86332

Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Книга

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Успешно решать задачи по формированию показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации и определению факторов их изменения по обоснованию резервов повышения эффективности производства можно только обладая знанием методик анализа и практическими навыками.

Русский

2015-04-05

71.5 KB

1 чел.

ТЫВИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, АНАЛИЗА И АУДИТА

Маркова Г.И.

КОМПЛЕКСНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Методические  указания

по организации  самостоятельной работы студентов.

Специальность: 080109.65

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Кызыл – 2010

Введение

Учебный курс «Комплексный экономический анализ» - важнейший в процессе формирования профессиональных знаний менеджера, экономиста, бухгалтера, аудитора. Его значение обусловлено ролью анализа в управлении по формированию показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций независимо от форм собственности.

Работа в рыночной экономике усиливает ответственность организаций за конечный результат хозяйственной деятельности. Работники экономических служб должны уметь обосновать принимаемые управленческие решения по использованию производственного потенциала организации, правильно оценивать ее финансовое состояние и финансовые результаты, видеть перспективу развития. Успешно решать задачи по формированию показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации и определению факторов их изменения, по обоснованию резервов повышения эффективности производства, можно только обладая знанием методик анализа и практическими навыками.

Методические указания  для самостоятельной работы студентов подготовлены с целью повысить уровень обучения экономистов  и обеспечить непрерывность изучения тем по учебному курсу «Комплексный экономический анализ».

Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой курса «Комплексный экономический анализ». Каждая глава включает объекты анализа, задания для решения практических задач, вопросы к семинарским занятиям и для самостоятельной подготовки, методические указания, таблицы.

Основными источниками информации для решения практических задач являются  формы бухгалтерской и статистической отчетностей, данные по формированию статей бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и соответствующих бухгалтерских счетов, по формированию выручки от реализации, себестоимости реализованной продукции, прибыли от реализации, нераспределенной прибыли конкретного предприятия (с некоторыми сокращениями), а также дополнительные плановые и прогнозируемые показатели, выписки из отчетности. Практические занятия, проводимые с использованием этих источников информации, являются основным средством выработки навыков аналитической работы.

Задания следует выполнять изучив, как формируются анализируемые показатели, что позволяет обосновывать факторы их изменения. С этой целью необходимо использовать лекции, учебники и учебные пособия по курсу.

Материал за предыдущий, отчетный и на прогнозируемый периоды приведен, как правило, в отчетах, в выписках из отчета и таблицах. В некоторые формы отчетности включена дополнительно плановая информация. Необходимо самостоятельно подобрать фактическую информацию в отчетах, по плану за предыдущий период и перенести ее в приведенные в заданиях аналитические таблицы или расчеты.

По каждому заданию в соответствии с рекомендациями необходимо обосновать выводы, что обеспечивает логическое осмысление формирования анализируемых показателей и факторов их изменения.

Самостоятельная работа студента проводится с целью более глубокого изучения и экономико-логического осмысления вопросов по формированию показателей экономики организации, ее платежеспособности и конкурентоспособности, закрепления и углубления знаний, полученных студентами при изучении материалов лекций, учебников, учебных пособий и научной литературы, а также для развития творческого мышления, навыков самостоятельной работы.

При написании методических указаний особое внимание уделялось раскрытию методик анализа по следующим разделам:

- введение в комплексный экономический анализ;

-анализ производства и реализации продукции;

-анализ организационно-технического уровня и других условий производства;

- анализ основного капитала;

- анализ состояния и использования труда;

- анализ материальных ресурсов;

- анализ себестоимости продукции;

- анализ финансового состояния.

Следует учесть возможность компьютерного выполнения отдельных пунктов задания.

Тема 1. Введение в комплексный экономический анализ

  1.  Понятие, цели и содержание комплексного экономического анализа.
  2.  Роль комплексного экономического анализа в управлении предприятием.
  3.  Информационное обеспечение комплексного экономического анализа.

Тема 2. Анализ организационно-технического уровня и других условий производства

  1.  Значение   и   задачи   анализа   организационно-технического уровня производства.
  2.  Информационная база анализа организационно-технического уровня производства.
  3.  Содержание анализа организационно-технического уровня и других условий производства.

Тест к теме 2

1. Под организационно-техническим уровнем предприятия понимаются:

а) состояние и степень совершенства технической базы производства, технологические приемы, организационные методы, обусловливающие эффективность использования ресурсов и качество готового продукта;

б) оргтехуровень производства, качество и уровень готовой продукции, уровень управления предприятием, совершенствование методов хозяйственного руководства;

в) все вышеперечисленное.

2. Организационно-технический уровень производства включает:

а) уровень техники, технологии производства;

б) уровень организации производства и труда;

в) все вышеперечисленное.

3. Под относительным состоянием организационно-технического уровня понимается:

а) состояние организационно-технического уровня, достигнутое в данный момент;

б)степень прогрессивности, совершенство организационно-технического уровня анализируемого объекта в сравнении с критерием сопоставления;

в)все вышеперечисленное.

4. Анализ  организационно-технического уровня способствует:

а) выявлению неиспользованных возможностей повышения эффективности производства;

б)планомерному и целенаправленному внедрению достижений НТП в производство, проведению единой технической политики;

в)всему вышеперечисленному.

5. К основным задачам анализа организационно-технического уровня относят:

а) изучение достигнутого уровня техники, технологии и организации производства и труда;

б) сводную оценку состояния и эффективности организационно-технического уровня производства;

в) выяснение степени влияния оргтехуровня производства на показатели эффективности производства в целом;

г) разработку конкретных путей совершенствования организационно-технического уровня и повышения его эффективности.

6. Информационная база анализа организационно-технического уровня включает:

а) бухгалтерскую и статистическую отчетность;

б) планы и отчеты о наличии и использовании средств производства, внедрении новой техники и технологии, организации производства и труда;

в) внеучетные сведения;

г) все вышеперечисленное.

7. Особенностями информационной базы анализа организационно-технического уровня является следующее:

а) доля бухгалтерских источников информации значительно меньше по сравнению с другими разделами анализа;

б)  разовый характер использования некоторых сведений;

в) при сравнении требуется обязательная проверка методической однородности исчисления показателей организационно-технического уровня;

г) отсутствие четкого закрепления ответственных лиц за теми или иными источниками информации.

8. К  направлениям анализа организационно-технического уровня относятся:

а) анализ уровня техники и технологии;

б) анализ эффективности использования техники;

в) изучение показателей использования оборудования;

г) анализ уровня организации производства;

д) анализ уровня организации труда;

е) все вышеперечисленное.

9. Анализ уровня техники включает:

а) анализ структуры основных фондов;

б) изучение возрастного состава оборудования;

в) изучение показателей вооруженности труда;

г) изучение показателей использования оборудования;

д) анализ уровня механизации и автоматизации производства;

е) все вышеперечисленное.

10. Для оценки уровня механизации производства используют показатель:

а) степень механизации труда рабочих;

б) коэффициент годности оборудования;

в) уровень механизированного труда в общих трудозатратах;

 г) уровень механизации и автоматизации производственного процесса.

11. Уровень технологии производства характеризуется:

а) коэффициентом оснащения производства;

б) показателями использования материалов в производстве;

в) процентом брака;

г) всем вышеперечисленным.

12. Анализ уровня организации производства предполагает:

а) анализ производственной структуры;

б) анализ уровня специализации и концентрации производства;

 в) изучение показателей рациональной организации производственного процесса;

г) определение типа производства;

д) все вышеперечисленное,

13. Основными показателями уровня специализации являются:

а) удельный вес продукции;

б) количество наименований изделий;

в) концентрация собственного капитала;

г) удельный вес серийной продукции в общем выпуске.

14. Показателями, характеризующими уровень организации труда являются:

 а) коэффициенты разделения труда, нормирования труда, организации рабочих мест, трудовой дисциплины;

 б) коэффициенты использования рабочего времени, соотношение роста производительности труда и заработной платы, стабильности кадров;

в) производительность труда рабочих.

Задачи к теме 2 Анализ организационно-технического уровня и других условий производства

1. На основе исходных данных, представленных в Приложении 1-3, заполнить приведенные ниже аналитические таблицы.  Недостающие показатели рассчитать.

№ п\п

Показатели

На начало года

На конец года

1

2

3

4

5

6

7

Полная стоимость ОПФ, тыс.руб.

Полная стоимость машин и оборудования, транспортных средств, тыс. руб.

Удельный вес стоимости машин и оборудования, транспортных средств в общей стоимости ОПФ, %.

Амортизация ОПФ, тыс. руб.

Амортизация машин и оборудования, транспортных средств, тыс. руб.

Коэффициент износа ОПФ, %

Коэффициент износа машин и оборудования, транспортных средств, %

№ п\п

Показатели

За отчетный период

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Стоимость ОПФ, поступивших в течение года, тыс. руб.

Стоимость  машин и оборудования, транспортных средств, посту- пивших в течении года, тыс. руб.

Стоимость ОПФ, выбывших  в течение года, тыс. руб.

Стоимость  машин и оборудования, транспортных средств, выбывших в течении года, тыс. руб.

Коэффициент обновления ОПФ в течение года, %

Коэффициент обновления машин и оборудования, транспортных средств в течении года, %

Коэффициент выбытия ОПФ в течении года, %

Коэффициент выбытия машин и оборудования, транспортных средств в течении года, %

Коэффициент вооруженности работников, тыс. руб.

Коэффициент фондовооруженности активной частью, тыс. руб.

        Сделать выводы о состоянии и техническом уровне основных средств и их активной части по ОАО «ЗЖБИ».

2.  Используя данные Приложений 1-3, заполнить следующую таблицу и рассчитать недостающие показатели.

№ п\п

Показатели

Предыду-щий год

Отчетный год

Изменения

абсолют-ное

относи-тельное,%

1

2

3

Стоимость основных средств, тыс. руб. в том числе машин и оборудования, транспортных средств, тыс. руб.

Среднегодовая численность рабочих, чел.

Фондовооруженность труда

    в т.ч. фондовооруженность

машин и оборудования, транспортных средств

Дать оценку технической вооруженности труда.

3. Заполнить аналитическую таблицу. Оценить состав и структуру подразделений предприятия. Сделать выводы об изменении уровня концентрации и специализации.

№ п\п

Подразделения предприятия

На начало года

На коней года

кол-во

уд.вес,%

кол-во

уд.вес,%

1

2

3

Цехи основного производства

Цехи вспомогательного производства

Обслуживающие производства

ВСЕГО

4. Оценить эффективность управления. При заполнении аналитической таблицы использовать Приложения 1-3.

№ п\п

Показатели

Предыду-щий год

Отчетный год

Изменения

абсолют-ное

относи-тельное,%

1

2

3

4

5

6

7

Объем продаж, тыс. руб.

Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс.руб.

Среднегодовая численность рабочих, чел.

Численность работников управления (руководители, специалисты), чел.

Затраты на управление (включая общепроизводственные и обще-хозяйственные расходы)

Приходится на одного работника управления:

реализованной продукции, руб.

стоимость ОПФ, тыс. руб.

численности персонала, чел.

Коэффициент эффективности управления (стр. 1 : стр. 5)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16939. Аминокислоты-медиаторы ЦНС: глутамат, глицин, ГАМК. ГАМК-ергическая система мозга проблемы эпилепсии. Бензодиазепины и поиск их природных легандов 58 KB
  Физиология ЦНС лекция №7 Аминокислотымедиаторы ЦНС: глутамат глицин ГАМК. ГАМКергическая система мозга проблемы эпилепсии. Бензодиазепины и поиск их природных легандов. Норадренергическая и серотонинергическая системы мозга их участие в обучение с положител
16940. Электрон-транспортная цепь митохондрий 71 KB
  Электронтранспортная цепь митохондрий. Переносчики электронов. NADP/NADPH: N в окисленной форме в восстановленной форме приходят 2е и один протон. FAD FMN флавиновая система рибофлавин основа этих переносчиков три колечка работа на двух азотах. В воссатновле...
16941. Фотосинтез 90.5 KB
  Фотосинтез. Хлорофилл. Красный свет. Если перевести это в моль квантов то будет порядка 17 моль т.е. если поставить равенство между окислительновосстановительным потенциалом то вы видите что энергия одного моля квантов Эйнштейна достаточно высока 17 эВ. Синий с
16942. Фотосинтез. Фотосистема 99.5 KB
  Фотосинтез. Фотосистема I. Пара Р700 оказалась ключевым моментом почему работает димер. Остальные цепочки одна оказалась ненужной работает только одна из цепочек но в дальнейшем оказалось что и вторую цепочку можно приспособить для какихто полезных вещей. Об этом...
16943. Цикл Кальвина 86 KB
  Цикл Кальвина. К шести пятиуглеродным сахарам присоединяются 6 молекул СО2 получается шесть нестабильных С6 соединений которые распадаются на 12 С3 соединений. Эта фаза одна из основных в темновой фазе фотосинтеза т.е. фазе фиксации СО2 и здесь фактически происходит ка...
16944. Биотест веществ ауксиновой природы 89 KB
  Биотест веществ ауксиновой природы. Объект: Капуста краснокочанная Brassica okvacea сорт Мехневская. Цель: Сравнить физиологическое действие искусственных аналогов ауксина 24D и aНУК и естественного ауксина ИУК на прорастающие семена капусты. Выполнение работы. Рабо
16945. Выделение протопластов 30 KB
  Выделение протопластов. Цель: выделить протопласты нескольких видов растений и оценить для этих видов изоосмотическую точку. Введение. Протопласты представляют собой растительные клетки без клеточной стенки. Для их получения необходимо разрушить клеточную стенку...
16946. Социология: Полный курс 1.23 MB
  Т.П. Ритерман Социология: Полный курс За неделю до экзамена Предмет и функции социологии Социология наука о закономерностях становления функционирования и развития социальных систем. Социальная система целостное образование основными элементами которог...
16947. Социализм как явление мировой истории 3.39 MB
  Игорь Шафаревич Социализм как явление мировой истории Предисловие Эта книга написана под влиянием убеждения что пережитые уже человечеством в XX веке катаклизмы представляют собой лишь начальную фазу несравненно более глубокого кризиса крутого перелома в те