86469

Моделирование урока по изучению лирики

Лекция

Педагогика и дидактика

Проанализируйте представление научное и методическое сопровождение тем связанных с изучением лирики в федеральных учебниках. Проанализируйте устно с этой точки разделы посвящённые изучению лирики лирических произведений в одном из действующих учебников для 5го класса.

Русский

2015-04-07

33 KB

0 чел.

Тема 12

Моделирование урока по изучению лирики

1. Проанализируйте федеральные программы (под ред. Г.И. Беленького, В.Я. Коровиной, А.Г. Кутузова, Т.Ф. Курдюмовой) с точки зрения представления в них лирических произведений (для примера возьмите только 5-й класс). Какова логика включения текстов в программу?

2. Проанализируйте представление, научное и методическое «сопровождение» тем, связанных с изучением лирики в федеральных учебниках. Проанализируйте (устно) с этой точки разделы, посвящённые изучению лирики/лирических произведений в одном из действующих учебников для 5-го класса.

 

Практический блок

1. Предложите письменно 3-4 вопроса и/или задания, направленные на восприятие учащимися стихотворения И. А. Бунина:

Детство

Чем жарче день, Тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было по утру

Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок- как шёлк…Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

И ствол – гигант, тяжёлый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,

Но так тепла, так солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет  не сосна,

А зной и сухость солнечного лета.

4. Сопоставьте различные подходы к изучению стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро» в федеральных УМК, дайте оценку вопросам и заданиям, помещённым в учебниках разных авторов.

Дайте оценку рекомендациям к анализу текста, помещённым в Практикуме  по методике преподавания литературы. (С. 36-37, п. 3). В какой мере эти вопросы и задания, а также вопросы и задания учебника, могут быть использованы вами на уроке?

На основе этих рекомендаций, а также вопросов и заданий учебников разработайте свой конспект урока по изучению стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро» или стихотворение М.Ю. Лермонтова «Утёс» в 6 классе.

Задание должно быть выполнено письменно.

Литература

Белобровцева И.З. Читаем поэзию вместе: пособие для преподавателей. – М., 1994.

Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: кн. Для учителя. М., 2004.

Беляева Н.В. Уроки по лирике А. Фета//Литература, 2006. - № 15.

Беляева Н.В. Человек и природа в стихотворениях Ф.И. Тютчева//Литература. – 2006. - № 14.

Глемба В.В. Уроки по лирике А.С. Пушкина. //Лит. В шк. – 1999. - № 4. – С 76-79.

Давыдова Т.Г.Целостный анализ поэтического произведения//Русская словесность. – 2003. -№ 4. – С. 18 - 22.

Зуев Н.Н. Уроки на трудную тему. Лирика в средних классах//Лит. В шк. – 1998. - № 5. – С. 117 – 122.

Маранцман В.Г. Изучение творчества А.С. Пушкина в школе: пособие для учителя и учащихся: в 2 ч. Ч.1. – М., 1999.

Медведев В.П. «Изучение лирики в школе».- М., 1985 - а) предисловие, гл. 1,2 – конспект; б) гл.4 – анализ приемов изучения стихотворения «Анчар» А.С. Пушкина.

Буяльский Б.А. «Искусство выразительного чтения. Книга для учителя».- М., 1986 – краткий конспект глав: «Партитурные знаки»; «Структура урока…»; «Приемы обучения…»; «Анализ диктантов и недостатков исполнения…»

Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 1-11 классы. Авторы составители программ для 1-4 классов - Джежелей О.В., для 5-11 классов - Беленький Г.И., Красновский Э.А., Лыссый Ю.И., Снежневская М.А., Хренова О.М. / Под ред. Беленького Г.И. и Лыссого Ю.И. М., 2000 (или любое более позднее издание).

Программы общеобразовательных учреждений. Программа литераурного образования 5-11 классы. / Под ред. Коровиной В.Я. М., 2000 (или любое более позднее издание).

Программа по литературе (5-11 классы) / Составители: Курдюмова Т.Ф., Леонов С.А., Колокольцев Е.Н., Марьина О.Б. Науч. ред. Курдюмова Т.Ф. М., 2003 (или любое более позднее издание).

Кутузов А.Г., Киселев А.К., Романичева Е.С. и др. В мире литературы. Программы общеобразовательных учреждений 5-11 (12) классы, для учебных заведений гуманитарного профиля 10-11 (12) классы. Программа по литературе (5-11 классы) / Под ред. Кутузова А.Г. М., 2002 (или любое более позднее издание).

Практикум по методике преподавания литературы / Под ред. Богдановой О.Ю. М., 1999. С. 36-37.

Смелкова З.С. Литература как вид искусства. М., 1997. С. 99-102.

Дополнительная литература

Медведев В.П. Изучение лирики в школе. М., 1985.

Рез З.Я. Изучение лирики в школе. Л., 1968.

Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. М., 2002

Эткинд Е.Г. Проза о стихах. СПб., 2001


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4185. Інфляція в Україні та шляхи її усунення 146 KB
  В умовах пікових темпів інфляції доцільною є рестрикційна політика – політика стримування. Її характерні риси: скорочення витрат бюджету та позичкового процента, стримування експорту і грошової емісії, підвищення податкових ставок. У кінцевому результаті, зазначені заходи дають скорочення сукупного попиту.
4186. Властивості напівпровідникових кристалів 724.5 KB
  Явища переносу в напівпровідниках Кінетичне рівняння Больцмана В рівноважних умовах розподіл електронів ідеальної кристалічної гратки по енергіях описується (§ 2.1) функцією ФерміДірака f(E) (чи МаксвеллаБольцмана для невиродженого електронного газу...
4187. Україна козацькаконспект. Довідник з історії України для студентів всіх спеціальностей УДУВГП 241.5 KB
  Вступ Козацький період в історії України (ХVІ – ХVІІІ ст.) надзвичайно важливий для розуміння складних державотворчих і націєтворчих процесів, що відбувалися на наших землях протягом багатьох століть, і які, на жаль, залишаються незавершеними щ...
4188. Корреспонденция – жанр-гибрид 65.5 KB
  Корреспонденция – жанр-гибрид Создание журналистского произведения всегда обусловлено рядом взаимозависимых процессов, к которым можно отнести поиск и рождение темы будущей публикации, формирование и разработку замысла конкретного произведения...
4189. Теория длинных волн Н.Д. Кондратьева 127.5 KB
  Введение. Я выбрала курсовую работу по теме: Теория длинных волн Н.Д. Кондратьева. Эта тема меня заинтересовала тем, что во-первых, спады и подъемы в экономической жизни любой страны всегда наблюдались и наблюдаются в наши дни. Мне захотелось самой...
4190. Предмет исследования экономической теории и ее функции 43.73 KB
  Введение Первым поводом к изучению экономической теории является то, что эта теория дело с такими проблемами, которые касаются нас всех без исключения: какие виды работ нужно выполнять Как они оплачиваются сколько товаров можно купить на доллар за...
4191. Методы нормирования оборотных средств предприятия 64 KB
  Введение Каждое предприятие, начиная свою производственно-хозяйственную деятельность, должно располагать определённой денежной суммой. На эти денежные ресурсы предприятие закупает на рынке или у других предприятий по договорам сырьё, материалы, топл...
4192. Концепции современного естествознания. Теория большого взрыва 140.5 KB
  Сценарий Большого взрыва Как и любая схема, претендующая на объяснение данных о спектре микроволнового космического излучения, химического состава догалактического вещества и иерархии масштабов космических структур, стандартная модель эволюции Вселе...
4193. Классный час. О чем поют птицы. Экологическая беседа 622.5 KB
  Цель: развивать у детей интерес к жизни птиц, в частности, к их голосам формировать умение вслушиваться в их звуковые сигналы воспитывать любовь к природе, бережное заботливое отношение к птицам. Оборудование: запись «Голоса птиц», таблицы с изобр...