86508

Философско-правовая мысль Средневековья

Курсовая

Логика и философия

Большинство своих теоретических работ Тертуллиан посвятил христианской этике в основе которой по его мнению лежит свобода свобода деятельности человека и необходимость преодоления первородного греха. Они изучали и разрабатывали главные проблемы догматы христианской религии...

Русский

2015-04-08

58.6 KB

22 чел.

2

Философско-правовая мысль Средневековья.

Содержание:

Введение

3

1.

Особенности развития философско-правовой мысли в эпоху Средневековья.

4

2.

Философско-правовые идеи периода патристики (Квинт Тертуллиан, Августин Блаженный).

6

3.

Философско-правовые идеи периода схоластики (Фома Аквинский, Уильям, Оккам).

11

Заключение

19

Список литературы

20

Введение

Освещение темы «Философско-правовая мысль Средневековья» вызывает определённые сложности. Существует взгляд, согласно которому доминирование метафизического ( религиозного) мировоззрения остановило развитие философско-правовой мысли II-XV вв.. Современная история философии наоборот отстаивает позицию, согласно которой вклад теологов - богословов Средневековья в дальнейшее развитие философии права существенный и неотъемлемый от формирования всей системы права как науки. Поэтому идеи выдающихся представителей философско-правовой мысли Средневековья остаётся актуальной проблемой.

Анализ последних исследований и публикаций показывает, что проблема становления и развития философско-правовых идей Средневековья представлена ​​в трудах А.Я. Гуревича , А.Г. Данильяна , К.К. Жоля , Г.И. Иконников , В.П. Ляшенко , Е.Н. Мануйлова , А.Н. Мироненко , В.С. Нерсесянца , Н.С. Прозоров и др. .

Цель реферата заключается в исследовании генезиса становления и развития философско-правовой мысли Средневековья.

Для решения цели реферата необходимо решение следующих задач:

1) Рассмотреть особенности развития философско-правовой мысли в эпоху Средневековья.

2) проанализировать философско-правовые идеи периода патристики (Квинт Тертуллиан, Августин Блаженный).

3) конкретизировать философско-правовые идеи периода схоластики (Фома Аквинский, Уильям, Оккам).

1. Особенности развития философскоко-правовой мысли в эпоху Средневековья.

При рассмотрении особенности развития философскоко-правовой мысли в эпоху Средневековья  следует отметить, что развитие философии права происходило на европейском континенте с II и к ХIV-XV ст. в пределах средневековой философии. Главным отличием философии того времени был теоцентризм, согласно которому главной причиной всего сущего, высшей реальностью и предметом философской рефлексии есть Бог.

К другим особенностям развития средневековой философии принадлежали креационизм - понимание мира как результата Божьего творения; эсхатология - религиозное учение об ожидаемом конец света; провиденциализм - религиозно - философское понимание причин общественных событий как проявления воли Бога , а их смысла - как заранее определённого намерения Бога теодицея - религиозно - философское учение, доводы, что существование зла в мире не отрицает представлений о Боге как абсолютное добро; личностность – религиозно-философская позиция, согласно которой человек является уникальным творением благодаря своей богоподобным сущности; ревеляционизм - философская позиция, согласно которой истина содержится в Божественном откровении, зафиксированном Священным Писанием.

В общем, философию Средневековья стремились привлечь к решению тех или иных проблем церкви, превратить её в рациональный инструмент, конгломерат знаний, который может привести к более высокому уровню постижения Божиих истин (христианская теология). Естественно, что разработанные в рамках античности философско-правовые идеи нашли своё логическое продолжение в христианской теологии (утверждение природно-правовых норм в новой реинтерпретации с точки зрения христианской культуры). Иначе говоря, в Средневековье естественно - правовую норму стремились совместить с содержанием морально - религиозного закона.

Теология предложила собственное объяснение идеи естественного права, обосновала его сущность, используя принцип теоцентризма - на место морального закона, предлагала философия устоев2, христианство ставит мудрость и волю Божию как его начало. Согласно этому, и естественное право рассматривалось как отражение Божьей справедливости согласно предсказаний Творца [3 , с . 51]. Всего всю систему правовых отношений толковали через призму двух понятий - Бог ичеловек. « Jus divinum, jus sacrum » - « Божественное право, священное право » - тезис, сопровождавшая развитие философско-правовой мысли, начиная с  II и к ХIV-XV ст. Философия права того времени стремилась не только обосновать правовые основы Бытия Бога, но и доказать , что именно Божия даёт основания судить и соотносить действия и поступки людей . Именно оценка роли Божией стала предметом для длительной дискуссии.

К главным периодам исторического развития средневековой философии, пределах которых формировались и развивались философско-правовые идеи Средневековья, относятся:

  1.  патристика (ІІ-VІІІ ст.)  - период формирования главных проблем христианской философии, к которым относились вопросы о сущности Бога, человека, во II -III ст. патристика приобретает форму апологетики, в пределах которой защищается и обосновывается христианское вероучение с помощью богословских аргументов и ума. Патристика ИИDVИИИ ст. разделяется на два направления - греческий и римский. Представляют философско-правовую мнению этого периода Квинт Тертуллиан и Августин Блаженный;
  2.  схоластика (V/VІІІ-ХІV ст..) - период формирования христианской философии, в рамках которого была поставлена ​​задача теоретического обоснования религиозного мировоззрения. История философии выделяет раннюю, зрелую и позднюю схоластику. Представляют философско-правовое мнению этого периода Фома Аквинский и Уильям Оккам .

2. Философско-правовые идеи периода патристики (Квинт Тертуллиан, Августин Блаженный).

Раскрывая содержание второго вопроса лекции ( Философско-правовые идеи периода патристики ( Квинт Тертуллиан, Августин Блаженный )), следует отметить, что период патристики ( отцов Церкви ) в истории средневековой философии датируется периодом 11-VIII ст. Начальный период развития патристики получил название « апологетика », главной целью которой была защита христианства с помощью приемов античной философии и логического доказательства христианских истин, чтобы утвердить его в обществе .Одним из самых известных представителей латинской апологетики был Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан ( ок. 160-222 гг.) Родился в семье центуриона ,получил риторическое и юридическое образование , выступал как судейский оратор в Риме и Карфагене . Тертуллиан пользовался большим авторитетом у теологов , философов , политиков и юристов . Главными трудами , которые представляли его религийно-философские мысли , были « апологетика » , « О душе » , «Против Маркиона », «О плоть Христа », « О показаниях души» .Тертуллиан был основателем христианского учения о разграничении веры и ума, он зафиксировал наличие разнообразных подходов в оценке христианских догматов со стороны римской и греческой церквей. Религиозная вера в Тертуллиана была антиподом разума. Он считал, что разум не имеет места в доведении истин христианского вероучения. Даже использование метода экзегетики, по его мнению, неправомерно, ибо, в конце концов, этот метод вызывает ересь (отклонения от основ христианства, доведённых церковью). Абсурдность (невероятность) является основой веры в Бога, которая появляется человеку абсурдным и глупым способом.

Абсурд, по мнению Тертуллиана, является большой метафизической тайной и высоким смыслом существования Бога. Хрестоматийно известными стали размышления Тертуллиана о том, что « Сын Божий был распят - мы не стесняемся этого, потому что это стыдно, и умер Сын Божий, - мы верим в это, потому что это абсурдно; и, будучи похоронен он воскрес - это правильно, потому что это невозможно » [2 , с . 74].

Этот парадокс, взят из Нового Завета, из Посланий апостола Павла (Рим. 6 , 1-23) , впоследствии стал известным афоризмом « Credo »: « Верю, потому что абсурдно » (хотя аутентичного высказывания в текстах Тертуллиана нет). Кроме идеи «чистой веры » Тертуллиан один из первых отстаивал принцип триединства христианского Бога (трёх ипостасей Бога). Ему также принадлежит авторство слова «личность » (лицо).

Одним из первых он также выдвинул идею непогрешимости церкви и с этой позиции вёл борьбу с гностиками3. Противоречивость натуры Тертуллиана привела к тому, что впоследствии ( после 200 г.) он сам становится последователем секты монтанистов4, а затем , согласно некоторым источникам ,основал собственную секту , которая была в оппозиции к епископальной церкви .

Большинство своих теоретических работ Тертуллиан посвятил христианской этике, в основе которой, по его мнению, лежит свобода, свобода деятельности человека и необходимость преодоления первородного греха. Теолог считал, что свобода выбора между добром и злом, которую человек должен, привела к первородного греха. Идея необходимости управлять собственной свободой выбора в дальнейшем становится основой создания правовых отношений в обществе. Всего учения Тертуллиана стало основой развития патристики. Но, безусловно, классическими представителями этого периода были такие философы, как Августин Блаженный, Василий Великий, Григорий Нисский и др.. Они изучали и разрабатывали главные проблемы, догматы христианской религии, к которым относились: сущность Бога и его триединство (тринитарность) христологическая проблема (сочетание в лице Иисуса Христа характеристик Бога и человека); взаимоотношения религиозной веры и разума, откровения как способ получения истины, критическое переосмысления античной философии (язычников), понимание истории как восходящего движения к высшей конечной цели - Царства Небесного; антропологические вопросы учитывая Божией и греховную сущность человека (последствия первородного греха), ответственность человека за свою деятельность и поступки, свобода воли и возможность спасения души, проблема происхождения зла в мире, оправдание Бога ( теодицея ), снятия с него ответственности за зло и перекладывание её на несовершенную человека, способы очищения человека от греха и обретения Царства Небесного. Талантливым философом периода патристики был оригинальный мыслитель своего времени Аврелий Августин ( Блаженний5  ) ( 354-430 гг.) Августин родился в семье муниципального служителя-язычника и христианки. До принятия христианства проповедовал манихейство и интересовался скептицизмом. После принятия христианства (387 г.) решил посвятить себя служению Церкви. В 395 г. назначен епископом Гиппон (Африка). После чего стал жестоким противником религиозных ересей, не признавал философии без теологии, считал, что земная иерархия предопределена Богом и др.. Творчески используя идеи неоплатонизма, Августин систематизировал христианское учение и стал главным теоретиком патристики. Произведениями, представляли его философские взгляды, были « Исповедь», « Монологи », «О христианском учении», « О прекрасном и нужно», «Против академиков » , « О Граде Божием »и др. . В них Августин выступал как последовательный теист, его философия имела геоцентрической характер - Бог существует вечно, он является первопричиной, которая творит мир из ничего, руководствуясь собственными идеями, божьей мудростью Бог есть бытие и высшая субстанция и нематериальная форма т.п..  Бог творит мир из ничего, процесс создания является непрерывным, Бог постоянно поддерживает развитие мира, без этой поддержки мир сразу вернулся бы в небытие. Мыслитель считал, что идея Бога вечной, а сущность человека отражает потребность жить вечно, следовательно, она постоянно стремится к вечному Богу , чтобы получить вечное блаженство. Возможность соединения Бога и человека гарантирует её богоподобие и прежде любовь и добро. Все, что существует в мире « благо » (добро). Это « благо » - положительная реальность, основой которой является Бог. Зло в мире является отсутствие «блага » (добра). Зло относительное добро (мысленно Бога и в человеке ) - абсолютное. Таким образом Августин оправдывал Бога за существование зла в мире и возлагал ответственность его на человека, наделённого собственным волеизъявлением ( теодицея Августина Блаженного). Августин считал , что взаимодействие человека и Бога начинается с осознания человеком своей греховности перед Богом. До грехопадения человек имел свободу волеизъявления, однако Адам и Ева неправильно её использовали, чем осквернили весь окружающий мир, что привело к необходимости самопожертвования Иисуса Христа. Именно смерть Сына Божьего было преодолеть греховность людей. Развитие общества (истории ) Августин Блаженный рассматривает в сочинении «О Град Божий », в котором он представил христианское толкование мировой истории, согласно которому существует два вида человеческой общности - Град Земной, где царит дьявол, зло и грехи ( к злу принадлежит насилие, поэтому Августин призывает всех бороться с проявлением этой дьявольского искушения, избегать её и осуждать насильников. Насилием обозначается как деятельность государства, которая, по мнению теолога, является самым насильником - « шайкой разбойников »), и противоположный Града Земном Град Небесный - христианская церковь ( Царство Божие на земле). Согласно Града Небесного и Града Земного одни люди живут как праведники по законам Бога, другие - грешники, по вторичным по отношению к первым человеческим законам. Августин заключает, что законы Града Земного должны подчиняться законам Града Небесного сформулированными в Божьих заповедях , а церковь может и должен осуществлять контроль над всей деятельностью светского государства .Преодоление греха светском государстве возможно путём внедрения в социальные отношения идей высшей Божьей справедливости. Правопорядок в Граде звери невозможен лишь по желанию самого человека (грешной по существу). Вот почему установление правопорядка возможно только при участии Бога и прежде страха перед Богом ( неотвратимой ответственности за совершенное грех ). Страх перед Богом и наказанием, по мнению Августина Блаженного, помогает человеку воздержаться от преступления (греха ). По мнению теолога, Град Земной рано или поздно будет побеждён Градом Божьим. Отсюда задача церкви - бороться с миром зла (дьявола ) для победы Царства Божьего. Все короли и императоры должны подчиниться Церкви (непосредственно Папе Римскому). Царство Божие, по мнению Августина, станет единственной силой, которая сможет объединить разделённый мир, гарантировать восходящее развитие общества. Как видим, Августин впервые в европейской культуре зафиксировал модель нравственного прогресса, в основе которой лежал христианский оптимизм.

Вера должна предшествовать рациональному пониманию мира, что нашло своё отражение в известном высказывании Августина, « Credo ut intelligam » - «Верю, чтобы понимать». По его мнению, цель жизни на земле - счастье человека, которое можно получить благодаря религиозной вере и христианском самосовершенствованию (сосредоточение). При рассмотрении третьего вопроса ( Философско-правовые идеи периода схоластики (Фома Аквинский, Уильям Оккам )) следует отметить, что период схоластики (IX-XV в.) Продолжает решать проблемы философии патристики. Термин «схоластика» ( от лат . Shcola - школа ) означает школьную, «учебную» философию, преподавалась в университетах и школах. Всех, кто преподавал религиозно-философские дисциплины, называли схоластами («учеными-теоретикамы »).

3. Философскоко-правовые идеи периода схоластики (Фома Аквинский, Уильям, Оккам).

Период схоластики был представлен Иоанном Эриугена, Боэцием, Бонавентурой, Росцелина, Пьером Абеляром, Ансельмом Кентерберийским, Ибн-Рушдом, Фомой Аквинским, Уильямом Оккамом и другими, которые, как и предыдущие философы , развивали теорию « гармонии » веры и разума , теорию "двойственной истины"6 . Схоластика имела целью доказать теологическую мудрость христианского вероучения не только с помощью божественного откровения , но и рационального мышления и прежде философии . Поэтому философия приобретала черты рационального знания , которое отвечало на вопрос о том, как человеку лучше спастись от греховного существование и получить Царство Небесное. Античная философия перестаёт быть «врагом» христианской теологии, а теологи-богословы начинают пользоваться её категориями. Всего схоластика основывалась на переосмыслении, интерпретации учения Отцов Церкви. В это время снижается влияние идеалистической философии Платона и широко распространяются идеи Аристотеля. Ярким примером влияния теологии на философско-правовое мнению стало оригинальное учение, разработанное Фомой Аквинским (1225-1274 гг.) Он родился в Италии у Акино в семье графа Ландольфо Аквинского. С пяти лет воспитывался в монастыре бенедиктинцев , а затем учился в университете Неаполя. В 1244 становится монахом доминиканского ордена. Изучал богословские дисциплины в Париже, Риме, Неаполе. На протяжении 10 лет участвовал в работе папского двора . Получил титул« Ангельский доктор » ( « Doctor angelicus » ). В 1323 теолога было зачислено к лику святых, а в 1567 признан официальным Римом Учителем Католической Церкви. Главными трудами, которые представляют его философско-правовые взгляды, были « Сумма теологии», «О правлении государей», в которых мыслитель кроме философских проблем изложил учение о государстве и правовые отношения. кроме этих доработок Фома Аквинский написал много комментариев к библейским текстам, произведений Аристотеля и др.. Всего ученный-теолог дал энциклопедическое ( по объему ) обоснование христианского вероучения, но в пределах лекции целесообразно рассмотреть лишь несколько важнейших положений, касающихся философии права. Одной из центральных проблем философско-правового творчества Фомы Аквинского стала проблема взаимоотношения светского государства и церкви. Бесспорно, Фома Аквинский становится на сторону церкви , озвучивая своё кредо « Вся власть от Бога » ( « Omnis potentia a Deus » ) . Анализируя право , он продолжает учение Аристотеля , согласно которому право определяли как результат уравнивания действий и поступков человека в сочетании с Божьей справедливостью. Фома Аквинский дополняет учение Аристотеля собственными взглядами на право. Право, согласно взглядам Фомы Аквинского, является действием справедливости в человеческом сообществе. Справедливость подаётся как главная нравственная добродетель, характеризует отношение человека не к самому себе, а других . Содержание справедливости заключается в возмездии каждом того , что ему принадлежит ( позитивное право ) . Вданном случае мыслитель развивает тезис Аристотеля о существовании двух разновидностей справедливости - справедливости, сравнивает, и справедливости, распределяет. Учитывая это право представляется как праведное и справедливое. Фома Аквинский толкует право как определённую действие, уравновешивает действие одного человека по отношению к другой, учитывая силу способа уравновешивания.

Уравнивание по природе вещей является источником формирования естественного права. Право, в основе которого лежит свобода волеизъявления человека (человеческий закон), Фома Аквинский квалифицирует как человеческое право. Вместе Фома Аквинский отмечает, что человеческая воля ( волеизъявления ) может сделать правом только то, что соотносится и не противоречит естественному праву. Естественное право в толковании Фомы Аквинского является общим правом для всех живых существ и человека в том числе. Разновидность естественного права, касающийся только людей, получил название « права народов » (« jus gentium ») [4 , c . 98] .

Кроме того Фома Аквинский выделил такую ​​высшую форму права, как Боже право ( « jus divinum » ) , которое , в свою очередь , делится на естественное Бог право ( непосредственные выводы из естественного закона ) и позитивное Боже право ( например , право, Бог предоставил еврейскому народу ) .Каждому уровню права соответствуют свои законы. Закон, как его определялФома Аквинский , есть общеизвестное правило и мера воздействия , побуждающие человека кдействия или ограничивают в действиях. Размышляя над сущностными характеристиками закона, мыслитель выделял его главную характеристику - упорядочение человеческой жизни ввиду получения блаженства в человеческой жизни как конечной цели существования человека. Фома Аквинский отмечал, что закон должен отражать общее благо и поэтому он должен устанавливаться не отдельно взятым человеком, а самим обществом или теми, кому оно доверило такое право. Фома Аквинский предложил собственную систему классификации законов, в которой выделил : вечный закон, естественный закон, человеческий закон, Божий закон. Вечный закон - это обобщённый закон миропорядка, отражает Божий разум как общемировое начало, абсолютное правило и принцип, который руководит всеобщим связью явлений мироздания. Вечный закон имеет место на уровне природных и общественных явлений и становится источником их направленного развития .Доминирующей формой этого закона является естественный закон , согласно которому вся Богосотворенна природа и все существа , в том числе и человек , реализуя свои сущностные характеристики , движутся к цели , определённой определённым правилам ,законами их природы . В социальной жизни этот закон проявляет себя тем , что человек по своей природе способна самостоятельно , как следствие свободы воли , различить добро и зло. Более того в человеческой деятельности преобладает добро , потому что отдельное лицо всегда стремится избегать зла . Лицо, живёт по законам природы , в своих действиях и поступках должен руководствоваться требованиями человеческого разума как составляющей разумной природы , вообще. Это касается вопросов самосохранения человека, брака , деторождения , человеческого общения , познания Бога и т.п. .Человеческий закон определяют как положительный закон, обеспечивающий принудительные санкции против лиц, его нарушают. По мнению Фомы Аквинского , благотворительные люди живут согласно с природным законом , но духовно несовершенные люди в своей жизни требуют определённых социальных ограничений во избежание зла , которое они распространяют . Страх и принуждение становятся средствами социального ограничения морально несовершенных людей , и одновременно формируют привычку действовать разумно , свободно ( добровольно ) .Согласно учению Фомы Аквинского , положительный человеческий закон должен быть соответствующим естественному закону , существенным характеристикам человека ( тела , души).

Иначе положительный человеческий закон превратится в фактор деформации естественного закона или вообще отрицать его. Последнее становится основанием выделения таких законов, как справедливый и несправедливый. Фома Аквинский считает , что главной целью человеческого закона является общее благо людей, поэтому законом должны быть только те требования , которые отражают потребности общего блага и неотделимы от него . С другой стороны , они регламентируют человеческое поведение только в связи с общим благом , которое выступает как необходимое( конституирующих ) признак положительного закона [, с . 441] .Вследствие несовершенства человеческого закона, иногда противоречит естественному закону , возникает потребность наполнить положительный закон реальными требованиями к простым людям ( грешных по своей сути) . Поэтому положительный закон адресуется всем людям , а не только праведникам . Положительный закон - это закон возможного в конкретных обстоятельствах . С этим очень важной характеристикой положительного закона становится требование равенства действия закона в отношении всех людей на пути защиты общего блага ( равенство в несчастье, обязанностях, ответственности и т.д. ). Положительным закон становится лишь тогда, когда устанавливается уполномоченным на это государственным институтом под контролем с возможным превышением полномочий путём обязательного его обнародования, «без обнародования он не может быть ни правилом , ни мерилом человеческого поведения » [3, с.53].Чрезвычайно важным положением философско-правовой концепции Фомы Аквинского является выделение двух разновидностей несправедливых законов. К первой разновидности мыслитель относит те, которые не соответствуют основополагающей черте закона - защиты общего блага, и наоборот защищают частный интерес или превышают полномочия законодателя. Такие законы не являются обязательными для выполнения, но их выполнение рекомендуется и не запрещается, так что в конечном итоге они необходимы для сохранения общественного спокойствия и избегания привычки обходить законы. Ко второй разновидности несправедливых законов Аквинский относит те, которые противоречат естественному и Божьему законам, их выполнение необязательно, более того они вообще не должны выполняться. Божий закон, по мнению Фомы Аквинского, это закон, который касается права на религиозную веру, полученная людьми при бог откровенного, зафиксированном Старым и Новым Заветы. Обосновывая необходимость Божьего закона, Тома Аквинский выделяет ряд причин, которые лежат в его основе:

1) Божий закон необходим для определения конечной цели человеческого существования, достижение которой превышает собственные ограниченные возможности человека;

2) необходим как высший и безусловный критерий решения человеческих противоречий о должном и справедливом, о содержании многих законов, их преимущества и недостатки, пути исправления и т.д.;

3 ) Божий закон необходим для того, что направлять внутренний душевный движение человека, не подпадает под действие человеческого закона, регулирующего лишь внешние проявления действий и поступков человека . Это положение Фома Аквинский определяет для себя как главное и пропагандирует его всей системой своего учения о праве и законы

4) Божий закон необходим для того, чтобы уничтожить господствующее в мире зло и грех, уничтожить все зло, которое не может запретить человеческий закон. Итак, Божественное право реализуется в вечном законе, т.е. в нормах Бога, право народов - в естественных законах, направленных на самосохранение человеческого жизнь, воспроизводство человеческого рода, уважения личного достоинства человека, согласно существенных характеристик человека; человеческое право - светских законах, принуждением и страхом заставляют людей делать добро и избегать зла. Система законов Фомы Аквинского содержит чёткую иерархию действия законов и избегания противоречия, которая может возникать между низшими и высшими законами. Если человеческие законы противоречат естественным законам, они не должны выполняться и это является основанием их возражения и замены. Вечный закон, наоборот, ни критике, ни пересмотру не подлежит. Уильям Оккам ( ок. 1285-1349 гг ) - знаменитый английский схоласт , преподаватель Оксфордского университета, которого преследовали за ересь, как следствие - приговорили к тюремному заключению. Впоследствии он бежал из Англии в Мюнхен, где продолжил свою литературно-публицистическую деятельность. Основными работами, представляли философские взгляды Оккама, стали комментарии к «Сентенциям» Петра Ломбардского, «Сумма логики » и другие политические трактаты, написанные в Мюнхене.В философских кругах У. Оккам стал известен благодаря тому, что завершил длительную дискуссию о «двойственной истины ». В её основе лежала идея о том, что философия и теология движутся к истине относительно самостоятельными путями, но объединённые общей целью - достижением единства с Богом. Эту позицию и отстаивал Уильям Оккам, который считал , что философия ведёт человека к истине посредством ума , а теология получает истину благодаря откровению. Светская философия недолжно подчиняться теологии. Оккам пришёл к выводу, что философия вообще не должна заниматься познанием Бога, потому что она рационалистическая по своей сути направленная на получение знания о мире. Тогда как Бог сверхъестественным явлением ,познание его недоступно для философии, его можно познать лишь с помощью религиозной веры. Вместе теология не имеет мешать философии исследовать свои истины, и, наоборот , философия не имеет вмешиваться в процесс познания теологией Божьих истин . Теория « двойственной истины » стала прогрессивным явлением в средневековой философии, она давала возможность развиваться философии, а вместе с ней и научному знанию , не вызывая недовольство официальной богословской идеологии .Философские основы Оккам черпал в учении Аристотеля. хрестоматийно известным становится так называемый принцип «бритва Оккама», пропитанный аристотелевским духом. Содержание принципа «бритва Оккама» вытекает из двух положений, первое: «То, что можно объяснить с помощью меньшего , не нужно объяснять с помощью большего». Второе: « без необходимости не нужно утверждать больше».

Впоследствии последователи Уильяма Оккама из двух положений вывели третье - «Количество сущностей не стоит без необходимости увеличивать». Этот принцип означал, что понятия, которые не сводятся к интуитивному знанию и не могут быть проверены опытом, должны быть изъяты из науки. Получалось, что необходимо отсекать элементы сверхъестественных « субстанциональных форм », то есть метафизической реальности. Охарактеризовав Бога как этический принцип и абсолютное добро , Оккам указал на возможность отделить его от философского знания, наметив тем самым тенденцию к объективизации знаний и, наконец, освобождение их от Д оценивания . Только в наше время учёные постигли , что научное знание всё же имеет этический компонент и должно гарантировать существование добра.

Творчество Уильяма Оккама широко использовали идеологи Реформации в борьбе против католицизма, на идее «оккаминизму» часто ссылались Мартин Лютер, Фрэнсис Бэкон , Джон Локк , Дэвид Юм и др.  [2, с .82-83] .

Выводы

Философско-правовое мнение средневековой Европы обосновалось христианским теоцентризмом.

«Принцип теоцентризма, последовательно проведён и Августином Блаженным и Фомой Аквинским, утверждал Бога как центр мироздания и главного хранителя мирового и социального порядка. Бог выступал как законодательная первооснова, из которой исходят все религиозные, моральные и правовые нормы. Благодаря Божьему покровительству социальная жизнь людей не превращалась в хаос, а сам человек успешно боролась с дьявольскими соблазнами, которые толкали её к порокам и преступлениям » [3 , с .54].

Список литературы:

1 . Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов . - М. : Издательская группа НОРМА-Инфра-М , 1999 . - 652 с .

2 . Присухин С.И. Философия : Учеб. пособие . / С.И. Присухин . - М.: Финансы , 2008 . - 361 с .

3 . Философия права: Учебник. для студ. юрид . высш. учеб. закл . / А.Г. Данильян ,А.П. Дзёбань , С.И. Максимов и др. . / Под ред . д-ра филос . наук , проф . А.Г. Данильяна . -Харьков : Право , 2009 . - 208 с . - ISBN 978-966-458-129-2 .

4 . Юридическая энциклопедия: В 6 т. - Т. 6: ТDЯ / [ сост. Ю. Шемшученко ( председатель редколлегии ) и др.. ]. - К. : энциклопедия , 2004 . - 768 с . : Ил . Присухин С.И. Философско ] правовая мысль Средневековья ( конспективно исп ]порядок лекции в контексте обмена опытом преподавания учебной дисциплины «Философия права »на юридическом факультете вуза «Национальная академия управления » , г. Киев)

2  Римские стоики обосновывали идею « Космополис» - вселенской государства, которым правит судьба , рок , неизменный мировой закон . По мнению Сенеки , Зенона - стоика , Марка Аврелия ,Эпиктета и др. . греческих и римских философов , законы, создаются людьми являются относительными и условными . Стоики в своём учении синтезировали право и мораль (свободу правовую и свободу моральный) . Они считали , что свобода существует как « свобода от » и прежде всего - « от зла » , обязанностью считается то , что «отвечает потребностям природы » .

3 2 Гностики (от греч . « Тот, который имеет знания » ) – религиjpyj-теософичнsй движение периода поздней античности , в котором эклектически сочетались идеи античной философии ( платонизма и стоицизма ) с восточными религигиозно-философськимы системами . Они считали , что существует Бог и греховный мир , а между ними существуют промежуточные существа ( эоны ) , к которым они относили и Иисуса Христа

43 Монтанисты - раннехристианский движение середины ст. ( Франция ) , назван от имени Монтана , бывшего жреца Кибелы , который после принятия им христианства провозгласил себя« Параклет » (утешителем ) , который пришёл заменить « Царство Отца и Сына » , представленное Христом , пророками и апостолами.

5 В православии Аврелий Августин признан блаженным , а в католицизме - святым .

6 Теория « двойственной истины » сложилась в Х11-Х1V ст. как представление о том, что философия приводит человека к истине через познание окружающего мира умом , а теология познает истину на почве религиозной веры и откровения .


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37525. Основные концепции теории познания и истории философии (эмпиризм, рационализм, иррационализм) 17.74 KB
  Такая философия – это методологическая ориентация познания которая признает основным по источникам и критериям чувственный опыт интегрируемый в материалистический эмпиризм как результат воздействия связей и предметов внешнего мира на человеческие чувства в результате чего они выступают образами этого мира. Иррационализм – это направление философской мысли которое признает основой процесса познания и преобразования мира – внерациональные аспекты духовной жизни человека: интуиция вера воля ограничивая или отрицая возможности разума в этом...
37526. Экзаменационные вопросы по философии с ответами для поступающих в аспирантуру 654.18 KB
  Специфика философского рассмотрения человека. Религиозные учения о сотворении человека. Проблема смысла жизни человека в истории религиозных и философских учений. Свобода и ответственность человека в современном мире.
37527. Философия. Шпаргалки 52.56 KB
  Роль философии определяется прежде всего тем что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения а также тем что она решает проблему познаваемости мира наконец вопросы ориентации человека в мире культуры в мире духовных ценностей. Функции: 1 мировоззренческая с помощью философии у человека формируется мировоззрение. Структура философии: 1Онтология сердцевина онто бытие логосучение фил. Основной вопрос философии метафилософская и историкофилософская концепция согласно которой основной проблемой философии на...
37528. Сравнение человека и животного 23.32 KB
  Отличается ли сознание и мышление животных от сознания и мышления человека Человек обладает абстрактным мышлением у животных предметное мышлениездесь и сейчас У животных нет самозознания. Шеллер утверждал: человек может посмотреть на себя со стороны животное же не выделяет себя из окружающей среды они привязаны к природе Шеллер: точто делает человека человеком есть причины противоположные жизнидух У человека между системой рецепторов и системой эффекторов есть третье звено. Животное на внешний стимул дает прямой непосредственный...
37529. ФИЛОСОФИЯ БЕЛАРУСИ 42.57 KB
  ФИЛОСОФИЯ БЕЛАРУСИ комплекс философских идей и представлений включая социальную философию этику эстетику философское осмысление религиозных атеистических педагогических естественнонаучных и т. взглядов сложившихся в Беларуси с древнейших времен до настоящего времени. выступает как сложный многоэтапный и многовекторный процесс задаваемый спецификой развития Беларуси как страны белорусов как нации белорусской культуры включая ее философскую рефлексию как уникальной самодостаточной целостности в контексте эволюции европейского...
37530. Философские течения. История философии 129.25 KB
  философия развивалась под прямым влиянием естественных наук. Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика но возникновение культуры гуманизма значительные достижения в области естествознания привели к тому что философия перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее развития приобрела антисхоластическую направленность. Философия зародилась в Древней Греции. На сходства обратил внимание Аристотель по его словам философия и мифология основаны на удивлении но мифология обращается к вере а философия – к разуму...
37531. Философия и ее концепции 131.96 KB
  Философия как социокультурный феномен Философиявысший уровень и вид мировоззрения отличся рациональностью системностью логикой и теоретической оформленностью. Мифология и религия догматичны философия антидогматична. Философия: стремится к более глубокой истине синтез наиболее общих взглядов на природу общво челка целенаправленное познание. рефлексивнаспособ познания мира и формирования отношений опирается на четкие понятия и категории Философия возникает практически одновременно в 3 точках земного шара: Китай Др.
37532. Сократ и его апология 12.6 KB
  Сократ. Сократа стали обвинять в безбожии в развращении молодежи в подрыве существующего государственного строя и даже во введении какихто новых божеств. Речь Сократа после обвинения предшествующего приговору Клевета утверждение будто Сократ занимался тем что находится под землей и тем что на небе т.