86335

Общие положения административного процесса

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Административно-процедурное производство включает в себя: управленческие действия, в рамках которых происходит реализация исполнительной власти и которые не связаны с осуществлением юрисдикционных функций управленческие действия по реализации органами исполнительной власти своих функций...

Русский

2015-04-05

35.68 KB

2 чел.

Тема 5: Административный процесс. (8 часов)

Семинар 18. Тема: Общие положения административного процесса (2 часа)

  1.  Основные концепции  административного процесса в науке административного права.
  2.  Понятие, признаки и виды административного процесса.
  3.  Принципы административного процесса.
  4.  Соотношение административного процесса, административного производства и административных процедур.
  5.  Административная юстиция в РФ, современное состояние и перспективы развития.
  6.  Проблемы кодификации административно-процессуального права.

Список рекомендуемой литературы

  1.  Административное право Российской Федерации: Учебник для бакалавров / отв. Ред. Л.Л. Попов. – Москва: РГ – Пресс, 2014. – 568 с.
  2.  Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2008.
  3.  Кайнов В.И. Административно-процессуальное право России: учеб. пособие для студентов вузов / В.И. Кайнов, Р.А. Сафаров. – М.: ЮНИТИ_ДАНА, 2014. – 232 с.
  4.  Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях  / Под ред. Сидоренко Е.Н. - М.: Юристъ, 2007.

Семинар 19,20. Тема: Административно-регулятивный процесс

(4 часа)

  1.  Понятие и виды административных процедур.
  2.  Сущность процедурного производства.
  3.  Лицензионно-разрешительное производство.
  4.  Регистрационная процедура.
  5.  Порядок регистрации юридических лиц, общественных объединений, политических партий.
  6.  Требования, установленные для создания и деятельности юридических лиц, общественных объединений, политических партий.
  7.  Производство по подготовке и принятию правовых актов управления.
  8.  Процедура присуждения учёных степеней и учёных званий.
  9.  Процедура аттестации и аккредитации.
  10.  Административные регламенты органов исполнительной власти, их значение в регулировании административных процедур.
  11.  Процедура рассмотрения обращений граждан.
  12.  Иные виды процедурных производств.

Тестовые задания

Административно-процедурное производство включает в себя:

а) управленческие действия, в рамках которых происходит реализация исполнительной власти и которые не связаны с осуществлением юрисдикционных функций

б) управленческие действия по реализации органами исполнительной власти своих функций

в) действия органов исполнительной власти, не связанные с осуществлением юрисдикционных функций

г) деятельность государственного аппарата по реализации возложенных на них задач и функций  в рамках государственного управления

Производство, призванное реализовать санкцию административно-правовой нормы называется:

а) административно-юрисдикционное производство

б) административно-процедурное производство

Административно-процедурное производство включает в себя (возможно несколько вариантов ответа):

а) производство по принятию правовых актов управления

б) производство по жалобам

в) регистрационное производство

г) лицензионно-разрешительное производство

д) дисциплинарное производство

Список рекомендуемой литературы

  1.  Административное право Российской Федерации: Учебник для бакалавров / отв. Ред. Л.Л. Попов. – Москва: РГ – Пресс, 2014. – 568 с.
  2.  Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2008.
  3.  Абрамова А.И., Крылов Б.С. Оксамытный В.В. и др. Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации / Под ред. А.С. Пиголкина. – М.: Норма, 1998.
  4.  Арзамасов Ю.Г. Нормотворчество компетентных федеральных органов исполнительной власти // Государство и право. – 2007. - № 6.
  5.  Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изм. и доп.)
  6.  Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (с изм. и доп.)
  7.  Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изм. и доп.)
  8.  Федеральный закон от 14.03.2009 № 31-ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними"
  9.  Федеральный закон от 21.07.2005 № 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований"
  10.  Федеральный закон от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии"
  11.  Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (с изм. и доп.)
  12.  Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313.

  1.  Семинар 21. Тема: Административная юрисдикция (2 часа)

  1.  Понятие и основные черты административно-юрисдикционного производства.
  2.  Виды административно-юрисдикционного производства.
  3.  Производство по делам об административных правонарушениях: правовые основы, участники, задачи, принципы.
  4.  Процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях, правовые последствия их несоблюдения.
  5.  Доказательства. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
  6.  Стадии производства по делам об административных правонарушениях.
  7.  Производство по применению мер административного пресечения.
  8.  Производство по жалобам граждан.

Тестовые задания

К видам административно-юрисдикционных производств относятся (возможно несколько вариантов ответа):

а) производство по делам об административных правонарушениях

б) производство по жалобам

в) дисциплинарное производство

г) производство по принятию правовых актов управления

К мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях нельзя отнести:

а) доставление

б) возмездное изъятие орудия административного правонарушения
в) административное задержание

г) привод

К стадиям производства по делам об административных правонарушениях относятся (возможно несколько вариантов ответа):

а) возбуждение дела

б) подготовка к рассмотрению дела
в) рассмотрение дела

г) оглашение решения по делу

д) пересмотр постановления или решения по делу

е) исполнение постановления по делу

Относительная самостоятельная часть административного производства, которая, наряду с его общими задачами, имеет свойственные только ей задачи и особенности, а также отличается собственным кругом участников производства и завершается принятием процессуального документа, называется:

а) стадией

б) действием

в) процессом

г) административной юрисдикцией

К участникам производства по делам об административных правонарушениях не относится:

а) прокурор

б) переводчик

в) секретарь судебного заседания

г) понятой

К участникам производства по делам об административных правонарушениях не относится:

а) потерпевший

б) специалист

в) прокурор

г) орган дознания

д) защитник

Возможно ли осуществление производства по делу об административном правонарушении в упрощенном порядке - без составления протокола:

а) в некоторых случаях возможно

б) нет

в) возможно только при наличии санкции прокурора

Общий срок проведения административного расследования не может превышать:

а) 1 месяц

б) 2,5 месяца

в) 15 дней

г) 1 год

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается:

а) в течении 2-х дней после получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела

б) в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела

в) в течении 72 часов после получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела

г) немедленно

Задания

  1.  Заполните таблицу «Участники производства по делам об административных правонарушениях»

Участники

Права

Обязанности

Правовое закрепление статуса

  1.  Постановлением мирового судьи от 1 сентября Т. была привлечена к административной ответственности по ст.7.27 КоАП РФ за совершение 25 августа мелкого хищения товара из магазина стоимостью 1101 рубль. Постановлением мирового судьи на нее был наложен административный штраф в размере 1100 рублей.

По жалобе Т. районный суд отменил постановление мирового судьи и направил дело на новое рассмотрение, указав, что Т. не имеет самостоятельного заработка, не имеет имущества, на которое может быть обращено взыскание, поэтому исполнить административное наказание фактически не сможет. 25 сентября мировой судья вновь рассмотрел дело об административном правонарушении и назначил Т. административное наказание в виде административного ареста сроком на двое суток.

1 октября районный суд по протесту прокурора отменил постановление мирового судьи и направил дело на новое рассмотрение, указав, что Т. имеет малолетнюю дочь, поэтому административный арест к ней применить нельзя. 24 октября постановлением мирового судьи Т. была привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 3 300 рублей. Районный суд отказал в удовлетворении жалобы Т., оставив постановление мирового судьи в силе.

Т. обратилась с жалобой в областной суд, указав, что мировой судья неправомерно усилил размер административного наказания, по сравнению с ранее назначенным административным штрафом, что противоречит п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП. Судья областного суда письмом сообщил Т., что решение районного суда по жалобе на постановление мирового судьи дальнейшему обжалованию не подлежит, так как постановление вступило в законную силу.

Т. обратилась с надзорной жалобой к председателю областного суда, который своим постановлением от 1 декабря отменил вынесенные по делу постановление мирового судьи и решение районного суда и производство по делу прекратил в связи с тем, что в действиях Т. имеются признаки уголовно-наказуемого деяния.

Дайте юридический анализ дела. Оцените законность всех вынесенных по делу судебных актов. Подробно опишите допущенные процессуальные нарушения.

  1.  1 апреля при проверке соблюдения паспортного режима участковый уполномоченный милиции Анискин выявил факт проживания гражданина Незнайкина, которому на момент проверки исполнилось 22 года, с паспортом, срок действия которого истек 2 года назад. Незнайкин был привлечен к административной ответственности по части 1 ст.19.15 КоАП РФ.

Незнайкин обратился с жалобой в районный суд, указав, что совершенное им деяние не подпадает под признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.15 КоАП, так как объективную сторону этого правонарушения образует такое противоправное деяние, как проживание по недействительному паспорту, а согласно пункта 6 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 года № 828 недействительным является паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные положением. Также при привлечении его к административной ответственности был нарушен установленный порядок, а именно, поскольку он обязан был заменить паспорт два года назад, то с момента совершения им правонарушения истекли сроки давности привлечения к административной ответственности, предусмотренные ст.4.5 КоАП. Кроме того, шесть месяцев назад он уже привлекался к административной ответственности по ч.1 ст.19. 15 КоАП за проживание с просроченным паспортом, следовательно, не может нести дважды административную ответственность за одно и то же правонарушение, поскольку это нарушает требования ч.5 ст.4.1 КоАП.

Дайте юридический анализ дела, опишите признаки и элементы состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.15 КоАП. Какое решение должен вынести суд?

  1.  Постановлением мирового судьи от 20 июля К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.26 КоАП и ему назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством сроком на 1 год и шесть месяцев. Копию постановления по делу К. получил 1 августа. 10 августа К. подал жалобу в районный суд с просьбой отменить постановление мирового судьи и производство по делу прекратить, поскольку, во-первых, в протоколе об административном правонарушении не указано, по каким основаниям его направляли на медицинское освидетельствование, во-вторых, ему не была вручена копия протокола об административном правонарушении, в-третьих, ему не разъяснялись его права и обязанности при составлении протокола, в-четвертых, он не был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в-пятых, мировой судья не принял во внимание тот факт, что через один час после составления протокола об административном правонарушении, он добровольно прошел медицинское освидетельствование, которое не выявило у него состояние опьянения, следовательно, требования сотрудника ГИБДД были незаконными.

1 сентября районный суд, рассмотрев жалобу К. вынес решение об отмене постановления мирового судьи в связи с тем, что дело было рассмотрено с нарушением правил подведомственности, установленных ст.23.1 КоАП – поскольку по данному делу проводилось административное расследование, то дело подведомственно не мировому судье, а судье районного суда.

По протесту прокурора субъекта РФ 1 октября решение районного суда было отменено постановлением председателя суда уровня субъекта РФ и оставлено в силе постановление мирового судьи, в связи с тем, что в материалах дела отсутствует определение должностного лица о возбуждении дела и проведении административного расследования.

К. обратился с жалобой на имя Председателя Верховного Суда РФ с просьбой отменить постановление председателя суда уровня субъекта РФ и прекратить производство по делу об административном правонарушении.

Дайте юридический анализ дела, подробно опишите все допущенные процессуальные нарушения. Какое решение должен вынести заместитель Председателя Верховного Суда РФ?

  1.  Охарактеризуйте стадию возбуждения дела об административном правонарушении с позиции:

а) поводов, ее инициирующих;

б) процессуальных сроков;

в) круга участвующих на этой стадии лиц и их процессуальных прав;

г) процессуальных документов.

  1.  Составьте протокол и постановление о наложении административного наказания. Фабулу дела придумайте сами.
  2.  28 августа на гражданина М. был составлен протокол об административном правонарушении, который поступил на рассмотрение административной комиссии 13 ноября.

Усматриваете ли вы нарушение законности? Имеется ли обстоятельство, исключающее производство по делу об административном правонарушении?

Список рекомендуемой литературы:

  1.  Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2008.
  2.  Бахрах Д.Н. Административное право Росии: Учебник л\для вузов. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА М), 2002. – 640 с.
  3.  Административное право Российской Федерации: Учебник для бакалавров / отв. Ред. Л.Л. Попов. – Москва: РГ – Пресс, 2014. – 568 с.
  4.  Абушенко Д.Б. Обеспечительные меры в административном судопроизводстве: практика арбитражных судов. -  М.: Волтерс Клувер, 2006.
  5.  Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях  / Под ред. Сидоренко Е.Н. - М.: Юристъ, 2007.
  6.  Головко В., Бражников В. Исполнение административного наказания // Законность. – 2008. - № 2.
  7.  Головко В.В., Москаленко С.С. Пересмотр постановлений по делу об административном правонарушении //  Российская юстиция. – 2007. - № 1.
  8.  Жилин Г.А. Полномочия судов: порядок определения // эж-ЮРИСТ. – 2004. - № 39.
  9.  Ильгова Е.В. Участие граждан в производстве по делам об административных правонарушениях. - Система ГАРАНТ, 2006.
  10.  Пошивайлова А.В. Особенности административно-юрисдикционного спора // Закон и право. – 2004. - № 7.
  11.  Проблемы административного и административно- процессуального права / Ред. Л.Л.Попов  и др. - М.: МГЮА, 2005.
  12.  Сидоренко Е.Н. Образцы административно-процессуальных документов. – М: "Юрайт-Издат", 2005 г
  13.  Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп.)
  14.  Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-I "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (с изм. и доп.)
  15.  Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
  16.  Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (с изм. и доп.)
  17.  Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 г. (с изм. и доп.)
  18.  Указ Президента РФ от 3 марта 2007 г. № 269 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов".


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54348. Інформаційно-комп’ютерні технології на уроках географії та природознавства 83.5 KB
  Вчителями природознавства опановано такі теми: Створення слайдових презентацій у середовищі програми MS Power Point Пошук та завантаження текстової звукової та відеоінформації з Інтернету Створення потокових презентацій відео кліпів у середовищі програми Movie Mker Створення та обробка графічної інформації засобами растрового графічного редактора dobe Photoshop. № п п Термін Тема заняття 1 Вересень Створення слайдових презентацій у середовищі програми MS Power Point. 3 Лютий Створення потокових презентацій відео кліпів у...
54349. Методика вивчення дробових чисел за курсом Математика у 5-6 класах 334 KB
  Організація самостійної діяльності учнів при вивченні дій ззвичайними дробами. ВСТУП Характеристика обовязкових результатів навчальних досягнень при вивченні дробових чисел Основною метою курсу математики 5-6 класів вважається: систематичний розвиток понять числа та вироблення вмінь усно та письмово робити арифметичні операції над числами формувати вміння переводити практичні задачі на мову математики підготовка учнів до вивчення курсів Алгебра€ та Геометрія€. Форми організації усного рахунку Добре розвинені у учнів навики усної...
54350. Методика организации инновационной деятельности в школе 142.5 KB
  Внутренние мотивы таковы: интерес к процессу деятельности интерес к результату деятельности стремление к саморазвитию развитию какихлибо своих качеств способностей. Мотив придает смысл деятельности для человека. Проведение диагностики: Изучение мотивов трудового поведения Ваш творческий потенциал Личностные ориентации педагога Готовность педагога к работе в инновационном режиме наблюдения за работой учителя индивидуальные собеседования дали возможность заинтересовать 76 педагогов нашей школы в участии в инновационной...
54351. Методика створення ігрових зон для першокласників 225.5 KB
  Сюжети ігор дуже різноманітні й відображають реальні умови життя дитини. Народна педагогіка виділяє дві основні групи ігор. Дидактичні гри різновид ігор за правилами. Успіх дидактичних ігор значною мірою залежить від правильного використання в них ігрового обладнання іграшок геометричних фігур природного матеріалу шишок плодів насіння листків тощо.
54352. Вибір учительських методик відповідно до індивідуальних стилів навчання молодших школярів 159 KB
  Ось декілька методів читання які допомагають організувати ефективну роботу учніввізуалів з друкованими текстами. Вчитель розбиває текст на короткі частини об’єднує учнів у пари і дає чіткі пояснення що вони повинні будуть робити. Навчання учніваудіалів Ученьаудіал сприймає світ через призму звуків.
54353. Методика розробки гри-подорожі для молодших школярів у навчальному закладі, як ефективна традиційна форма виховної роботи 106.5 KB
  Місце проведення: ЦДЮТ Дзержинського району Мета: Ознайомити учасників із особливостями форм організації довгострокової гриподорожі для молодшої ланки школярів та сформувати навички проектування їх окремих різновидів. Завдання: Надати учасникам інформацію про різновиди гри –подорожі молодших школярів; Сформувати в учасників навички проектування довгострокової гриподорожі; Показати шляхи практичного застосування отриманої інформації. План...
54354. Методика організації лекційно-семінарських залікових занять в системі особистісного зорієнтованого навчання 82.5 KB
  Щоб учень міг успішно освоїти ці етапи діяльності вчитель повинен перш за все підвищити ефективність і результативність уроку. Не завжди виправдовується поділ навчальної теми і вивчення її по частинах на окремих уроках. Помилка в тому що ми хочемо одержати від своєї роботи миттєвий результат: дали сьогодні урок пояснили новий матеріал а наступного дня вже проводимо опитування перевіряючи як засвоєно нове. Саме тому досвід показує що доцільно планувати і проводити уроки в системі з багаторазовою проробкою учнями всієї теми...
54355. Методология Урока здоровья по профилактике табакокурения в средних общеобразовательных школах 36.5 KB
  Предоставить контакты центров здоровья и обратить внимание слушателей на интернет ресурс http: www. Урок здоровья рекомендуем начать с анонимного анкетирования присутствующих. Ваше выступление на уроке здоровья будет состоять из 3х частей после каждой из которых предполагается показ актуальных видеороликов связывающих части вашей лекции в единое целое.
54356. Методи розв’язування текстових задач 64 KB
  Мета: Узагальнити і систематизувати знання учнів про розв’язування текстових задач вчити розв’язувати задачі за допомогою систем нелінійних рівнянь; формувати навички роботи в групі; залучати дітей до знаходження і розвязання проблем виробничого характеру повязаних із застосуванням математики; виховувати інтерес до математики. Хтось захоплюється проектуванням...