8650

Культура и цивилизация. Цивилизация: понятие и типы. Современная цивилизация

Контрольная

Логика и философия

Культура и цивилизация. Понятие культуры. Структура и функции культуры. Соотношение национального и общечеловеческого в культуре. Традиции и новаторство в культуре. Цивилизация: понятие и типы. Современная цивилизация...

Русский

2015-01-19

53 KB

5 чел.

Культура и цивилизация.

  1.  Понятие культуры.
  2.  Структура и функции культуры.
  3.  Соотношение национального и общечеловеческого в культуре.
  4.  Традиции и новаторство в культуре.
  5.  Цивилизация: понятие и типы. Современная цивилизация.

  1.  Понятие культуры.

Культура первоначально означала возделывание – это специальный способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представляемой в продуктах материального и духовного труда в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупном отношении людей к природе, между собой и к самим себе.

Культура подразделяется на материальную и духовную. Материальная культура – это средства производства, предметы труда, здания и сооружения, произведение искусства, предметы повседневного обихода.

Духовная культура – это наука и степень внедрения ее достижения, уровень образования населения, состояние просвещения, медицинское обслуживание, искусство, нравственные нормы поведения, убеждения и ценности, законы и традиции, обычаи, язык.

Далеко не все материальные и духовные продукты человеческого труда становятся частью культуры, а только те, которые приняты членами общества, закреплены и укоренены в сознании людей с помощью знаковой системы. Усвоенные таким образом продукты культуры могут быть переданы последующим поколениям как нечто ценное, почитаемое – это называется культурным наследием.

Культура воплощается в практической деятельности людей – производственной, бытовой, поэтической, художественной, научной и т.д. Поэтому культурное содержание можно выделить в сфере любой целенаправленной деятельности человека. Понятие культуры можно употребить для характеристики исторических эпох античная, средневековая, разных этнических общностей, специальных сфер жизнедеятельности.

  1.  Структура и функции культуры.

Культура имеет сложное строение и включает в себя:

  1.  устойчивые элементы или культурные универсалии, к которым относятся: родовые, общечеловеческие формы общественной жизни, в том числе производство, домашний труд, игра, обучение, общественный порядок и управление, образование и воспитание, духовная жизнь,   досуг, мораль, искусство. Существуют также элементарные культурные универсалии, такие как уход за телом, воспитание детей, приготовление пищи, уборка жилища, погребение умерших и т.д.
  2.  Преходящие элементы, которые возникают и исчезают в конкретных исторических условиях, что выражается в существовании исторических типов культуры. Тип культуры характеризуется особыми способами жизнедеятельности общества. Он не отделим от социально – психической почвы, менталитета населения. Присущий конкретному историческому типу культуры образ жизни поддерживает преемственность традиций и изменение в культуре.

Внутреннее строение культуры обусловлено особенностями ее функционирования. Бытие культуры обеспечивается специальной деятельностью субъекта культуры, который создает особую культурную предметность и в ней воплощается опыт человечества. Поэтому в структуре выделяют следующие компоненты:

  1.  субъект культуры;
  2.  человеческая деятельность;
  3.  культурная предметность;
  4.  формы и способы коммуникаций между людьми.

Функции культуры:

  1.  познавательная (информационная);
  2.  человеческая или функция социализации;
  3.  селективная, она отбирает лучшие образцы общественного опыта и закрепляет в знаковых системах;
  4.  адаптационная,  способствует адаптацииобщества к переменам;
  5.  негэнтропийная,  состоит в сохранении общества как качественно своеобразного феномена, противостоит разрушающим тенденциям;
  6.  гедоническая, удовлетворяет чувства прекрасного.

Виды культур.

Поскольку субъектом культуры является индивид или социальная группа различают многообразные формы групповой, индивидуальной культуры.Под групповой понимается национальная, поселенческая, а также культура класса профессиональной группы. Под влиянием конкретных исторических условий групповая культура видоизменяется, возникают новые формы культуры в современном обществе – массовая и элитарная.

Элитарная культура выступает как поиск и утверждение личностного начала, она сложна, имеет новаторский характер и непонятна для большинства населения.

   Возникновение массовой культуры связано со СМИ, они транслируют ее не все общество, в ней есть как негативные, так и положительные элементы, т.к. она использует народные традиции.

Для массовой культуры характерны:

  1.  ориентация на стереотипы восприятия;
  2.  повторение и простота;
  3.  житейский характер идеалов;
  4.  упрощенный язык.

Крайним выражением массовой культуры является китч – примитивная псевдокультурная продукция.

  1.  Соотношение национального и общечеловеческого в культуре.

Культура – это универсальный способ жизнедеятельности человека, и в той или иной мере каждый этнос обладает своей культурой. В мире своей культуры народ достигает самоопределения и самосознания и этим самым отличается от других. Но поскольку на становление человека оказали влияние религиозно – нравственные представления, то через них можно проследить общее в культурах разных народов. Основные религии мира: буддизм, христианство и ислам образовали духовное пространство, в рамках которого сформировались фундаментальные культурные доминаты, определяющие быт, образ жизни, психические черты миллионов людей. Но и в этих рамках каждый народ сохранил какие-то отличия от других. Каждый народ по-своему живет, у него есть свой душевный склад и духовно – творческий потенциал.

  1.  Традиции и новаторство в культуре.

Важнейшим интегральным механизмом культуры, который обеспечивает ее сохранение является традиция – это механизм воспроизводства и передачи другим поколениям определенных культурных норм, ценностей, способовповедения, которые люди принимают в силу их прошлой полезности. Понятие традиции включает в себя такие проявления культуры, как культурное ядро, эндогенность, самобытность, специфика, культурное наследие и культурная динамика.

Культурное ядро – это система важнейших принципов, которые выражаются на протяжении веков и гарантируют ее стабильность.

Эндогенность означает, что сущность культуры, ее системное единство связаны исторической средой и внутренними признаками.

Самобытность – это своеобразие, уникальность.

Специфика – это наличие свойств, присущих культуре, как особому явлению общественной жизни.

Культурное наследие – это совокупность ценностей, созданных предшествующим поколением и включенных в социо- культурный процесс конкретного общества. Все это ставит традицию в один из движущих принципов истории. В целом культура развивается как диалог. История сохраняет уникальные феномены культуры, дает им новую жизнь, открывает новый смысл, но иногда то, что досталось нам в наследство, вступает в противоречие с новыми условиями жизни, и, тогда происходит адаптация культурных ценностей – это называется новаторством.

Новаторство – это форма развития культуры, ее адаптация к новым моделям бытия, т.к. культура не способна развиваться по одному и тому же сценарию. Она постоянно изменяется, формирует свой творческий потенциал, который является носителем нового.

  1.  Цивилизация: понятие и типы. Современная цивилизация.

Цивилизация – это организация общественной жизни и культуры в целях воспроизводства общественного богатства, подчиненная жесткому биологическому ритму:

  1.  рождение и детство (становление цивилизации);
  2.  молодость и зрелость (ее расцвет);
  3.  старость и «закат» (угасание цивилизации).

В цивилизации принято выделять четыре подсистемы:

  1.  биосоциальную (воспроизводство населения, здоровье, одежда и т.д.);
  2.  экономическую;
  3.  политическую;
  4.  культурную.

В современной истории и философии существуют два подхода к изучению и объяснению исторического процесса: формационный и цивилизационный.

Для формационного подхода  характерны:

  1.  убеждение в существовании объективных законов развития общества, которые можно открыть и на их основе преобразовать общественную жизнь;
  2.  экономика является базисом формации, материальному производству принадлежат решающая роль в развитии общества;
  3.  общество развивается прогрессивно, критерием прогресса является уровень развития производительных сил, совершенствование производственных отношений;
  4.  неизбежность смены одной общественно – экономической формации на другую.

Сторонники цивилизационного подхода исходят из того, что:

  1.  человек является единственным творцом истории;
  2.  ценностные установки и мировоззрение играют в развитии общества не меньшую, а иногда и большую роль, чем материальные факторы;
  3.  каждая цивилизация самобытна и вносит свой вклад в исторический процесс.

Цивилизационный подход предполагает широкое использование сравнения истории цивилизации, что дает возможность определить ценность изучаемого общества, его место в мировой истории и культуре.

  Выделяются четыре группы факторов, обусловивших своеобразие российской цивилизации:

  1.  природно – климатические;
  2.  геополитические;
  3.  конфессиональный;
  4.  фактор социальной организации.

  Таким образом, в процессе исторического развития России менялись формы, а не суть, которая вновь воссоздалась, обеспечивая жизнеспособность российского общества.

Контрольные вопросы:

  1.  Какова эволюция содержания понятия культуры в истории философии?
  2.  В чем специфика философского анализа  культуры?
  3.  Каковы наиболее известные определения культуры?
  4.  В чем смысл деятельностного подхода к определению культуры?
  5.  Каковы основные закономерности культуры?
  6.  В чем заключаются основные функции культуры?
  7.  Какие существуют подходы к изучению цивилизации?
  8.  Какова специфика цивилизации Востока и Запада?
  9.  В чем состоят особенности российской цивилизации?

Темы докладов и рефератов:

  1.  Философия культуры.
  2.  Нравственная культура и ее роль в современном обществе.
  3.  Материальная и духовная культура.
  4.  Традиции и современность.
  5.  Закономерности развития культуры.
  6.  Элитарная и массовая культура.
  7.  Традиционная и современная цивилизация.
  8.  Основные черты техногенной цивилизации.

Литература:

  1.  Кириллов В.И. Основные проблемы философии. Часть 2. М.: Юристъ, 1997.
  2.  Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.
  3.  Россия и Запад: взаимодействие культур. (Материалы круглого стола).// Вопросы философии №6, 1992.
  4.  Швейцер А.А. Культура и этика. М., 1973.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82207. Я є рушниця, радістю набита, якою вистрілю на честь життя 160.5 KB
  До 100-річчя з дня народження БогданаІгоря Антонича Мета: ознайомити учнів з творчістю поета його світобаченням поповнити знання школярів позапрограмовими творами автора розвивати і удосконалювати навички виразного читання виховувати естетичні смаки...
82208. Бабусине свято 8.95 MB
  Прищеплювати почуття любові і поваги до старших членів сім’ї виховувати почуття обов’язку і турботи про бабусів. Наші бабусі рідненькі Для вас готували це свято. Любі добрі бабусі Ми ваші внучата. Чи є в світі краща і рідніша людина Звичайно що ні Скільки пережили наші бабусі скільки недоспали ночей голублячи онучат.
82209. Технології вдосконалення техніки читання. Швидке читання – запорука успішного навчання 58 KB
  Мета: Ознайомити батьків з нормами читання у початковій школі згідно програми. Викликати інтерес у батьків з питань виховання любові до читання художньої літератури дітьми та сімейного читання.
82211. Художнє втілення ідеї гуманізму в романі Ч.Діккенса «Пригоди Олівера Твіста». Соціальна дієвість творчості Ч.Діккенса 38.03 KB
  Діккенс чи не вперше в англійській літературі позбавив злочинний світ будь-якої романтики. Але автор Пригод Олівера Твіста вперто захищав своє право зображувати злодіїв у всій їх потворності такими якими вони були насправді: І тому я не приховав жодної дірки в сюртуку Пронози жодної папільйотки у скуйовдженому волоссі Ненсі.
82213. СТЕЖКАМИ КАЗОК 35.5 KB
  Таку вікторину в своєму закладі ми традиційно проводимо в ході тижня дитячої книги, який припадає на кінець березня. Класоводи 3–4 класів напередодні одержують завдання сприяти формуванню команди гравців чисельністю 5–6 учнів (від одного класу) та придумати назву команди.
82214. Вклонімося хлібу – він святий 71.5 KB
  Виріс у полі на добрій землі Місце найкраще знайшов на столі Що це Учні відповідають: Хліб Слайд Ведуча: Хліб –- найдорогоцінніший витвір людського розуму людських рук людської праці Ведуча: Хліб – усьому голова. Але до хліба не можна ставитися побуденному. В чому ж ця сила і велич хліба ми спробуємо...