86479

Теория поведения производителя и производственная функция

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Общественное производство – это процесс непосредственного создания экономических благ для удовлетворения потребностей человека и общества. Взаимодействие человека с природными, материальными, финансовыми и информационными ресурсами называется процессом труда, который включает в себя три основных момента...

Русский

2015-04-07

241 KB

3 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 1

Тема 8. Теория поведения производителя и производственная функция

8.1 Общественное производство, его сущность и его цели. Стадии общественного производства и их характеристика. Простое и расширенное воспроизводство, его содержание и виды

8.2 Характеристика факторов общественного производства: труд, земля, капитал и предпринимательство. Основные формы факторных доходов и способы их повышения

8.3 Рынок труда: спрос на труд, его предложение и особенности рынка. Заработная плата, ее сущность и формы

8.4 Рынок капитала: спрос, предложение и особенности. Основной и оборотный капитал. Процентная ставка и инвестиции. Виды инвестиций и их характеристика

8.5 Рынок земли: спрос на землю, ее предложение. Особенности рынка земли в РФ. Цена земли. Рента: сущность, виды и их характеристика.

8.1 Общественное производство, его сущность и его цели. Стадии общественного производства и их характеристика. Простое и расширенное воспроизводство, его содержание и виды

Основой жизнедеятельности человеческого общества являются производство материальных благ и услуг, ибо распределять, обменивать и потреблять можно лишь то, что реально произведено.

Общественное производство – это процесс непосредственного создания экономических благ для удовлетворения потребностей человека и общества.

Взаимодействие человека с природными, материальными, финансовыми и информационными ресурсами называется процессом труда, который включает в себя три основных момента: труд, предметы труда и средства труда (табл. 8.1).

Таблица 8.1.

Структура процесса труда

Труд

Предмет труда

Средства труда

Труд – сознательная, целесообразная деятельность человека, в процессе которой люди видоизменяют предметы, данные природой и приспосабливают их к удовлетворению своих потребностей

Предмет труда – это то, на что направлен труд человека

Средства труда – вещь или комплекс вещей, с помощью которых человек воздействует на предметы труда (орудия труда: машины, инструменты и др., а также здания, сооружения и т.д.)

Средства производства

В любом обществе основу процесса производства составляет процесс труда. Создание экономических благ, способные удовлетворить многочисленные потребности человека предполагает производственную деятельность, в ходе которой преобразуется вещество природы. Природа не дает в готовом виде всего того, что необходимо для удовлетворения человеческих потребностей. Все это люди добывают в процессе производства.

Закономерным для общества является совместная деятельность людей и обмен продуктами этой деятельности между ними в процессе производства распределение, обмен и потребление экономических благ. Производство всегда является процессом общественным.

В процессе производства люди вступают между собой в определенные производственные (экономические) отношения, которые имеют объективный характер и не зависит от их воли и желания.

Схематично процесс производства можно представить как совокупность производительных сил и производственных отношений (рис. 8.1).

Рисунок 8.1 - Процесс производства

Целью общественного производства является производство экономических (материальных) благ и услуг, которые необходимы для удовлетворения общественных потребностей в целом и отдельного человека.

В любом обществе основу процесса производства составляет процесс труда. Создание экономических благ, способные удовлетворить многочисленные потребности человека предполагает производственную деятельность, в ходе которой преобразуется вещество природы. Природа не дает в готовом виде всего того, что необходимо для удовлетворения человеческих потребностей. Все это люди добывают в процессе производства.

Процесс общественного производства совершает кругооборот движения, который подразделяется на четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление.

Исходным пунктом является производство, в котором происходит само создание экономических благ (материальных благ и услуг), необходимых для существования и развития человека. Производство является основой (фундаментом) любой экономики.

Распределение определяет долю каждого человека в произведенных продуктах, которая зависит от общего количества созданных благ и от конкретного вклада отдельного экономического субъекта в производстве. Формами распределения могут быть: заработная плата, рента, процент, прибыль, гонорары и др. По мере роста производства увеличивается, и объем распределяемого дохода. Так, если доход работника зависит от его хозяйственной деятельности, то он работает лучше.

Третий этап кругооборота экономических благ обмен охватывает систему связей и отношений, позволяющую производителям обмениваться продуктами своего труда, т.е. это процесс движения экономических благ и услуг от одного субъекта к другому. Обмен глубоко вторгается в производство, так как возникает необходимость у работников обмениваться опытом, знаниями в целях получения высокой эффективности производства.

Потребление означает использование созданных экономических благ для удовлетворения разнообразных потребностей людей и общества. Оно может быть личным (пища, одежда, обувь и т.д.) и производственным (общественным) (станки, машины, оборудование и т.д.).

Потребление составляет особый, заключительный, этап кругооборота экономических благ. В это время полезные вещи исчезают в процессе производственного потребления и их необходимо заново производить.

Таким образом, движение экономических благ, начинавшееся с производства, неизбежно возвращается к исходному пункту.

Все этапы кругооборота экономических благ в общественном производстве находятся во взаимосвязи и в зависимости между собой (рис. 8.2.)

В настоящее время можно выделить следующие формы собственности: государственную; республик, входящих в Российскую Федерацию, автономных областей, автономных округов, краев, областей; интеллектуальную, промышленную, коллективную, муниципальную, общественных объединений (организаций); частную и т.д.

Рисунок 8.2 - Основные стадии кругооборота экономических благ

(стадии общественного производства)

В любой социально-экономической системе все общественное производство делится на материальное и нематериальное производство, или производственную и социальную (непроизводственную) сферы.

Под материальным производством (производственной сферой) понимается производство, продукт которого имеет материальную основу. К производству материальных благ относят следующие отрасли: промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, строительство, речное и морское хозяйство. К сфере материальных услуг относят: энергетику, транспорт, связь, торговля, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание. Отрасли, производящие средства производства и предметы потребления являются базовыми, от развития которых зависят все отрасли народного хозяйства.

Нематериальное производство (непроизводственная сфера) – комплекс отраслей, как правило, не производящих непосредственно осязаемых материальных ценностей. Производство нематериальных услуг: сбор и обработка информации, управление производством, финансовое обслуживание производства, здравоохранение, образование, физкультура, просвещение, культура, искусство, наука, кино, театр, банки, парикмахерские, жилищно-бытовое обслуживание.

Воспроизводство – воссоздание израсходованных факторов производства посредством их последующего производства.

Типы воспроизводства:

1. Простое воспроизводство – воспроизводство в неизменных размерах.

2. Расширенное воспроизводство – воспроизводство в увеличивающихся размерах.

8.2 Характеристика факторов общественного производства: труд, земля, капитал и предпринимательство. Основные формы факторных доходов и способы их повышения

Поведение производителя описывается моделью, имеющей сходства с моделью поведения потребителя, поскольку процесс производства связан с потреблением различных ресурсов. В число ресурсов входит все то, что необходимо для производственной деятельности, – сырье, энергия, труд, оборудование и пространство.

Блага, необходимые для организации процесса производства, называются факторами производства. Это часть экономических ресурсов, которые реально вовлечены в производство экономических благ.

Неоклассическая школа традиционно к факторам производства относила капитал, землю и рабочую силу.

Капитал можно рассматривать в денежной и вещественной форме. В денежной форме капитал – это средства, необходимые для закупки сырья, оборудования и других компонентов производственного процесса. В вещественной форме капитал представляет собой средства производства, которые принадлежат предпринимателю или фирме и используются для производства благ.

Обязательной составляющей процесса производства является земля, так как все производственные здания располагаются на каком-либо участке земли. Особенно важную роль земля как фактор производства играет в сельском хозяйстве.

Связующим элементом любого производства является труд человека. Без использования труда создание новых благ и услуг было бы невозможно.

В 70-е годы XIX века А. Маршаллом был выделен четвертый фактор производства – организация, который впоследствии стали называть предпринимательскими способностями.

В современных условиях, по мнению многих ученых – экономистов существует четыре фактора производства: земля, труд, капитал, предпринимательство (рис. 8.3).

Рисунок 8.3 - Производство как преобразующая система

Под землей, как производственным фактором, обычно понимаются естественные природные ресурсы, необходимые для производства экономических благ (товаров и услуг). «Земля», в значении фактора производства используется в двух смыслах:

а) как вовлеченные в производство природные ресурсы всех видов;

б) как собственно земля – важнейший естественный, природный ресурс, необходимый для производства хозяйственной продукции.

Земля – это вечный фактор производства. Он охватывает все ресурсы, которые происходят от природы и поступают в производство или составляют базу для организации производства.

Под трудом понимается целесообразная деятельность человека, направленная на создание экономических благ. «Труд», как фактор производства представляет собой процесс реализации способности людей к производительной деятельности. При этом они затрачивают физические и интеллектуальные усилия; чтобы привести в действие другие факторы производства. Человек приводит в движение средства производства, он оживляет их; без него они мертвы. Поэтому без труда невозможно ни использовать природные ресурсы, ни производство иных благ. Для нормального функционирования этого фактора необходимы особые условия. Они воплощаются в уровне жизни человека, позволяющем поддерживать его нормальное физическое существование, обеспечить ему существенную подготовку, рабочее место, удовлетворяющее требованиям безопасности, гигиены, доступа к информации и т.д.

Капитал, как производственный фактор, представляет собой совокупность основного и оборотного капитала.

Предпринимательство способно являться разновидностью трудовых ресурсов, в виду его специфической роли в производстве - ресурсной. Во-первых, предприниматель берет на себя инициативу соединения всех трех факторов (земля, капитал, труд) в единый процесс производства; во-вторых, предприниматель берет на себя задачу принятия решений в процессе производства экономических благ, предприниматель является новатором, вводящим новые технологии производства, продукты, новые формы организации производства; в-третьих, предприниматель берет на себя риск в условиях рыночной экономики, которые являются системой прибылей и убытков.

Перемещение факторов в производстве, а также смена его функций называют мобильностью факторов. Чем более мобилен фактор, тем он более выгоден для фирмы.

В истории человеческого общества долгое время основную нагрузку в производственном процессе выполняли труд и земля. Именно человек был главной фигурой в процессе производства. Преобладал в основном ручной низко производительный труд.

В конце XVIII веке началось объединение обособленных ремесленников в общих помещениях. Формой организации их труда стала простая кооперация. В начале XVIII – начале XIX века в Англии начинается промышленная революция, главное содержание которой – замена ручного труда различными техническими средствами.

В современных условиях из-за вытеснения ручного труда принято различать следующие процессы:

  •  механизация – использование простых механизмов;
  •  машинизация – использование машин и машинного оборудования;
  •  автоматизация – труд человека применяется только для контроля и коррекции деятельности машин;
  •  полная автоматизация – контроль и внесение коррективов осуществляется только машиной.

Каждый фактор производства способен принести своему владельцу доход: земля – рентный доход, труд – заработную плату, капитал – прибыль, проценты; предпринимательство – предпринимательскую прибыль.

Можно сказать, что производство – это процесс соединения таких факторов как капитал, труд, земля и предпринимательские способности с целью получения новых товаров и услуг, необходимых потребителям.

Для того чтобы описать поведение фирмы, необходимо знать, какое количество продукта она может произвести, используя ресурсы в тех или иных объемах. Процесс производства продуктов описывается с помощью производственной функции.

Производственная функция – зависимость максимального объема производимого продукта от затрат ресурсов.

При моделировании поведения производителя с помощью производственной функции делают ряд упрощающих предположений.

1. Производится один продукт, объем его производства обозначают TР (от англ. total product – общий продукт). Объем произведенного продукта нередко еще обозначают через Q или q.

2. В случае расхода одного ресурса считают, что этим ресурсом является труд. Затраты труда обозначают L (от англ. labour – труд).

3. В случае нескольких ресурсов считают, что последовательность их использования в производстве не влияет на величину выпуска продукта. В случае двух ресурсов считают, что это труд и капитал. Затраты капитала обозначают К.

4. Непрерывная производственная функция дифференцируема по всем своим аргументам.

5. Используемые ресурсы в той или иной степени способны замещать друг друга в производстве. Это значит, что сокращение затрат одного ресурса можно компенсировать увеличением затрат другого ресурса таким образом, что выпуск продукта останется неизменным.

6. Цель производителя состоит в максимизации выпуска при данных затратах.

Опыт показывает, что производство хорошо описывается производственной функцией Кобба-Дугласа:

,

где P – максимальный объем производства при заданных факторах производства;

L, K, M – затраты труда, капитала и материалов соответственно;

D – положительная константа;

– показатели эластичности объема производства по труду, капиталу и материалам соответственно, не превосходящие единицу:

.

С производственной функцией связан ряд важных характеристик производства. К ним относят общий, предельный и средний продукт.

Общий продукт (ТР) – это общее количество произведенного продукта, величина которого зависит от количества используемых ресурсов.

Предельный продукт (МР) – прирост выпуска продукта при увеличении затрат переменного ресурса на единицу. Если производственная функция непрерывна, то предельный продукт равен производной производственной функции:

Предельный продукт зависит как от производственной функции, так и от исходного набора ресурсов, к которому добавлена дополнительная единица переменного ресурса.

Если предельная полезность никогда не возрастает, то предельный продукт ведет себя несколько иначе. С увеличением расхода ресурса предельный продукт сначала возрастает, а затем убывает.

Снижение предельного продукта переменного ресурса получило название закона убывающей производительности.

На рис. 8.4 изображен график производственной функции в случае, когда используется только один ресурс – труд. Из него видно, что при затратах труда до величины L1 предельный продукт труда увеличивается (наклон касательной к графику производственной функции увеличивается), затем, достигнув максимального значения, – уменьшается. При затратах труда L3 предельный продукт принимает значение, равное нулю. Далее общий продукт убывает, а предельный продукт принимает отрицательное значение.

Рисунок 8.4 - Производственная функция для одного ресурса

В случае, когда производственная функция непрерывна предельный продукт труда и предельный продукт капитала выражаются соответствующими частными производными производственной функции:

= ;  = .

Для более детального исследования производственной функции рассмотрим средний продукт (AP) – отношение общего продукта к количеству использованного переменного фактора:

.

Средний продукт равен отношению ординаты к абсциссе точки графика производственной функции. На рис. 8.4 видно, что в точке А при затратах труда L2 средний продукт равен предельному продукту, поскольку луч ОА совпадает с касательной к производственной функции. Таким образом, если средний продукт равен предельному продукту, то средний продукт максимален. Эта максимальная величина равна тангенсу угла

Можно сделать вывод, что наиболее эффективное использование переменного ресурса (труда) происходит на отрезке от L1 до L2 Здесь предельный продукт МР, достигнув своего максимального значения, начинает убывать, а средний продукт АР еще возрастает (рис. 8.4, 8.5). Именно на этом отрезке на каждую дополнительную единицу затраченного ресурса производитель получает наибольший прирост общего продукта ТР. Участок кривой производственной функции после точки А показывает низкую эффективность использования ресурса.

Рисунок 8.5 - Предельный и средний продукт труда

В этом случае средний продукт труда есть отношение выпуска продукта ТР к затратам труда при некотором фиксированном расходе капитала. Аналогично определяется средний продукт капитала:

.

Пример. При затратах 5 единиц труда и фиксированных затратах других ресурсов средний продукт труда составляет 80 единиц в день. Увеличение затрат труда на одну единицу вызовет рост предельного продукта до 100 единиц продукции. Цена единицы труда равна 80 руб.

а) Найти, чему равен совокупный продукт при использовании 6 единиц труда.

б) Определить, выгодно ли увеличение выпуска продукции с помощью 6-й единицы труда.

Решение: а) Совокупный продукт при использовании 5 единиц труда составляет . Поэтому совокупный продукт при  равен .

б) Чтобы определить, выгодно ли использование дополнительной единицы труда, необходимо найти средний продукт труда и сравнить его с величиной предельного продукта капитала, т.е. . Это означает, что данная точка лежит на участке возрастания кривой среднего продукта (см. рис. 8.5). Поэтому увеличение выпуска продукции с помощью 6-й единицы труда выгодно.

Допустим, что производственная функция описывает выпуск продукции в зависимости от затрат труда и капитала. Одно и то же количество продукции можно получить при различных сочетаниях затрат этих ресурсов. Если при всех этих сочетаниях максимально возможный объем выпуска остается постоянным, то эти сочетания изображаются точками, лежащими на одной и той же кривой, которая получила название изокванта (от англ. quantity – количество).

Дадим определение изокванты для данного случая.

Изокванта – изображение на плоскости множества наборов труда и капитала, обеспечивающих одинаковый выпуск продукта (рис. 8.6).

Изокванта – аналог кривой безразличия в теории потребления, отсюда следуют ее основные свойства:

  •  никакие две изокванты не пересекаются;
  •  чем дальше от начала координат расположена изокванта, тем больший объем выпуска ей соответствует.

Рисунок 8.6 - Изокванта производственной функции с двумя ресурсами

Отрицательный наклон изоквант объясняется тем, что в данном случае увеличение использования труда при определенном объеме выпуска сопровождается уменьшением количества капитала.

Количество использованных ресурсов (L и K) может постоянно меняться, соответственно будет уменьшаться или увеличиваться максимальный выпуск продукта, и каждый объем будет изображать своя изокванта. Таким образом, на одной плоскости получим так называемую карту изоквант (рис. 8.7).

Так как одно и тоже количество продукции можно получить при разном количестве использования труда и капитала, то возникает вопрос, на сколько нужно увеличить (уменьшить) объем капитала, чтобы уменьшить (увеличить) затраты живого труда на одного человека. Чтобы ответить на этот вопрос, вводят понятие предельной нормы технологического замещения.

Рисунок 8.7 - Карта изоквант

Предельная норма технологического замещения трудом капитала (от англ. marginal rate of technical substitution, MRTS) – величина, на которую нужно уменьшить затраты капитала при увеличении затрат труда на единицу, и при этом сохранить выпуск неизменным:

.

Данный показатель характеризует степень взаимозаменяемости труда и капитала в конкретном производстве.

Свойства предельной нормы технологического замещения:

  •  предельная норма технологического замещения равна тангенсу угла наклона касательной к изокванте (рис. 8.8);
  •  предельная норма технологического замещения уменьшается с увеличением расхода труда;
  •  предельная норма технологического замещения равна отношению предельных продуктов труда и капитала:

MRTS = ;

  •  предельная норма технологического замещения характеризует относительную роль труда и капитала в конкретном производстве. Чем больше этот показатель, тем больше роль труда в производстве.

Рисунок 8.8 - Определение MRTSLK через касательную к изокванте

В реальных производственных процессах встречаются два частных случая в конфигурации изоквант. Это ситуация, когда два ресурса абсолютно взаимозаменяемы, и случай, когда они жестко взаимодополняют друг друга. В случае полной заменяемости переменных ресурсов MRTSLK = const. Тогда изокванта является отрезком прямой, соединяющей точки на координатных осях (рис. 8.9 а). Подобную ситуацию можно представить при возможности полной автоматизации производства.

В ситуации жесткой дополняемости факторов производства предельная норма технологического замещения равна 0 (MRTSLK = 0), а изокванта представляет собой два взаимно перпендикулярных отрезка, параллельных координатным осям (рис. 8.9 б).

Рисунок 8.9 - Абсолютная заменяемость (а) и жесткая дополняемость (б) труда и капитала

В отличие от потребителя, доход которого предполагается заданным, для фирмы ни расходы на ресурсы, ни выпуск продукции не являются заданными величинами. И то и другое – результат согласованного выбора с учетом ситуации на рынке продукта.

Производитель, приобретая ресурсы для организации производства, ограничен в средствах. Пусть в качестве переменных факторов производства выступают труд и капитал. Они имеют определенные цены, которые за период анализа остаются постоянными (w, r – цена труда и капитала соответственно). Производитель может приобретать необходимые ему ресурсы в определенном сочетании, которое не выходит за рамки его бюджетных возможностей. Тогда сумма расходов на труд и капитал равна величине издержек С:

,

где L – затраты труда, K – затраты капитала.

Данное равенство называют бюджетным ограничением производителя, а график этой функции – изокостой.

Изокоста – изображение на плоскости множества наборов труда и капитала, имеющих одинаковую стоимость.

Изокосту еще называют линией равных затрат предприятия.

Преобразовав уравнение изокосты, получим:

Из этого уравнения видно, что изокоста имеет отрицательный наклон к оси абсцисс, который определяется отношением цен труда и капитала. Изменения затрат производителя и цен на ресурсы приводят к изменению границ бюджетных возможностей производителя:

а) с увеличением средств на приобретение ресурсов, то есть с уменьшением бюджетных ограничений, изокоста сдвинется параллельно самой себе от начала координат (рис. 8.10 а), а при уменьшении средств – к началу координат;

б) при уменьшении цены труда изокоста повернется вокруг точки ее пересечения с осью ординат против часовой стрелки (рис. 8.10 б). При этом цена капитала и затраты производителя не изменяются. А при увеличении этой цены произойдет поворот по часовой стрелке.

Рисунок 8.10 - Бюджетные возможности производителя

Задача производителя заключается в том, чтобы, израсходовав все бюджетные средства на покупку ресурсов, получить максимально возможный объем продукции.

Набор ресурсов на изокосте, который обеспечивает производителю максимальный выпуск продукта, называется равновесным (оптимальным) набором ресурсов.

На рис. 8.11 точка касания изокосты CD и изокванты Е – точка равновесия производителя. Любая изокванта, расположенная ближе к началу координат (изокванта Q1) дает меньший объем продукта. Изокванты, находящиеся выше Q2, требуют большего количества затрат, чем может позволить себе производитель. Следовательно, производитель получит желаемый результат только в точке касания изокваты и изокосты.

В точке Е касательная к изокванте и изокоста совпадают, следовательно для оптимальной комбинации ресурсов выполняется равенство или .

Рисунок 8.11 - Определение точки равновесия производителя

Рассмотрим числовой пример, показывающий, как на основе известной производственной функции определить уравнение изокванты и оптимальную комбинацию используемых при производстве ресурсов.

Пример. Производство на некотором предприятии описывается производственной функцией , где Q – объем производства, штук/день; L – объем используемых трудовых ресурсов, человеко-час; К – объем используемого оборудования, станко-час.

а) Найти алгебраическое выражение для изокванты при Q = 200.

б) Найти, в какой пропорции предприятие должно использовать труд и капитал для того, чтобы минимизировать затраты при сохранении выпуска, равного 200 штук в день, если ставка арендной платы за оборудование в час втрое выше ставки часовой оплаты труда.

Решение: а) При Q = 200 выражение  приобретает вид . Возведя обе части этого выражения в квадрат, получим  или .

б) Обозначим через Р часовую ставку оплаты труда рабочих, тогда часовая ставка аренды оборудования составит . В соответствии с правилом равновесия производителя составим уравнение:

, где , т.е.

Отсюда находим, что . Значит, труд и капитал должны использоваться в пропорции .

До сих пор мы рассматривали ситуацию, когда увеличение расхода одного ресурса сопровождалось уменьшением расхода другого ресурса. А если одновременно увеличить расходы ресурсов, причем в несколько раз, что произойдет с объемом выпуска продукта? Ответ на этот вопрос можно получить, исследовав такую характеристику производства, как отдача от масштаба производства. Она зависит от относительного увеличения расходов ресурсов и свойств производственной функции.

Существуют три типа отдачи от масштаба производства:

  •  если выпуск продукта изменяется в той же пропорции, что и расход ресурсов, то говорят о постоянной отдаче от масштаба;
  •  если выпуск продукта увеличивается в большее число раз по сравнению с расходами ресурсов, то говорят о возрастающей (положительной) отдаче от масштаба;
  •  если выпуск продукта увеличивается в меньшее число раз по сравнению с увеличением расхода ресурсов, то имеет место убывающая (отрицательная) отдача от масштаба;

Одновременное увеличение расходов ресурсов в одинаковое число раз, называется изменением масштаба производства.

Развитие предприятия в долгосрочном периоде зависит от того, как будут изменяться объемы производства продукта и, соответственно, затраты на приобретение переменных ресурсов. На каждом этапе роста объемов производства производитель стремится получать максимальный объем продукта при данном уровне затрат. Таким образом, соединив точки касания изоквант с изокостами, получим траекторию развития производственной деятельности предприятия или линию оптимального роста, которая на рис. 8.12 показана стрелкой ОМ.

Рисунок 8.12 - Траектория развития предприятия

8.3 Рынок труда: спрос на труд, его предложение и особенности рынка. Заработная плата, ее сущность и формы

Рынок труда – сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Рынок труда возможен только при условии, что работник является собственником своей способности к труду. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.

Спросом на рабочую силу на рынке труда «выступает» желание работодателя нанять работника, информируя об имеющихся вакансиях.

Предложением на рынке труда являются сами «свободные» потенциальные работники, желающие работать по найму.

Равновесие на рынке труда достигается при условии соответствия спроса на труд и его предложения. В точке равновесия формируется равновесная цена – равновесная заработная плата, которую готовые выплачивать работодатели, а работники готовы получать в определенное время и при выполнении определенных функций.

Заработная плата – денежное вознаграждение за труд; часть стоимости созданного трудом продукта, дохода от его продажи, выдаваемая работнику предприятием, в котором он работает, или другим нанимателем.

Формы оплаты труда:

1) сдельная оплата труда – форма индивидуальной оплаты труда работников, при которых их заработная плата устанавливается в соответствии с количеством произведенной работником продукции заданного качества;

2) повременная оплата труда – форма индивидуальной оплаты труда, в основе которой лежит принцип зависимости величины заработной платы от количества рабочего времени, отработанных часов;

3) должностной оклад – индивидуальная месячная заработная плата, тариф оплаты труда, предусмотренный для лиц, занимающих определенную должность;

4) аккордная оплата труда – форма групповой оплаты труда, которая выплачивается совокупности (группе) работников по итогам достигнутых результатов, выполненного объема работ. Доля каждого из участников группы определяется внутренними соглашениями между ними.

8.4 Рынок капитала: спрос, предложение и особенности. Основной и оборотный капитал. Процентная ставка и инвестиции. Виды инвестиций и их характеристика

Виды капитала:

1. Основной капитал – часть производственного капитала, который полностью и многократно принимает участие в производстве товаров, переносит свою стоимость на готовый продукт по частям в течение ряда периода. К нему относится та часть авансированного капитала, которая затрачена на постройку зданий, сооружений на покупку машин, оборудования, инструмента.

2. Оборотный капитал – часть производственного капитала, стоимость которого полностью переносится на производственный товар и возвращается в денежной форме после его реализации.

Оборотный капитал формируется из денежных средств, легко реализуемых ценных бумаг, дебиторской задолженности, материально-производственных запасов, готовой продукции, незавершенного производства, материалов, комплектующих изделий и расходов будущих периодов.

Рынок капитала рынок, на котором даются и берутся напрокат деньги. Поскольку деньги берутся в долг в основном для приобретения капитальных благ, этот рынок и называют рынком капитала. Это сегмент рынка кредитных ресурсов, где формируется спрос и предложение на ссудный капитал.

На рынке капитала существует цена, которая показывает, сколько нужно заплатить за «прокат» денег. Поскольку и цена, и количество на этом рынке измеряются в одних и тех же единицах - деньгах, для измерения цены используют относительные величины - проценты.

Ставкой процента называется цена, которую нужно уплатить за использование денег в течение некоторого промежутка времени, выраженная в процентах. Например, ставка 5% в год означает, что за использование 1000 рублей в течение года нужно заплатить 50 рублей.

На рынке капитала существуют спрос и предложение, которые определяют равновесную ставку процента (цену) и количество отданных напрокат денег.

Одной из главных особенностей рынка капитала является то, что любая фирма и любой потребитель может выступить на этом рынке как в качестве кредитора, так и в качестве заемщика. Во-первых, все фирмы и потребители используют этот "ресурс" в своей деятельности (и поэтому могут нуждаться в нем). Во-вторых, этот "ресурс" не требует производства (поэтому любая фирма или потребитель может обладать деньгами независимо от рода своей деятельности).

Спрос на капитал предъявляют фирмы и население. При этом мотивы поведения их несколько различаются, но в результате они ведут себя схожим образом: при снижении ставки процента фирмы и потребители увеличивают спрос на кредиты.

Поэтому кривая рыночного спроса на капитал имеет отрицательный наклон, как и любая кривая спроса на благо или ресурс. Давайте рассмотрим, как это вытекает из поведения фирм и потребителей.

Фирмы предъявляют спрос на капитал для того, чтобы использовать его для приобретения капитальных благ (оборудования, материалов и т.д.) и получения прибыли. Они прибегают к услугам заемного капитала тогда, когда им не хватает своих собственных денег (например, вырос спрос на их продукт и фирмы хотят расширить производство). При этом чем дешевле фирме будет обходиться кредит, тем большее количество денег она захочет взять взаймы.

Например, фирма в розничной торговле при низкой ставке процента решит взять кредит и построить три новых магазина, при более высокой ставке процента она решит построить только два магазина, при еще более высокой - только один, а при некотором значении ставки процента вообще откажется от расширения производства.

Потребители берут деньги взаймы не для получения прибыли, а для покупки какие-либо потребительских благ. Делают они это в нескольких случаях.

Во-первых, они могут брать деньги в долг для обеспечения текущего потребления в случае непредвиденного уменьшения дохода. В этом случае деньги нужны для приобретения благ первой необходимости и, строго говоря, не являются капиталом. Подобные займы могут существовать в условиях неопределенности в получении дохода - например, в случае неурожая у земледельцев.

Во-вторых, потребители могут брать кредит для покупки капитальных потребительских благ, которые имеют относительно высокую цену и требуют откладывания денег из дохода в течение длительного промежутка времени.

Любой потребитель при заданной ставке процента сделает свой выбор, который определяется несколькими факторами. Во-первых, предпочтениями потребителя - более нетерпеливый потребитель, который желает побыстрее начать играть на рояле, скорее будет готов заплатить нужную сумму в виде процентов за то, чтобы начать потреблять это благо немедленно. Во-вторых, степенью определенности будущего - если потребитель плохо знает свои доходы в будущем, он может не решиться брать взаймы, так как у него могут возникнуть проблемы с возвратом долга. В-третьих, величиной дохода потребителя - чем беднее потребитель, тем скорее он решит подождать и не платить дополнительные деньги за приближение начала потребления.

Изменение ставки процента меняет выбор потребителей - чем ниже процент, тем больше потребителей решают взять деньги в долг и купить благо сразу, а не "терпеть" до того момента, пока накопят нужную сумму сами. Таким образом, при уменьшении ставки процента спрос на капитал увеличивается, так как и фирмы, и население решают взять больше денег в долг.

Кривая предложения капитала имеет положительный наклон, который тоже определяется поведением потребителей и фирм.

Фирмы выступают в качестве кредиторов, если у них образуются временно "лишние" деньги, которые они не могут использовать c прибылью сами. Одной из причин появления у отдельной фирмы временно свободных денежных средств может быть необходимость сберегать часть получаемой прибыли в виде амортизационных отчислений, предназначенных для покрытия затрат на капитальное благо. Например, если фирма владеет каким-то оборудованием, которое стоит 1 млн рублей и изнашивается в течение 5 лет, ей нужно в течение 5 лет собрать необходимую сумму для приобретения нового блага взамен изношенного. Например, она может откладывать каждый год из выручки по 200 тысяч, чтобы по прошествии этих 5 лет получить необходимый миллион. Таким образом, каждый год у фирмы будут появляться 200 тысяч рублей, которые при этом оказываются временно "лишними" и могут быть отданы в долг на рынке капитала.

Другим источником тоже может быть собственный капитал фирмы - в том случае, если фирма не может прибыльно его использовать сама. Например, в результате падения спроса на ее продукцию фирма решает несколько сократить производство и часть освободившихся денег отдает временно в долг на рынке капитала. Чем выше ставка процента, тем большая часть операций фирмы окажется неприбыльной и большее количество денег фирма согласится отдать в долг.

Потребители имеют мотивы для сбережения части своего дохода, аналогичные тем, которые побуждали их брать взаймы.

Во-первых, они могут откладывать деньги, чтобы компенсировать низкий доход в будущем - делать сбережения на старость. Потом они смогут увеличить свой уровень потребления за счет расходования этих сбережений.

Во-вторых, как мы уже говорили, потребители могут откладывать деньги на покупку капитального блага. Чем выше будет процент, тем большее количество потребителей откажутся брать кредит для покупки дорогой вещи и будут сберегать деньги - то есть выступят на рынке капитала не в качестве покупателей, а в качестве продавцов.

Владелец фирмы (как потребитель) в случае получения высокой прибыли может принять решение не тратить ее на собственные нужды, а использовать для получения дополнительного дохода. Например, отдать в долг на рынке капитала для получения прибыли в виде процентов.

В хозяйстве могут существовать владельцы денежных капиталов, которые используют их только для получения прибыли в виде процента и отдают деньги в долг, - таких людей называют рантье. Когда рантье возвращают его ссуды, он снова отдает деньги в долг и, таким образом, опять выступает в качестве кредитора. Рантье могут быть "вечными" продавцами или кредиторами на рынке капитала. Таким образом, предложение заемных средств отчасти образуется за счет того, что у фирм и у потребителей образуются временно "лишние" денежные запасы.

Итак, на рынке капитала существуют некоторые кривые спроса и предложения. Пересечение этих кривых определяет равновесную ставку процента. Эта ставка определяет, какая часть потребителей и фирм, которые могут быть либо кредиторами, либо заемщиками, выступит в качестве первых, а какая - в качестве вторых.

Потребители тратят взятые в долг деньги на рынках потребительских благ длительного пользования, а фирмы - на рынках промежуточных благ.

Можно заметить, что в данном случае произошло как бы перераспределение покупательных возможностей среди участников хозяйства. Одни фирмы и потребители, которые обладали возможностью распорядиться частью общего продукта хозяйства, временно передали эту возможность другим фирмам и потребителям за плату в виде процента. При этом величина общего спроса на рынках благ не изменяется, а изменяется только структура.

Равновесие на рынке капитала может измениться при изменении любого из обстоятельств, определяющих положение кривых спроса и предложения.

Поскольку одним из основных факторов является информация о будущем доходе (для потребителей) и спроса (для фирм), относительно быстро равновесие может изменяться в результате изменения ожиданий будущих событий. Например, если в хозяйстве распространится информация о грядущей депрессии или подъеме в хозяйстве, потребители и фирмы могут резко изменить свое поведение на рынке капитала.

В более длительном периоде равновесие может смещаться в результате изменения менее подвижных факторов - например, степени бережливости потребителей (если люди будут менее заинтересованы в текущем потреблении и захотят больше денег отложить "на потом", сохранить для детей и т. д.). Или по мере увеличения доходов потребителей (если люди будут становиться богаче, они смогут откладывать большие суммы, например, собирать деньги не на покупку велосипеда, а на покупку яхты или самолета). Или просто по мере роста хозяйства - чем больше фирм и потребителей будет в хозяйстве, тем большее количество участников будет на рынке капитала.

8.5 Рынок земли: спрос на землю, ее предложение. Особенности рынка земли в РФ. Цена земли. Рента: сущность, виды и их характеристика.

Рынок земли – особый сегмент рыночной системы, представляющий собой общественные отношения по поводу владения земельными ресурсами, основой которых является экономическая рента, составляющая цену земли.

Субъектами рынка являются землевладельцы и арендаторы.

Особенностью данного рынка является нулевая эластичность предложения от цены на землю при ее аренде, обусловленная стремлением землевладельца получить любую прибыль от имеющейся у него земли. При продаже земли ее цена определяется, как и в случае любого товара, спросом и предложением.

Рента – доход от использования земли, не связанный непосредственной с производственной деятельностью собственника земли, а получаемый им за предоставление земли как природного ресурса; часть прибыли от использования земли хозяйствующими субъектами, которую получает собственник земли в соответствии со своим правом собственности.

Дифференциальная рента – 1) дополнительный доход, получаемый за счет использования более выгодных ресурсов, обладающих большей отдачей; 2) форма земельной ренты виде дополнительного дохода, получаемого землевладельцем за счет большей плодородности земли на его участке.

Виды дифференциальной ренты:

- дифференциальная рента I (I-го рода) – получают владельцы участков на основе имеющихся свойств;

- дифференциальная рента II (II-го рода) – получают владельцы участков за счет дополнительных вложений с целью улучшения свойств.

Дополнительные вопросы к семинарскому занятию по теме 8:

1. Каковы особенности рынка труда в целом и в России в частности.

2. Графическое изображение рынка труда (с использованием пересекающихся кривых спроса на труд и его предложение).

3. В каких случаях можно использовать отдельные формы оплаты труда.

4. Графическое изображение рынка капитала (с использованием пересекающихся кривых спроса на капитал и его предложение).

5. Какова сущность «инвестиций», их виды и характеристика.

6. Приведите примеры основного и оборотного капитала.

7. Каковы особенности рынка земли в РФ.

8. Графическое изображение рынка земли (с использованием пересекающихся кривых спроса на землю и ее предложение).

9. В чем состоит сущность абсолютной и относительной видов рент.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57361. Число і цифра 3. Порівняння чисел у межах 3. Написання цифри 3. Порівняння довжини й товщини предметів 35.5 KB
  Скільки всього тварин Хто стоїть першим Хто стоїть останнім Хто стоїть під номером 1 Хто стоїть під номером 2 Назвіть сусідів їжачка. Хто сусід праворуч білочки Хто сусід ліворуч жирафа Хто є найвищим Хто є найнижчим Хто стоїть посеред тварин Гра Покажи не помились.
57362. Склад числа 3. Прямі й криві лінії. Трикутник 34 KB
  Мета: на основі об’єднання двох груп предметів розглянути склад числа 3; познайомити з кривими лініями трикутником; вдосконалювати навички усної лічби; розвивати логічне мислення.
57363. Число і цифра 4. Написання цифри 4. Порівняння чисел у межах 4 33 KB
  Мета: показати як утворити число 4 шляхом додавання 1 до попереднього числа; ознайомити з цифрою 4 вчити писати цю цифру; розвивати логічне мислення увагу. Утворення числа 4 Проводиться вивчення аналогічно вивченню числа...
57365. Лічба предметів. Повторення складу чисел 3 і 4. Порівняння чисел у межах 4 36.5 KB
  Кожна тваринка перед тим як виступити запропонує нам завдання. Цікаві завдання клоуна Першим виступати буде клоун. Готуючись до виступу клоун поспішав і переплутав всі завдання. Завдання 1 Порахувати зелені кульки у клоуна.
57366. Число і цифра 5. Написання цифри 5. Порівняння чисел у межах 5. Попереднє і наступне число. Порядкова і кількісна лічба 37.5 KB
  Мета: показати утворення числа 5 ознайомити з цифрою 5; вчити писати цифру 5; вдосконалювати навички лічби в межах 5 розвивати вміння порівнювати числа в межах 5; розвивати логічне мислення увагу спостережливість.
57367. Порівняння чисел у межах 5. Попереднє і наступне числа. Склад числа 5. Монета 5 к. Написання цифр 34.5 KB
  Мета: продовжувати роботу над формуванням вміння порівнювати числа; закріплювати знання попереднього й наступного чисел вміння їх визначати; ознайомити з новою монетою 5 к. Порахувати числа від 1 до 5.