86448

Структура органов государственного финансового контроля

Лекция

Финансы и кредитные отношения

Финансовый контроль является частью общей системы контроля, который функционирует в условиях любой современной экономической системы. Как было отмечено в предыдущей теме, базовым объектом финансового контроля являются финансовые ресурсы, их эффективное формирование и использования.

Русский

2015-04-07

116.68 KB

6 чел.

12

Тема 2. Организация государственного

финансового контроля (часть 1)

1. Сущность государственного финансового контроля, особенности его функционирования в условиях рыночной экономики.

2. Структура органов государственного финансового контроля.

3. Государственный финансовый мониторинг как инструмент  противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Вопрос 1. Сущность финансового контроля, особенности его функционирования в условиях рыночной экономики.

Финансовый контроль является частью общей системы контроля, который функционирует в условиях любой современной экономической системы. Как было отмечено  в предыдущей теме, базовым объектом финансового контроля являются финансовые ресурсы, их эффективное формирование и использования. Понятие финансового контроля исключительно обширно, поэтому с целью конкретизации рассматриваемой экономической категории остановимся исключительно на внешнем финансовом контроле.   

 Внешний финансовый контроль осуществляется в 2 основных формах:

1. государственный (в том числе ведомственный);

2. аудиторский.

Государственный контроль осуществляется государственными органами, объектом его являются так называемые государственные финансы. В связи с отсутствием однозначности определения существует 2 основных понимания государственных финансов.

- узкое – это сфера государственного бюджета, его формирования и исполнения;

- широкое – это не только бюджет, но и вся совокупность элементов государства, создающая национальное богатство: природные ресурсы, производственно-хозяйственная деятельность, распределение благ.

Широкая трактовка государственных финансов значительно расширяет объект государственного финансового контроля. Это означает, что объектом финансового контроля становится формирование и использование  национального достояния.  

Указанные выше подходы к трактовке государственного финансового контроля  определяются сложностью экономической интерпретации категории финансов.

Не отходя принципиально от предмета исследования данной темы, отметим, что в отечественной и зарубежной экономической науке зачастую наблюдаются различия в трактовках фундаментальных экономических категорий,  что требует обстоятельной интерпретации понятийного аппарата.

Сформулировать определение категории финансов, наиболее точно отражающее ее экономический смысл, достаточно сложно. Вместе с тем обобщая определения финансов, которые приводятся в отечественной литературе, можно сделать вывод о том, что категория «финансы» преимущественно трактуется как экономические отношения, связанные с созданием, распределением и перераспределением ВВП в денежной стоимости.  Очевидно, что в подобном контексте финансы преимущественно связаны с финансовыми ресурсами, сконцентрированными в составе централизованных денежных фондов (бюджетном звене) финансовой системы, что отвечает «узкой» трактовке государственных финансов.

В зарубежной литературе можно увидеть более простые определения финансов. При   этом часто не делается различия между терминами «управление финансами» и «финансы». Характерным примером является определение «финансы», приведенное  в книге Р. Мертона:

 Финансы - это наука о том, каким образом люди управляют расходованием и поступлением дефицитных денежных ресурсов на определенный период времени.

Точнее перевод с англ. звучал бы как «редкий, недостаточный», что подчеркивает не столько нехватку финансовых ресурсов, сколько недоступность по стоимости в конкретной экономической ситуации, либо по объему привлекаемых средств (основным ограничением привлечения кредитных ресурсов является объем допустимой долговой нагрузки, рассчитываемый как кредитором, так и заемщиком). Отметим, что принцип «закредитованности» заемщика действует не только на микроуровне, но и в отношении национальных экономики при международном кредитовании.

Вопрос к семинару: Докажите «работоспособность» определения Р. Метона при его рассмотрении в контексте государственных финансов на уровне национального хозяйства.

Основными задачами государственного финансового контроля, выделяемыми в ведущих учебно-методических источниках являются2:

  1.  контроль своевременности исполнения доходной и расходной статей бюджета и внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
  2.  оценка обоснованности доходных статей бюджета и определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования государственной собственности;
  3.  контроль правильности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

Вопрос к семинару: почему правильности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности является объектом государственных интересов?

Вместе с тем, значительный объем контрольных полномочий государства реализуется в рамках реализации денежно-кредитной политики, антимонопольного законодательства, регулирования финансовых рынков, банковского сектора экономики, что выходит за рамки традиционного («узкого») представления о государственных  финансах.

Ведомственный контроль проводится  министерствами с целью наблюдения за деятельностью подведомственных предприятий.

Структура органов ведомственного контроля регулируется внутренними ведомственными документами. Основными принципами построения такой структуры является централизованная форма организации, когда основной контролирующий аппарат сосредоточен в главном руководящем звене. Основными методами работы здесь являются проведение комплексных ревизий.

Вопрос 2. Структура органов финансового контроля

Конкретные функции государственного финансового контроля, реализуемые  органами государственной власти, представленными на рис 1, следует рассмотреть САМОСТОЯТЕЛЬНО на основании содержания нормативных документов, определяющих их правовой статус и административные полномочия. Необходимые для изучения документы приведены в составе ЭОР по дисциплине.   

В результате изучения указанных документов необходимо получить развернутое представление о направлениях государственного финансового контроля, субъектах и объектах  государственного финансового контроля в сфере финансово-бюджетного надзора, банковского сектора экономики, финансовых рынков.

 Вопрос к семинару: Самостоятельно изучив содержание вопроса, выскажите собственные суждения относительно того, правомерно ли рассматривать  действующую в настоящее время систему государственного финансового контроля в контексте широкой трактовки государственных финансов (формирования и использования  национального достояния, создания условий для стабильности и экономического роста и т.д) либо узкая трактовка более правомерна? Можно ли привести примеры процедур финансового контроля, которые способствуют формированию и использованию национального достояния, однако не являются элементами задач, приведенными С.В. Степашиным в учебнике «Государственный финансовый контроль».   


Государственный финансовый  контроль

Центральный банк РФ

Парламентский контроль

Президентский контроль

Судебный контроль

Исполнительные органы местного самоуправления

Высшие

исполнительные

органы субъектов РФ

Правительственный

контроль

Комитеты

Государственной Думы ФС РФ:

- по бюджету и налогам; - по промышленности;

- по собственности;

- по финансовому

рынку;

- по экономической

политике и предпринимательству

- иные в рамках компетенций

Контрольное управление Президента РФ

Правительство РФ

Суды,

прокуратура, следственные органы

Министерство

экономического

развития

Министерство

финансов РФ

Федеральная налоговая служба

Комитеты Совета

Федераций  ФС РФ

Федеральная служба

финансово-бюджетного надзора

(Росфиннадзор)

Федеральная таможенная служба

Счетная палата РФ и ее территориальные

подразделения,

контрольно-счетные

палаты субъектов РФ

Федеральная служба по финансовому

мониторингу

(Росфинмониторинг)

Федеральная

антимонопольная служба

Федеральное казначейство

Рис. 1. Структура органов государственного финансового контроля


Вопрос 3. Государственный финансовый мониторинг как инструмент  противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Говоря об истоках понятия «отмывание денег» необходимо отметить, что целью совершения большинства экономических преступлений является получение экономической выгоды. Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, позволяет скрыть незаконные источники прибыли и таким образом превращает противозаконную деятельность в высокодоходный вид предпринимательства. Согласно различным экспертным оценкам, каждый год «отмывается» более двух триллионов долларов США.

Участники процесса легализации денежных средств, полученных преступным путем, чаще всего являются изощренными преступниками, быстро меняющими способы совершения преступлений по мере ужесточения законодательства. Сегодня, в условиях глобализации и существования крупных международных преступных и террористических синдикатов, отмывание денег стало общемировой проблемой. Легализация преступных доходов затрагивает не только наличную денежную массу, но и деятельность кредитных институтов. Участники процесса отмывания денег диверсифицируют свою деятельность, осуществляя операции в различных секторах финансовых и нефинансовых услуг.

Юридическое и законодательное определение понятия отмывания денег впервые появилось в США в 70 - 80-х годах XX века. В то время данный термин означал процесс преобразования нелегально полученных доходов, прежде всего от реализации наркотиков, в легальные доходы.

С созданием в 1989 году Международной группы по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ) словосочетание «отмывание денег» стало международным юридическим термином. С точки зрения ФАТФ под отмыванием понимается процесс сокрытия или маскировки существования, незаконного происхождения, движения, назначения или использования имущества или денежных средств, полученных незаконным путем.

Первые схемы отмывания денег связаны с американской мафией 20 - 30-х годов прошлого века, а точнее, с именем одного из известных ее представителей Мейером Лански. После того как самый известный гангстер, Аль Капоне, был осужден на 11 лет за неуплату налогов, Лански задумался о том, как избежать преследования, и пришел к выводу, который Дж. Робинсон в своей книге «Всемирная прачечная» называет «силлогизмом Лански». «Силлогизм Лански» отражает суть процесса отмывания денег: «если государственные органы не смогут проследить движение денег, они не смогут их найти, если они не смогут их найти, их нельзя будет обложить налогом. Следовательно, если суметь замаскировать эти не облагаемые налогом деньги так, словно они подверглись налогообложению, федеральные органы контроля не смогут их узнать, когда вы их предъявите, и деньги можно будет вернуть домой».

Одни из первых схем отмывания денег были связаны с деятельностью игорных заведений и были призваны замаскировать выручку, которую американская мафия получала от торговли наркотиками. Гангстеры добавляли к ежедневной выручке казино средства, полученные от реализации наркотиков, таким образом маскируя их под прибыль этих заведений. Аналогичные механизмы вплоть до настоящего времени используются при смешивании «теневых доходов» с выручкой розничных торговых сетей. Выгода от использования подобной схемы обусловлена еще и тем обстоятельством, что налоговые последствия подобной схемы для злоумышленников вполне приемлемы, поскольку многие используемые для реализации подобных схем торговые предприятия имеют благоприятные налоговые режимы, например ЕНВД (магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту торговли имеют возможность использования системы налогообложения в виде ЕНВД в соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ);

Отметим, что рассмотрение схем фальсификации финансовой информации и методов их экономической диагностики не являются предметом исследования в рамках данного вопроса и будут изучены самостоятельной теме курса. Вместе с тем в составе ЭОР предложены дополнительные литературные источники, посвященные указанным вопросам, которые рекомендованы для самостоятельного изучения. Хочу отметить, что сложность восприятия схем легализации объясняется множеством юридических аспектов оформления операций, понимание которых требует высокой компетентности в области прикладной экономики и финансового права, знания специфики функционирования финансовой системы, товарных рынков и т.д.

Ответственность за легализацию денежных средств предусмотрена в законодательстве многих стран. Лидером по числу осужденных за отмывание денег являются США. В соответствии с американским законодательством отмыванием денег считается любая операция с деньгами, полученными преступным путем. Например, в середине 1990-х годов несколько американских адвокатов были осуждены за отмывание денег на том основании, что приняли гонорар от наркобаронов.

В российском уголовном законодательстве норма об отмывании преступных доходов впервые появилась в 1997 году. Статья 174 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), вступившего в силу 1 января 1997 года, предусматривала уголовную ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств и иного имущества, полученного заведомо незаконным путем.

Борьба с отмыванием преступных доходов в последние годы вошла в число приоритетных задач, так как возрастающие масштабы этого явления стали не только подрывать стабильность финансово-экономической системы, но и напрямую создали угрозу национальной безопасности государства.

В июне 2000 года ФАТФ опубликовала список стран и территорий, которые не принимают целенаправленных мер по предотвращению отмывания денег. Среди 15 стран, включенных в первую редакцию «черного списка» ФАТФ, была указана и Россия.

Следует признать, что на момент проведения оценки ФАТФ система противодействия отмыванию денег в России действительно отсутствовала. В качестве основного фактора, препятствующего улучшению национального режима в данной сфере, эксперты ФАТФ указали на отсутствие в России отвечающих международным стандартам Базового закона о противодействии отмыванию денег и нормативных актов, обеспечивающих его исполнение.

  Можно утверждать, что национальная система противодействия отмыванию денежных средств (далее ПОД)  функционирует в России с 1 февраля 2002 года, с момента вступления в силу Федерального закона № 115-ФЗ от 7 августа 2001 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», который составляет ее законодательную основу.

С момента принятия указанного Закона и создания в 2001 году Комитета по финансовому мониторингу (с 2004 года - Федеральная служба по финансовому мониторингу)  России сделан значительный шаг вперед в отношении противодействия отмыванию денег. В июне 2002 года Россия была исключена из «черного списка» ФАТФ, что стало оценкой всех тех усилий и шагов, которые были предприняты в нашей стране в сфере борьбы с отмыванием преступных доходов. С 2003 года Россия является членом ФАТФ.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны представлять в уполномоченный орган (Росфинмниторинг) информацию по операциям, подлежащим обязательному контролю, не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции.

Аналогичное требование и сроки  предоставления информации установлены ФЗ в части операций, не требующих обязательного, контроля, однако вызывающих сомнения у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом.

Перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, приведен в ст. 5 Закона. Субъектами, представляющими информацию об операциях с денежными средствами или иным имуществом, являются:

- кредитные организации;

- профессиональные участники рынка ценных бумаг;

- страховые организации и лизинговые компании;

- организации федеральной почтовой связи;

- ломбарды;

- организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

- организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;

- организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;

- организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

- коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;

- операторы по приему платежей;

- кредитные потребительские кооперативы;

- микрофинансовые организации.

- общества взаимного страхования;

- негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;

- операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи.

Вопрос к семинару: Сформулируйте основные предпосылки, которые, на Ваш взгляд, определяют целесообразность включения в состав субъектов, предоставляющих информацию,  указанных выше организаций.     

Кроме того, субъектами, предоставляющими информацию в уполномоченный орган, должны выступать адвокаты, нотариусы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских или юридических услуг (в случае наличие у них информации о сделках которые осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов).

До 95% сообщений представляется в Росфинмониторинг в электронной форме, что существенно облегчает как передачу, так и прием информации. Подготовленные финансовыми организациями сведения передаются в зашифрованном виде по защищенным каналам связи и подписываются электронной цифровой подписью или кодом аутентификации.

Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций. Укажем некоторые из них:

1.  операции с денежными средствами в наличной форме:

- снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;

- покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;

- приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;

- получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;

- обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;

- внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;

2.  зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации и подлежит опубликованию;

3. операции по банковским счетам (вкладам):

- размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;

- открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;

- перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца;

- зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия;

4. иные сделки с движимым имуществом:

- помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;

- выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;

- получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);

- переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента;

- скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

- получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;

- предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.

1.1. Сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее.

1.2. Операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по расходованию денежных средств и (или) иного имущества указанной организацией подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее.

Вопрос к семинару: почему акцент в указанном пункте Закона сделан на некоммерческие организации?

1.3. Операция по зачислению денежных средств на счет (вклад), покрытый (депонированный) аккредитив или списанию денежных средств со счета (вклада), покрытого (депонированного) аккредитива хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается такая операция, равна или превышает 50 миллионов рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 50 миллионам рублей, или превышает ее.

Вопрос к семинару: объясните смысл понятия покрытый (депонированный) аккредитив?  

Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

При этом сведения об организациях и лицах, включенных в указанный перечень, подлежат размещению в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа и опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации.

В целях разъяснения вопросов, связанных с применением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, Росфинмониторинг и соответствующие надзорные органы публикуют информационные письма и иные официальные сообщения.

Так, информационное письмо Росфинмониторинга от 2 августа 2013 года № 30 дает разъяснения в отношении классификации некоторых операций с недвижимостью. Согласно информационному в случаях, если в договоре аренды недвижимого имущества, предусматривающем выкуп арендуемого недвижимого имущества, общая сумма сделки не указывается, а сам договор заключен на неопределенный срок, при этом сумма каждого арендного платежа меньше порогового значения, то каждый раз, когда общая сумма платежей достигает 3 000 000 рублей, либо эквивалент в иностранной валюте, у организации возникает обязанность предоставить информацию об указанной сделке в Росфинмониторинг как об операции, подлежащей обязательному контролю.

Важным элементом Закона выступает регламентация прав и обязанностей организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны:

1. в общем случае до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, установив следующие сведения:

- в отношении физических лиц  - фамилию, имя, а также отчество, гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии

- в отношении юридических лиц - наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения;

При приеме на обслуживание и обслуживании клиентов - юридических лиц получать информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с данной организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, а также на регулярной основе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов.

Вопрос к семинару: как организации, включенной в состав субъектов предоставления информации, на Ваш взгляд, лучше организовать получение требуемых данных о целях и характере деловых отношений клиента с ней?

2. принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев. Согласно закона бенефициарный владелец - в целях настоящего Федерального закона физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом - юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента.

4. документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами:

- вид операции и основания ее совершения;

- дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена;

- сведения, необходимые для идентификации физического лица или юридического лица.

5. применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

Идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся в обязательном порядке:

- при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, страховых премий, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей.

- при осуществлении физическим лицом операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 15 000 рублей либо не превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей.

Кредитным организациям запрещается:

- открывать и вести счета (вклады) на анонимных владельцев, то есть без предоставления открывающим счет (вклад) физическим или юридическим лицом документов, необходимых для его идентификации, а также открывать и вести счета (вклады) на владельцев, использующих вымышленные имена (псевдонимы);

- открывать счета (вклады) физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего счет (вклад), либо его представителя;

- устанавливать и поддерживать отношения с банками-нерезидентами, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления;

- заключать договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае непредставления клиентом, представителем клиента документов, необходимых для идентификации клиента, представителя клиента в случаях,

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях ПОД разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил, и сохранять ее конфиденциальный характер.

Основаниями документального фиксирования информации являются:

- запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

- несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;

- выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

-  отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у работников организации возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются руководителем организации.

Вопрос к семинару: какую цель преследовал законодатель требуя разработки и последующей реализации правил внутреннего контроля?

Важным инструментом установления необычных сделок является следование рекомендациям по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок, утвержденным приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103
(в ред. от 09.01.2014)

Вопрос к семинару: в составе ЭОР по теме приведены задания для самостоятельной работы № 1 и № 2. Их освоение направлено на закрепление материалов настоящего вопроса темы. Выполнение указанных заданий в рамках подготовки к семинарскому занятию – ОБЯЗАТЕЛЬНО.  Разбор указанных заданий и оценка качества их выполнения преподавателем будет осуществляться на семинарском занятии. 

2 Степашин С.В, Столяров Н.С., Шохин С.О., Жуков В.А. Государственный финансовый контроль  / -М:.Издательский дом «Питер», 2004, с. 90


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22110. J-K триггер (универсальный триггер) 24 KB
  Триггером JK типа называют автомат Мура с двумя устойчивыми состояниями и двумя входами J и K который при условии J K = 1 осуществляет инверсию предыдущего состояния т. при J K = 1 Qt1 = Qt а в остальных случаях функционируют в соответствии с таблицей истинности RS триггера при этом вход J эквивалентен входу S а вход K входу R. Этот триггер уже не имеет запрещенной комбинации входных сигналов и его таблица истинности т.
22111. Структурная схема конечного автомата 26.5 KB
  Комбинационная схема строится из логических элементов образующих функционально полную систему а память – на элементарных автоматах обладающих полной системой переходов и выходов. Каждое состояние абстрактного автомата ai i=0n кодируется в структурных автоматах набором состояний элементов памяти Q2 R=1R. Здесь Q – состояние автомата а ai = {0 1} Как и прежде Q Общее число необходимых элементов памяти можно определить из следующего неравенства 2R n 1.
22112. Табличный метод структурного синтеза конечных автоматов 75.5 KB
  На этапе структурного синтеза выбираем также способ кодирования состояний и выходных сигналов заданного автомата через состояния и выходные сигналы элементарных автоматов в результате чего составляют кодированные таблицы переходов и выходов. Функции возбуждения элементарных автоматов и функции выходов получаются на основе кодированной таблицы переходов и выходов. Рассмотрим примеры синтеза которые позволяют сформулировать общий алгоритм структурного синтеза конечных автоматов.
22113. Технические особенности конечных автоматов 36 KB
  Здесь u – сигналы возбуждения триггера. На практике триггера часто выполняются в синхронном варианте синхронные триггера когда упомянутые элементы u включают в схему триггера. Например схему синхронного триггера RSтипа можно рассматривать как состоящую из асинхронного RSтриггера ко входам R и S которого подключены двухвходовые элементы И. Очевидно синхронные триггера будут сохранять свои состояния при С=0 а переходы в них возможны при С=1 то переходы в синхронном триггере будут осуществляться также как в асинхронном.
22114. Понятие устойчивости конечного автомата 48 KB
  Дело в том что триггера в схеме имеет различные времена задержек сигналов обратной связи которые поступают с выходов триггеров на их входы через комбинационную схему II. По этим причинам если при переходе автомата из состояния ai в as должны измениться состояния нескольких триггеров то между выходными сигналами этих триггеров начинаются гонки. изменит свое состояние раньше других триггеров может через цепь обратной связи изменить может изменить сигналы возбуждения на входах других триггеров до того момента как они изменят свои состояния....
22115. Синтез конечных автоматов 31.5 KB
  В ЦА выходные сигналы в данный момент времени зависят не только от значения входных сигналов в тот же момент времени но и от состояния схемы которое в свою очередь определяется значениями входных сигналов поступивших в предшествующие моменты времени. Понятие состояния введено в связи с тем что часто возникает необходимость в описании поведения систем выходные сигналы которых зависят не только от состояния входов в данный момент времени но и от некоторых предысторий т. Состояния как раз и соответствуют некоторой памяти о прошлом...
22116. Способы задания автомата 362 KB
  Существует несколько способов задания работы автомата но наиболее часто используются табличный и графический. Совмещенная таблица переходов и выходов автомата Мили: xj ai a0 an x1 a0x1 a0x1 anx1 anx1 xm a0xm a0xm anxm anxm Задание таблиц переходов и выходов полностью описывает работу конечного автомата поскольку задаются не только сами функции переходов и выходов но и также все три алфавита: входной выходной и алфавит состояний. Для задания автомата Мура требуется одна таблица поскольку в этом...
22117. Частичные автоматы 194 KB
  Оказывается что для любого автомата Мили существует эквивалентный ему автомат Мура и обратно для любого автомата Мура существует эквивалентный ему автомат Мили. Рассмотрим алгоритм перехода от произвольного конечного автомата Мили к эквивалентному ему автомату Мура. Требуется построить эквивалентный ему автомат Мура Sb = {Ab Xb Yb b b} у которого Xb = Xa Yb = Ya т. Для определения множества состояний Ab автомата Мура образуем всевозможные пары вида ai yg где yg – выходной сигнал приписанный входящей в ai дуге.
22118. Абстрактный синтез конечных автоматов 25.5 KB
  Составить аналогичную таблицу описывающую работу конечного автомата не представляется возможным т. множество допустимых входных слов автомата вообще говоря бесконечно. Мы рассмотрим один из возможных способов формального задания автоматов а именно задание автомата на языке регулярных событий. Представление событий в автоматах.