86392

Роль налога на прибыль в регулировании предпринимательской деятельности в Российской Федерации

Курсовая

Налоговое регулирование и страхование

Налог на прибыль играет существенную роль в экономике и финансах любого государства. В настоящее время указанный вид налогообложения применяется во всех без исключения развитых странах мира. И это не случайно, поскольку он является тем налогом, с помощью которого государство может наиболее активно...

Русский

2015-04-07

205.99 KB

12 чел.

-3-

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Кафедра  налоги и налогообложение

 

Курсовая работа

На тему: " Роль налога на прибыль в регулировании предпринимательской деятельности в Российской Федерации"

по дисциплине: «Налогообложение организаций»

Выполнил студент 4 курса

Группы НЗ-412

Ширванян  Г.Э.

Научный руководитель

Доцент Варняков Ю.В.

Москва-2014

Оглавление

Введение 4

Глава І. Сущность, цели и задачи налога на прибыль 6

и его роль в общей системе налогового учета 6

1.1 Понятие и принципы налогового учета 6

1.2. Прибыль организации как основной объект налогового учета 16

1.3. Налогообложение прибыли в странах с развитой рыночной экономикой 20

Глава ІІ. Механизм налогообложения прибыли на примере клиники семейной медицины «Добромед» 23

2.1. Формирование доходов для целей налогообложения прибыли 23

2.2. Налог на прибыль: налоговая база, порядок исчисления и уплаты налога 26

2.3. Совершенствование налогового учёта для целей налогообложения прибыли и оптимизация налога на прибыль 29

Заключение 36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

Введение

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится и налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко  использует  налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления  экономикой в условиях рынка.

Применение  налогов  является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предприятий, предпринимателей, независимо от ведомственной подчиненности,  форм  собственности  и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются отношения предприятий  всех форм  собственности, предпринимателей с  бюджетами страны, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи  налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируются хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Налог на прибыль играет существенную роль в экономике и финансах любого государства. В настоящее время указанный вид налогообложения применяется во всех без исключения развитых странах мира. И это не случайно, поскольку он является тем налогом, с помощью которого государство может наиболее активно воздействовать на развитие экономики. Благодаря непосредственной связи этого налога с размером полученного налогоплательщиком дохода через механизм предоставления или отмены льгот и регулирования ставки государство стимулирует или ограничивает инвестиционную активность в различных отраслях экономики и регионах.

В то же время фискальное значение данного налога в большинстве развитых стран не велико. Это положение пока не относится к Российской Федерации, где роль налога на прибыль организаций в формировании доходной части бюджета достаточно существенна. Налог на прибыль организаций занимает третье место после налога на добычу полезных ископаемых и налог на добавленную стоимость (НДС). Высока его роль также в формировании доходной базы консолидированного бюджета РФ.

Целью данной курсовой работы является анализ налога на прибыль в регулировании предпринимательской деятельности в Российской Федерации на примере организации частной медицинской практики «Добромед».

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

  1.  Определить экономическую сущность налога на прибыль и его роли в формировании доходной части бюджетов;
  2.  Показать становление налога на прибыль в Российской Федерации;
  3.  Рассмотреть порядок формирования доходов, расходов для целей налогообложения прибыли и налоговой базы;
  4.  Показать методологию исчисления авансовых платежей и налога на прибыль, порядок их уплаты.

Объектом исследования является методика налогового учета в организации частной медицинской практики.

Предметом исследования является  Налоговый кодекс РФ, нормативные акты по исчислению и уплате налогов, сборов, учебная литература и научные статьи ведущих специалистов в этой области.

Глава І. Сущность, цели и задачи налогов в экономике

1.1 Понятие и история возникновения налогов

Налоги как форма взаимоотношений гражданина и власти имеет давнюю историю.

Теория налогов начала развиваться с XIII в., Еще во времена Фомы Аквинского (1226-1274), который считал налоги одной из форм ограбления народа. Диомада Графин высказывал мнение, что налоги выступают главным источником пополнения бюджета, особенно домены, то есть поступления от недвижимости и капитала. Впервые доходы государства классифицировал Ж. Богдан по следующим видам:

• домены;

• военная добыча;

• подарки других стран;

• сборы из союзников;

• доходы от торговли;

• пошлина за ввоз и вывоз товаров;

• дань с покоренных народов.

Главным источником доходов он считал домены и пошлины. Позже теория налогов развивается в разных направлениях.

В XVII в. во Франции появляется теория налогов, основателем которой был Ш. Монтескье. Суть ее заключалась в том, что граждане должны делиться своей прибылью с государством, так как она обеспечивает внутреннюю и внешнюю защиту жизни и имущества подчиненных, гарантирует порядок, спокойствие и свободу. При этом должна сохраняться пропорциональность между той частью, принадлежащей гражданину, и той, которую у него отнимают, чтобы гражданам была гарантирована защита их части имущества.

Несколько иной взгляд на теорию налогов высказывал английский ученый Дж. Милль. Он разработал и впервые выдвинул налоговую теорию услуг. Суть ее заключается в том, что каждый гражданин государства обязательно должен получать от нее услуги в виде помощи и поддержки. Дж. Милль первым обосновал введение необлагаемого минимума доходов граждан, размер которого, по его мнению, должен быть не меньше прожиточный минимум. Кроме того, свое мнение он высказывал и по поводу прогрессивного налогообложения. Дж. Милль писал: "Облагать большие доходы высоким процентом, чем малые, - значит облагать трудолюбие, бережливость, наказывать человека за то, что она работает тщательно ... сэкономила больше, чем сосед ... Справедливое и мудрое законодательство не должно побуждать к тому, чтобы портились, а не хранились плоды честного труда ".

В дальнейшем эта теория нашла распространение и развитие среди экономистов разных стран. Свой вклад в совершенствование теории налогов внесли такие ученые, как Т. Гоббс, К. Викселль, Е. Линдаль, П. Самуэльсон2.

В XVIII в. впервые появилась, а затем была теоретически обоснована французскими экономистами А. Тьера и Э. де Жирарданом теория, согласно которой налоги относились к страховой премии. Сущность этой теории заключалась в том, что часть доходов граждан, которые они платят в виде налогов государству, необходима как страхование их от различных видов рисков и неожиданностей. При этом размер страхового взноса должен быть пропорциональным дохода или имуществу гражданина, страхуется государством.

Однако надо отметить и большую разницу между страховым платежам и налогами. По своей сути страховой платеж носит добровольный характер, его размер, в отличие от налога, не ограничивается. Налог должен носить принудительный безэквивалентный и обязательный характер. Кроме того, практически невозможно точно определить размер и качество этих услуг. ведь у каждого государства свой подход и шкала определения качества предоставляемых ею услуг.

Один из важнейших направлений развития экономической теории финансов и налоговой политики как ее части - неоклассическая теория, базой которой является неоклассическая политическая экономия. В основе этой теории лежит сбалансированность государственного бюджета и налоговых сборов и постепенное снижение расходов государства. То есть проводится сравнение и оценка полезности государственных расходов и налогового бремени и на основании этого определяется оптимальный размер государственного бюджета.

Главное место в этой теории занимает ограничение вмешательства государства в экономику, которая должна развиваться в соответствии с объективных экономических законов. При этом происходит снижение расходов государственного бюджета, а соответственно, уменьшение уровня налогов. То есть деньги, которые имеет гражданин, лучше оставлять в него, потому что он может выгоднее их распределить, чем это предлагает государство.

Основоположниками этого направления экономической теории были В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, А. Маршалл, А. Пигу, Р. Слоу и др.

В этом направлении одной из первых была работа В. Петти "Трактат о налогах и сборах "(1662). В ней рассматриваются государственные расходы и выясняются причины их роста в связи с выполнением государством его функций - экономической, социальной, оборонной, полицейской и др. С другой стороны, рост государственных расходов нуждается в увеличении поступлений в государственный бюджет, порождает систему налогообложения. А это вызывает недовольство налогоплательщиков. Петти впервые сформулировал принципы налогообложения, к которым относятся пропорциональность налогообложения, отсутствие налоговой дискриминации, эффективность использования собранных налогов, применение различных штрафных санкций к тем, кто уклоняется от уплаты налогов, избежании двойного налогообложения, простота и прозрачность при обложении налогами, возможность взыскания налогов как в денежном, так и в натуральном выражении, соотношение налоговых поступлений и государственных расходов, невозможность применения большого размера налогов для всех граждан и возможности привлечения временно свободных денежных средств населения и тому подобное.

Дальнейшее развитие эта теория нашла в научных трудах А. Смита. В его "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776) рассматриваются вопросы государственных расходов, доходов и задач. Рассматривая все государственные доходы, источники их получения он разделяет поступления от капиталов предприятий, имущества государства и налогов. А. Смит негативно относился к налогам, он считал, что это изъятие народных ресурсов, которые можно было бы использовать на создание новой продукции и повышение производительности труда. Получение доходов из этого источника, по его мнению, неэффективно, так как приводит к ограничению накопления капитала, роста национального дохода и развития производительных сил3.

Он считает, что косвенные налоги повышают не только цену изделия, но и расходы предприятия, а это может привести к уменьшению объемов производства и реализации. Налог на заработную плату объективно снижает потребительскую способность потребителей, спрос на рынке товаров и услуг, предложение производителей и негативно влияет на состояние экономики государства.

Последователь А. Смита Д. Рикардо в своей научной работе "Начало политической экономии и обложения налогами "высказал мнение о роли и значение налогов в регулировании экономики и в социальной сфере. Он отмечает, что налоги влияют на капитал или доход, которые являются источниками их уплаты. Так, налогообложения капитала приводит к уменьшению фонда, направленного на развитие производительности труда. налогообложение доходов обусловливает накопление капитала и доходов налогоплательщиков. Косвенные налоги, особенно на товары повседневного спроса, приводят к снижению благосостояния населения, производительности труда, валового продукта и налоговых поступлений в бюджет. В общем, любые налоги на товары или на доходы влияют на увеличение заработной платы, так как объективно сохраняется необходимость повышения производительности труда, спроса, предложения. Кроме того, классовая борьба также способствует такому повышению. А это приводит к снижению прибыли, рост цены рабочей силы и безработицы.

Налоги - это бедствие, приводит к снижению производства и инвестиционной активности, потребления, спроса. Поэтому государство должно постоянно снижать их и использовать на повышение благосостояния граждан.

Другой смысл имеет теория швейцарского экономиста Ж. Симонд где Симонди, сформулированная в работе "Новое начало политэкономии" (1819). Она заключается в том, что граждане стремятся богатства и роскоши. Главной целью богатства является получение благ. Поэтому с помощью налогов каждый гражданин покупает у государства блага. Итак, налоги нужно воспринимать как вознаграждение за защиту граждан, имущества, должна предоставлять государство. Но налоги, платит гражданин, должны быть справедливыми и соответствовать той выгоде, предоставляемая общество, а также расходами, оно имеет при их составлении.

Поэтому каждый налогоплательщик участвует в общих расходах, которые осуществляются для него. Как благо может выступать народное образование, очистки окружающей среды и поддержание надлежащего его состояния, общественные работы, общественный порядок, охрана личности и ее имущества и др. есть налоги - это цена, выплачиваемая гражданами за полученные блага, если эти средства действительно используются на предоставление этих благ.

Особый вклад в общую теорию налогообложения сделал А.Пигу. В своей глобальной научной работе "Экономическая теория благосостояния" (1924) А. Пигу рассматривает проблемы налогообложения, а также политику государства в направлении расходов на макро- и микроэкономическом уровнях. Он впервые рассмотрел вопрос взаимосвязи фискального и экономического характера бюджетных расходов, когда за счет государственного бюджета проводится покупка материальных и трудовых ресурсов для производства. Главным принципом налогообложения А.Пигу считал принцип наименьших совокупных расходов. Он выяснил требования к налогам, основным из которых является то, что налоги не могут быть слишком высокие и не должны сдерживать расширение трудовой деятельности или создавать препятствия для нее. Благосостояния можно достичь только при проведении государственного регулирования и соответствующей финансовой политики. Поэтому в налогообложении важно соблюдать справедливость:

размер налога должен соответствовать доходам его плательщика. А этого можно достичь за счет предоставления государством различных льгот.

В дальнейшем эта теория находит развитие в научных исследованиях таких экономистов, как И. Канер, Б. Мильгаузен, Дж. Милль, Н. Тургенев и др.

Но теория наслаждения при практическом осуществлении должна стыковаться с экономической природой налога: взыскание налогов имеет принудительный характер, осуществляется прежде всего в интересах государства, а не плательщика, поэтому очень важно достичь эквивалентности размера налога и размера полученной наслаждения.

Отдельным направлением налоговой политики является теория отрицательных потреблений, которая начала свое развитие в XIX-ХХ вв. ее авторами были Л. Штейн, Ф. Нитти, Е. Сакс, А. Вагнер, А. Буковицкий, А. Соколов, П. Микаладзе и др. ее суть в том, что в основном у граждан страны существуют коллективные потребности и они должны удовлетворяться за счет централизованных и местных бюджетов. Расходы на общественные услуги и воспроизведения расходов на коллективные потребности должны проводиться за счет налоговых изъятий. Эта теория в дальнейшем стала базой для развития теории Дж. М. Кейнса.

Вообще теория Дж. М. Кейнса охватывает широкий круг вопросов регулирования государственной жизни на различных направлениях, в том числе и по налогам. Это регулирования в большей степени имеет фискальный характер. Сущность его теории изложена в работе "Общая теория занятости, процентов и денег".

Согласно этой теории рыночная экономика способна поддерживать устойчивое равновесие в течение достаточно длительного времени, не может претендовать на автоматическое регулирования и поэтому в обществе в экономические процессы необходимо вмешиваться государству. Особое значение в этой теории приобретает анализ макроэкономического уровня и на его основе государственного регулирования экономических процессов.

Впервые была определена специфика и зависимость нормы совокупного личного спроса в рамках воспроизводственного цикла на более длительный срок, а также механизм влияния расходов населения на процессы реализации при неполной загруженности мощностей и стабильном уровне безработицы.

Важное место в регулировании доходов населения и его спроса на потребительские товары в теории отводится налогам как главному источнику государственного бюджета, с одной стороны, и фактору влияния на доходы граждан – с другой. Во время спада производства, когда для экономики характерны кризисные ситуации, налоговые платежи снижаются и расширяются затраты государственного бюджета. И наоборот, когда наступает стадия экономического развития, подъема, с целью уменьшения расходов налоговые ставки и изъятия увеличиваются.

Особенностью кейнсианской теории является тот факт, что она допускает дефицит государственного бюджета, более того, он рассматривается как стимул экономики. В период спада экономики проводится фискальная политика, которая регулирует период спада экономики проводится фискальная политика, которая регулирует дефицит бюджета. Особое значение при этом приобретают налоги как "встроенные стабилизаторы". Они сами по себе не могут предупреждать кризисные ситуации в экономике, но вместе с другими стабилизаторами - страхованием по безработице и сохранением средств - имеют возможность сгладить кризисное положение экономики. Определение налогов как стабилизаторов базируется на зависимости между национальным доходом и полученными налогами, то есть количество налоговых поступлений зависит от размера вновь образованной собственности. Увеличение налоговых платежей происходит в период подъема экономики и роста национального дохода, и наоборот, в период кризиса экономики и уменьшения национального дохода имеет место снижение налоговых поступлений в бюджет. В этом случае у налогоплательщиков остается часть средств, ранее пошли бы на налоги в бюджет, и растет потребительская способность, спрос населения, увеличивается размер средств для инвестиционной деятельности. А это способствует смягчению кризисного состояния экономики, то есть ситуация относительно стабилизируется4.

Вместе с тем увеличение доходов населения приводит к увеличению сбережений, поэтому налоговая политика должна быть направлена на извлечение лишних сбережений через налоговую систему и направление их через государственную бюджет на инвестирование.

Согласно теории Э. Энгеля при увеличении доходов населения количество приобретенных товаров уменьшается. Уменьшение происходит за счет относительно постоянного количества (в денежном выражении) приобретенных товаров первой необходимости, спроса на другие изделия и желание приобрести товары, на которые частично не хватает средств или они еще не производятся. Поэтому часть средств выполняет функцию сбережения. Но это требует применения такой государственной налоговой политики, которая бы влияла на уменьшение части доходов в сбережениях и увеличения спроса потребителей. Это зависит прежде всего от подоходного налога с граждан, который действует в государстве. Этот налог должен извлекаться по прогрессивной шкале (с учетом социальной функции налога). Нужно разработать такую государственную налоговую политику, которая, с одной стороны, заинтересовала граждан в том, чтобы вкладывать свои свободные средства в экономику, способствуя развитию предпринимательства или отдельных отраслей экономики, а с другой - увеличивала бы доходы населения от собственности.

Дальнейшее развитие кейнсианская теория получила в середине XX в. Ее разработчики в разных странах мира (например, А. Хэнсен, А. Оукан, В. Хеллер, В. Шульц, Г. Линкольн, А. Экстайн - в США, P. Херред, А. Идерсик, А. Пикон, Дж. Вайсман - в Великобритании, К. Эми и X. Ито – в Японии, Ф. Ноймарн, В. Витман - в Германии, Ф. Перри - во Франции) считают, что в условиях нестабильной рыночной экономики государство должно постоянно вмешиваться в воспроизводственные процессы не только в период кризисного состояния, но и в период оживления и даже в период подъема экономики.

При дальнейшей разработке этой экономической теории английский экономист В. Кан впервые разработал концепцию "мультипликаторов". Согласно этой теории в ". Согласно этой теории государственные расходы должны образовывать первичную занятость, что способствует повышению потребительской способности населения, вкладывать средств в выгодные инвестиции, расширяет сбыт и реализацию изделий. При этом возмещение государственных расходов на эти цели происходит в основном за счет полученных налогов.

В это же время развиваются и противоположные по направленности экономические теории, которые можно объединить в группу теорий "экономических предложений", их учредителями были Г. Стейн, М. Фридмен, Э. пепси, А. Филипс, Р. Холл, М. Вайденбаум, Г. Талок, И. Броузон, М. Ротбог, Дж. Хау, А. Уолтер и др. Эти экономисты исходят из того, что налоги негативно влияют на экономику. С ростом государственных расходов повышается уровень налогового взыскания с населения, а это сокращает развитие предпринимательства, уменьшает производительность труда. Поэтому главным в этой теории является уменьшение вмешательства государства в экономику: снижение налогов, их ставок, отмены их прогрессивного характера, уменьшение государственных расходов и количества денег в обращении. Как считают авторы, эти меры должны стимулировать частную инициативу и предпринимательство, способствовать превышению предложения над спросом.

Авторы этой теории исходят из того, что не всегда снижение ставок налогообложения может привести к сокращению налоговых поступлений, а их повышение - к росту поступлений. В некоторых случаях снижение ставок налогообложения стимулирует расширение объемов производства, национального дохода, а это, в свою очередь, способствует росту налоговых поступлений.

На этом базируется и экономическая теория налогов американского экономиста А. Лаффера. Сущность его теории заключается в том, что с целью увеличение спроса потребителей, который приводит к увеличению предложения (прежде всего на товары отечественного производства), нужно уменьшать налоговое бремя и прежде всего на граждан страны.

В последнее время особенно распространенной стала предложение введение единого налога. Мнение о его применении родилась еще в середине XX в. Эффективность введения единого налога объяснялась тем, что главным объектом налогообложения выступает доход. Он является также главным источником уплаты налога. Поэтому становится возможным внедрение единого налога, который объединит несколько. Это упрощает систему налогообложения, делает ее более справедливой, а механизм расчета и взимания налога становится прозрачным. Но он, мнению некоторых экономистов, имеет и недостатки. Так, когда в государстве действует много налогов, то налоговое бремя для каждого плательщика становится не таким заметным, уравнивается несправедливость и недостатки налоговой системы. Особенно это заметно, когда размеры ставок налогообложения не очень высокие (это имеет место в США, где много налогов, а их ставки в большинстве своем не превышают 1-3%). При едином налоге остро стоит проблема прекращения действия принципов всесторонности, однократности и справедливости налогообложения. Кроме того, растет неравномерность налогообложения. Но в целом этот налог имеет довольно существенные преимущества, и его уже применяют в РФ. Сфера действия единого налога постепенно расширяется.

Итак, развитие налоговой политики, по-прежнему, является реакцией на требования тех макро- и микроэкономических процессов, которые происходят в обществе. В основном они шли по пути совершенствования налоговой политики государства и действующих налоговых систем. Но усовершенствование проводилось с учетом общих принципов налогообложения и других требований. Кроме того, на определение конкретной налоговой теоретической концепции большое влияние имел историческое развитие и его особенности в каждом государстве, менталитет, сформировавшийся в регионе.

1.2. Сущность налога на прибыль

Понятие прибыли в экономической системе возникло в связи с наличием товарно-денежных отношений, появлением и развитием института собственности, особенно частной. Первые определения прибыли совпадали со значением валового дохода, который делился на три категории  доходы от капитала, земли и труда.

Начиная с 1 января 2002 года взимание налога на прибыль организаций в Российской Федерации осуществляется в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации, в которую постоянно вносятся изменения и дополнения, а именно

- снижена ставка налога с 35% до 20% (а для некоторых видов деятельности, например банков, кредитных, страховых организаций, брокерских контор, ставка снижена с 43 до 20%). Одновременно при снижении ставки были отменены многочисленные льготы, в том числе при капитальных вложениях;

- введено понятие «амортизационной премии», т.е. возможность отнесения на затраты от 10% до 30% от стоимости приобретенного имущества;

- введена обязанность дополнительного налогового учета, поскольку установленный НК порядок формирования сумм доходов и расходов, определения доли расходов, учитываемых в текущем налоговом периоде,

- введен порядок формирования резервов и т.п. для целей налогообложения, который существенно отличается от порядка, применяемого в бухгалтерском учете;

- уточнены в целях налогообложения порядок определения доходов по ценным бумагам, и, прежде всего, по договорам РЕПО, договорам займа ценными бумагами или доверительного управления имуществом;

- предусмотрена возможность прекращения обязательств по операциям РЕПО зачетом (взаимозачетом) однородных требований и обязательств без переквалификации сделок. При этом однородными признаются требования по поставке ценных бумаг одного выпуска или требования по оплате денежных средств в той же валюте;

- внесены изменения, предусматривающие, что рыночная цена ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке, с 2010 года может определяться только на основании расчетной цены ценных бумаг;

- установлены особенности порядка налогообложения прибыли клиринговых организаций при осуществлении централизованного клиринга как составной части организованных биржевых торгов;

- с 2011 года предельный размер доходов за последние 4 квартала, при получении которых организация уплачивает только квартальные авансовые платежи, повышен с 3 до 10 миллионов рублей за каждый квартал;

- приобретенное начиная с 1 января 2011 г. имущество (основные средства и нематериальные активы) считается амортизируемым, если его первоначальная стоимость составляет более 40 000 руб.;

По статистическим данным в федеральный бюджет поступления  доходов за период с января по август 2013 года составило3 440,3млрд. руб.

В январе-ноябре 2013 года в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило 1,7 трлн. рублей доходов, администрируемых ФНС России а за соответствующий период 2012 года в федеральный бюджет поступило 3402,5 млрд. руб.

Рис. 1 Поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет за январь-ноябрь 2012 и 2013 гг.

 Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, за январь-ноябрь 2013 года составили 1170,9 млрд. руб., а по сравнению с этим же периодом прошлого года в федеральный бюджет НДС поступило 1087,6 млрд. руб.

Поступления акцизов по сводной группе подакцизных товаров составили 290,6 млрд. руб. за январь-август 2013 г. и уменьшилось относительно соответствующего периода 2012 г. на 51,3 млрд. руб.

Рис. 2 Структура поступлений администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет по видам налогов за 11 месяцев 2013 г.

Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДПИ (47,7%), НДС (34,0%) и налогом на прибыль (8,4%).

Таблица 1

Поступление налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет РФ за 11 месяцев 2012,2013 гг.5

Бюджет

Январь-ноябрь 2012г.

Январь-ноябрь 2013г.

1

2

3

Федеральный бюджет

238,7 млрд. руб.

241,4 млрд. руб.

Бюджет субъектов РФ

3 337,2 млрд. руб.

2663,1 млрд. руб.

Проведенный анализ в структуре поступлений в федеральный бюджет за январь-ноябрь  2013 г. показал следующее: налог на прибыль организаций за январь-ноябрь 2013 г.составил 241,4 млрд. руб., по отношению с аналогичным периодом предыдущего года поступления этого налога уменьшилось на 134,4 млрд. руб.

1.3. Налогообложение прибыли в странах с развитой рыночной экономикой

Налогообложение прибыли хозяйствующих субъектов занимает важное место в налоговой системе любого государства вне зависимости от взятой за основу модели ее построения, ориентированной на прямое или косвенное налогообложение. Налогообложение прибыли осуществляется во всех без исключения развитых странах мира, принимая форму налога на прибыль или доход юридических лиц, либо налога с корпораций. Первыми на путь налогообложения прибыли предприятий как формы подоходного налогообложения встали Германия и США.

Налоговая система США. Наиболее распространенными организационно-правовыми формами ведения бизнеса в США являются:

а) частный предприниматель (SoleProprietorship);

б) товарищество (Partnership);

в) корпорация (Corporation);

г)компания с ограниченной ответственностью (LimitedLiabilityCompany, LLC).

Налоговая система США, также как и налоговая система России, имеет трехуровневую систему (Федеральные налоги и взносы, региональные налоги (налоги штатов) и местные налоги). Налог на прибыль входит в состав одного из семи федеральных налогов.

Частный предприниматель единолично владеет и управляет своим бизнесом и неограниченно отвечает по долгам и обязательствам всем своим имуществом. Корпорации в США учреждаются акционерами в соответствии с корпоративным законодательством штата и регистрируются в реестре компаний штата. Ответственность по долгам и обязательств корпораций ограничена вкладами акционеров в ее уставный капитал. Минимального размера уставного капитала для корпораций не предусмотрено. Корпорации бывают открытого и закрытого типа. Акции открытой корпорации, если не существует ограничений в уставных документах, разрешено продавать третьим лицам без согласия собрания акционеров. Компании с ограниченной ответственностью фактически совмещают в себе черты корпораций и товарищества. Их деятельность регулируется учредительным соглашением, заключенным при создании LLC. Все участники несут ограниченную ответственность по обязательствам компании. Участники LLC, число которых не ограничено, могут быть физические и юридические лица, резиденты и нерезиденты США. Для целей исчисления налога на прибыль корпорации могут иметь один из статусов: C-корпорация и S-корпорация.

С-корпорация признаются плательщиками налога на прибыль. Фактически доходы таких организаций облагаются дважды: на уровне самой корпорации и на уровне акционеров, то есть при выплате дивидендов.

S-корпорации, так называемые прозрачные корпорации, могут не являться плательщиками налога на прибыль. Их доходы облагаются только на уровне акционеров (участников, товарищей).

 Таблица 2

Налоговые ставки по налогу на прибыль организаций в США6

Налоговая база ($)

Налоговая ставка

1

2

0-50000

15%

50000-75000

$7500 + 25% от суммы, превышающей 50000$

75000-100000

$13750 + 34% от суммы, превышающей 75000$

100000-335000

$22250 + 39% от суммы, превышающей 100000$

335000-10000000

$113900 + 34% от суммы, превышающей 335000$

10000000-15000000

$3400000 + 35% от суммы, превышающей 10000000$

15000000-18333333

$5150000 + 38% от суммы, превышающей 15000000$

18333333 и выше

35%

 

В США есть так называемый дополнительный налог на нераспределенную прибыль (AccumulatedEarningsTax, АЕТ). Если по итогам отчетного периода инспекторы посчитают, что у корпорации нераспределенной прибыли больше, чем того требует коммерческая деятельность, то они могут доначислить налог на «избыток» нераспределенной прибыли в размере 15%. Размер прибыли, которую компания может не распределять, не опасаясь претензий со стороны проверяющих, составляет 250 тыс. долл. США.

Налоговая система Германии. Германия – одна из наиболее развитых стран не только Европы, но и мира. В Германии государственные задачи распределяются между федерацией и землями (т.е. ее субъекты).

В налоговой системе Германии можно выделить четыре уровня налогов – совместные налоги, к которым относится налог на прибыль, федеральные налоги, налоги земель и налоги общин (налоги муниципальных образований) и церковный налог.

Значимость налога на прибыль в Германии невысока в сравнении с другими европейскими странами. При этом налог на прибыль является важной составляющей бюджетно-налоговой системы, поскольку он относится к категории совместных налогов, доходы от сбора которых распределяются в равной пропорции между федеральным бюджетом и бюджетом земель.

После реформы 2001 года ставка налога на прибыль стала устанавливаться как единая на уровне 25%, а с 2008 года – на уровне 15% (без учета надбавки солидарности).

Налоговым периодом признается календарный год.

Плательщиками налога являются корпорации, к которым по  законодательству Германии относятся акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, коммандитные товарищества, кооперативы и т.п.

Глава ІІ. Механизм налогообложения прибыли на примере клиники семейной медицины «Добромед»

2.1. Формирование доходов для целей налогообложения прибыли

 

В Российской Федерации налогоплательщиками налога на прибыль организаций являются:

- российские организации;

- иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства  и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

В качестве объекта налогообложения признается прибыль. Для российских организаций – не участников консолидированной группы налогоплательщиков и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. Для иных иностранных организаций прибылью являются доходы, полученные от источников в Российской Федерации.

Объект налогообложения для организаций – участников консолидированной группы налогоплательщиков – это величина совокупной прибыли участников консолидированной группы налогоплательщиков, приходящаяся на данного участника.

Доходы подразделяются на:

- доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;

- внереализационные доходы;

- доходы, не учитываемые при определении налоговой базы.

При определении доходов из них вычитываются суммы налогов, предъявленные налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг) и имущественных прав. К ним относятся налог на добавленную стоимость и акцизы.

Доходы, выраженные в иностранной валюте и условных единицах, пересчитываются в рубли в соответствии с выбранным методом признания доходов для целей налогообложения.

Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.

Доходами от реализации являются:

- выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных;

- выручка от реализации имущественных прав.

Доходы для целей налогообложения прибыли рассмотрены на примере данных клиники семейной медицины «Добромед».

Величина выручки от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженных в денежной или натуральной формах.

В соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации товаром признается любое имущество (виды объектов гражданских прав за исключением имущественных, относящиеся к имуществу), реализуемое либо предназначенное для реализации.

Работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организаций и (или) физических лиц.

Услуга – это деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Структура доходов от реализации клиники семейной медицины «Добромед» дана в табл. 3 и 4.

Таблица 3

Доходы от реализации клиники семейной медицины «Добромед» за 2013 год

Наименование статей доходов

1 квартал

2013 года (руб.)

Полугодие

2013 года (руб.)

9 месяцев

2013 года (руб.)

2013 год (руб.)

1

2

3

4

5

Доходы от реализации

9 812 826,46

25 657 597,93

42 858 060,88

66 428 389,41

Итого:

9 812 826,46

25 657 597,93

42 858 060,88

66 428 389,41

Как видно из вышеприведенных данных, величина дохода от реализации услуг за 2013 год составила– 66 428 389,11 руб.

Структура внереализационных доходов, полученных в КЛИНИКИ СЕМЕЙНОЙ МЕДИЦИНЫ «ДОБРОМЕД» за 2013 год, приведена в табл. 4.

Таблица 4

Внереализационные доходы для целей налогообложения прибыли

клиники семейной медицины «Добромед» за 2013 год  

(руб.)

Наименование статей доходов

1 квартал

2013 года

Полугодие

2013 года

9 месяцев

2013 года

2013 год

1

2

3

4

5

Положительная курсовая разница

147 537,72

459 537,04

569 278,93

776 988,30

Прочие внереализационные доходы

-

-

1175,53

1175,53

Итого:

147 537,72

459 537,04

570 454,46

778 163,83

Как видно из вышеприведенных данных, сумма внереализационных доходов за 2013 г. составила 778 163,83 руб. В основном эта сумма сформирована за счет положительной курсовой разницы.

Незначительную часть внереализационных доходов составляют прочие внереализационные доходы. В ноябре 2013 г. организация получила неустойку за нарушение договорных обязательств с поставщиком.

2.2. Налог на прибыль: налоговая база, порядок исчисления и уплаты налога

После определения доходов и расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, необходимо определить налоговую базу.

Налоговая база по прибыли, облагаемой по основной ставке (20%), определяется налогоплательщиком отдельно.

Налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым предусмотрен отличный порядок от общего порядка учета прибыли и убытка.

Доходы и расходы для целей налогообложения учитываются в денежной форме.

Доходы, полученные в натуральной форме в результате реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая товарообменные операции), учитываются исходя из цены сделки с учетом ст. 105.3 НК РФ.

Рыночные цены определяются на момент реализации или совершения внереализационных операций (без включения в них НДС и акциза).

При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.

При определении налоговой базы подлежащая налогообложению прибыль определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. Возникает естественный вопрос: как быть в том случае, если в налоговом или отчетном периоде налогоплательщиком получен убыток? В этом случае налоговая база данного налогового или отчетного периода признается равной нулю.

Сумма налога на прибыль по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно за исключением случаев, когда налог удерживается у источника выплаты.

Правила расчета и уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль организаций приведены в табл. 5.

Таблица 5

Порядок расчета и уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль организаций

Вид авансового платежа

Порядок расчета

Сроки уплаты налога

1

2

3

I.Ежемесячные

1.Ежемесячные, исходя из ставки налога и прибыли, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного

(налогового) периода.

2.Ежемесячные,исходя из фактически полученной прибыли

II. Ежеквартальные

За I кв. текущего налогового периода - в размере авансового платежа за IV кв. предыдущего налогового периода.

За II кв. – в размере 1\3 авансового платежа за первый отчетный период текущего года.

За III кв. - в размере 1\3 авансового платежа (по итогам за I-ое полугодие – по итогам за 1-ый квартал).

За IV кв. - в размере 1\3 авансового платежа (по итогам за 9 месяцев - по итогам за полугодие.

Расчет авансового платежа, исходя  из  фактически полученной прибыли с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца и ставки.

При уплате в бюджет учитываются ранее начисленные авансовые платежи.

Расчет авансового платежа исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли (без уплаты ежемесячных платежей)

Не позднее 28-го числа каждого месяца отчетного периода.

Не позднее 28-го числа каждого месяца отчетного периода.

Не позднее 28-го числа каждого месяца отчетного периода.

Не позднее 28-го числа каждого месяца отчетного периода.

Не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога.

Не позднее 28-го числа каждого месяца отчетного периода

 Рассчитаем сумму налога на прибыль, подлежащую к уплате в бюджет за 2013 год в КЛИНИКИ СЕМЕЙНОЙ МЕДИЦИНЫ «ДОБРОМЕД» (табл. 6).

Таблица 6

Налог на прибыль за 2013 год, в клинике семейной медицины «Добромед»

№ п/п

Показатели

Сумма, руб.

1

2

3

1

Доходы

67 206 553,00

2

Выручка от реализации (без НДС)

66 428 389,00

3

Внереализационные доходы

778 164,00

4

Расходы

62 953 009,00

5

Прямые расходы, относящиеся к реализованным товарам (услугам)

24 534 456,00

6

Косвенные расходы

37093 138,00

7

Внереализационные расходы

1 325 415,00

8

Налоговая база

4 253 544,00

9

Сумма убытка прошлых лет, уменьшающая налоговую базу

3 228 988,00

10

Налоговая база для исчисления налога

1 024 556,00

11

Сумма исчисленного налога на прибыль  за 2013 год всего (20%), в т.ч.:

204 911,20

12

    в федеральный бюджет (2%)

4 098,22

13

    в бюджет субъекта РФ (18%)

200 812,98

14

ИТОГО сумма налога на прибыль, в том числе:

204 911,20

15

    в федеральный бюджет

4 098,22

16

    в бюджет субъекта РФ

200 812,98

Приведенные данные свидетельствуют о том, что клиники семейной медицины «Добромед» по итогам налогового периода перечислит в бюджет сумму налога на прибыль в размере 204911,20 руб. в срок не позднее 28 марта 2014 года, из них:

  1. в федеральный бюджет – 4 098,22 руб.;
  2. в бюджет субъекта федерации РФ – 200 812,98 руб.

2.3. Совершенствование налогового учёта для целей налогообложения прибыли и оптимизация налога на прибыль

Основной целью деятельности коммерческой организации является получение чистой прибыли.

В связи с тем, что законодательная система налогообложения в Российской Федерации очень сложна и нестабильна налогоплательщику необходимо учитывать судебную практику, чтобы разобраться во всех аспектах налогообложения.

Процесс работы по созданию и внедрению налогового учета в коммерческой организации должен сводиться к следующему:

- проверка бухгалтерского и налогового учета, базы хозяйственных договоров и первичных документов, устранение обнаруженных ошибок, обеспечение необходимого объема и качества первичных документов;

-разработка системы налогового учета, которая может предусматривать разделение функций бизнеса хозяйствующего субъекта между несколькими структурными подразделениями и (или) ликвидацию лишних звеньев бизнес-процессов;

-обновление и оптимизация договорной базы, внутренних организационных документов организации, создание системы автономного внутреннего контроля, разработка новых форм договорных отношений с контрагентами;

- разработка необходимых инструментов регулирования равномерности и размеров уплаты налогов для созданной системы оптимизации.

Правительством РФ был принят проект федерального закона №375042-6 «О внесении изменений в главу 25 части второй НК РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ (в части упрощения налогового учета)». Законопроект разработан в соответствии с Бюджетным посланием Президента РФ Федеральному собранию РФ от 11.07.2013 № 16-01-08/2693 «О бюджетной политике в 2014-2016 гг.». Он направлен на сближение правил расчета налоговой базы по налогу на прибыль и правил определения финансового результата в бухгалтерском учете.»

В частности, исключили понятие суммовых разниц, а разницы возникшие по требованиям (обязательствам), стоимость которых выражена в иностранной валюте, но подлежит оплате в рублях, считать курсовыми. Таким образом, и в налоговом, и в бухгалтерском учете есть лишь курсовые разницы.

Так же, в данном законопроекте дали возможность списывать на расходы стоимость имущества, не являющегося амортизируемым, в течении более одного отчетного периода по налогу на прибыль организаций. Порядок такого списания будет устанавливаться налогоплательщиком самостоятельно исходя из срока полезного использования таких объектов и иных экономически обоснованных показателей. В настоящее же время в НК РФ предусмотрен лишь 1 способ списания такого имущества – в полной сумме в момент ввода в эксплуатацию, а в бухгалтерском учете предусмотрено поэтапное списание малоценного имущества.

Изменения коснулись и порядка признания в расходах убытка от уступки права требования. Раньше такой убыток включается в состав расходов частями: 50% - на дату уступки и 50% - по истечении 45 календарных дней с даты уступки. Законопроектом же принято считать, что убыток от уступки права требования будет признаваться полностью на дату уступки.

Основной задачей совершенствования налогового учета в коммерческой организации является разработка методологии самого ведения учета.

Во-первых, необходимо сформировать структуру налоговых регистров. Разработанная модель налоговых регистров должна обеспечивать полноту и прозрачность всей совокупности налоговых показателей. Финансовые показатели необходимы для раскрытия порядка формирования декларации по налогу на прибыль организаций. Каждый налоговый регистр, при этом, представляет собой сформированную таблицу, показатели которой могут вводиться вручную, загружаться из системы бухгалтерского учета или рассчитываться автоматически, с помощью специальных программ. В структуре самих регистров можно выделить аналитические и синтетические регистры первого уровня, заполняемые в подразделениях предприятия и администрации.

Во-вторых, при формировании регистров первого уровня финансовые показатели обобщаются в сводных регистрах, которые, в свою очередь, формируют показатели налоговой декларации по налогу на прибыль организации. Таким образом, для каждого налогового показателя можно просмотреть историю его формирования от листа декларации до аналитического или синтетического регистра подразделения, данные которого использовались при формировании значения финансового показателя. Данная возможность позволяет выявить место возникновения ошибки и своевременно внести исправление в заполненные регистры.

Таким образом, в рамках совершенствования налогового учета, регистры классифицируются:

1. По характеру налоговых показателей:

- аналитические регистры, раскрывают информацию о каждом объекте учета;

- синтетические регистры, содержат обобщенные данные о группах объектов учета;

- сводные регистры, соединяют показатели всех структурных подразделений предприятия.

2. По способу заполнения:

- ручной ввод регистров, содержит показатели, значения которых могут выгружаться из системы бухгалтерского учета либо вводиться вручную;

- расчетные регистры, содержат только показатели, рассчитываемые на основании данных текущего или других регистров модели.

3. По месту заполнения:

- регистры подразделений, которые формируются во всех структурных подразделениях предприятия;

- регистры администрации, содержат показатели по всему предприятию в целом.

4. По периоду заполнения:

- ежемесячные регистры, содержат данные за один месяц налогового периода;

- ежеквартальные регистры, содержат данные за один квартал налогового периода;

- годовые регистры, формируются за налоговый период в целом;

- заполняемые нарастающим итогом, содержат показатели за отчетный (налоговый) период.

Разработка методологических решений в рамках совершенствования налогового учета предусматривает:

- изучение бизнес-процессов предприятия. Полученные в ходе исследования данные позволят сформировать ясную и четкую картину специфики деятельности и организационной структуры предприятия, определить благоприятные факторы и возможные трудности при реализации проекта;

- проведение анализа действующей модели бухгалтерского учета - детальное рассмотрение учетной политики, плана счетов и утвержденной структуры аналитических счетов дает возможность оценить особенности существующей на предприятии системы учета. Обработка полученных данных оказывает существенное влияние на дальнейшее формирование пакета методологической документации;

- формирование действующей модели налогового учета - на момент принятия решения по совершенствованию модели налогового учета имеющаяся система чаще всего представляет собой отдельные регистры, заполняемые только вручную, и, как правило, в ней отсутствует схема взаимосвязи данных регистров и структуры документооборота. Детальный анализ позволит выявить все минусы и плюсы существующей модели и учесть их при разработке и усовершенствовании системы налогового учета;

- поиск решений для максимального сближения бухгалтерского и налогового учета - проводится для решения основной задачи при построении системы налогового учета: использования максимального количества данных бухгалтерского учета при заполнении налоговых регистров;

- согласование методов налогового учета - в процессе реализации проекта должны быть проанализированы все возможные варианты ведения налогового учета и выбраны те методы, которые в большей степени отвечают требованиям налогового законодательства.

В рамках совершенствования налогового учета в клиники семейной медицины «Добромед» по налогу на прибыль организации необходимо следующее:

  1.   создание резерва по сомнительным долгам. В связи с нестабильной экономической ситуацией постоянно происходит рост дебиторской задолженности и увеличивается срок ее погашения. Суммы отчислений в резерв включаются в состав внереализационных расходов на последнее число налогового периода.
  2.  в настоящее время в клиники семейной медицины «Добромед» расходы на прием представителей других организаций, участвующих в переговорах, списываются за счет чистой прибыли с целью снижения документооборота. Можно порекомендовать организации такие расходы оформить как представительские, тем самым снизив налоговую нагрузку на 4% от фонда оплаты труда за отчетный период.
  3.  в ходе изучения финансовой деятельности клиники семейной медицины«Добромед» было выявлено, что организации оказывают следующие виды  услуг: международную телефонную связь, консалтинг в области маркетинга, накладные расходы, связанные с пребыванием иностранных тренеров и топ менеджеров, проводящих тренинги и обучение с сотрудниками компании.

Определим экономию по налогу на прибыль при применении данных видов амортизации (табл.  19). Срок полезного использования основного средства – 60 месяцев (третья амортизационная группа). Норма месячной нелинейной амортизации для третьей амортизационной группы составляет 5,6%.

При использовании линейного метода сумма начисленной амортизации в 2014 году составит 1 200 000,00 руб. (6 000 000,00 / 60 мес. * 12 мес.), в 2015-2017 гг. она также равна 1 200 000,00 руб. в год.

Таблица 7

Сумма начисленной амортизации при применение линейного и нелинейного методов по вводимому в эксплуатацию основному средству

в КЛИНИКИ СЕМЕЙНОЙ МЕДИЦИНЫ «ДОБРОМЕД»(руб.)

Период начисления амортизации

Линейный метод

Нелинейный метод

Размер отклонения по экономии налога на прибыль

Начисленная сумма амортизации

Экономия в абсолютном выражении по налогу на прибыль

Начисленная сумма амортизации

Экономия в абсолютном выражении по налогу на прибыль

1

2

3 = 2 * 20%

4

5 = 4 * 20%

6 = 5 - 3

2014 год

1 200 000,00

240 000,00

2 995 202,69

599 040,54

359 040,54

2015 год

1 200 000,00

240 000,00

1 499 996,16

299 999,23

59 999,23

2016 год

1 200 000,00

240 000,00

751 197,41

150 239,48

- 89 760,52

2017 год

1 200 000,00

240 000,00

376 199,32

75239,86

- 164 760,14

2018 год

1 200 000,00

240 000,00

188 400,45

37 680,09

- 202 319,91

2019 год

-

-

94 350,86

18 870,18

18 870,18

2020 год

-

-

47 250,87

9 450,17

9 450,17

2021 год

-

-

23 663,21

4 732,64

4 732,64

2022 год

-

-

23 739,03

4 747,81

4 747,81

Итого:

6 000 000,00

1 200 000,00

6 000 000,00

1 200 000,00

-

Данные таблицы свидетельствуют о том, что, применяя в налоговом учете нелинейный метод амортизации, в первый год компания может учесть в расходах практически половину стоимости основного средства, тем самым сэкономив на платежах по налогу на прибыль 359 040,54 руб.

В настоящее время в клиники семейной медицины «Добромед» расходы на капитальные вложения не уменьшают налогооблагаемую базу. Воспользуемся данными табл. 6 и 7 и рассчитаем  экономию по налогу на прибыль при применении амортизационной премии при линейном методе начисления амортизации.

Таблица 8

Расчет амортизации в КЛИНИКИ СЕМЕЙНОЙ МЕДИЦИНЫ «ДОБРОМЕД» с учетом и без учета амортизационной премии

(руб)

Период начисления амортизации

Первоначальная стоимость основного средства, руб.

Ежемесячная сумма амортизации без применения амортизационной премии, руб.

Ежемесячная сумма амортизации с применением амортизационной премии, руб. (30%)

Экономия в абсолютном выражении, руб.

1

2

3

4

5

январь 2014 года

6 000 000,00

98 360,65

1 800 000,00

1 701 639,40

февраль 2014 – январь 2019 года

-

98 360,65

70 000,00

- 28 360,65

Приведенные выше расчеты свидетельствуют о том, что при применении амортизационной премии компания в первый месяц начисления амортизации уменьшит налоговую базу по налогу на прибыль на 1 701 639,40 руб., что скажется на снижении налоговой нагрузки по данному налогу.

клинике семейной медицины «Добромед» рекомендуется начислять амортизацию нелинейным методом и воспользоваться правом на применение амортизационной премии по вновь вводимым в эксплуатацию объектам основных средств.


Заключение

Налог на прибыль – неотъемлемая часть функционирования экономики любой страны. Во всех ведущих и экономически развитых странах налог на прибыль является основной частью дохода федерального бюджета. Без налогового законодательства невозможно нормальное функционирование российской экономики.

Клиники семейной медицины «Добромед» является российской коммерческой организацией, занимающейся строительством. Компания применяет общий режим налогообложения. В процессе деятельности уплачивается следующие налоги: налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, налог на добавленную стоимость. От грамотного исчисления доходов и расходов зависит многое, так как любые ошибки в их исчислении могут привести к искажению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, что приведет к доначислению и уплате пени, штрафов, начисленных налоговыми органами в ходе камеральной или выездной проверки.

Доходы и расходы клиники семейной медицины «Добромед» в 2013 году значительно возросли по сравнению с 2012 годом. Такое резкое увеличение доходов и расходов вызвано тем, что в 2012 году компания находилась на стадии становления: устанавливались партнерские отношения с заказчиками, заключались договора, в то время как объем заказов на подбор персонала  был невелик. Именно в 2013 году компания стала активно принимать участие на российском рынке и была организована большая рекламная компания , что позволило получать прибыль от коммерческой деятельности.

В 2013 году ООО«ОРЗАУМ» получило доходов на общую сумму  67 206 553  руб. Значительную долю в составе доходов занимает выручка от реализации – 66 428 389,00 руб. или 98,84%. На долю внереализационных доходов приходится 778 164,00 руб., что составляет в общей сумме доходов клиники семейной медицины «Добромед» - 1,16%.

Расходы, связанные с производством и реализацией, в клиники семейной медицины «Добромед»  в 2013 г. составили 54 351 559,00 руб., в т.ч.:

- прямые расходы – 24 534 446,00 руб.;

- косвенные – 29 817 103,00 руб.

Сумма внереализационных расходов в клиники семейной медицины «Добромед» за налоговый период незначительна и составила 1 325 415,00 руб.

Налогооблагаемая база по налогу на прибыль по итогам 2013 года составила 1 300 591,00 руб., а налог на прибыль – 260 118,20 руб. При этом в федеральный бюджет – 26 011,82 руб., а в бюджет субъекта федерации РФ – 234 106,38 руб.

Таким образом, можно сделать вывод, что благодаря оперативному контролю над доходами и расходами, а также управленческим решениям, направленным на повышение эффективности деятельности компании, руководству клиники семейной медицины «Добромед» удалось добиться значительных положительных результатов по итогам 2013 года.

В целях совершенствования налогового учета в рамках налогового законодательства ООО«ОРЗАУМ» можно порекомендовать следующее:

  1.  Рассмотреть вопрос, касающийся создания резерва по сомнительным долгам.
  2.  Применять амортизационную премию в размере 10 или 30% по вновь вводимым в эксплуатацию объектам основных средств.
  3.  Рассмотреть вопрос о переходе с применения линейного метода начисления амортизации на нелинейный.

Основные направления дальнейшего совершенствования в области налогов на 2014 год и на плановый период 2015  - 2016гг. были подготовлены Министерством финансов РФ при составлении проекта федерального бюджета на 2013 год и следующий двухлетний плановый период.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

І. Официальные источники и нормативные акты

  1.  Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая.
  2.  Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I.

3. Постановление от 22 июля 2008 г. N 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»

ІІ. Учебники, монографии, диссертации, статьи, интернет

  1.  Аникин П.В., Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение. - М.: Эксмо, 2010.
  2.  Батяева А.Р. Налоговая система зарубежных стран. – М.:Перо, 2013
  3.  Балихина Н.В. Финансы и налогообложение организаций. – М.: ЮНИТИ, 2013
  4.  Брызгалин А.В. Налог на прибыль. М.: «Омега-Л» 2012.
  5.  Волкова А.С., Водовозова М.А. Упрощенная система налогообложения – М.:  РИОР, 2011.
  6.  Головкин А.Н. , Брызгалин  А.В.  Новое в налогообложении - М.: Омега-Л, 2011.
  7.  Горина Г.А. Налогообложение торговых организаций. - М., Юнити, 2013.
  8.  Касьянова Г.Ю. Налог на прибыль и ПБУ 18/02: организация налогового учета на базе бухгалтерского. –М.: АБАК, 2014
  9.  Ковалев В.В. Финансы. Учебник 2-е издание - М.: Проспект, 2008.
  10.  Косов М.Е., Крамаренко Л.А. Налогообложение предпринимательской деятельности – М.: Юнити, 2012.
  11.  Лыкова Л.Н. Налоговые системы зарубежных стран. – М.:Юрайт,2013
  12.  Маркс К. Капитал. – М.: URSS, 2014
  13.  Молчанов С.С. Налоги за 14 дней. Экспресс-курс - М.: Эксмо, 2008.
  14.  Новоселов К.В. Налог на прибыль: руководство по формированию налоговой базы, исчислению и уплате налога. – М.: АйСиГрупп, 2013
  15.  Оканова Т.Н. Налогообложение коммерческой организации. – М.: Юнити,2013
  16.  Пансков В,Г. Налоги и налогообложение – М.:Юрайт, 2012
  17.  Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие 8-е изд. - М.: Юрайт, 2007.
  18.  Пинская М.Р. Основы теории налогов и налогообложения. - М.: Палеотип, 2007.
  19.  Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. Учебное пособие для ВУЗов - М.: Финансы и статистика, 2008.
  20.  Тютюрюков Н. Н. Налоговые системы зарубежных стран - М.: Дашков и Ко, 2010.
  21.   Толмачев И.А. Система налогообложения: Издательство «РОССБУХ, ГроссМедиа» ,2011.
  22.  Фадеев Д.Е. Налоги -  Издательство «Налоговый вестник», 2012.
  23.  Шестакова Е.В. Налоги – М.: Юстицинформ, 2010
  24.  Информационно-правовая система «Консультант Плюс».
  25.   Информационное агентство «Финмаркет», группа «Интерфакс».
  26.  Сайт РБК www.rating.rbc.ru.
  27.  Сайт федеральной налоговой службы www.nalog.ru.
  28.   Российский налоговый портал www.taxpravo.ru.
  29.   Сайт группы компаний «Налоги и финансовое право».

Приложение 1

Доходы организации, учитываемые для целей налогообложении прибыли

Определяются на основании первичных документов и документов налогового учета.

Доходы организации

Прочие доходы

Штрафы, пени, иные санкции за нарушение договорных обязательств и т.д.

Положительные курсовые разницы по валютным счетам

Доходы прошлых лет, выявленные в отчетном периоде

Излишки товарно-материальных ценностей, выявленные в отчетном периоде

Безвозмездно полученное имущество

Проценты, полученные по договорам займа

Доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду)

Доходы от долевого участия в других организациях

Доходы от реализации

Внереализационные доходы

Выручка от реализованных имущественных прав

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства и приобретенных

Приложение 2

Расходы организации для целей налогообложении прибыли

Прочие обоснованные расходы

Убытки, полученные в отчетном (налоговом) периоде

Расходы на аннулированные производственные заказы и т.д.

Расходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок

Расходы в виде отрицательной (положительной) курсовой разницы

Расходы, связанные с обслуживанием собственных ценных бумаг

Расходы в виде процента по долговым обязательствам любого вида

Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам

Расходы на оплату услуг банков

Расходы в виде штрафов, пеней, иных санкций и т.д.

Судебные расходы и арбитражные сборы

Расходы по содержанию сданного в аренду имущества

Внереализационные расходы

Прочие расходы

Сумма начисленной амортизации

Расходы на оплату труда

Материальные расходы

Группировка расходов, связанных с производством и реализацией, по элементам

Прочие расходы

Расходы на обязательное и добровольное страхование

НИОКР

Освоение природных ресурсов

Расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств, иного имущества и т.д.

Расходы на производство, хранение, доставку продукции (работ, услуг), приобретение товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Группировка расходов, связанных с производством и реализацией, - по статьям

Обоснованные (экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме) и документально подтвержденные затраты

Расходы организации

Приложение 3

Ставки налога на прибыль организаций

Наименование и получатель доходов

Ставка

1

2

Основная ставка налога

20%

Доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство

20 % - со всех доходов

10 % - от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок

Доходы, полученным в виде дивидендов

0 % - по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50 процентам общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов

9 % - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских и иностранных организаций российскими организациями, не указанным в предыдущем пункте

15 % - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями

Операции с отдельными видами долговых обязательств

15 %в - по доходу в виде процентов по государственным ценным бумагам государств - участников Союзного государства, государственным ценным бумагам субъектов РФ и муниципальным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов, а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным после 1 января 2007 года, и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием после 1 января 2007 года

9 % - по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 года, а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года

0 % - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР и внутреннего и внешнего валютного долга РФ

Прибыль, полученная Центральным банком ЦБ РФ от осуществления деятельности, связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом "О Центральном банке РФ (Банке России)"

0 %

Прибыль, полученная организацией, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково"

0 %

2 Косов М.Е., Крамаренко Л.А. Налогообложение предпринимательской деятельности – М.: Юнити, 2012. – С.57.

3 Пансков В,Г. Налоги и налогообложение – М.:Юрайт, 2012. – С.98.

4 Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие 8-е изд. - М.: Юрайт, 2007. – С.88.

5www.nalog.ru – сайт налоговой службы РФ

6Лыкова Л.Н. Налоговые системы зарубежных стран. – М: Юрайт,2013, С. 58


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42933. Проектирование технологического процесса изготовления Шкафа для белья 172.73 KB
  На многопильных форматно-раскроечных станках моделей ЦТМФ осуществляется раскрой плит по картам со сквозными продольными и поперечными пропилами. Для использования однопильного станка достаточно, чтобы на карте раскроя полноформатной плиты или любого раскраиваемого отрезка плиты был хотя бы один сквозной пропил при условии, что осуществление данного пропила возможно по технической характеристике данной модели станка.
42934. Расчет оборудования для вакуум-кристаллизации галургического хлорида калия на БКПРУ-1 1 MB
  Количество испаренной воды в каждой ступени рассчитываем по уравнению теплового баланса где Gn–количество щелока поступающего в nую ступень ВКУ кг ч; Сщел –теплоемкость щелока кДж кгС; tн –tк –перепад температур в nой ступени ВКУ С; rn –удельная теплота парообразования на nой ступени ВКУ кДж кг. Сводная таблица материального баланса Состав Приход кг ч Расход кг ч KCl раствор 8455216 3578556 KCl твердый 487666 NCl раствор 7241179 7241179 NCl твердый HO раствор 27354605 24168545 HO испаренная ...
42935. СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ АЛЛЕРГОЗАХ 403.51 KB
  Цель исследования: изучение сестринского процесса при аллергозах проведение сестринского обследования выявление настоящих и потенциальных социальных и психоэмоциональных проблем пациента и его семьи определение цели планирование и реализация сестринского процесса. В соответствии с намеченной целью и задачами необходимо использовать следующие методы исследования: научнотеоретический анализ медицинской литературы по данной теме; эмпирический – наблюдение дополнительные методы исследования: организационный...
42936. Октановое число, его определение, пути повышения 138.67 KB
  Для лучшего из известных в то время бензинов изооктана 224триметилпентана который детонирует только при высоких степенях сжатия было принято октановое число 100 а для нгептана особенно склонного к детонации октановое число 0. Циклопарафины менее склонны к детонации чем нормальные парафины а ароматические углеводороды отличаются особенно высоким октановым числом. Интенсивность детонации испытуемоготоплива достигается изменением степени сжатия. Октановое число равное 100и ниже обозначает объемную долю изооктана в смеси с...
42937. Религия и повседневность: построение концептуальной схемы исследования 76.83 KB
  Религия в каждой стране и в разные эпохи, жизни человечества, развивалась и влияла по-разному на жизнь людей, где то ей подчинялись все, где-то ее изгоняли из рамок общества, теперь же еще религия может не оказывать никакого влияния на жизнь отдельно взятого индивида. Все эти события расценивались учеными по своему, поскольку каждый предлагал свое виденье происходящего, каждый старался изучить и объяснить данное явление.
42938. Проектирование цифрового фильтра 1.85 MB
  Влияние эффектов квантования на характеристики реального фильтра. Аппаратная реализация полосового фильтра. ЭКГ–анализ выполняется в четыре этапа: ввод ЭКГ; фильтрация ЭКГ устранение шумов; распознавание характерных элементов ЭКГ и измерение соответствующих параметров; интерпретация и классификация ЭКГ.
42939. Топливо и его использование 569.93 KB
  Расчет объемов и энтальпии воздуха и продуктов сгорания рассчитываются на 1 кг твердого и жидкого или 1 м3 сухого газообразного состава топлива при нормальных условиях (0 °С и 101,3 кПа), на что указывает верхний индекс «» в обозначениях величин объемов.
42940. Расчет параметров плоской непрерывной акустической антенны 474.23 KB
  Выбор конструкции антенны. Излучение или прием звука осуществляется при совместной работе антенны с передающим в режиме излучения или приемным в режиме приема трактом. Акустическая антенна обычно состоит из электроакустических преобразователей элементов антенны акустических экранов несущей конструкции акустических развязок амортизаторов и линий электрокоммуникаций.
42941. Привод ленточного конвейера с горизонтальным одноступенчатым цилиндрическим редуктором 599.2 KB
  В данной работе требуется спроектировать горизонтальный одноступенчатый цилиндрический редуктор. Закрытая передача прямозубая. Открытая передача –клиноременная нормального сечения Б. В редукторе находится 2 пары шариковых подшипников на тихоходном и быстроходном валах, установленных по схеме враспор.