86456

Механизмы обеспечения национальной конкурентоспособности

Лекция

Макроэкономика

Конкурентоспособность – это многогранное понятие, которое может рассматриваться на разных уровнях и в различных аспектах. В зависимости от этого выделяются различные направления и механизмы обеспечения конкурентоспособности.

Русский

2015-04-07

20.15 KB

2 чел.

Тема 3: Механизмы обеспечения национальной конкурентоспособности

1. Механизмы устойчивого и конкурентного развития национальной экономики.

2. Роль инноваций в обеспечении национальной конкурентоспособности.

3. Кластерные стратегии и национальная конкурентоспособность.

4. Международное сотрудничество стран как механизм повышения национальной конкурентоспособности в условиях глобализации

Литература:

1) Измалков С., Сонин К., Юдкевич М. Теория экономических механизмов // Вопросы экономики, 2008, № 1.

2) Конкурентоспособность национальной экономики: критерии оценки и пути повышения. - Алматы: Экономика, 2007.

3) Модернизация и рост конкурентоспособности экономики Казахстана. – Алматы: «Қазақ энциклопедиясы», 2011.

4) Конкурентоспособность России в глобальной экономике. – М.: Международные отношения, 2003.

Конкурентоспособность – это многогранное понятие, которое может рассматриваться на разных уровнях и в различных аспектах. В зависимости от этого выделяются различные направления и механизмы обеспечения конкурентоспособности.

На уровне национальной экономики конкурентоспособность выражается в ее возможности обеспечивать устойчивую и положительную динамику экономического роста в стране, высокий уровень жизни населения, экономическую безопасность и конкурировать в этом с другими странами.

В экономической литературе в качестве механизмов решения названных задач представлены следующие группы механизмов: организационные, экономические, финансовые, инновационные, социальные, экологические и внешнеэкономические.

Разные государства находятся на различных стадиях экономического развития, поэтому обстоятельства и механизмы, способствующие повышению конкурентоспособности одной страны, могут быть неактуальны для другой.

В настоящее время ключевым условием обеспечения национальной конкурентоспособности является эффективное использование конкурентных преимуществ страны, основанных, прежде всего, на технологических инновациях, которые в современной глобальной экономике стали ведущей производительной силой, главным средством конкурентной борьбы, определяя темпы экономического роста и динамику относительной экономической мощи государства.

Новым механизмом саморазвития, в рамках которого постоянно и непрерывно зарождаются и реализуются экономически успешные инновации, является формирование национальных инновационных систем, основными элементами которых выступают инновационная инфраструктура, финансовая инфраструктура, научный потенциал. Во всех странах государство играет ведущую роль в формировании этих систем. Накоплен большой мировой опыт использования механизмов стимулирования инновационной деятельности.

В поиске механизмов и методов усиления конкурентных преимуществ и повышения конкурентоспособности стран в современном мире получила широкое распространение такая новая глобальная тенденция, как формирование и развитие кластеров и кластерных стратегий. Более конкурентоспособными сегодня зачастую оказываются не отдельные предприятия или отрасли, а их объединения. Для всей экономики государства кластеры выполняют роль точек роста внутреннего рынка. Вслед за первым зачастую образуются новые кластеры и международная конкурентоспособность страны в целом увеличивается.

Говоря о кластерах, выделяют две стратегии, дополняющие друг друга:

- стратегия, направленная на повышение использования знаний в существующих кластерах;

- стратегии, ориентированные на создание новых сетей сотрудничества внутри кластеров.

Изучение мировой практики показало актуальность использования механизмов международного регулирования экономических факторов, влияющих на конкурентоспособность. Примером может служить деятельность ЕС в области использования механизмов регулирования конкуренции и научно-технического сотрудничества.

После Второй мировой войны в мире сложилась сеть межправительственных организаций мирового регулирования:

- специализированные международные организации – МВФ и Всемирный банк, обеспечивающие беспрепятственное функционирование мировой экономики;

- региональные международные институты типа ОЭСР, цель которой стимулировать экономический рост путем гармонизации правил конкуренции между странами-участницами и вести диалог со странами «третьего мира»;

- универсальные международные организации – ООН и связанные с ней учреждения.

Очевидна также перспективность и важность использования механизмов международного научно-технического партнерства, нацеленного на активизацию инновационной деятельности в разных странах.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54963. Национальный и религиозный состав населения России 60.1 KB
  Цели: познакомить обучающихся с особенностями национального и религиозного состава населения России. Задачи: образовательные: изучить особенности национального и религиозного состава населения страны языковые семьи и группы; познакомить с национальным составом населения Республики Коми; развивающие: продолжить работу над развитием умения анализировать статистический материал работать с дополнительными источниками; воспитательные: воспитывать гражданственность...
54964. Разработки уроков по информатике 2.39 MB
  Планконспект урока Презентация к уроку Дополнительный материал 2 2 Информация Теория Практика Понятие информации свойства информации единицы измерения объема информации. Планконспект урока Презентация к уроку Дополнительный материал 3 3 Кодирование информации в компьютере Теория Практика Кодирование и декодирование. Планконспект урока Презентация к уроку Дополнительный материал 4 4 Информационная деятельность человека Теория Практика Сбор обработка передача хранение поиск и защита информации. Планконспект урока Презентация к уроку...
54965. Алфавит 64.5 KB
  Буквы значки как бойцы на парад в строгом порядке построены в ряд. Подумайте почему мы прописали именно эти две буквы Первая и последняя буквы алфавита С новой строки пишем соединения букв ал лф фа ав ви ит. С новой строки с маленькой буквы пишем слово алфавит. Беседа Алфавит или азбука это все буквы расположенные в определенном строгом порядке.
54966. Поделка из бумаги. Летящая бабочка 50 KB
  Ход урока Описание урока Комментарии 1 этап Организационный момент Учитель: Долгожданный дан звонок – начинается урок. 2 этап Постановка учебной задачи Учитель: Какой праздник приближается 8 марта Что принято совершать в этот день Дарить подарки Кто может предположить что мы будем делать сегодня на уроке...
54967. Учимся лепить из пластелина 39.5 KB
  Итак начнём. И также не забывайте что он горячий и одно неосторожное обращение приведёт к ожогу. самостоятельная работа учащихся при работе звучит тихая лёгкая музыка У: Молодцы Вы очень постарались получилось очень красиво а давайте мы сделаем так зверюшек которых сделали в начале урока...
54968. Великая Отечественная война. Сталинградская битва 70.5 KB
  Путина от 1 февраля 2013 года 215 мин Сталинград 3 мин. Капитуляция Паулюса под Сталинградом 3 мин. документы карточки аудио-материалы Левитан о победе под Сталинградом Понятийный минимум: Коренной перелом операция €œУран. 1 мин.
54969. Мелірування волосся способом «Трикутник» 540 KB
  Другий рівень репродукції Формування умінь якісно виконувати мелірування волосся способом трикутник з дотриманням правильної технологічної послідовності і всіх технічних умов. Навчально-матеріальна база уроку...
54970. Совокупный спрос и совокупное предложение. Факторы, определяющие их величину и динамику 23.49 KB
  Совокупный спрос — это спрос на общий объем товаров и услуг, который может быть реализован при соответствующем уровне цен в рамках национальной экономики.
54971. My favourite animal 51.5 KB
  Do you know anything about an owl? Let’s read the text and find out more information about it. Look at the blackboard. Here are some words from the text. Repeat them after me: a beak – beaks (дзьоб), soft (м’який, ніжний), centimeter, especially (особливо), mice, one mouse – two mice, insects (комахи), in silence (у тиші), total darkness (цілковита темрява). Read the text and be ready to translate it. (Учні читають текст вголос і перекладають його).