8650

Культура и цивилизация. Цивилизация: понятие и типы. Современная цивилизация

Контрольная

Логика и философия

Культура и цивилизация. Понятие культуры. Структура и функции культуры. Соотношение национального и общечеловеческого в культуре. Традиции и новаторство в культуре. Цивилизация: понятие и типы. Современная цивилизация...

Русский

2015-01-19

53 KB

5 чел.

Культура и цивилизация.

  1.  Понятие культуры.
  2.  Структура и функции культуры.
  3.  Соотношение национального и общечеловеческого в культуре.
  4.  Традиции и новаторство в культуре.
  5.  Цивилизация: понятие и типы. Современная цивилизация.

  1.  Понятие культуры.

Культура первоначально означала возделывание – это специальный способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представляемой в продуктах материального и духовного труда в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупном отношении людей к природе, между собой и к самим себе.

Культура подразделяется на материальную и духовную. Материальная культура – это средства производства, предметы труда, здания и сооружения, произведение искусства, предметы повседневного обихода.

Духовная культура – это наука и степень внедрения ее достижения, уровень образования населения, состояние просвещения, медицинское обслуживание, искусство, нравственные нормы поведения, убеждения и ценности, законы и традиции, обычаи, язык.

Далеко не все материальные и духовные продукты человеческого труда становятся частью культуры, а только те, которые приняты членами общества, закреплены и укоренены в сознании людей с помощью знаковой системы. Усвоенные таким образом продукты культуры могут быть переданы последующим поколениям как нечто ценное, почитаемое – это называется культурным наследием.

Культура воплощается в практической деятельности людей – производственной, бытовой, поэтической, художественной, научной и т.д. Поэтому культурное содержание можно выделить в сфере любой целенаправленной деятельности человека. Понятие культуры можно употребить для характеристики исторических эпох античная, средневековая, разных этнических общностей, специальных сфер жизнедеятельности.

  1.  Структура и функции культуры.

Культура имеет сложное строение и включает в себя:

  1.  устойчивые элементы или культурные универсалии, к которым относятся: родовые, общечеловеческие формы общественной жизни, в том числе производство, домашний труд, игра, обучение, общественный порядок и управление, образование и воспитание, духовная жизнь,   досуг, мораль, искусство. Существуют также элементарные культурные универсалии, такие как уход за телом, воспитание детей, приготовление пищи, уборка жилища, погребение умерших и т.д.
  2.  Преходящие элементы, которые возникают и исчезают в конкретных исторических условиях, что выражается в существовании исторических типов культуры. Тип культуры характеризуется особыми способами жизнедеятельности общества. Он не отделим от социально – психической почвы, менталитета населения. Присущий конкретному историческому типу культуры образ жизни поддерживает преемственность традиций и изменение в культуре.

Внутреннее строение культуры обусловлено особенностями ее функционирования. Бытие культуры обеспечивается специальной деятельностью субъекта культуры, который создает особую культурную предметность и в ней воплощается опыт человечества. Поэтому в структуре выделяют следующие компоненты:

  1.  субъект культуры;
  2.  человеческая деятельность;
  3.  культурная предметность;
  4.  формы и способы коммуникаций между людьми.

Функции культуры:

  1.  познавательная (информационная);
  2.  человеческая или функция социализации;
  3.  селективная, она отбирает лучшие образцы общественного опыта и закрепляет в знаковых системах;
  4.  адаптационная,  способствует адаптацииобщества к переменам;
  5.  негэнтропийная,  состоит в сохранении общества как качественно своеобразного феномена, противостоит разрушающим тенденциям;
  6.  гедоническая, удовлетворяет чувства прекрасного.

Виды культур.

Поскольку субъектом культуры является индивид или социальная группа различают многообразные формы групповой, индивидуальной культуры.Под групповой понимается национальная, поселенческая, а также культура класса профессиональной группы. Под влиянием конкретных исторических условий групповая культура видоизменяется, возникают новые формы культуры в современном обществе – массовая и элитарная.

Элитарная культура выступает как поиск и утверждение личностного начала, она сложна, имеет новаторский характер и непонятна для большинства населения.

   Возникновение массовой культуры связано со СМИ, они транслируют ее не все общество, в ней есть как негативные, так и положительные элементы, т.к. она использует народные традиции.

Для массовой культуры характерны:

  1.  ориентация на стереотипы восприятия;
  2.  повторение и простота;
  3.  житейский характер идеалов;
  4.  упрощенный язык.

Крайним выражением массовой культуры является китч – примитивная псевдокультурная продукция.

  1.  Соотношение национального и общечеловеческого в культуре.

Культура – это универсальный способ жизнедеятельности человека, и в той или иной мере каждый этнос обладает своей культурой. В мире своей культуры народ достигает самоопределения и самосознания и этим самым отличается от других. Но поскольку на становление человека оказали влияние религиозно – нравственные представления, то через них можно проследить общее в культурах разных народов. Основные религии мира: буддизм, христианство и ислам образовали духовное пространство, в рамках которого сформировались фундаментальные культурные доминаты, определяющие быт, образ жизни, психические черты миллионов людей. Но и в этих рамках каждый народ сохранил какие-то отличия от других. Каждый народ по-своему живет, у него есть свой душевный склад и духовно – творческий потенциал.

  1.  Традиции и новаторство в культуре.

Важнейшим интегральным механизмом культуры, который обеспечивает ее сохранение является традиция – это механизм воспроизводства и передачи другим поколениям определенных культурных норм, ценностей, способовповедения, которые люди принимают в силу их прошлой полезности. Понятие традиции включает в себя такие проявления культуры, как культурное ядро, эндогенность, самобытность, специфика, культурное наследие и культурная динамика.

Культурное ядро – это система важнейших принципов, которые выражаются на протяжении веков и гарантируют ее стабильность.

Эндогенность означает, что сущность культуры, ее системное единство связаны исторической средой и внутренними признаками.

Самобытность – это своеобразие, уникальность.

Специфика – это наличие свойств, присущих культуре, как особому явлению общественной жизни.

Культурное наследие – это совокупность ценностей, созданных предшествующим поколением и включенных в социо- культурный процесс конкретного общества. Все это ставит традицию в один из движущих принципов истории. В целом культура развивается как диалог. История сохраняет уникальные феномены культуры, дает им новую жизнь, открывает новый смысл, но иногда то, что досталось нам в наследство, вступает в противоречие с новыми условиями жизни, и, тогда происходит адаптация культурных ценностей – это называется новаторством.

Новаторство – это форма развития культуры, ее адаптация к новым моделям бытия, т.к. культура не способна развиваться по одному и тому же сценарию. Она постоянно изменяется, формирует свой творческий потенциал, который является носителем нового.

  1.  Цивилизация: понятие и типы. Современная цивилизация.

Цивилизация – это организация общественной жизни и культуры в целях воспроизводства общественного богатства, подчиненная жесткому биологическому ритму:

  1.  рождение и детство (становление цивилизации);
  2.  молодость и зрелость (ее расцвет);
  3.  старость и «закат» (угасание цивилизации).

В цивилизации принято выделять четыре подсистемы:

  1.  биосоциальную (воспроизводство населения, здоровье, одежда и т.д.);
  2.  экономическую;
  3.  политическую;
  4.  культурную.

В современной истории и философии существуют два подхода к изучению и объяснению исторического процесса: формационный и цивилизационный.

Для формационного подхода  характерны:

  1.  убеждение в существовании объективных законов развития общества, которые можно открыть и на их основе преобразовать общественную жизнь;
  2.  экономика является базисом формации, материальному производству принадлежат решающая роль в развитии общества;
  3.  общество развивается прогрессивно, критерием прогресса является уровень развития производительных сил, совершенствование производственных отношений;
  4.  неизбежность смены одной общественно – экономической формации на другую.

Сторонники цивилизационного подхода исходят из того, что:

  1.  человек является единственным творцом истории;
  2.  ценностные установки и мировоззрение играют в развитии общества не меньшую, а иногда и большую роль, чем материальные факторы;
  3.  каждая цивилизация самобытна и вносит свой вклад в исторический процесс.

Цивилизационный подход предполагает широкое использование сравнения истории цивилизации, что дает возможность определить ценность изучаемого общества, его место в мировой истории и культуре.

  Выделяются четыре группы факторов, обусловивших своеобразие российской цивилизации:

  1.  природно – климатические;
  2.  геополитические;
  3.  конфессиональный;
  4.  фактор социальной организации.

  Таким образом, в процессе исторического развития России менялись формы, а не суть, которая вновь воссоздалась, обеспечивая жизнеспособность российского общества.

Контрольные вопросы:

  1.  Какова эволюция содержания понятия культуры в истории философии?
  2.  В чем специфика философского анализа  культуры?
  3.  Каковы наиболее известные определения культуры?
  4.  В чем смысл деятельностного подхода к определению культуры?
  5.  Каковы основные закономерности культуры?
  6.  В чем заключаются основные функции культуры?
  7.  Какие существуют подходы к изучению цивилизации?
  8.  Какова специфика цивилизации Востока и Запада?
  9.  В чем состоят особенности российской цивилизации?

Темы докладов и рефератов:

  1.  Философия культуры.
  2.  Нравственная культура и ее роль в современном обществе.
  3.  Материальная и духовная культура.
  4.  Традиции и современность.
  5.  Закономерности развития культуры.
  6.  Элитарная и массовая культура.
  7.  Традиционная и современная цивилизация.
  8.  Основные черты техногенной цивилизации.

Литература:

  1.  Кириллов В.И. Основные проблемы философии. Часть 2. М.: Юристъ, 1997.
  2.  Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.
  3.  Россия и Запад: взаимодействие культур. (Материалы круглого стола).// Вопросы философии №6, 1992.
  4.  Швейцер А.А. Культура и этика. М., 1973.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24181. Причины феодальной раздробленности Древнерусского государства 42.71 KB
  Причины феодальной раздробленности Древнерусского государства Для возникновения феодальной раздробленности были экономические социальные и этнические причины. Появление изгоев и закупов свидетельствует о наличии расслоения в старой свободной общине и создании категорий крестьян вынужденных вступать в поземельную зависимость не от государства а от частных господ. На этом более высоком уровне феодализации политическая раздробленность Древнерусского государства была закономерной и вела к укреплению его функций в интересах отдельных земель...
24182. Положительные и отрицательные последствия феодальной раздробленности 17.63 KB
  Положительные: 1 трудности жизни на юге заставляли людей уходить на север и восток страны заселяя и осваивая эти прежде неразвитые окраины древней Руси. Значение периода феодальной раздробленности в русской истории У политической раздробленности как у любого исторического явления есть и положительные и отрицательные стороны: 1. Положительные: исчезла пропасть между центрами и окраинами; последние превратились в самостоятельные княжества которые по уровню хозяйственного социальнополитического и культурного развития превосходили Киевскую...
24183. Сущность социальных отношений 47 KB
  Социальные нормы это средства социальной регуляции поведения индивидов и групп. Социальная роль это социальная функция модель поведения объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных и межличностных отношений. С социальной стратификацией связано понятие социальной мобильности. Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта ценности то есть всего того что создано или модифицировано человеческой деятельностью из одной социальной позиции в другую.
24184. Классификация социальных процессов 50 KB
  В тех случаях когда цели и способы их достижения у индивида или группы не могут удовлетворить индивида компромисса достичь не удается и индивид не приспосабливается к новым условиям окружающей среды. Ассимиляция ссимиляция это процесс взаимного культурного проникновения через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Это всегда двухсторонний процесс в котором каждая группа имеет возможности для проникновения своей культуры в другие группы пропорционально своему размеру престижу и другим...
24185. Применение имитационного моделирования 47.5 KB
  Имитационное моделирование это частный случай математического моделирования. Применение имитационного моделирования К имитационному моделированию прибегают когда: дорого или невозможно экспериментировать на реальном объекте; невозможно построить аналитическую модель: в системе есть время причинные связи последствие нелинейности стохастические случайные переменные; необходимо сымитировать поведение системы во времени. Цель имитационного моделирования состоит в воспроизведении поведения исследуемой системы на основе результатов...
24186. АЛЛЕРГИЯ 276 KB
  В поддержании аллергического иммунного ответа важны долговременные клетки памяти в т. Схема 1 Классификация аллергических реакций: Влмфзависимые Активные Немедленная по ДжеллКумбсу гуморальные и анафилаксия 1й тип реагины Тлмфзависимые Пассивные Отсроченная 5 ч 2й цитолиз клеточные АТ и клетки Замедленная дни 3й имм. Неклеточные структуры тканей коллагена миелина базальной мембраны почек вовлекаются соседние клетки вторично. Медиаторы: гаммаинтерферон...
24187. ПАТОЛОГИЯ ВОДНО-СОЛЕВОГО ОБМЕНА 289.5 KB
  Эфферентная часть: основной механизм регуляция почек диуреза: а Вегетативная нервная симпатическая адреналин чревный нерв снижение диуреза; б Гипоталамогипофизарная регуляция: супраоптические и паравентрикулярные ядра АДГ задний гипофиз почечные канальцы гиалуронидаза активация реабсорбции тоже снижение диуреза; в передний гипофиз АКТГ надпочечники альдостерон почечные канальцы сукцинатдегидрогеназа усиление реабсорбции Na и пассивно воды г диэнцефальный мозг адреногломерулотропин ...
24188. КИСЛОТНО-ОСНОВНОЕ СОСТОЯНИЕ 70 KB
  Начальные сдвиги и компенсаторные реакции при нарушениях КОС Нарушения КОС Сдвиг КОС Компенсация Дыхательные Ацидоз рН  рСО2 НСО3 Алкалоз рН рСО2 НСО3 Негазовые Ацидоз рН НСО3 рСО2 Алкалоз рН НСО3 рСО2 Схема 1 Работа гемоглобиновой буферной системы Легкие О2 Нв НвО2 СО2  Кровь: венозный_Нв артериальный_НвО2щелочные_продукты  Нв  ...
24189. ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ОБМЕНА БЕЛКА И НК 374 KB
  ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ОБМЕНА БЕЛКА И НК Роль белков в организме незаменимые аминокислоты типы синтеза белка типы патологии белкового обмена типы алиментарной недостаточности периоды голодания и особенности обмена; синдром мальадсорбции; нарушения синтеза белка в клетке; диспротеинозы; амилоидоз формы теории развития стадии; подагра. Пластическая роль белков структурная основа тканей и основа ферментов определяет их главенствующую роль в метаболизме. В отличие от жиров и углеводов полное белковое голодание даже при наличии...