86477

Теория рыночного механизма

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Важнейшим аспектом рассматриваемой проблемы является вопрос об условиях и причинах возникновения рынка. В современной экономической литературе, как правило, указываются следующие факторы, которые в совокупности и взаимодействии предопределили возникновение, а затем и развитие рынка...

Русский

2015-04-07

319.5 KB

3 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 19

Тема 5. Теория рыночного механизма

5.1 Сущность и роль рынка в экономической системе. Функции рынка: посредническая, ценообразующая, регулирующая, информационная, санирующая. Конъюнктура рынка и ее роль в экономической системе.

5.2 Классификация рынков и их характеристика (по 5-ти и более признакам). Преимущества и недостатки отдельных видов рынка, представленных в классификации. Сущность и состав инфраструктуры рынка.

5.3 Спрос: сущность, факторы и их характеристика. Объем спроса. Закон спроса и ситуации, в рамках которых он «не действует».

5.4 Предложение: сущность, факторы и их характеристика. Объем предложения. Закон предложения.

5.5 Эластичность спроса по цене, по доходу и перекрестная эластичность. Факторы эластичности спроса и их характеристика. Эластичность предложения по цене, ее факторы и характеристика.

5.6 Рыночное равновесие: сущность и роль в экономической системе. Равновесная цена и равновесный объем. «Сдвиги» точки рыночного равновесия и их причины. Дефицит и перепроизводство на товарных рынках – сущность и причины.

5.7 Государственное регулирование рынка: фиксирование цен, выделение дотаций и субсидий, налоговая политика, квотирование – характеристика, преимущества и недостатки.

5.1 Сущность и роль рынка в экономической системе. Функции рынка: посредническая, ценообразующая, регулирующая, информационная, санирующая. Конъюнктура рынка и ее роль в экономической системе.

Важнейшим аспектом рассматриваемой проблемы является вопрос об условиях и причинах возникновения рынка. В современной экономической литературе, как правило, указываются следующие факторы, которые в совокупности и взаимодействии предопределили возникновение, а затем и развитие рынка:

  •  потребности людей, которые по своему характеру безграничны. Это обстоятельство побуждало и побуждает производство благ и услуг к бесконечному росту и развитию;
  •  ограниченность всех ресурсов производстватруда, земли, других материальных средств производства. Простой пример: на одном и том же участке земли нельзя одновременно заниматься двумя видами труда – и станки производить, и зерновые выращивать. Это обстоятельство побуждает искать пути повышения эффективности производства;
  •  общественное разделение труда, которое повышает эффективность производства и создает материальную основу для товарного обмена. История человечества знает ряд этапов развития этого процесса: выделение пастушеских и земледельческих племен, появление ремесла как особой отрасли хозяйства, возникновение купечества, появление все новых и новых отраслей. Не случайно первую книгу своего «Исследования о природе и причинах богатства народов» А. Смит начинает с анализа причин увеличения производительности труда. Классическим стал его пример разделения труда при организации мануфактуры, когда 10 рабочих за один день стали вырабатывать свыше 48 тыс. булавок, увеличив свою производительность в 4800 раз. Этот бесконечный процесс разделения труда имеет место и ныне;
  •  экономическая обособленность товаропроизводителей рамками собственности – первоначально общинной, затем частной или коллективной. Товарный обмен предполагает эквивалентность. Отсюда проистекает закономерность учета интересов в получении равного количества других товаров. Опыт многих народов показывает, что внутри общин, равно как и внутри современных предприятий, разделение труда было и есть, а товарные отношения возникали лишь тогда, когда продукт их труда менял своего собственника;
  •  самостоятельность товаропроизводителя, его свобода как предпринимателя. Рабство, феодализм, крепостное право сдерживали развитие рынка прежде всего потому, что не соблюдалось как раз это условие. Об этом наглядно свидетельствует опыт России конца XIX – начала XX вв., когда новые отрасли, не отягощенные путами крепостничества, развивались более динамично, чем отрасли старые, возникшие в недрах феодализма.

Рынок - это место, где продают и покупают товары (услуги) по свободно складывающимся ценам. Это самое простое, но одновременно и самое поверхностное понятие рынка. В настоящее время существует множество определений рынка.

По мере развития общественного производства понятие «рынок» становилось всё более ёмким и воспринималось по существу синонимом сферы обращения. В словаре В. Даля рынок трактуется как сфера товарного обращения.

Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения.

Рынок в науке определяется как совокупность условий, благодаря которым покупатели и продавцы товара (услуг) вступают в контакт друг с другом с целью покупки или продажи этого товара (услуги).

Многие ученые-экономисты рассматривают рынок как конкурентный механизм, управляющий движением спроса и предложения и отражающий их взаимодействие через систему цен.

В широком значении рынок – это такая организация общественного производства, при которой производители товаров ориентируются на спрос покупателей, сами решают:

  •  во-первых, когда, в каком количестве, и какие товары производить;
  •  во-вторых, как эти товары производить (из каких ресурсов и с помощью каких технологии);
  •  в-третьих, для какого потребителя производить товары.

Для нормального функционирования рынка необходимы следующие основные условия:

- свобода предпринимательской деятельности;

- конкуренция (совершенная и несовершенная);

- свободное ценообразование;

- наличие необходимых структурных элементов рынка (спрос, предложение, цена);

- развитие инфраструктуры рынка;

- стабильная финансовая и кредитно-денежная система;

- наличие различных форм собственности.

Наиболее полно сущность рынка раскрыта в модели «свободного рынка». Мировой экономической наукой сформулированы признаки, которые определяют сущность феномена свободного рынка. По мнению А. Лившица, свободный рынок имеет следующие признаки:

I признак. Неограниченное число участников конкуренции, абсолютно свободный доступ на рынок и такой же выход из него. Это значит, что каждый человек имеет право заняться предпринимательством или прекратить подобную деятельность. Сделать это можно по-разному - открыть своё дело, принять непосредственно участие в труде, нанять работников, купить акции, приобрести государственные облигации, положить деньги в банк, инвестировать их в недвижимость (землю, дом). Свободному рынку присущи любые формы собственности. Всякий человек имеет право купить те товары и услуги, которые ему нужны.

II признак. Абсолютная мобильность материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов. Ведь участник конкуренции вкладывает свои деньги, допустим, в акции не просто так, а ради увеличения дохода. Рассчитывать на это он может только в том случае, если в результате перемещения его капитала производство расширяется, а объём продажи возрастает. Это происходит тогда, когда привлекаются дополнительные ресурсы, применяются более эффективные их комбинации, осваиваются передовые технологии.

III признак. Полная информированность каждого участника конкуренции о предложении и спросе, ценах, нормах прибыли и т.п. Без этого человек не в состоянии сделать правильный, наилучший для себя выбор между, скажем, покупкой дома и приобретением акций; и какой максимальный доход принесут акции.

IV признак. Абсолютная однородность одноименных продуктов, что выражается, в отсутствии торговых марок и других индивидуальных характеристик качества товара. Наличие же торговой марки ставит продавца в привилегированное, монопольное положение, а это уже не свободный рынок.

V признак. Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказывать влияние на решения, принимаемые другими участниками.

До сих пор рынок рассматривался как система. Однако в реальной жизни рынков столько, сколько существует в данной стране или во всем мире товарных групп. Следовательно, рыночный организм имеет сложную структуру. Единый рынок включает в себя отдельные элементы, отдельные рынки, их виды и подвиды. Существует несколько критериев, по которым можно выявить основные составляющие единой рыночной системы:

  •  характер конкуренции;
  •  объекты купли-продажи;
  •  субъекты рынка;
  •  характер продаж;
  •  уровень насыщения товарной массой;
  •  степень удовлетворения спроса;
  •  соответствие законодательству;
  •  транспортно-географический фактор;
  •  учет различий в потребностях покупателей и др.

В свою очередь, каждый из этих видов рынка является комплексным, т.е. имеет свою внутреннюю структуру. В постиндустриальном обществе особую значимость приобретает рынок информации и других видов интеллектуальной собственности. О выгоде купли-продажи идей английский писатель Бернард Шоу писал: «Если у меня есть яблоко и у тебя есть яблоко и если мы ими обменяемся – у нас будет по одному яблоку. А если мы обменяемся идеями – у нас у каждого будет по две идеи».

Конъюнктура рынка – состояние рынка на определенный момент времени.

Процесс усложнения структуры рынка продолжается. Достаточно указать на то, что в век электроники складываются телефонно-телексный и компьютерный рынки, международная компьютерная сеть и т.п.

Сущность рынка находит своё выражение в его экономических и социальных функциях. Мировой и национальный опыт показывает, что рынок оказывает большое влияние на все стороны жизни общества. Можно выделить следующие основные экономические функции рынка:

1. Информационная функция. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Рынок, как огромный компьютер, собирает, перерабатывает и выдает обобщенную информацию в рамках той экономической территории, которую он охватывает потребителям товара; рынок информирует общество о состоянии экономики.

2. Посредническая функция. Рынок соединяет в единую систему экономически обособленных товаропроизводителей и потребителей. В результате продавцы и покупатели находят друг друга. У каждого из них появляется возможность выбрать и подходящего покупателя, и нужного продавца. Поскольку современное производство основано на разделении труда, то абсолютное большинство продуктов создается не для собственного, а для «чужого» потребителя. Именно рынок служит тем мостом, через который продукт поступает от производителя к потребителю по схеме:

3. Регулирующая функция. Самая важная функция связана с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего на производство. Рынок дает ответ на вопросы: Что производить? Как? Для кого производить? Рынок немыслим без конкуренции. Важную роль в рыночном конкурировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющие на цены. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает цена – сигнал к сокращению. Неблагоприятное соотношение товара на рынке, отражающие несоответствие его общественным потребностям, вынуждает производителя переориентировать использование ресурсов на создание другого товара, потребность в котором не удовлетворена. Поэтому рынок служит перераспределению ресурсов производства, стремясь приблизить ассортимент товаров к структуре общественных потребностей.

4. Ценообразующая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, спроса и предложения на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство. В экономике существует затратный и рыночный механизмы ценообразования ценообразования. Суть затратного подхода состоит в том, что величина цены товара становится в зависимость от издержек производства и обращения. Рынок признает только общественно необходимые затраты труда на производство данной продукции, только их согласен оплатить покупатель.

5. Санирующая, оздоровительная функция. Рыночный механизм – это неблагоприятная система, это жесткая, и подчас даже жестокая система. Ей присущи социальное расслоение, беспощадность по отношению к экономически слабым производителям. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, хозяйственно нежизнеспособных единиц и, напротив, дает «зеленый свет» более предприимчивым и эффективным предприятиям.

Также выделяют дополнительные функции рынка, образованные от основных (указанных выше).

6. Стимулирующая функция. Ориентир рыночных цен на общественный уровень затрат, на учет спроса потребителей побуждает каждого товаропроизводителя экономить свои индивидуальные затраты и представлять рынку те товары, которые нужны покупателю. В свою очередь, рынок побуждает и покупателя заботиться об экономичности потребления, об экономии затрат на приобретение товаров, побуждает соизмерять уровень спроса с уровнем доходов.

7. Созидательно-разрушительная функция.  Рынок обеспечивает динамичное изменение всех хозяйственных пропорций между отраслями и регионами. Он как бы взрывает старую структуру хозяйства и на каждом новом этапе развития формирует новую структуру. Разумеется, этот процесс тяжелый, мучительный, болезненный, но он – реальность. Яркий и наглядный пример тому – структурная перестройка хозяйства в современной России.

Рынок есть взаимодействие спроса и предложения посредством цены. Экономическая теория именно так и представляет рынок, строя модели рыночной зависимости между спросом, предложением и ценой, а также влияния на них отдельных факторов.

8. Дифференцирующая функция. Рынок расслаивает, дифференцирует товаропроизводителей, т.е. обогащает одних и разоряет других. Общеизвестно, что средний цикл жизни малого бизнеса не превышает шести лет, что, как правило, из каждых трех начинающих предпринимателей двое разоряются в сравнительно короткий период (1,5 – 2 года).

5.2 Классификация рынков и их характеристика (по 5-ти и более признакам). Преимущества и недостатки отдельных видов рынка, представленных в классификации. Сущность и состав инфраструктуры рынка.

Важным аспектом рыночной структуры является вопрос о сегментации  (от лат. segmentum – отрезок) рынка.

Сегментация рынка – это разделение единой рыночной системы на ряд метамер (от лат. meta – после + греч. meros – часть, доля), участников, зон, частей, долей на основе учета особенностей спроса потенциальных потребителей товаров и услуг в соответствии с различиями их вкусов, моды, потребностей в целом. Критериями классификации покупателей на те или иные однородные группы могут быть самые различные факторы, которые, в конечном счете, и определяют сегментацию рынка. Основными из них являются:

а) демографические факторы (рынок мужских, женских, детских, молодежных товаров, товаров для лиц пожилого возраста и т.п.);

б) социально-демографические факторы (рынок богемных, элитарных, спортивных товаров, товаров для врачей, учителей и т.п.);

в) географические факторы (рынок товаров для жителей Севера и Юга);

г) психологические факторы, предопределяющие стиль жизни (рынок для нумизматов, любителей музыки, поэзии и т.п.);

д) поведенческие факторы (постоянные клиенты и случайные покупатели);

е) национальные факторы (рынок товаров, характерных для покупателей данной национальности);

ж) факторы, отражающие уровень доходов тех или иных слоев населения (состоятельные покупатели и бедные слои населения), а также другие многочисленные факторы.

В туризме, например, особое значение имеет учет возраста потребителей (молодежный туризм, туризм среднего возраста, туризм пенсионного возраста), учет побудительных для путешествия мотивов (туризм познавательный, оздоровительный, лечебный, деловой, охотничий, экологический, религиозный и т.п.).

Процесс сегментации рынка всегда динамичен. Меняющиеся вкусы, мода, стиль жизни, уровень и динамика доходов, число членов семьи. Профессиональный и национальный состав населения – все эти и многие другие объективные и субъективные факторы углубляют процесс сегментации рынка и в наше время.

В связи с этим сегментация рынка является объектом пристального внимания маркетинговых служб как в статике. В каждый момент, так и в динамике. При этом маркетинговые службы должны помнить о том, что рынок, с одной стороны, предоставляет каждому потребителю возможность учесть специфику всех его потребностей. В этом смысле рынок предоставляет каждому покупателю вершину экономической свободы в выборе товаров и услуг. С другой стороны, эта свобода окажется иллюзорной, если рынок реально не учел данные потребности покупателя. Эта свобода оказывается иллюзорной и в том случае, если потребитель неплатежеспособен. В конечном счете рыночная сделка принесет экономическую выгоду и продавцу, и покупателю лишь в том случае, если эта операция будет подготовлена и продумана с обеих сторон. Задача маркетинговой службы предвидеть эту выгоду и организационно реализовать ее.

Таким образом, современный рынок отличается сложной структурой. Для лучшего понимания сущности рыночных отношений ученые-экономисты предлагают следующую классификацию рынков (рис. 5.1).

В системе рыночного регулирования главную роль контролирующего механизма играет конкуренция. Именно конкуренция заставляет производителей удовлетворять общественные потребности наилучшим образом. Механизм рыночной конкуренции принуждает производителей к эффективной деятельности, использованию прогрессивных технологий, совершенствованию качественных характеристик и обновления ассортимента товаров.

Рисунок 5.1 - Классификация видов рынка

Инфраструктура рынка - комплекс отраслей, подотраслей и сфер деятельности, главная задача которых сводится к обеспечению бесперебойного функционирования рыночного механизма и непрерывность воспроизводственного процесса при реализации товаров и услуг на основе цен, достигаемых на рынке равновесием платежного спроса и предложения. Развитая инфраструктура рынка создаёт предпосылки для ускорения оборачиваемости средств в экономике, процесса реализации вновь созданной стоимости.

Инфраструктура обладает способностью быстро реагировать на сигналы, идущие от спроса к предложению. Это даёт возможность рынку оперативно справляться с возникающими диспропорциями и дефицитами в экономике, а значит поддерживать в ней необходимое равновесие.

Основные элементы инфраструктуры рынка:

1. Рынок. В настоящее время сложилось огромное число различных видов рынков, главное место среди которых принадлежит рынкам капиталов, ресурсов, труда и валюты.

Кроме того, различают "государственный", "монопольный" и "свободный" (негосударственный и немонопольный рынки).

Факторы влияющие на развитие рынка.

Рыночные процессы испытывают воздействие множества факторов. В краткосрочном периоде приоритет принадлежит таким факторам, как:

а) изменение уровня цен;

б) маневрирование товарными запасами;

в) регулирование денежных доходов потребителей.

В долгосрочном же периоде обнаруживается, что все перечисленные факторы сами зависят от таких глобальных перемен, как:

а) динамика производительности общественного труда и эффективности общественного производства;

б) уровень пропорциональности экономики в целом;

в) изменение в структуре личного потребления.

2. Торговля. Инфраструктура рынка включает так же торговлю как специфическую отрасль народного хозяйства со всеми её разнообразными формами (оптовая и розничная торговля, торговые предприятия, аукцион, ярмарки, коммерческие посреднические центры, товарные биржи).

3. Рыночные институты. Коммерческие банки, фондовые биржи, страховые компаний, аудиторские конторы, биржи труда, юридические конторы, информационные центры, рекламные бюро.

Рыночные институты включают в себя биржи, банки, посреднические структуры, маркетинговые, консалтинговые, аудиторские и правовые организации, страховые компании, средства деловой коммуникации, транспорт, систему подготовки кадров, информационные системы и другие.

Условно рыночную инфраструктуру можно подразделить по видам объединений (баз) субъектов инфраструктуры главными задачами которых является обеспечение функционирования рынка. Среди таких объединений в первую очередь выделяют:

- организационные объединения рыночной инфраструктуры – биржи, оптовые брокерские, дилерские и другие посреднические организации, коммерческие структуры крупных промышленных объединений, комбинатов, концернов, предприятия мелкооптовой и розничной торговли;

- материальную базу рыночной инфраструктуры – складское и тарное хозяйство, транспортные системы;

- информационные базы рыночной инфраструктуры – информационные и справочные системы по продукции производственно-технического назначения и товарам народного потребления, производителем и производителем продукции и услуг,  ценам, курсам валют, банковским процентам, котировочные ценные бумаги;

- кредитно-расчетную базу рыночной инфраструктуры – банковские и страховые учреждения, кредитно-сберегательные структуры, обеспечивающие бесперебойность расчетов при реализации товаров и услуг, создания необходимых товарных запасов и финансовых резервов, а также финансирование инвестиции;

- кадровую базу рыночной инфраструктуры – специалистов различной квалификации и специальности в необходимых для предприятий и организаций рыночной инфраструктуры;

- организации, осуществляющие подготовку и переподготовку кадров соответствующих специальностей;

- органы трудоустройств;

- нормативно-правовая база рыночной инфраструктуры- нормы и правила регламентации отношения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации товаров и услуг и гарантирующие на рынке правопорядок и учет интересов общества.

Рыночная инфраструктура облегчает существование товарообменных операций, повышает эффективность работы всех структурных звеньев рыночной экономики. Перечисленные элементы инфраструктуры в России находящиеся в стадии становления и совершенствования.

5.3 Спрос: сущность, факторы и их характеристика. Объем спроса. Закон спроса и ситуации, в рамках которых он «не действует»

Термин «спрос» имеет для экономистов специфическое значение, поскольку экономическая наука изучает лишь потребности, которые человек может приобрести. Платежеспособный спрос согласует естественные желания людей потреблять с их объективными возможностями в приобретении различных товаров.

Поэтому спрос – это желание и способность субъектов приобрести определенное количество товаров или услуг.

Объемом спроса на товар называется максимальное количество этого товара, которое желает и способен приобрести покупатель (группа людей или население в целом) в единицу времени при определенных условиях.

К числу факторов, определяющих объем спроса, относятся:

1. Ценовые факторы:

  •  Цена товара;
  •  Доход потребителя.

2. Неценовые факторы:

  •  Изменение потребительских предпочтений под воздействием рекламы, моды, дизайна товаров и др.;
  •  Число покупателей (конкуренция покупателей);
  •  Изменение цен на другие товары, особенно на товары заменители;
  •  Изменение структуры населения.

Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса, а ее график называют кривой (линией) спроса. Функцию спроса обозначают через Qd или D (от англ. demand  спрос) (рис. 5.2).

Рисунок 5.2 - Кривая спроса на некоторый товар

Изменение спроса отражается в законе спроса, который можно сформулировать следующим образом: при снижении цены объема спроса увеличивается, и наоборот.

Закон спроса нарушается для некоторых групп товаров. Например, известен так называемый «парадокс Гиффена», когда при увеличении цены на товар спрос на него также растет. Это явление встречается среди дешевых товаров, которые представляют основной продукт питания людей с небольшим достатком. Если такой продукт дорожает, то люди вынуждены сократить потребление более дорогих и качественных продуктов, так как данный товар все равно остается сравнительно дешевым продуктом, следовательно, спрос на него растет.

Подтверждение данного парадокса можно наблюдать в нашей повседневной жизни. При повышении цен на такие продукты, как хлеб, картофель, молоко, спрос на них растет, поскольку эти продукты являются основными продуктами питания для большинства людей.

Отклонения от закона убывающего спроса наблюдается и в случае, когда речь идет о престижном спросе на дорогостоящие товары, которые свидетельствуют, по мнению покупателя, о его высоком социальном статусе (спрос на ювелирные изделия, престижные автомобили, антикварные изделия). Причем снижение цен на подобные товары может уменьшить их привлекательность для покупателей, следовательно, и спрос на них. Такое явление называется «эффектом Веблена».

Закон спроса не действует в трех случаях:

  •  при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;
  •  для некоторых редких и дорогостоящих товаров, являющиеся предметом роскоши (золото, драгоценности, антиквариат и др.);
  •  при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары (например, переключение спроса с маргарина на масло: снижение цен на маргарин не ведет к увеличению спроса на него).

Следует отметить, что спрос бывает трех видов: индивидуальный, рыночный и совокупный. Понятие совокупного спроса будет изложено в соответствующих разделах макроэкономики.

Индивидуальный спрос – это количество товара, которое согласен и способен приобрести один покупатель по данной цене.

Рыночный спрос – это количество товара, которое согласны и способны приобрести все покупатели вместе в единицу времени по данной цене. Переход от индивидуального к рыночному легко осуществляется путем суммирования величин индивидуального спроса всех потребителей при каждом возможном уровне цен.

Как правило, если нет определения «индивидуальный» или «рыночный», речь идет о рыночном показателе.

5.4 Предложение: сущность, факторы и их характеристика. Объем предложения. Закон предложения

Как уже отмечалось ранее, спрос взаимодействует с предложением. Значит, любая сделка на рынке требует наличия покупателей и продавцов. К последним относятся собственно продавцы, производители, различные виды бизнеса и предпринимательства. Продавцы готовы предлагать свой товар только при определенных условиях, сложившихся на рынке.

Поэтому под предложением экономисты понимают способность и желание продавать (производить) определенное количество товаров или услуг.

Объемом предложения товара называется максимальное количество этого товара, которое согласен выставить на продажу продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях.

Предложение может изменяться под влиянием факторов:

1. Ценовые факторы:

  •  цена товара;
  •  издержки на производство и реализацию товара.

2. Неценовые факторы:

  •  изменение издержек производства в результате технических нововведений, изменения источников ресурсов, налоговой политики, стоимости факторов производства;
  •  выход на рынок новых фирм увеличит предложение вне зависимости от цен;
  •  изменение цен на другие товары, приводящее к переливу экономических ресурсов (уход фирм из отрасли). Уход фирм из отрасли уменьшит предложение;
  •  технологические возможности производства (совершенствование технологии производства);
  •  уровень налогов и дотации, государственная налоговая политика, льготная кредитная политика и т.д.;
  •  перспективы развития отрасли в народном хозяйстве;
  •  природные катастрофы, политические действия, войны, разрушая экономику, влияют на сокращение предложения.

Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения, а ее график называют кривой (линией) предложения. Функцию предложения обозначают через Qs или S (от англ. supply  предложение).

Как и функция спроса, функция предложения показывает не только то количество товара, которое производители готовы реализовать по определенной цене, но и объемы, которые они готовы продать на рынке по каждой возможной цене.

Деятельность продавцов подчинена достижению нескольких целей, главной из которых является максимизация прибыли. Объем прибыли, получаемой после реализации продукции, зависит от ее цены. Слишком высокая цена остановит потенциальных покупателей, слишком низкая – разорит владельца товара или послужит основанием для обвинения в недобросовестной конкуренции. Таким образом, можно сказать, что объем предложения товара или услуги зависит, прежде всего, от его цены (рис. 5.3).

Рисунок 5.3 - Кривая предложения на некоторый товар

Кривая предложения Qs = f(P) имеет положительный наклон , что объясняется ростом альтернативных издержек, вызываемых уменьшением отдачи переменных, которые используются в производстве данного товара. Высокие цены стимулируют производителей расширять производство и реализовывать больший объем товаров в определенный период времени. Следовательно, можно сформулировать закон предложения, который звучит так: при увеличении рыночной цены происходит увеличение объема предложения. И наоборот, по мере снижения цен падают доходность и стимулы к расширению производства и объема продаж.

В концепции предложения, как и в спросе, следует четко отличать изменение объема предложения от изменения предложения. Изменение объема предложения возникает в ответ на изменение цены товара при прочих равных условиях. Оно отображается движением точки вдоль кривой предложения. Под воздействием неценовых факторов происходит сдвиг кривой предложения вправо (увеличение предложения) или влево (уменьшение предложения).

Предложение, как и спрос, также бывает трех видов: индивидуальное, рыночное и совокупное.

Индивидуальное предложение – это соответствующее каждой цене количество товара, которое желает и способен продать один производитель.

Рыночное предложение – количество товара, которое готовы продать все продавцы вместе в единицу времени по данной цене. Рыночное предложение можно получить аналогично рыночному спросу.

5.5 Эластичность спроса по цене, по доходу и перекрестная эластичность. Факторы эластичности спроса и их характеристика. Эластичность предложения по цене, ее факторы и характеристика.

В экономических исследованиях часто требуется не только установить факт взаимосвязи между двумя величинами, но и определить степень этой взаимосвязи. Очевидно, что скорость и интенсивность реакции на изменившиеся условия может быть различной. Изучение реакции типичных потребителей и производителей на изменение тех или иных условий позволяет сделать прогноз на поведение рынка в целом. Экономисты для этих целей используют такой математический показатель, как эластичность, который и характеризует чувствительность функции к изменению аргумента.

В математике эластичность функции равна отношению относительного (процентного) изменения функции к относительному (процентному) изменению аргумента. Это означает, что изменение функции вызвано соответствующим изменением аргумента.

Если обозначить эластичность через Е (от англ. еlasticity – эластичность), абсолютное изменение аргумента через ∆х, абсолютный прирост функции через y, тогда эластичность запишется так:

Если изменение аргумента мало, то отношение приростов функции и аргумента равно производной функции, и формула для эластичности примет вид:

В экономической теории спрос представляет собой функцию многих показателей, наиболее важными среди которых являются: цена данного товара, доход покупателей и цены других товаров. Поэтому ниже будут определены следующие характеристики эластичности:

  •  эластичность спроса по цене (ценовая эластичность спроса);
  •  эластичность спроса по доходу;
  •  эластичность спроса по цене другого товара (перекрестная эластичность спроса).

Эластичность спроса по цене есть отношение относительного изменения объема спроса к относительному изменению цены:

,

где Qd  – объем спроса на товар, Р – цена на этот товар.

Так как между изменением объема спроса и изменением цены зависимость обратная, то коэффициент ценовой эластичности будет отрицательным. Однако в данном случае знак эластичности не представляет интереса, поэтому для оценки реакции спроса на изменение цены используют абсолютную величину эластичности . Некоторые авторы, чтобы иметь дело с положительными показателями, определяют эластичность потребления по спросу как

.

Ценовая эластичность спроса показывает чувствительность объема спроса к изменению цены товара при условии, что остальные факторы, влияющие на спрос, неизменны. Она характеризует замещаемость данного товара другими товарами в потреблении.

Спрос эластичен, если Ed > 1. В этом случае незначительное повышение цены приводит к существенному снижению объема спроса. Эластичным спросом обладают те товары, которые легко замещаются в потреблении.

Спрос неэластичен, если 0 <Ed < 1. В данном случае объем спроса слабо чувствителен к изменению цены и характерен для товаров, которые слабо замещаются в потреблении другими товарами.

Спрос абсолютно эластичен, если Ed является бесконечно большой величиной. Товар приобретается в неограниченном количестве при снижении цены или от него отказываются вообще при повышении цены.

Спрос абсолютно неэластичен, если Ed = 0. В этом случае изменение цены не оказывает никакого влияния на объем спроса.

Пример 2.5. Рассмотрим случай линейной функции спроса Qd = 10 – 2р. Найдем формулу ценовой эластичности. Учитывая, что производная данной функции равна –2, получим формулу ценовой эластичности спроса:

.

На рис. 5.3 проиллюстрируем все возможные случаи ценовой эластичности спроса для данной задачи:

если р = 0, то Еd = 0, т.е. спрос абсолютно неэластичен (точка А);

если р = 5, то Еd = ∞, т.е. спрос абсолютно эластичен (точка В);

если р = 2,5, то Еd = 1, т.е. спрос обладает единичной эластичностью (точка С)

Рисунок 5.3  -  Изменение ценовой эластичности спроса вдоль линии спроса

Эластичность спроса по цене у разных товаров может заметно различаться. Спрос на товары первой необходимости (пища, одежда, жилище и т.д.) неэластичен, так как они необходимы для жизни, и отказаться от их потребления нельзя вопреки росту цен. Предметы роскоши проявляют более высокую эластичность к изменению цены.

Эластичность спроса по доходу есть отношение относительного изменения объема спроса на товар к относительному изменению суммарного дохода потребителя:

,

где Qd  – объем спроса на товар, I – доход потребителя.

Эластичность спроса по доходу может принимать отрицательные значения, и эти случаи играют важную роль при анализе рыночного поведении потребителей. Этот показатель характеризует степень насыщенности спроса на данный товар.

Товары, для которых эластичность спроса по доходу положительна, считают нормальными.

Если EI > 1, спрос на такие товары слабо насыщен, и по мере роста дохода потребители начинают его активно насыщать. Такие товары являются предметом роскоши (ювелирные украшения, деликатесы и т.п.).

Если 0< EI > 1, спрос на такие товары насыщен в высокой степени, и с увеличением дохода спрос на них растет незначительно. Эти товары называют предметами первой необходимости (хлеб, чай, молочные продукты). Если EI = 1, то имеем дело с товарами второй необходимости

Товары, для которых при увеличении дохода покупателей объем спроса на них сокращается, являются некачественными. Для них эластичность спроса по доходу отрицательна (рис. 5.4).

Рисунок 5.4 -  Зависимость объема спроса от дохода

1 – товары первой необходимости; 2 – предметы роскоши; 3 – низкокачественные блага

Перекрестная эластичность спроса товара Х по цене товара Y есть отношение относительного изменения объема спроса на товар Х на относительное изменение цены товара Y:

,

где Qx  – объем спроса на товар Х, Py – цена товара Y.

Она характеризует степень взаимозависимости двух данных товаров в потреблении:

если Exy > 0, то товары x и y скорее всего взаимозаменяемые (например, масло и маргарин, шоколадные батончики);

если Exy < 0, то x и y являются взаимодополняющими (например, дисковод и дискета, автомобиль и бензин);

если Exy = 0, то товары x и y называются нейтральными, т.е. не оказывают влияния друг на друга (например, стол и цемент, яблоки и спички).

На практике бывают случаи, когда показателем перекрестной эластичности пользоваться нельзя, так как он может неверно охарактеризовать связь двух рынков. Предположим, что на товар, который занимает в бюджете потребителей большое место (хлеб, крупы), заметно увеличилась цена, тогда покупатели станут беднее и сократят потребление не только подорожавшего товара, но и многих других. Если в этом случае использовать определение перекрестной эластичности формально, то  наши товары окажутся взаимодополняемыми, а это неверно.

На эластичность спроса оказывают влияние и другие факторы. Приведем примеры наиболее важных из них.

1. Наличие достаточного количества и качества товаров-субститутов (заменителей), удовлетворяющих потребность человека. В целом, чем больше по количеству и требуемому качеству субститутов, тем выше эластичность спроса на них. В то же время спрос на товары и услуги, имеющие мало заменителей, является относительно неэластичным (например, услуги местной телефонной станции или электроосвещения).

2. Фактор времени. Как правило, эластичность увеличивается в течение более длительных временных интервалов, поскольку они повышают возможность для покупателей находить больше товаров-заменителей. Например, спрос на бензин является относительно неэластичным в короткий период времени, но более эластичным в длительные периоды. Рост цен на бензин побуждает многих покупать более экономичные по расходу горючего автомобили, чаще использовать общественный транспорт и т.д.

3. Доля расходов в бюджете на данный товар. Чем она выше, тем выше эластичность. Если потребитель расходует на данный товар незначительную часть своего бюджета, ему не нужно изменять свои привычки и пристрастия при изменении цены. Например, повышение цены на 10% на зубную пасту или карандаши слабо скажется на бюджете потребителя, следовательно, и на эластичность спроса на эти товары.

4. Невозможность отложить удовлетворение потребности. Эластичность спроса ниже всего у тех товаров, которые, с точки зрения потребителя, являются необходимыми. Разновидностью данной закономерности является особенно низкая эластичность спроса на те товары, потребление которых не может быть отложено (с точки зрения потребителя). Примером может служить спрос на цветы 8 марта или 1 сентября.

5. Консерватизм потребителей. Эластичность индивидуального спроса ниже всего у тех товаров, которые с точки зрения потребителя являются для него наиболее необходимыми.

Обратимся теперь к эластичности предложения.

Эластичность предложения по цене есть отношение относительного изменения объема предложения к относительному изменению цены:

,

где QS  – объем спроса на товар Х, P – цена товара.

Поскольку функция предложения возрастает, ценовая эластичность предложения положительна. Исключение составляет функция предложения труда, которая может уменьшаться, начиная с некоторой ставки заработной платы.

Эластичность предложения Es показывает чувствительность объема предложения к изменению цены данного товара, при условии постоянства всех других факторов, воздействующих на предложение. Предложение считается эластичным, если Es > 1, неэластичным, когда Es < 1, и предложение обладает единичной эластичностью при Es = 1. Также имеют место случаи, когда предложение абсолютно неэластично Es =0; предложение абсолютно эластично, если ценовая эластичность предложения бесконечно велика.

Помимо цены на эластичность предложения влияют и другие факторы.

1. Наличие товаров-заменителей. В предложении товарами-заменителями являются те, на изготовление которых можно сравнительно легко перевести имеющиеся производственные ресурсы (например, перейти от производства ключей для домашних замков к изготовлению гаечных ключей). Чем легче производственный ресурс переводится от изготовления одного товара к другому, тем выше будет эластичность предложения.

2. Фактор времени. В более длительные периоды легче переводить производственные мощности с производства одного товара на другой, реагируя на изменение соотношения их цен. Учитывая рост спроса, в коротком интервале времени предложение может быть увеличено лишь посредством более интенсивного применения наличных производственных ресурсов. Однако этот способ может расширить рыночное предложение лишь на сравнительно незначительный объем. Следовательно, в коротком периоде предложение мало эластично по цене.

3. Уровень достигнутого использования ресурсов. Если ресурсов не хватает, а резервов нет, то возможности реагирования предложения весьма ограничены.

Следует обратить внимание, что во всех формулах определения коэффициента эластичности мы до сих пор измеряли эластичность в точке, так называемую «точечную» эластичность. Точечная эластичность – это реакция спроса или предложения на бесконечно малое изменение какого-либо фактора. Поэтому можно сказать, что точечная эластичность – это величина эластичности спроса (предложения) по какому-либо фактору, определяемая для каждой точки кривой спроса (предложения).

В заключение необходимо отметить, что эластичность в микроэкономическом анализе решает многие вопросы, среди которых наиболее важными являются такие, как анализ поведения потребителей и производителей, определение стратегии фирм и хозяйствующих субъектов в вопросах максимизации доходов и полезности, развитие инструментария государственного регулирования экономики, прогнозирование изменений в расходах и доходах населения из-за изменения цены товаров и услуг и т.д.

5.6 Рыночное равновесие: сущность и роль в экономической системе. Равновесная цена и равновесный объем. «Сдвиги» точки рыночного равновесия и их причины. Дефицит и перепроизводство на товарных рынках – сущность и причины.

На рынке сталкиваются интересы покупателя, олицетворяющего спрос,  и продавца, представляющего предложение. Каждый из них соглашается совершить сделку по устраивающей обе стороны цене, таким образом, спрос взаимодействует с предложением. В этом случае говорят, что на рынке установилось равновесие.

Итак, ситуация на рынке, при которой объем спроса равен объему предложения при некоторой цене товара или услуги, называется рыночным равновесием. Эта цена называется равновесной ценой, а соответствующий ей объем спроса и предложения – равновесным объемом.

Состояние рынка, при котором спрос и предложение уравновешены при некоторой цене, называется равновесным, оптимальным.

При ценах больше (меньше) равновесной наблюдается недостаток (избыток) спроса.

Таким образом, если предложение превышает спрос, имеет место избыток предложения – перепроизводство. Так как покупатель вынуждает продавцов снижать цены, то имеем дело с рынком покупателя. По мере снижения цен объем спроса увеличивается, пока не достигает точки равновесия.

Если спрос превышает предложение, говорят о дефиците предложения (избытке спроса). В данном случае складывается рынок продавцов. Производитель легко реализует свою продукцию, после чего цены начинают расти, постепенно приближаясь к точке равновесия. Именно механизм колебания спроса и предложения заставляет развиваться экономику, основанную на рыночных началах. Как правило, долгосрочные избытки или дефициты являются следствием государственного контроля над ценами.

Таблица 5.1

Равновесие на книжном рынке

Цена,
руб.

Объем спроса книг,
млн. экз. за год

Объем предложения книг,
млн. экз. за год

Соотношение спроса и предложения

70

100

500

D < S

60

200

400

D < S

50

300

300

D = S

40

400

200

D > S

30

500

100

D > S

Для того, чтобы представить ситуация рыночного равновесия графически, необходимо кривые спроса и предложения наложить драг и на друга и найти точку их пересечения. На рис. 5.5 т.Е – точка равновесия (от англ. equilibrium). В точке равновесной цены все, кто желает покупать, могут найти всех тех, кто желает продавать свои товары. Подобная ситуация реализуется в условиях совпадения цены равновесия с рыночной ценой.

Рисунок 5.5 - Равновесие на книжном рынке

Однако их следует различать. Цена, по которой реально продается или покупается товар, называется рыночной (ее часто называют действительной – реальной ценой). Рыночная цена может меняться от сделки к сделке в зависимости от желаний и возможностей продавцов и покупателей. Цена равновесия не меняется, пока не изменится соотношение между спросом и предложением. Поэтому равновесное состояние по своей природе нестабильно, так как рыночные условия, определяющие его, постоянно меняются, вызывая колебания спроса и предложения (табл. 5.2).

Благодаря достижению равновесия цен и объемов продукции рынок распределяет ресурсы общества между различными вариантами их использования. Таким образом, посредством процесса взаимодействия спроса и предложения рынок отвечает на вопросы, что, как и для кого производить нужные товары и услуги.

Таблица 5.2

Динамика спроса и предложения. Ее влияние на изменение цен и объемов

Изменения спроса и предложения

Сдвиги кривых спроса и предложения

Влияние сдвигов на цены и объем товаров

Если растет спрос

кривая спроса смещается вправо

цена , объем

Если спрос падает

кривая спроса смещается влево

цена , объем

Если растет предложение

кривая предложения смещается вправо

цена , объем

Если предложение падает

кривая предложения смещается влево

цена , объем

5.7 Государственное регулирование рынка: фиксирование цен, выделение дотаций и субсидий, налоговая политика, квотирование – характеристика, преимущества и недостатки

Роль государства в современной рыночной экономике не следует недооценивать. Прежде всего, государство устанавливает правила экономического поведения и обеспечивает их соблюдение всеми экономическими субъектами на основе применения юридических законов. Государство управляет денежной массой, проводит кредитную и фискальную политику, осуществляет крупные инвестиционные проекты.

Остановимся на некоторых моментах вмешательства государства в функционирование рыночного механизма и оценим последствия такого вмешательства.

Налоги. В современной рыночной экономике применяется довольно сложная и разнообразная система налогов. Население регулярно вносит в государственный бюджет подоходный налог, величина которого определяется в зависимости от размера дохода того или иного гражданина. Предприятия уплачивают налоги на прибыль. Используются также налоги на имущество, таможенные пошлины и т. д.

Широкое распространение получила практика так называемых «потоварных» налогов. К ним относятся: налог на добавленную стоимость, применявшийся в СССР налог с оборота, акциз и другие. Непосредственными плательщиками в государственный бюджет этих налогов являются обычно продавцы. Ставки потоварного налога устанавливаются либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме (в рублях и копейках) с каждой единицы товара.

Рассмотрим воздействие на рыночное равновесие потоварного налога, уплачиваемого продавцами (рис. 5.6). До введения налога линия спроса занимала положение d1, а линия предложения – S1. Равновесная цена составляла 1, равновесный объем продаж – 1. Допустим теперь, что правительство ввело налог на данный товар в сумме Т руб. на каждую единицу этого товара. Его введение вызовет параллельный сдвиг линии предложения вверх на величину Т. Почему это происходит? Если ранее производители согласны были предложить на рынке количество товара, скажем, 1 по цене 1, то теперь они согласятся предложить на рынке то же количество товара только по цене на Т руб. больше, чем P1. В этом случае производители после уплаты налога, получат цену, равную прежней цене. Это рассуждение применимо к любой точке линии предложения, поэтому все точки линии предложения переместятся вверх на Т руб. Линия предложения займет положение S2.

Рисунок 5.6 - Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога, уплачиваемого продавцами

Новое равновесие характеризуется тремя величинами: 2, Pе2, P. Объем рынка 2 будет меньше первоначального 1. Цена, которую платит покупатель 2, окажется выше первоначальной цены 1. Цена, которую фактически получает продавец (после уплаты налога) P, окажется ниже первоначальной. Общая сумма налога, поступающая в государственный бюджет, будет соответствовать площади прямоугольника 2E2ВP.

Следует обратить внимание на следующий факт. Несмотря на то, что весь налог вносится в госбюджет продавцами, часть налогового бремени возлагается на покупателей. Покупатель заплатит продавцу цену 2, которая выше прежней цены на величину (2 – Pе1). Это «доля» покупателя в потоварном налоге. Продавец же за каждую проданную единицу товара фактически получит цену P. Его «доля» в налоге составит величину (1P).

Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами зависит от соотношения наклонов линий спроса и предложения. Если спрос на товар неэластичный, то линия спроса имеет довольно крутой наклон. При этом, если предложение достаточно эластично по цене, линия предложения в будет иметь пологий наклон. Эта ситуация изображена на рис. 5.7а. Из него видно, что большая часть налогового бремени (2 – Pе1) возлагается на покупателей и меньшая часть (1P) – на производителей. Для сравнения на рис.5.7б изображена противоположная ситуация.

Можно сделать следующий вывод: чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть налога ложится на потребителей и тем меньшая часть налога ложится на производителей.

Рисунок 5.7 - Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами в зависимости от соотношения наклонов линий спроса и предложения.

Таким образом, итогом введения потоварного налога является следующее: перераспределение налогового бремени между покупателями и продавцами; увеличение цены на товар и, как следствие, сокращение объема продаж.

Дотации. Дотация выступает как налог «наоборот». Потоварная дотация устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной (в рублях) сумме в расчете на единицу товара. Потоварные дотации обычно получают производители, хотя в принципе их непосредственно могут получать и потребители.

Рассмотрим воздействие на рыночное равновесие потоварной дотации (рис. 5.8).

Допустим, что государство ввело дотацию производителям детских книг в размере V рублей на каждую единицу продукции. Линии спроса и предложения сначала занимали положения соответственно d1 и S1. Равновесный объем продаж составлял 1, а равновесная цена – 1.

Это приведет к сдвигу линии предложения на V руб. вниз. Действительно, если ранее производители согласны были предложить на рынке количество товара, скажем, 1 по цене 1, то теперь они согласятся предложить на рынке то же количество товара, если цена без дотации будет на V руб. ниже цены 1. В результате, объем продаж увеличивается до 2, цена для покупателей снижается до 2; цена, фактически получаемая производителями, повышается до P+. Это справедливо для любой точки линии предложения, поэтому все ее точки переместятся вниз на V руб., и линия предложения займет положение S2.

Рисунок 5.8 - Воздействие на рыночное равновесие потоварной дотации

Из рис. 5.8 видно, каким образом распределяются выгоды от дотации V между покупателя и продавцами на рынке. Продавец получает выигрыш в размере (P+ 1), что будет составлять его часть дотации. Получит выигрыш и покупатель в виде снижения равновесной цены товара на величину (12). Соотношение между частями, на которые делится дотация, также зависит от углов наклона кривых спроса и предложения.

Случается, что объем спроса не зависит от цены товара (лекарства для больных диабетом или онкологическими заболеваниями), тогда кривая спроса параллельна оси цен, и покупатели получают всю дотацию целиком.

Фиксированные цены. Помимо использования налогов и дотаций государство может применять и гораздо более грубые методы вмешательства в рыночные механизмы. В частности, государство может устанавливать фиксированные цены.

Рассмотрим рис. 5.9 Государство может установить фиксированную цену на уровне как превышающем цену равновесия (Р1 > Pе), так и ниже ее (Р2 < Pе). В первом случае возникает избыток продукции, во втором случае – дефицит. В обоих случаях объем продаж будет ниже равновесного объема Qе. В первом случае будет реализовано Q'd единиц продукции, во втором – Q'S.

Фиксированные цены, превышающие цены равновесия, устанавливаются в некоторых странах на сельскохозяйственную продукцию. Эта практика в значительной мере объясняется тем политическим давлением, которое оказывают на правительство сельскохозяйственные производители. Обратим внимание на то, что правительство не может ограничиться только установлением фиксированной цены. Ведь возникает избыток продукции, с которым нужно что-то делать. Правительству не остается ничего другого, как закупать весь этот избыток на деньги налогоплательщиков.

Рисунок 5.9 Фиксированные цены на рынке

Но на этом проблемы не заканчиваются. Закупленную продукцию правительство не может реализовывать на внутреннем рынке, так как это неизбежно приведет к понижению цен. Не решает проблему и экспорт продукции в другие страны, поскольку это может привести к сокращению частного экспорта сельхозпродукции из данной страны и опять же к понижению внутренних цен. Правительству приходится увеличивать государственные запасы сельхозпродукции без ясной перспективы их дальнейшего использования.

Многие зарубежные экономисты подвергают большому сомнению экономическую целесообразность установления государством фиксированных цен, превышающих цены равновесия.

Попытки зафиксировать цены ниже равновесных часто принимаются с целью социальной защиты граждан либо из популистских соображений. Благие намерения обеспечить людям низкие цены приводят к противоположному результату – возникает сильный товарный дефицит, и появляются так называемые «черные» рынки, на которых цены значительно выше официальных, а объем продаж значительно ниже того, какой сложился бы при свободном ценообразовании. Кроме того, товарный дефицит приводит к ухудшению качества продукции.

Дополнительные вопросы к семинарскому занятию по теме 5:

1. Перечислите и обоснуйте причины дефицита и перепроизводства (товарного излишка) на рынке.

2. Каковы преимущества и недостатки отдельных видов рынка.

3. Мировые цены на нефть устанавливаются по соглашению стран ОПЕК. Должным ли образом учитывается редкость данного блага. Каким образом на данном рынке достигается ситуация «рыночного равновесия»?

4. В чем состоит преимущества и недостатки отдельных методов (фиксирование цен, выделение дотаций и субсидий, налоговая политика, квотирование) государственного регулирование рынка.

5. В ходе опроса покупателей были выяснены максимальные цены, по которым люди готовы приобрести шампунь. Ответы представлены в таблице.

Наименование показателя

Результаты опроса

1

2

3

4

5

6

7

8

Цена, руб.

100

110

120

130

140

150

160

170

Число ответов

45

42

35

25

20

15

10

5

Постройте кривую спроса. Выполняется ли для данного рынка закон спроса.

6. На рынке учебников предложение обеспечивается пятью магазинами, которые предлагают следующие цены.

Наименование показателя

Магазины

1

2

3

4

5

Цена, руб.

520

550

590

600

640

Предложение, шт.

100

150

500

600

700

Постройте кривую предложения и проверьте – выполняется для данной сферы закон предложения.

7. Функция спроса населения на товар выглядит следующим образом: Qd = 7 – p, а функция предложения: Qs = 2р – 5. Определите равновесную цену и равновесный объем продаж. Определите избыток или дефицит при ценах равным 3 и 7.

8. Величина спроса увеличилась на 3% при росте цены на 1%. Какова эластичность спроса по цене?

9. Какова эластичность спроса по цене при изменении цены с 10 до 20 рублей, если функция спроса задана функцией Qd = 90 – 2p?

10. Какова эластичность предложения по цене при изменении её со 100 до 130 рублей, если кривая предложения представлены формулой Qs = 3p – 300?

11. Если число проданных единиц товара А снизилось с 500 до 425 единиц при снижении цены товара Б с 3 до 2,8 тыс.руб., чему равна перекрестная эластичность спроса по цене.

12. В чем сущность метода воздействия на рынок – квотирование. В чем преимущества и недостатки каждого из известных Вам методов госрегулирования рынка.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35107. Обзор международного опыта применения сделок РЕПО. Операции РЕПО на российском рынке 1.63 MB
  Операции по кредитованию ценными бумагами и операции РЕПО: понятие и классификация. Обзор международного опыта применения сделок РЕПО. Операции РЕПО на российском рынке Операции РЕПО и операции кредитования ценными бумагами составляющие мощнейший сегмент международного финансового рынка в российской практике появились относительно недавно. Среди основных причин такого роста необходимо выделить следующие: вопервых без рынка РЕПО без финансирования позиций...
35108. Важнейшие пропорции и диспропорции мирового рынка прямых инвестиций. Привлечение прямых инвестиций 1.1 MB
  Мировая практика статистического учёта прямых инвестиций в понятиях 1. Важнейшие пропорции и диспропорции мирового рынка прямых инвестиций 2. Создание универсального индекса для качественной оценки потенциала страны в получении прямых иностранных инвестиций 2. Индекс реальной динамики ввоза прямых иностранных инвестиций 2.
35109. Дифференциальные уравнения 4.15 MB
  Обыкновенные дифференциальные уравнения. Обыкновенными дифференциальными уравнениями о. называются уравнения вида: 1 где известная функция – независимая переменная – неизвестная функция. Порядком дифференциального уравнения д.
35110. ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА 3.33 MB
  В традиционных областях математическими моделями служат функции производные интегралы дифференциальные уравнения. Значения этой функции при каждом фиксированном x можно получить измерениями или вычислениями. Для запоминания этой функции в памяти компьютера необходимо приближенно описать ее таблицей значений на некотором конечном множестве отдельных точек . Это – простейший пример дискретизации задачи: от задачи запоминания функции на отрезке [0 1] мы перешли к задаче запоминания таблицы значений на дискретном множестве точек из этого...
35111. МЕХАНИКА 1.35 MB
  Кинематика вращательного движения 1 Виды движения твердого тела. Основные понятия по теме При описании вращательного движения в кинематике удобно пользоваться угловыми кинематическими величинами: и Если за время тело совершает поворот на малый угол то углу формально ставиться в соответствие вектор модуль которого равен углу поворота тела за время . Существуют такие системы отсчета в которых материальная точка тело сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения до тех пор пока взаимодействие с другими...
35112. Психологическая и социальная работа с нароко и алгозависимыми детьми и людьми 451.5 KB
  Необходимость такого рода работы с семьей наркозависимого обусловлена следующими причинами: 1. Противонаркотические программы работы с подростками и школьниками старших классов включают в себя: 1. Занятия со школьниками особенно с младшими следует проводить преимущественно в игровой форме но при этом такие занятия должны содержать потенциал серьезной интеллектуальной и психологической работы. Необходимо придерживаться определенных правил групповой работы: а активное слушание б оказание взаимопомощи в доверительность и...
35113. СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУРАХ 310.5 KB
  ТАРАШВИЛИ стажер международного прессклуба СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУРАХ Содержание: Роль PR в государственной системе. Модели связей с общественностью. Цели связей с общественностью. Связи с общественностью в государственных структурах.
35115. Електрика і магнетизм 12.26 MB
  Потенціал та робота електростатичного поля 17 3. Рух заряджених частинок у електричних та магнітних полях 47 8. ПОЗНАЧЕННЯ ФІЗИЧНИХ ВЕЛИЧИН Фізична величина Позначення Розмірність СІ Валентність Z Маса m M Молярна маса M MN1 Сила F LMT2 Швидкість LT1 Температура T Θ Теплоємність C L2MT2Θ1 Орбітальний момент імпульсу спін повний момент імпульсу l s j L2MT1 Концентрація N L3 Дипольний момент TIL Напруженість електричного поля LMT3I1 Індукція електричного поля L2TI Намагніченість M L1I Поляризованість діелектрика P L2TI...