86335

Общие положения административного процесса

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Административно-процедурное производство включает в себя: управленческие действия, в рамках которых происходит реализация исполнительной власти и которые не связаны с осуществлением юрисдикционных функций управленческие действия по реализации органами исполнительной власти своих функций...

Русский

2015-04-05

35.68 KB

2 чел.

Тема 5: Административный процесс. (8 часов)

Семинар 18. Тема: Общие положения административного процесса (2 часа)

  1.  Основные концепции  административного процесса в науке административного права.
  2.  Понятие, признаки и виды административного процесса.
  3.  Принципы административного процесса.
  4.  Соотношение административного процесса, административного производства и административных процедур.
  5.  Административная юстиция в РФ, современное состояние и перспективы развития.
  6.  Проблемы кодификации административно-процессуального права.

Список рекомендуемой литературы

  1.  Административное право Российской Федерации: Учебник для бакалавров / отв. Ред. Л.Л. Попов. – Москва: РГ – Пресс, 2014. – 568 с.
  2.  Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2008.
  3.  Кайнов В.И. Административно-процессуальное право России: учеб. пособие для студентов вузов / В.И. Кайнов, Р.А. Сафаров. – М.: ЮНИТИ_ДАНА, 2014. – 232 с.
  4.  Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях  / Под ред. Сидоренко Е.Н. - М.: Юристъ, 2007.

Семинар 19,20. Тема: Административно-регулятивный процесс

(4 часа)

  1.  Понятие и виды административных процедур.
  2.  Сущность процедурного производства.
  3.  Лицензионно-разрешительное производство.
  4.  Регистрационная процедура.
  5.  Порядок регистрации юридических лиц, общественных объединений, политических партий.
  6.  Требования, установленные для создания и деятельности юридических лиц, общественных объединений, политических партий.
  7.  Производство по подготовке и принятию правовых актов управления.
  8.  Процедура присуждения учёных степеней и учёных званий.
  9.  Процедура аттестации и аккредитации.
  10.  Административные регламенты органов исполнительной власти, их значение в регулировании административных процедур.
  11.  Процедура рассмотрения обращений граждан.
  12.  Иные виды процедурных производств.

Тестовые задания

Административно-процедурное производство включает в себя:

а) управленческие действия, в рамках которых происходит реализация исполнительной власти и которые не связаны с осуществлением юрисдикционных функций

б) управленческие действия по реализации органами исполнительной власти своих функций

в) действия органов исполнительной власти, не связанные с осуществлением юрисдикционных функций

г) деятельность государственного аппарата по реализации возложенных на них задач и функций  в рамках государственного управления

Производство, призванное реализовать санкцию административно-правовой нормы называется:

а) административно-юрисдикционное производство

б) административно-процедурное производство

Административно-процедурное производство включает в себя (возможно несколько вариантов ответа):

а) производство по принятию правовых актов управления

б) производство по жалобам

в) регистрационное производство

г) лицензионно-разрешительное производство

д) дисциплинарное производство

Список рекомендуемой литературы

  1.  Административное право Российской Федерации: Учебник для бакалавров / отв. Ред. Л.Л. Попов. – Москва: РГ – Пресс, 2014. – 568 с.
  2.  Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2008.
  3.  Абрамова А.И., Крылов Б.С. Оксамытный В.В. и др. Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации / Под ред. А.С. Пиголкина. – М.: Норма, 1998.
  4.  Арзамасов Ю.Г. Нормотворчество компетентных федеральных органов исполнительной власти // Государство и право. – 2007. - № 6.
  5.  Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изм. и доп.)
  6.  Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (с изм. и доп.)
  7.  Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изм. и доп.)
  8.  Федеральный закон от 14.03.2009 № 31-ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними"
  9.  Федеральный закон от 21.07.2005 № 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований"
  10.  Федеральный закон от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии"
  11.  Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (с изм. и доп.)
  12.  Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313.

  1.  Семинар 21. Тема: Административная юрисдикция (2 часа)

  1.  Понятие и основные черты административно-юрисдикционного производства.
  2.  Виды административно-юрисдикционного производства.
  3.  Производство по делам об административных правонарушениях: правовые основы, участники, задачи, принципы.
  4.  Процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях, правовые последствия их несоблюдения.
  5.  Доказательства. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
  6.  Стадии производства по делам об административных правонарушениях.
  7.  Производство по применению мер административного пресечения.
  8.  Производство по жалобам граждан.

Тестовые задания

К видам административно-юрисдикционных производств относятся (возможно несколько вариантов ответа):

а) производство по делам об административных правонарушениях

б) производство по жалобам

в) дисциплинарное производство

г) производство по принятию правовых актов управления

К мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях нельзя отнести:

а) доставление

б) возмездное изъятие орудия административного правонарушения
в) административное задержание

г) привод

К стадиям производства по делам об административных правонарушениях относятся (возможно несколько вариантов ответа):

а) возбуждение дела

б) подготовка к рассмотрению дела
в) рассмотрение дела

г) оглашение решения по делу

д) пересмотр постановления или решения по делу

е) исполнение постановления по делу

Относительная самостоятельная часть административного производства, которая, наряду с его общими задачами, имеет свойственные только ей задачи и особенности, а также отличается собственным кругом участников производства и завершается принятием процессуального документа, называется:

а) стадией

б) действием

в) процессом

г) административной юрисдикцией

К участникам производства по делам об административных правонарушениях не относится:

а) прокурор

б) переводчик

в) секретарь судебного заседания

г) понятой

К участникам производства по делам об административных правонарушениях не относится:

а) потерпевший

б) специалист

в) прокурор

г) орган дознания

д) защитник

Возможно ли осуществление производства по делу об административном правонарушении в упрощенном порядке - без составления протокола:

а) в некоторых случаях возможно

б) нет

в) возможно только при наличии санкции прокурора

Общий срок проведения административного расследования не может превышать:

а) 1 месяц

б) 2,5 месяца

в) 15 дней

г) 1 год

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается:

а) в течении 2-х дней после получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела

б) в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела

в) в течении 72 часов после получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела

г) немедленно

Задания

  1.  Заполните таблицу «Участники производства по делам об административных правонарушениях»

Участники

Права

Обязанности

Правовое закрепление статуса

  1.  Постановлением мирового судьи от 1 сентября Т. была привлечена к административной ответственности по ст.7.27 КоАП РФ за совершение 25 августа мелкого хищения товара из магазина стоимостью 1101 рубль. Постановлением мирового судьи на нее был наложен административный штраф в размере 1100 рублей.

По жалобе Т. районный суд отменил постановление мирового судьи и направил дело на новое рассмотрение, указав, что Т. не имеет самостоятельного заработка, не имеет имущества, на которое может быть обращено взыскание, поэтому исполнить административное наказание фактически не сможет. 25 сентября мировой судья вновь рассмотрел дело об административном правонарушении и назначил Т. административное наказание в виде административного ареста сроком на двое суток.

1 октября районный суд по протесту прокурора отменил постановление мирового судьи и направил дело на новое рассмотрение, указав, что Т. имеет малолетнюю дочь, поэтому административный арест к ней применить нельзя. 24 октября постановлением мирового судьи Т. была привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 3 300 рублей. Районный суд отказал в удовлетворении жалобы Т., оставив постановление мирового судьи в силе.

Т. обратилась с жалобой в областной суд, указав, что мировой судья неправомерно усилил размер административного наказания, по сравнению с ранее назначенным административным штрафом, что противоречит п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП. Судья областного суда письмом сообщил Т., что решение районного суда по жалобе на постановление мирового судьи дальнейшему обжалованию не подлежит, так как постановление вступило в законную силу.

Т. обратилась с надзорной жалобой к председателю областного суда, который своим постановлением от 1 декабря отменил вынесенные по делу постановление мирового судьи и решение районного суда и производство по делу прекратил в связи с тем, что в действиях Т. имеются признаки уголовно-наказуемого деяния.

Дайте юридический анализ дела. Оцените законность всех вынесенных по делу судебных актов. Подробно опишите допущенные процессуальные нарушения.

  1.  1 апреля при проверке соблюдения паспортного режима участковый уполномоченный милиции Анискин выявил факт проживания гражданина Незнайкина, которому на момент проверки исполнилось 22 года, с паспортом, срок действия которого истек 2 года назад. Незнайкин был привлечен к административной ответственности по части 1 ст.19.15 КоАП РФ.

Незнайкин обратился с жалобой в районный суд, указав, что совершенное им деяние не подпадает под признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.15 КоАП, так как объективную сторону этого правонарушения образует такое противоправное деяние, как проживание по недействительному паспорту, а согласно пункта 6 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 года № 828 недействительным является паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные положением. Также при привлечении его к административной ответственности был нарушен установленный порядок, а именно, поскольку он обязан был заменить паспорт два года назад, то с момента совершения им правонарушения истекли сроки давности привлечения к административной ответственности, предусмотренные ст.4.5 КоАП. Кроме того, шесть месяцев назад он уже привлекался к административной ответственности по ч.1 ст.19. 15 КоАП за проживание с просроченным паспортом, следовательно, не может нести дважды административную ответственность за одно и то же правонарушение, поскольку это нарушает требования ч.5 ст.4.1 КоАП.

Дайте юридический анализ дела, опишите признаки и элементы состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.15 КоАП. Какое решение должен вынести суд?

  1.  Постановлением мирового судьи от 20 июля К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.26 КоАП и ему назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством сроком на 1 год и шесть месяцев. Копию постановления по делу К. получил 1 августа. 10 августа К. подал жалобу в районный суд с просьбой отменить постановление мирового судьи и производство по делу прекратить, поскольку, во-первых, в протоколе об административном правонарушении не указано, по каким основаниям его направляли на медицинское освидетельствование, во-вторых, ему не была вручена копия протокола об административном правонарушении, в-третьих, ему не разъяснялись его права и обязанности при составлении протокола, в-четвертых, он не был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в-пятых, мировой судья не принял во внимание тот факт, что через один час после составления протокола об административном правонарушении, он добровольно прошел медицинское освидетельствование, которое не выявило у него состояние опьянения, следовательно, требования сотрудника ГИБДД были незаконными.

1 сентября районный суд, рассмотрев жалобу К. вынес решение об отмене постановления мирового судьи в связи с тем, что дело было рассмотрено с нарушением правил подведомственности, установленных ст.23.1 КоАП – поскольку по данному делу проводилось административное расследование, то дело подведомственно не мировому судье, а судье районного суда.

По протесту прокурора субъекта РФ 1 октября решение районного суда было отменено постановлением председателя суда уровня субъекта РФ и оставлено в силе постановление мирового судьи, в связи с тем, что в материалах дела отсутствует определение должностного лица о возбуждении дела и проведении административного расследования.

К. обратился с жалобой на имя Председателя Верховного Суда РФ с просьбой отменить постановление председателя суда уровня субъекта РФ и прекратить производство по делу об административном правонарушении.

Дайте юридический анализ дела, подробно опишите все допущенные процессуальные нарушения. Какое решение должен вынести заместитель Председателя Верховного Суда РФ?

  1.  Охарактеризуйте стадию возбуждения дела об административном правонарушении с позиции:

а) поводов, ее инициирующих;

б) процессуальных сроков;

в) круга участвующих на этой стадии лиц и их процессуальных прав;

г) процессуальных документов.

  1.  Составьте протокол и постановление о наложении административного наказания. Фабулу дела придумайте сами.
  2.  28 августа на гражданина М. был составлен протокол об административном правонарушении, который поступил на рассмотрение административной комиссии 13 ноября.

Усматриваете ли вы нарушение законности? Имеется ли обстоятельство, исключающее производство по делу об административном правонарушении?

Список рекомендуемой литературы:

  1.  Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2008.
  2.  Бахрах Д.Н. Административное право Росии: Учебник л\для вузов. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА М), 2002. – 640 с.
  3.  Административное право Российской Федерации: Учебник для бакалавров / отв. Ред. Л.Л. Попов. – Москва: РГ – Пресс, 2014. – 568 с.
  4.  Абушенко Д.Б. Обеспечительные меры в административном судопроизводстве: практика арбитражных судов. -  М.: Волтерс Клувер, 2006.
  5.  Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях  / Под ред. Сидоренко Е.Н. - М.: Юристъ, 2007.
  6.  Головко В., Бражников В. Исполнение административного наказания // Законность. – 2008. - № 2.
  7.  Головко В.В., Москаленко С.С. Пересмотр постановлений по делу об административном правонарушении //  Российская юстиция. – 2007. - № 1.
  8.  Жилин Г.А. Полномочия судов: порядок определения // эж-ЮРИСТ. – 2004. - № 39.
  9.  Ильгова Е.В. Участие граждан в производстве по делам об административных правонарушениях. - Система ГАРАНТ, 2006.
  10.  Пошивайлова А.В. Особенности административно-юрисдикционного спора // Закон и право. – 2004. - № 7.
  11.  Проблемы административного и административно- процессуального права / Ред. Л.Л.Попов  и др. - М.: МГЮА, 2005.
  12.  Сидоренко Е.Н. Образцы административно-процессуальных документов. – М: "Юрайт-Издат", 2005 г
  13.  Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп.)
  14.  Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-I "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (с изм. и доп.)
  15.  Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
  16.  Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (с изм. и доп.)
  17.  Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 г. (с изм. и доп.)
  18.  Указ Президента РФ от 3 марта 2007 г. № 269 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов".


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81362. Особливості здійснення виконавчих дій відносно іноземних громадян, осіб без громадянства і іноземних організацій 21.8 KB
  Під час виконання рішень щодо іноземців осіб без громадянства та іноземних юридичних осіб які відповідно проживають перебувають чи зареєстровані на території України або мають на території України власне майно яким володіють самостійно або разом з іншими особами застосовуються положення цього Закону...
81363. Визнання та виконання рішень іноземних судів і арбітражі 23.62 KB
  Закону порядок виконання в Україні рішень іноземних судів і арбітражів встановлюється відповідними міжнародними договорами України цим Законом та іншими законами України. Клопотання про визнання і виконання рішення іноземного суду розглядається компетентним судом і після винесення ухвали про визнання та прийняття до виконання рішення іноземного суду на території України виписується виконавчий лист що і є основою для провадження виконавчих дій. Основою для виконання рішення іноземного арбітражу є наказ господарського суду та ухвала...
81364. Відповідальність за невиконання рішення, що зобов’язує боржника виконати певні дії, та рішення про поновлення на роботі 22.33 KB
  89 Закону у разі невиконання без поважних причин у встановлений державним виконавцем строк рішення що зобовязує боржника виконати певні дії та рішення про поновлення на роботі державний виконавець виносить постанову про накладення штрафу на боржника фізичну особу від десяти до двадцяти неоподатковуваних мінімумів доходів громадян; на посадових осіб від двадцяти до сорока неоподатковуваних мінімумів доходів громадян; на боржника юридичну особу від сорока до шістдесяти неоподатковуваних мінімумів доходів громадян та встановлює новий...
81365. Звільнення майна боржника з-під арешту, зняття арешту 27.57 KB
  Особа яка вважає що майно на яке накладено арешт належить їй а не боржникові може звернутися до суду з позовом про визнання права на майно і про звільнення майна зпід арешту. У разі прийняття судом рішення про звільнення майна зпід арешту або сплати боржником повної суми боргу за виконавчим документом до реалізації арештованого майна боржника майно звільняється зпід арешту за постановою державного виконавця яка затверджується начальником відповідного органу державної виконавчої служби додаток 40 не пізніше наступного дня коли...
81366. Поняття виконавчого провадження та його місце в системі права України 24.12 KB
  Виконавче провадження це врегульовані законодавством України суспільні відносини що виникають і реалізуються в процесі примусового виконання між органами державної виконавчої служби і посадовими особами які здійснюють примусову реалізацію рішень ухвал постанов судових і несудових органів з одного боку та між особами котрі беруть участь у виконавчому провадженні і залучаються до проведення виконавчих дій з другого боку на підставах у спосіб та в межах встановлених законом. Закону України Про виконавче провадження визначає...
81367. Принципи виконавчого провадження : поняття, зміст та значення 30.61 KB
  Принципи виконавчого провадження це закріплені у правових нормах основні засади керівні положення які визначають організацію органів державної виконавчої служби зміст і спрямованість її діяльності правовий статус учасників виконавчого провадження. На підставі теоретичних положень аналізу чинного законодавства та практики його застосування можна виокремити такі принципи виконавчого провадження: принцип гуманізма полягає у тому що заборонено у будьякій формі посягати на права і свободи фізичних осіб які беруть участь у виконавчому...
81368. Поняття, сутність та елементи правовідносин у виконавчому провадженні 28.23 KB
  Правовідносини у виконавчому провадженні виникають між державним виконавцем з одного боку та іншими субєктами виконавчого провадження стягувачем боржником з іншого. До ознак правовідносин що виникають у виконавчому провадженні слід віднести такі: вони виникають при примусовому виконанні рішень судів та інших юрисдикційних органів та регламентовані законодавством про виконавче провадження; без волі стягувана фізичної або юридичної особи державний виконавець не має права відкривати виконавче провадження. У випадку звернення...
81369. Суб’єкти виконавчого провадження та їх класифікація 25.45 KB
  Субєкти виконавчого провадження субєкти виконавчих правовідносин учасники виконавчого провадження це носії процесуальних прав та обовязків у виконавчому провадженні. Закону учасниками виконавчого провадження є державний виконавець сторони представники сторін прокурор експерти спеціалісти перекладачі субєкти оціночної діяльності субєкти господарювання. Прокурор бере участь у виконавчому провадженні у випадку здійснення представництва інтересів громадянина або держави в суді та відкриття виконавчого провадження на підставі...
81370. Органи і посадові особи Державної виконавчої служби, їх правове становище та повноваження 24.9 KB
  Органами державної виконавчої служби є: Департамент державної виконавчої служби Міністерства юстиції України до складу якого входить відділ примусового виконання рішень; управління державної виконавчої служби Головного управління юстиції Міністерства юстиції України в Автономній Республіці Крим головних управлінь юстиції в областях містах Києві та Севастополі до складу яких входять відділи примусового виконання рішень; районні районні у містах міські міст обласного значення міськрайонні відділи державної виконавчої служби відповідних...