8647

Философия истории. Основные точки зрения на исторический процесс, подходы

Контрольная

Логика и философия

Философия истории. Основные точки зрения на исторический процесс, подходы. Формационный подход Маркса, Энгельса, Ленина. 3.Цивилизационный подход Тойнби. Культурологический подход Шпенглера. Иные подходы к историческому процессу. В своих взгля...

Русский

2013-02-16

51.5 KB

30 чел.

Философия истории

1.Основные точки зрения на исторический процесс, подходы.
2.Формационный подход Маркса, Энгельса, Ленина.
3.Цивилизационный подход Тойнби.
4.Культурологический подход Шпенглера.

5.Иные подходы к историческому процессу.
1.В своих взглядах на историю философы разделились на две группы : те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности (например, иррационалисты ); те, кто видит определенную логику в истории, считая историю целенаправленным, закономерным процессом, - к данной категории относится большинство философов.
Среди подходов к истории как к внутренне логическому и закономерному процессу особо выделяются (наиболее распространены, обоснованы, популярны) :

  •  формационный подход;
  •  цивилизационный подход;
  •  культурологический подход.

Имеются также и иные подходы.
2.Формационный подход был предложен основоположниками марксизма – К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В. Л. Лениным.
Ключевое понятие, используемое при формационном подходе – общественно – экономическая формация.
Общественно – экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.
Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно – экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества. Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой. В целом К. Марксом было выведено пять общественно – экономических формаций:

  •  -первобытнообщинная;
  •  -рабовладельческая;
    -феодальная;
  •  -капиталистическая;
  •  -коммунистическая (социалистическая).

Также им было указано на особый политико – экономический тип общества – «азиатский способ производства».

Первобытнообщинная формация характеризуется:

  •  Примитивными формами организации труда;
  •  Отсутствием частной собственности – общей собственностью на средства и результаты труда;
  •  Равенством и личной свободой;
  •  Отсутствием оторванной от общества принудительной публичной власти;
  •  Слабой общественной организацией –отсутствием государств, объединением в племена по кровнородственному признаку, совместным принятием решений.

«Азиатский способ производства» был распространен в древних обществах Востока, расположенных в долинах крупных рек. Азиатский способ производства включал в себя:

  •  Ирригационное земледелие как основу экономики;
  •  Отсутствие частной собственности на основные средства производства (землю, ирригационные сооружения);
  •  Государственную собственность на землю и средства производства;
  •  Массовый коллективный труд свободных общинников под жестким контролем государства;
  •  Наличие сильной, централизованной, деспотической власти.

Коренным образом отличается от них рабовладельческая общественно – экономическая формация:

  •  Возникла частная собственность на средства производства,в том числе «живые» , «говорящие» - рабов;
  •  Социальное неравенство и общественное (классовое) расслоение;
  •  Государство и публичная власть.

Феодальная общественно – экономическая формация основывалась на :

  •  Крупной земельной собственности особого класса землевладельцев – феодалов;

  •  Труде свободных, но зависимых экономически от феодалов крестьян;
  •  Особых производственных отношений в свободных ремесленных центрах – городах.

При капиталистической общественно – экономической формации:

  •  Основную роль в экономике начинает играть промышленность;
  •  Усложняются средства производства- механизация, объединение труда;
  •  Промышленные средства производства принадлежат классу буржуазии;
  •  Основной объем труда выполняют свободные наемные рабочие, экономически зависимые от буржуазии.

Коммунистическая формация ,по Марксу, Энгельсу, Ленину, будет отличаться:

  •  Отсутствием частной собственности на средства производства;
  •  Государственной собственностью на средства производства;
  •  Трудом рабочих, крестьян, интеллигенции, свободных от эксплуатации со стороны частных собственников;
  •  Справедливым равномерным распределением совокупного произведенного продукта между всеми членами общества;
  •  Высоким уровнем развития производительных сил и высокой организацией труда.

Формационный подход широко распространен в мировой философии, особенно в социалистических и постсоциалистических странах. Он имеет достоинства и недостатки. Достоинства – понимание истории как закономерного объективного процесса, глубокая разработка экономических механизмов развития, реалистичность, систематизация исторического процесса. Недостатки – не учет других факторов, излишняя схематичность, оторванность от специфики общества, линейность, неполное подтверждение практикой.

3.Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби(1889-1975). Центральное понятие, используемое его сторонниками, - цивилизация. Цивилизация, по Тойнби, - устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.

История - нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли. Согласно Тойнби цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в

истории человечества, косвенно влияют на другие цивилизации.                                                                                                  
К основным цивилизациям относятся:

  •  шумерская;
  •  вавилонская;
  •  минойская;
  •  эллинская;
  •  китайская;
  •  индусская;
  •  исламская;
  •  христианская;
  •  некоторые другие цивилизации.

По своей внутренней структуре цивилизация состоит из:

  •  Творческого меньшинства;
  •  Инертного большинства.

Творческое меньшинство ведет за собой инертное большинство, что - бы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации.

Творческое меньшинство не всегда может определять жизнь большинства. Большинство склонно «тушить» энергию меньшинства, поглощать его. В этом случае развитие прекращается, начинается застой. Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно людям, они рождаются, растут, живут и умирают.

Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии:

  •  Зарождение;
  •  Рост;
  •  Надлом;
  •  Дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.

4.Культурологический подход был предложен немецким философом Освальдом Шпенглером (1880-1936).

Центральное понятие данного подхода - культура. Культура – совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Культура – автономна, самодовлеющая, замкнутая, обособленная реальность. Культура зарождается, живет и умирает. Понятие «культура» Шпенглера близко понятию «цивилизация» Тойнби, однако «цивилизация» у

Шпенглера имеет иные значения, чем у Тойнби. Цивилизация в рамках культурологического подхода – высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти.
Всего Шпенглером было выделено восемь культур:

  •  Индийская;
  •  Китайская;
  •  Вавилонская;
  •  Египетская;
  •  Античная;
  •  Арабская;
  •  Русская;
  •  Западноевропейская.

Культурологический подход был особенно популярен в Европе в первой половине 20-х веков.

5. Помимо формационного, цивилизационного, культурологического, существуют и иные философские подходы, рассматривающие историю как объективный закономерный процесс. Среди них можно выделить подход Гегеля и позитивистский подход.

Гегель, взяв за исходный критерий осознание человеком самого себя, свободу, рассматривал историю как целенаправленный и закономерный прощесс освобождения человека и выделил в нем три этапа:

  •  Восточный – осознает себя и свободен только один человек – правитель, все остальные – его рабы;
  •  Античный  – осознает себя и свободна лишь одна группа, прослойка людей – «верхушка»;
  •  Осознают себя и свободны все.

Позитивистский подход в несколько измененном виде получил в настоящее время широкое распространение. Позитивисты (Огюст Конт) выделяли следующие стадии развития общества:

  •  Традиционную;
  •  Доиндустриальную;
  •  Индустриальную.

На базе данной классификации получила широкое распространение среди современных западных философов точка зрения о том, что человечество в своем историческом развитии прошло стадии:

  •  Традиционного;
  •  Доиндустриального (аграрного);
  •  Индустриального;
  •  Постиндустриального общества.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67867. О ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОМ СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЯ «МЕДИЦИНСКАЯ УСЛУГА» 97.5 KB
  Понятие услуги имеет принципиальное значение для определения существенного условия гражданских правоотношений складывающихся в сфере медицинского обслуживания – их предмета. Услуги по определению К. Маркса представляют собой особую потребительскую стоимость поскольку...
67868. ФОРМЫ (ВИДЫ) ОГРАНИЧЕНИЙ ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД И ИХ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ 95.5 KB
  Малько применимая к характеристике видов общеправовых ограничений не годится для анализа видов конституционно-правовых ограничений или может быть использована частично. Виды ограничений он классифицирует по следующим основаниям признакам: – по способу формулирования в законе на прямые...
67869. МЕСТО ПРАВА НА ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 167 KB
  Право на личную неприкосновенность занимает одно из ведущих мест в системе личных конституционных прав и свобод человека. Личные права и свободы составляют первооснову правового статуса человека и гражданина являются важнейшим элементом всей системы прав и свобод и во многом характеризуют...
67870. СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПОВ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 106 KB
  Принципы регулирования налоговых правоотношений это основополагающие и руководящие идеи ведущие положения определяющие начала правового регулирования налогообложения. Поэтому основные принципы налоговых правоотношений одновременно выступают принципами налогового права.
67871. ФОРМИРОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОРГАНА ЯПОНИИ 65.5 KB
  По Конституции обе палаты обладали одинаковыми правами. Однако на практике палата пэров играла большую роль, т.к. она состояла из членов императорской фамилии, титулованной аристократии и финансовой знати. Влиятельность ее была гораздо выше...
67872. ПРАВОВОЙ СТАТУС И МЕСТО В СИСТЕМЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ СЛУЖБЫ КОНТРОЛЯ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ ФТС 114.5 KB
  В общем виде систему таможенных органов можно представить как обусловленную функциональной общностью единством целей и задач непосредственное осуществление таможенного дела совокупность таможенных органов. Она объединена функциональным единством органов...
67873. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА 134 KB
  Уголовная политика является составной частью социальной политики любого государства. С содержательной стороны она представляет собой такое направление политики которое определяется программой борьбы с преступностью и причинами ее порождающими...
67874. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДВОКАТУРЕ РОССИИ 94 KB
  Адвокаты впервые получили «собственный» федеральный закон, на основе которого создана общероссийская некоммерческая организация — Федеральная палата адвокатов России, объединившая региональные адвокатские палаты; помимо традиционных юридических консультаций и коллегий адвокатов признан...
67875. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ К РЕГЛАМЕНТУ ПАЛАТЫ ОБЩИН ПАРЛАМЕНТА ВЕЛИКОБРИТАНИИ 2.86 MB
  По заказу редакции журнала Право и жизнь был подготовлен юридически точный но неофициальный перевод Регламента палаты Общин Парламента Великобритании. Иными словами Регламент не связан с каждым созывом палаты Парламента как в России а является стабильным несмотря на многочисленные...