86427

Цены продукции строительства . Затратные методы ценообразования

Контрольная

Маркетинг и реклама

Перед всеми организациями встаёт задача назначения цены на свои товары или услуги. Цена была и остаётся важнейшим критерием принятия потребительских решений и является основным фактором, определяющим выбор покупателей среди малоимущих групп населения.

Русский

2015-04-07

308.4 KB

1 чел.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 4

Вопрос 14. Цены продукции строительства 4

Вопрос 37. Затратные методы ценообразования 11

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 17

Задача 14 17

Задача 39 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21


ВВЕДЕНИЕ

Перед  всеми организациями встаёт задача назначения цены на свои товары или услуги. Цена была и остаётся важнейшим критерием принятия потребительских решений и является основным фактором, определяющим выбор покупателей среди малоимущих групп населения. Также цена является активным инструментом формирования структуры производства, оказывая воздействие на продвижение товара, способствует повышению эффективности производства и увеличению прибыли.

Определение цены является одной из труднейших задач, стоящих перед любым предприятием. И именно цена предопределяет успехи предприятия – объемы продаж, доходы, получаемую прибыль.

В контрольной работе рассматриваются следующие вопросы:

1. Цены продукции строительства;

2. Затратные методы ценообразования.

При написании работы была изучена учебно-научная литература по ценообразованию, нормативно-правовые документы.


I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Вопрос 14. Цены продукции строительства

Экономику создает рынок, где на все товары, в том числе и на рабочую силу (потенциал) человека, формируются цены. Здесь все продается и все покупается. В условиях конкурентной борьбы и глобализации мировой экономики это происходит постоянно.

Рынок, в том числе процесс формирования цен, регулируется, по словам Адама Смита, «невидимой рукой», под воздействием определенных законов, а также субъективных факторов. Почему, например, цены на жилье в России, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, а теперь и в Сочи, стали недоступны основной массе людей? Ответ прост, это связано с основным законом рынка – спросом и предложением с учетом российской специфики. По данным СМИ, 45% в цене на жилье – затраты застройщиков на компенсации бюрократических и коррупционных составляющих. [3, с. 16]

Известно, что средняя продолжительность строительства жилого дома составляет 12 месяцев, а на различного рода согласования уходит вдвое больше времени и немало денег.

Что касается цены на строительную продукцию, то она определяется сметой. В п. 1 ст. 743 Гражданского кодекса РФ сказано: «Цена работ по договору строительного подряда указывается в смете» [1]. Но цена может быть согласована и в договоре подряда или в его приложениях. Тогда, если даже не будет сметы, договор считается заключенным. Цена работ по договору подряда может быть как твердой, так и приблизительной (пп. 4, 6 ст. 709 Гражданского кодекса РФ)[1]. Отметим также, что сметная стоимость и рыночная цена – разные величины. Как формируется рыночная цена, было показано выше. Сметная же стоимость – это нормативная цена, определяемая на основе проекта (рабочих чертежей, спецификаций, ведомостей), объемов работ, сметных норм, расценок и других данных.

Рыночная цена предназначена для покупателя, а сметная – для подрядчика. Разница достается застройщику (инвестору), прибыль которого в настоящее время превышает 60 % от себестоимости. По данным Федеральной службы государственной статистики, средняя цена реализации 1 м2 жилья по стране более чем в 2 раза превышает среднюю стоимость строительства [3, с. 17]. Это связано, прежде всего, как уже отмечалось, с дисбалансом спроса и предложения.

Такая сложилась ситуация на первичном, а затем и на вторичном рынках жилья. В развитых странах в массовом строительстве считается нормальной прибыль 8-12 % к себестоимости (при инфляции порядка 4 %).

Без вмешательства государства в строительные дела проблему доступного жилья в России не решить, поскольку застройщики при таких ценах и проблемах недостаточно заинтересованы в значительном увеличении предложения.

Строительная продукция должна реализовываться по сметной стоимости, особенно если она составлена наиболее рыночным, ресурсным методом по текущим ценам на ресурсы. Для этого государство должно играть активную роль в строительстве доступного жилья в интересах небогатых людей, включая и средний класс, который все еще не определился и тем более не разбогател. Тогда не будет такого положения, что нормы затрат ресурсов и определяемые на их основе единичные расценки – государственные, а цены на строительную продукцию частные компании (застройщики) устанавливают рыночные. Государство должно решить проблему резкого увеличения предложения на рынке жилья.

Сметное дело в целом вытекает из теоретических основ ценообразования. Для выполнения любых строительных работ требуются материальные и трудовые ресурсы (включая накладные расходы), затраты которых образуют себестоимость (издержки производства) строительной продукции. Стоимость материальных ресурсов (стройматериалы, топливо, электроэнергия, амортизация и др.) – это стоимость прошлого труда, овеществленная в материальных ресурсах.

В процессе производства (выполнения работ) рабочая сила, живой труд, создает новую стоимость, состоящую из заработной платы работников и прибавочной стоимости (прибыли предпринимателя-работодателя). Новая стоимость, добавленная к стоимости материальных ресурсов, и образует цену продукции. Отсюда вытекают налог на добавленную стоимость (НДС), по ставке которого предприниматель обязан «поделиться» с государством (обществом) частью созданной трудом работников предприятия стоимости.

НДС – не единственный налог на созданную живым трудом стоимость. Есть еще страховые взносы во внебюджетные фонды и подоходный налог на заработную плату.

Следует сказать и о внутреннем валовом продукте (ВВП) – одном из основных показателей экономики страны (государства). Объем ВВП – это суммарная (валовая) стоимость всей продукции (работ, услуг), созданной за определенный период. Рост ВВП означает увеличение объема выпуска продукции, выполнения работ и оказания услуг.

Ценообразование на любую продукцию имеет общие для всех отраслей принципы и единый методический подход. В строительстве оно проходит определенные этапы. Прежде всего надо знать объект ценообразования, то есть что надо оценить, какой объект или комплекс работ. Далее следует выяснить и изучить спрос и предложение на объект ценообразования. После этого необходимо учесть, что в строительстве чаще используют три метода ценообразования: по издержкам производства, спросу покупателей и на основе цен конкурентов. В крупных компаниях создаются далее специальные отделы учета издержек производства. Поэтому их анализ, с учетом реализации, должен стать третьим этапом ценообразования. Следующий этап – анализ цен конкурентов. Предпоследний этап – это выбор метода разработки смет. Используются несколько методов, основными из которых в настоящее время являются ресурсный и базисно-индексный. По согласованию с заказчиком надо определиться с методом составления смет, отразить это в договоре подряда и приступить к последнему этапу ценообразования: разработке смет и установлению договорной цены.

Следует добавить, что в современном строительстве основными методами ценообразования являются спрос покупателей и цены конкурентов. Издержки производства отошли на второй план, поскольку их стоимость растет лишь в пределах инфляции. Современным застройщикам этого мало. Спрос высокий, поскольку покупатели, диктующие спрос, знают, что недвижимость является надежным способом сохранения и приумножения средств (доходов). В крупных городах накопилось много пустующих квартир. 10-15 % всех продаваемых квартир принадлежат тем, кто вкладывал средства в инвестиционных целях. Столько же жилья в новостройках являются инвестиционными квартирами. [3, с. 18-19]

Цены растут не только на жилье. Происходит постоянный рост цен и тарифов на коммунальные услуги, топливо, транспортные перевозки, телефон, Интернет, электроэнергию, хлеб, молоко и т. д. В связи с этим, а не в результате роста производительности труда, как должно быть, вынужденно повышают зарплату и пенсии. Главной причиной роста цен являются погоня за прибылью, посреднические и спекулятивные операции.

Строительная продукция отличается определенной спецификой и имеет индивидуальный характер. Этим обусловлены некоторые особенности ценообразования в строительстве, основными из которых являются следующие:

- в формировании цены на строительную продукцию одновременно участвуют заказчик, подрядная организация и проектировщик;

- стоимость строительной продукции в значительной мере зависит от места строительства, региональных и природно-климатических условий;

- особенности учета сметной прибыли и формирования стоимости эксплуатации машин и механизмов;

- стоимость строительной продукции и работ определяется сметой на основе проекта (рабочей документации), сметных норм, цен на ресурсы, расценок и других данных.

В сметном деле используют два понятия: смета и сметный расчет. Смета является более точной ценой и составляется на основе объемов работ по рабочей документации (РД) или рабочим чертежам (РЧ). Сметные же расчеты составляются на предпроектной или проектной стадии, когда рабочая документация еще не разработана и объемы работ окончательно не определены и подлежат уточнению на основе РД или в ходе строительства.

Цена на строительную продукцию определяется инвестором (заказчиком) и подрядчиком в процессе заключения и исполнения договора подряда на строительство. Заказчик-инвестор для переговоров с подрядчиком или подготовки к подрядным торгам предварительно разрабатывает (самостоятельно или с помощью проектировщика) инвесторскую смету (расчеты по определению стартовой цены). В свою очередь, подрядная организация для обоснования предложения по договорной цене составляет сметные расчеты (калькуляции издержек производства) подрядчика.

В процессе переговоров (торгов) рождается договорная цена, которая гарантирует подрядчику возврат издержек производства и получение прибыли в размере обусловленной нормы, а инвестору (заказчику) – определение значительной части объема инвестиций на строительство объекта. При этом договорная цена может определяться как на основе сметной стоимости, так и по соглашению сторон с использованием соответствующих укрупненных норм и расценок.

Сметно-нормативная база и метод формирования цены определяются инвестором и подрядчиком в процессе переговоров и фиксируются в договоре подряда. Чтобы прийти к соглашению о цене, стороны должны руководствоваться единым подходом к определению стоимости строительства. Поэтому договорная цена формируется, как правило, на основании согласованных и утвержденных методических документов в строительстве (МДС) в виде методик, специальных указаний (рекомендаций) и нормативной документации.

Регулирование вопросов ценообразования в субъектах Российской Федерации осуществляют более 80 Региональных центров по ценообразованию в строительстве (РЦЦС) и Комитеты экономического развития при администрациях регионов. Теперь при составлении смет, в зависимости от источника финансирования строительства, следует ориентироваться на условия ценообразования этих структур. [3, с. 20]

Разнообразие видов строительства, работ и затрат вызывает необходимость составления смет по соответствующим формам (образцам). В основном методическом документе по сметному делу в строительстве – МДС 81-35.2004 (Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации) – утверждены единые образцы сметной документации [2]. Каждый образец имеет свой индивидуальный номер. Первым номером идет сводный сметный расчет стоимости строительства (капитального ремонта). Сметная документация составляется в определенной (технологической) последовательности, по принципу «от частного к целому» (от простого к сложному): от расчета сметной стоимости отдельных видов работ до определения стоимости строительства в целом. Если же мы посмотрим сметную документацию в составе проекта, то увидим обратную последовательность: после краткой пояснительной записки показаны сводный сметный расчет, при необходимости сводка затрат, объектный сметный расчет, локальные сметные расчеты и т. д. В этом есть определенная логика: в сводном сметном расчете мы сразу видим полную стоимость строительства, а далее детализируются его составляющие.

Локальные сметы являются первичными сметными документами. Они составляются для определения стоимости отдельных видов работ и затрат в составе рабочего проекта или рабочей документации. При двухстадийном проектировании на стадии «Проект» разрабатываются локальные сметные расчеты, которые отличаются от локальных смет меньшей детализацией расчетов и использованием укрупненных показателей или данных объектов-аналогов. В любом случае исходными данными являются:

- параметры объекта ценообразования и соответствующие объемы работ;

- действующие нормативы, показатели стоимости, свободные (рыночные) цены, тарифы и расценки.

Слово «смета» всегда относилось к строительной продукции. Со временем оно стало применяться при оценке любых проектов, работ и затрат. Даже отдельный рабочий (звеньевой, бригадир), оценивая стоимость предстоящих работ методом подгонки под необходимую зарплату, исходя из своей дневной выработки, называет эти элементарные расчеты сметой из перечня работ, их объемов и самодеятельных расценок. Все это стало возможным в условиях неразвитой рыночной экономики и внебюджетного финансирования, когда простые, подчас неграмотные и необоснованные расчеты (калькуляции) выдаются за сметы.

Разработчики смет должны знать строительное дело, быть грамотными специалистами, иметь базовое строительное или экономическое образование.

В заключение необходимо еще раз отметить, что смета должна определять реальную стоимость строительной продукции.


Вопрос 37. Затратные методы ценообразования

Установление уровня цен в условиях рынка состоит в нахождении такой цены, которая представляла бы собой оптимальный баланс между тем, что хотел бы заплатить за этот товар покупатель, и издержками фирмы при его изготовлении. В любом случае истинная функция издержек заключается в установлении нижнего предела для первоначальной цены на продукт, в то время как ценность этого продукта для потребителя определяет высший предел установления цены на него.

В практике ценообразования выделяют следующие затратные методы ценообразования:

1) полных издержек;

2) прямых затрат;

3) предельных издержек;

4) на основе анализа безубыточности;

5) учета рентабельности инвестиций;

6) надбавки к цене.

1. Суть метода полных издержек состоит в суммировании:

- совокупных издержек (переменные (прямые) плюс постоянные (накладные) издержки);

- прибыли, которую фирма рассчитывает получить.

Главное преимущество данного метода – это простота и удобство, однако он имеет два недостатка:

- при установлении цены не принимаются во внимание имеющийся спрос на товар, конкуренция на рынке, поэтому возможна ситуация, когда товар при данной цене не будет пользоваться спросом, а продукция конкурентов может быть лучше по качеству и более известна покупателю благодаря рекламе и т. д.;

- любой метод отнесения на себестоимость товара постоянных накладных расходов, например арендной платы, которые являются расходами по управлению предприятием, а не расходами для производства данного товара, является условным. Он искажает подлинный вклад продукта в доход предприятия.

Метод полных затрат наиболее распространен на предприятиях с четко выраженной товарной дифференциацией для расчета цен по традиционным товарам, а также для установления цен на совершенно новые товары, не имеющие ценовых прецедентов. Наиболее эффективен этот метод при расчете цен на товары пониженной конкурентоспособности.

2. Сущность метода прямых затрат состоит в установлении цены путем добавления переменным затратам определенной надбавки – прибыли. При этом постоянные расходы, как расходы предприятия в целом, не распределяются по отдельным товарам, а погашаются из разницы между суммой цен реализации и переменными затратами на производство продукции. Эта разница получила название –«добавленной», или «маржинальной» прибыли.

При правильном подходе переменные (прямые) издержки должны явиться тем пределом, ниже которого ни один производитель не будет оценивать свою продукцию.

На практике переменные издержки могут в определенных условиях, когда имеются большие незагруженные мощности и стоит вопрос о выживании фирмы, выступать нижним пределом цены.

Таким образом, если в случае применения метода полных затрат расчет начинается с суммирования всех затрат, связанных с производством продукции, то в случае метода прямых затрат фирма начинает с оценки потенциального объема продаж по каждой предполагаемой цене. Подсчитывается сумма прямых переменных затрат и определяется величина наценки («маржинальной прибыли») на единицу продукции и на весь объем прогнозируемых продаж по предполагаемой цене. Вычитая из полученных суммарных наценок постоянные расходы, определяют прибыль при реализации продукции. Метод прямых затрат позволяет с учетом условий сбыта находить оптимальное сочетание объемов производства, цен реализации и расходов по производству продукции.

Метод прямых затрат может быть с уверенностью использован при установлении цен только тогда, когда имеются неиспользованные резервы производственных мощностей и когда все постоянные расходы возмещаются в ценах, установленных из текущего объема производства.

3. Расчет цен на основе метода предельных издержек также основан на себестоимости, но более сложен, чем с помощью рассмотренных выше методов. При предельном ценообразовании надбавка делается только к предельно высокой себестоимости производства каждой последующей единицы уже освоенного товара или услуги.

Этот метод оправдан в том случае, если гарантированной продажи по несколько более высокой цене достаточно, чтобы покрыть накладные расходы.

4. К методам ценообразования на основе издержек производства относится расчет цен на основе критериев безубыточности и обеспечения целевой прибыли. Фирма стремится установить цену на свой товар на таком уровне, который обеспечивал бы получение желаемого объема прибыли.

Расчет точки безубыточности широко используется при принятии решения по вопросам цен. Экономическая сущность расчета точки безубыточности состоит в анализе взаимодействия спроса и предложения по конкретному товару фирмы. В процессе такого анализа определяется точка безубыточности, объем выпускаемой продукции при заданном (или анализируемом) уровне цен, при котором доход от продажи равен издержкам производства.

Точка безубыточности определяется как отношение постоянных издержек производства (FC) к разнице между ценой (Р) и удельными переменными издержками (УС), т. е.:

X=FCP-VC      (1)

где X – безубыточный объем производства (продаж), шт.;

Р – цена единицы продукции;

FC – постоянные затраты;

VC – переменные затраты в расчете на единицу продукции.

Из соотношения (1) можно определить максимальную сумму издержек производства. Если известны значения остальных величин, тогда формула (1) примет следующий вид:

FC = X(P-VС).      (2)

Можно также рассчитать и минимальную цену, по которой уже выгодно будет реализовывать продукцию, исходя из заданного объема продаж, суммы постоянных и удельных переменных издержек производства:

P=FCX+VC.      (3)

График безубыточности представлен на рис. 1.

Рис. 1. График безубыточности

5. Метод учета рентабельности инвестиций также относится к группе методов на основе издержек. Основная задача данного метода состоит в том, чтобы оценить полные затраты при различных программах выпуска товара и определить объем выпуска, реализация которого по определенной цене позволит окупить соответствующие капиталовложения.

Данный метод – единственный, который учитывает платность финансовых ресурсов, необходимых для производства и реализации товара. Метод успешно используется при принятии решений о величине объема производства нового для предприятия товара с известной рыночной ценой. Основной недостаток метода – использование процентных ставок, которые в условиях инфляции весьма неопределенны во времени.

6. В практике оптовых и розничных продавцов встречается ситуация, когда покупатель требует от них осуществить снижение цены на определенное количество процентов. Поэтому если заранее определить величину прибыли, которую необходимо получить в целом от продажи данного товара, можно легко и без ущерба для финансовой деятельности фирмы контролировать величину снижения цен. В этом случае при расчете цен используют  метод надбавки к цене. Данный метод предполагает умножение цены приобретения товара на повышающий коэффициент по следующей формуле:

PS=Pp×1+m100,      (4)

где PS – цена продаж;

Pp – цена приобретения;

m100 – повышающий коэффициент (торговая надбавка в %).

Повышающий коэффициент может быть рассчитан несколькими способами:

- на основе цены приобретения товара:

mp=Ps-PpPp      (5)

или

mp=MPp-M ,      (6)

где М – маржа (торговая прибыль);

- на основе цены реализации:

mp=Ps-PpPp      (7)

или

mp=MPp-M .      (8)

Переводной коэффициент: ms=mp(100+mp).

Перечисленные методы определения цен на базе издержек больше годятся для обоснования базисной цены, т. е. для ответа на вопрос: можно или нельзя выходить с данным товаром на рынок, - чем для определения окончательной продажной цены.

Разрабатывая новую или модернизируя существующую продукцию, фирма на основе анализа цен на аналогичные товары, цен конкурентов и полезности для покупателя, сначала определяет целевую цену продажи. Затем она создает продукцию, принимая меры к тому, чтобы издержки находились в рамках целевой рыночной цены и в то же время оставляли маржу прибыли, достаточную для получения планируемого дохода. То есть фирма, разрабатывающая новую продукцию и определяющая ее цену, начинает с анализа действующих или прогнозируемых цен, а затем смотрит, может ли она создать продукцию, которая обеспечит достижение целевой прибыли.

Если фирма не сможет создать продукт с достаточно низкими издержками, она старается оценить, не позволят ли характеристики продукта продать его по более высокой цене, чем обычная, и все-таки достичь при этом целевой прибыли. Иногда фирме удается разработать продукцию в рамках целевых издержек, цены, прибыли, а иногда нет. В последнем случае решение фирмы продолжать или прекратить разработку продукции зависит от оценки руководителями роли и места данной продукции среди других товаров. Если продукция дополняет другие товары или формирует значительный спрос на другую продукцию фирмы, может быть принято решение продолжать разработку продукта, независимо от прибыли, которую он принесет.


II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задача 14

Определить:

1) отпускную цену завода-изготовителя;

2) цену "франко-железнодорожный вагон";

3) цену ФАС, ФОБ, КАФ, СИФ;

4) цену франко-покупатель, включая пошлину.

Исходные данные: себестоимость - 20 тыс. руб., прибыль - 25%, перевозка к железнодорожной станции - 2 тыс. руб., стоимость услуг экспедитора - 1 тыс. руб., страхование при перевозке по железной дороге - 2% от отпускной цены, стоимость погрузки в вагон - 500 руб., фрахт до порта - 3 тыс. руб., стоимость погрузо-разгрузочных работ с доставкой товара вдоль борта судна - 15 тыс. руб., стоимость доставки и складирование на судне - 2 тыс. руб., морской фрахт до порта назначения - 200$ (1$=30 руб.), страхование - 3% (от цены КАФ), стоимость перевалки в порту назначения - 100$, импортная пошлина - 15% от цены СИФ, стоимость перевозки до места нахождения покупателя - 50$.

Решение

1) Отпускная цена завода-изготовителя 20 х 1,25 = 25 тыс. руб.

2) Цена «франко-железнодорожный вагон» 25 + 2 + 1 + 25х0,02 + 0,5 = 29 тыс. руб.

3) ФАС = 29 + 3 +15 = 47 тыс. руб.;

ФОБ = 47+2= 49 тыс. руб.;

КАФ =49 + 200 х 30/1000 = 55 тыс. руб.;

СИФ = 55 х 1,03 =56,65 тыс. руб.

4) Цена «франко-покупатель» 56,65 + 100х30/1000 + 56,65х0,15 + 50х30/1000 = =69,6475 тыс.руб.

Задача 39

Рассчитайте розничную цену товара, если товар ввозится к нам через границу. Таможенная стоимость товара 17 000 долларов США, курс доллара: 1 доллар = 30 рублям, таможенная пошлина – 15%, таможенные сборы – 3%, акциз - 5%, снабженческо-сбытовая надбавка - 25%, торговая надбавка – 30%.

Решение

Акциз (А) рассчитывается по формуле:

     (9)

где Тс – таможенная стоимость; Тс = 17000 х 30 = 510000 руб.;

На – ставка акциза; На = 5%.

Величина таможенной пошлины (П) составит 15% от таможенной стоимости:

Таможенные сборы (С) составят 3% от таможенной стоимости:

Свободная отпускная цена товара (Цотп) находится по формуле:

    (10)

Цена оптовой торговли (Цо.т.) включает отпускную цену и снабженческо-сбытовую надбавку (Нсс = 25%):

    (11)

Розничная цена (Цр) включает цену оптовой торговли и торговую надбавку (Нт = 30%):

    (12)

Ответ: розничная цена товара равна 1 021 517,25 руб.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По итогам проделанной работы сделаем краткие выводы.

Строительная продукция отличается определенной спецификой и имеет индивидуальный характер. Этим обусловлены некоторые особенности ценообразования в строительстве, основными из которых являются следующие:

- в формировании цены на строительную продукцию одновременно участвуют заказчик, подрядная организация и проектировщик;

- стоимость строительной продукции в значительной мере зависит от места строительства, региональных и природно-климатических условий;

- особенности учета сметной прибыли и формирования стоимости эксплуатации машин и механизмов;

- стоимость строительной продукции и работ определяется сметой на основе проекта (рабочей документации), сметных норм, цен на ресурсы, расценок и других данных.

В практике ценообразования выделяют следующие затратные методы ценообразования:

1) полных издержек;

2) прямых затрат;

3) предельных издержек;

4) на основе анализа безубыточности;

5) учета рентабельности инвестиций;

6) надбавки к цене.

Перечисленные методы определения цен на базе издержек больше годятся для обоснования базисной цены, т. е. для ответа на вопрос: можно или нельзя выходить с данным товаром на рынок, - чем для определения окончательной продажной цены.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

2. Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004).

3. Ардзинов В.Д., Барановская Н.И., Курочкин А.И. Сметное дело в строительстве: Учебно-практическое пособие. – СПб.: Питер, 2009. – 377 с.

4. Барановская Н.И. Проблемы современного ценообразования в строительстве // Ценообразование и сметное нормирование в строительстве. – 2010. - № 5. – С. 111-115.

5. Гумба Х.М., Ермолаев Е.Е., Уварова С.С. Ценообразование и сметное дело в строительстве. – М.: Юрайт, 2011. – 432 с.

6. Магомедов М.Д., Куломзина Е.Ю., Чайкина И.И. Ценообразование: Учебник. – М.: Дашков и К, 2009. – 256 с.

7. Плотников А.Н., Ильин В.Н. Сметное ценообразование и нормирование в строительстве: Учебник. – М.: Альфа-Пресс, 2008. – 288 с.

8. Полещук И.И., Терёшина В.В. Ценообразование: Учебное пособие. – Минск: БГЭУ, 2010. – 117 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60493. Майстер — фломастер 45.5 KB
  Цілі: Навчити дітей працювати в команді розвивати навики співпраці дати можливість активно використати фантазію і свої творчі здібності В ході гри діти повинні відчути і побачити як самостійно вони можуть налагодити стосунки...
60495. Развитие Теории урока в советской дидактике периода середины 50-х - середины 60-х годов 163.5 KB
  Степашко представляет большой интерес изучение теории и практики урока периода оттепели так как постсоветское время является известным преемником зародившихся в те годы процессов демократизации и гуманизации общества...
60497. Психологічна готовність дитини до навчання у школі 235 KB
  Вступна частина Сьогодні ми зібралися щоб краще пізнати себе своїх учнів навчитися знаходити індивідуальний підхід до всіх учнів допомагати їм у складний адаптаційний період. Вправа Знайомство Мета : сприяти знайомству учасників створити комфортну атмосферу сприяти згуртованості групи. Час: 15 хвилин. Хід вправи: тренер пропонує учасникам написати на бейджику своє ім’я або те яким вони б хотіли щоб їх називали у групі.