8651

Культура и цивилизация. Национальное и общечеловеческое в культуре

Контрольная

Логика и философия

Культура и цивилизация План: Понятие культуры Структура и философия культуры Национальное и общечеловеческое в культуре Традиции и новаторство Цивилизация. Понятие и типы. Понятие культуры Человек живет и развивается в ...

Русский

2013-02-16

39 KB

22 чел.

Культура и цивилизация

План:

  1.  Понятие культуры
  2.  Структура и философия культуры
  3.  Национальное и общечеловеческое в культуре
  4.  Традиции и новаторство
  5.  Цивилизация. Понятие и типы.

Понятие культуры

Человек живет и развивается в двух органично связанных сферах:

1) естественная среда обитания (природа)

2) мир искусственных вещей и духовных сущностей (искусственная природа)

Под естественной природой понимают почвенно-климатические условия, сырьевые ресурсы и т.д., которые существуют независимо от сознания человека.

Под искусственной природой понимают все то, к чему прикасается рука человека; все6 то, что содержит живой человеческий труд. Искусственная среда не может существовать без естественной, потому что все необходимое человек берет из природы.

В широком смысле под искусственной средой иногда понимают культуру  - плод творческой деятельности всего человечества.

Слово cultura («возделывание, уход, обработка») латинского происхождения, первоначально относилось к сельскохозяйственной сфере.

Римский оратор Цицерон впервые применил слово культура в переносном значении – как характеристику мышления.

«Философия есть культура ума»

Культуру изучает ряд наук: философия, культурология, социология и др..каждая из этих наук рассматривает только одну из сторон культуры: социология – культуру общественных отношений, политология – политическую культуру, культурология изучает культуру как систему.

Сохраняет свое значение и философский анализ культуры.

Существуют сотни различных определений культуры и десятки подходов к ее изучению.

Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, уровень их освоения и умения использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению.

Структура культуры

Культура делится на материальную и духовную.

К материальной относятся способ производства материальных благ и ценностей, в которые вложен человеческий труд; средства производства, предметы труда, обмен и распределение материальных благ.

Духовная культура формируется на основе определенного уровня материальной культуры и включает в себя общественное сознание.

Материальная и духовная культуры  находятся в полном органичном единстве, взаимодействуют и влияют друг на друга. Многие образцы духовной культуры воплощаются в материальные формы и, в то же время, материальное производство определяется уровнем научного знания и интеллектуальными возможностями человека.

Типология культур. Для выявления сущности культуры используется несколько подходов:

  1.  Продуктивистский – культура понимается как совокупный результат материального и духовного пространств.
  2.  Креативистский – культура предстает как творческая созидательная деятельность.
  3.  Аксиологический – культура рассматривается как совокупность социально значимых ценностей.

Функции культуры. К функциям культуры относятся познавательная, коммуникативная, информативная, нормативная, воспитательная, гедонистическая и некоторые другие.

Формы культуры. В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различают 3 ее формы: элитарую, народную и массовую.

Элитарная – создается привеллегированной частью общества, либо профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и классическую литературу.

Народная – создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, сказания, легенды, песни, танцы и т.п.).

Массовая – ее продукция предназначена для употребления массами, в особенности молодежью. Она призвана удовлетворять сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и стремится его отобразить. Поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность и выходят из моды.

Крайним выражением массовой культуры является хитч – примитивная псевдокультурная продукция.

Специфические особенности массовой культуры:

  1.  Стереотипы
  2.  Повторение и простота
  3.  Упрощенный язык
  4.  Житейский характер идеалов

Национальное и общечеловеческое в культуре

Основной закономерность развития культуры является преемственность.

 В материальной культуре она проявляется в том, что без передачи из поколения в поколение отдельных элементов производственных сил и производственных отношений, невозможно развитие материального производства.

В духовной культуре корни ее элементов (традиции, нормы, идеалы, обычаи) уходят вглубь веков. Обрубить эти корни – значит лишить духовную культуру возможности постоянно обновлять свое содержание. Преемственность этой формы культуры обеспечивается тем, что она включает не только национальное, классовое, но и общечеловеческое.

Традиции и новаторство

Вместе с тем общечеловеческое без  национально-особенного не может существовать; только проявляясь через национальное, общечеловеческое в культуре принимает своеобразный колорит.

Благодаря таланту Пушкина, как известного русского писателя и поэта, его имя и произведения знамениты на весь мир. В них поднимаются общечеловеческие проблемы проблемы любви, нравственности и т.п., но

Культурное наследие – это совокупность ценностей, созданных предшествующим поколением ми включенных в социально-культурный процесс конкретного общества.

История сохраняет уникальные феномены культуры, дает им новую жизнь, открывает новый смысл. Но иногда то, что досталось нам в наследство вступает в противоречие с новыми условиями жизни и тогда происходит адаптация других ценностей – новаторство.

Культура неспособна развиваться по одному и тому же сценарию, она постоянно изменяется, формирует свой творческий потенциал, который является носителем новаого.

Цивилизация. Понятие и типы.

Цивилизация (с лат. «гражданский, государственный») – совокупность материальных и духовных достижений общества.

Существует европейская и неевропейская цивилизации.

Цивилизация (по Тойнби) – устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.

Согласно Тойнби цивилизации бывают основными и локальными.

К основным цивилизациям относятся::

Шумерская;

Вавилонская;

Минойская;

Эллинская;

Китайская;

Индусская;

Исламская;

Христианская и некоторые др..

Локальных цивилизаций, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и др.).

Каждая цивилизация в своей судьбе проходит 4 стадии:

Зарождение;

Рост;

Надлом;

Дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48076. НЕГЛАСНІ СЛІДЧІ (РОЗШУКОВІ) ДІЇ. КУРС ЛЕКЦІЙ 722 KB
  Підстави проведення негласних слідчих розшукових дій. Засоби що використовуються під час проведення негласних розшукових дій Лекція 3. Негласні слідчі розшукові дії законодавець визначив як різновид слідчих розшукових дій відомості про факт та методи проведення яких не підлягають розголошенню за винятком випадків передбачених Кримінальним процесуальним кодексом України ч. Подано базові нетаємні положення що стосуються організації та тактики проведення негласних слідчих розшукових дій вивчення яких відповідає вимогам підготовки...
48077. ГРОШІ ТА КРЕДИТ. КОНСПЕКТ ЛЕКЦІЙ 971 KB
  Сутність і функції грошей. Походження грошей. Види грошей. Функції грошей. Характеристика і структура грошового обороту
48078. Культура наукової мови 542 KB
  Наукова мовна культура основа професійної діяльності дослідника Наукова мова як комунікативний феномен Поняття культура наукової мови.Етапи становлення й дослідження наукової мови Роль науки в житті суспільства за останні десятиліття надзвичайно зросла. Дається взнаки і домінування в міжнародному науковому просторі англійської мови як глобальної мови науки.
48079. Облікова політика підприємства 2.96 MB
  Якщо такі умови визначити неможливо амортизація нараховується за прямолінійним методом ПсБО 9 Запаси Одиниця обліку запасів найменування; однорідна група вид Методи оцінки вибуття запасів ідентифікованої собівартості відповідної одиниці запасів; середньозваженої собівартості; собівартості перших за часом надходження запасів ФІФО; нормативних витрат; ціни продажу Застосовується підприємствами роздрібної торгівлі та громадського харчування Метод обліку транспортнозаготівельних витрат шляхом прямого...
48080. Общая биология. Конспект лекций 728.5 KB
  Методы изучения наследственности человека Генеалогический метод ЛЕКЦИЯ Воздействие человека на биосферу Круглые черви паразиты человека Аскарида ЛЕКЦИЯ Клещи обитатели жилища человека
48081. ОБЩИЙ КУРС ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЕЙ 1.54 MB
  Определить годовые потери электроэнергии в двухцепной линии 220В, длиной 200км с проводами марки АСО-300. Потери мощности при наибольшей нагрузке линии 5 МВт, активное сопротивление линии равно 10,8 Ом. Наибольшая нагрузка линии Рм=110 МВт. Продолжительность наибольшей нагрузки Тм=5500ч
48082. Офшорні компанії 46.28 KB
  З одного боку передача прав власності компанії явним чи неявним власником якої ви є у деяких країнах допоможе скоротити суму податку на нерухомість. Крім того створення офшорної компанії єдиний легітимний спосіб вийти з підпорядкування так званого кодексу Наполеона який діє на території більшості країн Західної Європи й захищає права законного подружжя й дітей у питаннях успадкування нерухомості. А от акції компанії якій будуть передані права власності на цей особняк можна заповідати навіть улюбленому собаці й ніхто не зможе...
48083. Пізнавальна активність як фактор розумового розвитку дошкільника 224.5 KB
  Обучение должно обеспечивать усвоение детьми необходимых знаний умений навыков развитие интересов способностей и познавательной активности. Поэтому организация обучения игры и детского экспериментирования как правило рассматриваются в тесном единстве особенно когда речь идет о формировании познавательной активности у детей. При условии использования рациональных программ и методов обучения повышения познавательной активности дети могут овладеть теми знаниями и умениями которые считались раньше недоступными их возрасту например...