8651

Культура и цивилизация. Национальное и общечеловеческое в культуре

Контрольная

Логика и философия

Культура и цивилизация План: Понятие культуры Структура и философия культуры Национальное и общечеловеческое в культуре Традиции и новаторство Цивилизация. Понятие и типы. Понятие культуры Человек живет и развивается в ...

Русский

2013-02-16

39 KB

20 чел.

Культура и цивилизация

План:

  1.  Понятие культуры
  2.  Структура и философия культуры
  3.  Национальное и общечеловеческое в культуре
  4.  Традиции и новаторство
  5.  Цивилизация. Понятие и типы.

Понятие культуры

Человек живет и развивается в двух органично связанных сферах:

1) естественная среда обитания (природа)

2) мир искусственных вещей и духовных сущностей (искусственная природа)

Под естественной природой понимают почвенно-климатические условия, сырьевые ресурсы и т.д., которые существуют независимо от сознания человека.

Под искусственной природой понимают все то, к чему прикасается рука человека; все6 то, что содержит живой человеческий труд. Искусственная среда не может существовать без естественной, потому что все необходимое человек берет из природы.

В широком смысле под искусственной средой иногда понимают культуру  - плод творческой деятельности всего человечества.

Слово cultura («возделывание, уход, обработка») латинского происхождения, первоначально относилось к сельскохозяйственной сфере.

Римский оратор Цицерон впервые применил слово культура в переносном значении – как характеристику мышления.

«Философия есть культура ума»

Культуру изучает ряд наук: философия, культурология, социология и др..каждая из этих наук рассматривает только одну из сторон культуры: социология – культуру общественных отношений, политология – политическую культуру, культурология изучает культуру как систему.

Сохраняет свое значение и философский анализ культуры.

Существуют сотни различных определений культуры и десятки подходов к ее изучению.

Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, уровень их освоения и умения использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению.

Структура культуры

Культура делится на материальную и духовную.

К материальной относятся способ производства материальных благ и ценностей, в которые вложен человеческий труд; средства производства, предметы труда, обмен и распределение материальных благ.

Духовная культура формируется на основе определенного уровня материальной культуры и включает в себя общественное сознание.

Материальная и духовная культуры  находятся в полном органичном единстве, взаимодействуют и влияют друг на друга. Многие образцы духовной культуры воплощаются в материальные формы и, в то же время, материальное производство определяется уровнем научного знания и интеллектуальными возможностями человека.

Типология культур. Для выявления сущности культуры используется несколько подходов:

  1.  Продуктивистский – культура понимается как совокупный результат материального и духовного пространств.
  2.  Креативистский – культура предстает как творческая созидательная деятельность.
  3.  Аксиологический – культура рассматривается как совокупность социально значимых ценностей.

Функции культуры. К функциям культуры относятся познавательная, коммуникативная, информативная, нормативная, воспитательная, гедонистическая и некоторые другие.

Формы культуры. В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различают 3 ее формы: элитарую, народную и массовую.

Элитарная – создается привеллегированной частью общества, либо профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и классическую литературу.

Народная – создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, сказания, легенды, песни, танцы и т.п.).

Массовая – ее продукция предназначена для употребления массами, в особенности молодежью. Она призвана удовлетворять сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и стремится его отобразить. Поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность и выходят из моды.

Крайним выражением массовой культуры является хитч – примитивная псевдокультурная продукция.

Специфические особенности массовой культуры:

  1.  Стереотипы
  2.  Повторение и простота
  3.  Упрощенный язык
  4.  Житейский характер идеалов

Национальное и общечеловеческое в культуре

Основной закономерность развития культуры является преемственность.

 В материальной культуре она проявляется в том, что без передачи из поколения в поколение отдельных элементов производственных сил и производственных отношений, невозможно развитие материального производства.

В духовной культуре корни ее элементов (традиции, нормы, идеалы, обычаи) уходят вглубь веков. Обрубить эти корни – значит лишить духовную культуру возможности постоянно обновлять свое содержание. Преемственность этой формы культуры обеспечивается тем, что она включает не только национальное, классовое, но и общечеловеческое.

Традиции и новаторство

Вместе с тем общечеловеческое без  национально-особенного не может существовать; только проявляясь через национальное, общечеловеческое в культуре принимает своеобразный колорит.

Благодаря таланту Пушкина, как известного русского писателя и поэта, его имя и произведения знамениты на весь мир. В них поднимаются общечеловеческие проблемы проблемы любви, нравственности и т.п., но

Культурное наследие – это совокупность ценностей, созданных предшествующим поколением ми включенных в социально-культурный процесс конкретного общества.

История сохраняет уникальные феномены культуры, дает им новую жизнь, открывает новый смысл. Но иногда то, что досталось нам в наследство вступает в противоречие с новыми условиями жизни и тогда происходит адаптация других ценностей – новаторство.

Культура неспособна развиваться по одному и тому же сценарию, она постоянно изменяется, формирует свой творческий потенциал, который является носителем новаого.

Цивилизация. Понятие и типы.

Цивилизация (с лат. «гражданский, государственный») – совокупность материальных и духовных достижений общества.

Существует европейская и неевропейская цивилизации.

Цивилизация (по Тойнби) – устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.

Согласно Тойнби цивилизации бывают основными и локальными.

К основным цивилизациям относятся::

Шумерская;

Вавилонская;

Минойская;

Эллинская;

Китайская;

Индусская;

Исламская;

Христианская и некоторые др..

Локальных цивилизаций, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и др.).

Каждая цивилизация в своей судьбе проходит 4 стадии:

Зарождение;

Рост;

Надлом;

Дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61571. Одушевленные и неодушевленные существительные имен существительных 27.64 KB
  Слова подобраны так чтобы выйти на новую тему На доске будет работать кто-то остальные в тетрадях. Объяснить по-этому если кто-то ошибся то нужно спросить: Может у кого-то есть другое мнение похвалить ученика поставить отметку...
61574. Совершенствование и стандартизация работы персонала предприятия ООО «Ардис» 12.68 MB
  Проанализировать основные экономические показатели ООО «Ардис»; определить слабые и сильные стороны ООО «Ардис»; изучить взаимодействие ООО «Ардис» с поставщиками и заказчиками продукции; провести анализ ценовой и ассортиментной политики предприятия...
61576. Музыкальный портрет Петрушки 23.19 KB
  Цель урока: Познакомить обучающихся со знаменитым персонажем русских народных кукольных представлений Петрушкой; рассказать детям о композиторах написавших музыкальные произведения о данном персонаже.
61577. Совершенствование техники прикладного плавания 29.02 KB
  Основные задачи: Совершенствование и закрепление техники транспортировки утопающего способом на боку. Формировать осознанное выполнение поставленных задач понимая что спасение утопающего...
61578. Свободное падение тел 395.33 KB
  Цели урока: Для учителя: 1 введение понятия свободного падения тел ускорения свободного падения реализация межпредметных связей с астрономией технологией...
61579. Обучающее изложение «Прощальная песенка» 21.29 KB
  Начало основная часть заключение. Прочитайте пожалуйста 1 часть начало. Как бы вы озаглавили эту часть варианты детей Думаю что самым подходящим названием будет Одинокий скворечник.