%-0,5-1 мл. Сублингвально: нифедипин 20мг  или нитроглицерин по 1 табл. каждые 10 мин (5-6 раз) . При недостаточном гипотензивном эффекте капельно в/в нитропруссид натрия или ганглиоблокаторы.

β-адреноблока-торы

Церебральный ангиогипотони-ческий криз

«Типичная » головная боль, повышение  АД, заторможенность,

тошнота, рвота и другие вегетативные расстройства, «общемозговые» симптомы в неврологическим статусе

В/в: седуксен10 мг, дибазол, девинкан 10 мг.

В/м: клофелин 0,01%-0,5 мл, магния сульфат 25% 10 мл, анальгин, при частой рвоте этаперазин 2 мл. При недост. снижении АД вводить  клофелин.

Папаверин, нитраты.

Церебральный ишемический криз

Очаговые неврологические нарушения  (расстройства чувствительности, парезы, дизартрия, нарушения статики)

В/в: седуксен 10 мг, девинкан, клофелин,  при недостаточном снижении  АД через 20 мин пентамин (капельно).

Нитраты, мощные диуретики

Домашнее задание по рецептуре:

  1.  Гипотензивное средство центрального действия.
  2.  Кардиоселективный   - адреноблокатор.
  3.  Ингибитор АПФ.
  4.  Препарат для купирования гипертонического криза.
  5.  Диуретик для лечения ГБ.

Задания для внеаудиторной работы по изучаемой теме.

1. Эффекты ангиотензина II:

  1.  Повышение тонуса резистивных артериол.
  2.  Повышение ригидности крупных артерий.
  3.  Повышение тонуса вен, увеличение венозного возврата  к сердцу.
  4.  Положительный инотропный эффект.
  5.  Прессорный эффект, обусловленный стимуляцией центров регуляции АД в головном мозге.
  6.  Повышение тонуса симпатической и уменьшение тонуса парасимпатической нервных систем.
  7.  Стимуляция задержки Nа+ и воды, опосредованная через активацию синтеза альдостерона корой надпочечников.
  8.  Стимуляция центра жажды в ЦНС.
  9.  Трофический эффект: стимуляция пролиферации кардиомиоцитов и клеток гладкой мускулатуры сосудов.

2. Выбрать гипотензивные средства центрального действия:

  1.   папаверин;
  2.  клофелин;
  3.  каптоприл;
  4.  метилдопа.

3. Выбрать кардиоселективный – адреноблокатор:

  1.   пропранолол;
  2.   резерпин;
  3.  окспренолол;
  4.  атенолол.

4. Выбрать ингибитор ангиотензинпревращающего фермента:

  1.  дибазол;
  2.  резерпин;
  3.  эналаприл;
  4.  рауседил.

5. Какой из препаратов не вызывает тахикардии:

  1.  фентоламин;
  2.  тропафен;
  3.  празозин.

6. Каков механизм действия каптоприла?

  1.  «Тотальный» - адреноблокатор.
  2.  Постсинаптический - адреноблокатор.
  3.  Блокатор кальциевых каналов.
  4.  Блокатор РААС.
  5.  Каков механизм действия верапамила?
  6.  Блокатор гистаминовых рецепторов.
  7.  Постсинаптический - адреноблокатор.
  8.  Блокатор РААС.
  9.  Блокатор кальциевых каналов.

7. При лечении - адреноблокаторами происходит:

  1.  Уменьшение общего периферического сосудистого сопротивления.
  2.  Увеличение ОЦК.
  3.  Уменьшение образования ренина.
  4.  Увеличение образования ренина.

8. Вискен влияет на общее периферическое сосудистое сопротивление:

  1.  Увеличивая его.
  2.  Снижая его.
  3.  Не влияет на него.
  4.  Вначале повышая, а затем снижая.

9. Из перечисленных гипотензивных средств наиболее выражен синдром отмены препарата у:

1) Резерпина;

2) Допегита;

3) Клофелина;

4) Гидрохлортиазида.

10. Не происходит задержки натрия и воды при длительном лечении:

1) Метилдофой;

2) Клофелином;

3) Гидралазином;

4) Верапамилом.

11. Для купирования гипертонического криза, осложненного острой левожелудочковой недостаточностью, следует использовать внутривенное введение:

1) Фуросемида;

2) Финоптина;

3) Сердечных гликозидов;

4) Пропранолола.

12. Для лечения артериальной гипертонии у больных с нарушением    азотовыделительной функции почек не рекомендуется использовать:

1) Гидрохлоротиазид;

2) Гидралазин;

3) Нифедипин;

4) Фуросемид.

13. При лечении артериальной гипертонии резерпин не рекомендуется совмещать с:

1) Нифедипином;

2) Гидрохлортиазидом;

3) Допегитом;

4) Каптоприлом.

14. Из диуретиков при лечении артериальной гипертонии наиболее часто используется:

1)Гидрохлоротиазид;

2) Фуросемид;

3) Этакриновая кислота;

4)Спиронолактон

Литература основная:

Клиническая фармакология и фармакотерапия. под ред. В.Г.Кукеса – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2006.-640с.

Избранные лекции по фармакотерапии. под ред. Х.М.Насырова. - Уфа: Здравоохранение Башкортостана, 2003. – 524с.

Дополнительная:

Лекарственные средства: пособие для врачей. под ред. Машковского. - М. Д. изд. 14-е, перераб., испр. и доп. - М.: Новая волна, Т.1,2.- 2001. –  608 с.

Клинические рекомендации + фармакологический справочник: общая врачебная практика: руководство для врачей. под ред. И.Н.Денисовой, Ю.Л.Шевченко. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004.-184с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76538. Диктант как метод обучения и форма контроля 32 KB
  Диктант как метод обучения и форма контроля. Среди упражнений с помощью которых происходит формирование умений и навыков используется списывание простое и осложненное обучающие диктанты а также упражнения творческого характера: конструирование словосочетаний и предложений изложения и сочинения малых форм; разные виды грамматического разбора. В методике разработаны различные виды обучающих диктантов. Диктант с карточками удобен на первых этапах закрепления: дети записывают слова поднимая карточку с изучаемой орфограммой что позволяет...
76539. Теоретические методы усвоения русского языка 26.5 KB
  Теоретические методы усвоения русского языка. Федоренко выделяет методы практического изучения языка объяснение непонятных слов подготовка устных сообщений письменных сочинений составление планов конспектов тезисов исправление ошибок грамматических и стилистических обучение работе со справочной литературой методы теоретического изучения языка беседа сообщение чтение правил в учебнике методы теоретикопрактического изучения языка различные упражнения: при изучении грамматики грамматический разбор анализ готового материала...
76540. Языковой разбор и его роль в формировании знаний, навыков и умений обучающихся 30 KB
  Языковой разбор и его роль в формировании знаний навыков и умений обучающихся. Языковый разбор представляет собою лингвистический анализ и толкование предложенного учителем дидактического материала: это могут быть отдельные слова предложения небольшие тексты. Языковый разбор основывается на рецептивной деятельности учащихся так как проводится на готовом языковом материале восприятие которого сквозь призму изученных понятий и правил и составляет суть метода. В зависимости от того какое умение отрабатывается различаются следующие виды...
76542. Методы практического изучения языка и обучения речи. Анализ текста на уроке русского языка 26.5 KB
  Анализ текста на уроке русского языка. Сочинение – вид письменной школьной работы – изложение своих мыслей знаний на заданную тему Анализ текста. анализ текста создаёт условия для формирования у школьников представления о языковой системе реализации внутрипредметных межуровневых а также метапредметных связей включает уроки русского языка в единую систему филологического образования. Определить тему и проблему текста 3.
76543. Урок как основная форма обучения. Основные свойства и структура урока 32.5 KB
  Урок как основная форма обучения. Основные свойства и структура урока. Классификация: урок объяснение новых знаний введение новых теоретических понятий уроки закрепления формирования умений и навыков урок повторения и обобщения урок контролирования или контрольный урок. комбинированный урок классический Классификация в соответствии с ведущим методом обучения: урок лекция урок семинар урок практикум урок зачетТак же выделяются уроки развития речи2 направления: развитие речи на уроке с любой темой то есть изучение грамматики и...
76545. Методика изучения раздела «фонетика, графика, орфоэпия». Цели, содержание, методы обучения 31 KB
  Необходимо при изучении словообразования: буквы имеющие два один звук. Цель изучения: осознаное усвоение звуковой системы языка; знакомство с орфоэпическими нормами СРЛЯ; формирование орфографических навыков.Задачи:Формирование основных фонетических понятий: звук слог ударение интонация; ать представление о русской графике как науке устанавливающей общие принципы передачи звучащей речи на письме; Развивать фонематический слух учащегося и на этой основе формировать орфографическую грамотность школьника; Закрепить умение обозначить звуки...
76546. Методика обучения лексике и фразеологии. Цели, содержание, методы обучения 34 KB
  Цель формирование представлений о лексико фразеологической системе русского языка; знакомство со лексическим и нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса учащихся; Задачи: формирование основных лексических понятий знакомство с разными способами пополнения словарного запаса научить школьников определять роль лексических и фразеологических единиц речи сформировать умение школьников использовать лексику и фразеологизмы в соответствии с лексич значением научить пользоваться разными видами словарей В начальной школе...