86406

Автоматизации бухгалтерского учета на примере ОАО «Купалинка»

Курсовая

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

В настоящее время ведение бухгалтерского учета малоэффективно без компьютерной обработки данных. Сейчас на рынке существует множество бухгалтерских программ, удовлетворяющие самые разные требования к ним. Особенно сложным является правильно выбрать программу для своего предприятия.

Русский

2015-04-07

1.12 MB

78 чел.

ОГЛАВЛЕНИЕ

[1]
ВВЕДЕНИЕ

[2] 1 Теоретические основы автоматизации бухгалтерского учета

[2.1]  

[2.2]  

[2.3] Возможности «1С: Предприятия 7.7» в обеспечении гибкости бухгалтерского учета

[3] 2 Организация бухгалтерского учета материалов  в ОАО "Купалинка"

[3.1] 2.1 Анализ организации бухгалтерского учета материалов в
ОАО "Купалинка"

[3.2] 2.2 Используемые IT-решения в автоматизации бухгалтерского учета в ОАО "Купалинка"

[3.3] 2.3 Функциональная модель документооборота бухгалтерии в стандарте IDEF0

[4] 3 Доработка конфигурации «1С: ПРедприятие 7.7» для ведения бухгалтерского учета материалов
в ОАО "Купалинка"

[5] ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время ведение бухгалтерского учета малоэффективно без компьютерной обработки данных. Сейчас на рынке существует множество бухгалтерских программ, удовлетворяющие самые разные требования к ним. Особенно сложным является правильно выбрать программу для своего предприятия.

Механизация бухгалтерского учета способствует уменьшению трудоемкости учета, но не позволяет в полной мере сделать его оперативным, сократить сроки на остальные отчетности. Наиболее полно эти вопросы решаются в условиях автоматизации всего комплекса учетных работ. Особое значение придается разработке пакетов прикладных программ, реализующих автоматизированное решение всех типовых задач бухгалтерского учета. Разработаны типовые проекты комплексной автоматизации бухгалтерского учета с применением различных типов ЭВМ для промышленности, сельского хозяйства, централизованных бухгалтерий, учреждений, находящихся на государственном бюджете, и других организаций.

В настоящее время автоматизация бухгалтерского учета с помощью персонального компьютера не является сложной задачей ни для разработчика, ни для пользователя бухгалтерских программ. Сегодняшняя простота решения компьютеризации бухгалтерского учета достигнута сложным путем: от компьютеризации отдельных участков учетной работы до установления связанных баз данных для сведения баланса предприятия. Освоение бухгалтерами компьютеров на уровне не только пользователя, но и программирования (а сегодня это уже квалификационное требование) позволило кардинально пересмотреть стратегию бухгалтерских программ. Как оказалось, эффективнее иметь единую структуру базы данных для всех участков бухгалтерского учета.

Таким образом, в реальном масштабе времени попутно решается проблема составления баланса предприятия на каждый момент оформления первичных документов – внесения содержания и суммы хозяйственной операции в единую базу данных предприятия. Сетевые версии бухгалтерского учета решили проблему зависимости работы участков от времени доступа к единой базе.

Доступность современных компьютерных языков и возросший уровень компьютерной грамотности специалистов в области экономики и бухгалтерского учета позволяют создавать в короткое время программные приложения высокого качества с требуемым набором функций. Для пользователя может быть интересен набор функций, реализованных в тех или иных программах. Все вышеизложенное определяет актуальность темы данного исследования.

Объект исследования – ОАО «Купалинка».

Предмет исследования – автоматизация бухгалтерского учета.

Цель работы – исследование автоматизации бухгалтерского учета на примере ОАО «Купалинка» и доработка типовой конфигурации.

Поставленная цель работы обусловила решение следующих задач:

– рассмотреть теоретические основы автоматизации бухгалтерского учета;

– изучить организацию бухгалтерского учета в ОАО «Купалинка;

– доработать конфигурацию «1С: Бухгалтерия 7.7» для ведения бухгалтерского учета ОАО «Купалинка», в частности – движения материалов.


1 Теоретические основы автоматизации бухгалтерского учета

  1.  

В связи с большими объемами учетной информации и высокой трудоемкостью учета в условиях ручной обработки данных практически невозможно обеспечить требования полноты, своевременности, достоверности информации, необходимой в принятии управленческих решений. Использование в бухгалтерском учете современных компьютеров, а также средств связи и коммуникаций способствует совершенствованию организации учетной работы, позволяет видоизменить технологию сбора, регистрации сообщений о хозяйственных событиях, обработки информации и ее представления пользователям.

Для создания учета как средства управления и регулирования жизненно необходимо использование компьютера, а также современных средств связи и коммуникаций. Происходят существенные изменения в организации учетной работы на предприятии, меняется технология получения и обработки первичных документов, сокращается трудоемкость преобразования учетных данных, возрастают творческие функции в деятельности учетного персонала за счет предоставления ему компьютерного сервиса.

Организация и разработка систем автоматизированного учета, ориентированного на новые информационные технологии, сопряжены с рядом проблем методологического, организационного и технологического характера. Предприятие, решившее автоматизировать бухгалтерский учет, может пойти по одному из следующих путей: выполнить эту работу собственными силами; пригласить специалистов для изготовления программ сторонней организацией или купить готовый программный продукт. В любом варианте важно определить пути рационального использования компьютеров или сетей компьютеров для организации автоматизированного учета на предприятии в целом и в его подразделениях, концепцию совершенствования формы учета для системы в целом и для отдельных участков работы.

Внедрение технических средств приема-передач и, хранения и обработки информации, не нарушая основных принципов ведения учета, дает возможность совершенствовать формы представления информации, освободить бухгалтера от трудоемких, монотонных операций группировки данных, подсчета итогов, заполнения регистров бухгалтерского учета.

Это открывает новые горизонты аналитических и контрольных возможностей бухгалтерского учета, активного использования учетной информации в управлении.

Группировка и обобщение документальных бухгалтерских данных осуществляется в учетных регистрах: карточках, книгах и т.п.

Особенности формы бухгалтерского учета зависят от технического оснащения учетного процесса, сочетания аналитического и синтетического учета, способа ведения хронологической записи, составляемой отчетности и др.

Характерными особенностями современной компьютерной информационной технологии реализации журнально-ордерной формы бухгалтерского учета являются:

  •  децентрализованная обработка учетных данных на автоматизированных рабочих местах (АРМ) бухгалтера;
  •  ориентация на привычную для бухгалтера терминологию, сложившееся в бухгалтерии разделение труда, существовавшее до применения компьютеров: регистры аналитического и синтетического учета, журналы-ордера, листки-расшифровки, вспомогательные ведомости по дебету счетов, накопительные и группировочные регистры;
  •  сохранение взаимосвязей между регистрами и системой их контроля, присущих журнально-ордерной форме счетоводства.

В зависимости от объема учетной информации, структуры и размера предприятия, состава и конфигурации технического и программного комплекса обработки данных используются различные организационные формы учета, основанные на создании:

  •  локальных (децентрализованных) автоматизированных рабочих мест бухгалтера;
  •  совокупности взаимосвязанных АРМ бухгалтера, которые не объединены средствами компьютерной сети;
  •  распределенной компьютерной сети, объединяющей автоматизированные рабочие места нескольких бухгалтеров, при необходимости и АРМ других служб управления.

Локальные АРМ бухгалтера на базе персональных ЭВМ (ПЭВМ) применяются, как правило, в малых организациях, а также при недостаточном для удовлетворения нужд учетного персонала количестве компьютеров, отсутствии сети ЭВМ. Второй вариант автоматизированного учета характерен для средних организаций, оснащенных главным образом ПЭВМ. Третий вариант основан на применении средств комплексной автоматизации бухгалтерского учета, т.е. не только ПЭВМ, но и устройств сбора, регистрации и приема-передачи данных.

Независимо от способа организации автоматизированной системы бухгалтерского учета аналогично системам, основанным на ручной обработке информации, обеспечивают выполнение всех стадий учетного цикла:

  •  сбора и регистрации информации;
  •  передачи данных;
  •  группировки, накопления и хранения данных;
  •  выдачи информации пользователям.

Рассмотрим особенности реализации учетных задач в условиях названных вариантов организации автоматизированного бухгалтерского учета.

На первой стадии учетного цикла первичная информация регистрируется на бумажном носителе в форме первичных документов, данные которых вводятся бухгалтером в ПЭВМ. В автоматизированных системах учета первичные учетные документы могут быть напечатаны на компьютере по данным документов — оснований совершения хозяйственных операций.

Первичные учетные данные можно зарегистрировать на машинном носителе (на дискете), что способствует уменьшению объемов ручного ввода данных. Записать исходные данные на машинный носитель возможно в местах выполнения хозяйственных операций. Например, на складе материально-производственных запасов установлены устройства измерения и регистрации данных. Основная роль бухгалтера на первой стадии учетного цикла в случае представления первичной учетной информации на машинном носителе сводится к контролю ее достоверности, один из вариантов которого состоит в сопоставлении описей полученных и введенных в ЭВМ данных.

На второй стадии учетного цикла сведения о хозяйственных операциях накапливаются во внутримашинном информационном фонде АРМ, который позволяет исключить многочисленные книги, тетради, папки и другие способы группировки и хранения информации, характерные для ручных вариантов учета.

Наряду с учетной информацией о текущих событиях в деятельности организации, например о поступлении товаров на склад, в памяти ПЭВМ хранятся данные, которые можно отнести к условно-постоянным (справочные данные о сотрудниках организации, технико-эксплуатационные характеристики основных средств, реквизиты поставщиков и покупателей). Подобная информация вводится в информационный фонд однократно, корректируется по мере изменения и многократно используется в процессах обработки.

Хранение в машиночитаемом виде условно-постоянной информации позволяет сократить трудоемкость подготовки первичной учетной информации. Так, создание массива — справочника работающих в организации позволяет, обеспечив ручной ввод кодового обозначения или табельного номера работника, выбрать из справочника все необходимые для получения выходной информации сведения: фамилию, имя, отчество; должность; признак квалификации и т.п.

В целях предупреждения потерь и искажений информации создаются копии информационного фонда АРМ на внешних машинных накопителях информации.

Высокое быстродействие современных компьютеров при выполнении как арифметических, так и логических (группировка, сравнение, выборка и др.) операций обработки данных дает возможность достаточно быстро и практически без участия бухгалтера обобщить сведения, требуемые для формирования регистров хронологического, аналитического, синтетического и сводного учета, а также бухгалтерской отчетности.

В малых организациях, использующих преимущественно упрощенную форму бухгалтерского учета, на базе АРМ бухгалтера формируются журнал учета хозяйственных операций Главная книга. В зависимости от принятой четной политики дополнительно могут формироваться регистры аналитического и синтетического учета (ведомости учета основных средств, материально-производственных запасов, заработной платы, финансово-расчетных операций и др.)

Формы получаемых с применением компьютеров регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несущественно отличаются от привычных для бухгалтера. Традиционные пронумерованные и прошнурованные рукописные книги заменяются напечатанными на компьютере ведомостями, которые в течение учетного периода комплектуются в накопительные регистры. В ведомостях по сравнению с типовыми регистрами бухгалтерского учета может изменяться в соответствии с возможностями устройств вывода информации размещение последней, несколько учетных регистров могут объединяться в одном печатном бланке.

К преимуществам автоматизированного учета относится возможность выдачи информации в регламентном режиме (например, ежедневно, еженедельно, ежемесячно, раз в год и т.п.) и по запросам пользователей. Ответы на запросы формируются и могут выводиться на экран терминала либо на печать в форме ведомостей, в виде схем, графиков в зависимости от технологического процесса обработки данных, запросов бухгалтера и персонала других служб организации.

В третьем варианте организации автоматизированного учета информационный фонд создается исходя из потребностей не одного, а Всех обслуживаемых компьютерной сетью пользователей с учетом организации обмена данными между комплексами задач учета и других функций управления как в пределах АРМ, так и между ними. Организация обмена данными по сети обеспечивает возможность одновременного доступа различных пользователей к любой разрешенной ин формации.

Выбор пакета прикладных программ (ППП) бухгалтерского учета

Для реализации автоматизированного учета используются пакеты прикладных программ. Отличаясь в деталях, автоматизированные формы бухгалтерского учета на базе ППП характеризуются общими принципами, среди которых достаточно указать такие, как:

  •  минимизация ввода исходной информации;
  •  возможность автоматизированного формирования первичных документов, регистров хронологического, аналитического, синтетического, сводного учета и отчетности (при необходимости в соответствии с требованиями не только отечественных, но и международных стандартов);
  •  своевременность представления информации по регламенту и по запросам в виде ведомостей, видеограмм, графиков и других наглядных форм;
  •  создание единого внутримашинного информационного фонда, обеспечение контроля доступа к данным, сохранности и целостности информации.

При выборе программных продуктов для решения задач бухгалтерского учета следует принимать во внимание экономические и организационные особенности предприятия, а также требования, предъявляемые к ППП.

Основные из них следующие:

  •  прохождение тестирования и соответствующей сертификации;
  •  наличие товарного вида и надежного сопровождения;
  •  право на получение консультаций («горячая» линия)
  •  модульный принцип построения системы, позволяющий выбирать ее конфигурацию в зависимости от размеров предприятия;
  •  одновалютное и многовалютное исполнение;
  •  органическое единство бухгалтерского учета и финансового анализа;
  •  необходимый уровень детализации аналитического учета;
  •  простота освоения и удобство системы в работе.

  1.  

Одной из наиболее важных составляющих процесса использования информационных ресурсов общества является информационная технология. Информационные технологии в современное время играют огромную роль в жизни любого человека. Они помогают развиваться самым разным сферам деятельности человека. Даже самые простые операции на современных предприятиях рекомендуется проводить с помощью компьютеризированных систем. Особенный вклад информационные технологии внесли в сферу образования, где были полностью компьютеризированы все учебные заведения, что в итоге позволяет в значительной степени облегчить процесс обучения и образования. Так же применение информационных технологий в бухгалтерском учете занимает не мало важную роль. С помощью информационных технологий современный человек имеет практически мгновенный доступ к любой необходимой информации. [8]

Под информационной технологией следует понимать систему методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, обработки, анализа, выдачи данных, информации и знаний на основе применения аппаратных и программных средств в соответствии с требованиями, предъявляемыми пользователями.

Цель применения информационных технологий — снижение трудоемкости использования информационных ресурсов.

Информационные технологии необходимы обществу для ускорения получения и использования необходимой информации при осуществлении любой деятельности.

В бухгалтерском учете основным техническим средством переработки информации является персональный компьютер. При ведении бухгалтерского учета на предприятиях используются разные бухгалтерские программы. Внедрение и непосредственное использование бухгалтерских программ позволяет автоматизировать не только бухгалтерский учет, а также навести порядок в складском учете, в снабжении и реализации продукции, товаров, позволяет быстрее рассчитывать заработную плату и своевременно сдавать отчетность. В настоящее время активно применяются бухгалтерские автоматизированные системы [2]

Бухгалтерские автоматизированные системы — это функциональное программное обеспечение, которое предназначено для выполнения компьютерной обработки комплексов бухгалтерских задач.

Одним из определяющих моментов автоматизации бухгалтерского учета является правильный выбор программного продукта. На рынке компьютерных программ представлен достаточно широкий спектр вариантов бухгалтерских программ. Поэтому пользователи могут приобрести абсолютно любую программу, которая будет удовлетворять специфике работы предприятия. Данные программы могут выполнять как минимальный, так и расширенный набор операций. Пользователи выбираю программный продукт в зависимости от производителя. Но в связи с тем, что постоянно идет процесс развития информационных технологий, бухгалтерские программы так же развиваются и претерпевают различные изменения и дополнения. В процессе развития многие отечественные фирмы за годы своей работы накопили достаточно опыта и постоянно совершенствуют программные продукты. Для бухгалтерского учета в отечественных программах расширился их обычный состав за счет дополнительных модулей (финансовый анализ, производство и др.).

В процессе автоматизации бухгалтерского учета главное внимание должно уделяться универсальным первичным документам, в которых совмещены оперативные и бухгалтерские данные. При использовании универсальных документов можно исключить дублирование при сборе данных, обеспечивает совпадение показателей, которые используются в оперативном и бухгалтерском учете. [7]

Применение информационных технологий в бухгалтерском учете повышает его оперативность. Следовательно, не используя ручные выборки и группировки, можно получить любую интересующую информацию за любое время или на любую дату.

В условиях применения автоматизированных программ при ведении бухгалтерского учета определяются новые подходы к реализации принципа двойной записи. Процесс группировки данных так же отличается от ручных методов тем, что одни и те же массивы информации используются много раз для составления таблиц в любых размерах. Это способствует облегчению и ускорению процесса учета, дает возможность получать такие сведения, от которых отказывались при ручном способе обработки информации. [7]

На современном этапе не существует единой, общепринятой классификации бухгалтерских программ. В основном все бухгалтерские программы ориентируются на размер предприятия и состав выполняемых ими функций. Исходя из накопленного опыта составления и применения программ компьютеризации бухгалтерского учета можно выделить четыре их группы [1].

До настоящего времени информационные технологии прошли несколько эволюционных этапов. Смена данных этапов происходила в связи с развитием научно-технического прогресса и с появлением новых технических средств переработки информации. Основные этапы развития информационных технологий: [9]

Отдельные участки учета — программы, которые ориентируются на реализацию функций конкретного раздела учета или нескольких смежных разделов. Многие организации специализируются на конкретных участках учета. На начальной стадии использования персональных компьютеров автоматизированная обработка отдельных участков учета широко использовалась. Но со временем, так как отдельные участки учета не были взаимосвязаны между собой информационно, организации были вынуждены в дальнейшем использовать более совершенные программы. Такие фирмы как «Парус», «1С», наряду с интегрированными системами, выпускают и отдельные локальные программы по учету заработной платы, которые интегрируются с основной программой [6].

На данном этапе широко применяется система ведения параллельного учета в нескольких стандартах. В настоящее время многие организации ведут учет в нескольких стандартах: отечественном и международном стандарте учета (СААР). При ведении учета в нескольких стандартах возникает проблема соблюдения ряда методологических требований: однозначное соответствие планов счетов, субсчетов и счетов аналитического учета; единая методология учета различных хозяйственных операций и единая интерпретация одних и тех же фактов хозяйственной деятельности в различных учетных системах и т. д. Примером фирм, которые обеспечивают автоматизацию параллельного ведения учета, являются: корпорация «Галактика», фирмы «1С», «Инфин», «Монолит-Инфо» [4].

Таким образом можно отметить, что современные информационные технологии охватывают самые разнообразные стороны бухгалтерского учета. Современный руководитель сегодня не может принимать управленческие решения без обладания достоверной информацией, которую предоставляет автоматизированная система бухгалтерского учета. Программы, которые используют бухгалтера, являются неотъемлемыми помощниками в их работе. Так как основная нагрузка ложиться на машину, а не на труд человека. Автоматизация бухгалтерского учета на предприятии является одной из наиболее важных задач. При автоматизации следует выбрать необходимую систему, исходя из задач и имеющихся ресурсов. Однако без опытного и грамотного бухгалтера на предприятии не возможно использование компьютера с комплексом нужных программ. В последнее время  произошли крупные положительные изменения на рынке информационных технологий: главное место стало отводиться крупным поставщикам, стал развиваться качественный сервис. Но так как на рынке находится много бухгалтерских программ, выбор программы для конкретного предприятия остается весьма затруднительным. Ведь приобретение и внедрение элементов выбранного программного обеспечения требует значительных материальных и трудовых ресурсов. С одной стороны, автоматизация учетных процессов необходима но, с другой стороны, для правильного выбора системы автоматизации бухгалтерского учета нужно четко представлять как ведется бухгалтерский учет на предприятии и рынке предлагаемых программных продуктов.

По результатам обсуждения участники круглого стола  сформулировали рекомендации по дальнейшему развитию системы бухгалтерского учета по направлениям:

  •  совершенствования бухгалтерского учета и отчетности на основе использования ІТ;
  •  внедрение т.н. “облачных технологий” как наиболее современного подхода к автоматизации учетных систем;
  •  совершенствования подготовки  специалистов учета и аудита с использованием ІТ-технологий в учебном процессе.

Cпециалисты  выделяют следующие основные тенденции развития автоматизированных информационных технологий.

1. Изменение внешней среды. Глобализация рынков. В современном мире растёт технологичность рыночных отношений и наблюдается глобализация деятельности предприятий независимо от масштаба бизнеса. Принятые вновь законы и широко применяемые стандарты позволяют заключать контракты в глобальной сети без личных встреч её участников и выполнять товарные операции.

2. Отсутствие стабильной среды. Темп изменений рыночных условий непрерывно растёт. Всё быстрее меняются характер конкуренции, позиции конкурентов и расстановка сил. Растёт агрессивность и сложность поведения субъектов рынка.

3. Конкуренция становится стратегической игрой. Средствами захвата и укрепления рыночных позиций становятся новые предпринимательские концепции, ноу-хау и патенты. Непрерывно ведется борьба за право устанавливать стандарты. Для ведения конкурентной борьбы сегодня и тем более в будущем предприятия должны точно оценивать рыночные возможности и иметь адекватную модель стратегической игры.

4. Изменение организационной деятельности. Устойчивость и доходность бизнеса определяется скоростью реакции на конечного потребителя. Претендующему на успех предприятию требуется лучше других знать текущие и будущие потребности и быстрее других перестраивать свою организацию для поддержания готовности удовлетворить потребности клиента. Для этого необходимо резко сократить задержки и потери прохождения информации и знаний на предприятии.

5. Интеграции служб и информационных систем предприятия. Интеграция необходима для непрерывного обеспечения руководителей экономической информацией о положении дел и имеющихся возможностях.

6. Изменение модели организации. Отчётливо проявляется тенденция перехода к децентрализованному управлению ресурсами и коммуникациями. Для децентрализации управления нужно сменить парадигму управления. Дивизиональная или матричная организация предприятия является решением проблемы децентрализации развития коммуникаций. Предполагается, что с появлением соответствующих технологий предприятия станут сообществом целевых групп с изменяющейся структурой, смогут быть крупнее и мобильнее.

7. Смешение и замещение парадигм управления. Наблюдается тенденция отхода от управления через власть над людьми к управлению через организацию их деятельности. Руководитель непосредственно не участвует в процессе, он вносит цель в организованную им деятельность, при этом участие и квалификация подчиненных имеют определяющее значение. В ближайшем будущем тенденция продолжится переходом к управлению людьми через изменение модели деятельности. Это путь к плоской полностью децентрализованной модели организации, например, «виртуального предприятия».

8. Изменение технологии управления. Для устойчивости управления в меняющейся среде время принятия решения о внесении изменений в систему и время реализации такого решения должно быть намного меньше времени изменения системы и внешней среды. Для управления меняющейся системой в меняющейся среде модель организации должна полностью описывать деятельность предприятия. При исследовании такой модели получается технология непрерывной разработки обоснованных стратегий и политик предприятия. При определении параметров модели организации и соответствующих стратегий понижается сложность модели, и исследуются отдельные политики, соответствующие стратегии.

9. Ограничение масштаба организации технологией управления. Размер бизнеса многих предприятий приближается к предельному. Для сохранения устойчивости и управляемости бизнеса необходима замена бумажной технологии управления информационной, иначе либо размер бизнеса снизится до уровня, допустимого для устаревшей технологии, либо «умрет» управленческий персонал.

10. Изменение деловой культуры. Изменение управленческого труда. Согласно мировой практике эффективность предприятий увеличивается, если характер труда руководителей и менеджеров приближается к предпринимательскому. Проявилась тенденция отождествления деятельности руководителя с деятельностью предприятия.

11. Недостаток информации и профессиональных знаний. Руководители стали понимать необходимость повышения компетентности, они испытывают недостаток в информации, информация быстро устаревает и отстает от ситуации. Возникли консалтинговые компании, выполняющие услуги по исследованию и прогнозированию рынков, разработке маркетинговых программ, оценке эффективности проектов, созданию и преобразованию организационных структур, поиску путей выхода из кризисных ситуаций, оценке стоимости объектов и др.

12. Возросло значение информации и знаний. Организации оценивают свои информационные активы по их способности переводить информацию на новый уровень, позволяющий в условиях конкуренции реагировать на требования рынка. Используя технологии управления знаниями, предприятия добиваются поразительных успехов. Ценность информационных активов предприятий определяется не возможностью хранить и извлекать данные, а способностью динамически устанавливать соответствие информации конкретным процессам и сложным ситуациям. В перспективе успех предприятия будет зависеть от способности генерировать новое знание и осуществлять его трансформацию. Скорость обращения знаний становится решающим фактором борьбы за конкурентные преимущества.

13. Переход к управлению на основе знаний. Знание, направленное на развитие способности организации к предвидению будущего, означает способность организации упреждать события и формировать будущее. Конкурентоспособность и процветание зависят не столько от материальных ресурсов (территории, количества зданий и цехов, производительности станков и машин), сколько от эффективности их организации и управления, наличия развитых средств коммуникации и кооперации с клиентами и партнерами, объема накопленных сотрудниками профессиональных знаний и умений, а также возможностей их интенсивного использования.

14. Переход информационных технологий к обработке знаний. Главная тенденция развития информационных технологий заключается в переходе от алгоритмических систем к интеллектуальным системам, способным принимать и объединять знания. Система управления знаниями позволяет распространять как знания отдельного сотрудника, так и знания, накопленные во всей компании. Будущее за информационной технологией, способной без потерь и искажений добывать, хранить, передавать и объединять знания.

Из вышесказанного следует, что новые информационные технологии являются основой для перехода общественного развития в мировом масштабе от индустриальной эпохи к информационной. Руководители предприятия активно работают с большими потоками информации, отбирая те, которые соответствуют их целям. Сбор, хранение, поиск, переработка, преобразование, распространение и использование информации в различных сферах деятельности приобретают решающее значение для успеха в конкурентной борьбе. 

  1.  Возможности «1С: Предприятия 7.7» в обеспечении гибкости бухгалтерского учета

Функциональные возможности наиболее популярных конфигураций семейства программ «1С:Предприятие 7.7», выпускаемых фирмой «1С».

«1С:Бухгалтерия 7.7»

  1.  в конфигурации реализован учёт ОС и НМА в соответствии с законодательством [14]. Автоматизированы операции поступления ОС и НМА, ввода в эксплуатацию, начисления амортизации, подготовки к передаче и передача ОС и НМА.
  2.  автоматизирован учёт материалов, спецоснастки и спецодежды.
  3.  реализовано автоматическое ведение 20, 25 и 26-го счетов: накопление затрат в течение месяца, автоматическое закрытие счетов в конце месяца, в том числе закрытие 20-го счёта с учётом незавершённого производства. При проведении операций по выпуску готовой продукции производится автоматическое списание комплектующих, необходимых для выпуска этой продукции. Списание комплектующих производится по средней учётной цене.

Существуют: «1С:Бухгалтерия 7.7 (базовая версия)», «1С:Бухгалтерия 7.7 (стандартная версия)», «1С:Бухгалтерия 7.7 (версия ПРОФ)», «1С:Бухгалтерия 7.7 (сетевая версия)», «1С:Бухгалтерия. Упрощённая система налогообложения (базовая версия)».

«1С:Зарплата и Кадры 7.7»

  1.  конфигурация предназначена для расчёта заработной платы и налогов с ФОТ. Кроме того, в программе хранятся кадровые данные сотрудников предприятия, информация об отработанном времени и т. д.
  2.  имеется большое количество печатных форм первичных документов по заработной плате: приказы о приёме, отпуске, увольнении, кадровом перемещении, несколько печатных форм платёжных и расчётно-платёжных ведомостей, расчётные листки, справка о доходах 2-НДФЛ и т. д.
  3.  в программу можно внести произвольное количество новых видов начислений и удержаний, однако большое количество уже имеющихся в конфигурации видов расчётов вполне удовлетворяет большинство пользователей.

Существуют: «1С:Зарплата и Кадры 7.7 (базовая версия)», «1С:Зарплата и Кадры 7.7 (сетевая версия для 3 пользователей)», «1С:Зарплата и Кадры 7.7 (сетевая версия)».

«1С:Торговля и Склад 7.7».

  1.  конфигурация поддерживает многофирменный учёт в одной информационной базе. Это значит, что пользователь может получать сводные отчёты, показатели которых объединяют несколько предприятий.
  2.  автоматизированы участки торгового учёта, встречающиеся на большинстве торговых предприятий.
  3.  учёт себестоимости проданных товаров можно вести по методам LIFO, FIFO или по средней стоимости. В розничной торговле имеется возможность применения счёта 42 для учёта розничной торговой наценки.

Существуют: «1С:Торговля и Склад 7.7 версия ПРОФ», «1С:Торговля + Склад 7.7 сетевая версия для 3 пользователей», «1С:Торговля и Склад 7.7 сетевая версия», «1С:Производство + Услуги + Бухгалтерия 7.7», «1С:Комплексная конфигурация 7.7».

Технологическая платформа «1С:Предприятие 7.7»

Состав прикладных механизмов платформы ориентирован на решение задач автоматизации учета и управления предприятием. Использование проблемно-ориентированных объектов позволяет разработчику решать самый широкий круг задач складского, бухгалтерского, управленческого учета, расчета зарплаты, анализа данных и управления на уровне бизнес-процессов.

Объекты конфигурации - это составные элементы, «детали», из которых складывается любое прикладное решение.

Они представляют собой проблемно-ориентированные объекты, поддерживаемые на уровне технологической платформы. По большому счету задача разработчика заключается в том, чтобы собрать из этих объектов, как из конструктора, необходимую структуру прикладного решения и затем описать специфические алгоритмы функционирования и взаимодействия этих объектов, отличающиеся от их типового поведения.

Состав объектов, поддерживаемых технологической платформой, является результатом анализа предметных областей использования «1С:Предприятие 7.7», и выделения и классификации используемых в этих областях бизнес-сущностей. В результате этого анализа разработчик может оперировать такими объектами как справочники, документы, регистры сведений, планы счетов и прочими элементами.

Для того чтобы стандартизировать и упростить процесс разработки и модификации прикладных решений, разработчику предоставляется графический интерфейс, с помощью которого он имеет возможность описать состав объектов, используемых в конкретном прикладном решении.

На основании этого описания технологическая платформа создаст в базе данных соответствующие информационные структуры, и определенным образом будет работать с данными, хранящимися в этих структурах. Разработчику нет необходимости заботиться о том, в каких таблицах, например, должны размещаться данные, каким образом они будут модифицироваться или представляться пользователю. Все эти действия платформа будет выполнять автоматически, исходя из типового поведения используемых объектов.

Таким образом, разработчик оперирует метаданными - «данными о данных», или объектами конфигурации. Добавляя в структуру прикладного решения очередной объект конфигурации, разработчик, по сути, добавляет описание того, как будут размещаться соответствующие данные, и как они будут взаимодействовать с другими данными, хранящимися в информационной базе.

Состав объектов, которые может использовать разработчик, фиксирован и определен на уровне платформы. Разработчик не может создавать собственные виды объектов, он может оперировать только тем набором объектов, который имеется. Подобный подход к разработке прикладных решений позволяет, во-первых, стандартизировать процесс разработки, а во-вторых - обеспечить простую и быструю модификацию прикладных решений другими разработчиками или пользователями.

Конфигуратор программы «1С:Предприятие 7.7»

Конфигуратор системы «1С:Предприятие» является специальным режимом запуска «1С» и предназначен для разработчиков, программистов. В этом режиме разработчик создает или корректирует структуру базы данных, программные модули, производит административные работы. В режиме Конфигуратора нельзя вводить информацию в базу данных, за исключением загрузки базы данных из архивов. Обычные пользователи работают в другом режиме «Предприятие». В этом режиме возможен ввод данных, заполнение справочников и ввод документов, формирование отчетов и запуск обработок. В режиме Предприятие нельзя редактировать структуру конфигурации.

В режиме Конфигуратор - мы определяем структуру базы данных и пишем программы (рисунок 1.1).

В режиме Предприятие мы используем программы и вводим данные.

Рисунок 1.1 – Основное окно конфигуратора

Слева вы видите дерево конфигурации, в котором редактируется структура базы данных.

Справа окно Синтаксис-помощника, которое часто используется при написании программных модулей для того, чтобы вспомнить синтаксис или параметры конкретной процедуры/функции.

В процессе работы системы «1С:Предприятие» могут возникать различные внештатные ситуации – отключение питания компьютера «зависание» операционной системы, сбои оборудования и прочее. Такие ситуации, возникшие в процессе записи изменений в таблицы информационной базы системы «1С:Предприятие», могут привести к некорректному состоянию информационной базы. На рисунке 1.2 изображена процедура «Тестирование и исправление информационных баз» предназначенная для диагностики и устранения ошибочных состояний информационных баз.

Рисунок 1.2 – Тестирование и исправление информационной базы

Настройка параметров системы расположенная в меню «Администрирование» изображен на рисунке 1.3 позволяет гибко и под свои требования настраивать интерфейс «1С:Предприятие».

Рисунок 1.3 – Настройка параметров системы

В конфигураторе реализован удобный и гибкий поиск необходимой информации изображен на рисунке 1.4.

Рисунок 1.4 – Поиск во всех текстах

Встроенный язык программирования «1С:Предприятие» – язык программирования, который используется в семействе программ «1С:Предприятие». Данный язык является предварительно компилируемым предметно-ориентированным языком высокого уровня.

Средой исполнения языка является программная платформа «1С:Предприятие». Визуальная среда разработки («Конфигуратор») является неотъемлемой частью пакета программ «1С:Предприятие».

Диалекты языка для платформ «1С» версий (6, 7, 7.0, 7.5, 7.7) совместимы «снизу вверх» с незначительными исключениями.

Платформой предоставляется фиксированный набор базовых классов, ориентированных на решение типовых задач прикладной области:

  •  константа;
  •  справочник;
  •  документ;
  •  журнал документов;
  •  перечисление;
  •  отчет;
  •  обработка;
  •  план счетов и другие.

На основании базовых классов средствами визуального конфигурирования можно создавать любое количество порождённых классов (возможность определить новый класс программно — отсутствует). Допускается только одна явная ступень наследования классов. Как правило, объекты порождённых классов представляют собой записи (или некоторые наборы записей) в базе данных. Такие классы образуют «Дерево метаданных». В терминах встроенного языка программирования 1С такие классы называются объектами метаданных. Поддерживаются русский и английский синтаксис команд.

В данный момент на предприятии используются несколько разрозненных систем автоматизированного расчета заработной платы. Это влечет за собой определенные трудности:

  •  в обслуживании – при изменении порядка расчета приходится вносить изменения в каждую программу;
  •  в загрузке и выгрузке информации;
  •  в объединении информации для последующего анализа.

Проанализировав все вышеперечисленное, можно с уверенностью констатировать, что для разработки и внедрения автоматизированной системы расчета заработной платы наиболее полно всем требованиям соответствует прогрессивная платформа «1С:Предприятие».


2 Организация бухгалтерского учета материалов  в ОАО "Купалинка"

2.1 Анализ организации бухгалтерского учета материалов в
ОАО "Купалинка"

Бухгалтерский учет ведется централизованно по месту регистрации организации. Налоги рассчитываются и уплачиваются по месту регистрации организации. В организации используются типовые формы первичных документов. В первичных документах регистрируются данные для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения. Хозяйственные операции в бухгалтерском учете оформляются типовыми первичными документами, которые утверждены законодательно. Учетные документы хранятся на предприятии в печатной форме в течение пяти лет.

Штат бухгалтерии предприятии ОАО «Купалинка» состоит из 14 бухгалтеров: главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера, бухгалтеров реализации, бухгалтера материалиста, бухгалтера расчетчика, бухгалтера по работе с поставщиками. Должностные обязанности главного бухгалтера утверждаются руководителем предприятии ОАО «Купалинка», обязанности работников бухгалтерии - главным бухгалтером.

Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю предприятия и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности: обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству и контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации.

Операции по движению материальных ценностей все юридические лица независимо от формы собственности должны оформлять унифицированными первичными документами по учету материалов, разработанными Госкомстатом России. Первичные документы на получение и отпуск материалов должны быть правильно оформлены, иметь соответствующие подписи и быть заранее пронумерованы. Перечислим документы по учету материально-производственных запасов. Доверенность (ф. №М-2 и № М-2а) — применяется для оформления права должностного лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей от поставщика. Доверенность составляется в одном экземпляре бухгалтерией организации и выдается под расписку получателю. Срок действия доверенностей, как правило, не может превышать 15 дней; в исключительных случаях она может выдаваться на календарный месяц. Приходный ордер (ф. № М-4) — используется для учета материалов, поступающих от поставщиков. Приходный ордер составляется в одном экземпляре материально ответственным лицом в день поступления ценностей на склад. Он выписывается на фактически принятое количество ценностей. Акт о приемке материалов (ф. № М-7) — применяется для оформления приемки материальных ценностей в тех случаях, когда имеются количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщика, а также при приемке запасов, поступивших без документов (при неотфактурованных поставках). Акт является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику; он составляется в двух экземплярах членами приемочной комиссии с обязательным участием материально ответственного лица и представителя поставщика или представителя незаинтересованной организации. Утверждается акт руководителем организации или другим уполномоченным лицом. Один экземпляр акта с приложенными первичными документами передается в бухгалтерию для учета движения материальных ценностей, другой — в отдел снабжения или бухгалтерию для направления претензионного письма поставщику. Лимитно-заборная карта (ф № М-8) — нужна для учета отпуска со склада сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и т.п. в производственные подразделения организации в пределах утвержденного лимита. Лимит отпуска определяется на основе существующих нормативов расчетным путем, исходя из объемов производственных заданий цехов с учетом переходящих остатков запасов на начало отчетного периода. Лимитно-заборные карты выписываются в двух экземплярах сроком на один месяц, а при небольших объемах — на квартал. Один экземпляр карты до начала месяца передается структурному подразделению — потребителю материалов, другой — складу. Материалы отпускаются в производство складом только при предъявлении представителем структурного подразделения своего экземпляра лимитно-заборной карты. Кладовщик отмечает в обоих экземплярах дату и количество отпущенных материалов, после чего выводит остаток лимита материала. В лимитно-заборной карте структурного подразделения расписывается кладовщик, а в лимитно-заборной карте склада — представитель структурного подразделения. Лимитно-заборные карты склад сдает в бухгалтерию после использования лимита. Требование-накладная (ф. №М-11) — применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации, их отпуска филиалам, расположенным за его пределами, и при продаже запасов. Накладная составляется в двух экземплярах материально ответственными лицами склада или цеха, сдающего ценности. Первый экземпляр предназначен для списания ценностей (складом, цехом), второй — для оприходования ценностей принимающей стороной (складом, цехом). Сверхлимитный отпуск материалов со склада может производиться только с разрешения руководителя или главного инженера и оформляется требованием-накладной (ф. № М-11). Замена одних видов материалов другими, сходными по своим свойствам, также допускается только с разрешения руководителя и оформляется требованием-накладной указанной формы. Этот документ вместе с лимитно-заборной картой заменяемого материала передается на склад, и кладовщик уменьшает остаток лимита с учетом выдачи материалов-заменителей. Карточка учета материалов (ф. №М-17) — служит для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду, размеру. Карточки являются документом строгой отчетности и выдаются кладовщику под расписку. Материально ответственное лицо (кладовщик, заведующий складом) производит записи в карточках на основе первичных приходно-расходных документов в день совершения операции в натуральном выражении.

На предприятии применяется мемориально-ордерная форма учета. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в рублях. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, оформляются оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету и признаются расходами в соответствии с условиями заключенных договоров, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Документы, формы которых не предусмотрены в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

  •  наименование документа,
  •  дату составления документа,
  •  наименование организации, от имени которой составлен документ,
  •  содержание хозяйственной операции,
  •  измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении,
  •  наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления,
  •  личные подписи указанных лиц.

Первичные и сводные учетные документы составляются на бумажных носителях информации. Перечень лиц. имеющих право подписи первичных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.

В ведение бухгалтерии входит организация бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и контроль за экономичным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью муниципальной собственности, а так же учитывает поступающие денежные и основные средства, своевременное отражение на счетах операций бухгалтерского учета, правильное начисление и перечисление налогов в казну государства. Бухгалтерия осуществляет учет использования средств, выделенных в распоряжение предприятия. Контролирует выполнение плана по прибыли и рентабельности производства, определяет фактическую себестоимость продукции. Главный бухгалтер является государственным контролером на хлебозаводе, ответственным за правильным расходованием средств и соблюдением финансовой дисциплины.

Объединяя функции бухгалтерского учета и отчетности и финансовой деятельности, бухгалтерия разрабатывает финансовый план и следит за его выполнением и финансовым состоянием предприятия. Наряду с этим аппарат бухгалтерии ведет систематическую работу в области финансовых взаимоотношений с поставщиками сырья и материалов, потребителями заводской продукции, финансовыми органами.

В условиях работы предприятия предприятии ОАО «Купалинка»  по новой системе планирования и экономического стимулирования среди функции, выполняемых бухгалтерией, на первый план выдвинулись задачи оперативного контроля за выполнением плана по реализации и прибыли, за состоянием основных фондов и оборотных средств и фондов экономического стимулирования. Бухгалтерия принимает непосредственное участие в разработке и выполнении мероприятий по повышению эффективности всей работы предприятия.

Эффективность хозяйствования предприятии ОАО «Купалинка»  во многом зависит от правильной организации бухгалтерского учета. Важнейшие объекты бухгалтерского учета на предприятии
ОАО «Купалинка» – основные производственные фонды, оборотные средства, объем выпуска продукции, затраты на производство, финансовые результаты и т. д. Правильное отражение этих объектов учета в их движении и развитии имеет большое значение для принятия эффективных управленческих решений.

Для правильной организации бухгалтерского учета используется нормативно-справочная литература: сборники нормативных документов по бухгалтерскому учету, инструкции, положения, справочники, специальные журналы.

Внедрение бухгалтерских процессов и программ позволяет автоматизировать не только бухгалтерский учет, но и навести порядок в складском учете снабжении и реализации продукции, товаров, услуг, отслеживать договоры быстрее рассчитывать заработную плату своевременно рассчитывать заработную плату и своевременно сдавать отчетность.

В качестве носителей информации на предприятии используются документы порядок и путь прохождения, которых по всем инстанциям с момента их составления до сдачи в архив называется документооборотом.

Движение первичных документов в бухгалтерском учете регламентируется графиком документооборота, который составляется бухгалтером и утверждается руководителем предприятия.

В централизованном документообороте рассматривают три основных типа документов: входящие (от внешних контрагентов), исходящие (из подразделений) и внутренние (для рассылки внутри организации).

Бухгалтерские документы составляются на основании бухгалтерских проводок. Кроме того,  информация, содержащаяся в первичных документах, систематизируется в регистрах синтетического учета.

В учетные регистры информация заносится по мере поступления первичных документов, но не позднее сроков составления и  сдачи отчетности.

Введение электронного документооборота позволило снизить количество служб, занятых работой с документами на предприятии.

2.2 Используемые IT-решения в автоматизации бухгалтерского учета в ОАО "Купалинка"

В ОАО «Купалинка» – управляющая компания холдинга» применяется автоматизированная форма бухгалтерского учета с помощью программы «1С: Бухгалтерия» (версия 7.7).

«1С: Предприятие» является универсальной системой автоматизации деятельности предприятия. За счет своей универсальности система
«1С: Предприятие» может быть использована для автоматизации самых разных участков экономической деятельности предприятия: учета товарных и материальных средств, взаиморасчетов с контрагентами, расчета заработной платы, расчета амортизации основных средств, бухгалтерского учета по любым разделам и т.д.

Основной особенностью системы «1С: Предприятия» является ее конфигурируемость. Собственно система «1С: Предприятие» представляет собой совокупность механизмов, предназначенных для манипулирования различными типами объектов предметной области. Конкретный набор объектов, структуры информационных массивов, алгоритмы обработки информации определяет конкретная конфигурация. Вместе с конфигурацией система «1С: Предприятие» выступает в качестве уже готового к использованию программного продукта, ориентированного на определенные типы предприятий и классы решаемых задач.

Конфигурация создается штатными средствами системы и поставляется фирмой «1С» в качестве типовой для конкретной области применения, но может быть изменена, дополнена пользователем системы, а также разработана заново.

В модели разработки «1С: Предприятия» используется подход, которому нет аналогов в других системах. Здесь все прикладное решение описывается метаданными в виде совокупности прикладных объектов, выбираемых из жестко определенного набора прототипов (классов). Примерами таких прототипов в «1С: Предприятии» являются «Справочники», «Документы», «Регистры накопления». Каждый прототип имеет некоторую базовую реализацию, которая определяет особенности функционирования, создаваемых на основе данного прототипа объектов: структуру хранимых сущностей вместе с некоторыми предопределенными полями, набор типов языка программирования , свойства и события, методы, а также типовые для решаемой задачи операции, способы отображения и редактирования, методы регулирования прав доступа.

«1С: Торговля и склад» предназначена для учета любых видов торговых операций. Благодаря гибкости и настраиваемости, система способна выполнять все функции учета - от ведения справочников и ввода первичных документов до получения различных ведомостей и аналитических отчетов.

«1С: Торговля и склад» автоматизирует работу на всех этапах деятельности предприятия и позволяет:

  •  вести раздельный управленческий и финансовый учет;
  •  вести учет от имени нескольких юридических лиц;
  •  вести партионный учет товарного запаса с возможностью выбора метода списания себестоимости (FIFO, LIFO, по средней);
  •  вести раздельный учет собственных товаров и товаров, взятых на реализацию;
  •  оформлять закупку и продажу товаров;
  •  производить автоматическое начальное заполнение документов на основе ранее введенных данных;
  •  вести учет взаиморасчетов с покупателями и поставщиками, детализировать взаиморасчеты по отдельным договорам;
  •  формировать необходимые первичные документы;
  •  оформлять счета-фактуры, автоматически строить книгу продаж и книгу покупок, вести количественный учет;
  •  выполнять резервирование товаров и контроль оплаты;
  •  вести учет денежных средств на расчетных счетах и в кассе;
  •  вести учет товарных кредитов и контроль их погашения;
  •  вести учет переданных на реализацию товаров, их возврат и оплату.

В «1С: Торговля и склад» можно:

  •  задать для каждого товара необходимое количество цен разного типа, хранить цены поставщиков, автоматически контролировать и оперативно изменять уровень цен;
  •  работать с взаимосвязанными документами;
  •  выполнять автоматический расчет цен списания товаров;
  •  быстро вносить изменения с помощью групповых обработок справочников и документов;
  •  вести учет товаров в различных единицах измерения;
  •   а денежных средств - в различных валютах;
  •  получать самую разнообразную отчетную и аналитическую информацию о движении товаров и денег;
  •  автоматически формировать бухгалтерские проводки для
    «1С: Бухгалтерии».

«1С: Торговля и склад» содержит средства обеспечения сохранности и непротиворечивости информации:

  •  возможность запрещения пользователям «прямого» удаления информации;
  •  специальный режим удаления данных с контролем перекрестных ссылок;
  •  возможность запрещения пользователям редактировать данные за прошлые отчетные периоды;
  •  установка запрета на редактирование печатных форм документов;
  •  «запирание» системы пользователем при временном прекращении работы.

2.3 Функциональная модель документооборота бухгалтерии в стандарте IDEF0

В качестве описания функциональной модели в данной работе используются диаграмма бизнес-процессов IDEF0.

IDEF0 сочетает в себе небольшую  по объему графическую нотацию  (систему обозначений, содержащую  только два знака: блоки и  стрелки) с четко определенными  рекомендациями, в совокупности  предназначенными для построения  качественной и понятной модели  системы.

Одной из наиболее важных особенностей методологии IDEF0 является постепенное введение все больших уровней детализации  по мере создания диаграмм, отображающих модель.

В основе методологии IDEF0 лежат следующие  основные понятия: цель моделирования, границы моделирования, точка зрения, действия, интерфейсные дуги. Действие, обычно в IDEF0 называемое функцией, обрабатывает или переводит входные параметры (сырье, информацию и т.п.) в выходные. Поскольку модели IDEF0 представляют систему как множество иерархических (вложенных) функций, в первую очередь  должна быть определена функция, описывающая  систему в целом - контекстная  функция. Функции изображаются на диаграммах как поименованные прямоугольники, или функциональные блоки (Activity Box). Функциональный блок графически изображается в виде прямоугольника и олицетворяет собой некоторую конкретную функцию в рамках рассматриваемой системы.

Интерфейсная  дуга (поток) отображает элемент системы, который обрабатывается функциональным блоком или оказывает иное влияние  на функцию, отображенную данным функциональным блоком. Графическим отображением интерфейсной дуги является однонаправленная стрелка. Каждая интерфейсная дуга должна иметь  свое уникальное наименование (Arrow Label).

С помощью интерфейсных дуг отображают различные объекты, в той или  иной степени определяющие процессы, происходящие в системе. Такими объектами  могут быть элементы реального мира (детали, вагоны, сотрудники и т.д.) или  потоки данных и информации (документы, данные, инструкции и т.д.). В зависимости  от того, к какой из сторон подходит данная интерфейсная дуга, она носит  название "входящей", "исходящей" или "управляющей". Кроме того, "источником" (началом) и "приемником" (концом) каждой функциональной дуги могут  быть только функциональные блоки, при  этом "источником" может быть только выходная сторона блока, а "приемником" - любая из трех оставшихся.

Необходимо  отметить, что любой функциональный блок по требованиям стандарта должен иметь по крайней мере одну управляющую  интерфейсную дугу и одну исходящую. Это объясняется тем, что каждый процесс должен происходить по каким-то правилам (отображаемым управляющей  дугой) и должен выдавать некоторый  результат (выходящая дуга), иначе  его рассмотрение не имеет никакого смысла.

Контекстная диаграмма функциональной модели  бизнес-процесса нотации IDEF0 типа AS-IS показана на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 – Контекстная диаграмма IDEF0 модели «AS-IS»

Описание  функциональных блоков и интерфейсных дуг контекстной диаграммы IDEF0 модели «AS-IS» (рисунок 2.1) представлено в таблице 2.1.

Рассмотрим нынешний процесс учета материалов на предприятии, для этого необходимо построить модель «As Is» показана на рисунке 2.2.. На первом этапе строится контекстная диаграмма

Рисунок 2.2 – Диаграмма декомпозиции IDEF0

На рисунке 2.3.представлена диаграмма учета на ОАО «Купалинка». На ней представлены следующие процессы:

  •  Учет материалов на складе;
  •  Проведение инвентаризации;
  •  Сдача документации в бухгалтерию;

С помощью первых двух процессов фирма ведет складской учет материалов.  Бухгалтерский учет в дипломной работе не рассматривается. Бухгалтерский учет материалов ведется на основании первичных документов, которые кладовщик передает в бухгалтерию. Процесс передачи документов также отражен на диаграмме.

Рисунок 2.3 – Учет материально производственных запасов «AS-IS»

На рисунке 2.4 представлена диаграмма «Учет запасов на складе». На ней представлено три процесса, с помощью которых фирма ведет учет материалов, составляет первичную документацию по учету материалов. Учет производится кладовщиком в карточках складского учета материалов, на основании первичных документов.

Рисунок 2.4 – Учет запасов на складе «AS-IS»

Основными бизнес процессами учета материалов являются: «Учет поступающих материалов», «Учет отходов, брака, неизрасходованных материалов», «Учет материалов отпускаемых в производство». Декомпозиции этих процессов представлены на рисунках 2.5,.2.6,2.7.

Рисунок 2.5 – Учет отходов, брака, неизрасходованных материалов
«AS-IS»

Рисунок 2.6 – Учет отходов, брака, неизрасходованных материалов
«AS-IS»

Рисунок 2.7 – Учет материалов отпускаемых в производство.
«AS-IS»

На рисунке 2.8 представлена диаграмма «Проведение инвентаризации». Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень запасов, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Основная цель - выявление фактического наличия материальных ценностей в натуральном и стоимостном выражении.

Инвентаризация осуществляется инвентаризационной комиссией (главный бухгалтер), которая в присутствии материально ответственных лиц (кладовщик) осуществляет подсчет, взвешивание каждого вида материала и полученные результаты записывает в инвентаризационную опись.

Опись подписывают члены комиссии и материально ответственное лицо.

Комиссия устанавливает характер, причины выявленных расхождений или порчи материалов и определяет порядок регулирования разницы и возмещения потерь.

Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия запасов и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации. Окончательное решение о зачете принимает руководитель организации.

Рисунок 2.8 – Проведение инвентаризации на складе «AS-IS»

Завершающим этапом складского учета материалов является сдача документации в бухгалтерию.

На основе модели AS IS были выявлены следующие ключевые процессы, подлежащие автоматизации:

«Учет поступающих материалов»

«Учет отходов, брака, неизрасходованных материалов»

«Учет материалов отпускаемых в производство»


3 Доработка конфигурации «1С: ПРедприятие 7.7» для ведения бухгалтерского учета материалов
в
ОАО "Купалинка"

В рамках курсовой работы требуется автоматизировать процесс поступления материалов на предприятие ОАО «Купалинка». Данное предприятие осуществляет производство трикотажной продукции. Автоматизация именно этого процесса очень актуальна, поскольку процесс поступления материалов на склад очень трудоемкий процесс и занимает достаточное количество времени. Автоматизация процесса поступления материалов поможет сократить время приема, а также сократить бумажный документооборот, что немало важно в деятельности современного предприятия.

Поскольку в настоящее время современные склады обладают огромным количеством и ассортиментом товаров, было принято решение автоматизировать процесс учета движения товаров на складе. Данный отчет позволит следить за движением товара на складе с момента его отгрузки на склад и до момента продажи клиенту.

Созданный документ будет содержать поля для ввода наименования товара, количество, дату приема и дату продажи, а также фамилию принявшего товар на склад и фамилию курьера, который будет осуществлять доставку товара покупателю.

В целях совершенствования учета в организации целесообразно разработать документ «Отгрузка материалов на склад». Указанный документ используется при оформлении товара на склад.

Для решения поставленной задачи в Конфигураторе 1С:Предприятия версии 7.7 был добавлен документ «Отгрузка материалов на склад (рисунок 3.1).

Рисунок 3.1 – Диалог установки атрибутов документа

После установки свойств, приступаем к оформлению диалоговой формы документа. Разместим на ней все созданные реквизиты и некоторые дополнительные элементы управления (рисунок 3.2).

Рисунок 3.2 – Вид диалога «Отгрузка материалов» в процессе настройки

На форму были добавлены кнопки. Первая кнопка ОК сохраняет и проводит документ (её формула на закладке свойств – #Записать?Провести?Закрыть()). Кнопка Печать выводит печатную форму документа (её формула на закладке свойств – Печать()). Кнопка Выполнить автоматически рассчитывает стоимость товара в соответствии с НДС и наценкой (её формула на закладке свойств – Выполнить()).

Запустив режим 1С: Предприятие во вкладке Документы нужно выбрать документ «Отгрузка материалов».

Этот документ заполняется двумя способами:

  •  Данные в поля вводятся вручную.
  •  Поля автоматически заполняются данными.

Пример реализации, заполненной информацией (рисунок 3.3).

Рисунок 3.3 – Заполнение документа «Отгрузка материалов»

Проведем, нажав кнопку ОК. Теперь строка в журнале документов «Товары, реализация», должна иметь слева пиктограмму с красной птичкой, что означает проведенность документа (рисунок 3.4).

Рисунок. 3.4 – Проведение документа

Печатную форму документа составили три секции печати: Шапка, Строка, Подвал.

В самой верхней секции «Шапка» будет содержаться информация о документе: название, номер, дата, склад, поставщик (рисунок 3.5). Следующей за шапкой является секция «Строка» в которой отображается наименование граф табличной части документа (рисунок 3.5). Последняя секция печатной формы «Подвал» (рисунок 3.5) в ней указывается подпись поставщика и кладовщика, а также склад и МОЛ.

Рисунок 3.5 – Печатная секция «Подвал»

 

После создания печатной формы, необходимо чтобы она вызывалась при помощи кнопки Печать.

Ниже представлен листинг процедуры Печать():

Процедура ПриОткрытии()

ПриЗаписиПерепроводить(1);

                конецПроцедуры

      процедура Выполнить( )

                       Сумма = Цена*Количество+Наценка*Цена*Количество+НДС*Цена*Количество;

         конецПроцедуры

                                 

Процедура Печать()

Таб=СоздатьОбъект("Таблица");

Таб.ИсходнаяТаблица("Печать");

Таб.ВывестиСекцию("Шапка");

Таб.Опции(0, 0, 0, 0);

Выбратьстроки();

Пока ПолучитьСтроку() =1 Цикл

Таб.ВывестиСекцию("Строка");

КонецЦикла;

Таб.ВывестиСекцию("Подвал");

Таб.ТолькоПросмотр(1);

Таб.Показать("ОтгрузкаТовара ","");

КонецПроцедуры

Результатом выполнения процедуры Печать()  будет таблица (рисунок 3.6).

Рисунок 3.6 – Печатная форма документа «Отгрузка материалов»

Документ Отгрузка материалов позволил автоматизировать операцию отгрузки товара на склад в процессе деятельности организации. В результате работы созданного документа появилась возможность заполнять существующий документ, проводить его, смотреть результат в журнале проводок, а также выводить на печать.

Листинг Модуля приведен ниже:

// ********************

//

Процедура ОбработкаПроведения()

ВыбратьСтроки();

Пока ПолучитьСтроку() = 1 Цикл

Операция.НоваяПроводка();

Операция.Дебет.Счет= СчетПоКоду("41.2",ПланыСчетов.Основной);

Операция.Дебет.Номенклатура = Наименование;

Операция.Дебет.МестаХранения = поставщик;

Операция.Кредит.Счет= СчетПоКоду("41.1",ПланыСчетов.Основной);

Операция.Кредит.Номенклатура =Наименование;

Операция.СодержаниеПроводки="Сумма";

Операция.Количество =Количество;

Операция.Сумма = Сумма;

Операция.НоваяПроводка();

Операция.Дебет.Счет= СчетПоКоду("41.2",ПланыСчетов.Основной);

Операция.Дебет.Номенклатура = Наименование;

Операция.Дебет.МестаХранения = поставщик;

Операция.Кредит.Счет= СчетПоКоду("42.1",ПланыСчетов.Основной);

Операция.Кредит.МестаХранения = поставщик;

Операция.Количество = Количество;

Операция.НоваяПроводка();

Операция.Дебет.Счет= СчетПоКоду("41.2",ПланыСчетов.Основной);

Операция.Дебет.Номенклатура =Наименование;

Операция.Дебет.МестаХранения = поставщик;

Операция.Кредит.Счет= СчетПоКоду("42.3",ПланыСчетов.Основной);

Операция.Кредит.МестаХранения = поставщик;

Операция.СодержаниеПроводки="НДС";

Операция.Количество = Количество;

Операция.Сумма = НДС;

КонецЦикла;

Операция.СуммаОперации = Итог("Сумма");

Операция.Записать();

КонецПроцедуры


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Автоматизированная форма бухгалтерского учета – форма, которая предусматривает использование электронно-вычислительных машин. С помощью специальных программ данные первичных документов группируются и обобщаются непосредственно на компьютере, в результате чего пользователь получает информацию, эквивалентную по содержанию регистрам синтетического и аналитического учета. Использование электронно-вычислительных машин позволяет автоматизировать процесс измерения и регистрации хозяйственных операций.

По сути «1С: Предприятие» – это инструментальная  система, представляющая собой совокупность механизмов, предназначенных для манипулирования различными типами объектов предметной области (константы, справочники, документы, регистры, бухгалтерские счета, проводки и т.д.). Набор  всех возможных  функций,  алгоритмы  расчетов  и обработки  информации и другие элементы системы определяет конфигурация.

В ОАО «Купалинка» – управляющая компания холдинга» применяется автоматизированная форма бухгалтерского учета с помощью программы «1С: Бухгалтерия» (версия 7.7).

«1С: Бухгалтерия» позволяет автоматизировать ведение всех разделов бухгалтерского учета:

– операции по банку и кассе;

– основные средства и нематериальные активы;

– материалы и МБП;

– товары и услуги, выполнение работ;

– учет производства продукции;

– учет валютных операций;

– взаиморасчеты с организациями;

– расчеты с подотчетными лицами;

– расчеты по зарплате;

– расчеты с бюджетом;

– другие разделы учета.

 Автоматизация этих процессов позволит более точно и эффективно вести учет материалов и получить от автоматизации оперативную, достоверную, информацию о движении, наличии и остатках материальных ценностей

В рамках курсовой работы разработан документ, позволяющий осуществлять учет движения материалов.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Волчек А.В. Бухгалтерский учет: учебник / Волчек А.В. – Минск: Регистр, 2011. – 164 с.
  2.  Завилейский Г.Г., Мартынов Н.В. Бухгалтерский учет: пособие / Завилейский Г.Г., Мартынов Н.В. – 4-е изд., переработанное и дополненное. – Минск: Амалфея, 2012. – 383 с.
  3.  Завилейский Г.Г. Организация бухгалтерского учета: учеб.-метод. пособие / Бел. гос. экон. ун-т. – Минск: БГЭУ, 2010. – 35 с.
  4.  Нетеса Л.И., Соловьева Л.Д. Бухгалтерский учет и аудит: курс интенсивной подготовки / Нетеса Л.И., Соловьева Л.Д. – Минск: ТетраСистемс, 2009. – 224 с.
  5.  Николаева Г.А., Блицау Л.П. Бухгалтерский учет: учеб.-практ. пособие / Николаева Г.А., Блицау Л.П., Сергеева Т.С. – Минск: Приор-издат, 2009. – 256 с.
  6.  Панюта Я.А. Бухгалтерский учет, анализ и аудит на предприятии; Учет затрат: учебно-методическое пособие для вузов / Панюта Я.А.; Частный институт управления и предпринимательства. – Минск: Частный институт управления и предпринимательства, 2010. – 36 с.
  7.  Пономаренко И.А. Бухгалтерский учет: ответы на экзаменационные вопросы / Пономаренко И.А. – Минск: ТетраСистемс, 2009. – 240 с.
  8.  Сокольчик Т.П., Градусова В.Н. Бухгалтерский учет и аудит: пособие / Т.П. Сокольчик, В.Н. Градусова, Е.Г. Кобзик; под общей редакцией Т.П. Сокольчик; Академия управления при Президенте Республики Беларусь. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2009. – 251 с.
  9.  Стражева Н.С., Стражев А.В. Бухгалтерский учет: учебно-методическое пособие / Стражева Н.С., Стражев А.В. – 12-е изд., переработанное и дополненное. – Минск: Современная школа, 2011. – 672 с.
  10.  В. П. Косарева, А. Ю. Королева. — М.: Финансы и статистика, 2009. Экономическая информатика и вычислительная техника. – 254 с.
  11.  Тамбовцева Е. Е., Макарова Л. М. Состояние, тенденции и перспективы развития автоматизированных информационных технологий. // Технические и естественные науки: проблемы, теория, практика: межвуз. Сб. науч.тр. — Саранск: Ковылк. Тип., 2011. С.30–34
  12.  Спицина А. О. Сравнительная характеристика классов отечественных и зарубежных бухгалтерских программ. С. 67–71

PAGE  4

  1.  

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12546. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОДНОСЛОЙНЫХ ПЕЧАТНЫХ ПЛАТ 826.5 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N1 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОДНОСЛОЙНЫХ ПЕЧАТНЫХ ПЛАТ СОДЕРЖАНИЕ Цель работы 3 Теоретические сведения 4 Опис
12547. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДВУСЛОЙНЫХ ПЕЧАТНЫХ ПЛАТ 1.15 MB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДВУСЛОЙНЫХ ПЕЧАТНЫХ ПЛАТ МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО N СОДЕРЖАНИЕ Цель работы 3 Теоретические сведения 4 Описание лабораторного макета 36 Лабораторное задание 36 Порядок выпол...
12548. КОНСТРУКЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПОВЕРХНОСТНОГО МОНТАЖА ИНТЕГРАЛЬНЫХ СХЕМ 14.46 MB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5 КОНСТРУКЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПОВЕРХНОСТНОГО МОНТАЖА ИНТЕГРАЛЬНЫХ СХЕМ МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО СОДЕРЖАНИЕ Цель работы Теоретические сведения Описание лабораторного макета Лабораторное задание...
12549. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МНОГОСЛОЙНЫХ ПЕЧАТНЫХ ПЛАТ 1.11 MB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N3 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МНОГОСЛОЙНЫХ ПЕЧАТНЫХ ПЛАТ МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО СОДЕРЖАНИЕ Цель работы3 Теоретические сведения4 Описание лабораторного макета58 Лабораторное задание 58 Порядок выполнения работы58 Треб...
12550. МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ФОТОШАБЛОНОВ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ПЕЧАТНЫХ ПЛАТ 1.31 MB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N4 МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ФОТОШАБЛОНОВ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ПЕЧАТНЫХ ПЛАТ МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО СОДЕРЖАНИЕ Цель работы3 Теоретические сведения3 Контрольные вопросы18 Литература21 Лабораторное задание22 Порядок выполнения ла...
12551. ЗАКОНЫ И МЕТОДЫ ТЕРМОДИНАМИКИ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ЛАБОРАТОРНОМУ ПРАКТИКУМУ 237 KB
  А.Э. Лойко К.И. Корякин Законы и методы термодинамики тестовые задания к лабораторному практикуму ЕкатеринбургУГТУ – УПИ2008 Авторы:А.Э. Лойко К.И. Корякин ЗАКОНЫ И МЕТОДЫ ТЕРМОДИНАМИКИ: тестовые задания к лабораторному практикуму / А.Э. Лойко...
12552. Измерение показателя адиабаты акустическим методом 469 KB
  Лабораторная работа №5т Измерение показателя адиабаты акустическим методом Введение Скорость звука может быть выражена через коэффициент адиабатной сжимаемости среды. Сжимаемость вычисляется через уравнение состояния. Следовательно опыты по измерению ско...
12553. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ: Разработка прикладного решения средствами 1С: Предприятие 8.2 5.19 MB
  Карпухина Н.Н. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ: Разработка прикладного решения средствами 1С: Предприятие 8.2 Учебное пособие Специальность 080801 Прикладная информатика в экономике Карпухина Н.Н. Экономические информационные системы: Разработ...
12554. ЗВУКОВАЯ ДИАФРАГМА 222 KB
  ОТЧЕТ по лабораторной работе № 3м звуковая диафрагма ВВЕДЕНИЕ Целью настоящей работы является ознакомление с основными законами истечения газа из резервуара через сужающиеся насадки в частности через звуковую диафрагму применяемую на практике для стабилизации...