8650

Культура и цивилизация. Цивилизация: понятие и типы. Современная цивилизация

Контрольная

Логика и философия

Культура и цивилизация. Понятие культуры. Структура и функции культуры. Соотношение национального и общечеловеческого в культуре. Традиции и новаторство в культуре. Цивилизация: понятие и типы. Современная цивилизация...

Русский

2015-01-19

53 KB

5 чел.

Культура и цивилизация.

  1.  Понятие культуры.
  2.  Структура и функции культуры.
  3.  Соотношение национального и общечеловеческого в культуре.
  4.  Традиции и новаторство в культуре.
  5.  Цивилизация: понятие и типы. Современная цивилизация.

  1.  Понятие культуры.

Культура первоначально означала возделывание – это специальный способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представляемой в продуктах материального и духовного труда в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупном отношении людей к природе, между собой и к самим себе.

Культура подразделяется на материальную и духовную. Материальная культура – это средства производства, предметы труда, здания и сооружения, произведение искусства, предметы повседневного обихода.

Духовная культура – это наука и степень внедрения ее достижения, уровень образования населения, состояние просвещения, медицинское обслуживание, искусство, нравственные нормы поведения, убеждения и ценности, законы и традиции, обычаи, язык.

Далеко не все материальные и духовные продукты человеческого труда становятся частью культуры, а только те, которые приняты членами общества, закреплены и укоренены в сознании людей с помощью знаковой системы. Усвоенные таким образом продукты культуры могут быть переданы последующим поколениям как нечто ценное, почитаемое – это называется культурным наследием.

Культура воплощается в практической деятельности людей – производственной, бытовой, поэтической, художественной, научной и т.д. Поэтому культурное содержание можно выделить в сфере любой целенаправленной деятельности человека. Понятие культуры можно употребить для характеристики исторических эпох античная, средневековая, разных этнических общностей, специальных сфер жизнедеятельности.

  1.  Структура и функции культуры.

Культура имеет сложное строение и включает в себя:

  1.  устойчивые элементы или культурные универсалии, к которым относятся: родовые, общечеловеческие формы общественной жизни, в том числе производство, домашний труд, игра, обучение, общественный порядок и управление, образование и воспитание, духовная жизнь,   досуг, мораль, искусство. Существуют также элементарные культурные универсалии, такие как уход за телом, воспитание детей, приготовление пищи, уборка жилища, погребение умерших и т.д.
  2.  Преходящие элементы, которые возникают и исчезают в конкретных исторических условиях, что выражается в существовании исторических типов культуры. Тип культуры характеризуется особыми способами жизнедеятельности общества. Он не отделим от социально – психической почвы, менталитета населения. Присущий конкретному историческому типу культуры образ жизни поддерживает преемственность традиций и изменение в культуре.

Внутреннее строение культуры обусловлено особенностями ее функционирования. Бытие культуры обеспечивается специальной деятельностью субъекта культуры, который создает особую культурную предметность и в ней воплощается опыт человечества. Поэтому в структуре выделяют следующие компоненты:

  1.  субъект культуры;
  2.  человеческая деятельность;
  3.  культурная предметность;
  4.  формы и способы коммуникаций между людьми.

Функции культуры:

  1.  познавательная (информационная);
  2.  человеческая или функция социализации;
  3.  селективная, она отбирает лучшие образцы общественного опыта и закрепляет в знаковых системах;
  4.  адаптационная,  способствует адаптацииобщества к переменам;
  5.  негэнтропийная,  состоит в сохранении общества как качественно своеобразного феномена, противостоит разрушающим тенденциям;
  6.  гедоническая, удовлетворяет чувства прекрасного.

Виды культур.

Поскольку субъектом культуры является индивид или социальная группа различают многообразные формы групповой, индивидуальной культуры.Под групповой понимается национальная, поселенческая, а также культура класса профессиональной группы. Под влиянием конкретных исторических условий групповая культура видоизменяется, возникают новые формы культуры в современном обществе – массовая и элитарная.

Элитарная культура выступает как поиск и утверждение личностного начала, она сложна, имеет новаторский характер и непонятна для большинства населения.

   Возникновение массовой культуры связано со СМИ, они транслируют ее не все общество, в ней есть как негативные, так и положительные элементы, т.к. она использует народные традиции.

Для массовой культуры характерны:

  1.  ориентация на стереотипы восприятия;
  2.  повторение и простота;
  3.  житейский характер идеалов;
  4.  упрощенный язык.

Крайним выражением массовой культуры является китч – примитивная псевдокультурная продукция.

  1.  Соотношение национального и общечеловеческого в культуре.

Культура – это универсальный способ жизнедеятельности человека, и в той или иной мере каждый этнос обладает своей культурой. В мире своей культуры народ достигает самоопределения и самосознания и этим самым отличается от других. Но поскольку на становление человека оказали влияние религиозно – нравственные представления, то через них можно проследить общее в культурах разных народов. Основные религии мира: буддизм, христианство и ислам образовали духовное пространство, в рамках которого сформировались фундаментальные культурные доминаты, определяющие быт, образ жизни, психические черты миллионов людей. Но и в этих рамках каждый народ сохранил какие-то отличия от других. Каждый народ по-своему живет, у него есть свой душевный склад и духовно – творческий потенциал.

  1.  Традиции и новаторство в культуре.

Важнейшим интегральным механизмом культуры, который обеспечивает ее сохранение является традиция – это механизм воспроизводства и передачи другим поколениям определенных культурных норм, ценностей, способовповедения, которые люди принимают в силу их прошлой полезности. Понятие традиции включает в себя такие проявления культуры, как культурное ядро, эндогенность, самобытность, специфика, культурное наследие и культурная динамика.

Культурное ядро – это система важнейших принципов, которые выражаются на протяжении веков и гарантируют ее стабильность.

Эндогенность означает, что сущность культуры, ее системное единство связаны исторической средой и внутренними признаками.

Самобытность – это своеобразие, уникальность.

Специфика – это наличие свойств, присущих культуре, как особому явлению общественной жизни.

Культурное наследие – это совокупность ценностей, созданных предшествующим поколением и включенных в социо- культурный процесс конкретного общества. Все это ставит традицию в один из движущих принципов истории. В целом культура развивается как диалог. История сохраняет уникальные феномены культуры, дает им новую жизнь, открывает новый смысл, но иногда то, что досталось нам в наследство, вступает в противоречие с новыми условиями жизни, и, тогда происходит адаптация культурных ценностей – это называется новаторством.

Новаторство – это форма развития культуры, ее адаптация к новым моделям бытия, т.к. культура не способна развиваться по одному и тому же сценарию. Она постоянно изменяется, формирует свой творческий потенциал, который является носителем нового.

  1.  Цивилизация: понятие и типы. Современная цивилизация.

Цивилизация – это организация общественной жизни и культуры в целях воспроизводства общественного богатства, подчиненная жесткому биологическому ритму:

  1.  рождение и детство (становление цивилизации);
  2.  молодость и зрелость (ее расцвет);
  3.  старость и «закат» (угасание цивилизации).

В цивилизации принято выделять четыре подсистемы:

  1.  биосоциальную (воспроизводство населения, здоровье, одежда и т.д.);
  2.  экономическую;
  3.  политическую;
  4.  культурную.

В современной истории и философии существуют два подхода к изучению и объяснению исторического процесса: формационный и цивилизационный.

Для формационного подхода  характерны:

  1.  убеждение в существовании объективных законов развития общества, которые можно открыть и на их основе преобразовать общественную жизнь;
  2.  экономика является базисом формации, материальному производству принадлежат решающая роль в развитии общества;
  3.  общество развивается прогрессивно, критерием прогресса является уровень развития производительных сил, совершенствование производственных отношений;
  4.  неизбежность смены одной общественно – экономической формации на другую.

Сторонники цивилизационного подхода исходят из того, что:

  1.  человек является единственным творцом истории;
  2.  ценностные установки и мировоззрение играют в развитии общества не меньшую, а иногда и большую роль, чем материальные факторы;
  3.  каждая цивилизация самобытна и вносит свой вклад в исторический процесс.

Цивилизационный подход предполагает широкое использование сравнения истории цивилизации, что дает возможность определить ценность изучаемого общества, его место в мировой истории и культуре.

  Выделяются четыре группы факторов, обусловивших своеобразие российской цивилизации:

  1.  природно – климатические;
  2.  геополитические;
  3.  конфессиональный;
  4.  фактор социальной организации.

  Таким образом, в процессе исторического развития России менялись формы, а не суть, которая вновь воссоздалась, обеспечивая жизнеспособность российского общества.

Контрольные вопросы:

  1.  Какова эволюция содержания понятия культуры в истории философии?
  2.  В чем специфика философского анализа  культуры?
  3.  Каковы наиболее известные определения культуры?
  4.  В чем смысл деятельностного подхода к определению культуры?
  5.  Каковы основные закономерности культуры?
  6.  В чем заключаются основные функции культуры?
  7.  Какие существуют подходы к изучению цивилизации?
  8.  Какова специфика цивилизации Востока и Запада?
  9.  В чем состоят особенности российской цивилизации?

Темы докладов и рефератов:

  1.  Философия культуры.
  2.  Нравственная культура и ее роль в современном обществе.
  3.  Материальная и духовная культура.
  4.  Традиции и современность.
  5.  Закономерности развития культуры.
  6.  Элитарная и массовая культура.
  7.  Традиционная и современная цивилизация.
  8.  Основные черты техногенной цивилизации.

Литература:

  1.  Кириллов В.И. Основные проблемы философии. Часть 2. М.: Юристъ, 1997.
  2.  Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.
  3.  Россия и Запад: взаимодействие культур. (Материалы круглого стола).// Вопросы философии №6, 1992.
  4.  Швейцер А.А. Культура и этика. М., 1973.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58540. Сценка «Урок математики» 26.5 KB
  Что никто не сделал Все: Мы не поняли Учитель: Да что тут понимать Каждое частное решение дифференциального уравнения является некоторой функцией одной переменной которой в системе координат соответствует некоторая линия называемая интегральной кривой данного дифференциального уравнения. Понятно Все: с готовностью Ага Учитель: Так теперь вопрос на засыпку: Как возвести число в квадрат Ученица 1 выпаливает: Чтобы возвести число в квадрат...
58541. Читання, запис, порівняння чисел. Одноцифрові та двоцифрові числа. Попереднє і наступне число до даного числа. Додавання і віднімання одиниці 55.5 KB
  Мета: продовжувати ознайомлювати учнів з одноцифровим та двоцифровими числами, їх записом, утворенням і читанням; формувати вміння утворювати числа шляхом додавання одиниці до наступного числа і віднімання одиниці від наступного; формувати вміння правильно називати попереднє та наступне число до даного...
58542. Умножение как действие, заменяющее сложение равных чисел. Знак умножения 93.5 KB
  Сколько цветов растет на 3 клумбах при помощи графической модели решим эту задачу. Сколько было клумб 3 Сколько цветов было на каждой клумбе. Сколько групп по 5 точек получилось 3 Сколько всего точек...
58543. Нахождение неизвестного вычитаемого. Нахождение значений выражений 54 KB
  Цель: совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; развивать логическое мышление и умение сравнивать, воображение. Формировать активность детей на уроке; повышать мотивацию обучения, интерес к математике...
58544. Організація навчання математики у початкових класах 239.5 KB
  Цій роботі відводять більшу частину уроку при цьому інші частини уроку також підпорядковані вивченню нового. Структура згаданого типу уроку може бути така: 1. Завдання до дому; Послідовність структури елементів може бути і іншою але основна частина уроку присвячена вивченню нового матеріалу. Структура цього уроку схожа на структуру уроку закріплення знань.
58545. Закрепление сложения и вычитания связанных с нумерацией чисел прямой угол. Задачи на нахождение третьего неизвестного слагаемого 60.5 KB
  Пропишем цифры 1 и 3 Какие числа можно составить из этих цифр 13 и 31 Сколько десятков в числе 13 один А единиц три сколько всего единиц тринадцать сколько десятков в числе 31 три а единиц одна Сколько всего едиництридцать одна Это чётные или не четные числа не чётные Открываем тетради....
58546. Числа от 20 до 100 79 KB
  Цели урока. Закрепить навык счета в пределах 100, формировать вычислительные навыки, упражняться в решении простых задач, в нахождении периметра геометрических фигур, в решении логических задач; воспитывать чувство взаимопомощи; развивать интерес к математике...
58547. Урок - основная форма организации обучения математики 64 KB
  Поэтому это влияет на построение урока математики и методики его проведения. Специфика уроков математики обуславливается особенностями освоения детьми материала: абстрактный характер материала требует тщательного отбора наглядных средств методов...