86438

Основные признаки социального государства и их отражение в Конституции РФ

Контрольная

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Идея социального государства или государства благосостояния давно и прочно укоренилось например в странах Западной Европы. Для России построение социального государства в новых для общества рыночных экономических условиях задача сложная методика такого строительства подчас не выработана в основном...

Русский

2015-04-07

29.76 KB

29 чел.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы основных признаков социального государства обусловлена тем, что реализация конституционного положения о социальном государстве в Российской Федерации требует как теоретического осмысления, так и практического воплощения.
В ст. 7 Конституции РФ закрепляется положение о том, что «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Идея социального государства (или государства благосостояния) давно и прочно укоренилось, например, в странах Западной Европы. Для России построение социального государства в новых для общества рыночных экономических условиях задача сложная, методика такого строительства подчас не выработана, в основном это путь «проб и ошибок».
В этой связи возникает потребность в изучении и осмыслении данного феномена.
Задачи социального государства постоянно усложняются. Сейчас они распространились уже на систему социального обеспечения и социального страхования, здравоохранение, семейную и жилищную политику, образование, профессиональное обучение и переподготовку.
Цель работы изучить основные признаки социального государства и их отражение в Конституции РФ.
Указанная цель обусловила следующий круг задач, подлежащих разрешению:
1. Изучить сущностную и содержательную характеристику Конституционного строя.
2. Рассмотреть формирование идей социальной государственности
3. Проанализировать конституционно-правовое содержание социальной государственности и перспектив его развития.




1. Конституционные основы и признаки социального государства

1.1. Конституционно-правовые основы социальной государственности
При подготовке российской Конституции 1993 года перед ее разработчиками стояла сложная проблема определения общественного строя новой России. Конституция провозгласила страну демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. В ст.7 Конституции РФ говорится, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Тем самым была заложена конституционная основа для прогрессивного развития государства в соответствии с передовой мировой практикой. Естественно, что ее реализация требует времени и больших усилий.
Принципу правового государства - формальному равенству и господству права в материальном смысле - противоречит принцип социального государства - произвольное перераспределение национального дохода в пользу социально слабых.
Не бывает просто социального государства.
Социальным может стать только уже правовое государство, т.е. такое, в котором механизмы господства права уже развиты настолько, что они способны удержать «перераспределительный произвол» власти в жестких рамках, не дать социальному началу государственности навредить ее правовому началу. Возможно лишь социальное правовое государство, в котором допускается не вредное для правового начала уравнительное социальное регулирование.
В социальном правовом государстве индивид, прежде всего, рассматривается как автономный субъект, сам несущий ответственность за последствия своей социальной активности; государство гарантирует индивиду, оказавшемуся в невыгодном положении, лишь некий минимум социальных благ - постольку поскольку обеспечение этого минимума не вредит гарантиям свободы, безопасности и собственности. Здесь решение социальных задач признается невозможным за счет чрезмерного налогообложения, сдерживающего экономический рост.
В сегодняшнем политическом дискурсе в России с необычайной легкостью выдвигаются популистские требования социальной государственности, что сказывается даже в практике Конституционного Суда РФ.
Приведем следующий пример:
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 4 апреля 1996г. №9-П сослался на принцип социальной государственности: в социальном государстве нельзя требовать от граждан, имущественное положение которых различно, уплачивать налоги и сборы в равном (в абсолютном исчислении) размере, ибо это противоречит принципам равенства и справедливости. «Установление налогов и сборов в отсутствие каких-либо ограничений противоречило бы провозглашенным в статье 7 Конституции Российской Федерации целям социального государства, политика которого должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (абз.5 п.5 мотивировочной части Постановления).
Конституционный Суд РФ справедливо полагает, что принцип социального государства - это уравниловка, т.е. применение разного масштаба к лицам, находящимся в разном имущественном положении, с целью уравнять их в имущественном отношении («перераспределение доходов»).
Этот принцип являет собой прямую противоположность принципу правового государства – правовому (формальному) равенству, т.е. равенству индивидов в их свободе, равенству их общих правовых статусов, что подчеркнул судья Конституционного Суда РФ М.В.Баглай в особом мнении по данному делу.
Однако обоснование уравнительной политики социального государства конституционным принципом равенства, который в социальном государстве, по мнению Конституционного Суда, требует справедливого перераспределения доходов, не выдерживает никакой критики. Ссылки в Постановлении Конституционного Суда на положения статей 6, 19 и 57 Конституции представляются неуместными, поскольку эти положения не имеют отношения к принципу социального государства. Статья 57 устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, ч.2 статьи 6 устанавливает, что каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией, а ч.1 статьи 19 - что все равны перед законом и судом. Отсюда можно вывести лишь то, что если закон будет устанавливать дифференцированные сборы, размер которых будет увязываться с доходами, то все без исключения лица с разными доходами будут платить сборы соразмерно их доходам; а если закон устанавливает одинаковый для всех размер сбора, то все, кто обязан его платить, без исключения должны платить его в одинаковом размере.

1.2. Признаки социального государства.
В научной литературе к основным признакам «социального государства» относят обеспечение достойной жизни и создания условий для свободного развития человека.
Определения социального государства, формировавшиеся в течение более ста лет, при всей кажущейся разнородности содержат ограниченный набор константных признаков.
Первым константным признаком социального государства является доступность социальной поддержки государства всем членам общества.
Вторая константа определений социального государства фиксирует правовую природу осуществления его социальной политики, право осуществлять государством контроль и регулирование социальных процессов.
Правовая функция социального государства не только сводится к регулированию социальных процессов, а проявляется в наделении граждан социальными правами, а государства - социальной ответственностью.
В качестве третьего константного признака выступает наличие в социальном государстве бюджетных социальных выплат.
Четвертым инвариантным признаком социального государства можно считать наличие государственных систем социальной защиты, социального обеспечения и обеспечения занятости.
Пятая константа связана с признанием ответственности социального государства за уровень благосостояния своих граждан.
В последнее время многие авторы в качестве устойчивого признака социального государства называют наличие в нем институтов гражданского общества.
Эти признаки стали определяющими и в характеристике Российского социального государства в ст. 7 Конституции РФ). Однако, как утверждает В. А. Четвернин, это объективно невозможно, так как принципу правового государства – формальному равенству и господству права «в материальном смысле» – противоречит принцип «социального государства» – произвольное перераспределение национального дохода в пользу социально слабых.
В социальном правовом государстве индивид рассматривается как автономный субъект, сам несущий ответственность за последствия своей социальной активности; государство гарантирует индивиду, оказавшемуся в невыгодном положении лишь некий минимум социальных благ – постольку, поскольку обеспечение этого минимума не вредит гарантиям свободы, безопасности и собственности.
Следует согласиться с В. С. Четверниным, что социальным государство может быть только в случае, если оно правовое государство. Еще П. И. Новгородцев утверждал, что социальное государство является высшей стадией развития государства правового. Безусловно, что «одним из обязательных критериев определения государства в качестве правового и социального является его способность обеспечить и защитить от посягательств социальные права граждан».
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что до сих пор нет единого понимания «социального государства», но во всех определениях социального государства первым признаком является признание, соблюдение и защита жизненно важных для каждого человека прав – социальных прав.
Государство является социальным, если в нем разработаны и нормативно закреплены механизмы реализации социальных прав граждан, а также функционирует развитое гражданское общество, способное контролировать государственную власть.








2. Реализация признаков социального государства и перспективы развития социального государства в России.

2.1. Реализация признаков социального государства.
Общей чертой социальной политики большинства государств следует назвать растущий долгосрочный приоритет социальной сферы.
Центральное место среди всех направлений деятельности Российской Федерации как социального государства безусловно принадлежит социальной политике, которая реализуется главным образом через управление социальной сферой.
Цели социальной политики заключаются в увеличении возможностей и ресурсов личности и общества для воспроизводства и роста жизненных сил, повышении уровня и качества жизни граждан, создании системы защиты человека от возможных социальных рисков, связанных с невозможностью самостоятельно обеспечивать себя, недопущении резкого материального и социального неравенства между всеми социальными группами, стимулированию социальной активности. Е.Г.Нечаевой отмечается тенденция к постоянному увеличению функций государства в социальной сфере в зависимости от изменения представлений о человеческом достоинстве.
Идея социального государства предполагает, что человек в первую очередь самостоятельно несет ответственность за собственное благополучие, поэтому большое значение имеет политика в области занятости населения. Следует обратить внимание на то, что значимость этого вопроса нашла свое отражение в ряде основополагающих международных документов, в частности в Международном Пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966г., а также в большинстве действующих конституций. Содействие занятости населения позволяет решить проблему социальной интеграции, минимизировать неравенство социальных возможностей мужчин и женщин, трудоспособного населения и лиц пожилого возраста, людей с ограниченными возможностями в силу состояния здоровья, людей разных национальностей.
Важным показателем социальной политики является институциализация разрешения разногласий и утверждения системы общечеловеческих ценностей в сфере труда.
Е.Г.Нечаева указывает, что институт социального партнерства, будучи инструментом установления социальной справедливости в отношениях между трудом и капиталом, позволяет государству осуществлять посредническую роль в процессе достижения равновесия интересов работников и работодателей.
Современная концепция социального государства предусматривает высокий уровень социальной защиты населения, которая включает в себя развитие систем социального страхования, социального обеспечения и социального вспомоществования, осуществление социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пожилых и других слабо защищенных категорий граждан, улучшение демографической ситуации, борьбу с бедностью.
Н.Г.Нечаева отмечает, что значение государственной социальной защиты в современном государстве обусловлено особенностями постиндустриального общества, значительную часть которого составляют наемные работники.  Никакие другие общественные институты не могут обеспечить даже минимальный уровень благосостояния всем нуждающимся, действенные и надежные социальные гарантии могут быть установлены только государством.
Выполнение социальных программ в области образования, здравоохранения, жилищного строительства, социального обеспечения напрямую зависит от экономических возможностей общества.
В последние годы Государственной Думой Российской Федерации проделана определенная работа по созданию законодательной составляющей государственной системы социальной защиты населения. В июне 1999г. принят Федеральный Закон «Об основах обязательного социального страхования», устанавливающий 14 видов страхового обеспечения (ст.8). За ним последовало принятие ряда законов в области страхования.
В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, он регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования в данной области. С принятием этого документа продолжится большая законотворческая работа по основным видам обязательного социального страхования и совершенствованию деятельности соответствующих фондов: пенсионного, собственно социального страхования, занятости населения, обязательного медицинского страхования.
Был принят новый Трудовой кодекс РФ включающий раздел о социальном партнерстве.
Практическая деятельность государственных институтов по реализации принципа социального государства в строгом смысле слова еще почти не начиналась. Во-первых, она ограничивается лишь собственно социальной сферой и совершенно не распространяется на другие и прежде всего на экономику. Во-вторых, что является неизбежным следствием первого обстоятельства, даже в этой области далеко не полностью и несвоевременно исполняются уже принятые законодательные акты. Несоответствие между заявленными обязательствами государства в социальной области и отсутствием продуманной политики и реальных усилий по созданию эффективной, социально ориентированной экономики составляет главное противоречие на пути реализации задач социального государства.

2.2. Перспективы развития Российской Федерации как социального государства
В целом, в Российской Федерации заложены правовые основы социально-экономического развития, способствующие выполнению задач, стоящих перед социальным государством. Однако при этом следует согласиться с позицией большинства исследователей, отмечающих, что пока Россию можно назвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству. Данная позиция отражает реальное положение вещей, так как социально-экономические показатели не позволяют прийти к выводу о созданном в России обществе благосостояния.
В плане своего социально-политического назначения как института российское социальное государство должно стать общенародным государством большинства и для большинства, при этом гарантирующего и соблюдающего установленные законом права и свободы каждого отдельного гражданина.
Экономический фундамент российского социального государства должна составлять высоко развитая, социально ориентированная смешанная экономика, обеспечивающая как удовлетворение материальных и духовных потребностей населения, так и сохранение среды обитания и гармонию природы и общества.
Государство обязано и за счет собственных ресурсов, и путем создания необходимых условий для частного отечественного и зарубежного капитала обеспечить дальнейшее развитие наукоемких и высокотехнологических производств, модернизацию промышленности и агропромышленного производства, фактическую замену крайне запущенной технически и морально устаревшей коммунальной, строительной и дорожно-транспортной инфраструктуры.
В социальной сфере российского социального государства наряду с включением достижений мирового опыта в максимально возможной и целесообразной степени должны быть восстановлены реально обеспечивавшиеся в советское время социальные гарантии граждан.
Прежде всего, это означает восстановление гарантий на труд и занятость, на своевременное получение заработной платы и пенсий. Государство должно всячески поощрять производительный, социально полезный труд, его справедливую оплату и стремление граждан к росту своего благосостояния законными средствами.
В то же время совершенно недопустимы потворство возникновению сверх состояний, целенаправленная политика государства, направленная на искусственное создание класса крупнейших собственников путем издания благоприятствующих этому законов, указов, постановлений, фактическое отсутствие реального преследования за грубейшие нарушения даже таких нормативных актов.
Регулирование социально-экономических различий между социальными группами общества не только послужит утверждению социальной и политической стабильности, но и повысит платежеспособный спрос населения, создаст дополнительные предпосылки для экономического развития. При этом постепенного сближения материального достатка различных социальных групп необходимо добиваться прежде всего посредством борьбы с бедностью, а не с благосостоянием.
Одной из важнейших составляющих социальной сферы должна стать эффективная и гибкая система социального обеспечения граждан. Она должна включать в себя, во-первых, социальное страхование и обеспечение граждан и их семей в случаях классических рисков и вынужденных состояний (болезнь, возраст, безработица, несчастный случай и т.п.); во-вторых, оказание помощи малоимущим, многодетным и неполным семьям, жертвам стихийных бедствий и т.д.; в-третьих, поощрительную и вспомогательную подсистему, занимающуюся кредитованием лиц, стремящихся самостоятельно решать свои социальные проблемы в области строительства или приобретения жилья, получения дополнительного образования, отдыха и т.д.
К числу необходимых характеристик социальной сферы российского социального государства следует отнести восстановление социальных гарантий на получение качественного бесплатного для граждан медицинского обслуживания по основным видам медицинской помощи и бесплатного образования всех его уровней. На коммерческой основе могут оказываться дополнительные медицинские услуги, выходящие за рамки восстановления здоровья пациентов.
В российском социальном государстве существенное значение и свои специфические черты будет иметь и духовная сфера. Во главу угла забот государства и общества должно быть поставлено формирование всесторонне и гармонично развитой личности каждого человека. Глубокие народные традиции гуманизма и нравственности, высочайшие достижения отечественной культуры делают эту цель вполне достижимой. Для этого должен быть открыт доступ гражданам и прежде всего молодежи к подлинным образцам мировой и отечественной культуры, искусства и литературы, прекращена фактически насильственная вестернизация духовной жизни. Примеры защиты национального языка и культуры, поощрения развития фольклора дают многие развитые европейские страны.
Принципиально важное значение имеет прекращение пропаганды насилия, жестокости, аморализма, индивидуализма, внедрения в массовое сознание иллюзий о широких возможностях случайного счастливого обогащения и т.д. Интересам общества и традициям народов России в гораздо большей степени отвечает воспитание молодежи в духе гуманизма, нравственности, коллективизма и взаимопомощи, служения людям и Отечеству. Большие задачи перед государством и обществом стоят и в области формирования правовой культуры населения и борьбы с преступностью.

3. Заключение.
Подводя итог работы можно сделать следующие выводы:
Социальное государство – это такое государство, в котором принципы социальной справедливости и солидарности законодательно закреплены и последовательно реализуются во всех сферах общественной жизни.
Сущность социального государства раскрывается в его взаимосвязи с правовым и демократическим государством и определяется совокупностью следующих устойчивых характеристик:
Законодательное закрепление функции государства по перераспределению доходов через налогообложение и социальные программы с целью недопущения резкого материального и социального неравенства.
К признакам социального государства следует отнести следующие:.
• доступность социальной поддержки государства всем членам общества;
• право осуществлять государством контроль и регулирование социальных процессов;
• наделение граждан социальными правами, а государства - социальной ответственностью;
• наличие в социальном государстве бюджетных социальных выплат;
• наличие государственных систем социальной защиты, социального обеспечения и обеспечения занятости;
• признание ответственности социального государства за уровень благосостояния своих граждан.
Социальная поддержка со стороны государства сочетается с созданием условий для максимальной трудовой занятости граждан, социальной ответственностью предпринимательских структур и некоммерческого сектора.




4.
Список использованной литературы.  
1. Конституция РФ, 12 декабря 1993г. – М., 2010-06-09.
2. Баталов Э.Я. Доживет ли Россия до социального государства. // Российская Федерация. М., 2006.
3. Баглай М.В. Конституционное право РФ. М., 2005.
4. Калашников С.В. Становление социального государства в России, М.,2003.
5. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие, М., 2001.
6. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В. А. Четвернин. М., 1997.
7. Кутафин О.Е. Козлова Е.И. Государственное право РФ. Учебник, М., 2006.
8. Лафитский В.И. Конституционное право зарубежных стран, М., 2004.
9. Левашов В.А. Россия: социальное государство и стратегия устойчивого развития. // Обозреватель. 2006. № 8.
10. Нечаева Е.Г. Социальное государство: правовое понимание и практика, М., 2007.
11. Новгородцев П. И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. М., 1996.
12. Путило Н. В. Основы правового регулирования социальных прав. Автореф. дис. канд. ю. н. М., 1999.
13. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления, М., 2004.
14. Теория права и государства/ Под ред. Г.Н.Манова, М., 2005.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62967. Звуки (н), (н’). Буквы Н, н 63.84 KB
  Повторить термины связанные с понятием согласный звонкий глухой твердый мягкий; продолжать формировать представлений об основных единицах языка: слове слоге звуке продолжать формировать умение выделять изучаемые звуки в речи и отрабатывать навык чтения...
62973. Вплив шкідливих звичок на організм людини 19.72 KB
  Мета: Навчальна: запобігати шкідливим звичкам які негативно впливають на здоровя підлітків; Виховна: формувати вміння і навички учнів щодо власної безпеки розуміння відповідальності за власні вчинки та їх наслідки...