86469

Моделирование урока по изучению лирики

Лекция

Педагогика и дидактика

Проанализируйте представление научное и методическое сопровождение тем связанных с изучением лирики в федеральных учебниках. Проанализируйте устно с этой точки разделы посвящённые изучению лирики лирических произведений в одном из действующих учебников для 5го класса.

Русский

2015-04-07

33 KB

0 чел.

Тема 12

Моделирование урока по изучению лирики

1. Проанализируйте федеральные программы (под ред. Г.И. Беленького, В.Я. Коровиной, А.Г. Кутузова, Т.Ф. Курдюмовой) с точки зрения представления в них лирических произведений (для примера возьмите только 5-й класс). Какова логика включения текстов в программу?

2. Проанализируйте представление, научное и методическое «сопровождение» тем, связанных с изучением лирики в федеральных учебниках. Проанализируйте (устно) с этой точки разделы, посвящённые изучению лирики/лирических произведений в одном из действующих учебников для 5-го класса.

 

Практический блок

1. Предложите письменно 3-4 вопроса и/или задания, направленные на восприятие учащимися стихотворения И. А. Бунина:

Детство

Чем жарче день, Тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было по утру

Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок- как шёлк…Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

И ствол – гигант, тяжёлый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,

Но так тепла, так солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет  не сосна,

А зной и сухость солнечного лета.

4. Сопоставьте различные подходы к изучению стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро» в федеральных УМК, дайте оценку вопросам и заданиям, помещённым в учебниках разных авторов.

Дайте оценку рекомендациям к анализу текста, помещённым в Практикуме  по методике преподавания литературы. (С. 36-37, п. 3). В какой мере эти вопросы и задания, а также вопросы и задания учебника, могут быть использованы вами на уроке?

На основе этих рекомендаций, а также вопросов и заданий учебников разработайте свой конспект урока по изучению стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро» или стихотворение М.Ю. Лермонтова «Утёс» в 6 классе.

Задание должно быть выполнено письменно.

Литература

Белобровцева И.З. Читаем поэзию вместе: пособие для преподавателей. – М., 1994.

Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: кн. Для учителя. М., 2004.

Беляева Н.В. Уроки по лирике А. Фета//Литература, 2006. - № 15.

Беляева Н.В. Человек и природа в стихотворениях Ф.И. Тютчева//Литература. – 2006. - № 14.

Глемба В.В. Уроки по лирике А.С. Пушкина. //Лит. В шк. – 1999. - № 4. – С 76-79.

Давыдова Т.Г.Целостный анализ поэтического произведения//Русская словесность. – 2003. -№ 4. – С. 18 - 22.

Зуев Н.Н. Уроки на трудную тему. Лирика в средних классах//Лит. В шк. – 1998. - № 5. – С. 117 – 122.

Маранцман В.Г. Изучение творчества А.С. Пушкина в школе: пособие для учителя и учащихся: в 2 ч. Ч.1. – М., 1999.

Медведев В.П. «Изучение лирики в школе».- М., 1985 - а) предисловие, гл. 1,2 – конспект; б) гл.4 – анализ приемов изучения стихотворения «Анчар» А.С. Пушкина.

Буяльский Б.А. «Искусство выразительного чтения. Книга для учителя».- М., 1986 – краткий конспект глав: «Партитурные знаки»; «Структура урока…»; «Приемы обучения…»; «Анализ диктантов и недостатков исполнения…»

Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 1-11 классы. Авторы составители программ для 1-4 классов - Джежелей О.В., для 5-11 классов - Беленький Г.И., Красновский Э.А., Лыссый Ю.И., Снежневская М.А., Хренова О.М. / Под ред. Беленького Г.И. и Лыссого Ю.И. М., 2000 (или любое более позднее издание).

Программы общеобразовательных учреждений. Программа литераурного образования 5-11 классы. / Под ред. Коровиной В.Я. М., 2000 (или любое более позднее издание).

Программа по литературе (5-11 классы) / Составители: Курдюмова Т.Ф., Леонов С.А., Колокольцев Е.Н., Марьина О.Б. Науч. ред. Курдюмова Т.Ф. М., 2003 (или любое более позднее издание).

Кутузов А.Г., Киселев А.К., Романичева Е.С. и др. В мире литературы. Программы общеобразовательных учреждений 5-11 (12) классы, для учебных заведений гуманитарного профиля 10-11 (12) классы. Программа по литературе (5-11 классы) / Под ред. Кутузова А.Г. М., 2002 (или любое более позднее издание).

Практикум по методике преподавания литературы / Под ред. Богдановой О.Ю. М., 1999. С. 36-37.

Смелкова З.С. Литература как вид искусства. М., 1997. С. 99-102.

Дополнительная литература

Медведев В.П. Изучение лирики в школе. М., 1985.

Рез З.Я. Изучение лирики в школе. Л., 1968.

Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. М., 2002

Эткинд Е.Г. Проза о стихах. СПб., 2001


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28835. Генетическая психология 54.5 KB
  Генетическая психология Швейцарский психолог Жан Пиаже 18961980 – один из наиболее известных ученых чьи работы составили важный этап в развитии генетической психологии. Научные интересы Пиаже еще с юности были сосредоточены на биологии и математике. Пиаже начинает читать лекции в Женевском университете и работать в Женевском доме малютки. В середине 20 в Пиаже создает свой основной труд Введение в генетическую эпистемологию возглавляет Международный центр по генетической эпистемологии в составе Женевского университета.
28836. Гуманистическая психология 47.5 KB
  Гуманистическая психология как альтернатива психоанализу и бихевиоризму: представления о природе человека экзистенциальная философия предмет и методы исследований Основные методологические принципы и положения гуманистической психологии: а человек целостен и должен изучаться в его целостности; б каждый человек уникален поэтому анализ отдельных случаев case study лучше чем статистические обобщения; в человек открыт миру переживание человеком мира и себя в мире главная психологическая реальность; г человеческая жизнь должна...
28837. Когнитивная психология 54 KB
  психологии порождено скорее общим направлением и логикой развития психологии чем открытиями конкретных ученых тем не менее деятельность двух психологов в наибольшей степени способствовала её возникновению. Миллер создал первый научный Центр когнитивной психологии и начал разрабатывать новые методы изучения познавательных процессов восприятия памяти мышления речи и проводили анализ их генезиса. Положительное в метафоре компьютера то что интеллект не рассматривается как набор последовательных малосвязанных этапов переработки информации...
28838. Естественно-научная парадигма в русской психологии 74 KB
  Роль психологии вооружить общество знаниями о психических явлениях и о законах деятельности души направить развитие нравственности морального поведения человека. Когда рефлекс обрывается не перейдя в движение не получив внешнего выражения завершающая часть рефлекса а она несет в качестве движения познавательную нагрузку уходит вовнутрь превращается в мысль хотя и незримую но продолжающую служить организатором поведения. Поэтому в механизме поведения реализуемом по типу рефлекса действует рефлекторное кольцо. Павлова: предмет и...
28839. Русская философская психология 74 KB
  Предмет психологии это наука о явлениях духа а не о его сущности – сущность человек понять не может давалось обоснование исследовательского метода интроспективный анализ и индуктивное – из частного общее обобщение описывались основные психологические законы законы ассоциаций по сходству смежности и причинности предлагалась классификация разделов психологии и давался очерк истории психологии. В лекциях Троицкого по психологии обнаруживается сочетание разнообразных подходов к психическому: вопреки эмпирической установке которая в...
28840. Развитие экспериментальной психологии в дореволюционной России 73.69 KB
  Развитие экспериментальной психологии в дореволюционной России. Формирование современной объективной психологии было основной целью которой посвящены практически все сочинения Введенского. Главный свой труд он так и назвал – Психология без всякой метафизики 1917 подчеркивая этим и необходимость и возможность построения объективной психологии. Работы Введенского имели большое значение для отечественной психологии соединяя воедино европейскую и российскую традиции в понимании задач и предмета психологии а также различных способов...
28841. Развитие отечественной психологии в 20-40-е годы ХХ века 51.5 KB
  Развитие отечественной психологии в 2040е годы ХХ века Октябрьская революция оказала значительное влияние на развитие российской науки в целом и психологии – в частности. С другой стороны молодое Советское государство начало последовательно оказывать помощь психологической науке – создаются институты с исследовательскими лабораториями Двадцатые годы стали временем рождения советской психологии.задачи психологии: 1. вычленяются два основных методологических принципа марксистской психологии: материализм психика продукт деятельности...
28842. Педология в Советской России: основные направления работы достижения 44.5 KB
  Генетический принцип означал принятие во внимание динамики и тенденции развития. Ребенка можно изучать лишь с учетом его социальной среды которая оказывает влияние не только на психику но часто и на антропоморфические параметры развития. Наука о ребенке должна быть не только теоретической но и практической Общие моменты развития педологии В россии начала распространяться в нач 20 в. Разница между этими подходами была не только во взглядах на роль наследственности и среды но и насколько биологические механизмы лежащие в основе психического...
28843. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского 48 KB
  Филосовская основа – Марксизм: Считалось что Человек – природное существо но его природа социальна и поэтому человека его психику новообразования нужно рассматривались как продукт общественноисторического развития. Только в процессе общественной жизни человека возникли сложились и развились его новые потребности а самые природные потребности человека в процессе его исторической развития изменились. С точки зрения динамики развития он разделил детство на критические и литические периоды дав качественную характеристику кризисов....