86456

Механизмы обеспечения национальной конкурентоспособности

Лекция

Макроэкономика

Конкурентоспособность – это многогранное понятие, которое может рассматриваться на разных уровнях и в различных аспектах. В зависимости от этого выделяются различные направления и механизмы обеспечения конкурентоспособности.

Русский

2015-04-07

20.15 KB

2 чел.

Тема 3: Механизмы обеспечения национальной конкурентоспособности

1. Механизмы устойчивого и конкурентного развития национальной экономики.

2. Роль инноваций в обеспечении национальной конкурентоспособности.

3. Кластерные стратегии и национальная конкурентоспособность.

4. Международное сотрудничество стран как механизм повышения национальной конкурентоспособности в условиях глобализации

Литература:

1) Измалков С., Сонин К., Юдкевич М. Теория экономических механизмов // Вопросы экономики, 2008, № 1.

2) Конкурентоспособность национальной экономики: критерии оценки и пути повышения. - Алматы: Экономика, 2007.

3) Модернизация и рост конкурентоспособности экономики Казахстана. – Алматы: «Қазақ энциклопедиясы», 2011.

4) Конкурентоспособность России в глобальной экономике. – М.: Международные отношения, 2003.

Конкурентоспособность – это многогранное понятие, которое может рассматриваться на разных уровнях и в различных аспектах. В зависимости от этого выделяются различные направления и механизмы обеспечения конкурентоспособности.

На уровне национальной экономики конкурентоспособность выражается в ее возможности обеспечивать устойчивую и положительную динамику экономического роста в стране, высокий уровень жизни населения, экономическую безопасность и конкурировать в этом с другими странами.

В экономической литературе в качестве механизмов решения названных задач представлены следующие группы механизмов: организационные, экономические, финансовые, инновационные, социальные, экологические и внешнеэкономические.

Разные государства находятся на различных стадиях экономического развития, поэтому обстоятельства и механизмы, способствующие повышению конкурентоспособности одной страны, могут быть неактуальны для другой.

В настоящее время ключевым условием обеспечения национальной конкурентоспособности является эффективное использование конкурентных преимуществ страны, основанных, прежде всего, на технологических инновациях, которые в современной глобальной экономике стали ведущей производительной силой, главным средством конкурентной борьбы, определяя темпы экономического роста и динамику относительной экономической мощи государства.

Новым механизмом саморазвития, в рамках которого постоянно и непрерывно зарождаются и реализуются экономически успешные инновации, является формирование национальных инновационных систем, основными элементами которых выступают инновационная инфраструктура, финансовая инфраструктура, научный потенциал. Во всех странах государство играет ведущую роль в формировании этих систем. Накоплен большой мировой опыт использования механизмов стимулирования инновационной деятельности.

В поиске механизмов и методов усиления конкурентных преимуществ и повышения конкурентоспособности стран в современном мире получила широкое распространение такая новая глобальная тенденция, как формирование и развитие кластеров и кластерных стратегий. Более конкурентоспособными сегодня зачастую оказываются не отдельные предприятия или отрасли, а их объединения. Для всей экономики государства кластеры выполняют роль точек роста внутреннего рынка. Вслед за первым зачастую образуются новые кластеры и международная конкурентоспособность страны в целом увеличивается.

Говоря о кластерах, выделяют две стратегии, дополняющие друг друга:

- стратегия, направленная на повышение использования знаний в существующих кластерах;

- стратегии, ориентированные на создание новых сетей сотрудничества внутри кластеров.

Изучение мировой практики показало актуальность использования механизмов международного регулирования экономических факторов, влияющих на конкурентоспособность. Примером может служить деятельность ЕС в области использования механизмов регулирования конкуренции и научно-технического сотрудничества.

После Второй мировой войны в мире сложилась сеть межправительственных организаций мирового регулирования:

- специализированные международные организации – МВФ и Всемирный банк, обеспечивающие беспрепятственное функционирование мировой экономики;

- региональные международные институты типа ОЭСР, цель которой стимулировать экономический рост путем гармонизации правил конкуренции между странами-участницами и вести диалог со странами «третьего мира»;

- универсальные международные организации – ООН и связанные с ней учреждения.

Очевидна также перспективность и важность использования механизмов международного научно-технического партнерства, нацеленного на активизацию инновационной деятельности в разных странах.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53572. Продукти харчування і здоров’я 156.5 KB
  Мета уроку: Навчальна: формування поняття про харчові добавки штрихкод генномодифіковані продукти. Форма проведення: урокконсультація Тип уроку: урок засвоєння нової інформації Обладнання: виставка інформаційних джерел про здорове харчування і харчові добавки; епіграф уроку; плакати про штрихкод шкідливі добавки про правила покупця; чорний ящик; набори упаковок продуктів...
53573. Харківщина - моя Батьківщина 169 KB
  Кожна дитина повинна зрозуміти що не тільки вчитель а й сам він учень є вихованцем самого себе як індивідуальності а саме: вдосконалювати себе поєднувати в собі єдність слова і діла поглядів і вчинків моралі і поведінки та розвивати традиції народу. Звучить пісня Бабаї Учень Що стоїть за словом Батьківщина Може то садочок пишним цвітом Чи криниця з чистою водою Поле що так смачно пахне літом Чи стеблина поєна росою Учень Знаєш брате мабуть Батьківщина То наша родина й домівка То земля що зветься Україна То село якому...
53574. Театральне та літературне життя Харкова початку ХХ століття 474.5 KB
  Учитель з художньої культури Доброго дня З великим задоволенням пропоную вам розпочати урок під час якого ми познайомимося з надзвичайно цікавою інформацією яка допоможе не тільки краще зрозуміти культурномистецьке життя Харкова на початку ХХ століття а також дасть можливість усвідомити культурні зв’язки між митцями. Заснування стаціонарного театру мало велике значення для розвитку культурномистецького життя.Старицький повість Оборона Буші драматичні твори За двома зайцями та Циганка Аза пісня що стала народною Ніч яка...
53575. Управление дебиторской задолженностью 28.5 KB
  Дебиторская задолженность представляет собой долг покупателей за проданную им продукцию. Длительность финансового цикла и соответственно требуемый объем инвестиций в его обеспечение во многом зависит от периода оборачиваемости дебиторской задолженности.
53576. Источники финансирования деятельности предприятия 26.5 KB
  По отношению к организации источники финансирования подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним источникам относятся ресурсы, сформированные внутри организации, а к внешним – средства, формируемые вне предприятия.
53577. Чай пить – не дрова рубить 70.5 KB
  Цели мероприятия: усиление межпредпредметных связей; формирование ответственности за свою работу и работу в группе; ознакомление учащихся с историей чая как напитка; изучение некоторых свойств чая; формирование системы знаний обеспечивающих эстетическое воспитание. Задачи мероприятия: изучение состава и свойств веществ входящих в состав чая; определение основных показателей качества сырья; ознакомление учащихся с информацией о благоприятном влиянии чая на организм человека; стимулирование желания...
53578. Взаимосвязь финансового левериджа и финансового риска 25 KB
  С категорией финансового левериджа связано понятие финансового риска. Финансовый риск — это риск, обусловленный возможным недостатком средств для выплаты процентов по ссудам и займам.
53579. Стратегии финансирования оборотных средств 26 KB
  В теории финансового менеджмента выделяются следующие стратегии финансирования оборотных активов: идеальная, агрессивная, консервативная и компромиссная.
53580. Путешествие в страну Английский язык. Приветствие. Знакомство с одноклассниками, учителем. Знакомство с профессиями 93.5 KB
  Путешествие в страну Английский язык. Приветствие. Знакомство с одноклассниками, учителем. Знакомство с профессиями. Цель: Ознакомление с предметом «Английский язык». Введение ЛЕ по теме (слова приветствия, прощания), их первичное закрепление в речи учащихся.