86475

Теория макроэкономического равновесия

Лекция

Макроэкономика

Совокупный спрос – это тот реальный объем общественного производства, который домашние хозяйства, предприятия государство готовы купить при каждом возможном уровне цен. Зависимость между общим уровнем цен и реальным объёмом ВНП, на который предъявляется спрос, обратная, т.е. чем ниже общий уровень цен

Русский

2015-04-07

105 KB

0 чел.

Тема 12. Теория макроэкономического равновесия

12.1 Совокупный спрос: сущность, факторы и структура. Кривая совокупного спроса. «Сдвиги» кривой совокупного спроса – направления и причины.

12.2 Совокупное предложение: сущность, факторы и структура. Кривая совокупного предложения. «Сдвиги» кривой совокупного предложения - направления и причины.

12.3 Макроэкономическое равновесие совокупного спроса и совокупного предложения: сущность, условия возникновения. Классический и кейнсианский подход при формировании макроэкономического равновесия. Роль государственных органов в формировании макроэкономического равновесия.

12.1 Совокупный спрос: сущность, факторы и структура. Кривая совокупного спроса. «Сдвиги» кривой совокупного спроса – направления и причины.

Совокупный спрос характеризует желания и возможности покупателей. В масштабе всей экономики страны покупателями (субъектами рынка) являются: домашнее хозяйства (потребительские расходы), предприятия (инвестиции), государство (государственные закупки товаров и услуг), а также иностранными покупателями (чистый экспорт).

Совокупный спрос  это тот реальный объем общественного производства, который домашние хозяйства, предприятия государство готовы купить при каждом возможном уровне цен. Зависимость между общим уровнем цен и реальным объёмом ВНП, на который предъявляется спрос, обратная, т.е. чем ниже общий уровень цен, тем больше объём ВНП, который может быть куплен. Структура совокупного спроса показана в таблице 12.1.

Таблица 12.1

Структура совокупного спроса

Совокупный спрос

Потребительские расходы (домашних хозяйств)

Инвестиционные (расходы предприятий)

Государственные расходы товаров и услуг

Чистый экспорт

Кривая совокупного спроса АD показывает совокупный выпуск продукции, на который есть спрос при каждом уровне цен.

На уровень и динамику совокупного спроса влияет уровень цен, который отражается движением вдоль кривой АD совокупного спроса.

Кроме общего уровня цен на совокупный спрос влияют неценовые факторы.

К неценовым факторам относятся:

  •  изменения в потребительских расходах, которые могут быть вызваны изменениями в уровне благосостояния потребителей, в их ожиданиях, в размерах потребительской задолженности и уровне налогообложения;
  •  изменения в инвестиционных расходах, на которые влияют динамика процентной ставки, перспективы получения прибыли на вложенный капитал, уровень налогов на предпринимательство, развитие технологии и степень использования производственных мощностей;

Модель совокупного спроса представлена в виде кривой, которая характеризует зависимость между объемом покупаемого реального ВНП и уровнем цен (рис. 12.1).

Рисунок 12.1 - Кривая совокупного спроса

  •  изменения в государственных расходах, как правило, вызываются соответствующими решениями в рамках экономической политики государства;
  •  величина чистого экспорта  зависит от динамики и уровня дохода страны в сравнении с другими странами и от валютного курса национальной денежной единицы.

Под действием неценовых факторов кривая совокупного спроса смещается: при увеличении спроса сдвигается вправо, при уменьшении – влево.

Большое значение анализу совокупного спроса придавал Дж. М. Кейнс. Он считал, что именно совокупный спрос способен вывести экономики из кризиса. Поэтому кейнсианскую модель регулирования экономики со стороны государства иногда называют концепцией управления спросом.

В отличие от Кейнса, классики стоят на позициях автоматического саморегулирования рыночной системы, т.е. они считают, что государство не должно вмешиваться в экономику.

12.2 Совокупное предложение: сущность, факторы и структура. Кривая совокупного предложения. «Сдвиги» кривой совокупного предложения - направления и причины.

Совокупное предложение это реальный произведенного объем национального валового продукта (ВНП) при каждом возможном уровне цен; общее количество товаров и услуг, которое может быть произведено и предложено на рынок в соответствии со сложившимся уровнем цен.

Более высокий уровень цен стимулирует увеличение объема производства, более низкий – сокращает его, т.е. между уровнем цен и ВНП существует временная зависимость (рис. 12.2).

Рисунок 12.2 – Кривая совокупного предложения

Современная экономическая наука полагает, что на различных стадиях воспроизводственного процесса могут иметь место три формы кривой совокупного предложения, которые можно объединить в одну, состоящую из трёх отрезков – горизонтального, вертикального и промежуточного.

Кривая совокупного предложения состоит из  трех отрезков:

  •  горизонтального (кейнсианского) (АВ) ВНП может изменяться (увеличиваться или сокращаться) при неизменном уровне цен;
  •  промежуточного (ВС) – увеличение объема производства ВНП сопровождается ростом цен;
  •  вертикального (классического) (СD) – экономика достигает границ своих производственных возможностей, ресурсы полностью задействованы, объем производства постоянный.

Модель совокупного предложения может быть представлена кривой, которая может смещаться под воздействием неценовых факторов.

К неценовым факторам совокупного предложения относятся:

  •  изменения цен на ресурсы. Открытие новых месторождений, появление импортных ресурсов и прочее отразится на цене ресурсов, издержках и на объеме производства;
  •  изменения в производительности ресурсов. Повышение производительности ресурсов сопровождается снижением издержек производства и расширением предложения, и наоборот;
  •  изменение в налогообложении (рост налогов, сокращает производство, уменьшение налогов – расширяет производство);
  •  изменение субсидий (рост субсидий увеличивает производство).

Неценовые факторы вызывают изменения в совокупном предложении, сдвигая кривую влево вверх или вправо вниз. При неизменном совокупном спросе сдвиг кривой совокупного предложения влево вверх будет способствовать росту цен (инфляция, вызванная ростом издержек производства).

Если кривая совокупного предложения сдвигается вправо вниз при неизменном совокупном спросе, то реальный объем производства увеличивается, что свидетельствует о росте производственных возможностей экономики.

Что касается ценовых факторов, т.е. зависимости между уровнем цен и совокупным предложением, то она рассматривается по-разному в классической и кейнсианской экономических школах.

12.3 Макроэкономическое равновесие совокупного спроса и совокупного предложения: сущность, условия возникновения. Классический и кейнсианский подход при формировании макроэкономического равновесия. Роль государственных органов в формировании макроэкономического равновесия.

Процесс общественного воспроизводства предполагает экономическое равновесие как на микроэкономическом, так и макроэкономическом уровнях. Формы равновесия разнообразны: соответствие между ресурсами и потребностями, производством и потреблением, спросом и предложением и т.д.

При анализе макроэкономического равновесия необходимо соблюдать следующие требования:

  1.  Соответствие общественных целей и реальных экономических возможностей.
  2.  Полное использование всех экономических ресурсов общества: труда, земли, капитала.
  3.  Общая структура производства приведена в соответствие со структурой потребления.
  4.  Наличие свободной конкуренции, равенства всех покупателей на рынке, неизменность экономической ситуации, замкнутость экономической системы.
  5.  Идеальное равновесие на всех рынках микроэкономического уровня.

При анализе макроэкономического равновесия широко используются совокупные показатели: ВНП, ВВП, НД. В связи с этим макроэкономическое равновесие можно рассматривать с помощью совокупного спроса и совокупного предложения.

Макроэкономическое равновесие совокупного спроса и совокупного предложения достигается тогда, когда желания покупателей приобрести определенный объем товара и услуг при данном уровне цен совпадает с желанием продавцов продать такое же количество товаров и услуг при том же уровне цен.

Графическое пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения отображают равновесный реальный объем национального производства и равный уровень цен (рис. 12.3).

Рисунок 12.3 - Модель макроэкономического равновесия

Если кривая совокупного спроса смещается на горизонтальном отрезке кривой совокупного предложения изменяется реальный объем ВНП. Уровень цен остается неизменным. Если совокупный спрос увеличивается – цены остаются неизменными. Реальный объем производства возрастает.

На промежуточном отрезке кривой совокупного предложения изменение совокупного спроса приводит и к изменению цен, и к изменению объема производства, т.е. к изменению и номинального, и реального ВНП.

На вертикальном отрезке сдвиг кривой совокупного спроса сопровождается только ростом цен (инфляция спроса), реальный ВНП не изменяется. Если совокупный спрос увеличивается – цены возрастут, а реальный объем производства останется неизменным.

Проблема макроэкономического равновесия – одна из самых острых и дискуссионных в экономической науке. Существует две основные точки зрения по данному вопросу: классическая и кейнсианская.

Классическая школа рассматривала модель макроэкономического равновесия в краткосрочном периоде и в условиях совершенной конкуренции. Основная их концепция заключается в следующем: предложение товаров само создаёт собственный спрос; произведённый объём продукции автоматически обеспечивает получение такого дохода, который достаточен для полной реализации всех товаров, следовательно, предложение и спрос количественно совпадают (рис. 12.4).

AS – совокупное предложение;

AD – совокупный спрос на исходном уровне;

A1D1 – совокупный спрос на повышенном уровне;

Q – объём ВНП, соответствующий полной занятости ресурсов;

Р1 – уровень цен при исходном совокупном спросе;

Р2 – уровень цен при повышенном спросе

Рисунок 12.4 - Макроэкономическое равновесие (модель классической школы)

Эта концепция основана на учении А. Смита о свободе рынка, о неограниченной свободной конкуренции. Как утверждает Ж. Сэй, сами законы рынка делают невозможными как перепроизводство, так и недопотребление общественного продукта. Это положение о бескризисной реализации общественного продукта получило название «закон Сэя».

Последователи классической школы в наше время утверждают, что рыночная экономика не нуждается в государственном регулировании совокупного спроса и совокупного предложения. Рыночная экономика – это саморегулирующаяся рыночная система, в которой автоматически обеспечивается равенство доходов и расходов при полной занятости ресурсов. Инструментами саморегулирования служат цены, заработная плата и процентная ставка, колебание которых предполагает уравнивание спроса и предложения. Вмешательство государства приносит только вред.

Кейнсианская школа полагает, что экономика развивается не так гладко, а заработная плата, цены и процентная ставка не столько гибки, что могут привести к соответствию спроса и предложения на макроэкономическом уровне (рис. 12.5).

AS – совокупное предложение;

AD – совокупный спрос на исходном уровне;

A1D1 – совокупный спрос на повышенном уровне;

Q – объём ВНП при исходном совокупном спросе;

Q – объём ВНП при повышенном спросе

Рисунок 12.5 - Макроэкономическое равновесие (модель кейнсианской школы)

Заработная плата на основе официального законодательства и договорной системы может снизиться, а безработица реально может расти. В период депрессии падение совокупного спроса приведёт к падению объёмов производства и сокращению спроса на труд.

Классическая школа считает, что кривая совокупного предложения AS имеет вертикальный вид, а изменение совокупного спроса влияет только на уровень цен, но не затрагивает объёмы производства и занятость трудовых ресурсов. Кейнсианская школа полагает, что кривая совокупного предложения является либо горизонтальной в период глубокого спада и неполной занятости ресурсов, либо восходящей – в период подъёма экономики и увеличения занятости ресурсов.

Дополнительные вопросы к семинарскому занятию по теме 12:

1. Каким образом «эффект богатства», «эффект процентной ставки», «эффект импортных закупок» оказывают влияние на совокупный спрос.

2. Почему кривая совокупного спроса имеет нисходящий характер? Если ожидается дальнейший рост цен, как это повлияет на совокупный спрос?

3. Как изменится кривая совокупного предложения если:

- природные катаклизмы привели к потере 30% мощностей добывающей промышленности;

- изменилась шкала предпочтений работников – они предпочли нормальный отдых увеличению рабочего времени при росте заработной платы;

- в годы «Великой депрессии» в США президент Рузвельт не рискнул пойти на увеличение бюджетного дефицита, а уменьшил государственные расходы на общественные работы.

4. Как изменится положение кривых совокупного спроса и совокупного предложения если в стране устанавливается прожиточный минимум на уровне выше равновесной заработной платы.

5. Как изменится положение или наклон кривых совокупного спроса и совокупного предложения, если:

- активно будут внедряться достижения НТП;

- строятся здания для новых предприятий;

- меняется отраслевая структура национальной экономики;

- развитие производства в восточных регионах России;

- усиливается государственное вмешательство и регулирование отдельных отраслей национальной экономики;

- произойдет сокращение объема сбережений населения;

- произойдет увеличение объема инвестиций в экономику России.

6. При каких условиях достигается макроэкономическое равновесие?

7. В чем состоит принципиальное отличие классического и кейнсианского подхода к формированию совокупного предложения.


D1

D2

D

ВНП

Q

1

Уровень цен

A2

AD

Р

Уровень цен

ВНП

Q

Р

D

С

В

A

Горизонтальный

Вертикальный

Промежуточный

С

В

A2

D2

A1

D1

A

D

Q

ВНП

Уровень цен

Р

АD

А1D1

AS

ВНП

Q

Р

Р2

Р1

Уровень цен

АD

А1D1

AS

Р

Уровень цен

Реальный ВНП

Q1

Q


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77168. ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 707 KB
  Действительно будущему кандидату необходимо трезво оценивать свои возможности по финансированию избирательной кампании а также планировать возможность привлечения внешних источников пополнения избирательного фонда.
77169. Создание кафе-ресторана с караоке в Центральной части города Москвы 688.5 KB
  Деятельность создаваемого предприятия направлена на оказание услуг в сфере общественного питания для людей с уровнем дохода средним и выше среднего. Данный проект планируется реализовать без образования юридического лица для уменьшения налогообложения и упрощения финансовой отчетности.
77170. Психологические аспекты адаптации персонала во время испытательного срока 588 KB
  Ежедневно в жизни многих людей происходят события, которые можно отнести к слову – «новое». Где-то рождается новый человек, создается новая семья, осуществляется новое открытие в какой-либо сфере или отрасли человеческой деятельности, наконец, новый работник приходит в новый для себя трудовой коллектив.
77171. Event как инструмент PR 496 KB
  Актуальность темы в том, что в современные корпоративные праздники вкладываются большие средства, силы, к их подготовке привлекаются специалисты различных отраслей и сфер деятельности.
77172. Бизнес-план агентства наружной рекламы 464.5 KB
  Наружная реклама ( Outdoor advertising) - одно из основных средств рекламы, носители которого размещаются вне помещений. Данный вид рекламы является наиболее эффективным и перспективным. К основным видам наружной рекламы относят: перетяжки, щиты, суперсайты и брандмауры...
77173. PR И РЕКЛАМА В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ЧАСТЬ СИСТЕМЫ БАНКОВСКОГО МАРКЕТИНГА 398.5 KB
  Актуальность выбранной темы определяется также тем, что усиливается необходимость анализа некоторых аспектов деятельности коммерческих банков, нацеленных на вхождение России в мировое хозяйство.