8645

Основные направления современной западной философии

Контрольная

Логика и философия

Основные направления современной западнойфилософии. План 1. Философия позитивизма: этапы развития 2. Прагматизм 3. Герменевтика 4.Сциентизм и антисциентизм 5.Философия жизни 6.Психоанализ и неофрейдизм 7. Экзистенциализм Позитивизм (от л...

Русский

2013-02-16

104 KB

138 чел.

Основные направления современной западной философии. 

План

1. Философия позитивизма: этапы развития

2. Прагматизм

3. Герменевтика

4.Сциентизм и антисциентизм

5.Философия жизни

6.Психоанализ и неофрейдизм

7. Экзистенциализм

Позитивизм (от лат. positivus – «положительный»). Главный вопрос – взаимоотношения философии и науки. Главный тезис – подлинное (положительное) знание может быть получено только специальными науками.

Первая историческая форма позитивизма – в 30 – 40-х гг. XIX в. – как антитеза традиционной метафизике – учению о всеобщих принципах бытия, знание о которых не может быть дано в чувственном опыте.

Огюст Конт (1798–1857) – основатель позитивитизма и социологии:

1) продолжил традиции Просвещения: наука способна к бесконечному развитию;

2) классификацию наук, разработанную энциклопедистами.

Утверждал: попытки приспособить метафизическую проблематику к науке обречены – наука не нуждается в философии, а должна опираться на себя. Новая Философия должна решительно порвать со старой, метафизической («революция в философии»), ее главная задача – обобщение научных данных, полученных в частных, специальных науках.

Вторая форма позитивизма (рубеж XIX–XX вв.) – махизм и эмпириокритицизм – немецкий философ Рихард Авенариус (1843–1896) и австрийский физик и философ Эрнст Мах (1838–1916). Махисты отказывались от внешнего источника знания (в противовес «вещи в себе» И. Канта) и возрождали традиции Д. Беркли и Д. Юма.

Главная задача философии позитивизма – в создании теории научного познания. Рассматривали научные понятия в качестве знака (теория иероглифов) для экономного описания элементов опыта – ощущений.

Третья форма (1910 – 1920-х гг.) – неопозитивизм или аналитическая. Несколько направлений.

Логический позитивизм, или эмпиризмМориц Шлик (1882–1936), Рудольф Карнап (1891–1970) и др.

В центре – проблема эмпирической осмысленности научных утверждений: философия не является ни теорией познания, ни содержательной наукой о какой-либо реальности. Это – род деятельности по анализу естественных и искусственных языков.

Принцип логического позитивизма – верификация (от лат. – «verus» – «истинный» и «facere» – «делать»): эмпирическое подтверждение теории науки путем сопоставления с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом. Научные выводы, не подтвержденные опытом, не имеют познавательного значения, являются некорректными. Суждение о факте называется протоколом или протокольным предложением.

Ограниченность верификации – универсальные законы науки не сводятся к совокупности протокольных предложений. Сам принцип проверяемости не мог быть исчерпаем простой суммой какого-либо опыта.

Сторонники лингвистического анализа – другого направления неопозитивизма – Джордж Эдуард Мур (1873–1958) и Людвиг Витгенштейн (1889–1951) отказались от верификационной теории значения и подобных тезисов.

Четвертая форма позитивизма – постпозитивизм – отход от многих принципиальных положений позитивизма.

Карл Поппер (1902–1988): философские проблемы не сводятся к анализу языка. Главная задача в философии – в демаркации – разграничении научного и ненаучного знания. Метод демаркации основан на принципе фальсификации – опровержимости любого утверждения, относящегося к науке. Если теория не может быть опровергнута – она относится не к науке, а к религии.

Философия прагматизма

Прагматизм (от греч. pragma, pragmatos – «дело», «действие») – философское учение. Возникло в США в 70-х гг. XIX в. – содержание понятия исчерпывается представлением о его возможных последствиях.

Философия – общий метод решения проблем, возникающих в различных жизненных ситуациях.

Объекты познания не существуют независимо от сознания, а формируются сознанием в ходе решения практических задач.

Мышление – средство приспособления организма к среде для успешного действия.

Понятия и теория – инструменты, орудия.

Истина – практическая полезность.

Человеческая сущность – в действии, жизненной практике.

Прагматизм оказало сильное воздействие на интеллектуальную жизнь американского общества; взаимосвязь с традициями западной философии. Тщательно разработаны понятийная система, широкий спектр специфических проблем. В рамках прагматизма – наиболее влиятельная в XX в. теория деятельности.

Развитие философского (философия Ф. Ницше, А. Бергсон) и естественно-научного знаний (Ч. Дарвин) привело к пересмотру природы знания и истины: интеллектуальная деятельность – не понятийное воспроизведение объективной действительности, а средство проектирования успешных действий по достижению определенных целей заинтересованного субъекта. Развитие и завершение – в прагматизме, созданном Чарльзом Сандерсом Пирсом (1839–1914) – основатель, Уильямом Джеймсом (1842–1910), Джоном Дьюи (1859–1952).

В основе прагматизма:

1) теория «сомнения – веры»;

2) теория значения.

Первая основана на «прагматической вере» И. Канта («Критика чистого разума»): если надо действовать, но нет полных знаний об обстоятельствах дела, приходится делать предположение и верить, что основанное на нем действие будет успешным. Действие, основанное не на знании, а на «прагматической вере» – суть доктрины Ч. Пирса. Различают два состояния сознания: сомнение и веру.

Сомнение – колебание между альтернативными решениями, вызывающее неприятное психологическое состояние.

Вера – готовность действовать, уверенность в успехе. Успешный переход от первого состояния ко второму – функция мысли.

Вторая теория значения: содержание (значение) идеи или понятия – в практических последствиях, которые они вызывают.

У. Джеймс – понятие воли к вере. Волевой момент – основа продуктивной деятельности человека. Необходимость религиозной веры – в эмоциональном удовлетворении. Свои философские взгляды называл радикальным эмпиризмом, подчеркивая их практическую направленность.

Д. Дьюи – теория инструментализма; суть: понятия – инструменты преодоления сомнения на пути к вере. Истина – переход от ситуации проблематической к ситуации определенной. Истина – полезность.

Практичный подход к науке: понятия и категории – инструменты действия в зависимости от ситуации. Наука – ключевое средство социальной реконструкции и совершенствования опыта с использованием передовых методов и высоких технологий. При определении истины акцент делается на аксиологию, т. е. ценностные характеристики. Повышенный интерес – к поведению человека: оно детерминировано верой, привычкой, убеждением. Лучший способ изменения социума и человека – изменение привычек. Прагматизм сближается с неопозитивизмом.

Герменевтика  

Герменевтика (от греч. hermeneno – «истолкование») – искусство толкования текстов, символов, смыслов социокультуры; экзегетика.

Использовалась в теологии (толкование учений, священных текстов), филологии (интерпретация текстов древних авторов на современный язык).

Философская проблематика герменевтики впервые стала разрабатываться Фридрихом Шлейермахером (1768–1834) – протестантским теологом и философом.

Заметно влияние И. Канта и особенно Г. Фихте («Наукоучение»). Главная функция герменевтики – в выявлении способа выражения мысли, определяющего индивидуальность, своеобразие текста. Противопоставлял герменевтику диалектике и грамматике, которые, выявляя общее, не в состоянии уловить индивидуальный стиль произведения.

Вильгельм Дильтей (1833–1911)представитель философии жизни, основатель понимающей психологии. Метод понимания, применяемый в исследовании истории, противопоставляет методу объяснения, который присущ наукам о природе. Если в основе объяснения лежат опыт, продуктивно-конструкторская деятельность рассудка, то понимание сходно с интуицией и характеризуется непосредственным постижением некоторой духовной целостности. Собственный мир понимается через самонаблюдение (интроспекцию), мир другого – через сочувствование, сопереживание. Герменевтика – метод понимания культуры.

Эдмунд Гуссерль (1859–1938) в основу понимания помещает «неосознанный фон интенциональных актов познания», «нетематический горизонт», который дает некоторое представление о предмете. «Горизонты» отдельных предметов сливаются в единый «жизненный мир», делающий возможным понимание одного другим. Отдельные культурные и исторические памятники имеют смысл только через соотнесенность с «жизненным миром».

Мартин Хайдеггер (1889–1976) в качестве жизненного мира рассматривает языковую реальность. «Язык – дом бытия»: герменевтика – не только искусство толкования текстов, но и «свершение бытия», которое наиболее полно проявляется в многозначном творчестве поэтов. Истолкование поэтического слова – главная цель и функция философии герменевтики.

Выдающийся представитель герменевтики XX в. – Ханс Георг Гадамер (1900 г.).

Опирался на «понимающую психологию» В. Дильтея, теорию «жизненного мира» Э. Гуссерля, учение о языке М. Хайдеггера, которого признавал своим непосредственным учителем.

Х. Гадамер рассматривает герменевтику не только как метод понимания текстов, но как особую отрасль понимания. Ее предметом наряду с историко-гуманитарными науками является и вся совокупность знаний о мире и человеческом бытии. Понимание здесь универсальный способ существования действующего человека, его непосредственный (жизненные проявления, экзистенция), так и опосредствованный (история, культура) опыт. Таким образом, пониманию придается онтологическое значение. Герменевтика как философское знание – это анализ процесса понимания движения к истине. Она – не результат, а путь к знанию, сама практика получения истины. Герменевтика признала единственно доступным и ценным мир человеческого общения.

Мир культурных ценностей – язык, с помощью которого должны быть истолкованы все составляющие культуры.

Сциентизм и антисциентизм

Сциентизм – абсолютизация роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества.

Начал складываться в философии конца XIX – начала XX вв., когда с развитием науки был поставлен вопрос о ее роли и месте в культуре. В этих условиях возник и антисциентизм.

Во время научно-технической революции в связи достижениями науки проявились отрицательные черты сциентизма: он не учитывал сложную системную организацию общественной жизни, где наука занимает важное, но не доминирующее место. В качестве образца науки сциентизм обычно рассматривает естественные и точные науки. Будучи не строго оформленной системой взглядов, а идейной ориентацией, сциентизм проявляется по-разному: от внешнего подражания точным наукам (искусственное применение математической символики, нарочитое придание анализу философско-мировоззренческих или социально-гуманитарных проблем формы точных наук – аксиоматическое построение, система дефиниций, логическая формализация) – до абсолютизации естественных наук как единственного знания и отрицания философско-мировоззренческой проблематики как лишенной познавательного смысла и значения (неопозитивизм).

Сциентизм недооценивает своеобразие философии по сравнению с другими науками, в отрицании философия выступает как особая форма общественного сознания.

Сциентизм в социологии связан с отрицанием особенностей объекта социального анализа по сравнению с объектами, исследуемыми в естественных науках, с игнорированием ценностных моментов, построений, имеющих выход в социально-философскую сферу, с абсолютизацией количественных методов в социальных исследованиях.

Антисциентизм настаивает на ограниченности возможностей науки в решении проблем человеческого существования, в крайних проявлениях оценивая науку как враждебную человеческому существованию.

Философия – нечто принципиально отличное от науки, носящей утилитарный характер и не способной подняться до понимания подлинных проблем мира и человека. Антисциентизм трактует социально-гуманитарное знание как форму сознания, к которой неприменим принцип объективности научного исследования.

Крайние формы: Ф. Ницше, М. Хайдеггер, Н. Бердяев – стремление рассматривать действительность с позиции человека, трагически борющегося с миром, куда входит и наука.

К сциентизму тяготел марксизм, отрицая его игнорирование сложных вопросов о месте и функции науки в системе культуры, об отношении разных форм общественного сознания.

Реакция на сциентистские утопии – усиление антитехнической волны.

Развенчание иллюзий сциентистского оптимизма вызывает к жизни антиутопии, которых в XX в. создано множество: Г. Уэллс, А. Франк, Дж. Лондон, Р. Бредбери, братья Стругацкие, М. Замятин, О. Хаксли и др.

В их произведениях отображены резко критические образы технобудущего, где наука и техника совершенны, но подавлены свобода и индивидуальность.

Создатели антиутопий вместе со сциентистами исходят из идей всевластия науки и техники. Нельзя игнорировать роль антиутопий как предостережения человечества, не контролировать развитие науки и техники, не учитывать потребностей человека, духовно-нравственных целей и ценностей.

 философии жизни

XIX – начало XX в. – появление ряда новых философских течений.

«Философия жизни» ( В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер, X. Ортега-и-Гассет, А. Бергсон): дух – субстанция культуры – может быть понят не рационально, а посредством внутреннего переживания, интуиции.

Культура – самобытная и локальная реальность с особым менталитетом, душевным настроем.

Фридрих Ницше (1844–1900) – немецкий философ, филолог, проповедник индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма: культура – средство подавления и порабощения человека.

«Философия жизни» – оппозиция классическому рационализму, реакция на кризис механистического естествознания, базирующегося на принципе строгости и точности испытующего ума.

По традиции немецкого романтизма жизнь – это первичная и исходная реальность.

Для Ф. Ницше характерно необычное употребление понятия «философия».

Идеи – в форме фрагментов и афоризмов. Ему чужды попытки построения философской системы. По Ф. Ницше мир – постоянное становление и бесцельность, что выражается в идее вечного возвращения одного и того же. Лишь понятие «вещи» выступает как момент устойчивости в хаосе становления.

Теория познания в классическом смысле не была предметом особого внимания мыслителя.

Высказывания Ф. Ницше проникнуты субъективизмом и агностицизмом.

Отвергая принципы демократии и исторического прогресса, он противопоставляет им amor fati – любовь к судьбе; отвергает идеи равенства и справедливости как «разлагающие цельность человеческой природы».

Ницшеанский «сверхчеловек» – критика морали, которая разлагает, предполагая послушание, терпение, совестливость: все это размягчает и расслабляет волю человека. Ницше Ф. гипертрофировал волю, особенно к власти: проповедовал культ сильной личности, одержимой жаждой власти. Критерии морали носят чисто произвольный характер, все формы человеческого поведения маскируют волю к власти.

Начало ХХ в. Популярно учение французского мыслителя Анри Бергсона (1859–1941) – интуитивизм. Философия жизни – генеральное возражение против материалистически-механистической и позитивистской философии. Это – учение об интенсивности ощущений, о времени, о свободе воли, о памяти в ее соотношении со временем, о творческой эволюции и роли интуиции в постижении сущего. Значимо стремление построить картину мира, которая по-новому объясняла бы эволюцию природы и развитие человека в их единстве. Критикуя механицизм и догматический рационализм, А. Бергсон утверждал в качестве субстанции жизнь как некую целостность, отличную от материи и духа: жизнь устремлена вверх, а материя – вниз.

В гносеологии А. Бергсон противопоставляет интеллект интуиции:

1) интеллект – орудие работы с материальными, пространственными объектами;

2) интуиция дает человеку возможность схватывать суть «живой целостности» вещей, явлений.

В метафизических воззрениях (при рассмотрении эволюции органического) А. Бергсона жизнь – метафизически-космический процесс, «жизненный порыв», по мере его ослабления жизнь увядает и распадается, превращаясь в материю, неодушевленную массу – вещество. Человек – творческое существо, и через него проходит путь «жизненного порыва».

 психоанализ и неофрейдизм

Основатель теории психоанализа – австрийский ученый, психиатр Зигмунд Фрейд (1856–1939). На опыте лечения и диагностики психики разработал концепцию бессознательных психических процессов, перенеся их на социальные явления.

По З. Фрейду психика человека состоит из противостоящих друг другу сфер – сознательного и бессознательного, разделенных особой психической инстанцией – предсознательным.

Душевные процессы человека бессознательны. Бессознательное – особая психологическая реальность, присущая человеку, – существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует его. Модели личности, соотносящиеся с соответствующими системами психики: топографическая и динамическая.

При динамической схеме психика представлена совокупностью трех слоев:

1. «оно» – бессознательное;

2. «я» – сознание человека;

3. «сверх-я» – влияющая на личность внешняя реальность. После формирования «сверх-я» в результате интерпретации социальных норм, запретов и поощрений весь психический аппарат начинает действовать как целое.

Главные факторы, руководящие психикой человека, – удовольствия и вытеснения, когда психика отторгает неприемлемое.

З. Фрейд старается выяснить происхождение энергии бессознательного.

В 1920 г. – I психоаналитическая система: в основе бессознательного лежит сексуальный инстинкт – либидо.

После критики – II психологическая схема: энергией бессознательного управляют эрос – инстинкт жизни и танатос – инстинкт смерти.

Поведение человека объясняется инстинктом родового самосохранения. Все остальные стремления – следствия неудовлетворенности и переключения сексуальной энергии на другие области (сублимация). З. Фрейд по традициям социологии и антропологии биологизировал человека, сведя социальные и психические явления к физиологическим и биологическим процессам.

Одна из проблем психоанализа – эдипов комплекс, бессознательное влечение к родителю, которое определяет направление формирования личности и ее поведение в дальнейшей жизни.

Фрейд применил психоанализ, к межличностным отношениям, психологии масс, инстинктам культуры, которые трактовал в духе психологизма. Главная проблема – конфликт человека и общества.

По З. Фрейду – человек стремится к удовлетворению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет их, что вызывает враждебное отношение человека к культуре общества.

З. Фрейд использует для анализа религии и религиозности: иллюзорность защиты человека от проявлений природы и несправедливостей культуры. Предложил переход от религиозной веры к атеизму.

На основе учения З. Фрейда возникло философское течение неофрейдизма. Его разработали А. Адлер, В. Рэйх, Г. Юнг, Э. Фромм.

Э. Фромм, критикуя фрейдизм, построил учение на социальных понятиях: совокупность основных потребностей человека – схожими с животными и человеческими. В существовании человека имеются основные противоречия – патриархат и матриархат, власть и подчинение, личное и историческое бытие.

Цель – помочь человеку решить эти проблемы; главный способ – культивирование всеобщей любви.

Смысл жизни – в активном проявлении личности во всех сферах.

Основной мотив поведения – страсти.

 экзистенциализм

Экзистенция – способ бытия человека.

Впервые применил Серен Кьеркегор (1813–1855)датский теолог, философ, писатель.

Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia – «существование») – философия существования – направление философии, возникшее в начале XX в. в России, после Первой мировой войны – в Германии, в период Второй мировой войны – во Франции. Идейные истоки – учение С. Кьеркегора, философия жизни, феноменология. Одно из самых популярных философских течений в середине XX в. «Экзистенциальная философия – это выражение современности, ее затерянности, безысходности общего чувства времени: упадка, бессмысленности всего происходящего – философия радикальной конечности».

Экзистенциализм – философия человеческого существования.

Основные модусы (проявления) человеческого бытия – забота, страх, решимость, совесть. Человек видит экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях – в борьбе, страданиях, смерти. Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающей на него ответственность за все происходящее в мире.

Суть экзистенциалистского подхода: личность не зависит от окружающей среды, при этом разум, логическое мышление составляет лишь некоторую часть человека (не главную его часть).

Задача философии – заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. Его бытие окружено со всех сторон какими-то таинственными знаками, символами. В чем смысл жизни? Каково место человека в мире? Каков выбор им своего жизненного пути? Экзистенциалисты исходят из единичного человеческого существования, которое характеризуется комплексом отрицательных эмоций – озабоченностью, страхом, сознанием приближающегося конца своего бытия. При рассмотрении всех этих и других проблем представители экзистенциализма высказали немало глубоких и тонких наблюдений и соображений.

Каждая личность – это некоторый поток переживаний мироощущения, своего собственного бытия. Именно он называется экзистенцией. Экзистенция не только не зависит от среды, она всегда уникальна и неповторима. Отсюда два вывода:

1) человек непреодолимо одинок, ибо все его связи с другими людьми не дают полной возможности выразиться его экзистенции. Она может выражаться в его творчестве, но любой продукт творчества есть нечто вещественное и отчужденное от его творца;

2) человек внутренне свободен, но эта свобода не благо, а тяжкое бремя («Мы прокляты нашей свободой», – говорил Жан Поль Сартр), потому что она связана с бременем ответственности. Человек создает себя сам.

Различают экзистенциализм: религиозный ( К. Ясперс, Г. Марсель, Н. А. Бердяев, Л. Шестов) и атеистический ( М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю).

Религиозный – единение с Богом. Реальный человек вынужден жить в обществе, подчиняться его законам. Это – не подлинное существование.

Экзистенциализм оказал влияние на литературу и искусство.

                                                         

 Бытие

  1.   Определение понятия бытия.
  2.   Проблема субстанции.
  3.   Основные формы бытия.
  4.   Основные свойства бытия: движение, пространство и время, системность, самоорганизация и сознание.

  1.  Определение понятия бытия.

Один из центральных разделов философии, изучающих проблемы бытия называется онтологией, а сама проблема бытия – одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Философская категория бытия предполагает не просто описание всего, что есть во вселенной, но и выяснение природой истинно сущего бытия. Термин «бытие» употребляется в философии с 17 в.  В переводе с греческого «онтос» - сущее, «логос» - учение. В это понятие входит и материальное и духовное, и природа, и общество – все мироздание.

  1.   Проблема бытия в истории философии.

Проблема бытия в истории философии была сформулирована в античной философии на первом этапе ее существования. Первые греческие натурфилософы стремились выявить основы первоначала мира, которые представлялись в качестве стихий: огонь, вода, воздух, земля.

После милетцев проблема бытия в более абстрактной форме была поставлена элеатами (Парменидом). Бытие элеатов едино и неизменно, абсолютно, не возникает и не уничтожается.

Средневековые философы считали, что истинным бытием является Бог, мир и человек вторичны по отношению к Богу, являясь его творениями. Человек есть образ и подобие Бога, поэтому несет в себе частичку истинного бытия.

Философы эпохи Возрождения считали, что бытие соотносится, прежде всего, с бытием материальной природы. Появляются первые пантеистические интерпретации бытия, как тождественного природе и Богу. В философии Нового времени бытие впервые отождествляется с субстанцией. Б. Спиноза в своей онтологии, имеющей пантеистический характер, отождествляет Бога, природу, субстанцию.

  1.  Проблема субстанции.

Пытаясь осмыслить необозримое многообразие мира, человек стоит перед проблемой: можно ли утверждать, что, не смотря на все многообразие, существует ли какое – либо единство, некая основа, объединяющая все виды бытия и если существует, то что оно собой представляет. Решение этой проблемы породило философские учения – плюрализм, дуализм, а категорией, выражающей ее суть является субстанция (от лат. – сущность, то, что лежит в основе). Субстанция означает первооснову всего сущего; то, посредством чего существует все многообразие вещей. Она является причиной самой себя.

           монизм- дуализм - плюрализм                       СУБСТАНЦИЯ

 

  1.  Основные свойства бытия: движение, пространство и время, системность, самоорганизация и сознание.

Основные свойства бытия:

- движение

- пространство и время

- системность

- самоорганизация

- сознание.

Движение-это всеобщее, универсальное свойство бытия.

Движение – это всякое изменение вообще. Оно никогда не останавливается. У него никогда не бывает ни отпуска, ни пауз, но вечно и бесконечно, непрерывно.

Существует ли в мире покой? Абсолютного покоя, равновесия и неподвижности нигде нет. Всякий покой, равновесие относительны и являются определенным состоянием равновесия. Движение есть способ существования материи. Существует 2 типа движения:

  1.  С сохранением качества
  2.  С изменением качества

1)падение солнечных лучей на поверхность камня есть движение луча, но нет качественных измненений.2) О2+1 атом О =О3. Здесь изменение качества-вместо кислорода получаем озон.

Кроме типов движения различают формы движения. Классификацию форм движения дал Ф. Энгельс.

  1.   механическая (пространственное перемещение);
  2.   физическая (звук, гравитация, теплота);
  3.   химическая (превращение атомов и молекул);
  4.   биологическая (обмен веществ живых организмов);
  5.   социальная (общественное мышление).

Высшие формы мышления нельзя редуцировать – свести к высшим. В последнее время с учетом развития науки полагают также включать такие формы движения: геологическую и планетарную. Также рассматривается вопрос компьютерной форме движения. Пространство и время являются общими формами бытия всех материальных систем. Они существуют объективно и независимо от сознания человека, но вовсе не от материи, так как материя не существует без пространства и времени, так же, как и не существуют пространство и время без материи.

Пространство - форма бытия, материя которой выражает ее протяженность и структурность, сосуществование и взаимодействие элементов в различных материальных системах.

Время – форма бытия, характеризующая длительность существования всех объектов и последовательность смены состояния.

Пространство и время нашего мира имеет 4 измерения:3 из них характеризуют пространство, а 1-время.

Общие свойства пространства и времени:

- бесконечность

- всеобщность

Частные свойства пространства:

- трехмерность

- протяженность

- неразрывная связь со временем

Частные характеристики времени:

- одномерность

- необратимость

- асимметричность

- единство прерывность и непрерывности.

На протяжении развития философии и естествознания сформировались 2 противоположные концепции, по-разному объясняющие пространство и время:

  1.  Субстанциональная
  2.  Реляционная

            Согласно субстанциональной концепции время и пространство являются отдельной реальностью, не зависящей друг от друга. Несколько позже Гегель указал, что субстанциональная концепция пространства и времени адекватно вписывалась в механическую картину мира и соответствовала уровню развития науки 18 в.  Но уже в эпоху Нового времени появляются идеи, которые характеризуют пространство и время иначе, чем субстанциональная концепция. Так Лейбниц считал, что пространство и время это особые отношения между объектами и процессами и независимо от них не существуют. Гегель указывал, что движущаяся материя, пространство и время связаны друг с другом, а с изменением скорости протекания изменяются и пространственно-временные характеристики. Первая же идея о пространстве, как  реляционное, связана с именем Аристотеля. Пространство, по его мнению, есть система естественных мест, занимаемых материальными объектами. Теория относительности, открытая в середине 20 в.  А. Энштейном и Эвклидовой геометрией Лобачевского подтвердила правильность реляционной теории – пространство и время неразрывно связаны друг с другом, составляют единый пространственно-временной континуум. Их свойства напрямую зависят от характера протекающих в них материальных процессов. Энштейном было доказано, что если какой-либо объект будет двигаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время и пространство изменятся – пространство уменьшится, время замедлится.

Синергетика возникла как одна  из концепций физики во второй половине 20 в.  Основоположники: Ганс Хакен, И. Пригожин.

Синергетика от греч. сл. означает в переводе на русский – сотрудничество, содействие.

Системность – совокупность элементов, находящихся в связях и отношениях между собой и образующих целостность и единство.

Система - комплекс взаимодействующих элементов.

По характеру связи между элементами все системы делятся на суммативные и целостные. В суммативных системах связь между элементами выражена слабо, качество такого образования равно сумме качеств составляющих его элементов. Примером суммативной системы является куча песка. В целостных системах четко выражена зависимость их возникновения и функционирования от составляющих элементов и наоборот. Примером целостной системы является живой организм или общество. Под действием определенных факторов суммативные системы могут преобразовываться в целые и наоборот. Одним из факторов  преобразования суммации в целостность является гравитационные взаимодействия, а фактором превращения целостности в суммацию может стать энтропия. Помимо типологии систем в зависимости от характера связи между элементами различают системы по типу и взаимодействию с окружающей средой. Это открытые и закрытые системы. В закрытых системах не происходит обмена с внешним миром. Такие системы стремятся к равновесному состоянию, максимальной степенью которых является неупорядоченность и хаос. Открытые системы обмениваются энергией. В таких системах могут возникать упорядоченные структуры. Основной характеристикой процессов в замкнутых системах является равновесность, в открытых – неравновесность и нелинейность.

Синергетика в качестве предмета своего изучения выбирает открытые системы – они являются универсальными, а протекающие в них процессы способствуют самоорганизации мира.

Главное свойство открытых систем – неустойчивость. Материи присущи случайные колебания и отклонения (флуктуации). В какой-то момент поведение открытой системы становится неоднозначным. Та точка, в которой проявляется неоднозначность изменений, называется точкой бифуркации. В этой точке изменяется роль внешних влияний. Даже малое воздействие приводит к значительным и даже непредсказуемым воздействиям. Материя приобретает новое состояние, так называемую диссипативную структуру, которая отличается неустойчивостью и дальнейшее развитие возможно по двум вариантам:

1.Диссипативная структура укрепляется и превращается в новый вид материи, но при условии энтропии (притока энергии из внешней среды) – затем развивается по динамическому типу.

2.Диссипативная структура распадается и гибнет (либо в результате внутренней слабости, непрочности новых связей, либо из-за отсутствия энтропии).

Сознание

Проблема сознания была и остается первой из самых трудных, вечных проблем. Философия исследует данную проблему, проводя дискуссии, выдвигая гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан. В настоящее время философия с достоверностью может утверждать только лишь то, что

  1.  сознание существует
  2.  оно имеет идеальную природу – данное положение признают и материалисты, однако, при этом считают, что идеальное сознание производно от материи.

Если взять исторический срез, то попытки его решения выглядят следующим образом:

- античные материалисты рассматривали сознание как свойство материальной души. С их точки зрения душа была соткана из каких-то особых тонких, круглых субстанций – атомов, и была подобна чистому дыханию.

- что касается идеалистов во все времена – сознание есть проявление нематериальной субстанции, которая тоже называется душой. Объяснений природы сознания связано с именем Спинозы.

Рассматривая сознание как атрибут материи, сознание - это высшая, свойственная только человеку, функция мозга, связанная с речью, которая заключается в обобщенном, целенаправленном отражении действительности, в мысленном построении действительности и в не предвидении их результатов в разумном регулировании поведения человека.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60740. Русские народные инструменты. Оркестр русских народных инструментов 64.5 KB
  Задачи урока: дать представление о русских народных инструментах оркестре; развивать интерес к народным традициям и культуре русского народа; воспитывать чувство патриотизма.
60741. Работа с табличными базами данными 1.03 MB
  Цель: дать понятие учащимся о работе с табличными базами данных в среде Microsoft Excel. Задачи: сформировать у учащихся представления о работе с табличными базами данных в среде Microsoft Excel.
60744. Тихий океан – найбільший океан Землі 438.5 KB
  Мета уроку: вивчити історію дослідження Тихого океану удосконалювати навики роботи учнів з географічною картою формувати вміння описувати географічне положення океану та будову його дна...
60746. Роль права в жизни человека, общества, государства 81.5 KB
  Для развития творческого мышления учащихся, познавательного интереса к предмету, воспитания правовой культуры разработан урок усвоения нового материала с элементами практической работы...
60747. Строение и работа сердца 97 KB
  Раскрыть связь строения сердца с его функцией. Дать понятие о сердечном цикле причине неутомляемости сердца. Рассмотреть причину автоматизма сердца.
60748. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями 962 KB
  Цель урока: Сформулировать правила сравнения сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями повторить и обобщить знания об обыкновенных дробях; Развивать умение применять знания теории на практике развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля...