8646

Бытие. Определение понятия былия

Контрольная

Логика и философия

Бытие Определение понятия бытия. Проблема субстанции. Основные формы бытия. Основные свойства бытия: движение, пространство и время, системность, самоорганизация и сознание. Определение понятия бытия. Один из ц...

Русский

2013-02-16

30.15 KB

55 чел.

Бытие

  1.   Определение понятия бытия.
  2.   Проблема субстанции.
  3.   Основные формы бытия.
  4.   Основные свойства бытия: движение, пространство и время, системность, самоорганизация и сознание.

  1.  Определение понятия бытия.

Один из центральных разделов философии, изучающих проблемы бытия называется онтологией, а сама проблема бытия – одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Философская категория бытия предполагает не просто описание всего, что есть во вселенной, но и выяснение природой истинно сущего бытия. Термин «бытие» употребляется в философии с 17 в.  В переводе с греческого «онтос» - сущее, «логос» - учение. В это понятие входит и материальное и духовное, и природа, и общество – все мироздание.

  1.   Проблема бытия в истории философии.

Проблема бытия в истории философии была сформулирована в античной философии на первом этапе ее существования. Первые греческие натурфилософы стремились выявить основы первоначала мира, которые представлялись в качестве стихий: огонь, вода, воздух, земля.

После милетцев проблема бытия в более абстрактной форме была поставлена элеатами (Парменидом). Бытие элеатов едино и неизменно, абсолютно, не возникает и не уничтожается.

Средневековые философы считали, что истинным бытием является Бог, мир и человек вторичны по отношению к Богу, являясь его творениями. Человек есть образ и подобие Бога, поэтому несет в себе частичку истинного бытия.

Философы эпохи Возрождения считали, что бытие соотносится, прежде всего, с бытием материальной природы. Появляются первые пантеистические интерпретации бытия, как тождественного природе и Богу. В философии Нового времени бытие впервые отождествляется с субстанцией. Б. Спиноза в своей онтологии, имеющей пантеистический характер, отождествляет Бога, природу, субстанцию.

  1.  Проблема субстанции.

Пытаясь осмыслить необозримое многообразие мира, человек стоит перед проблемой: можно ли утверждать, что, не смотря на все многообразие, существует ли какое – либо единство, некая основа, объединяющая все виды бытия и если существует, то что оно собой представляет. Решение этой проблемы породило философские учения – плюрализм, дуализм, а категорией, выражающей ее суть является субстанция (от лат. – сущность, то, что лежит в основе). Субстанция означает первооснову всего сущего; то, посредством чего существует все многообразие вещей. Она является причиной самой себя.

           монизм- дуализм - плюрализм                       СУБСТАНЦИЯ

Материалистическая     -    Идеалистическая

(Гераклит)                           (Рене Декарт)                    (Платон)

 

  1.  Основные свойства бытия: движение, пространство и время, системность, самоорганизация и сознание.

Основные свойства бытия:

- движение

- пространство и время

- системность

- самоорганизация

- сознание.

Движение-это всеобщее, универсальное свойство бытия.

Движение – это всякое изменение вообще. Оно никогда не останавливается. У него никогда не бывает ни отпуска, ни пауз, но вечно и бесконечно, непрерывно.

Существует ли в мире покой? Абсолютного покоя, равновесия и неподвижности нигде нет. Всякий покой, равновесие относительны и являются определенным состоянием равновесия. Движение есть способ существования материи. Существует 2 типа движения:

  1.  С сохранением качества
  2.  С изменением качества

1)падение солнечных лучей на поверхность камня есть движение луча, но нет качественных измненений.2) О2+1 атом О =О3. Здесь изменение качества-вместо кислорода получаем озон.

Кроме типов движения различают формы движения. Классификацию форм движения дал Ф. Энгельс.

  1.   механическая (пространственное перемещение);
  2.   физическая (звук, гравитация, теплота);
  3.   химическая (превращение атомов и молекул);
  4.   биологическая (обмен веществ живых организмов);
  5.   социальная (общественное мышление).

Высшие формы мышления нельзя редуцировать – свести к высшим. В последнее время с учетом развития науки полагают также включать такие формы движения: геологическую и планетарную. Также рассматривается вопрос компьютерной форме движения. Пространство и время являются общими формами бытия всех материальных систем. Они существуют объективно и независимо от сознания человека, но вовсе не от материи, так как материя не существует без пространства и времени, так же, как и не существуют пространство и время без материи.

Пространство - форма бытия, материя которой выражает ее протяженность и структурность, сосуществование и взаимодействие элементов в различных материальных системах.

Время – форма бытия, характеризующая длительность существования всех объектов и последовательность смены состояния.

Пространство и время нашего мира имеет 4 измерения:3 из них характеризуют пространство, а 1-время.

Общие свойства пространства и времени:

- бесконечность

- всеобщность

Частные свойства пространства:

- трехмерность

- протяженность

- неразрывная связь со временем

Частные характеристики времени:

- одномерность

- необратимость

- асимметричность

- единство прерывность и непрерывности.

На протяжении развития философии и естествознания сформировались 2 противоположные концепции, по-разному объясняющие пространство и время:

  1.  Субстанциональная
  2.  Реляционная

            Согласно субстанциональной концепции время и пространство являются отдельной реальностью, не зависящей друг от друга. Несколько позже Гегель указал, что субстанциональная концепция пространства и времени адекватно вписывалась в механическую картину мира и соответствовала уровню развития науки 18 в.  Но уже в эпоху Нового времени появляются идеи, которые характеризуют пространство и время иначе, чем субстанциональная концепция. Так Лейбниц считал, что пространство и время это особые отношения между объектами и процессами и независимо от них не существуют. Гегель указывал, что движущаяся материя, пространство и время связаны друг с другом, а с изменением скорости протекания изменяются и пространственно-временные характеристики. Первая же идея о пространстве, как  реляционное, связана с именем Аристотеля. Пространство, по его мнению, есть система естественных мест, занимаемых материальными объектами. Теория относительности, открытая в середине 20 в.  А. Энштейном и Эвклидовой геометрией Лобачевского подтвердила правильность реляционной теории – пространство и время неразрывно связаны друг с другом, составляют единый пространственно-временной континуум. Их свойства напрямую зависят от характера протекающих в них материальных процессов. Энштейном было доказано, что если какой-либо объект будет двигаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время и пространство изменятся – пространство уменьшится, время замедлится.

Системность – совокупность элементов, находящихся в связях и отношениях между собой и образующих целостность и единство.

Система - комплекс взаимодействующих элементов.

По характеру связи между элементами все системы делятся на суммативные и целостные. В суммативных системах связь между элементами выражена слабо, качество такого образования равно сумме качеств составляющих его элементов. Примером суммативной системы является куча песка. В целостных системах четко выражена зависимость их возникновения и функционирования от составляющих элементов и наоборот. Примером целостной системы является живой организм или общество. Под действием определенных факторов суммативные системы могут преобразовываться в целые и наоборот. Одним из факторов  преобразования суммации в целостность является гравитационные взаимодействия, а фактором превращения целостности в суммацию может стать энтропия. Помимо типологии систем в зависимости от характера связи между элементами различают системы по типу и взаимодействию с окружающей средой. Это открытые и закрытые системы. В закрытых системах не происходит обмена с внешним миром. Такие системы стремятся к равновесному состоянию, максимальной степенью которых является неупорядоченность и хаос. Открытые системы обмениваются энергией. В таких системах могут возникать упорядоченные структуры. Основной характеристикой процессов в замкнутых системах является равновесность, в открытых – неравновесность и нелинейность.

Синергетика в качестве предмета своего изучения выбирает открытые системы – они являются универсальными, а протекающие в них процессы способствуют самоорганизации мира.

Главное свойство открытых систем – неустойчивость. Материи присущи случайные колебания и отклонения (флуктуации). В какой-то момент поведение открытой системы становится неоднозначным. Та точка, в которой проявляется неоднозначность изменений, называется точкой бифуркации. В этой точке изменяется роль внешних влияний. Даже малое воздействие приводит к значительным и даже непредсказуемым воздействиям. Материя приобретает новое состояние, так называемую диссипативную структуру, которая отличается неустойчивостью и дальнейшее развитие возможно по двум вариантам:

  1.  Диссипативная структура укрепляется и превращается в новый вид материи, но при условии энтропии (притока энергии из внешней среды) – затем развивается по динамическому типу.
  2.  Диссипативная структура распадается и гибнет (либо в результате внутренней слабости, непрочности новых связей, либо из-за отсутствия энтропии).

Синергетика возникла как одна  из концепций физики во второй половине 20 в.  Основоположники: Ганс Хакен, И. Пригожин.

Синергетика от греч. – сотрудничество, содействие.

Проблема сознания была и остается первой из самых трудных, вечных проблем. Философия исследует данную проблему, проводя дискуссии, выдвигая гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан. В настоящее время философия с достоверностью может утверждать только лишь то, что

  1.  сознание существует
  2.  оно имеет идеальную природу – данное положение признают и материалисты, однако, при этом считают, что идеальное сознание производно от материи.

Если взять исторический срез, то попытки его решения выглядят следующим образом:

- античные материалисты рассматривали сознание как свойство материальной души. С их точки зрения душа была соткана из каких-то особых тонких, круглых субстанций – атомов, и была подобна чистому дыханию.

- что касается идеалистов во все времена – сознание есть проявление нематериальной субстанции, которая тоже называется душой. Объяснений природы сознания связано с именем Спинозы.

Рассматривая сознание как атрибут материи, сознание - это высшая, свойственная только человеку, функция мозга, связанная с речью, которая заключается в обобщенном, целенаправленном отражении действительности, в мысленном построении действительности и в не предвидении их результатов в разумном регулировании поведения человека.