865

Полномочия Верховной Рады Украины

Научная статья

Политология и государственное регулирование

Назначение очередных и внеочередных выборов в органов местного самоуправления. Предоставление согласия на назначение Президентом Украины на должность Генерального прокурора Украины; высказывание недоверия Генеральному прокурору Украины, которая имеет следствием его отставку из должности.

Русский

2013-01-06

37 KB

14 чел.

Полномочия Верховной Рады Украины

Конституция закрепляет широкие полномочия Верховной Рады Украины, которые определяют ее место и роль в государстве. Эти полномочия за сущностью и назначением можно поделить на несколько групп. К важнейшими полномочиям относится: внесения изменений в Конституцию Украины; принятие законов; определение основ политики государства и программ общественного развития; взаимоотношений Верховной Рады и Президента Украины; формирование других государственных органов; организации административно-территориального устройства нашей страны; осуществление внешних функций государства, а также бюджетные и контрольные полномочия.

Верховная Рада может рассматривать вопрос о соответствии Кабинета Министров Украины и принять резолюцию недоверия, которое определяет его отставку. Вопрос об ответственности Кабинета Министров может быть рассмотрен по предложению не менее чем 150 народных депутатов Украины (одной трети от конституционного состава Верховной Рады). Резолюция недоверия Кабинета Министров Украины считается принятой, если за нее проголосовало не менее чем 226 народных депутатов, то есть большинство от конституционного состава Верховной Рады.

С целью обеспечения определенной стабильности в работе Кабинета Министров возможности Верховной Рады относительно рассмотрения вопроса про его ответственность ограничиваются. Конституция запрещает рассматривать этот вопрос большее однажды на протяжении одной очередной сессии, а также на протяжении года после одобрения Программы деятельности Кабинета Министров. Эти правила являются, в сущности, одним из проявлений принципа деления власти. Ведь в них наравне с закреплением определенной формы контроля одной ветви власти над другой (полномочие Верховной Рады Украины рассматривать вопрос об ответственности Кабинета Министров) гарантированы ограничения влияния одной ветви власти на другую (установление определенных условий, за которые этот вопрос может рассматриваться).

К полномочиям Верховной Рады Украины относится:

1) внесение изменений в Конституцию Украины в границах и порядке, предусмотренных разделом ХІІІ этой Конституции;

2) назначение всеукраинского референдума по вопросам, определенных статьей 73 Конституции Украины;

3) принятие законов;

4) утверждение Государственного бюджета Украины и внесения изменений в него; контроль за выполнением Государственного бюджета Украины, принятие решения относительно отчета про его выполнение;

5) определение основ внутренней и внешней политики;

6)утверждение общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального, национально-культурного развития, охраны окружающей среды;

7) назначение выборов Президента Украины в сроки, предусмотренные этой Конституцией;

8) заслушивание ежегодных и внеочередных посланий Президента Украины про внутреннее и внешнее положение Украины;

9) объявление по представлению Президента Украины состояния войны и заключение мира, одобрение решения Президента Украины об использовании Вооруженных Сил Украины и других воинских формирований в случае вооруженной агрессии против Украины;

10) устранение Президента Украины с поста в порядке особой процедуры (импичмента), установленному статьей 111 Конституции Украины;

11) рассмотрение и принятие решения относительно одобрения Программы деятельности Кабинета Министров Украины;

12) предоставление согласия на назначение Президентом Украины Премьер-министра Украины;

13) осуществление контроля за деятельностью Кабинета Министров Украины соответственно этой Конституции;

14) утверждение решений о предоставлении Украиной займов и экономической помощи иностранным государствам и международным организациям, а также о получении Украиной от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций займов, не предусмотренных Государственным бюджетом Украины, осуществление контроля за их использованием;

15) назначение или избрание на должности, увольнение с должности, предоставление согласия на назначение и увольнение из должностей лиц в случаях, предусмотренных этой Конституцией;

16) назначение на должности и увольнение с должности Председателя и других членов Счетной палаты;

17) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного Верховной Рады Украины из прав человека; заслушивание его ежегодных докладов о состоянии соблюдения и защиты прав и свобод человека в Украине;

18) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Национального банка Украины по представлению Президента Украины;

19) назначение и увольнение половины состава Совета Национального банка Украины;

20) назначение половины состава Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещание;

21) назначение на посада и прекращение полномочий членов Центральной избирательной комиссии по представлению Президента Украины;

22) утверждение общей структуры, численности, определение функций Вооруженных Сил Украины, Службы безопасности Украины, других образованных соответственно законам Украины воинских формирований, а также Министерства внутренних дел Украины;

23) одобрение решения о предоставлении воинской помощи другим государствам, о направлении подразделов Вооруженных Сил Украины к другому государству ли о допуске подразделов вооруженных сил других государств на территорию Украины;

24) предоставление согласия на назначение на должности и увольнение из должностей Президентом Украины Головы Антимонопольного комитета Украины, Председателя Фонда государственного имущества Украины, Головы Государственного комитета телевидения и радиовещание Украины;

25) предоставление согласия на назначение Президентом Украины на должность Генерального прокурора Украины; высказывание недоверия Генеральному прокурору Украины, которая имеет следствием его отставку из должности;

26) назначение трети состава Конституционного Суда Украины;

27) избрание судий бессрочно;

28) досрочное прекращение полномочий Верховной Рады Автономной Республики Крым при наличии вывода Конституционного Суда Украины о нарушении ею Конституции Украины или законов Украины; назначение внеочередных выборов в Верховной Рады Автономно Республики Крым;

29) образование и ликвидация районов, установление и изменение границ районов и мост, отнесение населенных пунктов к категории городов, наименование и переименование населенных пунктов и районов;

30) назначение очередных и внеочередных выборов в органов местного самоуправления;

31) утверждение на протяжении двух дней из момента обращения Президента Украины указов о введении военного или чрезвычайного состояния в Украине или в отдельных его местностях, про общую или частичную мобилизацию, об объявлении отдельных местностей зонами на обычной экологической ситуации;

32) предоставление в установленный законом срок согласия на обязательность международных договоров Украины и денонсация международных договоров Украины;

33) осуществление парламентского контроля в границах, определенных этой Конституцией;

34) принятие решения о направлении запроса к Президенту Украины на требование народного депутата Украины, группы народных депутатов или комитета Верховной Рады Украины, предварительно поддержанную не менее чем одной третью от конституционного состава Верховной Рады Украины;

35) назначение на посада и освобождение от должности руководителя аппарата Верховной Рады Украины; утверждение сметы Верховной Рады Украины и структуры ее аппарата;

36) утверждение перечня объектов права государственной собственности, что не подлежат приватизации; определение правовых основ изъятия объектов права частной собственности.

Верховная Рада Украины осуществляет другие полномочия, которые соответственно Конституции Украины отнесенные к ее ведению.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65165. ЯРЛЫКИ ХАНОВ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА И КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ПРАВА 115 KB
  При исследовании и анализе правовых документов прошлого юридических памятников необходимо учитывать особенности которые отличают их от работы с современными источниками права. Во-первых необходимо очень осторожно применять к ним критерии разработанные специалистами...
65166. Сообщения о монгольском нашествии на Русь в некоторых зарубежных источниках: к вопросу о преобладании стереотипов и мифов над фактами 85.5 KB
  Данное сочинение представляет собой отчет о поездке его в качестве папского посланника к монгольскому хану в 1245-1247 гг. Эта мысль подтверждается и сообщением южнорусской Ипатьевской летописи о гибели Юрия Всеволодовича наиболее близким по содержанию к Истории Фомы Сплитского...
65167. «Вторая империя» монголов: притязания и действительность 144.5 KB
  В настоящей работе мы намерены проанализировать статус второй империи Чингизидов и выяснить насколько формальный статус соответствовал политической реальности. Полагаем что первые шаги к восстановлению империи были сделаны именно на рубеже XIII-XIV вв.
65168. К вопросу о переходе власти в государствах Чингизидов. Золотая Орда в 1358-1362 гг.: династический кризис и феномен самозванства 153 KB
  Также мы попытаемся разобраться с проблемой самозванства ряда претендентов на трон в этот период кажется единственный беспрецедентный период в истории Золотой Орды когда к власти приходили правители с сомнительным происхождением.
65169. Мамай летописный и Мамай исторический (попытка развенчания стереотипов) 214 KB
  Личность Мамая выдающегося правителя Золотой Орды Улуса Джучи второй половины XIV в. Безусловно такая задача была бы практически нерешаемой если бы в нашем распоряжении были только упомянутые нарративные источники с негативной оценкой деятельности Мамая и собственные логические умозаключения.
65170. «Закон», «обычай», «традиция» средневековых монголов в «Книге о тартарах» 81 KB
  Книга о тартарах Иоанна де Плано Карпини имеет большую ценность для исследователей права средневековых монголов поскольку в ней представлен взгляд европейского современника который к тому же побывал в Монгольской империи в эпоху преобразований.
65171. Золотоордынские ярлыки Русской Церкви как пример правоотношений светской и духовной власти на государственном и надгосударственном уровне 50 KB
  Ярлыки русской церкви представляют собой в общемто весьма распространенный тип ярлыков выдававшихся и в Монгольской империи и в ее отдельных улусах. Надо полагать что выдача ярлыков русской церкви осуществлялась всеми золотоордынскими ханами начиная с самых первых за исключением...
65172. К вопросу о судебной реформе крымского хана Мурад-Гирея (по сведениям «Семи планет» Сейида Мухаммеда Ризы) 29 KB
  Дальнейшая политика Мурад Гирея свидетельствовала о его лояльности: он постоянно являлся в Стамбул активно участвовал в войнах империи. На наш взгляд действия Мурад Гирея являлись популистской акцией попыткой укрепления собственного имиджа в глазах подданных.
65173. ОБРАЗ МАМАЯ В РУССКОМ ЛЕТОПИСАНИИ КАК СРЕДСТВО ДЕЛЕГИТИМИЗАЦИИ ВЛАСТИ ОРДЫНСКОГО ХАНА 132 KB
  В отечественной историографии правитель Золотой Орды Мамай удостоился самых отрицательных отзывов какими только характеризовались враги России. Эти характеристики могут быть отнесены к проводимой им в отношении Руси политики но некоторые источники...