8647

Философия истории. Основные точки зрения на исторический процесс, подходы

Контрольная

Логика и философия

Философия истории. Основные точки зрения на исторический процесс, подходы. Формационный подход Маркса, Энгельса, Ленина. 3.Цивилизационный подход Тойнби. Культурологический подход Шпенглера. Иные подходы к историческому процессу. В своих взгля...

Русский

2013-02-16

51.5 KB

28 чел.

Философия истории

1.Основные точки зрения на исторический процесс, подходы.
2.Формационный подход Маркса, Энгельса, Ленина.
3.Цивилизационный подход Тойнби.
4.Культурологический подход Шпенглера.

5.Иные подходы к историческому процессу.
1.В своих взглядах на историю философы разделились на две группы : те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности (например, иррационалисты ); те, кто видит определенную логику в истории, считая историю целенаправленным, закономерным процессом, - к данной категории относится большинство философов.
Среди подходов к истории как к внутренне логическому и закономерному процессу особо выделяются (наиболее распространены, обоснованы, популярны) :

  •  формационный подход;
  •  цивилизационный подход;
  •  культурологический подход.

Имеются также и иные подходы.
2.Формационный подход был предложен основоположниками марксизма – К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В. Л. Лениным.
Ключевое понятие, используемое при формационном подходе – общественно – экономическая формация.
Общественно – экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.
Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно – экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества. Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой. В целом К. Марксом было выведено пять общественно – экономических формаций:

  •  -первобытнообщинная;
  •  -рабовладельческая;
    -феодальная;
  •  -капиталистическая;
  •  -коммунистическая (социалистическая).

Также им было указано на особый политико – экономический тип общества – «азиатский способ производства».

Первобытнообщинная формация характеризуется:

  •  Примитивными формами организации труда;
  •  Отсутствием частной собственности – общей собственностью на средства и результаты труда;
  •  Равенством и личной свободой;
  •  Отсутствием оторванной от общества принудительной публичной власти;
  •  Слабой общественной организацией –отсутствием государств, объединением в племена по кровнородственному признаку, совместным принятием решений.

«Азиатский способ производства» был распространен в древних обществах Востока, расположенных в долинах крупных рек. Азиатский способ производства включал в себя:

  •  Ирригационное земледелие как основу экономики;
  •  Отсутствие частной собственности на основные средства производства (землю, ирригационные сооружения);
  •  Государственную собственность на землю и средства производства;
  •  Массовый коллективный труд свободных общинников под жестким контролем государства;
  •  Наличие сильной, централизованной, деспотической власти.

Коренным образом отличается от них рабовладельческая общественно – экономическая формация:

  •  Возникла частная собственность на средства производства,в том числе «живые» , «говорящие» - рабов;
  •  Социальное неравенство и общественное (классовое) расслоение;
  •  Государство и публичная власть.

Феодальная общественно – экономическая формация основывалась на :

  •  Крупной земельной собственности особого класса землевладельцев – феодалов;

  •  Труде свободных, но зависимых экономически от феодалов крестьян;
  •  Особых производственных отношений в свободных ремесленных центрах – городах.

При капиталистической общественно – экономической формации:

  •  Основную роль в экономике начинает играть промышленность;
  •  Усложняются средства производства- механизация, объединение труда;
  •  Промышленные средства производства принадлежат классу буржуазии;
  •  Основной объем труда выполняют свободные наемные рабочие, экономически зависимые от буржуазии.

Коммунистическая формация ,по Марксу, Энгельсу, Ленину, будет отличаться:

  •  Отсутствием частной собственности на средства производства;
  •  Государственной собственностью на средства производства;
  •  Трудом рабочих, крестьян, интеллигенции, свободных от эксплуатации со стороны частных собственников;
  •  Справедливым равномерным распределением совокупного произведенного продукта между всеми членами общества;
  •  Высоким уровнем развития производительных сил и высокой организацией труда.

Формационный подход широко распространен в мировой философии, особенно в социалистических и постсоциалистических странах. Он имеет достоинства и недостатки. Достоинства – понимание истории как закономерного объективного процесса, глубокая разработка экономических механизмов развития, реалистичность, систематизация исторического процесса. Недостатки – не учет других факторов, излишняя схематичность, оторванность от специфики общества, линейность, неполное подтверждение практикой.

3.Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби(1889-1975). Центральное понятие, используемое его сторонниками, - цивилизация. Цивилизация, по Тойнби, - устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.

История - нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли. Согласно Тойнби цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в

истории человечества, косвенно влияют на другие цивилизации.                                                                                                  
К основным цивилизациям относятся:

  •  шумерская;
  •  вавилонская;
  •  минойская;
  •  эллинская;
  •  китайская;
  •  индусская;
  •  исламская;
  •  христианская;
  •  некоторые другие цивилизации.

По своей внутренней структуре цивилизация состоит из:

  •  Творческого меньшинства;
  •  Инертного большинства.

Творческое меньшинство ведет за собой инертное большинство, что - бы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации.

Творческое меньшинство не всегда может определять жизнь большинства. Большинство склонно «тушить» энергию меньшинства, поглощать его. В этом случае развитие прекращается, начинается застой. Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно людям, они рождаются, растут, живут и умирают.

Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии:

  •  Зарождение;
  •  Рост;
  •  Надлом;
  •  Дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.

4.Культурологический подход был предложен немецким философом Освальдом Шпенглером (1880-1936).

Центральное понятие данного подхода - культура. Культура – совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Культура – автономна, самодовлеющая, замкнутая, обособленная реальность. Культура зарождается, живет и умирает. Понятие «культура» Шпенглера близко понятию «цивилизация» Тойнби, однако «цивилизация» у

Шпенглера имеет иные значения, чем у Тойнби. Цивилизация в рамках культурологического подхода – высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти.
Всего Шпенглером было выделено восемь культур:

  •  Индийская;
  •  Китайская;
  •  Вавилонская;
  •  Египетская;
  •  Античная;
  •  Арабская;
  •  Русская;
  •  Западноевропейская.

Культурологический подход был особенно популярен в Европе в первой половине 20-х веков.

5. Помимо формационного, цивилизационного, культурологического, существуют и иные философские подходы, рассматривающие историю как объективный закономерный процесс. Среди них можно выделить подход Гегеля и позитивистский подход.

Гегель, взяв за исходный критерий осознание человеком самого себя, свободу, рассматривал историю как целенаправленный и закономерный прощесс освобождения человека и выделил в нем три этапа:

  •  Восточный – осознает себя и свободен только один человек – правитель, все остальные – его рабы;
  •  Античный  – осознает себя и свободна лишь одна группа, прослойка людей – «верхушка»;
  •  Осознают себя и свободны все.

Позитивистский подход в несколько измененном виде получил в настоящее время широкое распространение. Позитивисты (Огюст Конт) выделяли следующие стадии развития общества:

  •  Традиционную;
  •  Доиндустриальную;
  •  Индустриальную.

На базе данной классификации получила широкое распространение среди современных западных философов точка зрения о том, что человечество в своем историческом развитии прошло стадии:

  •  Традиционного;
  •  Доиндустриального (аграрного);
  •  Индустриального;
  •  Постиндустриального общества.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72128. Духовное противостояние православных и иудеев в русской истории (10-18 вв) 19.61 KB
  Согласно некоторым историкам мятежники побили многих евреев и разграбили их дома в связи с тем что многие из них были ростовщиками и пользуясь редкостью денег на тот момент брали высокий процент с должников. На съезде князей в Любече в начале XII века принято решение о недопущении...
72129. Положение русских подданных в Финляндии и «русификаторский» курс царского самодержавия в ВКФ на рубеже XIX-XX вв.: правда и вымысел 49.5 KB
  Положение русских подданных в Финляндии и русификаторский курс царского самодержавия в ВКФ на рубеже XIXXX вв. в Финляндии происходил быстрый экономический подъем связанный доступом на российские рынки кроме того были сняты ограничения на ремесло и легкую промышленность...
72130. Продажа Аляски: явный и скрытый механизм сделки 32 KB
  Великий Князь Константин в письме Горчакову из Ниццы впервые поднял вопрос об уступке Аляски США. В качестве доводов он указывал на 1 потенциальную внешнюю угрозу Русской Америки со стороны США 1. Константин также выступал за сближение с США и говорил о том что Россия должна укреплять...
72131. Открытие Русской Америки. Политика русских переселенцев по отношению к местному туземному населению 50 KB
  Для колонизаций новых территорий были необходимы рабочие руки, поэтому русские активно привлекали аборигенов, которых отправляли на добычу морского зверя. С приходом русских на Кадьяк началось формирование зависимого от них слоя населения – каюров.
72132. Проект создания «Большой нации» и «украинское возрождение» в России и за рубежом (19-начале 20 вв.) 22.63 KB
  Украинский вопрос в Российской империи изначально появился как производный от польского вопроса возникшего впервые после восстания 1830-31гг. Дело в том что польская шляхта выступила в ходе восстания с политическими лозунгами вроде за нашу и вашу свободу и намеревалась использовать...
72133. Присоединение к России Казахстана и Средней Азии 17.12 KB
  Во второй четверти XVIII века усилилось влияние России на Казахстан. Многочисленные племенные объединения казахского народа в то время составляли три жуза: Младший (имел более тесные связи с Россией), Средний( научная и культурная элита) и Старший (верхний слой - номенклатура).
72134. Присоединение к России Северного Кавказа. Кавказская война 21.81 KB
  С присоединением к России территорий Закавказья территория Северного Кавказа была как бы независимым анклавом внутри Российского государства. Кавказа вошла после присоединения Крыма. Кавказа вели очень независимую политику они вступали в Россию на условиях выполнения...
72135. Вхождение Грузии, Армении и Азербайджана в состав России 18.79 KB
  Вхождение Грузии Армении и Азербайджана в состав России. В этих условиях вхождение в состав России в начале XIX в. приоритетное место во внешней политике России занимал восточный вопрос. Особое значение в процессе утверждения России на Черном море в Крыму и на Северном Кавказе приобретало...
72136. Польский вопрос во внутренней политике РИ (1830-1917) 20.74 KB
  Постановка польского вопроса во внутренней политике РИ не случайно производится именно с 1830 г. поскольку до первого польского национального восстания национального вопроса в общероссийском масштабе не существовало в чем заключается особенность национальной обстановки в России.