8647

Философия истории. Основные точки зрения на исторический процесс, подходы

Контрольная

Логика и философия

Философия истории. Основные точки зрения на исторический процесс, подходы. Формационный подход Маркса, Энгельса, Ленина. 3.Цивилизационный подход Тойнби. Культурологический подход Шпенглера. Иные подходы к историческому процессу. В своих взгля...

Русский

2013-02-16

51.5 KB

29 чел.

Философия истории

1.Основные точки зрения на исторический процесс, подходы.
2.Формационный подход Маркса, Энгельса, Ленина.
3.Цивилизационный подход Тойнби.
4.Культурологический подход Шпенглера.

5.Иные подходы к историческому процессу.
1.В своих взглядах на историю философы разделились на две группы : те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности (например, иррационалисты ); те, кто видит определенную логику в истории, считая историю целенаправленным, закономерным процессом, - к данной категории относится большинство философов.
Среди подходов к истории как к внутренне логическому и закономерному процессу особо выделяются (наиболее распространены, обоснованы, популярны) :

  •  формационный подход;
  •  цивилизационный подход;
  •  культурологический подход.

Имеются также и иные подходы.
2.Формационный подход был предложен основоположниками марксизма – К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В. Л. Лениным.
Ключевое понятие, используемое при формационном подходе – общественно – экономическая формация.
Общественно – экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.
Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно – экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества. Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой. В целом К. Марксом было выведено пять общественно – экономических формаций:

  •  -первобытнообщинная;
  •  -рабовладельческая;
    -феодальная;
  •  -капиталистическая;
  •  -коммунистическая (социалистическая).

Также им было указано на особый политико – экономический тип общества – «азиатский способ производства».

Первобытнообщинная формация характеризуется:

  •  Примитивными формами организации труда;
  •  Отсутствием частной собственности – общей собственностью на средства и результаты труда;
  •  Равенством и личной свободой;
  •  Отсутствием оторванной от общества принудительной публичной власти;
  •  Слабой общественной организацией –отсутствием государств, объединением в племена по кровнородственному признаку, совместным принятием решений.

«Азиатский способ производства» был распространен в древних обществах Востока, расположенных в долинах крупных рек. Азиатский способ производства включал в себя:

  •  Ирригационное земледелие как основу экономики;
  •  Отсутствие частной собственности на основные средства производства (землю, ирригационные сооружения);
  •  Государственную собственность на землю и средства производства;
  •  Массовый коллективный труд свободных общинников под жестким контролем государства;
  •  Наличие сильной, централизованной, деспотической власти.

Коренным образом отличается от них рабовладельческая общественно – экономическая формация:

  •  Возникла частная собственность на средства производства,в том числе «живые» , «говорящие» - рабов;
  •  Социальное неравенство и общественное (классовое) расслоение;
  •  Государство и публичная власть.

Феодальная общественно – экономическая формация основывалась на :

  •  Крупной земельной собственности особого класса землевладельцев – феодалов;

  •  Труде свободных, но зависимых экономически от феодалов крестьян;
  •  Особых производственных отношений в свободных ремесленных центрах – городах.

При капиталистической общественно – экономической формации:

  •  Основную роль в экономике начинает играть промышленность;
  •  Усложняются средства производства- механизация, объединение труда;
  •  Промышленные средства производства принадлежат классу буржуазии;
  •  Основной объем труда выполняют свободные наемные рабочие, экономически зависимые от буржуазии.

Коммунистическая формация ,по Марксу, Энгельсу, Ленину, будет отличаться:

  •  Отсутствием частной собственности на средства производства;
  •  Государственной собственностью на средства производства;
  •  Трудом рабочих, крестьян, интеллигенции, свободных от эксплуатации со стороны частных собственников;
  •  Справедливым равномерным распределением совокупного произведенного продукта между всеми членами общества;
  •  Высоким уровнем развития производительных сил и высокой организацией труда.

Формационный подход широко распространен в мировой философии, особенно в социалистических и постсоциалистических странах. Он имеет достоинства и недостатки. Достоинства – понимание истории как закономерного объективного процесса, глубокая разработка экономических механизмов развития, реалистичность, систематизация исторического процесса. Недостатки – не учет других факторов, излишняя схематичность, оторванность от специфики общества, линейность, неполное подтверждение практикой.

3.Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби(1889-1975). Центральное понятие, используемое его сторонниками, - цивилизация. Цивилизация, по Тойнби, - устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.

История - нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли. Согласно Тойнби цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в

истории человечества, косвенно влияют на другие цивилизации.                                                                                                  
К основным цивилизациям относятся:

  •  шумерская;
  •  вавилонская;
  •  минойская;
  •  эллинская;
  •  китайская;
  •  индусская;
  •  исламская;
  •  христианская;
  •  некоторые другие цивилизации.

По своей внутренней структуре цивилизация состоит из:

  •  Творческого меньшинства;
  •  Инертного большинства.

Творческое меньшинство ведет за собой инертное большинство, что - бы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации.

Творческое меньшинство не всегда может определять жизнь большинства. Большинство склонно «тушить» энергию меньшинства, поглощать его. В этом случае развитие прекращается, начинается застой. Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно людям, они рождаются, растут, живут и умирают.

Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии:

  •  Зарождение;
  •  Рост;
  •  Надлом;
  •  Дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.

4.Культурологический подход был предложен немецким философом Освальдом Шпенглером (1880-1936).

Центральное понятие данного подхода - культура. Культура – совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Культура – автономна, самодовлеющая, замкнутая, обособленная реальность. Культура зарождается, живет и умирает. Понятие «культура» Шпенглера близко понятию «цивилизация» Тойнби, однако «цивилизация» у

Шпенглера имеет иные значения, чем у Тойнби. Цивилизация в рамках культурологического подхода – высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти.
Всего Шпенглером было выделено восемь культур:

  •  Индийская;
  •  Китайская;
  •  Вавилонская;
  •  Египетская;
  •  Античная;
  •  Арабская;
  •  Русская;
  •  Западноевропейская.

Культурологический подход был особенно популярен в Европе в первой половине 20-х веков.

5. Помимо формационного, цивилизационного, культурологического, существуют и иные философские подходы, рассматривающие историю как объективный закономерный процесс. Среди них можно выделить подход Гегеля и позитивистский подход.

Гегель, взяв за исходный критерий осознание человеком самого себя, свободу, рассматривал историю как целенаправленный и закономерный прощесс освобождения человека и выделил в нем три этапа:

  •  Восточный – осознает себя и свободен только один человек – правитель, все остальные – его рабы;
  •  Античный  – осознает себя и свободна лишь одна группа, прослойка людей – «верхушка»;
  •  Осознают себя и свободны все.

Позитивистский подход в несколько измененном виде получил в настоящее время широкое распространение. Позитивисты (Огюст Конт) выделяли следующие стадии развития общества:

  •  Традиционную;
  •  Доиндустриальную;
  •  Индустриальную.

На базе данной классификации получила широкое распространение среди современных западных философов точка зрения о том, что человечество в своем историческом развитии прошло стадии:

  •  Традиционного;
  •  Доиндустриального (аграрного);
  •  Индустриального;
  •  Постиндустриального общества.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13916. Анимация объектов 1.47 MB
  Урок 13. Анимация объектов Под анимацией сцены в max понимается автоматизированный процесс визуализации серии изображений называемых также кадрами frames каждое из которых фиксирует некоторые изменения состояния этой сцены. Эти изменения могут касаться положений объект
13917. Съемочные камеры 1.35 MB
  Урок 12. Съемочные камеры В max имеется два типа камер: нацеленная Target камера характеризуется точкой съемки eye position в которой помещается сама камера и точкой нацеливания или мишенью target point то есть точкой в трехмерном пространстве на которую направлена ли
13918. Работа с диапазонами. Относительная адресация 33.88 KB
  Тема: Работа с диапазонами. Относительная адресация Тип урока: комбинированный Цели: Сформировать представление у учащихся о понятии диапазона сортировке таблицы; Познакомить с функциями обработки диапазона принципами относительной адресации; Выработка
13919. Права ребенка 70 KB
  Цель: 1. Обобщить знания учащихся об основных правах ребенка. 2. Развести понятия €œправо€ €œправа€ €œобязанности€ показать единство прав и обязанностей для детейподростков. 3. Повышать социальноправовую компетентность старшеклассников. 4. Воспитыват
13920. Защита прав потреителей 45 KB
  Цели урока: формировать у школьников рациональное потребительское поведение; развать интуицию самостоятельность гибкость мышления; научить отстаивать права потребителя; показать знания основ экономической теории; повторить статьи Закона €œО з...
13921. Технические средства мультимедиа 226 KB
  Тема урока: Технические средства мультимедиа. Цели урока: способствовать формированию у обучающихся устойчивых представлений по основным понятиям темы. развивать навыки работы учащихся на компьютере. Оборудование: мультимедийная презентация интерактивная ...
13922. Основы работы с CorelDRAW. Графические примитивы 328.5 KB
  сновы работы с CorelDRAW. Графические примитивы 1. Растровая и векторная графика. Понятие объекта в CorelDRAW CorelDRAW Х4 в настоящее время один из самых мощных редакторов векторной графики который широко используется в издательской деятельности полиграфии и рекл
13923. Клод Дебюсси «В лодке» 3 MB
  Урок 1. Клод Дебюсси В лодке Реквизит: Все музыкальные файлы урока. Все распечатанные материалы урока. Детский музыкальный инструмент – металлофон. Таз для воды и бумажные кораблики. Краски кисточка для раскрашивания. Клей ножницы для аппли
13924. Семьи Японии 140.7 KB
  Семьи Японии. Япония страна загадочная. Хранение традиций воспитание собственного достоинства склонность к созерцанию непонятная европейцу манят и завораживают. История страны не могла не отразиться на жизни японцев и на том как они строят семейные отношения. В жи...