86451

Правовые нормы, относящиеся к понятию информация

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В результате второй информационной революции стало невозможно прочитать все имеющиеся книги, а в результате третьей — полностью отследить оперативную информацию. Это и были первые проявления информационного кризиса.

Русский

2015-04-07

61.84 KB

17 чел.

Правовые нормы, относящиеся к понятию информация

Одна из задач информационного общества — смягчение последствий информационного кризиса.

Информационный кризис — явление, важнейшей чертой которого является превышение того уровня объема информации, за которым находится способность человека воспринимать и анализировать ее.

До изобретения книгопечатания образованный европеец, знавший три-четыре языка, мог прочесть практически всю европейскую литературу и отследить почти полностью значимую общественно-политическую информацию. В результате второй информационной революции стало невозможно прочитать все имеющиеся книги, а в результате третьей — полностью отследить оперативную информацию. Это и были первые проявления информационного кризиса. Данные процессы небезобидны, так как принятие важных решений требует полного владения информацией по соответствующей проблеме, ее осмысления и анализа.

Одна из задач информационного общества — смягчение последствий информационного кризиса.

Одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы. Значимость информационных ресурсов постоянно растет; одним из свидетельств этого является то, что уже на нынешней фазе продвижения к информационному обществу информационные ресурсы становятся товаром, совокупная стоимость которого на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов.

Существуют разные подходы к понятию информационных ресурсов. Юридическая формула, принятая в Федеральном законе России “Об информации, информатизации и защите информации”, гласит:

Информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Это определение дает юридическое основание для решения проблемы охраны информационных ресурсов. В этих документах, в разных формах представлены знания, которыми обладали люди, создававшие их. Эти знания зачастую уникальны; их использование позволяет экономить материальные ресурсы, совершенствовать социально-экономические отношения и т.п.

Информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости ресурсам материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым. Однако между информационным и другими ресурсами существует одно важнейшее различие: всякий ресурс после использования исчезает (сожженное топливо, израсходованные финансы и т.п.), а информационный ресурс остается, им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничений. Более того, по мере использования информационный ресурс имеет тенденцию увеличиваться, чаще при этом генерируется дополнительная информация. Вместе с тем информационный ресурс часто является несамостоятельным и сам по себе имеет лишь потенциальное значение. Только соединяясь с другими ресурсами — техникой, энергией, сырьем и т.д., информационный ресурс реализуется как нечто материальное.

Крупнейшей категорией информационных ресурсов являются национальные информационные ресурсы. Классифицировать их можно так:

Эти ресурсы скрывают различные материалы (иногда многовековые), связанные с историей и культурой страны, научно-техническую информацию, финансовую и другую информацию. Они включают в себя многочисленные специальные издания, патентные службы и т.д. Информация такого рода часто является дорогостоящим товаром.

Без сводов законов, кодексов, нормативных актов и других видов правовой информации защита этих ресурсов не представляется возможным.

Говоря о правовом регулировании защиты информации, важно определить,  что законодатель понимает под «защитой информации». Толкование понятия «Защита информации» приводится в  Положении «Об особенностях оценки соответствия продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством российской федерации иной информации ограниченного доступа, и продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, предназначенной для эксплуатации в загранучреждениях российской федерации, а также процессов ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения», утвержденном Постановлением Правительства  Российской Федерации от 21 апреля 2010 г. № 226.

Защита информации  - это комплекс правовых, организационных и технических мер, направленных на обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, и (или) иных сведений ограниченного доступа от неправомерного распространения, предоставления доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, иных неправомерных действий в отношении таких сведений.

В 1886 году 14 странами была подписана Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Она предусматривала охрану прав автора, как на его родине, так и на территории государств, подписавших конвенцию. В 1952 году была подписана Всемирная (Женевская) конвенция о защите авторских прав. В соответствии с этой конвенцией законы об авторском праве, действующие на территории одного государства, распространялись не только на своих, но и на иностранных авторов. Обе эти конвенции были пересмотрены в 1971 году и действуют до сих пор.

В 1973 г Россия присоединяется к Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве. С марта 1995 г. Россия является участницей Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (в редакции 1971 г.).

Помимо этого каждая страна устанавливает свои правила и законы в дополнении к законам конвенций.

В России это:

– Конституция Российской Федерации (1993), ст. 44 которой гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, а также охрану законом интеллектуальной собственности; 

– Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.93 г. С принятием указанного закона в стране создана современная правовая основа для регулирования авторских отношений, учитывающая международные конвенции и соглашения; 

– Закон Российской Федерации «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» от 23.09.92 г., в котором законодательно за креплено положение, что программы для ЭВМ и базы данных относятся к объектам авторского права. В частности, программам для ЭВМ предоставляется правовая охрана как произведениям литературы, а базам данных — как сборникам;

– Уголовный кодекса Российской Федерации (уголовная ответственность за нарушение авторских и смежных прав.

Не будем отдельно рассматривать эти нормативные акты, каждый сам может изучить их, используя соответствующую литературу.

Скорее всего, большинство жителей России даже не знаю о тех нормах и правилах которые установлены на территории Российской Федерации для защиты информационных ресурсов. Эти знания формируются у каждого путем отслеживания информации по  этому вопросу (после просмотра новостей, фильмов, чтения художественной литературы). Однако одним из основных правовых принципов является то, что - незнание закона не освобождает от ответственности.

В настоящее время самым грубым и распространенным видом нарушения прав, относящимся к защите информации, является «пиратство». Причем часто участник этого процесса и не догадывается, что он нарушает чьи-то права и может быть привлечен за это к административной или уголовной ответственности.

Нарушение авторского права (также контрафакция, от лат. contrafactio — подделка; или — в случае имущественных авторских прав — «пиратство») — это правонарушение, суть которого составляет использование произведений науки, литературы и искусства, охраняемых авторским правом, без разрешения авторов или правообладателей или с нарушением условий договора об использовании таких произведений. К числу основных способов нарушения авторских прав относится незаконное копирование и распространение произведения, а также плагиат.

Простой пример. Вы покупаете диск с новым музыкальным альбомом любимой группы. Вы послушали песни дома и идете с диском к другу. Слушаете этот диск вместе (вдвоем, втроем, вчетвером, не важно), и в конце забираете диск с собой. В этом случае, вы не нарушаете ни каких прав. Тот же пример, но у друга дома вы копируете песни с этого диска ему на компьютер. То есть существует уже не только диск но и его копия. В этот момент вы стали «пиратом», так как нарушили авторские права исполнителя этих песен, и будете нести ответственность за свои деяния. Причем друг, скорее всего, тоже будет признан виновным.

С развитием вычислительной техники и компьютерных сетей стала развиваться новая ветвь в защите прав: «интернет-пиратство».

С 1 августа 2013 года в силу вступил Федеральный закон № 187-ФЗ (от 2 июля 2013 года) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях», в СМИ также известен как «Антипиратский закон».

Он подразумевает возможность блокировки сайтов, содержащих нелицензионный контент, по требованию правообладателя. Изначально предполагалось, что это коснётся всех видов информации, однако, после внесения поправок, закон будет применяться только для видеопродукции. Если после предупреждения владельцы сайта не удалят спорный материал, то весь ресурс будет блокироваться. Одним из результатов принятия законопроекта в первом чтении стало массовое удаление и переименование музыкальных треков в социальной сети «Вконтакте».

Таким образом, за нарушение законодательства в сфере информации предусматривается дисциплинарная, административная, гражданско-правовая или уголовная ответственность.

Особенности установления ответственности за правонарушения в сфере защиты информации основываются на особенностях и юридических свойствах информации, информационных технологий и средств их обеспечения.   

Можно сказать, что на сегодняшний момент российское законодательство в области защиты информации не достаточно устоявшееся и сильно отстает от научно-технического прогресса. Терминология, которая используется при регулировании отношений,  возникающих в области защиты информации,  до сих пор в значительной мере не отработана. В связи с этим можно гарантировать, что новые законопроекты в этой области не заставят себя ждать.

Поэтому на первый план выступают информационная культура каждого отдельного гражданина и его моральные и этические нормы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27384. Функции текстовых задач 17.29 KB
  Любое математическое задание можно рассматривать как задачу выделив в нем условие т. Функции текстовых задач. Ведущие методисты отмечают что решение текстовых задач в начальной школе преследует двойную цель: с одной стороны – научить решать текстовые задачи различных видов с другой стороны – сами текстовые задачи выступают как средство обучения воспитания и развития школьников.
27385. Математическое развитие младших школьников невозможно без приобщения их к геометрии 19.38 KB
  Эта особенность находит свое выражение и в начальных классах где формирование представлений о геометрических фигурах связано с изучением таких величин как длина и площадь. Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы. В развитии представлений о геометрических фигурах учащиеся начальных классов проходят два этапа. Формируя у них целостное представление о геометрических фигурах следует идти от реальных предметов к их моделям геометрическим фигурам и наоборот: от...
27386. Различные подходы к построению урока математики 19.44 KB
  Основные этапы подготовки учителя к уроку математики: общий способ деятельности связанный с планированием урока можно представить в виде следующей последовательности вопросов. Какова функция учебных заданий данного урока обучающая развивающая контролирующая Какие знания умения навыки и приемы умственных действий формируются в процессе их выполнения 5. Какова дидактическая цель данного урока 6.
27387. Анализ и синтез 18.71 KB
  Способность к аналитикосинтетической деятельности находит свое выражение не только в умении выделять элементы того или иного объекта его различные признаки или соединять элементы в единое целое но и в умении включать их в новые связи увидеть их новые функции. Так как работу по формированию у детей логического приема сравнения лучше начать с первых уроков математики то в качестве объектов можно сначала использовать предметы или рисунки с изображением предметов хорошо им знакомых в которых они могут выделить те или иные признаки опираясь...
27388. Методика преподавания русского языка 36 KB
  Как и любая другая наука методика русского языка имеет свой предмет. Методика русского языка призвана изучить закономерности формирования умений и навыков в области языка усвоения систем научных понятий по грамматике и по другим разделам науки о языке. Методика русского языка изучает уровни знаний умений и навыков учащихся на разных ступенях обучения выясняет причины успехов или неудач в обучении исследует типичные ошибки речевые орфографические и пр.
27389. Место курса «Русский язык» в учебном плане 76 KB
  Это обусловлено тем что русский язык является государственным языком Российской Федерации родным языком русского народа средством межнационального общения. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов различающихся одним или несколькими звуками.
27390. Коммуникативно-познавательная основа русского языка 80 KB
  Коммуникативный принцип предусматривает: осмысление и реализацию основной функции языка быть средством общения; развитие умения ориентироваться в ситуациях общения понимать цель и результат общения собеседников контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения; знакомство с различными системами общения устными и письменными речевыми и неречевыми; формирование представления о тексте как результате продукте речевой деятельности; развитие у учащихся желания потребности создавать собственные тексты...
27391. Психолого-педагогические основы методики обучения грамоте 69 KB
  Что же собой представляет метод обучения В литературе существуют различные подходы к определению этого понятия: 1это способ деятельности учителя и учащихся; 2совокупность приемов работы; 3путь по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию; 4 система действий учителя и учащихся и т.Овладение грамотой – первый этап школьного обучения детей в течение которого у них должны быть сформированы начальные навыки чтения и письма. Перекодировка о которой сказано выше является главным предметом методики обучения грамоте поэтому...
27392. В методике выделяют три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации 48 KB
  Аналитический этап характеризуется тем что все три компонента процесса чтения в деятельности чтеца разорваны и требуют от ребенка отдельных усилий по произведению конкретных операций: увидеть гласную букву соотнести ее со слогомслиянием подумать куда надо причитать буквы вне слияния озвучить каждый увиденный графический слог т. Однако учитель должен помнить что каждому ребенку свойствен свой темп в развитии вообще и в овладении навыком чтения в частности.Синтетический этап предполагает что все три компонента чтения синтезируются т.