86336

Инновационный библиотечный менеджмент

Конспект

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Однако отсутствуют официальные акты документы непосредственно касающиеся инновационной деятельности в сфере культуры и библиотеки в частности. Как правило ученые рассматривают библиотечную инноватику как часть методологической работы библиотеки что снижает значимость инновационной деятельности.

Русский

2015-04-05

271.5 KB

24 чел.

    Белорусский государственный университет культуры и искусств

Кафедра менеджмента информационно-документной сферы

«Инновационный библиотечный менеджмент»

Курс лекций по предмету


Содержание

Введение

Тема 1: Инновации в некоммерческой сфере

1. Объективные предпосылки возникновения библиотечной инноватики

2. Терминосистема библиотечной инноватики

3. Классификация библиотечных инноваций

4. Эффективность библиотечных инноваций

Тема 2: Инновационный процесс в библиотеке

1. Этапы осуществления инновационного процесса в библиотеке

2. Разработка инновационного проекта в библиотеке

Тема 3: Стратегическое управление инновациями в библиотеке

1. Инновационная политика в стратегическом управлении библиотекой (ИП)

2. Средства реализации инновационной политики в библиотеке

3. Процесс управления изменениями в библиотеке

Тема 4: Реализация инноваций в библиотеке

1. Виды инноваций в библиотеке

2. Реализация продуктовых и сервисных инноваций (нет)

3. Реализация технологических изменений (нет)

4. Реализация управленческих изменений (нет)

Тема 5: Кадровые ресурсы инновационной деятельности

1. Обучение инновационной деятельности

2. Переобучение и повышение квалификации персонала библиотек в контексте инновационной политики

Тема 6: Основы инновационного библиотечного менеджмента

  1.  Содержание и функции инновационного библиотечного менеджмента

Тема 7: Приемы инновационного библиотечного менеджмента

  1.  Сущность и основные приемы ИБМ
  2.  Приемы, воздействующие только на производство библиотечных инноваций.
  3.  Приемы, воздействующие только на реализацию, продвижение и диффузию библиотечных инноваций.
  4.  Приемы, воздействующие только как на производство, так и на реализацию, продвижение и диффузию библиотечных инноваций.

Введение

Курс «Инновационной библиотечный менеджмент» является логическим продолжением курса «Библиотечный менеджмент». Актуальность его возникновения связана с реформами в социально-экономической жизни республики. На государственном уровне в основу развития общества, развития экономики заложен инновационный подход.

В РБ разрабатывается перспективная программа.

В этой программе заложен раздел, который относится к развитию инновационной деятельности в РБ. Существует рад других документов, которые косвенно имеют отношение к инновационной политике республики. Однако отсутствуют официальные акты, документы, непосредственно касающиеся инновационной деятельности в сфере культуры и библиотеки в частности. Косвенным образом ее развитию в библиотеках способствует закон «О библиотечном деле» (2002).

Отсутствие документов осложняет инновационную деятельность библиотек, повышение качества библиотечного обслуживания. До сих пор недостаточно полно разработана организационно-методологическая основа библиотечной инноватики. Как правило, ученые рассматривают библиотечную инноватику как часть методологической работы библиотеки, что снижает значимость инновационной деятельности.

Термин «Инновация» еще в начале XX  века определил австрийский (позже американский) ученый И. Шумпетер, который понимал ее как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных, транспортных средств, форм организации в промышленности. Таким образом, инновация характеризовалась как процесс реализации идеи, замысла. Данный ученный рассматривал инновацию применительно только к производственной сфере. Его поддерживали и другие ученые: П. Ф. Дракер, Э. Роджерс, Р. Агарвала-Роджерс, А. И. Пригожин, Н. И. Лапина, Г. Г. Воробьев и др.

Исследования применения инновации в некоммерческой сфере появилось во II половине 80-х гг. XX века. В частности в библиотечной сфере.

Так среди исследователей можно назвать С. А. Басов. Он отождествляет инновационную деятельность с работой методических служб. Основная задача службы – ориентация на новое, передовое и внедрение его в практику работы библиотеки.

А. Н. Ванеев. Ученый считает, что творцом нового в библиотечном деле и его роль отводится методисту, а передовой опыт понимается, как внедрение новшеств в работу библиотеки.

Ю. Б. Авраева. Считает, что на смену инспекторской функции в эпоху инновации в библиотеках получат распространение консультационная, обучающая, коммуникационная функции.

Н. С. Карташов. Рассматривает также на теоретическом уровне инновационную деятельность.

С. Г. Матлина. Отдает предпочтение обучению библиотекарей как будущих инноваторов.

В. К. Клюев, И. М. Суслова, Е. М. Ястребова. Рассматривают проблемы инновационной деятельности с позиции маркетинга.

М. Я. Дворкина, Н. Е. Добрынина, Ю. П. Мелентьева. В своих работах инновационную деятельность рассматривают с позиции персонифицированного подхода гуманизма.

Е. Е. Качанова. И. Т, Чуприна. Рассматривают теоретико0-методические аспекты инновации в библиотеке.

Существуют и другие публикации, раскрывающие инновационную деятельность библиотек, однако они носят фрагментарный, эпизодический характер.

Инновационный менеджмент – особая организационно-управленческая деятельность, обеспечивающая библиотечное развитие путем использования инновация.

Инновационная деятельность – комплекс научных, технологических организационных и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к реализации инноваций, внедрению инновационной идеи в производство и получение ожидаемого эффекта.

Инновация  – конечный результат интеллектуальной деятельности специалистов, опредмеченный в виде новых объектов (продуктах, технологиях, услугах), отличающиеся от предыдущих новыми свойствами.

Литература

  1.  Качанова, Е. Ю. Инновация в библиотеке
  2.  Качанова. Е. Ю. Инновационно-методическая деятельность в библиотеке
  3.  Чуприна, И. Т. Университетская библиотека: инновационная деятельность в профессиональной практике
  4.  Клюев Основы инновационно-хозяйственной деятельности.

 

Тема: Инновации в некоммерческой сфере

  1.  Объективные предпосылки возникновения библиотечной инноватики

1. смена парадигмы (идеи) в 90-е годы XX века в отечественных библиотеках обусловила востребованность библиотек, изменение их миссии, или приоритетов деятельности (маркетинг).

2. ликвидация профессиональных библиотек и технических библиотек на промышленных предприятиях и мелких технических библиотек на промышленных предприятиях (МАЗ) в связи с приватизационными процессами в республике повлекло за собой приток пользователей (специалистов и инженерно-технических работников) в библиотеки.

3. реформа в сфере образования. Она способствовала появлению гимназий, колледжей и других типов, и также способствовало изменению статуса многих ВУЗов (университеты, академии). В данных ВУЗах появились новые факультеты, специализации, которые требовали разработки новых методик обучения. Исходя из этого, большинство учебных библиотек оказались неготовыми к преобразованиям. Поэтому многочисленные потребители информации (старшеклассники, студенты) устремились в областные библиотеки.

4. многократное повышение цен на книги и периодику, что повлекло за собой рост читательской активности для тех, для кого чтение – форма досуга.

5. децентрализация управления во всех отраслях народного хозяйства обусловила экономическую зависимость библиотек от территориальных органов управления, что в свою очередь привело к неравномерному развитии ресурсной базы библиотек. Библиотеки должны были изыскивать новые способы выживания.

6. трансформация библиотек в полифункциональные учреждения- культурные, информационные, социальные – способствовало тому, что они стали востребованы среди населения.

7. библиотеки получили возможность проявлять свою «непохожесть» в разных сферах (дизайн, благоустройство помещения, нестандартные приемы работы).

8. в библиотеках усилилось развитие краеведческой деятельности, т.е. воссоздание социальной памяти, обретение национальной идеи.

9. библиотеки стали выступать как особый институт содействия духовному воспроизводству, социализации личности. По новому стала проявляться рекреационная и досуговая функции.

10. использование новых подходов к повышению профессионального уровня специалистов библиотек (конференции, семинары, круглые столы) в помощь адаптации современных социально-культурных ситуаций.

11. деятельность библиотеки по организации связи с общественностью, овладение методикой фандрейзинга.

12. библиотеки стали выполнять социальную роль посредников между населением и властными структурами.

13. активное взаимодействие библиотеки с домами культуры, школами, музеями.

14. библиотека в условиях обострения межнациональных отношений стала выступать как фактор, способствующий консолидации политического населения республики (появились профилированные филиалы, которые предлагали литературу на языках диаспор, проживающих в зоне обслуживания).

15. библиотечное обслуживание стало рассматриваться как активно развивающая система, ориентированная на потребности населения и своих групп пользователей.

Таким образом, изменения экономической, политической и социальной обстановки в республике стали причиной децентрализации управления библиотечным делом, что поспособствовало формированию новой библиотечной политики, суть которой сводится к индивидуальному подходу в решении проблем, поиску самостоятельных форм и методов работы, а т. е. инноваций.

  1.  Терминосистема библиотечной инноватики

Большинство зарубежных и отечественных источников используют термины «новшество» и «инновация» как синонимы. Во многом это связано с переводом английского слова innovation – введение новации. В словаре иностранных слов новация – что-либо новое, новшества, а инновация как нововведение. В словаре русского языка С. Н. Ожегова понятие «нововведение» рассматривается как «новое правило, новь установленный порядок», а новшество – новый метод, изобретение, новое явление. Во многих научных определениях понятие «нововведение», «новшество» и «инновация» отождествляются. Однако среди ученых нет единого взгляда на данное понятие.

Так, Э. Роджерс определяет «нововведение» как идею, метод или объект, воспринимаемый в качестве новых продуктов. И. Перлаки дифференцирует термины «нововведение» и «инновация», по его мнению нововведение в организациях выступает любое изменение, которое способствует развитию, росту и повышению эффективности работы. Под «инновацией» он понимает процесс возникновения разработки и реализации нововведения.

М. И. Лапин определяет «нововведение» как комплексный процесс создания, распространения и использования новых практических новшества дл я удовлетворения потребностей человека.

Существуют и другие авторы-ученые, которые рассматривают данный термин как целенаправленное изменение в производственной сфере с целью получения прибыли.

Иная ситуация наблюдается в определении термина «инновация», «новшество», «нововведение» в непроизводственной сфере, не ориентирующейся на прибыль.

Так, в словаре библиотечного дела «инновация» - обновление продукции и услуг, осуществляемых библиотекой, ее технологий, форм и методов управления и т.д., обеспечивающее поддержание и совершенствование современного имиджа, качества обслуживания, конкурентоспособность среди библиотек.

С. Г. Матлина трактует библиотечную инновацию как любую оригинальную нестандартную мысль сотрудника или посетителя, реализация которой в совокупности с другими факторами обеспечивает эволюционное развитие культуры на микросоциальном уровне и в конечном счете в макромасштабе.

Суслова считает, что инновация включает идеи, деятельность, материальный объект, которые являются новыми для библиотеки, использующей их. Выше перечисленные авторы придерживаются человекоцентрисцкого подхода в библиотечкой инноватике. Ее отправной точкой является творческая деятельность конкретного человека или группы или коллектива библиотеки.

Существуют и другие точки зрения, в частности те, которые в основу понимания инновации, новшества и нововведения закладывают технократический подход, т.е. связывают с модернизацией производства библиотеки, ее технологии и т.д.

Библиотечная новация  – это идея, модель, способная реализовываться в библиотечную технологию, методику, или услугу.

Библиотечная инновация – (производное от новации, в которую инвестировали, вложили какие-либо финансовые, интеллектуальные либо моральные затраты) как процесс организации, регулирования, стимулирования и реализации новации.

Библиотечное новшество как продукт инновации (инновационной деятельности) в виде библиотечной технологии, методики либо услуги.

  1.  Классификация библиотечных инноваций

Специалисты производственной сферы подразделяют инновации на:

  •  - продуктовая – внедрение новых или усовершенствование продуктов.
    •  - технологическая – изменение в средствах и методах производства.
    •  - нетехнологическая – изменение в организационных формах хозяйственной деятельности.
    •  - процессная – предусматривает освоение новых форм и методов организации производства при выпуске новой продукции.

Основная их цель и их разновидности – получение прибыли.

В некоммерческой сфере все классы инноваций направлены на повышение уровня информационно-культурного обслуживания населения, социальной роли библиотеки.

Так, Суслова подразделяет библиотечные инновации на 3 группы:

  •  - продуктовая – новые продукты или услуги.
  •  - технологическая – новая техника и технология.
  •  - управленческая – новые методы управления, новые формы использования аппарата управления.

С. А. Басов наряду с тремя вышеперечисленными называет четвертый тип – социальные – удовлетворение социально-культурных потребностей работников библиотек.

Н. А. Толканюк предлагает следующую классификацию библиотечных инноваций по содержанию и целям:

  •  - предметно-целвая – направлена на разработку и внедрение новых библиотечных услуг
  •  - технико-технологическая – направлена на разработку и внедрение новых средств и технологий для более эффективного удовлетворения новых или прежних читательских потребностей
  •  - организационно-управленческая – направлена на разработку и применение новых организационных структур и методов управления трудовым коллективом
  •  - социально-экономическая – направлена на разработку и применение экономических механизмов функционирования библиотечных учреждений.
  •  - комплексные – представляют собой органичное единство 2-х, 3-х или всех указанных выше видов.

Е. Ю. Качанов в отличии от предыдущих ученых разработал многомерную классификацию с учетом особенностей и дополнительных характеристик инноваций. Она выделяет следующие признаки:

  •  - уровень новизны
  •  - место в библиотечном производстве
  •  - объект изменений
  •  - цели изменений
  •  - источник инициативы
  •  - отношение к своему предшественнику
  •  - объем применения
  •  - социально-психологические условия внедрения
  •  - степень рыночной новизны
  •  - степень завершенности
  •  - масштаб распространения и коммерционизации

Существуют и другие классификационные типы в библиотечной инновации.  Все их можно свести к 4-м основным:

  •  - организационные – направлены на установление внешних коммуникаций с библиотеке, адаптации к внешней среде, формирование библиотечной политики, изменение структуры библиотеки.
  •  - продуктные – ориентированы на расширение ассортимента услуг, появление принципиально новых услуг, продвижение их в сообщества.
  •  - методико-технологические – связаны с разработкой и использованием новых методик внутренней работы библиотеки, библиотечных услуг, техники и технологий.
  •  - управленческие – направлены на непрерывное профессиональное развитие сотрудников библиотеки и реализацию творческого потенциала каждого.

В библиотеке инновации прежде всего связаны с теми изменениями, которые происходят во внешней среде библиотеки. Однако их специфическая черта - связь инновации с библиотечным традициями.

  1.  Эффективность библиотечных инноваций

Эффективность определения библиотечных инноваций представляет определенную проблему среди ученых. Так данной проблематикой занимаются Н. С. Карташов, Е. Ю. Качанова, Е. А. Фенелонов, В. С. Дутченко и др.

Существуют следующие критерии оценки эффективности библиотечной инновации (по Карташову):

  •  - актуальность нововведения
  •  - его соответствие общей идее развития данной библиотеки
  •  - результативность нововведения
  •  - творческая новизна
  •  - уровень методической разработки идеи
  •  - возможность потенциальных участников освоения новшества
  •  - финансовые затраты

Е. Ю. Качанова выявила и упорядочила объекты изменений под влиянием инноваций:

  •  - услуги, продукты библиотеки
  •  - средства библиотечного производства
  •  - технологические процессы
  •  - организационное развитие библиотеки
  •  - социальная база инновационных процессов

Качанова считает, что индикаторы изменений должны носить качественный характер.

В библиотечном деле используются внешнеэкономические критерии эффективности, где под затратами понимаются все материальные, интеллектуальные и другие ресурсы, использованные для получения результата (продукты библиотечного труда).

Таким образом, библиотечная инновация определяется общими закономерностями и принципами инновационной деятельности в производственной сфере. Однако библиотечным инновациям свойственны особенности:

- сочетании инноваций с традиционными

- социальный характер инноваций (социальный эффект)

Тема: Инновационный процесс в библиотеке

  1.  Этапы осуществления инновационного процесса в библиотеке

Переход инновационной идеи в реальный объект изменений представляет многоэтапный процесс. К основным этапам инновационного процесса в библиотеке специалисты относят:

  1.  Инициация инновации – включает определение потребности в инновации, формирование портфеля требований потребителя, поиск идеи новой услуги/продукции на основе проведения специальных исследований. Результат этапа: формулировка целей инновации в библиотеке, определение инновационной стратегии, определение ресурсов и конкретных мероприятий по организации библиотечного производства или продвижения новой услуги/продукции. Таким образом, на I этапе определяется что, зачем, за счет чего и в какой последовательности будет подлежать изменениям в библиотеке.
  2.  Реализация инноваций – включает определение необходимых инновационных предложений на «рынке новшеств» (где, кому и как можно заказать разработку, отбор готовых инновационных решений, оценка их адаптации конкретной библиотечной ситуации). Результат: если на рынке нет пригодных для библиотеки инновационных предложений, то появляется необходимость в следующем этапе.
  3.  Создание новшества – самой библиотекой или с помощью ВУЗа, при помощи методического центра другой библиотеки (например НББ). Включает формулировку инновационного запроса, заказа, фиксируется он в специальной документе – инновационной заявке, в ней конкретизируются требования к качеству, создание временной проектной группы, разрабатывает программу развития новых услуг или продуктов, осуществляет детальное проектирование процесса производства и предоставление конечной цели этого этапа – не только создать новшество, но и подготовить библиотеку к его внедрению.
  4.  Организация и проведение лабораторных и рыночных испытаний, включает:
    •  - определение всех составляющих произв. внедрения новшества;
    •  - подготовку информационной базы (для осуществления нововведения и его превращения в инновацию).

V. Использование (освоение) инновации, включает организацию массового производства новой продукции или услуги. В данном случае осуществляется:

  •  - наблюдение за точным исполнением мероприятий инновационного проекта и соблюдение сроков;
  •  - оценка соответствия параметров услуги (продукции и реальных характеристик спроса, внесение (при необходимости) корректировок свойства услуги) продукции, разработка рекламных мероприятий, формирование мероприятий по стимулированию спроса на новые продукцию /услуги библиотеки.

Таким образом, инновационный процесс от анализа инновационной ситуации и осознание потребности в изменениях до внедрения новшества и получении социального эффекта – замкнутый повторяющийся процесс. Станет ли новшество инновацией – покажут результаты внедрения.

  1.  Разработка инновационного проекта в библиотеке

Планирование и реализация инновации в различных сферах общественной практики осуществляется на основе проектного управления (не является здесь исключением и библиотечное дело). Проблемам проектной деятельности в библиотеках посвящены публикации Н. В. Жадько, Ю. Ф. Черняковой, И. М. Сусловой, С. А. Павловой, Е. Качановой и др. Термин «проект» используется в двух значениях:

1. для обозначения цикла работ, направленных на разработку и реализацию идеи в инновацию;

2. для  обозначения пакета документов, фиксирующих особенности этой реализации.

Как цикл работ (или проектная работа) представляет собой сочетание последовательности действий, позволяющих достичь результатов в условиях жестких сроков. Проектная работа включает 4 этапа:

  1.  формирование идеи проекта и его основных целей (разработка концепции проекта)
  2.  разработка проекта (планирование инновационного проекта и оформление проектной документации)
  3.  реализация проекта (управление ходом проектных работ, контроль и регулирование работ по проекту)
  4.  завершение проект (порядок завершения, анализ эффективности, оформление отчетной документации).

Инновационные проекты могут классифицироваться по различным признакам. Как правило, выделяют 2 основных:

  1.  по масштабам: монопроекты ( 1 библиотека), мультипроекты (для нескольких библиотек), мегапроекты (для библиотек определенного региона);
  2.  по содержанию: проекты разработки новшеств (нацелен на воплощение инновационной идеи в инновационную разработку), проект внедрения (адаптации к новым условиям конкретных новшеств), проекты о разработке и реализации инновации, проекты по поддержке инновационной деятельности (по привлечению дополнительных ресурсов: гранты, меценаты, спонсоры, фандрейзинговая деятельность библиотек)

Как пакет документов (проектная документация фиксирование цели и задачи разработки (внедрения) новшества, графики выполнения инновационных процессов, объемы изготовления, особенности новой продукции/услуг, каналы ее продвижения, цены, меры по стимулированию, особенности рекламы и дополнительного сервиса.

Как любая документ инновационный проект имеет определенную структуру:

  1.  содержание и актуальность проблемы (инновационной идеи), обоснование необходимости е решения в рамках проекта.
  2.  Резюме руководителя проекта (краткое содержание проекта, его целей и задач, роли проектов в выполнении стратегических целей библиотеки, краткая характеристика ресурсных потребностей библиотеки, возможных шансов и угроз планируемых результатов.
  3.  Комплексное обоснование проекта (причин, требующих разработки проекта, варианты решения проблем, описание инновационной идеи, особенности нового объекта).
  4.  Цели и задачи проекта (цели формулируются на основе результатов маркетинговых исследований)
  5.  Характеристика мероприятий, направленных на реализацию целей и задач проекта.
  6.  Комплексное обеспечение внедрения проекта (обоснование и  расчет всех необходимых ресурсов, финансирования и сметорасходов).
  7.  Организация управления проектом и контроль хода его реализации (характеристика команды исполнителей или проектной группы, круга их обязанностей, планы и графики работ и контроль за работой).
  8.  Экспертное заключение по проекту (результаты экспертизы, проведенной специалистами различных сфер деятельности, оценка социальной значимости и экономической обоснованности проекта, проверка качества разработки проекта).

Благодаря такой структуре, инновационный проект может использоваться как документ внешнего информирования (для поиска  партнеров, спонсоров, меценатов и прочее) и как документ внутреннего использования (источник информации для всех сотрудников, вовлеченных в проект).

Для внешнего информирования предлагается использовать первые два раздела инновационного проекта: обоснование социальной значимости, дополненные краткой информацией о деятельности данной библиотеки (название, статус, краткая история развития, миссия, зона обслуживания, основные категории пользователей, направления деятельности, общие достижения, круг друзей библиотеки), могут быть использованы для привлечения инновационных ресурсов и положены в основу поддержки инновационной деятельности (как документ внутреннего использования инновационный проект содержит разнообразные формы фиксации расчетных показателей ресурсного обеспечения и последовательности выполнения конкретных акций).

Важным вопросом инновационного планирования считается экспертиза инновационных проектов – процедура комплексной проверки и контроля. Она включает оценку качества нормативно-методических, проектно-конструкторской и других документов, входящих в проект; профессионализма руководителя проекта и его команды, достоверности расчетов; возможности достижения цели.

Для разработки проекта формируется команда разработчиков – проектная группа и ее руководителем, как правило 9-12 специалистов с различными знаниями и навыками (комплексные знания).

Данные специалисты утверждаются и несут ответственность за свой результат деятельности по внедрению/разработке инновационного проекта в библиотеке.

Тема: Стратегическое управление инновациями в библиотеке

  1.  Инновационная политика в стратегическом управлении библиотекой (ИП)

 Основой инновационной деятельности в библиотеке является ее инновационная политика, которая предполагает разработку инновационных прогнозов, стратегий, программ и проектов развития. С помощью ИП формируется основа для сбора информации, выработке управленческих решений, определяются сроки и оценка результатов в библиотечной деятельности. Объекты инновационных изменений в библиотеке6 ресурсы, обслуживание (услуги, продукция) структура библиотеки, социальные отношения.

Потребность в инновации определяется на основе изменения инновационной ситуации. Это анализ сильных и слабых сторон деятельности библиотеки, результатов ее работы, анализа влияния внешних факторов. Последние необходимо систематически учитывать и стремиться предвидеть. От правильного анализа факторов внешней среды зависит жизнеспособность библиотеки. Специалисты выделяют следующие задачи, способствующие формированию инновационной ситуации:

  1.  Выявление внешних изменений, объективно способствующих развитию инновационной деятельности библиотеки;
  2.  Определение возможностей превращения потенциальных угроз в потенциальные шансы инновационного развития библиотеки.
  3.  Поиск вариантов инновационных изменений, приемлемых для конкретной инновационной ситуации.

Результатом реализации вышепоставленных задач является определение целей библиотечной деятельности. Под целью в инновационном библиотечном менеджменте понимается реализация идей изменений в библиотеке. К основным правилам постановки цели (идеи изменений в библиотеке) относятся:

  1.  Цель должна подчеркивать социальную значимость библиотеки, усиливать реализацию ее основного предназначения (миссии).
  2.  Отражать результаты достижения желаемой перспективы, а не процесс (движение к ели), который может длиться долго или рассматриваться как отдаленная перспектива.
  3.  Цель ставится в позитивном ключе, чтобы усилить мотивацию персонала библиотеки на ее достижение.
  4.  Цель требует конкретизации, определения всех деталей, характеризующих особенности ее достижения.

Таким образом, формулируя цель необходимо представлять не только конкретный результат, но и пути его достижения.

В литературе существуют различные технологические подходы к достижению цели, как правило, ученые предлагают цель разбивать на более частные подцели (стратегические задачи) на несколько уровней, что создает своего рода «дерево целей», т.е. цель конкретизируется (или детализируется) до тех пор, пока желаемая перспектива не будет ясна до мельчайших деталей. Конечный итог – конкретизация деталей (задач) цели формирует определение тактических «шагов» - идей новшеств (т.е. конкретные приемы), технологии изменения и т.д., разработка различных видов инновации.

К основным инициаторам инновационных идей в библиотеке можно отнести:

  1.  Пользователи – большинство инновационных идей (70%)
  2.  Сотрудники библиотеки (20%)
  3.  Представители библиотечных сообществ (сотрудники других библиотек, ученые, преподаватели библиотековедческих дисциплин, представители библиотечных ассоциаций и др.)
  4.  Попечители
  5.  Партнеры (издатели, социологи, психологи, культурологи и др.)

Методы выявления инновационных идей в библиотек среди пользователей:

  1.  Опросы
  2.  Дискуссии на мероприятиях
  3.  Наблюдения (индивидуально)

Для эффективного выявления инновационных идей от потребителей в библиотеке должны быть созданы специальные условия, позволяющие:

  1.  Стимулировать активность потенциальных категорий инициаторов инноваций
    1.  Создавать атмосферу творческой активности

Существуют пути выявления инновационных идей среди общественности:

  1.  Путем поддержания связей в системе общественных коммуникаций (специальные средства информирования) СМИ
  2.  Создание «банка идей» в библиотеке (для сотрудников библиотеки, партнеров др.)

Важными критериями выбора инновационных идей в библиотеке выступают:

  1.  Соотнесение идеи с миссией библиотеки
  2.  Влияние идеи на повышение имиджа библиотеки
  3.  Учет прибыльности идеи (оценка ее значимости для библиотеки)
  4.  Реализация идеи в виде стратегического направления развития библиотеки (концепции развития библиотеки)

2. Средства реализации инновационной политики в библиотеке

К основным средствам реализации инновационной политики в библиотеке относятся:

  1.  Стратегический план
  2.  Целевые программы
  3.  Инновационные проекты и проекты поддержки инновационной деятельности
  4.  Текущие планы

Данные документы способствуют последовательной конкретизации (от общего к частному) целей, действий и ресурсных затрат для осуществления инноваций.

Стратегический план фиксирует основные цели библиотеки и ее миссию на период не менее 5 лет. Характеризует стоящие перед ней стратегические задачи (по цели первого уровня).

Структура стратегического плана библиотеки зависит от основных ее функций и задач (публичная – обслуживание, национальная – сбор и распространение документов). Вместе с тем существуют общие подходы к составлению стратегического плана:

  •  - вступление (цели плана), миссия библиотеки
  •  - анализ макро- и микросреды библиотеки (характеристика организаций, к которой относится библиотека, окружения, которое оказывает воздействие на развитие библиотеки)
  •  - характеристика пользователей, их информационных потребностей
  •  - дается характеристика основных направлений деятельности библиотеки
  •  - описываются мероприятия, направленные на преодоление слабых сторон деятельности библиотеки
  •  - определяется оценка стоимости реализации плана

Указываются сроки или термины выполнения плана

  •  - обобщение результатов
  •  - формулируется новое направление деятельности библиотеки, ее услуг, продукции и  т.д.

Как правило, через 2-3 года стратегический план подвергается корректировке с целью учета происшедших изменений в ресурсах/продуктах, услугах библиотеки (их увеличение или уменьшение).

Проверкой реализации стратегического плана является процесс его оценки, который проводится путем сравнения итогов работы с поставленными ранее целями (дерево целей). В итоге, если избранная стратегия перестает соответствовать целям библиотеки - производится анализ и определяется новый вид стратегии. Изменение стратегий должно основываться и на возможностях библиотеки (структура библиотеки, ресурсы, кадры и т.д.).

Таким образом, стратегический план позволяет ответить на вопрос «что библиотека должна делать?» вместо вопроса «что библиотека может сделать?».

1994 г. – библиотека Британского музея разработала первый стратегический план.

Целевые программы создаются не менее, чем на 2-3 года. Существуют следующие виды:

- монопрограммы (затрагивают деятельность одной библиотеки)

- мультипрограммы (деятельность сети библиотек)

- мегапрограммы (деятельность библиотек региона)

Их назначение – обосновать выбор варианта реализации миссии библиотеки в заданном регионе (или хоне обслуживания), в заданные сроки четко обозначить проблемы, на решение которой она направлена. В ней определяется, что может и должна сделать библиотека, в чем уникальность имеющихся у нее ресурсов, какие новые возможности в решении этой проблемы она открывает, как эта программа отразится на деятельности других организаций в зоне обслуживания и самой библиотеке.

Инновационный проект. В нем конкретизируют действия по каждой инновации или по группе однородных инновационных блоков. В нем осуществляется необходимые действия, обеспечивающие разработку и осуществление конкретных инновационных идей в определенный период времени.

На основе проекта инновационная идея закрепляется на рынке и становится реализуемой.

Текущие планы. Разрабатываются в каждом структурном подразделении на текущий момент.

  1.  Процесс управления изменениями в библиотеке

Процесс управления изменениями в общей теории инноваций принято разбивать на ряд последовательных этапов. Для каждого этапа свойственны свои управленческие задачи (по Качановой). Она предлагает:

Название этапа управления изменениями

Управленческие задачи, решаемые на данном этапе

  1.  Инициация инноваций

  1.  Принятие решения о необходимости изменений и разработка базы их осуществления в конкретных условиях

  1.  Подготовка библиотеки к изменениям

  1.  Внедрение новшеств и превращение нововведений в форму инновации

Задачи:

  1.  Изучение инновационной ситуации, недостатков библиотечной деятельности, требующих внедрения новшеств и их оценки с позиции актуальности.
  2.  Формирование единой инновационной политики, соответствующей мировым и региональным тенденциям развития библиотечного дела, общей идеи развития данной библиотеки, потребностям пользователей и ее возможностям (определение концепции развития библиотеки)
  3.  Изучение опыта библиотек и рынка библиотечных новшеств в целях  выявления и выбора новшеств для внедрения посредствам методического мониторинга; экспериментальная проверка, соответствие новшеств целям и условиям деятельности конкретной библиотеки
  4.  Выявление всех потенциальных участников инновационной деятельности; определение возможностей инновационного потенциала участников и системы действенных стимулов, позволяющих создать благоприятную среду творческого сотрудничества

  1.  Обоснование актуальности, своевременности и последовательности изменений; разработка стратегического плана и соответствующих ему инновационных программ развития библиотеки, программ поддержки инновационной деятельности (фандрейзинговых программ, контрактов, договоров и прочее)
  2.  Оформление заказа на разработку новшества или разработка новшества в условиях библиотеки на основе инновационного проекта (создание временных целевых команд)
  3.  Создание инфраструктуры для внедрения инновационных программ
  4.  Организация системы инновационных отношений и коммуникаций (взаимодействие со СМИ, бизнес-контакты, деловые партнеры, друзья библиотеки)
  5.  Организация обучения и повышения квалификации сотрудников
  6.  Формирование временных творческих коллективов для внедрения новшеств

  1.  Оценка отношения сотрудников к инновационным идеям; определение средств формирования благоприятного эмоционального фона для осуществления изменений
  2.  Организация мероприятий по вовлечению персонала в планирование изменений
  3.  Формирование у библиотекарей навыков коллективной творческой деятельности посредствам организации стажировок, практикумов, семинаров

  1.  Наблюдение и контроль за ходом инновационного процесса
  2.  Преодоление психологического сопротивления изменениям стимулирование творческой активности библиотекарей
  3.  Оценка эффективности инновационной деятельности библиотеки
  4.  Разработка и распространение информации о нововведении, подтвердивших свою перспективность на практике

Таким образом, управление изменениями протекает при соблюдении определенных условий, к которым относятся:

  1.  Создание благоприятного инновационного климата
    1.  Определение приоритетных направлений инновационной деятельности
    2.  Расширение поля сбора инновационных идей, привлечение новых участников к инновационной деятельности
    3.  Оценка инновационных идей, разработка путей их реализации и закрепления на рынке

Тема: Реализация инноваций в библиотеке

  1.  Виды инноваций в библиотеке

Основными объектами инноваций в библиотеке являются

  1.  Услуги и продукция библиотеки
    1.  Библиотечные технологии
    2.  Организационное развитие библиотеки
    3.  Социальная база

Исходя из этого к основным видам инноваций относятся:

- продуктовые и сервисные инновации (изменяющиеся услуги и продукция)

- технологические инновации (когда изменяются процессы в библиотечной технологии)

- организационные инновации (когда производятся структурные изменения, реорганизуются существующие отделы или создаются новые)

- социальные инновации (изменяются методы управления библиотечным персоналом, традиции формирования коллектива)

Указанные виды инноваций делятся на:

- радикальные (базисные) инновацию предусматривают использование принципиально новых подходов, замену старых объектов новыми.

- модифицирующие (улучшающие) инновации. Способствуют улучшению существующих объектов, модернизацию услуг/продукции, технологии, организационных и социальных приемов управления.

Как правило, на практике инновация чаще всего инициируется потребителями (70% принципиально новые решения, 50% - повышение качества изделия, 40% небольшая рационализация) и обусловлены потенциальным спросом на новые виды услуг и продукцию, дискомфортом и снижением качества обслуживания, повышением цен на определенные виды ресурсов, неудовлетворенностью сотрудников результатами своей работы и прочее.

Любые серьезные изменения в одной сфере деятельности библиотеки, как правило, требуют изменений в сопряженных участках, а порой – перестройки управления библиотекой. В первую очередь это относится к реализации базисных инноваций. Использование принципиально новых подходов, технологий, замена старых объектов новыми, как правило, вызывает необходимость во внедрении комплекса взаимосвязанных новшеств, так называемых инновационных кластеров.

Кластером в инноватике называют совокупность инноваций, сконцентрированных на определенном отрезке времени и в определенном пространстве в виде целостной системы новых продуктов, технологий и организационных изменений. Например, внедрение автоматизированных средств учета и обработки информации повлечет изменение всех технологических процессов организации обслуживания, отразится на комфортности библиотечной среды как для пользователя - скорость выполнения запроса и получение информации/документа, так и для библиотечного работника - сокращение рутинных операций при поиске документов, их выдаче. Это в свою очередь повлечет изменения традиционных функций отделов библиотеки, поведение сотрудников, качество их деятельности. При этом совершенствование одного отдельно взятого направления совсем необязательно приведет к улучшению деятельности библиотеки в целом.

Среди всех видов инноваций в библиотеке важнейшими выступают продуктовые инновации. Изменения в продуктах/услугах связано с изменениями в технологии их создания и предоставления (технологическими инновациями). Безусловно, в целях максимально полного и оперативного удовлетворения потребностей пользователя библиотек применяются любые инновации.

Продуктовые и технологические инновации видимы для пользователей и различных категорий партнеров, библиотеки быстро становятся известными профессиональному сообществу. Изменения в ассортименте и технологии обслуживания повышают интерес к библиотеке различных групп общественности, привлекают к сотрудничеству с ней новых партнеров, спонсоров и меценатов, издателей и специалистов методических центров.

Социальные и организационные инновации распространяются на внутреннюю жизнь библиотеки, касаются средств и способов управления, развития творческих способностей, методов формирования инновационной культуры. Они основаны на традиции библиотеки, зависят от позиции ее руководителя,

При выборе объектов инновации определяется то направление деятельности, которое в наибольшей степени нуждается в изменении в соответствии с поставленной целью развития и при модернизации которого библиотечных персонал смог бы проявить свои способности. Важную роль при выборе инновации также играют идеи пользователя, деловых партнеров и сотрудников библиотеки (банк идей).

В конечном счете, любые инновации должны влиять на рост удовлетворенности результатами своего труда как пользователей библиотеки, так и ее сотрудников, формировать социальный престиж библиотеки.

  1.  Реализация продуктовых и сервисных инноваций
  2.  Реализация технологических изменений
  3.  Реализация управленческих изменений

(см. Качанову)

Тема: Кадровые ресурсы инновационной деятельности

  1.  Обучение инновационной деятельности

На современном этапе развития общества задача обучения и подготовки кадров для производственной инновационной деятельности решены. Так, в России действуют  российский государственный институт инновационных технологий и предпринимательства (1990) на базе государственного научного учреждения – центра содействия развитию научно-технического предпринимательства в высшей школе Министерства образования России. Этот институт является базовым элементом многоуровневой системы подготовки и переподготовки кадров для инновационной деятельности научно-технической и промышленной сферах. Его деятельности осуществляется по принципу открытого образования через филиалы и представительства в целом ряде регионов России благодаря использованию дистанционного обучения, корпоративной информационной сети и региональных учебно-научных центров инновационного предпринимательства. Сегодня в России функционируют более 10 филиалов данного университета, таким образом главной ступенью в подготовке специалистов для инновационной производственной сферы выступает высшая школа. Здесь инновационное образование дифференцируется по направлениям:

  1.  Общее инновационное образование (входят программы подготовки любых специалистов, учитывая специфику их отраслевой ориентации). Формируетобщ0ее представление об инноватике и инновационной деятельности, их роли и направления развития.
  2.  Инновационно-технологическое (является техническим). В его основе находятся знания общей теории технологии в функциональном и предметном разрезах. Считается, что такой специалист должен овладеть методологией и навыками инновационного проектирования, обладать знаниями систем стандартов и методик управления качеством, экологических норм при проектировании новой техники и технологии.
  3.  Инновационно-менеджерское образование (обеспечивает подготовку менеджеров для науки, техники и инноватики). Такие специалисты должны владеть методикой функционально-стоимостного проектирования, знать общие основы и особенности финансового менеджмента в сфере инноваций, методологию и методику организации  маркетингового обеспечения инновационной деятельности.

Субъектами инновационного образования являются:

  1.  Лица, получившие первое высшее образование
    1.  Лица, получившие второе высшее образование
    2.  Лица, проходящие подготовку к лицензированию для работы в инновационной сфере
    3.  Лица, пользующиеся блоками специализированных курсов для повышения квалификации

Для каждой группы должен быть разработан специализированный учебный план.  Первые 3 группы лиц в большей степени могут быть ориентированы на практическую инновационную деятельности. Соответственно в плане предусматриваются курсы практической направленности.

В РБ в БНТУ ведется подготовка специалистов по двум специальностям: «Инновационные технологии», «Экономика организации и управления инновационной деятельностью». В рамках первой подготовка осуществляется по специальным знаниям соответствующим укрупненным отраслям народного хозяйства (машиностроение и металлообработка, приборостроение и радиоэлектроника, транспорт, связь и др.). В рамках второй специальности подготовка осуществляется по следующим специализациям: «экономика инновационной деятельности», «Менеджмент инновационной деятельности». Учебные планы для подготовки менеджеров по инновационной деятельности формируется на основе пяти блоков:

1. общеобразовательные дисциплины: высшая математика, философия, психология, этика, информатика и инженерия и т.д.)

2.  общеинженерные дисциплины: основы технологии, безопасность инновационных технологий и др.)

3. экономика управленческой дисциплины: науки об управлении персоналом

4. подготовка по профилю специализации: углубленное изучение отраслевых технологий

5. дипломное проектирование

Специалисты библиотечной отрасли считают, что  ближайшее время подготовка специалистов в области инноватики библиотечного дела будет набирать силу, так как изменяющийся стандарт образовательной деятельности на всех уровнях образования, с том числе библиотечном.

В России в 2002 году утверждена новая специальность высшего профессионального образования «Библиотечно-информационная деятельность» (вместо существующей ранее «Библиотековедение и библиография»). Срок обучения – 5 лет. В соответствии с данной специальностью выпускнику присуждается следующая квалификация – «Библиотекарь- библиограф – преподаватель», «Технолог автоматизированных информационных ресурсов», «Референт – аналитик информационных ресурсов», «Менеджер информационных ресурсов».

Анализ нормативно-методических материалов образовательного стандарта позволил специалистам определить, какие инновационные задачи  могут решать выпускники ВУЗов и какие курсы могут обеспечивать подготовку к их решению.

Квалификация

Задачи профессиональной деятельности

Специальная дисциплина

  1.  Библиотекарь-библиограф-преподаватель

  1.  2. Технолог автоматизированных ИР

  1.  Референт-аналитик информационных ресурсов

  1.  Менеджер информационных ресурсов
  1.  Формирование и хранение документных фондов, аналитико-синтетическая переработка информации, обслуживание пользователей различных учреждений в системе данных коммуникаций.

  1.  Подготовка и решение задач проектирования, создание и эксплуатация автоматизированных информационных систем; определение основных технико-экономических требований к автоматизированным ресурсам.

  1.  Оценка современного состояния и выявления тенденций развития объекта на основе анализа и синтеза известной информации об объекте, создание информационных продуктов и услуг аналитического характера.

  1.  Стратегическое, тактическое и оперативное управление персоналом структурными подразделениями библиотечно-информационных учреждений и направлениями библиотечно-информационной работы.
  1.  Библиотечный менеджмент, библиотечное обслуживание, СПА библиотеки, библиографическая деятельность.

  1.  Автоматизированные библиотечно-информационные технологии, информационные сети и системы, проектирование автоматизированных проектных библиотечно-информационных систем, программно-техническое обеспечение АБИС.

  1.  Информационно-аналитические технологии, информационно-аналитические продукты и услуги, организация информационно-аналитической деятельности.

  1.  Менеджер библиотечно-информационной деятельности, маркетинг библиотечно-информационной деятельности, управление библиотечной деятельности, экономика библиотечно-информационной деятельности, инновационно-методическая работа библиотеки, документационное обеспечение управления.

В РБ в БГУКИ в рамках специализации маркетинг библиотечного дела для ФИДК осуществляется подготовка студентов по проблемам инновационной деятельности библиотек РБ.

2. Переобучение и повышение квалификации персонала библиотек в контексте инновационной политики

Наибольшее значение в подготовке иннов. менеджеров имеет система поствузовского обучения. За пределами библиотечной сферы этой деятельностью сегодня занимаются: вузы, иннов. организации (на заказ выполняют разработку инновационной идеи). В библиотечной сфере данную работу осуществляют структуры повышения квалификации библиотечных и информационных работников, разнообразные «школы» профессионального повышения квалификации библиотекарей, ориентированное на получение специальных знаний в русле выполняемых ими функций.

Вместе с тем специальных образовательных программ, посвященных инновациям в библиотеках мало. В то же время реализация данных программ не всегда дает положительные результаты на практике. Среди причин этого явления можно выделить:

  1.  Неразработанность вопросов реализации инновации и управления изменениями в библиотечной науке и практике.
  2.  Отсутствие квалифицированных педагогов и действенных структур повышения квалификации библиотечных кадров.
  3.  Неразработанность организационных вопросов повышения квалификации кадров, условий отбора претендентов.
  4.  Отсутствие инициативы в повышении своей квалификации обусловлено:
  5.  Решением руководителя (методиста другого лица, кому необходимо повышать свою квалификация). Эта причина лишает библиотекарей активности в познании новых форм работы.
  6.  Отсутствие системы льгот и доплат для тех, кто стремится повышать свой культурный и профессиональный уровень.

Ученые (в области инновационной деятельности) выделяют следующие подходы, которые должны находиться в основе обучения персонала методикам инновационной деятельности:

  1.  Получение новой информации
  2.  Приобретение опыта в результате выполнения необходимых действий по достижению положительного результата
  3.  Приобретение навыка и наработка умений гарантировано получать положительный результат независимо от разнообразных внешних условий.

Особое значение при обучении инновациям придается выбору педагога «мастера» - консультант, инструктор, тренер. Обучение инновациям должно осуществляться в процессе решения инновационной ситуации. В ходе занятий мастер должен создать ситуацию, «подвести» участника к осознанию проблемы и осмыслению собственных возможностей для ее решения, должен сформировать навыки решения проблемы.

Существуют следующие варианты решения проблемы:

  1.  Работа вместе с мастером: считается самым медленным и информационно бедным способом. Действует принцип «смотри, учись, запоминай…1-2-3 повторяй». Этот способ реализуется в форме как стажировка в инновационной организации (ВУЗ, методический центр, библиотека-школа передового опыта). В этом случае сама среда побуждает стажирующегося к изменению представлений и получению новых знаний.
  2.  Лекции и семинары, групповые консультации (преподавание большой аудитории теории и методики инновационной деятельности, практика здесь не рассматривается) в результате формируются только теоретические знания. А отсутствие практических навыков в дальнейшей работе создают трудности из-за их отсутствия.
  3.  Сочетание теоретических знаний и практической наработки умений (тренинг-семинары). Здесь обучение осуществляется не индивидуально с мастером в реальных условиях, а с однородной группой в учебной аудитории. Данный способ позволяет усвоить алгоритм действий, но к сожалению далек от реальной действительности. В библиотечной деятельности данный способ признается специалистами как самая действенная форма повышения квалификации персонала библиотеки (например, международная школа директоров «Искусство результативного управления современной библиотекой», семинар-тренинг «Виртуальное обслуживание пользователей», разработка и внедрение проекта или же мастер-класс «Управление знаниями в библиотеке: технология построения системы и др.».

Тема 6: Основы инновационного библиотечного менеджмента

1. Содержание и функции инновационного библиотечного менеджмента

Инновационный библиотечный менеджмент (ИБМ) представляет собой самостоятельную область экономики библиотечной науки и профессиональной деятельности, направленный на формирование и обеспечение достижения любой библиотекой инновационных целей. ИБМ представляет собой одну из разновидностей библиотечного менеджмента. В современных условиях использования научных методов и подходов ИБМ является важным фактором, как экономического развития библиотеки, так и прогресса и коммерческого успеха любой библиотеки.

Содержание понятия инновационный библиотечный менеджмент можно рассматривать в трех аспектах:

  •  Как науку и искусство управления библиотечными инновациями. Базируется на теоретических понятиях и положениях библиотечного менеджмента. Ранее этому понятию соответствовали такие категории, как: организация, технология и управление библиотечной работой.
  •  Как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений. ИБМ представляет собой совокупность процедур, составляющих общую технологическую схему проведения и управления библиотечными инновациями в библиотеке. В зависимости от уровня инновационной структуры в библиотеке и условий функционирования ее звеньев состав функций управления и последовательность выполнения их может быть различна. Как вид деятельности ИБМ предполагает распределение задач управления и их закрепление за конкретными исполнителями – руководителями библиотек, отделами, библиотекарями.
  •  Как аппарат управления библиотечными инновациями. Предполагает структурное оформление инновационной сферы и включает:
  •  систему управления библиотечными инновациями, которая обладает иерархической структурой и состоит из специализированных отделов/секторов управления высшего звена (разного рода специализированные учреждения, непосредственно заняты разработкой и реализацией библиотечных инноваций. В РБ таких структур нет);
  •  «институт» библиотечных менеджеров (управленцев) – руководителей различных уровней, которые выступают в качестве субъектов управления, наделены определенными полномочиями в принятии и реализации управленческих решений и несущих ответственность за результаты функционирования инновационного библиотечного учреждения.

Цели и задачи ИБМ

Основная и конечная цель ИБМ состоит в обеспечении долговременного функционирования библиотеки как инновационного учреждения на основе социальной результативности и прибыльности (частично). Это подразумевает эффективную организацию инновационных процессов и обеспечение высокой конкурентоспособности инновационной библиотечной продукции. Без обеспечения эффективного и внутренних элементов библиотеки как инновационного учреждения, т.е. без гармонизации функций библиотеки как инновационного учреждения, такой цели добиться невозможно. Именно поэтому гармонизация составляет основную задачу ИБМ.

Различают эндогенный и экзогенный аспекты гармонизации деятельности библиотеки как инновационного учреждения. Эндогенная гармонизация означает согласование всех структурных элементов библиотеки как инновационного учреждения, а экзогенная – предполагает согласование элементов библиотеки как инновационного учреждения с системами окружающей внешней среды. Она реализуется посредством специальных процедур целевой ориентации инновационной библиотечной деятельности и учета ограничений внешней среды.

Для обеспечения эндогенной гармонизации необходимо создание специальной системы внутрибиблиотечного управления инновациями. Эта система решает следующие задачи:

– выработка стратегической инновационной библиотечной концепции;

– определение тематики направлений деятельности и формирование инновационных проектов и программ;

– построение организационной структуры и структуры управления библиотечными инновациями;

– планирование производственных процессов и процессов реализации инновационной библиотечной продукции;

– подбор и расстановка кадров;

– календарное распределение работ и контроль за их исполнением;

– создание творческой атмосферы и высокой мотивации интеллектуального труда.

Экзогенная гармонизация предусматривает решение следующих задач:

– формирование долго- и краткосрочных целей инновационной деятельности библиотеки;

– организация и проведение маркетинговых исследований;

– учет экологической ситуации и планирования прироохранных мероприятий;

– оценка и использование прогрессивного опыта и передовых технологий и достижений конкурентов;

учет потребительского спроса и объективных тенденций НТП;

– организация кооперации в инновационных библиотечных программах и проектах.

По времени и содержанию различают две формы гармонизации:

стратегическая – способствует долгосрочному выживанию библиотеки как инновационного учреждения и обеспечивается библиотечным маркетингом и менеджментом, направленными на формирование стратегических инновационных целей, проектов и организацию стратегического планирования;

оперативная – выступает средством реализации выбранной стратегии развития и обеспечивается системами оперативного менеджмента в библиотеке как инновационном учреждении.

Система функций ИБМ

Содержание ИБМ определяется составом функций и процессов управления, осуществляемых в ходе подготовки и проведения инновационных мероприятий.

Под функциями ИБМ понимается состав общих задач управления, решаемых при осуществлении инноваций.

Специалисты выделяют 2 группы функций ИБМ:

I. Основные (предметные). Являются наиболее общими для всех видов и любых условий осуществления инноваций. К ним относится:

  1.  формирование целей деятельности библиотеки (при этом цель должна соответствовать следующим требованиям:

– измеримость и конкретика (т.е. конкретная цель и отражение ее в определенном виде инновации);

– непротиворечивость и взаимоувязка (т.е. большое количество целей требует расстановки приоритетов в их выполнении);

– достижимость (четкая стратегия, ее достижение);

– ориентированность (цель д.б. строго ориентирована во времени, например, краткосрочные, долгосрочные, среднесрочные цели).

  1.  планирование инноваций. Д.б. решены следующие задачи при планировании:

– структуризация целей инновационной деятельности и доведение их до исполнителей;

– формирует программы мероприятий;

– оценка матриальных, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для реализации принятых инновационных программ;

– регулирование хода выполнения работ по инновационным проектам.

  1.  организация инноваций. Заключается в обеспечении выполнения установленных плановых задач с целью реализации принятой стратегии развития библиотеки как инновационного учреждения.
    1.  Контроль и его обеспечивающие функции учета, отчетности и анализа.

II. Обеспечивающие функции. Включают управленческие процессы и инструменты, способствующие эффективному осуществлению основных функций управления в библиотеке как инновационного учреждения (перечисленных выше). В состав обеспечивающих функций входят функции:

  1.  социально-психологические – связаны с характером производственных отношений в коллективе (делегирование полномочий и распределение работы, мотивация (система поощрений и наказаний);
  2.  процессуальные (технологические) функции ИБМ выделяют два вида деятельности, которые относятся к труду библиотекаря-библиографа (это решения и коммуникации). По сути, процессуальные функции ИБМ являются средством реализации основных (предметных) и социально-психологических.

Таким образом, рассмотренные функции управления инновациями и порядок их осуществления отражают общую технологическую схему ИБМ, в которой они осуществляются попарно – «цель – планирование», «планирование – организация», «организация – контроль».

Тема 7: Приемы инновационного библиотечного менеджмента

  1.  Сущность и основные приемы ИБМ
  2.  Приемы, воздействующие только на производство библиотечных инноваций.
  3.  Приемы, воздействующие только на реализацию, продвижение и диффузию библиотечных инноваций.
  4.  Приемы, воздействующие только как на производство, так и на реализацию, продвижение и диффузию библиотечных инноваций.

1. Сущность и основные приемы ИБМ

Прием инновационного библиотечного менеджмента – способ воздействия субъекта управления на объект, в который входят сами инновации, инновационный процесс и отношения на рынке реализации и продвижения инноваций.

Все приемы ИБМ основаны на сбытовых отношениях, возникших в процессе движения инноваций на рынок. Поэтому направлены на укрепление имиджа библиотеки, достижения комфортности и качества обслуживания пользователей, расширения ассортимента библиотечных услуг, формирования информационных ресурсов на основе системы ожидания пользователей библиотеки, повышения профессиональной  компетентности сотрудников, их инновационной активности и т.д. Отсюда следует, что общим содержанием всех приемов ИБМ является воздействие на инновации сбытовых отношений. Эти отношения проявляются во всех фазах жизненного цикла инновации.

Приемы ИБМ зависят от структуры инновационного процесса и делятся на три группы (см.вопросы 2-4), рис. 1.

       1)  способы                                       

           маркетинговых                             1) ценовой прием управления                              1) инжиниринг

           воздействий на библ. инновации                                                                                    инноваций

       2) бенчмаркинг                                                                                                                2) бранд-стратегия

                                                                                                                                                     инноваций

Приемы первой группы ставят своей единственной целью создание нового библиотечного продукта, новой библиотечной технологической операции, ноу-хау, т.е. продукта/услуги с новыми качественными параметрами.

Приемы второй группы ставят своей целью ускорение сбыта библиотечных инноваций с наибольшей выгодой и эффективностью, как в настоящем, так и в будущем.

Приемы третьей группы объединяют цели.

  1.  Приемы, воздействующие только на производство библиотечных инноваций

  1.  Способы маркетинговых воздействий на библиотечные инновации

Процесс маркетинга инноваций следующий:

  1.  Маркетинговая деятельность начинается с определения информационных потребностей пользователей в инновации.
  2.  Производится комплексное исследование рынка (зоны обслуживания), которое целесообразно начинать с сегментации рынка. Под сегментирование понимается разбивка (деление) рынка по различным признакам на четкие группы учреждений (продавцов аналогичных библиотечно-информационных и других социально-культурных, образовательных, консультационных, досуговых услуг) и покупателей (пользователей) данного вида инновации. Целью комплексного исследования рынка по секторам является выявление спроса, рыночных возможностей, определения перспектив дальнейшего улучшения и расширения вида новых библиотечно-информационных продуктов и технологий, а также позиционирование инновации. Под позиционированием понимаются действия по обеспечению конкурентноспособности данной инновации на информационном рынке.
  3.  Планирование маркетинга библиотечных инноваций – это комплекс мероприятий по составлению планов начиная от стратегии и кончая тактикой маркетинга библиотечных инноваций. При этом стратегия маркетинга представляет собой процесс анализа возможностей библиотеки как хозяйствующего субъекта по выпуску нового продукта/услуги, определения цели выпуска продукта/услуги, обоснования библиотечной инновации и ее характеристики, обновления маркетинговых исследований инноваций. А тактика маркетинга представляет собой конкретные приемы для достижения цели маркетинга. Сюда относятся: реклама, продвижение библиотечно-информационного продукта/услуги на рынке, сервисное обслуживание и др.
  4.  На основе плана маркетинга составляются планы организационно-технических (технологических) мероприятий т.е. комплекс маркетинга, состоящий из ценовой политики, коммуникационной политики и диффузии инноваций.

Ценовая политика – это система принципов и правил, используемых при установлении цен на библиотечные инновации. Этой политике соответствует ценовой прием управления инновациями.

Коммуникационная политика – система взаимодействия библиотеки и потребителя инновации. Она включает в себя рекламу, стимулирование реализации инновации, работу по связям с общественностью и потребителями и персональную продажу библиотечных инноваций.

Диффузия библиотечных инноваций – система мер и мероприятий, направленная на дальнейшее продвижение и распространение библиотечных инноваций. Включает исследования новых рынков, работу с новыми потребителями, поддержание и распространение библиотечной инновации при помощи сервисного библиотечного обслуживания.

  1.  Бенчмаркинг  это способ изучения деятельности конкурентов с целью использования их положительного опыта в своей работе (bench – место, marking – отметить), в т.ч. промышленный шпионаж.

Бенчмаркинг бывает двух видов:

  1.  общий – представляет собой сравнение показателей производства и сбыта своих продуктов/услуг с показателями конкурентов;
  2.  функциональный – означает сравнение параметров работы отдельных функций (операций, приемов, процессов и др.) библиотеки как продавца (реализатора) с аналогичными функциями наиболее продвинутых конкурентов, работающих в схожих (подобных) условиях.

Для осуществления бенчмаркинга обычно создается специальная рабочая группа, которая и занимается изучением предпринимательской деятельности других библиотек-конкурентов.

3.  Приемы, воздействующие только на реализацию, продвижение и диффузию библиотечных инноваций.

  1.  Ценовой прием управления. Представляет собой способ воздействия механизма цен на реализацию инноваций. Включает в себя два основных элемента:

– ценообразующие факторы, действующие на стадии производства библиотечной инновации;

– ценовая политика, применяемая при реализации, продвижении и диффузии инновации.

Так как библиотечная инновация включает в себя имущество (инновация конкретной библиотеки), имущественные права (авторские права библиотеки на инновацию), материализованные действия и неосязаемые операции, то, следовательно, цена инновации будет состоять из цены имущества (инновации конкретной библиотеки), государственных и рыночных ценовых факторов (курс валюты, девальвация и др.).

При определении цены сбыта (продажи) библиотечной инновации следует ориентироваться на цены лидеров в производстве и реализации аналогичных и/или схожих инноваций, основываясь на трех известных способах калькулирования цены:

  1.  С ориентацией на издержки (себестоимость).

Метод установления цены на основе себестоимости (себестоимость плюс надбавка (прибыль)) предполагает определение совокупной стоимости собственно технологического процесса оказания библиотечно-библиографической услуги или производства информационной продукции, организации дополнительного обслуживания и накладных расходов. При таком подходе игнорируются существующий спрос и цены конкурентов, он не ориентирован на изучение, учет и анализ реальных потребностей и “работает”, если установленная цена приводит к запланированному уровню реализации продукции. Данный метод достаточно популярен, так как упрощает ценообразование (не нужно постоянно отслеживать спрос). Если все библиотеки и конкурирующие с ними организации используют этот метод, то цены становятся приблизительно одинаковыми и ценовая конкуренция сводится к минимуму. Кроме того, люди считают его справедливым, так как производители не наживаются на потребителях, если спрос начинает расти. Именно этот метод в качестве единственного рекомендует использовать при ценообразовании библиотекам упомянутое выше Положение о платных услугах библиотек Республики Беларусь. Цена при этом определяется исходя из себестоимости (материальных затрат, расходов на оплату труда, отчислений на социальные нужды и др.) и прибыли, максимальный размер которой не должен превышать 20%.

  1.  с ориентацией на спрос.

Метод установления цены с ориентацией на спрос основывается на субъективной оценке пользователем ценности предлагаемой библиотекой продукции. Библиотека устанавливает цену на основе читательского восприятия ценности услуги, что и определяет затраты. Первостепенное значение в этом случае приобретает изучение существующих запросов и потенциальных потребностей пользователей, а также учет значимости, ценности библиотечно-информационной продукции для потребителя. Таким образом, этот метод предполагает проведение исследований, на основе которых может устанавливаться приемлемая для профильного целевого рынка цена. При этом нужно учитывать следующее: из-за того, что библиотечные услуги долгое время предоставлялись бесплатно, у пользователей сформировался определенный стереотип, заключающийся в том, что практически всегда существует возможность найти подобную информацию бесплатно. Поэтому, чтобы пользователь не искал подобной информации в других местах, библиотеке необходимо предоставлять уникальную информацию и дополнительные услуги.

  1.  с ориентацией на конкуренцию.

Метод с ориентацией на уровень конкуренции предполагает сравнение цен на данную продукцию с ценами на конкурирующую продукцию-аналог. Библиотека может установить цены такие же, как у конкурентов, выше или ниже, в зависимости от конкретной ситуации. Важную роль в этой ситуации играет учет психологических факторов (ценовые ожидания потребителей, их реакция на цены конкурентов и т.д.).

Однако факт установления цены на инновацию не означает окончательного ценового предложения – на него влияет множество факторов. Маркетинговый подход предполагает проведение гибкой ценовой политики и применение различных видов ценовой стратегии для инновационных продуктов и услуг, находящихся на различных этапах жизненного цикла, а также в зависимости от общих маркетинговых целей и ситуационных задач библиотеки.

4. Приемы, воздействующие только как на производство, так и на реализацию, продвижение и диффузию библиотечных инноваций.

  1.  Инжиниринг инноваций – это проведение технико-технологических, консультационных услуг по созданию новых объектов или крупных проектов. Он затрагивает в первую очередь создание инновационного библиотечного продукта/услуги. Поэтому, инжиниринг библиотечных инноваций – это комплекс работ и услуг по созданию инновационного проекта, включающий в себя создание, реализацию, продвижение и диффузию определенной библиотечной инновации. Этот комплекс состоит из следующих этапов:
  2.  работа по предварительному исследованию рынка и выбору на нем наиболее перспективного сегмента для нововведения;
  3.  определение задач, стоящих перед библиотечными инновациями с увязкой целей финансовых изменений на рынке;
  4.  технико-технологическое и экономическое обоснование инновационного проекта;
  5.  разработка рекомендаций по созданию нового продукта или операций;
  6.  определение объема затрат всех видов ресурсов, сроков выполнения работ по проекту и экономической эффективности инновационного проекта в целом;
  7.  оформление проекта в виде отдельного документа;
  8.  проведение консультаций библиотекарей работников-исполнителей мероприятий по проекту.

Задача инжиниринга библиотечных инноваций заключается в том, что он воплощается не в вещественной (материальной) форме библиотечного продукта/услуги, а в его полезном эффекте (социальном). В результате получаем не сам новый продукт/услугу, а комплекс предложений в виде различной документации, графиков, планов по созданию нового продукта, либо выполнение услуг в виде обучения персонала, консультаций и т.п.

Другая особенность инжиниринга библиотечных инноваций проявляется в купле-продаже его результатов (объектов). Купить-продать, в этом случае, можно не только материализованную форма инжиниринга библиотечной инновации в виде имущества и имущественных прав, но и коммерческую характеристику в виде бранда финансовой инновации.

В качестве способов расчета стоимости инжиниринговых услуг применяются:

1) расчет повременной оплаты специалистов;

2) расчет оплаты фактических услуг плюс фиксированное вознаграждение;

3) выплата процента от стоимости инновационного библиотечного проекта;

4) расчет оплаты фактических услуг плюс процент прибыли от реализации инновационного проекта.

2) Бранд-стратегия инноваций – комплексная проработка имиджа библиотеки как хозяйствующего субъекта на основе продвижения его брандов на рынок (в широком смысле).

Бранд – совокупность вещественных и неосязаемых характеристик товара (услуги), которые, соединенные воедино, формируют сознание потребителя и соответствующую реакцию на данный товар, а, следовательно, определяют место самого хозяйствующего субъекта на рынке.

Бранд-стратегия библиотечной инновации включает в себя:

  1.  анализ рыночной ситуации на рынке (сегменте) и выбор направления разработки библиотечной инновации;
  2.  поиск идей и планирование выпуска библиотечной инновации;
  3.  организационные мероприятия (маркетинговые исследования, изучение спроса, проведение рекламной компании и др.;
  4.  организация выпуска самой инновации;
  5.  оценка результатов инновации на рынке;
  6.  разработка и осуществление мероприятий по продвижению и диффузии библиотечной инновации.

Использование библиотекой эффективной бранд-стратегии позволяет получить следующие преимущества:

  1.  Бранд создает естественную преграду на пути конкурентов, вынуждает их к инвестированию капитала в исследование рынка.
  2.  Наличие эффективного бранда облегчает библиотеке вывод на рынок новых библиотечно-информационных продуктов/услуг и операций в т.ч. и захват рынка.
  3.  Защищает долю библиотеки на рынке без привлечения дополнительных затрат на рекламу и без дополнительного снижения цен.

Таким образом, в основе бранд-стратегии (брандинга) лежит разработка и продвижение бранда.

Как прием менеджмента инноваций бранд-стратегия означает управление процессом реализации на рынке новых библиотечно-информационных продуктов/услуг и операций на основе продвижения брандов инноваций.

Бранд инновации – система характерных (материальных и нематериальных) свойств нового продукта или операции, которая формирует сознание потребителя и определяет на рынке место этой инновации, ее продавца (библиотеки или другого информационного учреждения, компании).

Бранд инновации заставляет пользователя выбрать именно этот продукт/услугу из всех возможных вариантов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22563. Механізми, що лежать в основі формування довготривалої памяті 25 KB
  Механізми що лежать в основі формування довготривалої памяті Цей вид памяті не може базуватись лише на циркуляції імпульсів чи змінах електрофізичних характеристик окремих нейронів. Разом з тим велика кількість інформації при цьому зберігається в довготривалій памяті – незмінню.Механізм памяті такоє пояснюють на основі складних морфологічних чи біохімічних змін синапсів. Молекулярна теорія памяті в основі якої лежить уявлення про те що виникаючий під дією зовнішнього подразника нервовий імпульс активує синтез РНК в нейроні.
22564. Визначення та класифікація емоцій 24 KB
  Визначення та класифікація емоцій Емоції рефлекторна адаптаційна психофізіологічна реакція яка повязана з проявом субєктивного ставлення до значущої ситуації і забезпечує організацію доцільної поведінки. Емоції поділяють на вищі та нижчі. Нижчі емоції найбільш елементарні повязані з органічними потребами тварин і людей поділяються на 2 види : 1 гомеостатичні проявляються в вигляді неспокою пошуковорухової активності спраги голоду і ін. Вищі емоції виникаютьлишу у людини в звязку з задоволенням соціальних потреб інтелектуальних...
22565. Функції емоцій 23 KB
  Сигнальна функція полягає в тому що емоції сигналізують про корисний чи негативний вплив даного організму чи успішність чи неуспішність виконання даної дії. Це призводить до моментальної мобілізації всіх систем організму для реакції – відповіді характер якої залежить від того сигналом корисного чи негативного впливу на організм є даний подразник. Таким чином впливи що надходять з зовнішнього середовища і від самого організму призводять до виникнення емоційних переживань що дають загальну якісну характеристику фактору що впливають...
22566. Основні фізіологічні теорії емоцій 25 KB
  Основні фізіологічні теорії емоцій В першій класичній теорії відомій як теорія Джеймся Ланге робили висновок про характеристику стенічних та астенічних емоційних станів.Пізніше Кеннон та Бард показали що емоції гніву та стаху під впливом таламічних розрядів супроводжуються повишеним поступанням адреналіну в кров що призводить до розвитку симпатікотонії яка відіграє позитивну роль в підготовці організму до діяльності і навіть боротьби внаслідок чого ця теорія отримала незву таламічної теорії емоцій. Кортикальні емоційні процеси...
22567. Сон 42 KB
  Існує величезна кількість емпіричних даних і забобонів щодо значення сну і сновидінь але справжнє наукове вивчення сну почалося лише у другій половині ХІХ ст. Прибічники хімічної теорії сну спочатку пояснювали сон накопиченням в організмі гіпнотоксичних речовин молочна вугільна та карбонові кислоти холестерин а нині надають важливого значення особливим хімічним регуляторам сну таким як речовина сну фактор сну чи пептид дельтасну які являють низькомолекулярні поліпептиди 850 920 Да . Кортикальна теорія сну І. Нарешті...
22568. будливий та гальмівний постсиниптичні потенціали 23.5 KB
  Постсинаптичне гальмування ГПСП обумовлене виділенням пресинаптичним закінченням аксона гальмівного медіатора який знижує або гальмує збудливість мембран соми і дендритів нерв клітини з якою він контактує. Прикладами гальмівних нейронів є клітини Реншоу в спинному мозку клітини Пуркіньє мозочку зірчасті клітини кіркової речовини великого мозку . Збудження нейрона супроводжуеться змінами метаболізму зокрема синтезу РНК та іншими зрушеннями в процесі білкового синтезу посиленням теплопродукції поглинанням кисню які відображають...
22569. Постсинаптичне гальмування у ЦНС та його природа.Значення ггальмування у роботі 22.5 KB
  Значення ггальмування у роботі. Гальмування особливий нервовий процес який зумовлюється збудженням і зовнішньо проявляється пригніченням іншого збудження. Постсинаптичне гальмування ГПСП обумовлене виділенням пресинаптичним закінченням аксона гальмівного медіатора який знижує або гальмує збудливість мембран соми і дендритів нерв клітини з якою він контактує.
22570. ЦНС 22.5 KB
  Особливе місце в цій складній організації займае місце ЦНС що повязує в функціональну єдність всі клітини тканини і органи людського організму. Дякуючи великій кількості різних рецепторів ЦНС сприймає багаточисельні зміни що виникають в зовн средовищі і всередині організму і відіграє велику роль в регуляції всіх сторін життєдіяльності огранізму в зовн середовищі. Процеси що відбуваються в ЦНС лежать в основі психічної діяльності та поведінки людини. Діяльність ЦНС найчастіше наз координаційною або узгоджувальною.
22571. Спинний мозок 49.5 KB
  Він є сегментарним органом: у людини від спинного мозку відходять 31 пара спинномозкових корінців у жаби 10 які у кожному сегменті поділяються на дві частини: на передній вентральний і задній дорзальний корінці. Сіра речовина спинного мозку на поперечному перетині має вигляд метелика або літери Н . Є також дорзальні роги спинного мозку з'єднані з вентральними широкою перетинкою сірої речовинитак зване тіло сірої речовини . Крім вентральних і дорзальних рогів у грудному відділі спинного мозку є бокові роги сірої речовини рис.