86405

Сущность налога на добавленную стоимость

Реферат

Налоговое регулирование и страхование

К положительным сдвигам можно отнести то, что в результате реформ налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на прибыль, подоходный налог и налог на имущество, составляющие основу налоговых систем большинства развитых стран, стали также основными налогами в Российской Федерации.

Русский

2015-04-07

39.14 KB

2 чел.

Содержание

Введение 3

Сущность налога на добавленную стоимость 2014г. 4

Практическое задание 11

Заключение 16

Список использованных источников 17

Введение

В современной России основным источником наполнения доходной части бюджета являются налоги, таможенные платежи (таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами).

К положительным сдвигам можно отнести то, что в результате реформ налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на прибыль, подоходный налог и налог на имущество, составляющие основу налоговых систем большинства развитых стран, стали также основными налогами в Российской Федерации.

Наиболее важным результатом реформы явилось введение НДС и акцизов вместо налога с оборота. В рыночной экономике НДС - один из наиболее устойчивых и эффективных налогов. Система его сбора сравнительно проста и защищена от инфляции, а уклонение от его уплаты затруднено вследствие непрерывности процесса платежей и взимания его на всех стадиях движения продукции и услуг.

Налог на добавленную стоимость - взимаемый с предприятий налог на сумму прироста стоимости на данном предприятии, исчисляемую в виде разности между выручкой от реализации товаров и услуг и суммой затрат на сырье, материалы, полуфабрикаты, полученные от других производителей, со стороны. Ряд товаров, работ, услуг, видов деятельности частично или полностью освобождаются от налога на добавленную стоимость.

Этот налог равномерно распределяется по всем секторам экономики, и поэтому не вызывает (в сравнительных ценах) диспропорций и искажений, которые возникают при использовании многих других налогов.

Сущность налога на добавленную стоимость 2014г.

«Налог» - это финансовая, правовая и экономическая категория. «Налогообложение» - процесс взимания (исчисления и изъятия) налоговых платежей с использованием экономико-правового механизма. Налоги составляют основу доходной части бюджетов всех уровней. Налоговая система сегодня выступает одним из основных инструментов регулирования экономики и социальной сферы.

Налог представляет собой обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц для финансирования деятельности государства или муниципальных образований.

Налог на добавленную стоимость (НДС) в Российской Федерации установлен главой 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации, которая вступила в юридическую силу с 1 января 2001 года. НДС - косвенный налог, т.к. включается в цену товара (работы, услуги), а затем принимается к вычету (возмещается из бюджета) покупателем данного товара (работы, услуги) как уплаченный при его приобретении через поставщика, т.е. фактически переносится на конечного потребителя товара (работы, услуги). НДС - это федеральный налог, установлен НК РФ и обязателен к уплате на всей территории РФ. НДС является основным источником налоговых доходов федерального бюджета. Наконец, налоговые доходы от НДС подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100%.

Особая правовая природа НДС заключается в том, что он является косвенным многоступенчатым налогом, взимаемым на всех стадиях производства и реализации товара (работы, услуги). При этом данный налог построен таким образом, чтобы в наименьшей степени обременять производительные силы в государстве. Данная цель достигается путём переложения экономического бремени уплаты НДС на потребителей товаров, работ и услуг. Поэтому при определении субъекта налогообложения следует различать юридических и экономических плательщиков налога. Экономическим плательщиком становится конечный потребитель товара (работы, услуги), который фактически несёт налоговое бремя, покупая товар (работу, услугу) по цене, увеличенной на сумму НДС.

Юридическим же плательщиком является физическое или юридическое лицо, которое реализует товар (работу, услугу), получает за него цену, увеличенную на сумму налога, и передаёт эту сумму в бюджет. При этом юридический плательщик-продавец не несёт экономического бремени НДС по всем тем товарам (работам, услугам), которые были им приобретены с целью перепродажи либо с целью использования в его производственной деятельности (сырьё, материалы и т.д.). В данном случае налоговые затраты продавца компенсируются за счёт покупателя следующим образом. Сумма НДС, уплаченная по такого рода сделкам, документально фиксируется в счёте-фактуре поставщика и подлежит вычету из той суммы налога, которая получена от покупателя товара (работы, услуги). Таким образом, в бюджет, в конечном счете, поступает разница между суммой налога, уплаченной самим юридическим плательщиком по первоначальным сделкам и суммой налога, полученной им по последующей сделке, направленной на реализацию товаров, работ и услуг.

Таким образом, экономическая сущность налога на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения товаров, работ и услуг. Особенностью НДС является то, что независимо от стадий производственного цикла и сбыта каждый промежуточный участник этого процесса уплачивает НДС.

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

1) организации;

2) индивидуальные предприниматели;

3) лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

От уплаты налога на добавленную стоимость освобождены следующие категории лиц.

1. Организации, являющиеся иностранными организаторами XXII Олимпийских игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи».

2. Организации, являющиеся официальными вещательными компаниями в отношении операций по производству и распространению продукции средств массовой информации, осуществляемых в соответствии с договором, заключенным с Международным олимпийским комитетом или уполномоченной им организацией, и совершаемых в течение периода проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

Организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если в течение трех предшествующих календарных месяцев их налоговая база не превысила в совокупности 2 млн. рублей без учета НДС. При этом учитывается только выручка от продаж (ст. 145 НК РФ). Освобождение от уплаты НДС не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары.

Объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (НДС) признаются следующие операции:

1. реализация товаров, работ, услуг на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Передача права собственности на безвозмездной основе признается реализацией;

2. передача на территории Российской Федерации товаров для собственных нужд, расходы на которые не учитываются при исчислении налога на прибыль организаций;

3. выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4. ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

К объектам налогообложения по НДС не относятся следующие операции:

1. связанные с обращением российской или иностранной валюты;

2. передача имущества правопреемнику при реорганизации предприятия;

3. передача имущества некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности, не связанной с предпринимательством;

4. передача имущества, имеющая инвестиционный характер;

5. передача имущества совладельцу хозяйственного общества или товарищества при выходе из него;

6. передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) при выделе его доли;

7. передача жилых помещений физическим лицам при проведении приватизации;

8. изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, обращение в собственность иных лиц бесхозяйных вещей, кладов;

9. передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, транспортной инфраструктуры и коммуникаций органам государственной власти и органам местного самоуправления;

10. передача имущества предприятий в порядке приватизации;

11. выполнение работ органами государственной власти и местного самоуправления в рамках выполнения возложенных на них полномочий;

12. передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

13. операции по реализации земельных участков и долей;

14. передача имущественных прав организации ее правопреемнику;

15. передача денежных средств некоммерческим организациям на формирование целевого капитала в законодательно установленном порядке;

16. операции по реализации налогоплательщиками, являющимися российскими организаторами Олимпийских игр и Параолимпийских игр 2014 г. в г. Сочи, товаров (работ, услуг) и имущественных прав, осуществляемые по согласованию с лицами, являющимися иностранными организаторами Олимпийских игр и Параолимпийских игр, в рамках исполнения обязательств по соглашению, заключенному Международным олимпийским комитетом с Олимпийским комитетом России и городом Сочи на проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи.

По НДС применяются следующие ставки: 0%, 10%, 18%, 10/110% и 18/118% (табл. 3). Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость отгруженных или ввезенных на территорию России товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения НДС. Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:

1. день отгрузки товаров, работ, услуг, имущественных прав;

2. день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, передачи имущественных прав.

При выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления моментом определения налоговой базы является последний день налогового периода.

В случае получения налогоплательщиком оплаты в счет предстоящих поставок товаров с длительностью производственного цикла более шести месяцев момент определения налоговой базы может определяться как день отгрузки товаров (при наличии раздельного учета операций).

При реализации сельскохозяйственной и переработанной продукции, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), налоговая база определяется как разница между ценой ее реализации с НДС и ценой приобретения. Перечень данной продукции устанавливается Правительством Российской Федерации.

Налогоплательщики имеют право уменьшить общую сумму налога к уплате в бюджет на суммы налоговых вычетов.

Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиком при приобретении товаров и услуг, имущественных прав на территории России либо уплаченные им при их ввозе на таможенную территорию России в отношении:

1. товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ;

2. товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

В частности, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства (п. 6 ст. 177 НК РФ).

К вычетам относятся суммы НДС, исчисленные налогоплательщиком, при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления. При этом построенное имущество должно использоваться для налогооблагаемых операций, а его стоимость подлежит включению в расходы при исчислении налога на прибыль организаций.

При приобретении основных средств и нематериальных активов вычеты сумм налога производятся в полном объеме после принятия имущества на учет.

Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, начисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

При реализации товаров, работ и услуг налогоплательщик дополнительно к цене реализуемых товаров и услуг обязан предъявить к оплате покупателю сумму налога. При реализации товаров, работ и услуг населению по розничным ценам соответствующая сумма налога включается в цены. Уплата налога по итогам каждого налогового периода производится ежеквартально не позднее 20-го числа следующего месяца.

С той же периодичностью необходимо представлять налоговую декларацию.

Суммы НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, и на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, зачисляются органами федерального казначейства в федеральный бюджет в полном объеме (ст. 50 БК РФ).

Все операции по НДС сопровождаются составлением счетов-фактур. Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем товаров и услуг суммы НДС к вычету. Именно на основании такого первичного документа налогоплательщик вправе применить налоговый вычет. При реализации товаров в розничной торговле требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек.

Налогоплательщики должны составлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж.

Счета-фактуры не составляются:

1. при реализации ценных бумаг (кроме брокерских и посреднических услуг);

2. банками, страховыми организациями и негосударственными пенсионными фондами по операциям, не подлежащим налогообложению.

Налог на добавленную стоимость (НДС) - является одним из самых важных и в то же время самых сложных для исчисления налогов.

Практическое задание

1. Рассчитать сумму НДС и налог на прибыль сельскохозяйственной организации, подлежащих уплате в бюджет, если:

Выручка от реализации продукции по основному виду деятельности (с учетом НДС) составила - 165 856 руб.;

Выручка от реализации товаров по 18% (с учетом НДС) составила - 86 468руб;

Получена финансовая помощь – 9 645 руб.;

Закуплены сырье и материалы для сельхоз. производства - 16 532 руб. (с учетом НДС);

Закуплены сырье и материалы - 112 139руб. (с учетом НДС 18%);

Закуплена с/х продукция (для столовой) - 6 932 руб. (без учета НДС);

Закуплены ГСМ - 4 684 руб. (без  учета НДС );

Продан грузовой автомобиль - 85 229 руб. (без учета НДС).

Решение:

1. Сумма без учета НДС:

- Выручка от реализации продукции: 165856*18/118=24878,4 руб.

- Выручка от реализации товаров: 86468*18/118=12970,2 руб.

- Финансовая помощь: 9645*0,18=1736,1 руб.

- Закуплены сырье и мат-лы для сельхоз. про-ва: 16532*18/118=2479,8 руб;

- Закуплены сырье и материалы: 112139*18/118=16820,85 руб.

- Закуплена с/х продукция: 6932*0,18 = 1247,76 руб.;

- Закуплены ГСМ: 4684*0,18=843,12 руб.

- Продан грузовой автомобиль: 85229*0,18=15341,22 руб.

2. НДС бюдж.: = НДСпол – НДСупл = (24878,4+12970,2+1736,1+15341,22)-

(2479,8+16820,85+1247,76+843,12)=33534,39 руб.

3. Налог на прибыль организации: (140977,6+74397,8+9645+85229)-(14052,2+95318,15+6932+4684)=188363,05*20%=37672,61 руб.

Ответ: НДС бюдж. - 33534,39 руб., Налог на прибыль организации - 37672,61 руб.

2. Определите, с какого периода организация теряет право на освобождение от уплаты НДС /10%/, если выручка с учетом НДС составила:

Январь 720 456руб.        Май 615 543руб.          Сентябрь 940 256руб.

Февраль 755 343 руб.     Июнь 824 345руб.        Октябрь 855 800руб.

Март 711 532руб.           Июль 625 654руб.         Ноябрь 670 800руб.

Апрель 828 544 руб.      Август 855 546руб.       Декабрь 720 500руб

Решение:

1. Рассчитаем величину выручки с учетом НДС (10%) по трем месяцам:

а) янв. + фев. + март = 720456+755343+711532=2187331 руб.

- Сумма НДС = 218733,1 руб.

- Сумма выручки без учета НДС = 2187331-218733,1=1968597,9 руб.

б) апр. + май + июнь = 828544+615543+824345 = 2268432 руб.

- Сумма НДС = 226843,2 руб.

- Сумма выручки без учета НДС = 2268432-226843,2 = 2041588,8 руб.

г) окт. + ноябрь + дек. = 855800+670800+720500 = 2247100 руб.

- Сумма НДС = 224710 руб.

- Сумма выручки без учета НДС = 2247100-224710 = 2022390 руб.

Ответ: Организация теряет право на освобождение от уплаты НДС с апреля, так как сумма выручки (б/з учета НДС) больше 2000000 руб. за три месяца.

3. Предприятие имеет 2-х работников с окладами 11 586руб и 16 254руб. Рассчитать НДФЛ  и страховые взносы за полгода. (ставки на 2014 год можно посмотреть в налоговом кодексе или в дополнительно высланном файле) Известно, что один работник - одиночка имеет двух несовершеннолетних детей, а второй работник имеет троих детей, причем сам работник имеет инвалидность с детства.

В Январе работникам была оплачена учеба (повышение квалификации) в размере 23 345руб.

В феврале первому работнику сделали подарок в виде телевизора на сумму 30 000руб., а второму работнику выплатили компенсацию за потерю кормильца на сумму 50 445руб.  

В марте первому работники выплатили премию в размере оклада, а второму работнику сделан подарок на 7 600руб.

В апреле первый работник получил доход от вклада, размер которого 93 500руб. на который банк предоставлял 19,55% годовых, а второй работник получил доход от сдачи квартиры в аренду 10 900руб.

В мае первый работник выиграл в лотерее 17 900руб. второй работник продал ценную бумагу  и получил доход в размере 9 100руб.

В июне второй работник выиграл приз – телевизор на сумму 15 000руб.

1. Определим сумму, подлежащую обложению 13%

1 работник:

- Январь 11586

- Февраль 11586+30000

- Март 11586+11586

- Апрель 11586+ (93500*(19,55-8,25)%)

- Май 11586

- Июнь 11586

69516+52151,5-33600=88067,5*13%=11448,75+(17900*35%) = 11713,8 руб.

2 работник:

- Январь 16254

- Февраль 16254

- Март 16254+7600

- Апрель 16254+10900

- Май 16254+9100

- Июнь 16254

97524+26600-37800 = 87324*13%=11352,12+(15000*35%)=16602,12 руб.

Налоговые вычеты для первого работника: положен вычет в двойном размере 1400 руб. на 1 и 2 ребенка: 2800+2800=5600 руб. (33600 руб за пол года).

Налоговые вычеты для второго работника: 1400 руб. на первого ребенка, 1400 руб. на второго ребенка, 3000 руб. на третьего ребенка и 500 руб. как инвалида детства; 6300 руб. (37800 руб. за пол года).

4. Определите сумму налога на имущество, если остаточная стоимость основных средств, нематериальных активов и запасов составила по состоянию на:

01.01 - 734 тыс.руб.        01.05-719 тыс.руб.           01.09- 732 тыс. руб.

01.02 - 755 тыс.руб.        01.06 - 725 тыс.руб.        01.10-737 тыс. руб.

1.03 -765 тыс.руб.           01.07 - 720 тыс.руб.        01.11-740тыс.руб.

01.04-716 тыс. руб.         01.08-725 тыс.руб.          01.12-744 тыс.руб.

01.01 -744 тыс.руб.

Определим среднюю стоимость основных средств: (734+755+765+716+719+

+725+720+725+732+737+740+744+744)/13 = 735,08 тыс. руб. = 735080 руб.

Сумма налога на имущество = 735080*2,2% = 16171,76 руб.

Ответ: Сумма налога на имущество составляет 16171,76 руб.

5. Исчислить сумму транспортного налога, если:  Организация  имела в своем распоряжении 4 автомобиля с мощностью двигателя 80 л.с, 94, л.с., 98л.с и 140л.с. Один автомобиль с 160 л.с. был приобретен в октябре, а два автомобиля были проданы в июле(80л.с. и 98л.с.). Налоговые ставки, установленные в данном регионе, составляют:

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

20

свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

30

свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

50

свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

75

свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт

150

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

Решение:

Сумма транспортного налога:

а) 80*20+94*20+98*20+140*30 = 9640 руб.

б) 160*50*3/12 = 2000 руб.

в) (80*20+98*20)* 7/12 = 2075, 48 руб.

Сумма налога = 99640+2000+2075,48 = 13715,48 руб.

Ответ: Сумма транспортного налога составляет 13715,48 руб.

Заключение

Налог на добавленную стоимость является одним из видов косвенных, которым облагаются не все затраты предприятия на выпуск и реализацию продукции, а только добавленная стоимость. Этот налог перечисляют в бюджет производители и продавцы продукции, товаров, работ, услуг на различных стадиях производства и реализации, а уплачивает фактически конечный потребитель, то есть население страны.

Налог на добавленную стоимость доминирует среди косвенных налогов, которые поступают в бюджет, то есть является налогом, который выполняет ярко выраженную фискальную функцию. Именно этот налог оказывает значительное влияние на финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования и на их финансовое состояние.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации.

2. Рыманов А.Ю. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. — 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2009 г.

3. Налоги и налоговое право. Учеб. пособие/Под ред. А.В.Брызгалина. - М.: Аналитика-Пресс, 2007 г.

4. Евстигнеев Е.Н.Налоги и налогообложение. М.: ИНФРА-М, 2009 г.

5. Налоговая система Российской Федерации: Сборник нормативных документов в 3-х томах. Т. 1-3. — М.: ИНФРА-М, 2008 г.

6. Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость: Постановление Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914 (ред. от 16.02.2004) // Российская газета. — № 241. — 22.12.2000.