86453

Агрессия: причинение вреда другим

Лекция

Психология и эзотерика

Родители добивались от них послушания с помощью окриков шлепков и подзатыльников и таким образом давали им уроки агрессии как метода решения проблем. Альтруизм: помощь другим. Почему мы оказываем помощь. Разве вы не будете взвешивать все за чувство вины неудовлетворения и против укол иглой потеря времени усталость...

Русский

2015-04-07

54.58 KB

11 чел.

Тема №3.7 Агрессия и альтруизм.

Агрессия: причинение вреда другим.

Термин «агрессия» имеет разные значения.  Агрессия: физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо.  Под это определение подпадают рукоприкладство, прямые оскорбления и дразнилки. Определение включает в себя два разных типа агрессии. Оба они свойственны  животным: это социальная агрессия, для которой характерны демонстративные вспышки, и молчаливая агрессия, подобная той, что проявляет хищник, когда подкрадывается к своей жертве.  Социальная и молчаливая агрессия связаны с функционированием разных отделов мозга. У людей различают два типа агрессии: враждебная и инструментальная агрессия. 

Враждебная агрессия – агрессия, побуждаемая злостью и являющаяся самоцелью.

Инструментальная – агрессия, являющаяся средством достижения какой-либо цели.

Враждебная агрессия – злость. Ее цель причинить вред.

Инструментальная – причинение вреда не самоцель, но средство достижения какой-либо позитивной  цели.  Например: большинство убийц враждебны. Они импульсивны, у них бывают неконтролируемые вспышки эмоций.  Некоторые из этих убийств являются инструментальными. Из 1000 убийств с целью ограбления, большинство были холодными и расчетливыми. То, что начинается с холодного расчета, может разжечь вражду.

Теории агрессии.

Теория инстинктивной агрессии.  Фрейд основатель психоанализа, полагал, что источник человеческой агрессии –  перенесение индивидом энергии примитивного влечения к смерти (которые он называл инстинктом смерти) с самого себя на внешние объекты. Лоренц, изучавший поведение животных, рассматривал агрессию как адаптивное, а  не как саморазрушительное поведение. Но оба ученых единодушны в том, что агрессивная энергия имеет инстинктивную природу.  По их мнению, если она не находит разрядки, то накапливается до тех пор, пока не взрывается или пока подходящий стимул не выпустит ее наружу, как мышь из мышеловки.  Лоренц, считал, что у нас нет врожденных механизмов торможения агрессии, так как они  сделали бы нас беззащитными.

Биологические факторы.  

Влияние нервной системы. У животных и человека обнаружены участки нервной системы, отвечающие за проявления агрессии.  При активации этих структур мозга враждебность возрастает; дезактивация их ведет к уменьшению враждебности. Поэтому даже самых кротких животных можно привести в ярость, а самых свирепых укротить.

Генетические влияния. Наследственность влияет на чувствительность нервной системы к возбудителям агрессии. Известно, что животных многих видов разводят из-за их агрессивности. Иногда это делается из-за практических соображений (разведение бойцовских петухов). Преследуются и научные цели. Например: взяли обычных мышей-альбиносов и разделили их на две группы по признаку агрессивности и неагрессивности. При повторении этой процедуры в 26 поколениях получили один помет невероятно свирепых мышей, а другой исключительно спокойных.

Агрессивность точно так же варьирует у приматов и у людей. Наш темперамент дан нам частично от рождения и зависит от реактивности нашей симпатической нервной системы. Темперамент человека, проявляется в самом раннем детстве, обычно не меняется в течение жизни. Существует определенный риск, что у бесстрашного, импульсивного ребенка могут возникнуть нарушения поведения в подростковом возрасте.

Биохимические факторы. Химический состав крови – еще один фактор, влияющий на чувствительность нервной системы к стимуляции агрессии. Находящиеся  люди в состоянии алкогольного опьянения, гораздо легче спровоцировать их на агрессивное поведение. Люди виновные в совершении насилия, часто:

  1.  злоупотребляют алкоголем
  2.  становятся агрессивными после интоксикации.

В реальном мире под воздействием алкоголя совершается почти половина преступлений, связанных с совершением насилия, в том числе сексуального.  Алкоголь усиливает агрессивность, снижает уровень вменяемости личности, и ослабляет способность учитывать последствия совершаемых действий. Алкоголь стирает индивидуальность и растормаживает.

На агрессивность также влияет мужской  половой гормон тестостерон. Препараты, понижающие уровень тестостерона у мужчин, склонных к насилию, ослабляют их агрессивные тенденции. После 25 лет уровень содержания тестостерона в крови мужчин снижается, а вместе с ним и количество насильственных преступлений.  Также среди нормальных подростков и взрослых мужчин, у кого уровень тестостерона высокий, более склонны к делинквентному поведению, наркотической зависимости и агрессивным проявлениям в ответ на провокацию.

Агрессия как реакция на фрустрацию.   Фрустрация – блокирование целенаправленного поведения.  Фрустрация всегда ведет к какому–нибудь проявлению агрессии. Фрустрация усиливается, когда наша целеустремленность имеет очень сильную мотивацию, когда мы ожидаем получить удовольствие, а получаем  шиш».

Энергия агрессии не обязательно разряжается на своей первопричине. Постепенно мы научаемся подавлять гнев и вымещать его опосредованно, особенно когда несдержанность может повлечь за собой неодобрение или даже наказание со стороны окружающих.  Вместо прямого ответа мы переносим наши враждебные чувства на более безобидные мишени. Именно о таком переносе идет речь в старом анекдоте о муже, который бранит жену, которая вопит на сына, который пинает собаку, которая кусает почтальона; и все потому, что на работе муж получил нагоняй от боса.

Феномен уровня адаптации. Растущие запросы приводят к фрустрации. Ощущения успеха и неудачи, удовлетворенности и неудовлетворенности связаны с предшествующими достижениями. Если наши достижения в настоящее время не дотягивают до достигнутого ранее уровня, мы испытываем неудовлетворенность и фрустрацию; если они поднимаются выше этого уровня, у нас возникает ощущение успеха и удовлетворенность.

Однако, если мы продолжаем продвигаться вперед, мы скоро адаптируемся к успеху. То, что раньше давало ощущение благополучия, теперь отмечается как нейтральное, а то, что ранее воспринималось нами как нейтральное, теперь переживается как депривация.

Например: на собственном опыте мы сталкивались с феноменом уровня адаптации. Покупка новейшей стиральной машины, стремительный взлет научной карьеры, переход на новую ступень социального преуспеяния сначала обеспечивают прилив удовольствия. Однако это ощущение слишком быстро угасает. Теперь, чтобы пережить снова это состояние, нам необходимо подняться на следующий уровень. Какое бы удовлетворение мы ни испытывали в связи с тем или иным достижением, –  рано или поздно  его вытесняет новое безразличие и новые запросы, удовлетворение которых потребует гораздо больших усилий, чем прежде.

Депривация – восприятие своего положения как худшего по сравнению с положением других. Люди испытывают негодование и фрустрацию из-за того, что у них не было возможности приобретать такие же вещи, и некоторые из них встали на путь преступления, чтобы заполучить вожделенные предметы и тем самым снизить уровень относительной депривации.

Является ли агрессия приобретенным социальным навыком?  Теории агрессии, базирующиеся на понятиях инстинкта и фрустрации, предполагают, что враждебные импульсы прорываются наружу с уровня глубинных эмоций, эти эмоции выталкивают агрессию изнутри на поверхность. Социальные психологи считают, что человек научается вытаскивать наружу свою агрессию.

Люди приучаются к тому, что агрессия может вознаграждаться. Ребенок, который своими агрессивными действиями запугивает других детей, становится все более агрессивным. Агрессивные хоккеисты – те, которые чаще всего сидят на штрафной скамье из-за грубой игры, - приносят своей команде больше голов, чем неагрессивные игроки. В этих случаях агрессия, направленная на получение определенного вознаграждения, является инструментом.

Коллективное насилие тоже может быть доходным делом.  Дело не в том, что люди сознательно планируют беспорядки, полагаясь на их инструментальную ценность, а в том, что иногда агрессия хорошо оплачивается. Во всяком случае, она привлекает внимание. Например: в отношение террористических актов, посредством которых не обладающие влиянием и властью люди завладевают всеобщим вниманием. «Убей одного –  устрашишь десять тысяч». В наше время убийство одного человек может напугать 10 миллионов. Это посеет  больший страх, чем смерти в результате дорожных аварий или взрыв бомбы.

Научение посредством наблюдеиия.

Теория социального научения – теория, согласно которой мы учимся социальному поведению посредством наблюдения и имитации и под воздействием вознаграждений и наказаний.

Мы научаемся агрессии не только потому, что это бывает выгодным, но также и перенимаем ее модель поведения, наблюдая за другими людьми.

Если детям не демонстрировать модель агрессивного поведения взрослого, они редко проявляют агрессию в игре или разговоре, несмотря на фрустрацию, играют спокойно. Те же из них, кто наблюдал за агрессивным взрослым, во много раз чаще проявляли агрессию во время игры и разговора. Увиденное ими агрессивное поведение снизило их торможение и одновременно научило их определенному способу проявления агрессии.  

По мнению Бандуры, повседневная жизнь постоянно демонстрирует нам модели агрессивного поведения в семье, субкультуре и средствах массовой информации.

Семья. Дети, чьи родители часто применяют наказания, обычно используют сходные агрессивные формы поведения в отношениях с другими. Родители добивались от них послушания с помощью окриков, шлепков и подзатыльников и таким образом давали им уроки агрессии как метода решения проблем. Таких родителей часто подвергали физическим наказаниям со стороны их собственных родителей. Насилие в семьях часто ведет к насилию в дальнейшей жизни.

Полные семьи отличаются от неполных не только большей заботой о детях и наличием позитивно-дисциплинирующего отцовского воспитания, но также более высоким уровнем образования и благосостояния. Взаимосвязь между отсутствием одного из родителей (обычно отца) и насилием сохраняется независимо от расы, уровня дохода, образования и местожительства. Дети, выросшие без отцов, не обязательно становятся делинквентными личностями или преступниками (при наличии заботливой матери и расширенной семьи большинство детей, оставшихся без отцов, не совершают правонарушений). Но риск этого в подобных случаях возрастает.

Субкультура и средства массово информации.  Семья и субкультура могут формировать агрессию, телевидение предоставляет нам больший выбор образцов насилия. Наблюдение насилия по телевидению:

  1.  ведет к усилению агрессивности.
  2.  повышает порог чувствительности зрителей к насилию.
  3.  формирует  их взгляды на социальную реальность.

Итак, люди сталкиваются с агрессивностью на собственном опыте и при пассивном наблюдении агрессивных моделей поведения. Агрессивные действия мотивированы разнообразным аверсивным опытом – фрустрацией, болью, оскорблениями. Аверсивный опыт вызывает у нас эмоциональное возбуждение. Но будем ли мы вести себя агрессивно или нет, зависит от ожидаемых последствий. Агрессия проявится тогда, когда мы возбуждены и агрессивные действия кажутся нам безопасными и сулят определенную выгоду.

Что влияет на агрессию?

Аверсивные случаи.

Боль.  Психологическая боль – это то же самое, что мы называем фрустрацией. Боль усиливает агрессивность и у людей. Многие из нас могут вспомнить подобные реакции, которые у нас вызвал неожиданный и сильный ушиб большого пальца ноги или мучительная головная боль. Например: студентам предлагалось подержать одну руку либо в чуть теплой, либо в холодной до боли воде. Те, кто опускал руку в ледяную воду, сообщали о растущем раздражении и досаде и о том, что готовы осыпать проклятиями другого участника эксперимента, издававшего неприятные звуки. Оказывается аверсивная стимуляция, чем фрустрация, является основным спусковым механизмом враждебной агрессии. Фрустрация представляет собой один из важнейших источников неприятных ощущений.  Но любое аверсивное событие, будь  то несбывшееся ожидание, личное оскорбление или физическая боль, может привести к эмоциональному взрыву. Даже мучительное депрессивное состояние повышает вероятность враждебного агрессивного поведения.

Жара. На протяжении веков люди рассуждали о влиянии климата на поведение человека.  Однако изменение климатических условий может влиять на поведение. Отвратительные запахи, табачный дым, загрязнение воздуха – все это может быть увязано с агресивным поведением. Но наиболее изученным средовым раздражителем является жара.  Жара также провоцирует проявления мстительности.  Те кто выполнял эксперимент при температуре 32 градусов, сообщали о более выраженной усталости, агрессивности, а также более враждебно реагировали на появление посторонних.  В жаркую и влажную погоду люди могут быть более раздражительными. Но здесь могут быть и другие факторы. Возможно, в горячие летние вечера людей тянет на улицу. Там они могут подвергнуться влиянию факторов группового взаимодействия.  Подобное поведение стимулируется как жарой, так и особенностью группового поведения.

Атакующее поведение.  Например, сознательное причинение боли или оскорбительное действие, является особо сильным возбудителем агрессии.  Преднамеренное оскорбление или причинение боли порождает ответную атаку, вызванную желанием отомстить.

Теснота – субъективное ощущение нехватки пространства, приходящегося на одного человека – также является стрессогенным фактором. Давка на задней площадки автобуса, зажатость в пробке между медленно ползущим автотранспортом или переполненность спального помещения создают ощущения неконтролируемости ситуации.  Состояние стресса, в перенаселенном замкнутом пространстве, повышает уровень агрессивности.

Возбуждение.  Состояния возбуждения переживаются различным образом. Фрустрация, жара, теснота, оскорбление усиливают возбуждение. При этом возбуждение в сочетании с враждебными мыслями и чувствами может облегчить появление агрессивного поведения. Офицеры полиции разозленные и взвинченные неповиновением нарушителя, отказавшегося остановить машину, в ярости накинулись на него и избили.

Состояние физиологического возбуждения подпитывает ту или иную эмоцию в зависимости от того, как человек сам объясняет и оценивает это возбуждение.  Возбуждение действительно усиливает эмоции.

Массовая культура.

Рост количества преступлений, связанных с насилием, особенно среди подростков, вызывает вопрос: в чем причина и какие социальные силы привели к столь бурному росту насилия. Всплеск физического и сексуального насилия из-за того, что часто показывают в средствах массовой информации кровавые и откровенно непристойные сцены.  

Порнография и сексуальное насилие.

Неоднократный просмотр эротических фильмов, изображающих скоростной и ни к чему не обязывающий секс, имеет ряд следующих последствий.

  1.  Менее возбужденный партнер кажется менее привлекательным
  2.  Возрастает толератность к внебрачным сексуальным связям, и укрепляется представление о том, что женщина должна быть сексуально безотказна
  3.  Мужчина начинает воспринимать женщину, прежде всего как сексуальный объект.

Показ подобных сцен, где мужчина берет верх над женщиной, подавляет ее, а та при этом возбуждается, может:

  1.  искажать представление о том, как женщина в действительности реагирует на сексуальное принуждение.
  2.  повышать агрессивность мужчин в отношении женщин.

Влияние телевидения на поведение. Чем больше насилия в передаче, тем более агрессивен ребенок.

Групповое влияние.  Если фрустрация, оскорбления и воспринятые модели агрессивного поведения усиливают агрессивные тенденции у отдельных людей, значит, эти факторы будут вызывать те же самые реакции в группах. Когда начинаются массовые беспорядки, агрессивные действия быстро распространяются, после того, как срывается один из представителей противоборствующих сторон. Зрелище грабителей, может поколебать моральные запреты, существующие у нормальных законопослушных граждан и вызвать у них желание проделать то же самое. Группы могут увеличивать амплитуду агрессивных реакций путем рассеяния ответственности. Решения об атаках во время войны обычно принимаются стратегами, находящимися в глубоком тылу.  У этих стратегов имеется буфер, отделяющий их от совершающего насилия: они только отдают приказы, а выполняют другие. Рассеивая ответственность и поляризуя действия индивидов, групповые ситуации усиливают агрессивные реакции.

Ослабление агрессии.

Катарсис (очищение) – эмоциональная разрядка,  при помощи воспоминания и проживания заново прошлых событий, посредством внешнего выражения эмоций и заместительных действий.

Выражение враждебности приводит к усилению враждебности. Если злобу удается выместить с первого раза, напряжение действительно спадает, в противном случае снижается торможение.

С позиции социального научения.

Агрессивное поведение в процессе научения можно контролировать. Для этого надо формировать и поощрять отзывчивость и кооперативность с раннего возраста. Нужно подкреплять желательное поведение и использовать позитивные формулировки (когда закончишь уборку своей комнаты, пойдешь играть) вместо негативных (если не уберешь свою комнату, я не знаю, что с тобой сделаю).

Альтруизм: помощь другим.

Почему мы оказываем помощь.

Альтруизм – мотив оказания кому-либо помощи, не связанный сознательно с собственными эгоистическими интересами.

Существует три теории:

1. теория социального обмена – теория, согласно которой человеческие взаимодействия представляют собой своеобразные сделки, ставящие своей целью увеличить «вознаграждение» и уменьшить «затраты».

Человеческое взаимодействие направляется «социальной экономикой». Мы обмениваемся не только материальными благами и деньгами, но и социальными товарами – любовью, услугами, информацией, статусом. Поступая так, мы используем стратегию «минимакса» – минимизируем «уменьшаем» расходы, максимизируем «увеличиваем» вознаграждение (заслуги). Теория социального обмена не утверждает, что мы сознательно рассчитываем на вознаграждение, просто она предполагает, что такие соображения предопределяют наше поведение.

Например: в  вашем университетском городке проводится кампания по сдаче крови и кто-то предлагает вам принять в ней участие. Разве вы не будете взвешивать все «за» (чувство вины, неудовлетворения) и «против» (укол иглой, потеря времени, усталость) сдачи крови? Думать о том, что выгоднее – сдавать (чувство удовлетворения от того, что оказал кому-то помощь; бесплатное угощение) или же нет (потеря времени, ощущения боли и тревоги)?  

Оказание помощи как замаскированный эгоизм. Вознаграждения, которые мотивируют помощь, могут быть внешними и внутренним. Когда фирмы ради улучшения своего корпоративного имиджа выступают спонсорами или же когда какой-нибудь человек, чтобы получить признание или добиться дружбы, предлагает воспользоваться его услугами, выгода является внешней. Мы даем, чтобы получить. Т.о. мы желаем оказать помощь тем, кто привлекателен для нас и чьего расположения мы добиваемся.

Выгоды от оказания помощи могут включать внутренние самовознаграждение. Если кто-то поблизости расстроен, мы, как правило, отвечаем эмпатией (сочувствуем). Женский крик за окном тревожит и беспокоит нас. Если мы не считаем этот крик шутливым розыгрышем и никак  не можем успокоиться, мы тогда пытаемся выяснить его причину или же оказать помощь, уменьшая таким образом свой дистресс.  Чьи физиологические реакции свидетельствовали  о наибольшем дистрессе в ответ  на дистресс  других, оказывались наиболее склонными к оказанию помощи другим. Альтруистические поступки также усиливают наше чувство собственного достоинства.

На основе исследований Марк Снайдер, Аллен Омото и Джил Клэри выделили шесть причин, почему люди добровольно оказывают помощь:

  1.  Знание: желание лучше понимать людей или чему-то научиться;
  2.  Карьера: расширить перспективы получения работы, благодаря полученному опыту и связям;
  3.  Социальная приспособляемость: стать частью какой-нибудь группы и добиться одобрения;
  4.  Защита своего Я: уменьшение чувства вины или избавление от личных проблем;
  5.  Увеличение уважения: укрепление чувства собственного достоинства и уверенности в себе;
  6.  Выражение ценностей: действие в соответствии с общечеловеческими ценностями и забота о других.

Эмпатия как источник подлинного альтруизма. Когда мы испытываем эмпатию, мы обращаем свое внимание не столько на наш собственный дистресс, сколько на страдания других. Подлинное сочувствие и сострадание мотивируют нас помогать другому человеку в его собственных интересах. Такая эмпатия возникает естественным путем. Даже младенцы одного дня от роду начинают плакать сильнее, когда слышат, как плачет другой ребенок. В родильных домах плач одного ребенка вызывает целый хор плачущих голосов. Похоже, мы появляемся на свет с врожденным чувством эмпатии.

Зачастую дистресс вместе с эмпатией побуждает к действиям по преодолению того или иного кризиса. Те кто испытывает злобное недовольство или проявляет безразличие, помогают меньше, чем те, кто испытал дистресс (были потрясены и захворали) или эмпатию (сочувствие и тревогу за судьбу пострадавших).  

2. Теория социальные нормы. Нормы – это общественные ожидания. Они предписывают нам определенное поведение, определенные жизненные обязанности. Выделили две социальные (общественные) нормы, которые мотивируют альтруизм.

  1.  Норма взаимности:  нам следует не наносить вред, а оказывать помощь тем, кто оказывает помощь нам.  Мы «вкладываем» свои усилия в других и ожидаем дивидендов. Норма взаимности касается даже брака. Иногда человек вкладывает больше, чем получает, но по прошествии длительного времени он может надеяться, что установится определенный баланс взаимодействия. Во всех подобных взаимодействиях получение без отдачи нарушает норму взаимности.

Эта норма наиболее явно касается взаимоотношений равных с равными.   Те, кто не считает себя зависимыми от кого-либо или стоящими ниже их по положению, особенно чувствуют необходимость отвечать взаимностью. Если они не могут этого сделать, они могут почувствовать, что, принимая помощь, они подвергают себя опасности или роняют свое достоинство.   Люди, которые находятся в зависимом положении и не в состоянии ответить взаимностью, – детей, сильно обедневших, калек и прочих, неспособных дать в ответ столько же, сколько они получают, –  нашу помощь мотивирует другая социальная норма.

  1.  Норма социальной ответственности: ожидание, что люди будут помогать тем, кто от них зависит.  Именно эта норма побуждает людей, например: поднять книгу, которую уронил человек на костылях.  В общественных отношениях должен существовать баланс дарения и получения.

В коллективистской культуре, люди поддерживают норму социальной ответственности более твердо, чем на индивидуалистическом Западе. Они выказывают желание оказать помощь даже тогда, когда отсутствует непосредственная угроза жизни нуждающегося или когда он не принадлежит к числу их родственников.  Эксперименты показывают, что даже тогда, когда оказывающие помощь остаются неизвестными и не ожидают никакой благодарности, они зачастую помогают нуждающимся лицам. Но они обычно применяют норму социальной ответственности лишь выборочно – по отношению к тем, чьи нужды, по всей видимости, возникли не вследствие их собственной нерадивости.  Особенно это характерно для политических консерваторов: дайте людям все, что им необходимо, если они являются жертвами обстоятельств, таких как природные бедствия.    В этом случае обязательно будьте великодушными. Если же окажется, что эти люди сами создали свои собственные проблемы – ленью, безнравственностью или недальновидностью, – они должны получить то, что заслуживают.

3. Теория эволюционной психологии  настаивает на том, что сущность жизни является сохранение рода. Гены заставляют нас действовать так, чтобы максимально увеличить возможность их выживания. Когда наши предки умирали, их гены продолжали жить.  Гены, которые побуждают отдельных людей действовать бескорыстно в интересах других, не выживут в ходе эволюционного соревнования. Генетический эгоизм настраивает нас только на два вида бескорыстного или побуждающего к самопожертвованию альтруизма: защиту рода и поиску взаимной выгоды.

Защита рода. Наши гены заставляют нас заботится о тех, с кем мы имеем кровное родство. Так, одной из форм самопожертвования, которая действительно способствует  сохранению генов, является самозабвенная любовь к своим детям. Родители, которые благополучие своих детей ставят выше собственного, скорее передадут свои гены следующим поколениям, нежели родители, игнорирующие своих детей. Родители, как правило, более преданы своим детям, чем дети своим родителям.

Взаимность.  Один организм оказывает помощь другому, потому что ожидает в ответ оказания помощи. Дающий надеется, что позднее станет получающим, а нежелающий ответить взаимностью будет наказан: обманщиков, отступников и предателей презирает весь мир. Акты взаимности лучше проявляются в малых, изолированных группах, в которых человек часто встречается с людьми, которым оказывает помощь. Жители больших городов менее склонны сообщать друг другу о телефонных звонках, передавать по назначению потерявшиеся письма, оказывать помощь потерявшимся детям и оказывать прочие небольшие любезности, чем  жители проживающие в маленьких городах или в сельской местности.  Индивидуальный эгоизм побеждает в генетическом соревновании, поэтому человеческие общества разработали этические и религиозные правила, которые выступают тормозами для биологической склонности к эгоизму. Заповеди, такие как «Возлюби ближнего своего», напоминают нам о необходимости уравновешивать свои интересы с интересами группы и, т.о., способствовать выживанию группы.

Как объясняется альтруизм

теория

Уровень объяснения

Взаимный «альтруизм»

Подлинный альтруизм

Социальных норм

социологический

Норма взаимности

Норма социальной ответственности

Социального обмена

психологический

Внешнее вознаграждения за оказание помощи

Дистресс – внутренние вознаграждения за оказание помощи

Эволюционная

биологический

взаимность

Сохранение рода

Когда мы оказываем помощь?

Сперва обратим внимание на обстоятельства, способствующие оказанию помощи, а затем на характеристики людей, оказывающих помощь.

Ситуационные влияния: число очевидцев. Пассивность присутствующих при чрезвычайных обстоятельствах заставила общественных комментаторов скорбеть о человеческой «отчужденности», «апатии», «безразличии» и «неосознанных садистских импульсах». Психологи экспериментально доказали, что по мере увеличения числа присутствующих каждый очевидец менее склонен замечать происшедшее, менее склонен считать его проблемой или чрезвычайным обстоятельством и менее склонен брать на себя ответственность и оказывать помощь.

Необходимость обратить внимания. Когда человек находится один, он с любопытством оглядывается по сторонам,  и в течение  5 секунд замечает происходящее непривычное  действие. Если человек находится вместе с другими людьми, то он не замечает длительное время непривычного  происходящего действия, а только  после 20 сек.

Интерпретация.  Как только мы замечаем что-то непривычное, мы сразу должны дать этому событию интерпретацию. Представьте себя в комнате, наполненной дымом. Хотя вы и встревожены, вы не хотите ставить  себя в неловкое положение и суетиться. Вы оглядываетесь на других. Они выглядят спокойными, безразличными. Считая, что все, видимо, в порядке, вы пожимаете плечами и  возвращаетесь к работе. Затем из присутствующих замечает дым и, видя ваше явное спокойствие, реагирует подобным же образом. Это один из примеров информационного влияния. Каждый человек судит о реальности по поведению других.  Эффект очевидца:  открытие, согласно которому человек с меньшей вероятностью будет склонен оказывать кому-либо помощь, когда имеются очевидцы. Чем больше людей знает о случившемся, тем меньшая доля из них склонна оказывать помощь.   Для пострадавшего, т.о., число очевидцев не является спасением.

То, как люди интерпретируют те или иные события, также оказывает влияние на их реакцию на уличные преступления. Когда инсценировали кражу, психологи были потрясены, что менее одного человека из десяти интересовались тем, что они такое делают. Многие, заметив, что происходит, останавливались, наблюдали, ухмылялись или же предлагали помощь. Некоторые явно считали «грабителя» владельцем этой вещи.

Принятие на себя ответственности. Сплоченные группы менее сдержаны в оказании помощи, чем отдельные индивиды.  Присутствие других людей удерживает от оказания помощи, если причины чрезвычайной ситуации не ясны и если остальные присутствующие являются совершенно посторонними людьми, которые не в состоянии сразу же понять, чего следует ждать от других.

Ситуационные влияния: оказание помощи, когда это делают и другие. Если агрессивные модели могут усилить агрессию, а безответственные модели – усилить безответственность, то модели, провоцирующие помощь, будут способствовать оказанию помощи.  Например: если бросать деньги на пожертвования в пользу Армии спасения. Видя как это делают другие, то человек тоже это сделает.

Иногда модели противоречат на практике тому, что они проповедуют. Родители, скажем, могут говорить детям: «Делай, как я тебе сказал, а не так, как я делаю». Эксперименты показывают, что на нравственное воспитание детей оказывает влияние как, то, что они слышат, так и то, что они видят. Оказавшись под воздействием лицемеров, они им подражают: делают и говорят то, что делают и говорят «модели».

Ситуационные влияния: давление времени.  Человек, который не спешит, может остановиться и предложить помощь другому человеку.  Спешащий, скорее всего, пойдет дальше. В спешке человек не осознает ситуацию. Раздраженный, занятый своими мыслями, спешащий торопиться, чтобы успеть к назначенному сроку, он просто не имеют времени задуматься о человеке, который нуждается в помощи.  

Личностные влияния: чувства. Мы рассмотрели, какое воздействие на принятие решения о помощи оказывают  внешние влияния – количество очевидцев, подражание, спешка и характеристика человека, нуждающегося в помощи. Теперь мы рассмотрим внутренние факторы, такие как эмоциональное состояние или личностные черты того, кто оказывает помощь.

Сознание вины. В течении всей истории человечества сознание вины было очень болезненным чувством, настолько болезненным, что различные культуры институционализировали способы его облегчения, например: принесение в жертву животных и человека, приношение зерна и денег, раскаяние, исповедь, отречение.  В Древнем Израиле человеческие грехи периодически возлагались на «козла отпущения», животное, которое изгоняли в пустыню, уносило вместе с собой вину людскую.

В целом сознание вины дает много хорошего. Каясь,  извиняясь, оказывая помощь и стараясь избежать повторения зла, люди становятся более чуткими и стараются поддерживать более тесные отношения друг  с другом.

Плохое настроение. Люди в плохом настроении иногда более склонны к альтруизму, а иногда – менее. У взрослых альтруизм вызывает чувство удовлетворенности собой, внутреннего самовознаграждения. Доноры чувствуют себя лучше из-за сознания того, что сдали кровь. Т.о., когда взрослый ощущает сознание вины, находится в печали или в другом отрицательном настроении, полезное деяние (или любой поступок, улучшающий настроение) способствует нейтрализации отрицательных эмоций. Отрицательное настроение не будет способствовать увеличению стремления к оказанию помощи, если у человека успело повыситься настроение  (он нашел кошелек с деньгами или прослушал на магнитофоне юмористическую запись).  Если оказание помощи может стать способом для поднятия настроения, то опечаленный взрослый может быть способен оказать помощь. С увеличением возраста  альтруизм  возрастает.

Личностные влияния: черты личности.

 Существуют причины, благодаря которым личностные характеристики практически не играют никакой роли в детерминации реакции людей при чрезвычайных обстоятельствах.

Высокоэмоциональные, эмпатические и склонные к самостоятельному принятию решений личности более  способны к сопереживанию и оказанию помощи. Также люди  с высокой степенью самоконтроля, поскольку они стараются соответствовать тому, чего от них ожидают окружающие, склонны оказывать помощь, если они полагают, что это приведет к социальному вознаграждению.

При опасной ситуации, незнакомым людям мужчины оказывают помощь чаще. При ситуациях  безопасных склонны оказывать помощь женщины.

Резюме

Проявлению альтруизма способствуют различные ситуационные влияния. Чем больше число очевидцев чрезвычайной ситуации:

  1.  тем, меньшая доля из них замечает случившееся;
  2.  тем меньше они склонны рассматривать ее как чрезвычайную
  3.  тем меньше они склонны брать на себя ответственность по ее разрешению.

Когда люди склонны оказывать помощь:

  1.  когда видят, что другие бросились помогать
  2.  когда они не спешат

Личностные влияния, например настроение, тоже имеет значение. Совершив какой-либо проступок, люди чаще желают оказать помощь, надеясь тем самым облегчить чувство вины или же восстановить свой   Я - образ. Опечаленные люди также склонны к оказанию помощи.

В отличие от сильных  детерминант альтруизма, как ситуация и настроение, личностные характеристики лишь относительно позволяют прогнозировать оказание помощи.  По некоторым данным, некоторые люди более склонны к оказанию помощи, чем другие, и что влияние личности или гендера может зависеть от  ситуации.  Наличие религиозности позволяет прогнозировать долговременный альтруизм, проявляющийся в добровольной деятельности и в благотворительных взносах.

Гендер. В кризисных ситуациях, в случаях крайней необходимости женщины скорее получают помощь, нежели мужчины, тем более в том случае, когда эта помощь исходит от мужчин. Женщины также чаще обращаются за помощью.

Сходство.  Сходство помогает возникновению чувства приязни, которое ведет к возникновению желания оказать помощь, мы боле расположены к тем, кто похож на нас.  Воздействие сходства относится как к нашей одежде, так и к нашим убеждениям.

Устранение факторов сдерживающих оказание помощи.

1. Уменьшение неопределенности, возрастание ответственности.

2.Чувство вины и забота о Я-образе.

Социализация альтруизма.  Существует три возможности:

  1.  Обучение моральному включению (инклюзии).   Такие люди имеют общую черту: включают  людей, отличавшихся от них самих, в свой круг, в число людей, на которых распространяются единые моральные ценности и правила справедливости. Такие люди являются морально включенными.

Например: спасители евреев в фашистской Европе.  Женщина, которая притворялась беременной, чтобы объявить своим будущего ребенка скрывающейся женщины еврейки.

Моральная эксклюзия – исключение людей из области действия определенных моральных правил – имеет противоположный эффект. Она оправдывает все виды зла, от дискриминации до геноцида.

Эксплуатация или жестокость становятся приемлемыми, даже уместными по отношению к тем, кого мы считаем не заслуживающими внимания или нелюдьми.

Таким образом, мы можем воздействовать на факторы, мешающие оказанию помощи.  Можем предпринять какие-то шаги, чтобы уменьшить неопределенность экстренной ситуации или увеличить чувство ответственности. Мы можем прибегнуть к упрекам или к тактике «прямо в лоб», чтобы вызвать ощущение вины или чувство обеспокоенности за свою репутацию.

  1.  моделирование альтруизма. Если же мы видим, как кто-то помогает, мы также предлагаем содействие.  Люди, воспитанные родителями – преступниками – правонарушителями, угогловниками-рецидивистами и нацистскими массовыми убийцами – проявляют значительно меньше эмпатии и сознательной заботы, нежели это характерно для спасителей-альтруистов.  Дети могут научиться быть более альтруистичными, более дружелюбными и владеющими собой, если смотрят телепередачи, изображающие подобные модели поведения.  Таким образом, средства массовой информации способны научить позитивному поведению. Дети, имеющие перед глазами примеры оказания помощи, стремятся поступать подобным же образом.

  1.  приписывание оказания помощи альтруистическим мотивам. Эффект сверхоправдания: когда нас побуждают совершать добрые поступки с помощью избыточного вознаграждения или угроз, внутренняя мотивация к подобной деятельности уменьшается. Если же мы даем людям справедливое вознаграждение за совершение добрых поступков, но не более того, они будут относить свое поведение к собственным альтруистическим мотивам и, следовательно, будут с большим желанием оказывать помощь.

Контрольные вопросы:

  1.  Что такое агрессия?
  2.  Какие теории агрессии Вы знаете?
  3.  Что влияет на агрессию?
  4.  С помощью чего можно ослабить агрессию?
  5. Что такое альтруизм?

  1. Какие теории альтруизма Вы знаете?

  1. Когда мы оказываем помощь?

  1. Устранение факторов, сдерживающих оказание помощи.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16512. ПРАВИЛА ВИКОНАННЯ ЕЛЕКТРИЧНИХ СХЕМ ЦИФРОВОЇ ТЕХНІКИ 143.5 KB
  Лабораторна робота 3 Тема: ПРАВИЛА ВИКОНАННЯ ЕЛЕКТРИЧНИХ СХЕМ ЦИФРОВОЇ ТЕХНІКИ Електрична схема – це конструкторський документ в якому умовними графічними позначеннями УГП показано складові частини виробу і зв’язки між ними. Їх виконують у відповідності д...
16513. Прикладная численная математика 134 KB
  Лабораторная работа №5 Прикладная численная математика 1.1 Вычисление определенных интегралов В MATLAB определены команды quad и quadl для приближенного вычисления определенных интегралов I = dx. Команда quad или quadl имеет следующие модификации: quad'fx' ab; quad'fx' a...
16514. Вычисление пределов – команда limit 62 KB
  Лабораторная работа №6 1.1 Вычисление пределов – команда limit Для вычисления пределов функции Fx заданной в аналитическом символьном виде служит команда limit которая используется в одном из следующих вариантов: limitFxa – возвращает предел символьного выражения F
16515. Разложение в ряд Тейлора – команда taylor 208.5 KB
  Лабораторная работа №7 1.1 Разложение в ряд Тейлора – команда taylor В задачах аппроксимации и приближения функций fx важное место занимает их разложение в ряд Тейлора в окрестности точки a: fx = . Частным случаем этого ряда при a = 0 является ряд Маклорена: fx = ...
16516. ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ СИГНАЛОВ И ЦЕПЕЙ 789.5 KB
  ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ СИГНАЛОВ И ЦЕПЕЙ Методические указания к лабораторной работе № 1 по курсам Основы теории цепей Теория электрических цепей для студентов направлений Радиотехника Телекоммуникации Информационная безопасность В методических...
16517. ПРОСТЕЙШИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЦЕПИ ПРИ ГАРМОНИЧЕСКОМ ВОЗДЕЙСТВИИ 141 KB
  ПРОСТЕЙШИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЦЕПИ при гармоническом воздействии Методические указания к лабораторной работе №2 по курсам Основы теории цепей Теория электрических цепей для студентов направлений Радиотехника Телекоммуникации Информационная безопа
16518. АНАЛИЗ СЛОЖНЫХ ЛИНЕЙНЫХ ЦЕПЕЙ 186.5 KB
  АНАЛИЗ СЛОЖНЫХ ЛИНЕЙНЫХ ЦЕПЕЙ Методические указания к лабораторной работе № 3 по курсам Основы теории цепей Теория электрических цепей для студентов направлений Радиотехника Телекоммуникации Информационная безопасность АНАЛИЗ СЛОЖНЫХ ЛИНЕЙ...
16519. ИНДУКТИВНО-СВЯЗАННЫЕ ЦЕПИ 188.5 KB
  ИНДУКТИВНОСВЯЗАННЫЕ ЦЕПИ Методические указания к лабораторной работе № 4 по курсам Основы теории цепей Теория электрических цепей для студентов направлений Радиотехника Телекоммуникации Информационная безопасность Составители Е.В. Вострец
16520. ИССЛЕДОВАНИЕ ЧАСТОТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК 126.5 KB
  ИССЛЕДОВАНИЕ ЧАСТОТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК Методические указания к лабораторной работе № 5 по курсам Основы теории цепей Теория электрических цепей для студентов направлений Радиотехника Телекоммуникации Информационная безопасность Составител...