86520

Разработка направлений совершенствования комплекса маркетинга на предприятии ОАО «БелАЗ»

Курсовая

Маркетинг и реклама

Методика исследования основана на использовании контент–анализа различных источников научной и специальной литературы, выставочных изданий и документации, различных опросов. Исследование, а также систематизация и анализ статистических материалов, отчетных материалов предприятия...

Русский

2015-04-08

459.5 KB

17 чел.

РЕФЕРАТ

Курсовой работы Небышинец Е.Н.

«Комплекс маркетинга и его инструменты»

Объём работы 45 с., 2 рис., 5 табл., 20 наим. лит.

Ключевые слова: маркетинг, комплекс маркетинга, товарная полтика, ценовая политика, сбытовая политика, коммуникационная политика.

Объект исследования – ОАО «БелАЗ».

Предмет исследования – комплекс маркетинга предприятия ОАО «БелАЗ».

Целью курсовой работы является разработка направлений совершенствования  комплекса  маркетинга на предприятии ОАО «БелАЗ».

Следует отметить, что данная тема раскрыта в научной и периодической литературе в объеме, достаточном для написания курсовой работы. При написании работы информационной базой послужили отечественная и зарубежная литература, справочники, статистические данные, а также материалы периодической печати.

Методика исследования основана на использовании контент–анализа различных источников научной и специальной литературы, выставочных изданий и документации, различных опросов. Исследование, а также систематизация и анализ статистических материалов, отчетных материалов  предприятия, литературных источников были выполнены самостоятельно на основе изученного теоретического материала и проведенного практического анализа.

Область возможного практического применения:  учебный процесс, предприятия Республики Беларусь.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетноаналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

(подпись студента)

ОГЛАВЛЕНИЕ

[1] РЕФЕРАТ

[2] ОГЛАВЛЕНИЕ

[3]
СТРУКТУРА КОМПЛЕКМСА МАРКЕТИНГА

[3.1] Маркетинг в предпринимательской деятельности

[3.2] Цели и задачи маркетинговой деятельности предприятия

[3.3] Комплекс маркетинга, его сущность и необходимость разработки

[4]
АНАЛИЗ КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГА НА ОАО «БЕЛАЗ»

[4.1] Организационно – экономическая характеристика предприятия

[4.2] Комплекс маркетинга на предприятии

[5]
РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВАНИЮ КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГА НА ОАО «БЕЛАЗ» И ИХ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

[5.1] Основные направления совершенствования комплекса маркетинга на предприятии

[5.2] Экономическое обоснование предложенных мероприятий

[6]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

[7]
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ

В условиях современного развития белорусской рыночной экономики становится все более необходимым изучение маркетинговой деятельности на предприятиях.

Маркетинг – это система управления и организации по разработке, производству и сбыту товаров или предоставлению услуг, базирующаяся на комплексном учете происходящих на рынке процессов, ориентированная на удовлетворение личных или производственных потребностей и обеспечивающая достижение целей фирмы. Теория и практика маркетинга имеют своей отправной точкой, следующий главный тезис: «Производить то, что покупается, а не навязывать покупателям то, что производится».

Основная цель маркетинга заключается в обеспечении развития предприятия путем проведения эффективной маркетинговой политики.

Проблема исследования состоит в том, что не каждое предприятие может своевременно и быстро реагировать на изменения рыночной ситуации, что в большей степени зависит от эффективной работы комплекса маркетинга на предприятии и службы маркетинга.

Актуальность исследуемой проблемы состоит в том, что в настоящее время предприятия не могут нормально функционировать без маркетинговой службы, без разработки комплекса маркетинга в организации. Каждому предприятию необходимо знать какую продукцию, в каком объеме, где, когда и по каким ценам нужно производить. Каждое предприятие должно ориентироваться на потребителей. Чем лучше разработан на предприятии комплекс маркетинга, тем эффективнее будет и его деятельность. Для эффективной разработки комплекса маркетинга нужно изучать спрос на продукцию, рынки её сбыта, их ёмкость, реальных и потенциальных конкурентов. С помощью маркетинговой деятельности ведется постоянный поиск новых рынков, потребителей, новых видов продукции и услуг, способствующих обеспечить предприятию наибольший уровень прибыли. Комплекс маркетинга выступает в роли инструмента регулирования производства и сбыта.

Объект исследования – ОАО «БелАЗ».

Предмет исследования – комплекс маркетинга предприятия ОАО «БелАЗ».

Целью курсовой работы является разработка направлений совершенствования  комплекса  маркетинга на предприятии ОАО «БелАЗ».

Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

  •  изучить теоретические аспекты комплекса маркетинга на предприятии;
  •  провести анализ существующего комплекса маркетинга на предприятии ОАО «БелАЗ»;
  •  разработать предложения по совершенствованию комплекса маркетинга на предприятии и определить х экономическую эффективность.

Следует отметить, что данная тема раскрыта в научной и периодической литературе в объеме, достаточном для написания курсовой работы. При написании работы информационной базой послужили отечественная и зарубежная литература, справочники, статистические данные, а также материалы периодической печати.

Методика исследования основана на использовании контент–анализа различных источников научной и специальной литературы, выставочных изданий и документации, различных опросов. Исследование, а также систематизация и анализ статистических материалов, отчетных материалов  предприятия, литературных источников были выполнены самостоятельно на основе изученного теоретического материала и проведенного практического анализа.

  1.  
    СТРУКТУРА КОМПЛЕКМСА МАРКЕТИНГА
    1.  Маркетинг в предпринимательской деятельности

Работа предприятия требует совершенствования организации, планирования и управления производственно хозяйственной деятельностью, разработки новых экономических подходов, решения следующих задач:

  •  быстро менять ассортимент изделий, приспосабливаться к запросам различных групп потребителей;
  •  расширять сферу гарантийного послепродажного обслуживания путем создания дополнительных сервисных услуг;
  •  постоянно вести работу по повышению эффективности производства, укреплению конкурентоспособности товаров;
  •  повышать гибкость производства; оперативно внедрять новую технику и технологию;
  •  совершенствовать организацию сбыта продукции путем исследования рынка, стимулирования объема продаж, экономического воздействия на производителя [8, с.34].

Маркетинг и создан для решения этих задач. Маркетинг представляет собой комплекс мер по изучению всех вопросов, связанных с процессом реализации продукции: исследование продукта (услуги, работы); анализ объема товарооборота предприятия; изучение рынка, форм и каналов товародвижения; конкурентоспособность товара; исследование мотивов поведения покупателя, рекламной деятельности; разработка эффективных способов продвижения товаров.

Именно маркетинг как концепция управления деятельностью предприятия в условиях рынка, провозглашающая ориентацию на удовлетворение потребностей покупателей, может и должен помочь небольшим компаниям не только «держаться на плаву», но и успешно функционировать в рыночной среде.

Принцип, заложенный в основу маркетинга, заключается в том, что вся деятельность предприятия, должна ориентироваться на конечную цель – удовлетворение потребностей клиента. Следовательно, действия практически любого предприятия должны быть завязаны на клиента, а персонал обязан понимать, что его работа должна быть направлена на обслуживание клиента. Ведь в широком смысле слова, маркетинг – это наука о том, как продавать товар. Задача номер один в маркетинге – это найти, привлечь и удержать и удержать покупателя, и поэтому любое действие в этом русле можно назвать маркетингом. Для малых и средних предприятий переход к рыночной экономике подразумевает внедрение маркетингового подхода в управление бизнесом, а именно:

  •  переход от управления, ориентированного на производство, к управлению, ориентированному на клиента;
  •  изменение понятия «продукт». Это больше, чем просто продукт, его необходимо рассматривать как набор атрибутов, которые представляют собой решение проблемы клиента в данной отрасли, либо удовлетворение желания или потребности в том случае, если речь идет о потребительском товаре.

Маркетинг – это система управления и организации по разработке, производству и сбыту товаров или предоставлению услуг, базирующаяся на комплексном учете происходящих на рынке процессов, ориентированная на удовлетворение личных или производственных потребностей и обеспечивающая достижение целей фирмы. Рынок в маркетинговом понимании – это совокупность существующих или потенциальных продавцов и покупателей каких–то продуктов, это место, где совершаются сделки. Именно на рынке произведенный продукт и затраченный на него труд доказывают свою социальную значимость, приобретают признание у потребителей. В современном обществе рынок не обязательно имеет физическое месторасположение. Для демонстрации товара, его рекламы, получения заказов широко используются современные средства коммуникаций, без физических контактов с покупателями. На уровне отдельных субъектов хозяйствования маркетинг определяется как цельная система, предназначенная для планирования ассортимента и объема выпускаемых продуктов, определения цен, распределения продуктов между выбранными рынками и стимулирования их сбыта, чтобы достигнутое при этом разнообразие благ приводило к удовлетворению интересов, как производителей, так и потребителей. Данное определение имеет достаточно широкий смысл, так как охватывает деятельность также и некоммерческих организаций [11, с.64].

Таким образом, маркетинг – это деятельность организации в интересах ее клиентов. В более узком, предпринимательском смысле, для коммерческих организаций, руководство которых в качестве главной цели их деятельности провозгласило получение прибыли, а это далеко не всегда так, под маркетингом может пониматься система управления производственно–сбытовой деятельностью организации, направленная на получение приемлемой величины прибыли посредством учета и активного влияния на рыночные условия. Под маркетингом организации понимается деятельность, предпринимаемая с целью создания и поддержания благоприятного имиджа организации.

Маркетинговая деятельность с целью достижения желаемых уровней сбыта на разных рынках должна осуществляться в рамках выбираемой единой концепции. Такая концепция строится на определении потребностей и реальных покупательских оценок ассортимента и качества товаров и признании необходимости приспособления производства и сбыта к этим потребностям и оценкам, причем лучше и эффективнее, чем это делают конкуренты.

Концепция маркетинга – сравнительно новый в историческом смысле подход в организации предпринимательской деятельности. Она утверждает, что залогом достижения целей организации является определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более продуктивными и эффектными, чем у конкурентов, способами. В концепции маркетинга главным объектом являются целевые клиенты фирмы с их нуждами и потребностями.

  1.  Цели и задачи маркетинговой деятельности предприятия

Возникновение маркетинга тесно связано с возникновением обмена и возникновением рынка. Маркетинг – это работа с рынком ради осуществления обменов, цель которых – удовлетворение человеческих нужд и потребностей. Основу деятельности маркетинга составляют такие занятия, как разработка товара, исследования, налаживание коммуникации, организация распределения, установление цен, развертывание службы сервиса.

В современную эпоху запросы потребителей быстро растут и становятся чрезвычайно индивидуализированными, а рынки – разнообразными по структуре. Главная цель маркетинга–ориентация на потребителя. Компании достигают успеха в хозяйственной и коммерческой деятельности только тогда, когда их целью становится удовлетворение нужд потребителя. Вместе с тем задача маркетинга – не только увеличить спрос, но и пытаться воздействовать на него так, чтобы он соответствовал предложению [19, с.90].

Маркетинговая деятельность может быть направлена как на потребителя, так и на население в целом. Потребительский спрос касается характеристик и нужд конечных потребителей, потребителей товаров производственного назначения, каналов сбыта, государственных ведомств, международного рынка и некоммерческих организаций. Предприятие может ориентировать свое предложение на всех или некоторых из них. Общественный спрос определяется характеристиками и потребностями служащих, профсоюзов, акционеров, населения в целом. По отношению к рынку маркетинг имеет двухстороннюю структуру, а именно: маркетинг, осуществляемый продавцами, и маркетинг, осуществляемый покупателями.

Маркетинговая деятельность представляет собой комплекс мероприятий, ставящих целью исследование таких вопросов, как:

  •  изучение потребителя;
  •  исследование мотивов его поведения на рынке;
  •  анализ собственно рынка предприятия;
  •  исследование продукта (изделия или вида услуг );
  •  анализ форм и каналов сбыта;
  •  анализ объема товарооборота предприятия;
  •  изучение конкурентов, определение форм и уровня конкуренции;
  •  исследование рекламной деятельности;
  •  определение наиболее эффективных способов продвижения товаров на рынке;
  •  изучение «ниши» рынка.

Маркетинговая деятельность по изучению потребителя определяет структуру потребительских предпочтений на рынке данной компании. Исследования мотивов поведения потребителей на рынке ставят целью прогнозирование поведения определенных групп потребителей на рынке. Анализ рынка преследует цель определения потенциальной емкости рынка для выпускаемой продукции, определение характера потребительского спроса, распределение спроса по разным регионам. Задачей маркетинговой деятельности по исследованию продукта является определение потребностей рынка в новых изделиях, улучшения или модернизации уже существующих.

Все вышеуказанные цели маркетинговой деятельности касаются в основном процесса производства и распределения товаров и услуг, т.е. маркетинговая деятельность ориентирована на продукт или услугу. Кроме такого направления маркетинговой деятельности существует маркетинг, ориентированный на потребителя.

В наиболее кратком виде маркетинговая деятельность предприятия включает следующие этапы:

  •  выдвижение маркетинговых целей работы предприятия на рынке, желательно в цифровом виде и допускающих точный контроль конечных результатов (к такому–то сроку обеспечить продажу такого–то количества товаров и услуг и получит за этот счет такую–то прибыль);
  •  изучение рынка по всем возможным сегментам с позиций его конъюнктуры и прогнозных оценок, исследование потребительских свойств товаров, выпускаемых предприятием, а также конкурентоспособности этих товаров на соответствующих рынках;
  •  максимальное приспособление возможностей предприятия к выявленным на втором этапе требованиям рынка;
  •  изучение деятельности конкурентов, прежде всего их товарной, ценовой, рекламной и сбытовой политики;
  •  формирование спроса и стимулирование сбыта товаров предприятия на конкретных рынках;
  •  планирование и осуществление комплекса сбытовых операций;
  •  контроль результатов маркетинговой деятельности и – по необходимости – корректировка поставленных на первом этапе целей и задач;
  •  реализация маркетинговых целей и всех этапов маркетинговой деятельности предприятия возлагается на специально созданное подразделение – службу маркетинга [4, с.34].

В основе организации службы маркетинга предприятия могут лежать функции маркетинга, группировка по видам продукции, товарам, услугам, группировка по рынкам или территориальный принцип.

  1.  Комплекс маркетинга, его сущность и необходимость разработки

Комплекс маркетинга представляет собой совокупность практических мер воздействия на рынок или приспособления деятельности компании к ситуации на рынке, а также своевременного гибкого реагирования на ее изменения. Комплекс маркетинга – это набор поддающихся контролю функций маркетинга, совокупность которых фирма использует для достижения желаемых изменений параметров целевого рынка.

Понятие комплекс маркетинга впервые ввел в теорию маркетинга (1953) профессор Нейл Борден из Гарвардской школы бизнеса.

В зарубежной теории и практике именно комплексу маркетинга, называемому , уделяется особое внимание, причем он чаще всего рассматривается в форме принципа «четыре пи», представляющего собой сочетание следующих четырех составляющих:

 – товар, то есть набор «изделий и услуг» соответствующего уровня качества, который фирма предлагает целевому рынку. Реальное качество товара можно менять. Его имидж можно также поменять путем вариаций в области рекламы и организации сбыта. Представление о товаре и то, как он воспринимается, можно менять посредством использования различной упаковки [7, с.109].

– цена, денежная сумма, которую потребители должны уплатить для получения товара. Цену можно менять в направлении как стимулирования, так и снижения спроса, что отчетливо проявляется в действии механизма цены.

– здесь: каналы (методы) распространения, то есть организация структуры товародвижения, благодаря которой товар становится более доступным для потенциальных покупателей. Доступность товара (а, следовательно, и те усилия, которые приходится приложить покупателю, чтобы приобрести товар) можно менять путем более или менее широкого размещения товара или путем изменения используемых каналов распределения.

– продвижение (стимулирование) возможная деятельность фирмы по внедрению своего товара на целевой рынок, распространению сведений о его достоинствах и убеждению целевых потребителей его покупать. Число и местонахождение торговых представителей можно менять. Затраты на рекламу можно уменьшать, содержание рекламы также можно менять. Аудитория, на которую воздействует реклама, также может быть изменена.

Комплекс маркетинга разрабатывается на основании результатов маркетинговых исследований, которые обеспечивают получение необходимой информации о макро– и микросреде, рынке и собственных возможностях. Составляющими комплекса маркетинга являются: товарная политика, коммуникационная политика (продвижении товара на рынок), сбытовая (дистрибьюционная) политика, ценовая политика и кадровая политика. Полезным свойством комплекса маркетинга является управляемость элементов. Маркетолог может управлять каждым элементом с целью требуемого воздействия на спрос, выбирать наиболее перспективные комбинации элементов. Успех комплекса маркетинга объясняется в частности и тем, что он объединяет четыре вида маркетинговых стратегий.

Главная цель разработки комплекса маркетинга – обеспечение устойчивых конкурентных преимуществ компании, завоевание прочных рыночных позиций. Комплекс маркетинга  это оперативная деятельность, каждая составляющая которой – результат глубокого экономического анализа и коммерческих расчетов нередко на основе экономико–математических методов. К этому добавим немаловажную роль опята и маркетинговой интуиции, что в некоторых ситуациях является определяющим. Трудно ранжировать составляющие комплекса маркетинга по их значимости для успешной коммерческой деятельности фирмы, поскольку достижение поставленных целей возможно при условии эффективности каждого из четырех «». Однако товар и товарная политика практически всегда оказывает влияние на характер и особенности остальных составляющих комплекса маркетинга [12, с.34].

При разработке товарной политики главными проблемами являются:

  •  инновации (создание новых товаров или обновление существующих);
  •  обеспечение качества и конкурентоспособности товаров;
  •  создание и оптимизация товарного ассортимента;
  •  решение вопросов о товарных марках;
  •  создание эффективной упаковки (для соответствующих видов продукции);
  •  анализ жизненного цикла товара и управление им.

Коммуникационная политика – это совокупность способов продвижения товара на рынок: Паблик рилейшиз – связи с общественностью, реклама, стимулирование сбыта, персональные продажи, специализированные выставки.

Сбытовая политика – главная задача в разработке сбытовой политики – выбор канала распределения товара (сбытового канала) и принятие решения о стратегии сбыта. Выбор сбытового канала сопряжен с вопросом о способе сбыта – через посредников (косвенный сбыт), без посредников (прямой сбыт). Канал распределения – это, в сущности, путь движения товара от производителя к потребителю. На протяжении этого пути торговые организации или отдельные лица берут на себя (или передают) право собственности на товар до его продажи потребителю.

Существуют три разновидности стратегий:

  •  интенсивный сбыт – это стратегия сбыта потребительских товаров повседневного спроса, предназначенных для широкого круга покупателей;
  •  исключительный сбыт – организуется как распределение новых товаров, которые позиционируются как эксклюзивные дорогостоящие модели;
  •  селективный сбыт – сопряжен с оптимизацией количества торговых посредников таким образом, чтобы обеспечить требуемый охват рынка и в то же время осуществлять контроль за работой оптовика или розничного торговца.

Ценовая политика как составляющая комплекса маркетинга разрабатывается с учетом целей компании, внешних и внутренних факторов, влияющих на ценообразование, характера спроса, издержек производства, распределения и реализации товара, ощущаемой и реальной стоимости товара, политики конкурентов и т.д. Разработка ценовой политики включает установление исходной цены на товар и своевременное изменение цен с помощью приведения их в соответствии с изменяющимися рыночным условиями, возможностям компании, ее стратегическим целям и задачам.

Среди факторов внешней среды, влияющих на ценовую политику компании, основными являются: действия правительства, участников сбытовых каналов, реакция потребителей, политика конкурентов [18, с.24].

При высокой степени конкуренции цены регулирует рынок, ценовые войны вытесняют слабые фирмы с рынка. Если конкуренция ограничена, то степень контроля фирмы над ценами возрастает, и влияние рынка снижается. Потребители оказывают влияние как в плане эластичности спроса по ценам, так и поведенческими особенностями, что очень важно для целевого маркетинга. Среди внутренних факторов превалируют издержки, причем не все их составляющие поддаются контролю со стороны компании. При повышении издержек политике в области цен могут помочь другие составляющие комплекса маркетинга: сужение ассортимента за счет неприбыльных товаров или их отдельных модификаций, модернизация товаров, перепозиционирование их, сокращение степени дифференциации.

Если рассматривать комплекс маркетинга в сфере услуг, то он включает набор переменных, поддающихся контролю со стороны предприятия и образующих взаимосвязанную совокупность (систему), которая способна обеспечить желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка. Способность комплекса маркетинга вызывать адекватную реакцию потребителя обусловлена теми свойствами, которые присуще маркетингу как системному образованию. Основным таким свойством является способность системы (комплекса маркетинга) обеспечивать синергетический эффект. Синергетический эффект – достигается совместным действием элементов системы. В количественном и качественном отношении он превышает простое суммирование эффектов от раздельного действия отдельных элементов системы. В комплекс маркетинга в сфере услуг входят все действия и мероприятия, которые могут быть предприняты для оказания воздействия, которые могут быть предприняты для оказания воздействия на спрос потребителей услуг. Многочисленнее возможности в этом направлении можно объединить в четыре основные группы элементов комплекса маркетинга. К ним относятся:

  •  услуги как товары особого ряда;
  •  цена на услуги;
  •  методы распределения услуг;
  •  методы стимулирования сбыта услуг [6, с.29].

Агрегируя эти элементы, комплекс маркетинга оказывает воздействие на целевой рынок предприятия услуг. Тогда комплекс маркетинга услуг можно характеризовать как деятельность, имеющую цель овладение целевым рынком с помощью действий, распространенных по четырем направлениям.

В процессе применения концепции  некоторые исследователи предпринимали попытки ее дополнения или изменения. Был сформулирован целый ряд дополнительных или альтернативных классификаций, которые часто отражали особенности конкретной сферы применения комплекса маркетинга. Прежде всего, необходимо упомянуть дополнительные элементы, предложенные одним из теоретиков маркетинга Ф. Котлером, – это политическое влияние  и формирование общественного мнения. Эти дополнительные элементы комплекса маркетинга были предложены в связи с введением понятия мегамаркетинга, под которым он понимал искусство предоставления благ сторонам, не относящимся к целевым группам покупателей и посредников, таким, как агенты, дилеры, брокеры, а также сторонам, как правительства, профсоюзы и другие группы влияния, которые могут создать непреодолимые барьеры для входа на потенциально привлекательные рынки. При формировании общественного мнения фирма пытается повлиять на него главным образом посредством массовых коммуникаций.

Таким образом, маркетинговая стратегия вместе с тактическим решением текущих задач представляет целостный единый процесс управления рынком со стороны предприятий – производителей товаров. Как краткосрочные, так и долгосрочные маркетинговые программы требуют разработки и применения такой стратегии, которая при заданных условиях обеспечила бы предприятию желаемый уровень деловой активности и эффективности деятельности.

  1.  
    АНАЛИЗ КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГА НА ОАО «БЕЛАЗ»
    1.  Организационно – экономическая характеристика предприятия 

Белорусский автомобильный завод является государственным предприятием республиканской формы собственности, находится в ведении Министерства промышленности Республики Беларусь. Расположен по адресу: г. Жодино, Минской области, ул. 40 лет Октября, д. 4.

Акционирование БелАЗа проведено в 2009 г. в соответствии с планом приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, утвержденном постановлением Совета министров от 14 июля 2008 г. № 1021. Решение об акционировании принято приказом по заводу № 103 «О создании открытого акционерного общества в процессе приватизации республиканского унитарного производственного предприятия «Белорусский автомобильный завод».

В состав ПО «БелАЗ» входят:

  •  ОАО «БелАЗ»;
  •  филиал ОАО «БелАЗ» в городе Могилеве;
  •  ОССП «Первомайский».

ОАО «Белорусский автомобильный завод» имеет обособленные подразделения, такие как:

  •  детский оздоровительный лагерь «Богатырь»;
  •  санаторий–профилакторий «Дудинка»;
  •  дворец культуры «БелАЗ».

В состав завода входят отделы управления, отделы, обеспечивающие создание и освоение новой техники, технико–экономическое планирование, учет, материально–техническое обеспечение, маркетинговое исследование, реализацию продукции и др.

Основными видами деятельности являются: гарантийное и фирменное обслуживание продукции предприятия, организация ремонта узлов и агрегатов самосвалов, поставка и сбыт запчастей для ремонтно–эксплуатационных нужд и др.

Таблица 2.1 – Формирование прибыли  и убытков на ОАО «БелАЗ» за 2008–2010 гг., млн. руб.

Показатели

2008

2009

2010

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг

6342

10 524

10 471

Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг

3731

5697

6062

Расходы на реализацию

144

256

172

Прибыль (убыток) от реализации товаров, продукции, работ, услуг

1756

3 571

3 400

Чистая прибыль (убыток)

1264

2 492

2 109

Рентабельность продаж, %

31,2

37,5

35,3

Численность персонала, человек

72

75

76

Производительность труда

24,39

47,61

44,74

Примечание. Источник: собственная разработка

Рисунок 2.1– Основные экономически показатели деятельности предприятия ОАО «БелАЗ»

Примечание. Источник: собственная разработка

Исходя из результатов таблицы 2.1, можно сделать вывод о том, что на рассматриваемом предприятие объем выручки в 2010 году составил 10471 млн. руб., что меньше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года где объем выручки составил 10524 млн. руб.

Организационная структура предприятия представляет собой состав производственных звеньев (производственная структура), а также организаций по управлению предприятием (организационная структура) и по обслуживанию работников, их качество, величину и соотношение между ними по размеру занятых площадей, численности работников и пропускной способности. Организационная структура предприятия имеет четко выраженное линейное управление с функциональными службами, обслуживающими и влияющими на работу производственных цехов и участков. Все подразделения предприятия ОАО «БелАЗ» действуют взаимосвязано. Для их согласованной деятельности четко определены регламент работы каждого звена, методы и формы их взаимосвязи.  С этой целью определены права, обязанности и ответственность каждого работника. При этом достигается рационализация процессов управления с применением технических средств и вычислительной техники.

  1.  Комплекс маркетинга на предприятии

Перед тем как приступить к анализу комплекса маркетинга предприятия ОАО «БелАЗ» перечислим его составные компоненты:

  •  товарная полтика;
  •  ценовая политика;
  •  сбытовая политика;
  •  коммуникационная политика.

Товарная политика. Сегодня ОАО «БелАЗ» осуществляет разработку, производство и сбыт карьерных самосвалов большой и особо большой грузоподъемности (от 30 до 320 тонн) в Республике Беларусь и странах ближнего и дальнего зарубежья. Самосвалы предназначены для перевозки горной породы, сыпучих грузов на открытых разработках месторождений полезных ископаемых, на строительстве крупных промышленных гидротехнических сооружений. Самосвалы изготавливаются для различных климатических и дорожных условий эксплуатации.

Кроме карьерных самосвалов грузоподъемностью от 30 до 320 т и самосвалов повышенной проходимости с гидромеханической трансмиссией ОАО «БелАЗ» производит поставку потребителям техники по пяти дополнительным направлениям.

Таблица 2.5 – Основные направления товарной политики предприятия ОАО «БелАЗ»

Направления

Первое направление

производство и сбыт дорожно–строительной техники: фронтальные погрузчики, бульдозеры, автогрейдеры, автобетоносмесители, скреперы, тягачи–буксировщики

Второе направление

производство и сбыт машин для обслуживания карьеров и карьерной техники: тягачи–буксировщики для эвакуации поврежденных самосвалов, передвижные мастерские техпомощи, поливооросительные машины для орошения забоев и дорог, самосвальные полуприцепы и автопоезда грузоподъемностью до 40 тонн

Третье направление

специализированный транспорт для металлургической промышленности: шлаковозы грузоподъемностью до 80 тонн и тяжеловозы – до 150 тонн

Четвертое направление

вспомогательная техника: аэродромные тягачи для буксировки самолетов взлетным весом до 260 тонн, катки самоходные, шасси под виброустановку, мусоровозы, поливооросительные машины

Пятое направление

производство и сбыт товаров народного потребления: прицепы к легковым автомобилям и запасные части к ним, электробытовые товары, садово–огородный инвентарь, детские игрушки, мебельная фурнитура

Примечание. Источник: собственная разработка

В настоящее время предприятие, имеющее собственную конструкторско–исследовательскую базу и уникальные инженерные и рабочие кадры, готово выполнить практически любой заказ на проектирование и изготовление техники для горнодобывающей промышленности, других отраслей народного хозяйства.

Вместе с тем предприятие продолжает планомерную работу по расширению номенклатуры выпускаемой продукции. В течение последних двух лет ОАО «Белорусский автомобильный завод» разработана документация и изготовлены опытные образцы:

  •  320–тонного карьерного самосвала БелАЗ–75600;
  •  90–тонного карьерного самосвала БелАЗ–75570;
  •  45–тонного карьерного самосвала БелАЗ–7545;
  •  160–тонного самосвала БелАЗ–7517;
  •  50–тонного подземного самосвала БелАЗ–75810;
  •  9–тонной подземной погрузочно–доставочной машины МоАЗ 4055.

Белорусским автомобильным заводом проводится значительная работа по повышению качества выпускаемой продукции. За внедрение высокоэффективных методов управления качеством и обеспечения на этой основе конкурентоспособной продукции РУПП «БелАЗ» удостоено диплома лауреата премии правительства Республики Беларусь за достижения в области качества 2010 г.

Среди конкурентов самосвалы ОАО «БелАЗ»  отличаются повышенной удельной мощностью, высокими показателями плавности хода, хорошей маневренностью, легкостью управления, надежностью. Они хорошо зарекомендовали себя в сложных условиях эксплуатации при разработке месторождений полезных ископаемых в глубоких карьерах Крайнего Севера и жарких тропиков.

Ценовая политика. Стратегия  ОАО «БелАЗ»   строится  на  принципах  конкурентоспособности  и  безубыточности.  Принцип  безубыточности  предполагает  установление  цен  на  выпускаемую  продукцию  таким  образом,  чтобы  покрыть  издержки  предприятия  на  производство  и  реализацию  продукции. На  внутреннем  рынке  ОАО «БелАЗ»  формирует  свои  отпускные  цены   на  продукцию  на  основе  плановой  себестоимости,  всех  видов  установленных  налогов  и  неналоговых  платежей  в  соответствии  с  налоговым  и  бюджетным  законодательством,  прибыли,  необходимой  для  воспроизводства  и  конъюнктуры  рынка  и  в  соответствии  с  установленным  правительством  индексом  роста  цен. При  этом  принимается  во  внимание  и  ценовая  политика  конкурентов.

Сбытовая политика. Основным торговым партнером предприятия является Россия, в структуре экспорта на ее долю приходится более 70% всей реализованной продукции. В странах СНГ реализуется 7,5%, в Европе – 4,8%, в Азии – 8,1%, в Африке – менее 1%, в Республике Беларусь реализуется около 5% всей продукции.

Рисунок 2.2 – Рынки сбыта продукции на экспорт

Примечание. Источник: собственная разработка

Основной экспортной продукцией являются грузовые машины, в общей суме экспорта на них приходится около 85%.

Сегодня завод стремится активнее проявить себя в странах Юго–Восточной Азии – Китае, Вьетнаме, Северной Корее, где работают соответственно около 4000, 600 и 300 различного рода машин.

Основным потребителем карьерных самосвалов во всем мире остается горнодобывающая промышленность, благосостояние которой в значительно степени определяется уровнем мировых цен на готовую продукцию, т.е. промешенные металлы, драгоценные металлы, энергетическое сырье. Снижение мировых цен на это товары снижает объемы продаж карьерной техники.

Уменьшение рынков сбыта обострило конкуренцию на рынке производителей карьерных самосвалов. Основные инструменты, которые используют зарубежные производители карьерной техники для укрепления своих позиций это: слияние или партнерство компаний–производителей различного горнодобывающего оборудования для производства полных «пакетов» горнорудной техники, развитие сервисно–сбытовой сети, повышение качественного уровня послепродажного обслуживания, совершенствование технического оснащения оборудования и агрессивная рекламно–маркетинговая политика. Почти все зарубежные производители выпускают полный ряд карьерных самосвалов грузоподъемностью от 30 до 320 т, фронтальные погрузчики, бульдозеры, экскаваторы и другую дорожно–строительную технику. Сырьевой рынок стран ближнего зарубежья и прежде всего России является весьма привлекательным для американских  и японских производителей горнодобывающей и карьерной техники, являющихся главными конкурентами ОАО «БелАЗ». Конкуренты, предлагая льготные условия поставки техники: лизинг, долгосрочные кредиты до 3–5 лет, активизировали услуги предприятиям по сбыту их сырья, металлопроката и т.д. Импортные самосвалы не имеют существенного преимущества в техническом уровне над продукцией  ОАО «БелАЗ», а по стоимости они в 1,5–3 раза дороже. Поэтому при снижении зависимости от иностранных инвесторов потребители вновь обращаются к продукции ОАО «БелАЗ». И все же конкуренция на этом рынке карьерной техники будет усиливаться. Одержать победу в этой борьбе можно, только предлагая новую качественную технику и наиболее приемлемые потребителю цены.

Наряду с выпуском основной продукции завод выпускает следующие товары:

  •  электробытовые приборы (электроконвектор «БЕЛАРУСЬ», электрошашлычница);
  •  автомобильные принадлежности (багажник автомобильный, багажник для легковых автомобилей с кузовом «универсал», защитные кожухи для автомобилей, глушитель выпуска газов основной с трубкой, воронка заправочная, прицеп);
  •  велопринадлежности (велобагажник);
  •  мебельная фурнитура (каток, опора, опора колесная, опора мебельная, крючки, полкодержатель, фиксатор, зеркалодержатель, уголок, шайбы, ролик);
  •  хозяйственные товары (лист кондитерский, противень, подставка, полка для книг, вешалка–полочка, стул складной, табурет складной, тележка ручная грузовая, тележка, топор, ручка хозяйственная, набор шампуров, мангал, стеллаж, тележка хозяйственная, тележка грузовая);
  •  инструменты, садово–огородный инвентарь (тележка садовая, тележка садовая одноколесная, лопаты копальные остроконечные, лопаты копальные малые, лопата совковая песочная, лопаты снегоуборочные и т.д.);
  •  игрушки (игрушки автосамосвал БелАЗ).

Основными потребителями данной продукции ОАО «БелАЗ» являются предприятия СНГ и прежде всего России, с которыми налажены и поддерживаются прямые хозяйственные связи по вопросам приобретения автотехники. Осуществляется поставка автосамосвалов и на рынок стран дальнего зарубежья.

Сохраняя приоритетность в поставках своей продукции на рынок СНГ, предполагается наращивание усилий по созданию условий для продвижения своей конкурентоспособной продукции на рынки всех регионов мира и в первую очередь страны Юго–Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки.

Коммуникационная политика. Успешная  реализация  продукции  зависит  от  складывающегося  к  ней  отношения  со  стороны  потенциальных  потребителей.  В  связи  с  этим  важное  значение  имеет  рекламная  деятельность,  проводимая  Обществом,  его  участие  в  организуемых  выставках  и  ярмарках. Одним  из  средств  распространения  рекламы  на  ОАО  «Белшина»  является  реклама  в  прессе.  Периодически  обновляются  каталоги  продукции,  учитывающие  изменения  в  ассортименте  выпускаемой  продукции.  Широко  используется  наружная  реклама  в  виде  плакатов,  рекламных  щитов.  Рекламные  надписи  можно  увидеть  на  легковых  и  грузовых  автомобилях,  автобусах,  троллейбусах  г. Жодина и не только. В  сети  Интернет  существует  сайт  ОАО «БелАЗ»,  постоянно  осуществляется  работа  по  обновлению  содержащейся  на  нём  информации.  В  2011 году  планируется  создание  на  сайте  раздела  новостей,  в  котором  будут  освещаться  происходящие   на  предприятии события.  Подготовлен  видеоролик  с  яркой  запоминающейся  рекламой  брэндовой  продукции  ОАО «БелАЗ».

  1.  
    РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВАНИЮ КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГА НА ОАО «БЕЛАЗ» И ИХ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
    1.  Основные направления совершенствования комплекса маркетинга на предприятии

В настоящее время маркетинговые стратегии ОАО «БелАЗ»  на внешних рынках имеют существенные недостатки.

Для успешной реализации целей предприятия на внешних рынках необходима грамотно построенная система планирования и реализации маркетинговых стратегий, учитывающая сильные и слабые стороны рынка конкретного региона или страны.

Анализ маркетинговой стратегии предприятия на внешних рынках включает в себя анализ и контроль ее отдельных составляющих – товарной стратегии, сбытовой стратегии (продвижение по каналам сбыта, продвижение по маркетинговым коммуникациям), ценовой стратегии, рекламно–информационной стратегии. Здесь важно уделить внимание сильным и слабым сторонам той или иной составляющей единой маркетинговой стратегии ОАО «БелАЗ» на внешних рынках.

Рекомендации по совершенствованию планирования, разработке и реализации оперативной программы маркетинговых стратегий ОАО «БелАЗ».

Товарная стратегия. В настоящее время качество продукции ОАО «БелАЗ» в целом находится на высоком уровне. Для ценового сегмента «B» и «C» на сегодняшний день этого вполне достаточно. Но с развитием прогресса ужесточаются требования к качеству анализируемой  продукции, в частности к потребительским характеристикам уже назрела необходимость смены ассортиментного ряда самосвалов.

При планировании товарного ассортимента следует учесть различия во вкусах белорусских и зарубежных потребителей. Например, многие модели самосвалов, пользующиеся в Беларуси большим спросом, не всегда находят своего потребителя за рубежом.

Решающим фактором для успешного поведения предприятия на внешних и внутренних рынках, для удержания уже имеющихся потребителей и привлечения новых является повышение качества продукции, в частности, показателей ходимости. Повышение ходимости шин даст возможность конкурировать с главными конкурентами на рынке СКГШ – ««Мишлен», «Бриджстоун», а также с китайскими производителями, постоянно улучшающими качество своей продукции.

Понятно, что ОАО «БелАЗ» на данном этапе развития не сможет достичь таких показателей, но, тем не менее, из–за наблюдающегося насыщения мирового рынка карьерной техники, любое улучшение параметров ходимости положительно повлияет на репутацию продукции ОАО «БелАЗ» на зарубежных рынках.

Сбытовая антикризисная стратегия.  В целях создания положительного имиджа марки ОАО «БелАЗ» на отечественном и зарубежных рынках целесообразно несколько увеличить гарантийный срок службы самосвалов. Необходимо также предельно упростить процедуру составления рекламационных актов при преждевременном выходе самосвалов из строя. Одним из примеров удобств состояния является варрант – залогово–складской сертификат, оформленный на партию самосвалов. Уже сейчас шины одного обозначения поставляются партиями, оформленными одним документом, в котором содержатся:

  •  наименование предприятия–изготовителя (при соответствующем оформлении данного документа он может выполнять и функции продвижения товарного знака на рынок);
  •  обозначение продукции и его количество;
  •  указание стандарта, по которому изготовлена продукция;
  •  подтверждение о соответствии качества продукции требованиям указанного стандарта;
  •  дата отгрузки.

Этот документ можно рассматривать как простое складское свидетельство. Если добавить к нему залоговое свидетельство, дающее право на получение ломбардного или банковского кредита, то он трансформируется в двойное складское свидетельство – варрант – действенное средство сбыта промышленной продукции, предоставляющий удобства и для ОАО «БелАЗ», и для его посредников. Выбранная и правильно организованная сбытовая стратегия ОАО «БелАЗ» на зарубежных рынках позволила бы:

  •  наиболее полно представить ассортимент производимой на предприятии продукции в указанных регионах;
  •  увеличить объемы продаж продукции предприятия;
  •  повысить эффективность продаж за счет исключения посредников;
  •  максимально учесть потребности потребителей в данной продукции;
  •  сократить сроки выполнения заявок на приобретение продукции;
  •  получать достоверную информацию о рыночных ценах на продукцию, производимую ОАО «БелАЗ», которая позволит оптимизировать решения по уровню цен на производимую продукцию, увеличить получаемую предприятием прибыль;
  •  получать информацию о конъюнктуре рынка, которая будет использоваться при формировании ассортимента, планируемого к производству,
  •  повысить возможности предприятия по продвижению продукции на зарубежные рынки путем участия созданных торговых организаций в выставках на территории обслуживаемых регионов и организации ими рекламных акций;
  •  своевременно получать информацию о запросах рынка в новых размерах шин и условиях их эксплуатации.

Ценовая антикризисная стратегия. Ценовая политика ОАО «БелАЗ» нуждается в совершенствовании и постоянной корректировке в соответствии с требованиями рынка. Безусловно, следует отметить, что ценовая стратегия данного предприятия не достаточно адаптирована к современным условиям зарубежных рынков, нет гибкости, которая необходима для выхода на новые рынки стран зарубежья.

Ценовая стратегия должна обеспечивать гибкое ценообразование с учетом дискриминационных, географических и других факторов рыночного характера. ОАО «БелАЗ» зачастую не принимает в расчет, что ценовой уровень того же Ирана, заметно отличается от ценовых возможностей США или Канады. Помимо учета регламентирующих ценообразование документов необходимо принимать во внимание целый ряд факторов рыночного характера. Ценовой фактор рассматривается как один из инструментов стимулирования покупок. В странах дальнего и ближнего зарубежья отпускная цена продукции ОАО «БелАЗ» зависит от цен, сложившихся на региональных рынках. Однако продажа по договорным ценам, зависящим от ассортимента и количества реализуемой продукции, еще не означает, что оптовые и посреднические организации реализуют гибкую ценовую политику. Бывает сложно, а зачастую невозможно провести контроль за уровнем цен, устанавливаемым такими организациями для потребителя.

Основной целью ценовой стратегии ОАО «БелАЗ» на зарубежных рынках является содействие решению общей стратегической задачи: увеличение объемов продаж в натуральном выражении и выживание предприятия в условиях жесткой конкуренции. Однако для обеспечения платежеспособного спроса и адекватной конкурентной борьбы необходимо применение целого ряда агрессивных стратегий ценообразования:

  •  дискриминационных:
  •  стратегия дифференциации продукции предприятия ОАО «БелАЗ» (в зависимости от вида покрышки, корда, камеры, ободной ленты);
  •  стратегия дифференциации покупателей (по платежеспособности, отраслевой принадлежности);
  •  стратегия предоставления пространственных удобств;
  •  стратегия предоставления временных удобств.

Рекламно–информационная я стратегия. По части рекламы следует обратить внимание на низкую рекламную поддержку продукции ОАО «БелАЗ» в частности за пределами Республики Беларусь. Почти не проводится имиджевая реклама предприятия. Не используется реклама на телевидении.  В связи с низкой рекламой продукции ОАО «БелАЗ» на зарубежных рынках, у многих потенциальных потребителей не имеется информации относительно факта существования ОАО «БелАЗ», и как следствие, относительно возможности приобретения самосвалов у других белорусских производителей. В целях информирования конечных потребителей о возможности и способах приобретения ОАО «БелАЗ», в МИД Республики Беларусь было направлено письмо с просьбой информировать потенциальных потребителей продукции ОАО «БелАЗ» через загранучреждения Республики Беларусь.  Рекламно–информационная стратегия нуждается в налаживании и постоянном совершенствовании в плане совмещения традиционных, проталкивающих, притягивающих, интерактивных и симбиозных средств. В настоящее время разработка оперативных планов рекламных кампаний не сопровождается построением структуры коммуникационной сети и ее регулярным анализом в ходе реализации планов. Планирование рекламного бюджета на предприятии отсутствует, что обусловливает и отсутствие медиа–планирования.

В созданных фирменных магазинах в зарубежных странах также следует поместить информацию о наградах предприятия – «Арка Европы» и «Золотой глобус». В целях формирования положительного имиджа необходимо поместить эту информацию и на упаковку шин, отправляемых в ближнее и дальнее зарубежье. Что касается транзитной рекламы, то ее функции мог бы выполнять более яркий и продуманный логотип «БелАЗ» на выпускаемой продукции. При поставках шин необходимо в целях «привязки» к себе посредников и потребителей предлагать партнерам срочные виды контрактов – форварды, фьючерсы и опционы. В перспективе они обеспечат и выход на товарно–сырьевые биржи различных государств.  В целях продвижения продукции предприятия ОАО «БелАЗ» на внешний и внутренний рынки принимает постоянное участие в организуемых за рубежом выставках и ярмарках. В 2011 году эта работа будет активно продолжаться. В первую очередь продукция ОАО «БелАЗ» будет представляться на специализированных выставках, проводимых в странах целевого рынка.

  1.  Экономическое обоснование предложенных мероприятий

Поскольку одной з основных проблем в совершенствовании комплекса маркетинга на предприятии является проблема повышения качества продукции, то представим экономическое обоснование реализации управленческого решения на примере внедрения системы  и решения о приобретении технических средств с целью отслеживания качества изготавливаемой продукции.

Для оценки экономической эффективности нам необходимо осуществить:

  •  расчет единовременных затрат;
  •  расчет текущих затрат;
  •  расчет экономического эффекта.

Единовременные затраты включают следующие статьи затрат:

  •  затраты на приобретение технических средств с целью отслеживания качества изготавливаемой продукции;
  •  затраты на разработку и внедрение .

Таблица 3.1 – Единовременные затраты

Статьи затрат

Сумма, млн. руб.

Единовременные, в том числе:

затраты на приобретение технических средств с целью отслеживания качества изготавливаемой продукции

15,3

затраты на разработку и внедрение

45

Итого:

60,3

Расчет текущих затрат.

Для того  чтобы ОАО «БелАЗ» эффективно и правильно пользовался  руководству  необходимо нанять дополнительно одного программиста с заработной платой 1,4 млн. руб. в месяц, что составляет 16,8 млн. руб. в год.

Рассчитаем отчисления в фонд социальной защиты населения:

млн. руб.

Обязательное страхование = млн. руб.

Основные фонды предприятия составляют 156 млн. руб. Остаточная стоимость – 110 млн. руб.

Рассчитаем налог на недвижимость со ставкой 1% от остаточной стоимости основных фондов:

млн. руб.

Поскольку в 2010 году ОАО «БелАЗ»» получило выручку от реализации в размере 10471 млн. руб., то предположим, что и в 2011 году выручка от реализации составит за счет внедрения  увеличится на 10% и составит11518,1млн. руб.

Рассчитаем норму амортизационных отчислений линейным способом (на пять лет), если остаточная стоимость оборудования равна 1782,2 млн. руб.

млн. руб. в год

Таблица 3.2 – Текущие затраты

Статьи затрат

Сумма, млн. руб.

Заработная плата программиста

16,8

5,712

0,084

Налог на недвижимость

1,1

Себестоимость производства продукции

6062

Затраты на амортизацию

254,6

Затраты на сбыт

887,37

Итого:

7227,67

Расчет экономического эффекта.

В связи с создание сайта и внедрением  ожидается увеличение объема реализации на 10%. Рассчитаем выручку за счет роста объема продаж после создания сайта:

млн. рублей.

Налог на добавленную стоимость, рассчитывается в размере 20 % (процентов) от общей выручки:

млн. руб.

Прибыль определяется по формуле:              

млн. руб.

Чистая прибыль считается по формуле:

                                                                               (3.1)

где    – прибыль;

– налог на прибыль;

– налог на развитие территории.

Налог на прибыль рассчитывается в размере 24% от прибыли:

млн. руб.

Налог на развитие территории рассчитывается в размере 3% от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия:

млн. руб.

млн. руб.

Таблица 3.3 – Основные показатели для расчета экономического эффекта

Показатель

Значение показателя, млн. руб.

Прирост выручки

11518,1

2303,62

Текущие затраты

7227,67

Прибыль

1986,81

Налог на прибыль

467,84

Налог на развитие территории

45,3

Чистая прибыль

1464,68

Рассчитаем срок окупаемости капитальных затрат. Капитальные вложения окупаются за счет притока прибыли и амортизационных отчислений.

Сумма этих двух показателей даст чистый финансовый поток :

                                                                                          (3.2)

где    – чистая прибыль;

– амортизационные отчисления.

млн. руб.

Таким образом, срок окупаемости  (статический срок окупаемости, на данный момент времени, без учета коэффициента дисконтирования), рассчитывается по формуле (3.3):

                                                                                                                    (3.3)

где  – единовременные затраты;

лет или 1,4 месяца.

Приведем годовой прирост прибыли и амортизации к начальному периоду.

Чистый дисконтируемый финансовый потокопределяется по формуле (3.4):

                                                                            (3.4)

где – чистая прибыль;

– амортизационные отчисления;

– коэффициент дисконтирования.

Таблица 3.4 – Расчет эффективности от внедрения  и приобретения технических средств, млн. руб.

Показатель

Значение показателя по годам

2011

2012

2013

2014

Сумма капвложений

–60,3

Чистый финансовый поток

1719,28

1719,28

1719,28

Коэффициент дисконтирования

1

0,83

0,69

0,58

Чистый дисконтированный финансовый поток ()

1427,00

1186,30

997,18

Экономический эффект нарастающим итогом ()

–60,3

1366,70

2553,01

3550,19

Рисунок 3.2 Анализ экономического эффекта с нарастающим итогом

Из проведенных расчетов можно сделать вывод, что все затраты окупятся в первом квартале использования. В результате расчета эффективности можно сделать вывод, что приобретение технических средств и внедрение  позволит увеличить продажи за счет правильно реализованных управленческих решений.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате выполнения исследования можно сделать следующие выводы.

Маркетинг представляет собой комплекс мер по изучению всех вопросов, связанных с процессом реализации продукции: исследование продукта (услуги, работы); анализ объема товарооборота предприятия; изучение рынка, форм и каналов товародвижения; конкурентоспособность товара; исследование мотивов поведения покупателя, рекламной деятельности; разработка эффективных способов продвижения товаров.  

Белорусский автомобильный завод является государственным предприятием республиканской формы собственности, находится в ведении Министерства промышленности Республики Беларусь. Основными видами деятельности являются: гарантийное и фирменное обслуживание продукции предприятия, организация ремонта узлов и агрегатов самосвалов, поставка и сбыт запчастей для ремонтно-эксплуатационных нужд и др.

Главным управляющим предприятия  ОАО «БелАЗ» является генеральный директор.  В подчинении у директора находятся управляющий. Данную организационную структуру можно отнести к линейно–функциональной структуре управления.

На рассматриваемом предприятие объем выручки в 2010 году составил 10471 млн. руб., что меньше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, где объем выручки составил 10524 млн. руб.

Комплекс маркетинга предприятия ОАО «БелАЗ» включает следующее компоненты:

  •  товарная полтика;
  •  ценовая политика;
  •  сбытовая политика;
  •  коммуникационная политика.

Как и внешняя среда, так и макросфера оказывают воздействия на развитие предприятия, и от состояния показателей и развития данных сред и зависит развитие предприятия в целом.

Таким образом, цель курсовой работы достигнута, поставленные задачи выполнены.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Акулич И. Л. Маркетинг: Учебник. – Мн.: Вышэйшая школа, 2002. – 447 с.
  2.  Базылев Н. И., Базылева М. Н. Основы бизнеса: Учеб. пособие. – Мн.: Мисанта, 2003. – 253 с.
  3.  Бровкова Е. Г., Продиус И. П. Внешнеэкономическая деятельность, М.: Сирин, 2002. – 192с.
  4.  Багиев Г.Л. и др. Маркетинг: Учебник для вузов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн; Под общ. ред. Г.Л. Багиев, «Изд–во «Экономика» », 2001. – 444 с.
  5.  Белоусова С.Н., Белоусов А.Г. М 25 Маркетинг. Ростов на Дону: «Феникс», 2001.– 204 с.
  6.  Белый Е., Барашков С. Конкурентоспособность и качество продукции: два уровня управления.// Маркетинг. 2005 г. № 4 С.29–34.
  7.  Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие. М.:ИНФРА–М, 1998. –256с.
  8.  Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. М.: Гардарики, 2001. –528 с.
  9.  Гончаров В. И. Менеджмент предприятия. В 2ч. Ч. 2. – Мн.: МИУ, 2003. – 256 с.
  10.  Гончаров В. И. Менеджмент: Учеб. пособие. – Мн.: Мисанта, 2003. – 624 с.
  11.  Гончаров В. И. Технология и инструменты эффективного управления предприятием. – Мн.: НИУ, 2000. – 160 с.
  12.  . Глухов В.В. Менеджмент. Учебник. 2–е изд., испр. и доп. СПб.: Издательство «Лань», 2002. – 528 с.
  13.  Золотогоров В. Г. Организация и планирование производства. Практическое пособие – Мн.: ФУАинформ, 2001. – 528 с.
  14.  Климович Л.Х. Основы менеджмента: учебное пособие для учащихся ССУЗов. Мн.: Дизайн ПРО, 2008. –144с.
  15.  Маслова Т. Д., Божук С. Г., Ковалик Л. Н. Маркетинг. – СПб.: Питер, 2002. – 400 с.
  16.  Орлов А. В. и др. Товары и услуги: проблемы управления. – М.: Экономика, 1990. – 315 с.
  17.  Березкина, Н.А., Н.А. Кислякова и др.; Под ред. Д.Д. Вачугова. М.: Высш. Школа, 2007. –367 с.  
  18.  Основы менеджмента: Учеб. –практ. пособие / И.В. Балдин, Н.П. Беляцкий, Л.В. Дорошек и др. Мн.: БГЭУ, 2010. –112 с.
  19.  Похабов В. И. Основы маркетинга: Учебное пособие – Мн.: Вышейшая школа. 2001. – 271 с.
  20.  Янчевский В.Г. Основы менеджмента: Учеб. пособие. Мн.: ТетраСистемс, 2004. –224 с.


61


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58873. Множення величини довжини на одноцифрове число. Розв’язування задач 59.5 KB
  Назвати розрядні доданки кожного числа; Назвати найбільше число; Назвати найменше число; Назвати числа в порядку зростання; Назвати числа в порядку спадання. Із завданням ми справилися білети придбали вирушаємо в мандрівку.
58875. Таблиця ділення на 9 52.5 KB
  Ілюстрації зимуючих птахів; картки для усного рахунку; пам’ятки про збереження і охорону природи; диференційовані завдання. Горобчик нам приніс завдання: перевірити домашнє завдання. ІІ Перевірка домашнього завдання.
58876. Повышение эффективности внешнеторговой деятельности ОАО «Брестский завод бытовой химии» 1.09 MB
  Цель работы заключается в исследовании современного состояния и перспектив развития внешней торговли Республики Беларусь, регулирования внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования в республике, то есть внешнего окружения, в котором предприятию приходится функционировать
58877. Задачі на знаходження суми і остачі. Вправи на засвоєння таблиць додавання і віднімання. Розпізнавання геометричних фігур 66 KB
  Мета уроку: вчити складати і розв’язувати задачі на знаходження суми і остачі, формувати обчислювальні навички додавання і віднімання чисел, вправляти в засвоєнні табличних випадків додавання і віднімання чисел...
58881. Спостереження за основними ознаками речення 62 KB
  Уміти складати речення і правильно вимовляти їх. Тож на цьому уроці ми будемо вчитися будувати речення пригадаємо які бувають види речень коли який знак поставити в кінці речення із якою інтонацією промовляти речення щоб мова наша була більш багатою і виразнішою.