8646

Бытие. Определение понятия былия

Контрольная

Логика и философия

Бытие Определение понятия бытия. Проблема субстанции. Основные формы бытия. Основные свойства бытия: движение, пространство и время, системность, самоорганизация и сознание. Определение понятия бытия. Один из ц...

Русский

2013-02-16

30.15 KB

53 чел.

Бытие

  1.   Определение понятия бытия.
  2.   Проблема субстанции.
  3.   Основные формы бытия.
  4.   Основные свойства бытия: движение, пространство и время, системность, самоорганизация и сознание.

  1.  Определение понятия бытия.

Один из центральных разделов философии, изучающих проблемы бытия называется онтологией, а сама проблема бытия – одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Философская категория бытия предполагает не просто описание всего, что есть во вселенной, но и выяснение природой истинно сущего бытия. Термин «бытие» употребляется в философии с 17 в.  В переводе с греческого «онтос» - сущее, «логос» - учение. В это понятие входит и материальное и духовное, и природа, и общество – все мироздание.

  1.   Проблема бытия в истории философии.

Проблема бытия в истории философии была сформулирована в античной философии на первом этапе ее существования. Первые греческие натурфилософы стремились выявить основы первоначала мира, которые представлялись в качестве стихий: огонь, вода, воздух, земля.

После милетцев проблема бытия в более абстрактной форме была поставлена элеатами (Парменидом). Бытие элеатов едино и неизменно, абсолютно, не возникает и не уничтожается.

Средневековые философы считали, что истинным бытием является Бог, мир и человек вторичны по отношению к Богу, являясь его творениями. Человек есть образ и подобие Бога, поэтому несет в себе частичку истинного бытия.

Философы эпохи Возрождения считали, что бытие соотносится, прежде всего, с бытием материальной природы. Появляются первые пантеистические интерпретации бытия, как тождественного природе и Богу. В философии Нового времени бытие впервые отождествляется с субстанцией. Б. Спиноза в своей онтологии, имеющей пантеистический характер, отождествляет Бога, природу, субстанцию.

  1.  Проблема субстанции.

Пытаясь осмыслить необозримое многообразие мира, человек стоит перед проблемой: можно ли утверждать, что, не смотря на все многообразие, существует ли какое – либо единство, некая основа, объединяющая все виды бытия и если существует, то что оно собой представляет. Решение этой проблемы породило философские учения – плюрализм, дуализм, а категорией, выражающей ее суть является субстанция (от лат. – сущность, то, что лежит в основе). Субстанция означает первооснову всего сущего; то, посредством чего существует все многообразие вещей. Она является причиной самой себя.

           монизм- дуализм - плюрализм                       СУБСТАНЦИЯ

Материалистическая     -    Идеалистическая

(Гераклит)                           (Рене Декарт)                    (Платон)

 

  1.  Основные свойства бытия: движение, пространство и время, системность, самоорганизация и сознание.

Основные свойства бытия:

- движение

- пространство и время

- системность

- самоорганизация

- сознание.

Движение-это всеобщее, универсальное свойство бытия.

Движение – это всякое изменение вообще. Оно никогда не останавливается. У него никогда не бывает ни отпуска, ни пауз, но вечно и бесконечно, непрерывно.

Существует ли в мире покой? Абсолютного покоя, равновесия и неподвижности нигде нет. Всякий покой, равновесие относительны и являются определенным состоянием равновесия. Движение есть способ существования материи. Существует 2 типа движения:

  1.  С сохранением качества
  2.  С изменением качества

1)падение солнечных лучей на поверхность камня есть движение луча, но нет качественных измненений.2) О2+1 атом О =О3. Здесь изменение качества-вместо кислорода получаем озон.

Кроме типов движения различают формы движения. Классификацию форм движения дал Ф. Энгельс.

  1.   механическая (пространственное перемещение);
  2.   физическая (звук, гравитация, теплота);
  3.   химическая (превращение атомов и молекул);
  4.   биологическая (обмен веществ живых организмов);
  5.   социальная (общественное мышление).

Высшие формы мышления нельзя редуцировать – свести к высшим. В последнее время с учетом развития науки полагают также включать такие формы движения: геологическую и планетарную. Также рассматривается вопрос компьютерной форме движения. Пространство и время являются общими формами бытия всех материальных систем. Они существуют объективно и независимо от сознания человека, но вовсе не от материи, так как материя не существует без пространства и времени, так же, как и не существуют пространство и время без материи.

Пространство - форма бытия, материя которой выражает ее протяженность и структурность, сосуществование и взаимодействие элементов в различных материальных системах.

Время – форма бытия, характеризующая длительность существования всех объектов и последовательность смены состояния.

Пространство и время нашего мира имеет 4 измерения:3 из них характеризуют пространство, а 1-время.

Общие свойства пространства и времени:

- бесконечность

- всеобщность

Частные свойства пространства:

- трехмерность

- протяженность

- неразрывная связь со временем

Частные характеристики времени:

- одномерность

- необратимость

- асимметричность

- единство прерывность и непрерывности.

На протяжении развития философии и естествознания сформировались 2 противоположные концепции, по-разному объясняющие пространство и время:

  1.  Субстанциональная
  2.  Реляционная

            Согласно субстанциональной концепции время и пространство являются отдельной реальностью, не зависящей друг от друга. Несколько позже Гегель указал, что субстанциональная концепция пространства и времени адекватно вписывалась в механическую картину мира и соответствовала уровню развития науки 18 в.  Но уже в эпоху Нового времени появляются идеи, которые характеризуют пространство и время иначе, чем субстанциональная концепция. Так Лейбниц считал, что пространство и время это особые отношения между объектами и процессами и независимо от них не существуют. Гегель указывал, что движущаяся материя, пространство и время связаны друг с другом, а с изменением скорости протекания изменяются и пространственно-временные характеристики. Первая же идея о пространстве, как  реляционное, связана с именем Аристотеля. Пространство, по его мнению, есть система естественных мест, занимаемых материальными объектами. Теория относительности, открытая в середине 20 в.  А. Энштейном и Эвклидовой геометрией Лобачевского подтвердила правильность реляционной теории – пространство и время неразрывно связаны друг с другом, составляют единый пространственно-временной континуум. Их свойства напрямую зависят от характера протекающих в них материальных процессов. Энштейном было доказано, что если какой-либо объект будет двигаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время и пространство изменятся – пространство уменьшится, время замедлится.

Системность – совокупность элементов, находящихся в связях и отношениях между собой и образующих целостность и единство.

Система - комплекс взаимодействующих элементов.

По характеру связи между элементами все системы делятся на суммативные и целостные. В суммативных системах связь между элементами выражена слабо, качество такого образования равно сумме качеств составляющих его элементов. Примером суммативной системы является куча песка. В целостных системах четко выражена зависимость их возникновения и функционирования от составляющих элементов и наоборот. Примером целостной системы является живой организм или общество. Под действием определенных факторов суммативные системы могут преобразовываться в целые и наоборот. Одним из факторов  преобразования суммации в целостность является гравитационные взаимодействия, а фактором превращения целостности в суммацию может стать энтропия. Помимо типологии систем в зависимости от характера связи между элементами различают системы по типу и взаимодействию с окружающей средой. Это открытые и закрытые системы. В закрытых системах не происходит обмена с внешним миром. Такие системы стремятся к равновесному состоянию, максимальной степенью которых является неупорядоченность и хаос. Открытые системы обмениваются энергией. В таких системах могут возникать упорядоченные структуры. Основной характеристикой процессов в замкнутых системах является равновесность, в открытых – неравновесность и нелинейность.

Синергетика в качестве предмета своего изучения выбирает открытые системы – они являются универсальными, а протекающие в них процессы способствуют самоорганизации мира.

Главное свойство открытых систем – неустойчивость. Материи присущи случайные колебания и отклонения (флуктуации). В какой-то момент поведение открытой системы становится неоднозначным. Та точка, в которой проявляется неоднозначность изменений, называется точкой бифуркации. В этой точке изменяется роль внешних влияний. Даже малое воздействие приводит к значительным и даже непредсказуемым воздействиям. Материя приобретает новое состояние, так называемую диссипативную структуру, которая отличается неустойчивостью и дальнейшее развитие возможно по двум вариантам:

  1.  Диссипативная структура укрепляется и превращается в новый вид материи, но при условии энтропии (притока энергии из внешней среды) – затем развивается по динамическому типу.
  2.  Диссипативная структура распадается и гибнет (либо в результате внутренней слабости, непрочности новых связей, либо из-за отсутствия энтропии).

Синергетика возникла как одна  из концепций физики во второй половине 20 в.  Основоположники: Ганс Хакен, И. Пригожин.

Синергетика от греч. – сотрудничество, содействие.

Проблема сознания была и остается первой из самых трудных, вечных проблем. Философия исследует данную проблему, проводя дискуссии, выдвигая гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан. В настоящее время философия с достоверностью может утверждать только лишь то, что

  1.  сознание существует
  2.  оно имеет идеальную природу – данное положение признают и материалисты, однако, при этом считают, что идеальное сознание производно от материи.

Если взять исторический срез, то попытки его решения выглядят следующим образом:

- античные материалисты рассматривали сознание как свойство материальной души. С их точки зрения душа была соткана из каких-то особых тонких, круглых субстанций – атомов, и была подобна чистому дыханию.

- что касается идеалистов во все времена – сознание есть проявление нематериальной субстанции, которая тоже называется душой. Объяснений природы сознания связано с именем Спинозы.

Рассматривая сознание как атрибут материи, сознание - это высшая, свойственная только человеку, функция мозга, связанная с речью, которая заключается в обобщенном, целенаправленном отражении действительности, в мысленном построении действительности и в не предвидении их результатов в разумном регулировании поведения человека.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10870. ЗАВЕЩАНИЕ КАК СДЕЛКА В НАСЛЕДСТВЕННОМ ПРАВЕ РОССИИ 153.58 KB
  Предметом дипломного исследования являются нормы права, регулирующие отношения, возникающие в связи с осуществлением наследственного правопреемства по воле завещателя, правоприменительная практика, судебная практика, а также опубликованные научные работы по данной проблеме.
10871. Проблема прісної води 29.7 KB
  Це стало можливим завдяки впровадженню ресурсозберігальних, маловідходних і безвідходних технологічних процесів, завдяки зменшенню забруднення повітряного середовища й водойм. Охорона навколишнього середовища стала однією з найголовніших проблем.
10872. Виконання та захист графічних робіт. Виконання технічних рисунків та ескізів кількох заданих деталей 27 KB
  Тема 13: Виконання та захист графічних робіт. Виконання технічних рисунків та ескізів кількох заданих деталей. Мета: Навчальна: сформувати знання вміння та навички поданій темі. Виховна: виховувати в учнів культуру праці та акуратність. Розвиваюча: розвивати у шк
10875. Фанера та ДВП в конструюванні обєктів технологічної діяльності 17.94 KB
  Привітання з класом. Концентрація уваги учнів та перевірка їх наявності. Організація та перевірка готовності учнів до роботи, наявності спецодягу, створення позитивної емоційної атмосфери, призначення чергових, перевірка присутності учнів.
10876. ДВП та фанера, їх використання в конструюванні обєктів технологічної діяльності 74.5 KB
  Тема. Фанера та ДВП в конструюванні об’єктів технологічної діяльності. Мета: ознайомити учнів з різними видами конструкційних матеріалів видами та породами дерев особливостями їх будови характерними ознаками способами заготівлі та одержання пиломатеріалів знач
10877. Електромонтажі інструменти 157.5 KB
  Тема. Електромонтажі інструменти. Мета: сформувати в учнів поняття про розвивати політехнічний світогляд виховувати відповідальність за результат роботи. Ключові поняття: електрична схема умовне позначення електричний патрон вилка штепсельна штепсельна
10878. Призначення та будова вимірювальних та розмічальних інструментів 36.5 KB
  Тема Призначення та будова вимірювальних та розмічальних інструментів. Мета: навчальна: сформувати уявлення про призначення та будову вимірювальних інструментів. Прийоми розмічання за шаблоном. Відомості про припуски на обробку. Виховна: виховувати старанність і