8650

Культура и цивилизация. Цивилизация: понятие и типы. Современная цивилизация

Контрольная

Логика и философия

Культура и цивилизация. Понятие культуры. Структура и функции культуры. Соотношение национального и общечеловеческого в культуре. Традиции и новаторство в культуре. Цивилизация: понятие и типы. Современная цивилизация...

Русский

2015-01-19

53 KB

5 чел.

Культура и цивилизация.

  1.  Понятие культуры.
  2.  Структура и функции культуры.
  3.  Соотношение национального и общечеловеческого в культуре.
  4.  Традиции и новаторство в культуре.
  5.  Цивилизация: понятие и типы. Современная цивилизация.

  1.  Понятие культуры.

Культура первоначально означала возделывание – это специальный способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представляемой в продуктах материального и духовного труда в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупном отношении людей к природе, между собой и к самим себе.

Культура подразделяется на материальную и духовную. Материальная культура – это средства производства, предметы труда, здания и сооружения, произведение искусства, предметы повседневного обихода.

Духовная культура – это наука и степень внедрения ее достижения, уровень образования населения, состояние просвещения, медицинское обслуживание, искусство, нравственные нормы поведения, убеждения и ценности, законы и традиции, обычаи, язык.

Далеко не все материальные и духовные продукты человеческого труда становятся частью культуры, а только те, которые приняты членами общества, закреплены и укоренены в сознании людей с помощью знаковой системы. Усвоенные таким образом продукты культуры могут быть переданы последующим поколениям как нечто ценное, почитаемое – это называется культурным наследием.

Культура воплощается в практической деятельности людей – производственной, бытовой, поэтической, художественной, научной и т.д. Поэтому культурное содержание можно выделить в сфере любой целенаправленной деятельности человека. Понятие культуры можно употребить для характеристики исторических эпох античная, средневековая, разных этнических общностей, специальных сфер жизнедеятельности.

  1.  Структура и функции культуры.

Культура имеет сложное строение и включает в себя:

  1.  устойчивые элементы или культурные универсалии, к которым относятся: родовые, общечеловеческие формы общественной жизни, в том числе производство, домашний труд, игра, обучение, общественный порядок и управление, образование и воспитание, духовная жизнь,   досуг, мораль, искусство. Существуют также элементарные культурные универсалии, такие как уход за телом, воспитание детей, приготовление пищи, уборка жилища, погребение умерших и т.д.
  2.  Преходящие элементы, которые возникают и исчезают в конкретных исторических условиях, что выражается в существовании исторических типов культуры. Тип культуры характеризуется особыми способами жизнедеятельности общества. Он не отделим от социально – психической почвы, менталитета населения. Присущий конкретному историческому типу культуры образ жизни поддерживает преемственность традиций и изменение в культуре.

Внутреннее строение культуры обусловлено особенностями ее функционирования. Бытие культуры обеспечивается специальной деятельностью субъекта культуры, который создает особую культурную предметность и в ней воплощается опыт человечества. Поэтому в структуре выделяют следующие компоненты:

  1.  субъект культуры;
  2.  человеческая деятельность;
  3.  культурная предметность;
  4.  формы и способы коммуникаций между людьми.

Функции культуры:

  1.  познавательная (информационная);
  2.  человеческая или функция социализации;
  3.  селективная, она отбирает лучшие образцы общественного опыта и закрепляет в знаковых системах;
  4.  адаптационная,  способствует адаптацииобщества к переменам;
  5.  негэнтропийная,  состоит в сохранении общества как качественно своеобразного феномена, противостоит разрушающим тенденциям;
  6.  гедоническая, удовлетворяет чувства прекрасного.

Виды культур.

Поскольку субъектом культуры является индивид или социальная группа различают многообразные формы групповой, индивидуальной культуры.Под групповой понимается национальная, поселенческая, а также культура класса профессиональной группы. Под влиянием конкретных исторических условий групповая культура видоизменяется, возникают новые формы культуры в современном обществе – массовая и элитарная.

Элитарная культура выступает как поиск и утверждение личностного начала, она сложна, имеет новаторский характер и непонятна для большинства населения.

   Возникновение массовой культуры связано со СМИ, они транслируют ее не все общество, в ней есть как негативные, так и положительные элементы, т.к. она использует народные традиции.

Для массовой культуры характерны:

  1.  ориентация на стереотипы восприятия;
  2.  повторение и простота;
  3.  житейский характер идеалов;
  4.  упрощенный язык.

Крайним выражением массовой культуры является китч – примитивная псевдокультурная продукция.

  1.  Соотношение национального и общечеловеческого в культуре.

Культура – это универсальный способ жизнедеятельности человека, и в той или иной мере каждый этнос обладает своей культурой. В мире своей культуры народ достигает самоопределения и самосознания и этим самым отличается от других. Но поскольку на становление человека оказали влияние религиозно – нравственные представления, то через них можно проследить общее в культурах разных народов. Основные религии мира: буддизм, христианство и ислам образовали духовное пространство, в рамках которого сформировались фундаментальные культурные доминаты, определяющие быт, образ жизни, психические черты миллионов людей. Но и в этих рамках каждый народ сохранил какие-то отличия от других. Каждый народ по-своему живет, у него есть свой душевный склад и духовно – творческий потенциал.

  1.  Традиции и новаторство в культуре.

Важнейшим интегральным механизмом культуры, который обеспечивает ее сохранение является традиция – это механизм воспроизводства и передачи другим поколениям определенных культурных норм, ценностей, способовповедения, которые люди принимают в силу их прошлой полезности. Понятие традиции включает в себя такие проявления культуры, как культурное ядро, эндогенность, самобытность, специфика, культурное наследие и культурная динамика.

Культурное ядро – это система важнейших принципов, которые выражаются на протяжении веков и гарантируют ее стабильность.

Эндогенность означает, что сущность культуры, ее системное единство связаны исторической средой и внутренними признаками.

Самобытность – это своеобразие, уникальность.

Специфика – это наличие свойств, присущих культуре, как особому явлению общественной жизни.

Культурное наследие – это совокупность ценностей, созданных предшествующим поколением и включенных в социо- культурный процесс конкретного общества. Все это ставит традицию в один из движущих принципов истории. В целом культура развивается как диалог. История сохраняет уникальные феномены культуры, дает им новую жизнь, открывает новый смысл, но иногда то, что досталось нам в наследство, вступает в противоречие с новыми условиями жизни, и, тогда происходит адаптация культурных ценностей – это называется новаторством.

Новаторство – это форма развития культуры, ее адаптация к новым моделям бытия, т.к. культура не способна развиваться по одному и тому же сценарию. Она постоянно изменяется, формирует свой творческий потенциал, который является носителем нового.

  1.  Цивилизация: понятие и типы. Современная цивилизация.

Цивилизация – это организация общественной жизни и культуры в целях воспроизводства общественного богатства, подчиненная жесткому биологическому ритму:

  1.  рождение и детство (становление цивилизации);
  2.  молодость и зрелость (ее расцвет);
  3.  старость и «закат» (угасание цивилизации).

В цивилизации принято выделять четыре подсистемы:

  1.  биосоциальную (воспроизводство населения, здоровье, одежда и т.д.);
  2.  экономическую;
  3.  политическую;
  4.  культурную.

В современной истории и философии существуют два подхода к изучению и объяснению исторического процесса: формационный и цивилизационный.

Для формационного подхода  характерны:

  1.  убеждение в существовании объективных законов развития общества, которые можно открыть и на их основе преобразовать общественную жизнь;
  2.  экономика является базисом формации, материальному производству принадлежат решающая роль в развитии общества;
  3.  общество развивается прогрессивно, критерием прогресса является уровень развития производительных сил, совершенствование производственных отношений;
  4.  неизбежность смены одной общественно – экономической формации на другую.

Сторонники цивилизационного подхода исходят из того, что:

  1.  человек является единственным творцом истории;
  2.  ценностные установки и мировоззрение играют в развитии общества не меньшую, а иногда и большую роль, чем материальные факторы;
  3.  каждая цивилизация самобытна и вносит свой вклад в исторический процесс.

Цивилизационный подход предполагает широкое использование сравнения истории цивилизации, что дает возможность определить ценность изучаемого общества, его место в мировой истории и культуре.

  Выделяются четыре группы факторов, обусловивших своеобразие российской цивилизации:

  1.  природно – климатические;
  2.  геополитические;
  3.  конфессиональный;
  4.  фактор социальной организации.

  Таким образом, в процессе исторического развития России менялись формы, а не суть, которая вновь воссоздалась, обеспечивая жизнеспособность российского общества.

Контрольные вопросы:

  1.  Какова эволюция содержания понятия культуры в истории философии?
  2.  В чем специфика философского анализа  культуры?
  3.  Каковы наиболее известные определения культуры?
  4.  В чем смысл деятельностного подхода к определению культуры?
  5.  Каковы основные закономерности культуры?
  6.  В чем заключаются основные функции культуры?
  7.  Какие существуют подходы к изучению цивилизации?
  8.  Какова специфика цивилизации Востока и Запада?
  9.  В чем состоят особенности российской цивилизации?

Темы докладов и рефератов:

  1.  Философия культуры.
  2.  Нравственная культура и ее роль в современном обществе.
  3.  Материальная и духовная культура.
  4.  Традиции и современность.
  5.  Закономерности развития культуры.
  6.  Элитарная и массовая культура.
  7.  Традиционная и современная цивилизация.
  8.  Основные черты техногенной цивилизации.

Литература:

  1.  Кириллов В.И. Основные проблемы философии. Часть 2. М.: Юристъ, 1997.
  2.  Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.
  3.  Россия и Запад: взаимодействие культур. (Материалы круглого стола).// Вопросы философии №6, 1992.
  4.  Швейцер А.А. Культура и этика. М., 1973.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

365. Основы программирования 110 KB
  Описание процесса компиляции и запуска программы. Программа для вычислений над матрицами. Microsoft Visual Studio Express. Стандартная библиотека шаблонов (STL). Создание динамического класса для работы с матрицами.
366. Создание транспортной сети SDH в городе Темиртау. 517.5 KB
  Разработка схемы включения станций в проектируемую сеть SDH города Темиртау. Выбор топологии включения станций проектируемой сети. Возможность интеграции с каналами PDH. Развитие магистральных телекоммуникаций казахстанских операторов связи.
367. Трансформация образа трикстера в современной культуре 843 KB
  Основные характеристики трикстера как мифологического персонажа в архаической традиции. Исходная парадигма образа героя-трикстера: этиологические мифы. Трикстериада и ее взаимоотношения с институтом шаманизма и волшебной сказкой.
368. Смарт-карты известных мировых производителей 139.5 KB
  Основные сведения о смарт-картах. Чтение/запись смарт-карты через параллельный порт. Основные управляющие команды карты. Назначение областей данных. Принципиальная схема источника питания.
369. Решение вопросов теории вероятности на уроках математики 583 KB
  Выделить основные цели и задачи изучения теории вероятностей в курсе школьной математики. Изучение и анализ научной учебно-методической литературы, программ по математике для общеобразовательных учреждений. Наблюдение за деятельностью учащихся, ее анализ.
370. Проектирование усилителя низкой частоты 354.5 KB
  Расчет режима работы транзистора по постоянному и переменному току. Расчет КПД каскада для максимального входного сигнала. Расчет коэффициента гармонических искажений. Расчет элементов цепи смещения.
371. Управление производственной деятельностью станций технического обслуживания 380.5 KB
  Расчет производственной программы по количеству ТО и ТР автомобилей. Выбор метода технологического процесса на объекте проецирования. Выбор режима работы объекта и график работы автомобиля на линии. Выбор метода организации производства ТО и ТР на предприятии.
372. Раздел совместно нажитого имущества супругов 81 KB
  Раздел общего имущества по соглашению сторон. Определение долей при разделе общего имущества супругов. Имущество не подлежащее разделу. Общая собственность на имущество. Судебные дела по принудительному обмену.
373. Мировые религии и их связь с общественными институтами 242.5 KB
  Целью данной работы является раскрытие понятий религии и нравственного воспитания. На основе сформулированных понятий найти и проследить их взаимосвязь на протяжении её исторического развития.