86512

ПСИХОЛОГИЯ ТЕРРОРИЗМА

Курсовая

Психология и эзотерика

Цель работы состоит в определении психологических закономерностей террористических актов. В соответствии с целью исследования задачи были сформулированы следующим образом: Провести теоретический анализ литературы по теме психология терроризма.

Русский

2015-04-08

146.5 KB

13 чел.

Санкт-Петербургский Государственный политехнический университет

Институт военно-технического образования и безопасности

Кафедра «Управление и защита в чрезвычайных ситуациях»

Курсовая работа по теме:

«ПСИХОЛОГИЯ ТЕРРОРИЗМА»

Студент: Янков Д.В.

Группа: 43901/2

Научный руководитель: Бутков П.П.

Санкт-Петербург

2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

[1]
ВВЕДЕНИЕ

[2]
1. ПОНЯТИЕ ТЕРРОРИЗМА

[3] 1.1 Определение терроризма

[4] 1.2 Подходы к изучению проблемы терроризма

[5] 1.3 Типы террористических актов

[6]
2. ПСИХОЛОГИЯ ТЕРРОРИЗМА

[7] 2.1 Психологические предпосылки возникновения терроризма

[8] 2.2 Психологические последствия террористических актов

[9] 2.3 Роли участников террористического акта

[10] 2.4. Основные направления психологических исследований по проблеме терроризма

[11]
Заключение


ВВЕДЕНИЕ

Проблема терроризма является  острой проблемой современности, т.к. терроризм представляет крайнюю опасность для всего человечества. В мирной жизни люди  ориентированы на  социо-культурное развитие и стремятся к миру друг с другом. Но террористические акты прерывают привычный ритм жизнедеятельности людей и приносят массовые человеческие жертвы, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения. Как специфическое явление общественно-политической жизни терроризм имеет свою длинную историю, без знания которой трудно понять истоки и практику терроризма, хотя у современного террора уже нет его прежней идеологической оболочки и направленности.     Террористы были всегда. От самой ранней террористической группировки – секты сикариев– действующей в Палестине в I веке новой эры и истреблявшей представителей еврейской знати до «Террористической фракции» партии «Народная воля» и национально-освободительных движений нашего времени.      

Из вышеизложенного следует, что история терроризма происходит от древности до нашего времени. Цели и мотивы данного явления всегда изменялись, но последствия, как физические, так и психологические, всегда пагубно влияли на все человечество, в общем.  Изучению проблем терроризма посвящено много работ таких отечественных авторов как  Н.В. Жданов, К.Н. Салимов, Д.В. Ольшанский и др.

Терроризм сегодня – это мощнейшее оружие, инструмент, используемый не только в борьбе против власти, но очень часто – и самой властью для достижения своих целей. Современный терроризм выступает в форме: международного терроризма (террористические акты, имеющие международный масштаб); внутриполитического терроризма (террористические действия, направленные против правительства, каких-либо политических группировок внутри стран, или имеющие цель дестабилизации внутренней обстановки); уголовного терроризма, преследующего чисто корыстные цели.     Наиболее опасным проявлением современности стал международный терроризм, который в последнее время представляет реальную угрозу не только для отдельных государств, но и для международного мира и безопасности. Большое значение имеют профессиональная квалификация специальных служб, использование ими психологических рекомендаций в области борьбы с терроризмом. Фактором, косвенно способствующим развитию терроризма или блокирующим его, является система отношений к этому явлению в различных общественных группах, позиция средств массовой информации. Поэтому проведение психологических исследований терроризма очень важны не только для государственных структур обеспечивающих безопасность, но и для гражданского населения. Актуальность исследования данной темы обусловлена общественной опасностью на современном этапе развития человечества, вызванной терроризмом и необходимость постоянной борьбы с этим явлением, которая невозможна без проведения психологических исследований по данной теме.

Цель работы состоит в определении психологических закономерностей террористических актов. В соответствии с целью исследования задачи были сформулированы следующим образом:        

1. Провести теоретический анализ литературы по теме психология терроризма;  2. Выявить основные направления изучения проблемы терроризма;  

3. Определить и описать психологические особенности феномена терроризма.


1. ПОНЯТИЕ ТЕРРОРИЗМА

1.1 Определение терроризма

В современном обществе существует множество разнообразных определений терроризма.  Каждый подход, определяя  явление терроризма, задает свою специфику. Поэтому возникает необходимость рассмотреть различные определения понятия терроризм.  В  юридической литературе под терроризмом (от лат. terror – страх, ужас) принято понимать использование насилия или угрозы его применения в отношении отдельных лиц, группы лиц или различных объектов с целью достижения политических, экономических, идеологических и иных выгодных террористам результатов1.      В психологии понятие терроризма понимают как применение крайних форм насилия против граждан ради достижения определенных целей2.  

С точки зрения политической психологии терроризм это форма, метод социально-политической борьбы, осуществляемые путем систематического применения неограниченного насилия или угрозы его применения, вплоть до убийства, в целях устрашения, подавления и уничтожения политических и др. противников3.   

Все эти определения следует понимать как преступное деяние, состоящее в применении насилия или в угрозе насилием в отношении отдельных лиц либо группы лиц, сопровождающееся устрашением населения и преднамеренным созданием обстановки страха, подавленности, напряженности с целью оказания воздействия на принятие решений, выгодных для террористов и отличающееся повышенной общественной опасностью и публичным характером его совершения4.         Из анализа определений можно сделать вывод, что терроризм это в первую очередь преступное деяние. В современной юридической литературе посвященной проблемам терроризма, выделяют следующие отличительные признаки терроризма как преступного деяния.        

Во-первых, чертой терроризма является то, что он порождает высокую общественную опасность, возникающую в результате совершения обще опасных действий либо угрозы таковыми.    

При этом умыслом террориста охватывается причинение смерти лицам, которые захватываются в качестве заложников, находятся вблизи мест взрывов и т.п.   Во-вторых, терроризм отличает публичный характер его исполнения. Другие преступления обычно совершаются без претензии на огласку, а при информировании лишь тех лиц, в действиях которых имеется заинтересованность у виновных. Терроризм же без широкой огласки, без открытого предъявления требований не существует.     В-третьих, отличительной особенностью терроризма является преднамеренное создание обстановки страха, подавленности, напряженности. При этом, создается эта обстановка страха, напряженности не на индивидуальном или узкогрупповом уровне, а на уровне социальном и представляет собой объективно сложившийся социально-психологический фактор, воздействующий на других лиц и вынуждающий их к каким-либо действиям в интересах террористов или принятию их условий. Игнорирование указанных обстоятельств приводит к тому, что к терроризму порой относят любые действия, породившие страх и беспокойство в социальной среде. Однако терроризм тем и отличается от других порождающих страх преступлений, что здесь страх возникает не сам по себе в результате получивших общественный резонанс деяний и создается виновными не ради самого страха, а ради других целей, и служит своеобразным объективным рычагом целенаправленного воздействия, при котором создание обстановки страха выступает не в качестве цели, а в качестве средства достижения цели. Таким образом, создание обстановки страха есть выражение терроризма, проявление его сути, а не его конечная цель.    В-четвертых, при совершении терроризма общеопасное насилие применяется в отношении одних лиц, а психологическое воздействие в целях склонения к определенному поведению оказывается на других лиц, т.е. насилие здесь влияет на принятие решения потерпевшим опосредованно – через выработку волевого решения самим потерпевшим лицом вследствие созданной обстановки страха, и выраженных на этом фоне стремлений террористов5.  

При разработке проблемы сущности терроризма возникают определенные трудности. Так, Г.В. Овчинникова отмечает, что главным фактором, затрудняющим единый подход к определению терроризма и его юридическому оформлению, и, таким образом, затрудняющим выработку согласованных международных мер по борьбе с ним, является крайняя политизированность оценок6.          Еще одним фактором, затрудняющим разработку проблемы понятия терроризма, является проблема употребления понятия терроризма с понятием террора как синонимов друг друга. Определение понятия терроризм неразрывно связано с понятием террор, но это не слова синонимы. Основной отличительной чертой терроризма является то, что терроризм – это преступление. А террор – способ действия любого субъекта (государства, организации, физического лица) с использованием силы, угрозы, возбуждения страха.  В.П. Емельянов сравнивает понятие “террор” с такими как “агрессия”, “геноцид”, “война”, считая террор массовым насилием, применяемым субъектами власти.      Необходимо учитывать, что близким  по смыслу к терроризму, но все же не совпадающим с ним является террористический акт. Как отмечает В.П. Емельянов, во многих случаях их соотношение нередко представляется как часть и целое, в особенности, когда дело касается реально совершенных насильственных актов, поскольку для признания деяния террористическим актом не обязательно, чтобы оно было совершено общеопасным способом, угрожавшим причинением вреда неограниченному кругу лиц или наступлением иных тяжких последствий. Таким образом, для террористического акта обязательными являются все признаки терроризма, за исключением первого – создания общественной опасности, хотя его присутствие не исключается. При этом, по мнению автора, во всей своей совокупности терроризм и террористический акт составляют более общее понятие – “преступления террористического характера в узком или собственном смысле слова” или “терроризм в широком смысле слова”7.       Необходимо отметить, что в отечественной юридической литературе терроризм рассматривается как крайняя форма проявления экстремизма. Под экстремизмом в российской правовой доктрине понимается:  

1) деятельность физических лиц и различных организаций (религиозных, общественных и т.д.) по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности России, подрыв безопасности РФ, захват или присвоение властных полномочий, создание незаконных вооруженных формирований, осуществление террористической деятельности и т.д.;           

2) пропаганда и публичная демонстрация нацистской и сходной с ней атрибутики или символики;           

3) публичные призывы к указанной деятельности;     

4) финансирование указанной деятельности8.      

Таким образом,  определение понятия терроризма является одной из сложных проблем мировой науки и практики борьбы с преступностью. В настоящее время существует огромное количество понятий терроризма, ни одно из которых не признано общепринятым. Такое положение обусловлено как сложностью самого явления, которым является терроризм, так и факторами субъективного характера, существующими на внутригосударственном и международном уровнях.

1.2 Подходы к изучению проблемы терроризма

В настоящее время существует несколько основных подходов к изучению феномена терроризма. Основным направлением в изучении психологии терроризма выступает системный подход (Н. Винер, У. Эшби, Л. Берталанфи, О. Ланге). Системный подход к исследованию дает возможность совершенствовать процесс разработки эффективных социальных технологий направленных на минимизацию влияния терроризма на современное общество. Минимизация влияния терроризма на современное общество способствует развитию культуры, экономики в местном и мировом масштабе, что способствует поддержанию политического, экономического, социального равновесия на земле9.   Так же применяется структурно-функциональный подход. Основными принципами структурно-функционального подхода (Д. Истон, С. Липсет) является использование накопленных знаний в данной сфере для выявления функционального содержания феномена терроризма10.     

Параллельно в современных исследованиях психологии терроризма используется метод сравнительного анализа (С. Либерсон, М. Армер), который позволил при изучении теоретического и эмпирического материала соотнести в описании изучаемого явления различные по своим исходным основаниям теоретические подходы. Терроризм изменяется с течением времени и развивается количественно и качественно. Сравнительный анализ позволяет проследить начало террористической агрессии, прогнозировать ее направления и развитие. Это позволяет избежать нежелательных и негативных последствий в государстве, регионе, планете11.        

Однако, несмотря на наличие большого количества научных работ, посвященных интерпретации терроризма как психологического, так и   политического феномена, тема далеко еще не исчерпана. Терроризм быстро меняет свои идеологические, институциональные и процессуальные проявления, поэтому существует необходимость его дальнейшего изучения как фактора психологической дестабилизации современного общества.

 

1.3 Типы террористических актов

Учитывая бесконечное многообразие, смыкание и переплетение различных форм терроризма, его классификация является непростой задачей. Зарубежные и отечественные философы, политологи, историки, систематизируют и классифицируют терроризм, предлагая специфические критерии классификации, что отражает сложность этого явления. Политолог Д.В. Ольшанский к наиболее “крупным” видам терроризма относит: политический (террористические действия разного рода, имеющие целью оказание влияния на политических лидеров, власти или проводимую ими политику, вынудить те или иные политические действия или властные решения), информационный (прямое воздействие на психику и сознание людей в целях формирования нужных мнений и суждений, определенным образом направляющих поведение людей), экономический (различные дискриминационные экономические действия, имеющие целью оказание влияния на экономических конкурентов, социальные группы и слои населения, а также на государства и их лидеров с целью достижения конкретных экономически выгодных для террористов решений) и социальный (бытовой) терроризм (разгул уличной преступности, нарастающий криминалитет, общая социальная нестабильность и массовая бытовая неустроенность)12.  Л.В. Сердюк выделяет бескорыстный терроризм, в качестве примера которого называет деятельность русских революционеров-террористов в начале XX века. При этом, по мнению автора, очевиден положительный момент фанатической деятельности революционеров-террористов – он в их бескорыстии, в стремлении к социальной справедливости для всех людей государства.         В юридической литературе выделяют технологический терроризм, под которым понимают незаконное использование ядерного, химического, бактериологического (биологического) оружия или его компонентов, ядерных, радиоактивных, высокотоксичных химических веществ, патогенных микроорганизмов, а также выведение из строя, разрушение или захват ядерных, химических или иных объектов, систем жизнеобеспечения городов и промышленных центров для достижения политических, экономических и иных целей13.  По мнению В.В. Лунеева существующий терроризм можно подразделить на: политический; международный; национальный и религиозный; государственный; стихийный и организованный; воздушный; уголовный14.

По мнению И.В. Сыромятникова можно выделить как минимум три важных направления:            

а) борьба против правительства своей страны,      

б) борьба за национальное самоутверждение,       

в) религиозный терроризм15.        

Однако Г.В. Овчинникова наиболее точно классифицирует терроризм на следующие самостоятельные виды.        

По территориальному признаку:

  1.  международный;
  2.  внутригосударственный;

По характеру субъекта террористической деятельности, терроризм делится на:  1. Неорганизованный или индивидуальный.      

В этом случае теракт (реже, ряд терактов) совершает один-два человека, за которыми не стоит какая-либо организация. Индивидуальный терроризм наиболее редкое явление в современном мире;       

2. Организованный, коллективный – террористическая деятельность планируется и реализуется специальной организацией. Организованный терроризм – самый распространенный современном мире.

По своим целям терроризм делится на:        

1. Националистический – преследует сепаратистские или национально освободительные цели;           

2. Религиозный – связан либо с борьбой приверженцев одной религии с приверженцами другой, либо преследует цель подорвать светскую власть и утвердить власть религиозную.          

3. Идеологически заданный, социальный – преследует цель коренного или частичного изменения экономической или политической системы страны. Иногда это вид терроризма называют революционным. Примером идеологически заданного терроризма служат – анархистский, эсеровский, фашистский, европейский «левый» терроризм и др.   Так же анализируя методы террористической деятельности, Н. Пуховский  дает классификацию форм проявления терроризма.     

1. Индивидуальный террор или политические убийства – чиновников, общественных деятелей, банкиров, сотрудников правоохранительных органов и т.д.    

2. Политические похищения. Как правило, похищают крупных государственных деятелей, промышленников, журналистов, военных, иностранных дипломатов и т.д. Цель похищения – политический шантаж (требования выполнения определенных политических условий, освобождения из тюрьмы сообщников, выкуп и т.д.)      3. Использование в террористических целях взрывных устройств. Причины, по которым террористы отдают предпочтение использованию взрывных устройств, очевидны: в результате взрыва обеспечивается “эффективность” терракта, т.е. наносится значительный ущерб. Необходимо отметить особую опасность рассматриваемого способа совершения терракта. Информация о таких преступлениях, угроза их повторения и высокая вероятность использования террористов-самоубийц оказывает серьезное психологическое воздействие на различные группы населения.        

4.Угон воздушного судна и иное преступное вмешательство в деятельность гражданской авиации. Эта форма терроризма (угон, взрыв воздушных судов) приводит к значительным человеческим жертвам и приковывает к себе внимание средств массовой информации. Этим объясняется то, что значительная часть террористических актов составляют захваты, угоны, уничтожения воздушных судов и иные посягательства на безопасность гражданской авиации.   

5. Захват и угон морского судна, и иное преступное вмешательство в деятельность международного судоходства.      

6. Захват заложников16.       

Существенное значение имеют мотивы и цели преступников. В ряде случаев лица, захватывающие заложников, вдвигают “комбинированные” требования: выплата выкупа и выполнение требований политического характера. Между тем, террористы, психика которых нарушена, способны на иррациональные, непредсказуемые поступки, что должно учитываться при переговорах с ними, подготовке и проведении акций освобождения заложников. Террористы прекрасно понимают, что у них не всегда есть необходимость в массовых убийствах людей. Желаемого результата можно достигнуть, если будет создана иллюзия, например, обладания смертоносным оружием и готовности его применения. Таким образом, путем психологического шантажа, оказывается давление на общественность17.  Такова краткая характеристика основных видов терроризма и проявления его форм. Следует отметить, что при всем многообразии этих видов и форм, терроризм преследует одну цель – сделать власти и людей заложниками своих интересов, вызвав у населения чувство страха, паники, незащищенности.


2. ПСИХОЛОГИЯ ТЕРРОРИЗМА

2.1 Психологические предпосылки возникновения терроризма

Успех борьбы с тем или иным общественно – опасным явлением в значительной степени зависит от понимания его сущности и причин возникновения. Особого внимания в изучении терроризма заслуживают психологические предпосылки этой проблемы. Существует множество исследований по данной теме. Основными исследователями определения и классификаций  терроризма являлись  такие ученые, как Гончаров С.А., Сыромятников И.В., Ольшанский Д.В..         

В переходном периоде жизни той или иной страны, отягощенной экономическим кризисом, возникает психическое напряжение в обществе, и могут создаться условия для социального противостояния, сформироваться особое состояние массового сознания, для которого характерна неадекватная оценка реальной действительности, широкое распространение могут получить настроения неуверенности, социального страха, озлобленности и агрессивности. При таких обстоятельствах легко воспринимаются экстремистские призывы к акциям социального протеста. Когда это еще дополняется слабостью государственной власти, ее неспособностью обеспечить физическую безопасность личности и ее имущества, культ насилия начинает прокладывать себе дорогу, и терроризм в этих условиях становится неотъемлемой частью менталитета общества.  

В своих исследованиях К.Н. Салимов выделяет следующие основные социально-психологические причины, порождающие терроризм:

  •   низкая эффективность работы государственного аппарата и правоохранительных органов, отсутствие эффективных механизмов правовой защиты населения;
  •   ожесточенная борьба за власть политических партий либо общественных объединений, преследующих политические цели, либо отдельных групп, лидеры которых преследуют узкоэгоистические цели;
  •   снижение эффективности функционирования защитных механизмов в сфере нравственности и морали, утрата ориентиров в воспитательной работе, в первую очередь среди молодежи;
  •   нарастание тенденции к разрешению возникших противоречий и конфликтов силовым способом (ежегодный рост количества заказных убийств и др.);
  •   усиление социальных противоречий под влиянием растущей преступности, особенно организованной, которая сама по себе создает систему защиты от правоохранительных органов и контроля со стороны общества18.

Среди всех предпосылок терроризма место психологических предпосылок является одним из основных, т.к. основу психологического познания терроризма составляет анализ психологических мотивов этого преступления.        Имеется в виду, не внешние видимые причины поведения отдельных лиц, совершающих террористические акты, а собственно мотивы – как смысл, субъективное значение такого поведения. Главный вопрос, возникающий здесь, видится в следующем: в чем выигрыш, в первую очередь психологический, от совершения соответствующих действий для самого виновного, в том числе и в тех случаях, когда он действует за материальное вознаграждение. Последнее обстоятельство выделено в связи с тем, что корыстные стимулы лишь внешне выглядят естественными мотивами, а под ними, в глубине, на бессознательном уровне, функционируют еще и другие, не менее мощные побуждения, которые достаточно часто являются ведущими мотивами. Следовательно, мотив – это не то, что лежит на поверхности, не то, что может объяснить сам преступник, и не то, разумеется, что указанно в приговоре19.

Таким образом, следует, что корни терроризма лежат не только в психологии, но и в политических, экономических и иных социальных отношениях. Терроризмом занимаются люди не в силу психологических аномалий, хотя последние, как уже отмечалось, могут иметь место и их наличие дает возможность глубже понять личность террористов, особенно непосредственных исполнителей, сколько аномалий политических, экономических, территориальных, идеологических, религиозных и т.п. Разрушая и убивая, террористы преследуют отдаленные цели, а сами убийства и взрывы рассматриваются ими лишь как средства достижения целей.

 

2.2 Психологические последствия террористических актов

Терроризм не проходит бесследно. После него всегда остаются последствия. Одним из видов последствий терроризма являются психологические последствия. Данной проблемой занимались Пуховский Н.Н., Ольшанский Д.В. и др.     Под психологическими последствиями терроризма следует  понимать негативное влияние на эмоциональное и психическое здоровье человека. Этому виду последствий, прежде всего, подвержены жертвы террористического акта.      Под жертвой террористического акта принято понимать  лицо (или группу лиц), перенесшее непосредственно посягательство на свои основные права со стороны другого лица (или группы лиц), действующего сознательно. Психология жертв террора складывается из пяти основных слагаемых. Они могут быть выстроены хронологически. Это страх, сменяемый ужасом, вызывающим либо апатию, либо панику, которая может смениться агрессией. Мужчины и женщины в качестве жертв террора ведут себя по-разному. Определенные поведенческие различия связаны с уровнем образования, развитостью интеллекта и уровнем благосостояния человека (чем меньше у него есть чего терять, тем больше склонность к хаотичному, непродуктивному протесту). Спустя время после террористического акта у его жертв и свидетелей сохраняется психопатологическая симптоматика - прежде всего, в виде отложенного страха, а также разного рода фобий и регулярных кошмаров. Следует учесть, что у 40% жертв террористов ухудшается психическое здоровье. Психологическая помощь требуется 20% спасателей. Так же последствия терроризма отличаются тем, что может пройти несколько лет, прежде чем жертва осознает наличие у себя психической травмы, как последствие террористического акта и обратится за помощью.

Классификация последствий, переживаемых  жертвами терроризма:

  •   уникальность переживания: существует мало ситуаций в жизни, в которых человек переживает то же самое;
  •   ужасна мысль, что ты играешь роль пешки в игре, находящийся вне их контроля, вне их понимания;
  •   жертва ощущает себя униженной и не имеющей никакой ценности;
  •   между жертвой и террористом иногда устанавливаются зависимость, и жертва видит в террористе своего защитника («Стокгольмский синдром»). Для жертвы такая связь выполняет защитную функцию, облегчая чувство страха и беспомощности. Тем не менее, после инцидента эта зависимость может превратиться в источник вины, что может свести на нет все попытки лечения;
  •   ситуация, включает в себя элемент полной неожиданности, что не может не вызывать сильное чувство беспомощности и беспокойства20.

Последствия травматического стресса у жертв терроризма бывают различного характера и проявляются по-разному.

  •  Психологические - снижение самооценки, уровня социальной адаптированности и фрустрационной толерантности.
  •  Физиологические - преобладание тонуса симпатической нервной системы над парасимпатической, изменение гемодинамики.
  •  Эндокринные - повышение активности симпатико-адреналовой и гипоталамо-гипофизарной надпочечниковой систем.
  •  Метаболические - повышение в крови транспортных форм жира, сдвиг липопротеидного спектра в строну атерогенных фракций21.

Таким образом, профилактика последствий терроризма играет исключительно важную роль в изучении феномена терроризма. Психологические последствия терроризма это то, что не проходит бесследно для жизни человека и его и психического здоровья.

2.3 Роли участников террористического акта

На примере террористического акта с захватом заложников его участники подразделяются на террористов и их жертв22.Под террористом принято понимать лицо, принимающее участие в осуществлении террористической деятельности в любой форме. Несмотря на многочисленные исследования, проводимые зарубежными и отечественными специалистами, террористы не попадают в специфическую диагностико–психиатрическую категорию. Большая часть сравнительных исследований не обнаружила никакой явной психической ненормальности террористов. Тем не менее, продолжаются попытки выявить специфическую личностную предрасположенность у людей, становящихся на путь терроризма. Среди членов террористических групп наблюдается значительная доля озлобленных паранойяльных индивидов. Общая черта многих террористов – тенденция к поиску вовне источников личных проблем. Хотя эта черта не является явно паранойяльной, имеет место сверхсосредоточенность на защите Я путем проекции. Другие характерные черты – постоянная оборонительная готовность, чрезмерная поглощенность собой и незначительное внимание к чувствам других. Была обнаружена психодинамика, сходная с той, которая обнаружена в случаях, граничащих с нарциссическими расстройствами23.   Так же следует отметить, что террорист лишен таких проблем и выступает как бездушная «деструктивная машина». Психологический анализ позволяет выделить три наиболее ярких варианта такой «террористической машины». «Синдром зомби» – состояние постоянной боеготовности, своего рода «синдром бойца», нуждающегося в непрерывном само­утверждении и подтверждении своей состоятельности. Он присущ террористам–исполнителям, боевикам низшего уровня. «Миссионерство» – основной психологический стержень «синдрома Рэмбо». «Рэмбо» не может (хотя и умеет) убивать «просто так» – он обязательно должен делать это во имя чего–то высокого. Поэтому ему приходится все время искать и находить те или иные, все более сложные и рисковые, «миссии». К основным психологическим характеристикам «синдрома камикадзе» прежде всего относится экстремальная готовность к самопожертвованию жизнью. Преодоление страха смерти вполне возможно за счет изменения отношения к жизни. Стоит перестать рассматривать жизнь как некую свою собственность, как страх смерти проходит.  Ну а теперь рассмотрим пострадавших от террористических действий заложников, а также невольных свидетелей, оценивая общие психологические черты разных типов жертв террора.       

Первая группа лиц, вовлеченных в террор, – близкие родственники заложников и «пропавших без вести» (предположительных заложников) – внезапно оказались в ситуации «психологического раскачивания»: они метались от надежды к отчаянию. Все эти люди обнаружили острые реакции на стресс с характерным сочетанием целого комплекса аффективно–шоковых расстройств (горя, подавленности, тревоги), паранойяльности (враждебного недоверия, настороженности, маниакального упорства) и соматоформных реакций (обмороков, сердечных приступов, кожно–аллергических высыпаний). В силу мощного отрицательного аффекта они заражали значительную часть благополучного населения города (которых непосредственно не коснулся террористический акт) негативными эмоциями, а также сомнениями в отношении возможности эффективной помощи и искреннего сочувствия со стороны людей, специально приехавших в город для ликвидации чрезвычайной ситуации. Основными индукторами такого рода эмоциональных состояний стали пожилые родственники заложников, у которых ресурсы адаптации были объективно снижены и которые в силу этого вызывали повышенное сочувствие к себе, а также чувство самоупрека у относительно благополучных соседей.

Состояние представителей второй группы – только что освобожденных заложников – определялось остаточными явлениями пережитых ими острых аффективно–шоковых реакций. В клинико–психологическом плане это была достаточно типичная картина так называемой адинамической депрессии с обычно свойственными ей «масками» астении, апатии. Характерным было нежелание вспоминать пережитое, стремление «скорее приехать домой, принять ванну, лечь спать и все забыть, поскорее вернуться к своей обычной жизни». Особо отметим навязчивое желание поскорее «очиститься», в частности «принять ванну», – оно было особенно симптоматичным и высказывалось многими освобожденными заложниками24.   

Роли между участниками террористического акта распределены следующим образом: жертвы, террористы, ликвидаторы. Следует отметить, что сценарий террористического акта принадлежит террористам, а жертвы являются способом достижения их целей. Целям террористов препятствуют  антитеррористические группы.

2.4. Основные направления психологических исследований по проблеме терроризма

Психологи должны прямо участвовать в практической работе по предотвращению причин, хода и результатов террористического поведения. Следует выделить основные направления современных психологических направлений в изучении терроризма.    Первое — фундаментальный подход, то есть понимание самой природы терроризма. Здесь должны довольно мирно уживаться и даже интегрироваться представления самых разных наук, школ и концепций. Теоретические и методологические основы феномена терроризма были созданы в работах как зарубежных, так и отечественных мыслителей: Н.В. Жданова, Е.Г. Ляхова и других. Свой вклад в развитие представлений о функционировании терроризма в России внесли такие ученые, как К.Н. Салимов, Э.Г. Гайдук, Е.И Степанов и другие.           

Второе направление должно отталкиваться от некоторых фундаментальных представлений о терроризме и «зондировать» его средствами отдельных наук. Например, социальные основы существования терроризма выявляют П.Кларк, М.С.Комаров в своих исследованиях.    

Третье направление — тактическое противостояние конкретной террористической активности. Как правило, его представители — граждане, ставшие объектами террористической деятельности, сотрудники силовых министерств, по долгу службы оказывающиеся лицом к лицу с террористами, совершенными ими актами и их последствиями. Для них это не предмет абстрактного размышления о многовековой низменной природе человека, но люди и действия «здесь» и «теперь»25.     К сожалению, опыт, полученный при изучении механизма совершения террористических акций и тактик проведения специальных операций, остается недоступным для широкого осмысления26.       


Заключение 

В настоящее время тема терроризма широко обсуждается в СМИ, проводятся отечественные и зарубежные исследования в области социологии, психологии. Однако для эффективного противодействия терроризму необходима разработка и реализация комплексной программы, включающей политический, социальный, экономический, правовой, идеологический, ну и конечно психологический аспекты. В ней непременно должны быть учтены интересы населения, проблемы и потенциал терроризма во всем мире. Нужны также взаимодействие и координация всех сил общества, заинтересованных в решении этой актуальной проблемы. Данной проблемой в разное время занимались и занимаются такие ученые как Гончаров С.А., Степанов Е.И., Ольшанский Д.В.

Сложность в изучении проблемы терроризма заключается в отсутствии единого подхода к изучению феномена терроризма и психологических особенностей данного явления. Так же затрудняет изучение психологических закономерностей данного явления то, что терроризм развивался от древних веков до нашего времени и его цели и задачи уже довольно давно утратили свой прежний характер.

Отличительными особенностями терроризма как преступного деяния является высокая общественная опасность, которую он порождает, публичный характер его исполнения, преднамеренное создание обстановки страха и напряженности в обществе.

Терроризм принято различать на различные виды по территориальному признаку, по характеру субъекта террористической деятельности, по своим целям. Однако при всем многообразии видов терроризма, споры по проблемам его классификации свидетельствует о необходимости дальнейшего его изучения.

Основу психологического познания терроризма составляет анализ психологических мотивов и причин этого явления.

Причин, порождающих терроризм огромное множество. Важное место среди классификации данных причин занимают психологические причины. Основными социально-психологическими причинами, порождающими терроризм, являются усиление социальных противоречий, низкая эффективность работы государственного аппарата и правоохранительных органов и т.д..

Однако терроризм не проходит бесследно и  одним из основных видов последствий терроризма являются психологические последствия, основой которых является травматический стресс полученный жертвой при террористическом акте, не говоря уже о смерти. Последствия травматического стресса у жертв терроризма бывают различного характера (психологические, физиологические, эндокринные и т.д.) и проявляются по- разному.

Поэтому их изучение играет огромную роль для ликвидации последствий терроризма. Психологические последствия, наблюдаемые у участников террористического акта, проявляются не только в их личности, но и в семьях и окружающем обществе.

Таким образом, современное состояние борьбы с проявлениями терроризма вышло на качественно новый уровень и получило новые установки на тесное сотрудничество с другими странами и международными организациями не только на ведомственном, но и государственном уровнях.

Все вышеизложенное не должно пугать людей, а направить их на поиски решения  проблемы терроризма. Начать здесь необходимо с психологии терроризма, поскольку она мало изучена, чтобы понять цели и задачи террористов. Для этого разработать и осуществлять комплекс мер по предотвращению террористических актов, оказание помощи жертвам и членам их семей, ведение специальной пропагандистской работы с населением, подготовка специализированных подразделений для ликвидации террористических актов и их последствий.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Аракелов Г.Г. Стресс и его механизмы// Вестник МГУ, сер.14., Психология, 1995, №4., С.47
  2.  Белая книга Российских спецслужб. М., 1995.
  3.  Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева. - 3-е изд., доп. и перераб. М., 2003.
  4.  Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб.: Питер, 2006
  5.  Винер Н. Кибернетика. – М.: Наука, 1985.
  6.  Глоссарий по политической психологии. – М., 2003 г.
  7.  Гончаров С.А. Особенности терроризма в Белоруссии //Актуальные проблемы Европы. Проблемы терроризма. Вып. 4. М., 2004. С.181
  8.  Давыдов Ю.Е. Терроризм в современном мире. – М.: Наука, 2008, С. 362
  9.  Емельянов В.П. Терроризм в современном мире М. 2008, С.362
  10.  Истон Д. Системный анализ политической жизни, М.1965
  11.  Кожушко Е.А.  Современный терроризм. Анализ основных направлений. – Мн.: Харвест, 2000. – С. 423
  12.  Краткий психологический словарь / Под редакцией П. Юдина. Издание  4-е, доп. и испр. М. 1954, С. 236
  13.  Лунеев В.В. Виды современной опасности. СПб: 2005
  14.  Ольшанский Д.В. Психология терроризма. – СПб.: Питер, 2002.
  15.  Овчинникова Г.В. Терроризм. - С-Пб., 1998.
  16.  Пергаменщик Л. А. Кризисная психология М. 2004 с.93-94.
  17.  Пуховский В.Н. Жертвы терроризма М.,2000
  18.  Пуховский В. Н. Психотравматические последствия чрезвычайных ситуаций. - М.: Академический проект, 2000. - С. 73.
  19.  Салимов К.Н. Современные проблемы терроризма. М., 1999. с. 34-35.
  20.  Степанов Е.И. Современный терроризм: состояние и перспективы. М.: Эдиториал УРСС, 2000.
  21.  Сыромятников И.В. Терроризм – зло. М.: ОПСС, 2008
  22.  Терроризм: психологические корни и правовые оценки // Государство и право. 1995. №4. с.24-25
  23.  Черненилов В. И., Психологи о терроризме//Психологический журнал 1995, №4

1 Большой юридический словарь, под ред. А.Я. Сухарева. - 3-е изд., доп. и перераб. М., 2003.

2 Краткий психологический словарь / Под редакцией П. Юдина. Издание  4-е, доп. и испр. М. 1954, С. 236

3 Глоссарий по политической психологии. – М., 2003 г.

4 Ольшанский Д.В. Психология терроризма. – СПб.: Питер, 2002.

5 Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб.: Питер, 2006

6 Овчинникова Г.В. Терроризм. - СПб., 1998.

7 Емельянов В.П. Терроризм в современном мире М. 2008, С.362

8 Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб.: Питер, 2006

9 Винер Н. Кибернетика. – М.: Наука, 1985.

10 Истон Д. Системный анализ политической жизни, М.1965

11 Степанов Е.И. Современный терроризм: состояние и перспективы. М.: Эдиториал УРСС, 2000.

12 Ольшанский Д.В. Психология терроризма. – СПб.: Питер, 2002.

13 Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб.: Питер, 2006

14 Лунеев В.В. Виды современной опасности. СПб: 2005

15 Сыромятников И.В. Терроризм – зло. М.: ОПСС, 2008

16 Пуховский В. Н. Психотравматические последствия чрезвычайных ситуаций. - М.: Академический проект, 2000. - С. 73.

17 Белая книга Российских спецслужб. М., 1995.

18 Салимов К.Н. Современные проблемы терроризма. М., 1999. с. 34-35.

19 Степанов Е.И. Современный терроризм: состояние и перспективы. М.: Эдиториал УРСС, 2000.

20 Пергаменщик Л. А. Кризисная психология М. 2004 с.93-94.

21 Аракелов Г.Г. Стресс и его механизмы// Вестник МГУ, сер.14., Психология, 1995, №4., С.47

22 Давыдов Ю.Е. Терроризм в современном мире. – М.: Наука, 2008, С. 362

23 Терроризм: психологические корни и правовые оценки // Государство и право. 1995. №4. с.24-25

24 Пуховский В.Н. Жертвы терроризма М.,2000

25 Кожушко Е.А.  Современный терроризм. Анализ основных направлений. – Мн.: Харвест, 2000. – С. 423

26 Черненилов В. И., Психологи о терроризме//Психологический журнал 1995, №4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52529. Дисидентський рух на Україні в період загострення кризи радянської системи (ІІ половина 60-х – початок 80-х років) 152 KB
  Стус Мета: освітня познайомити учнів із методами боротьби дисидентів проти тоталітарного режиму на Україні із формами переслідувань радянською владою інакодумців людей що викривали злочини СРСР і критикували політичний курс тоталітарного суспільства; розвиваюча зясувати які проблеми піднімали українські дисиденти у своїй діяльності яким чином поширювали інформацію про тоталітарну систему в СРСР простежити розвиток дисидентства на Україні від часу виникнення до його апогею...
52530. Дисидентський рух 60-х – 80-х рр. ХХ ст. в Україні 1.09 MB
  Мета: розкрити процес зародження дисидентського руху; зясувати мету та основні цілі дисидентів; ознайомити школярів із провідними учасниками дисидентського руху; розглянути причини придушення дисидентства; розвивати вміння синтезувати матеріал; критично оцінювати історичні події; виховувати в учнів почуття патріотизму інтерес та повагу до історичного минулого своєї країни до борців за незалежність України. Оголошення теми та завдань уроку План до уроку Зародження дисидентського руху Мета та основні цілі дисидентів Діяльність...
52532. Meet Disney Heroes 92.47 KB
  T: (divides pupils into two teams. Teams choose the names for them). Now I’m going to tell you the names of some colour and you will pick up the flag with this colour.) Each pupil can get one point for his team.
52533. THE MAGIC WALT DISNEY WORLD 2.04 MB
  It’s the Main Street. But we can’t go. We don’t know the names of cartoons in English. You can get 1 ball. Let’s underline the letter combinations and read them correctly. (дети подчеркивают и читают хором за учителем)
52534. W.Disney and His Amusement Park - Disneyland 61 KB
  The topic of our today’s lesson is “Walt Disney and His Amusement Park – Disneyland” and “The Past Indefinite Tense”. By the end of the lesson you should be able: 1. To talk about Walt Disney and his amusement park Disneyland, using active vocabulary.
52535. Складання розповіді за художньою картиною В. Хабарова „Портрет дівчинки” 529 KB
  Діти пропоную вам розглянути ось цу картину. Діти ви розглянули картину російського художника В. Де розмістив художник героїню Якою вона зображена Діти пригадайте свої відчуття коли ви захоплено читаєте або щось майструєте або малюєте. Діти у парах відновлюють розповідь за картиною.
52536. Проект «Я дитина всесвіту» 947.5 KB
  Вірно діти це вода. В казках мертва вода заживляла рани. Глибока вона там а вода знай в ній холодна джерельна студена. Журавель напоїв хлопчика джерельною водою а потім на своїх широких крилах відніс хлопчика додому і сказав: Запамятай вода жива її треба берегти Хлопчик подякував і повторив: вода жива.
52537. Всі ми родом із дитинства. Подорож в українську минувшину. Живопис на склі «Ікона святого Миколая» 87.5 KB
  Миколай народився в Патарі тепер Туреччина біля 280 р. Миколай і потайки вечором кинув у відкрите вікно кімнати мішечок з золотом. І знову Святий Миколай підкинув торбинку грошей так щоб ніхто того не бачив. Коли прийшов час наймолодшій дочці виходити заміж а грошей не булоі її чекала неволя батько дівчат заховався біля хати; і коли Святий Миколай кинув знову мішечок з золотом батько схопив його за руку.