86335

Общие положения административного процесса

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Административно-процедурное производство включает в себя: управленческие действия, в рамках которых происходит реализация исполнительной власти и которые не связаны с осуществлением юрисдикционных функций управленческие действия по реализации органами исполнительной власти своих функций...

Русский

2015-04-05

35.68 KB

2 чел.

Тема 5: Административный процесс. (8 часов)

Семинар 18. Тема: Общие положения административного процесса (2 часа)

  1.  Основные концепции  административного процесса в науке административного права.
  2.  Понятие, признаки и виды административного процесса.
  3.  Принципы административного процесса.
  4.  Соотношение административного процесса, административного производства и административных процедур.
  5.  Административная юстиция в РФ, современное состояние и перспективы развития.
  6.  Проблемы кодификации административно-процессуального права.

Список рекомендуемой литературы

  1.  Административное право Российской Федерации: Учебник для бакалавров / отв. Ред. Л.Л. Попов. – Москва: РГ – Пресс, 2014. – 568 с.
  2.  Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2008.
  3.  Кайнов В.И. Административно-процессуальное право России: учеб. пособие для студентов вузов / В.И. Кайнов, Р.А. Сафаров. – М.: ЮНИТИ_ДАНА, 2014. – 232 с.
  4.  Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях  / Под ред. Сидоренко Е.Н. - М.: Юристъ, 2007.

Семинар 19,20. Тема: Административно-регулятивный процесс

(4 часа)

  1.  Понятие и виды административных процедур.
  2.  Сущность процедурного производства.
  3.  Лицензионно-разрешительное производство.
  4.  Регистрационная процедура.
  5.  Порядок регистрации юридических лиц, общественных объединений, политических партий.
  6.  Требования, установленные для создания и деятельности юридических лиц, общественных объединений, политических партий.
  7.  Производство по подготовке и принятию правовых актов управления.
  8.  Процедура присуждения учёных степеней и учёных званий.
  9.  Процедура аттестации и аккредитации.
  10.  Административные регламенты органов исполнительной власти, их значение в регулировании административных процедур.
  11.  Процедура рассмотрения обращений граждан.
  12.  Иные виды процедурных производств.

Тестовые задания

Административно-процедурное производство включает в себя:

а) управленческие действия, в рамках которых происходит реализация исполнительной власти и которые не связаны с осуществлением юрисдикционных функций

б) управленческие действия по реализации органами исполнительной власти своих функций

в) действия органов исполнительной власти, не связанные с осуществлением юрисдикционных функций

г) деятельность государственного аппарата по реализации возложенных на них задач и функций  в рамках государственного управления

Производство, призванное реализовать санкцию административно-правовой нормы называется:

а) административно-юрисдикционное производство

б) административно-процедурное производство

Административно-процедурное производство включает в себя (возможно несколько вариантов ответа):

а) производство по принятию правовых актов управления

б) производство по жалобам

в) регистрационное производство

г) лицензионно-разрешительное производство

д) дисциплинарное производство

Список рекомендуемой литературы

  1.  Административное право Российской Федерации: Учебник для бакалавров / отв. Ред. Л.Л. Попов. – Москва: РГ – Пресс, 2014. – 568 с.
  2.  Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2008.
  3.  Абрамова А.И., Крылов Б.С. Оксамытный В.В. и др. Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации / Под ред. А.С. Пиголкина. – М.: Норма, 1998.
  4.  Арзамасов Ю.Г. Нормотворчество компетентных федеральных органов исполнительной власти // Государство и право. – 2007. - № 6.
  5.  Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изм. и доп.)
  6.  Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (с изм. и доп.)
  7.  Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изм. и доп.)
  8.  Федеральный закон от 14.03.2009 № 31-ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними"
  9.  Федеральный закон от 21.07.2005 № 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований"
  10.  Федеральный закон от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии"
  11.  Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (с изм. и доп.)
  12.  Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313.

  1.  Семинар 21. Тема: Административная юрисдикция (2 часа)

  1.  Понятие и основные черты административно-юрисдикционного производства.
  2.  Виды административно-юрисдикционного производства.
  3.  Производство по делам об административных правонарушениях: правовые основы, участники, задачи, принципы.
  4.  Процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях, правовые последствия их несоблюдения.
  5.  Доказательства. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
  6.  Стадии производства по делам об административных правонарушениях.
  7.  Производство по применению мер административного пресечения.
  8.  Производство по жалобам граждан.

Тестовые задания

К видам административно-юрисдикционных производств относятся (возможно несколько вариантов ответа):

а) производство по делам об административных правонарушениях

б) производство по жалобам

в) дисциплинарное производство

г) производство по принятию правовых актов управления

К мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях нельзя отнести:

а) доставление

б) возмездное изъятие орудия административного правонарушения
в) административное задержание

г) привод

К стадиям производства по делам об административных правонарушениях относятся (возможно несколько вариантов ответа):

а) возбуждение дела

б) подготовка к рассмотрению дела
в) рассмотрение дела

г) оглашение решения по делу

д) пересмотр постановления или решения по делу

е) исполнение постановления по делу

Относительная самостоятельная часть административного производства, которая, наряду с его общими задачами, имеет свойственные только ей задачи и особенности, а также отличается собственным кругом участников производства и завершается принятием процессуального документа, называется:

а) стадией

б) действием

в) процессом

г) административной юрисдикцией

К участникам производства по делам об административных правонарушениях не относится:

а) прокурор

б) переводчик

в) секретарь судебного заседания

г) понятой

К участникам производства по делам об административных правонарушениях не относится:

а) потерпевший

б) специалист

в) прокурор

г) орган дознания

д) защитник

Возможно ли осуществление производства по делу об административном правонарушении в упрощенном порядке - без составления протокола:

а) в некоторых случаях возможно

б) нет

в) возможно только при наличии санкции прокурора

Общий срок проведения административного расследования не может превышать:

а) 1 месяц

б) 2,5 месяца

в) 15 дней

г) 1 год

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается:

а) в течении 2-х дней после получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела

б) в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела

в) в течении 72 часов после получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела

г) немедленно

Задания

  1.  Заполните таблицу «Участники производства по делам об административных правонарушениях»

Участники

Права

Обязанности

Правовое закрепление статуса

  1.  Постановлением мирового судьи от 1 сентября Т. была привлечена к административной ответственности по ст.7.27 КоАП РФ за совершение 25 августа мелкого хищения товара из магазина стоимостью 1101 рубль. Постановлением мирового судьи на нее был наложен административный штраф в размере 1100 рублей.

По жалобе Т. районный суд отменил постановление мирового судьи и направил дело на новое рассмотрение, указав, что Т. не имеет самостоятельного заработка, не имеет имущества, на которое может быть обращено взыскание, поэтому исполнить административное наказание фактически не сможет. 25 сентября мировой судья вновь рассмотрел дело об административном правонарушении и назначил Т. административное наказание в виде административного ареста сроком на двое суток.

1 октября районный суд по протесту прокурора отменил постановление мирового судьи и направил дело на новое рассмотрение, указав, что Т. имеет малолетнюю дочь, поэтому административный арест к ней применить нельзя. 24 октября постановлением мирового судьи Т. была привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 3 300 рублей. Районный суд отказал в удовлетворении жалобы Т., оставив постановление мирового судьи в силе.

Т. обратилась с жалобой в областной суд, указав, что мировой судья неправомерно усилил размер административного наказания, по сравнению с ранее назначенным административным штрафом, что противоречит п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП. Судья областного суда письмом сообщил Т., что решение районного суда по жалобе на постановление мирового судьи дальнейшему обжалованию не подлежит, так как постановление вступило в законную силу.

Т. обратилась с надзорной жалобой к председателю областного суда, который своим постановлением от 1 декабря отменил вынесенные по делу постановление мирового судьи и решение районного суда и производство по делу прекратил в связи с тем, что в действиях Т. имеются признаки уголовно-наказуемого деяния.

Дайте юридический анализ дела. Оцените законность всех вынесенных по делу судебных актов. Подробно опишите допущенные процессуальные нарушения.

  1.  1 апреля при проверке соблюдения паспортного режима участковый уполномоченный милиции Анискин выявил факт проживания гражданина Незнайкина, которому на момент проверки исполнилось 22 года, с паспортом, срок действия которого истек 2 года назад. Незнайкин был привлечен к административной ответственности по части 1 ст.19.15 КоАП РФ.

Незнайкин обратился с жалобой в районный суд, указав, что совершенное им деяние не подпадает под признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.15 КоАП, так как объективную сторону этого правонарушения образует такое противоправное деяние, как проживание по недействительному паспорту, а согласно пункта 6 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 года № 828 недействительным является паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные положением. Также при привлечении его к административной ответственности был нарушен установленный порядок, а именно, поскольку он обязан был заменить паспорт два года назад, то с момента совершения им правонарушения истекли сроки давности привлечения к административной ответственности, предусмотренные ст.4.5 КоАП. Кроме того, шесть месяцев назад он уже привлекался к административной ответственности по ч.1 ст.19. 15 КоАП за проживание с просроченным паспортом, следовательно, не может нести дважды административную ответственность за одно и то же правонарушение, поскольку это нарушает требования ч.5 ст.4.1 КоАП.

Дайте юридический анализ дела, опишите признаки и элементы состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.15 КоАП. Какое решение должен вынести суд?

  1.  Постановлением мирового судьи от 20 июля К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.26 КоАП и ему назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством сроком на 1 год и шесть месяцев. Копию постановления по делу К. получил 1 августа. 10 августа К. подал жалобу в районный суд с просьбой отменить постановление мирового судьи и производство по делу прекратить, поскольку, во-первых, в протоколе об административном правонарушении не указано, по каким основаниям его направляли на медицинское освидетельствование, во-вторых, ему не была вручена копия протокола об административном правонарушении, в-третьих, ему не разъяснялись его права и обязанности при составлении протокола, в-четвертых, он не был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в-пятых, мировой судья не принял во внимание тот факт, что через один час после составления протокола об административном правонарушении, он добровольно прошел медицинское освидетельствование, которое не выявило у него состояние опьянения, следовательно, требования сотрудника ГИБДД были незаконными.

1 сентября районный суд, рассмотрев жалобу К. вынес решение об отмене постановления мирового судьи в связи с тем, что дело было рассмотрено с нарушением правил подведомственности, установленных ст.23.1 КоАП – поскольку по данному делу проводилось административное расследование, то дело подведомственно не мировому судье, а судье районного суда.

По протесту прокурора субъекта РФ 1 октября решение районного суда было отменено постановлением председателя суда уровня субъекта РФ и оставлено в силе постановление мирового судьи, в связи с тем, что в материалах дела отсутствует определение должностного лица о возбуждении дела и проведении административного расследования.

К. обратился с жалобой на имя Председателя Верховного Суда РФ с просьбой отменить постановление председателя суда уровня субъекта РФ и прекратить производство по делу об административном правонарушении.

Дайте юридический анализ дела, подробно опишите все допущенные процессуальные нарушения. Какое решение должен вынести заместитель Председателя Верховного Суда РФ?

  1.  Охарактеризуйте стадию возбуждения дела об административном правонарушении с позиции:

а) поводов, ее инициирующих;

б) процессуальных сроков;

в) круга участвующих на этой стадии лиц и их процессуальных прав;

г) процессуальных документов.

  1.  Составьте протокол и постановление о наложении административного наказания. Фабулу дела придумайте сами.
  2.  28 августа на гражданина М. был составлен протокол об административном правонарушении, который поступил на рассмотрение административной комиссии 13 ноября.

Усматриваете ли вы нарушение законности? Имеется ли обстоятельство, исключающее производство по делу об административном правонарушении?

Список рекомендуемой литературы:

  1.  Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2008.
  2.  Бахрах Д.Н. Административное право Росии: Учебник л\для вузов. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА М), 2002. – 640 с.
  3.  Административное право Российской Федерации: Учебник для бакалавров / отв. Ред. Л.Л. Попов. – Москва: РГ – Пресс, 2014. – 568 с.
  4.  Абушенко Д.Б. Обеспечительные меры в административном судопроизводстве: практика арбитражных судов. -  М.: Волтерс Клувер, 2006.
  5.  Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях  / Под ред. Сидоренко Е.Н. - М.: Юристъ, 2007.
  6.  Головко В., Бражников В. Исполнение административного наказания // Законность. – 2008. - № 2.
  7.  Головко В.В., Москаленко С.С. Пересмотр постановлений по делу об административном правонарушении //  Российская юстиция. – 2007. - № 1.
  8.  Жилин Г.А. Полномочия судов: порядок определения // эж-ЮРИСТ. – 2004. - № 39.
  9.  Ильгова Е.В. Участие граждан в производстве по делам об административных правонарушениях. - Система ГАРАНТ, 2006.
  10.  Пошивайлова А.В. Особенности административно-юрисдикционного спора // Закон и право. – 2004. - № 7.
  11.  Проблемы административного и административно- процессуального права / Ред. Л.Л.Попов  и др. - М.: МГЮА, 2005.
  12.  Сидоренко Е.Н. Образцы административно-процессуальных документов. – М: "Юрайт-Издат", 2005 г
  13.  Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп.)
  14.  Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-I "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (с изм. и доп.)
  15.  Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
  16.  Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (с изм. и доп.)
  17.  Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 г. (с изм. и доп.)
  18.  Указ Президента РФ от 3 марта 2007 г. № 269 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов".


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14044. «Різдво», «Коляда» Б.-І. Антонич 37.5 KB
  УРОК № 30 Тема.Б.І. Антонич. Різдво Коляда. Мета:ознайомити учнів із життям та творчістю письменника його віршами про народнорелігійні свята й обряди; розвивати навички виразного читання аналізу визначення художніх засобів у поезіях; висловлення власних судж
14045. М. Вороний. «Євшан-зілля». Роздуми про сучасність 28 KB
  УРОК № 30 Тема. М. Вороний. Євшанзілля. Роздуми про сучасність. Мета: продовжити вивчення твору М. Вороного Євшанзілля; розвивати звязне мовлення учнів уміння повязувати літературні ідеї із життям висловлювати і відстоювати власну точку зору; виховувати почут
14046. «Печенізька облога Києва» О. Олесь 33.5 KB
  УРОК № 31 Тема.О. Олесь. Печенізька облога Києва. Мета:ознайомити учнів із життям та творчістю О. Олеся його віршами й поемою з історії України княжої доби; розвивати навички виразного читання аналізу поетичних творів визначення їхньої історичної основи висловле
14047. «Метелиця чи дівчина...» О. Олесь 39.5 KB
  УРОК № 32 Тема.О. Олесь. Метелиця чи дівчина.... Мета:допомогти учням глибше усвідомити ідейнохудожній зміст твору художню майстерність автора; розвивати навички виразного читання аналізу ліричного твору визначення художніх засобів та їхньої ролі у творі; вихову
14048. Печенізька облога Києва О. Олесь 34 KB
  УРОК № 33 Тема.О. Олесь. Печенізька облога Києва. Мета:допомогти учням глибше засвоїти ідейнохудожній зміст твору оцінити художню майстерність автора; розвивати навички аналізу ліроепічних творів характеристики героїв визначення художніх засобів та їхньої ролі ...
14049. Дніпрова Чайка. «Дівчина-чайка» 30.5 KB
  УРОК № 34 Тема.Дніпрова Чайка. Дівчиначайка. Мета:ознайомити учнів із життям та творчістю письменниці її поезією в прозі; розвивати навички виразного читання переказу аналізу художнього твору; висловлення власних вражень суджень щодо прочитаного; виховувати му...
14050. Дніпрова Чайка. «Морське серце» 41.5 KB
  УРОК № 35 Тема. Дніпрова Чайка. Морське серце. Мета: допомогти учням глибше усвідомити ідейнохудожній зміст поезії в прозі; розвивати навички виразного читання аналізу художніх творів висловлення власної думки щодо прочитаного вміння порівнювати різні жанри літер...
14051. Дніпрова Чайка. Поезії в прозі. Особливості жанру 26 KB
  УРОК № 36 Тема. Дніпрова Чайка. Поезії в прозі. Особливості жанру. Мета:допомогти учням глибше усвідомити особливості жанру поезії в прозі ідейнохудожнє значення творів Дніпрової Чайки; розвивати навички звязного мовлення образного мислення уяву та фантазію учні
14052. «Пісні» М. Рильський 43.5 KB
  УРОК № 38 Тема.М. Рильський. Пісні. Мета:ознайомити учнів із життям та творчістю письменника допомогти їм усвідомити ідейнохудожній зміст вірша Пісні; розвивати навички виразного читання поезій коментування аналізу їх змісту висловлення власних думок з привод