86522

Проблемы и перспективы повышения результативности экономики Республики Беларусь

Курсовая

Макроэкономика

Целью написания данной работы явилось исследование сущности макроэкономических показателей Республики Беларусь, анализ их динамики, изучение экономического состояния Республики Беларусь. Предметом исследования являются макроэкономические показатели нашей страны за последние несколько лет...

Русский

2015-04-08

209.64 KB

3 чел.

Содержание

Введение 3

1. Макроэкономические показатели результативности рыночнойэкономики.

   1.1 Система национальных счетов: понятие, основные теоретические принципы и методология 5

   1.2 Макроэкономические показатели 9

2. Анализ динамики результативных показателей национальной экономики Республики Беларусь: методы оценки, тенденции 14

3. Проблемы и перспективы повышения результативности экономики Республики Беларусь.

  3.1 Стратегические цели и задачи, этапы и сценарии  перехода Республики Беларусь к устойчивому развитию. 19

  3.2 Пути улучшения макроэкономических условий 21

Заключение 26

Список литературы 28

Введение

Макроэкономическая теория, макроэкономика, исследует поведение экономики в целом, а также её крупных секторов, таких как государственный и частный сектор, государственные финансы и денежно-кредитную сферу, топливно-энергетический комплекс, аграрно-промышленный комплекс, военно-оборонный комплекс, выявляет зависимости между важнейшими общеэкономическими показателями. В этом состоит предмет макроэкономики как раздела экономической науки.

О состоянии экономики в целом, об её макроэкономических проблемах и перспективах можно судить по различным показателям, большинство из которых публикуются органами государственной статистики. Например, об уровне инфляции свидетельствуют такие показатели как индекс потребительских цен и индекс цен производителей, о состоянии внешней торговли - масштабы экспорта и масштабы импорта товаров и услуг. Перечень макроэкономических показателей может быть очень большим.

Данная тема курсовой имеет большую актуальность, т.к. перед Республикой Беларусь в настоящее время остро стала необходимость в увеличении темпов экономического роста. Поиск путей его достижения является одним из приоритетных проблем для нашей страны.

Целью написания данной работы явилось исследование сущности макроэкономических показателей Республики Беларусь, анализ их динамики, изучение экономического состояния Республики Беларусь.

Предметом исследования являются макроэкономические показатели нашей страны за последние несколько лет, включая 2012г.

Задачами являются:

изучение понятия и видов макроэкономических показателей

анализ динамики результативных показателей

изучение проблем и перспектив повышения результативности экономики

В первой главе изложена сущность макроэкономических показателей, способы их измерения. Во второй главе проводится анализ динамики результативных показателей национальной экономики Республики Беларусь. В третьей главе обсуждаются основные проблемы и перспективы развития экономики нашей страны.

Данная курсовая работа была написана с помощью различной литературы, относящейся к макроэкономической теории, а так же с помощью государственных сайтов Республики Беларусь. Основные источники, которые использованы в этой курсовой работе это: Лемешевский И.М. Макроэкономика; Шимов «Национальная экономика Беларуси», и были взяты статистические данные из Статистического Ежегодника Республики Беларусь за 2012-2013 года, были использованы и другие литературные и электронные источники. Все используемые источники перечислены в списке литературы в конце данной работы.

Глава 1. Макроэкономические показатели результативности рыночной экономики.

1.1 Система национальных счетов: понятие, основные теоретические принципы и методология.

Для расчета того или иного макроэкономического показателя необходима соответствующая информационная база. Возникает вопрос: каковы источники каким требованиям должна соответствовать такая экономическая информация? Известно, что каждое предприятие ведет бухгалтерский и управленческий учет, четко фиксирует результаты своей дельности. Нечто подобное создается и на уровне всей страны. Для того чтобы контролировать ситуацию, органы государственного управления создают систему сбора информации, отражающей состояние дел в национальной экономике.

Безусловно, перед «бухгалтерией страны», в отличие от бухгалтерии фабрики или завода, возникают свои специфические задачи. Такой учет результатов хозяйствовании ведется в масштабах всей страны по строго определенной схеме и предстает в виде системы национального счетоводства.

Система национальных счетоводства – это упорядоченная совокупность информации о макроэкономических процессах. [1, с. 44]

Главная функция системы национального счетоводства - предоставление экономической информации о состоянии основных сфер национальной экономики. По сути дела СНС выступает как макроэкономическая модель рыночной экономики, так как здесь в полном объеме отражены процессы национального воспроизводства. Сбор информации осуществляется по строго определенной схеме. Используемые показатели рассчитываются по единой методологии. Между ними существует четкая взаимосвязь и выводимость.

В показателях, которые рассчитываются в СНС, отражаются все основные аспекты функционирования современной национальной экономики (ВВП, ЧВН, НД, личные располагаемые доходы и т. д.), а также параметры экономического роста, институциональная и отраслевая структура национальной экономики, благосостояние населения и качество жизни, инфляция, состояние торгового и платежного баланса. Поэтому в странах с рыночной экономикой информация и аналитические обобщения, предоставляемые национальным счетоводством, в обязательном порядке используются при подготовке и принятии экономических и политических решений.

Система национальных счетов — это макроэкономическое бухгалтерское цифровое отображение доходов за определенный хозяйственный период (обычно 1 год). Понятие «макроэкономическое» означает всеобщий анализ экономических процессов на уровне хозяйства страны.

Можно сказать, что система национальных счетов – это макростатистическая модель экономики страны, которая строится с помощью статистического метода балансовых построений. Задача СНС – отражение движения общественного продукта на всех стадиях процесса воспроизводства.

В СНС хозяйство страны рассматривается как:

- конечная единица учета

- увеличенная копия частной компании с многочисленными подразделениями.

Система национальных счетов включает следующие подсистемы:

1. счета внутренней экономики:

а. текущие счета

- счет производства

- счет образования доходов

- счет распределения доходов

- счет использования доходов

б. счета накопления

- счет операций с капиталом

- финансовый счет

- счета прочих изменений в активах

в. счета товаров и услуг.

2. счета внешнеэкономических связей:

•      счета товаров и услуг

•      счета первичных доходов и текущих трансфертов

•      счета накопления[2, с. 42] .

Методология СНС определяет как перечень показателей, подлежащих построению и анализу, так и методику их расчета с учетом принципов международной и внутренней методологической сопоставимости:

1. Принцип внутренней методологической сопоставимости. Данный принцип обеспечивается: во-первых, построением показателей, содержащихся во всех таблицах и счетах СНС, исходя из одних и тех же правил; во-вторых, идентичностью показателей CНC и других макроэкономических моделей, таких как платежный баланс, государственный бюджет и др. [3, с. 23].

2. Принцип внешней сопоставимости заключается в том, что национальные методики различных стран, различаясь в деталях, должны быть полностью сопоставимы с точки зрения базовых правил.

3. Принцип расширенной трактовки сферы производства. Согласно этому принципу научно обоснованные границы общественного производства охватывают материально-вещественное производство (продукция промышленности, сельского хозяйства, строительства), материальные услуги (торговля, грузовой транспорт, связь и т. д.) и нематериальные услуги (наука, образование, здравоохранение, финансы, кредит и т. д.). При этом комплекс отраслей сферы услуг рассматривается как составная часть всего народнохозяйственного комплекса, область применения производительного труда. Следовательно, по методологии Системы национальных счетов в производственную деятельность включаются все виды общественной деятельности [4, с. 112].

4. Принцип двойной записи, т. е. двойная регистрация каждой экономической операции: один раз в активе (по дебету), а второй раз в пассиве (по кредиту) взаимосвязанных счетов. В CНC по кредиту отражаются ресурсы, а по дебиту - их использование. Данный метод записи позволяет контролировать, откуда поступают материальные или денежные средства на счета организаций и куда передаются [5, с. 12].

С помощью этого метода можно следить за перемещением денежных и материальных ресурсов. Применение метода двойной записи на народнохозяйственном уровне придает макроэкономической информации такую же строгость и внутреннюю согласованность, какие характерны для бухгалтерской отчетности.

Внедряемая в Республике Беларусь система национальных счетов базируется на стандартах по национальному счетоводству ООН и Европейской системы интегрированных экономических счетов.

В системе национальных счетов Республике Беларусь выделяются следующие сектора и подсектора экономики:

- предприятия по производству товаров и услуг, кроме финансовых услуг (нефинансовые предприятия);

- финансовые учреждения: центральные банковские учреждения, другие финансовые институты, другие кредитные институты, страховые предприятия;

- органы государственного управления: центральное правительство, местное правительство, фонды социального обеспечения;

- общественные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;

- домашние хозяйства;

- внешнеэкономические связи: страны - члены СНГ, институты СНГ, третьи страны и международные организации.

Система национальных счетов Республики Беларусь содержит в себе счета для внутренней экономики и счета внешнеэкономических связей. К счетам для внутренней экономики относятся: счет продуктов и услуг (сводный), счет производства, счет образования доходов, счет распределения доходов, счет использования доходов, счет капитальных затрат, финансовый счет. Счета внешнеэкономических связей представлены счетами текущих операций, капитальных затрат и финансовым счетом.

 1.2 Макроэкономические показатели

Дать полное представление о том, в каком состоянии сейчас находится экономика страны, наиболее полно охарактеризовать ее подъём или спад могут макроэкономические показатели экономики. Они дают возможность предсказывать тенденцию движения цен и будущую ситуацию на валютном рынке.

Важнейшие макроэкономические показатели:

- объём и темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП),

- объём потребления,

- масштабы накопления,

- валовые инвестиции,

- государственные расходы и доходы,

- размеры экспорта и импорта,

- число занятых и норма безработицы,

- индексы цен,

- денежная масса (денежные агрегаты),

- ставка процента (ставка рефинансирования),

- курс национальной валюты

- сальдо платёжного баланса.

Валовой внутренний продукт (ВВП) - это один из важнейших показателей системы национальных счетов, который характеризует конечный результат производственной деятельности экономических единиц - резидентов и измеряет стоимость товаров и услуг произведенных этими единицами для конечного использования.

ВВП является показателем произведенного продукта, который представляет собой стоимость произведенных конечных товаров и услуг. Это означает, что стоимость промежуточных товаров и услуг, использованных в процессе производства (таких, как сырье, материалы, топливо, энергия, семена, корма, услуги грузового транспорта, оптовой торговли, коммерческие и финансовые услуги и т. п.), не входит в ВВП. Кроме того, ВВП - это внутренний продукт, потому что он произведен резидентами. К резидентам относятся все экономические единицы (предприятия и домашние хозяйства) независимо от их национальной принадлежности и гражданства, имеющие центр экономического интереса на экономической территории данной страны. Это означает, что они занимаются производственной деятельностью или проживают на экономической территории страны длительное время (не менее года). Экономическая территория страны - территория, административно управляемая правительством данной страны, в пределах которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться. И наконец, ВВП - это валовой продукт, потому что он исчисляется посредством вычета потребления основного капитала. Потребление основного капитала представляет собой уменьшение стоимости основного капитала в течение отчетного периода в результате его физического и морального износа случайных повреждений, не носящих катастрофического характера.

ВВП может быть исчислен следующими тремя методами:

1) как сумма валовой добавленной стоимости (производственный метод);

2) как сумма компонентов конечного использования (метод конечного

использования);

3) как сумма первичных доходов (распределительный метод).

В основе расчёта ВВП производственным способом лежит такой показатель, как валовой выпуск. Представляет собой стоимость товаров и услуг, произведённых хозяйственными единицами – резидентами – за определённый период. Сюда относят производство промышленной и сельскохозяйственной продукции в стоимостном выражении, перевозку грузов, стоимость строительно-монтажных работ, производство других отраслей. В стоимость услуг включают услуги оптовой и розничной торговли, материально – технического снабжения и заготовок, услуги связи, здравоохранение, культуры науки, общественных организаций, услуги органов государственного управления, обороны, финансовых учреждений, пенсионное обеспечение, услуги различных организаций по обслуживанию предприятий и учреждений. В объём валового выпуска также включается некоторые категории произведённых, но реализованных благ.

При применении способа конечного использования ВВП предстанет как конечное потребление материальных благ и услуг, капиталовложения, прирост материальных оборотных средств и сальдо внешнеторговых операций. Таким образом, ВВП будет включать четыре потока расходов:

Во-первых, потребительские расходы. Это расходы домашних хозяйств на предметы потребления краткосрочного и длительного пользования, а также расходы на услуги. Для обозначения совокупности указанных расходов на услуги. Для обозначения совокупности указанных расходов применяется буква С;

Во-вторых, государство в лице своих органов власти выступает как потребитель, производя закупки товаров и услуг, например военной техники. Расходы государства на потребления обозначаются G. Необходимо отметит тот факт, что государственные трансфертные платежи, поскольку эта категория расходов не отражает увеличения текущего производства и является просто передачей части государственных доходов определённым категориям лиц.

В-третьих, валовые частные внутренние инвестиции (I). Они представляют собой расходы частного предпринимательского сектора данного государства на прирост инвестиций в данном году (чистые инвестиции), а также инвестиционные товары, предназначенные для возмещения потреблённых машин, оборудования, приборов и т.п., т.е. амортизацию.

В-четвёртых, часть товаров и услуг, произведённых в государстве, вывозится за её пределы (экспорт) и потребляется в других странах, поэтому их следует добавить. С другой стороны, импортные товары и услуги стоит вычесть, поскольку они произведены в других системах и не отражают национальное производство. Таким образом, четвёртым компонентом является чистый экспорт, т.е. разница между экспортом и импортом. Исходя из изложенного выше, ВВП по способу конечного использования равен:

ВВП = C + I + G + Xn (1.1)

Важным макроэкономическим показателем является национальный доход (НД). С точки зрения собственников ресурсов, НД измеряет их доходы от участия в производстве за текущий период. НД определяется как сумма доходов всех владельцев факторов производства, т. е. оценивается по факторной стоимости за вычетом косвенных налогов. Как и ВНД, он может быть рассчитан по производству, распределению и использованию. Произведенный НД представляет собой основную часть, которая остаётся после вычета из него амортизации, т. е. составляет сумму чистой продукции всех предприятий и отраслей, производящих товары и услуги.

Важным показателем уровня благосостояния и экономического развития страны служит личный располагаемый доход (ЛРД). Он представляет собой доходы населения (или домашних хозяйств) т. е. заработную плату, дивиденды, проценты, пособия за вычетом налогов и добавлением субсидий.

Таким образом, рассмотрев основные макроэкономические показатели экономики можно сказать, что они являются отображением экономической ситуации в стране. Ключевыми макроэкономическими показателями являются валовой внутренний продукт (ВВП) и национальный доход (НД). Кроме того, для анализа макроэкономической ситуации используются показатели темпа инфляции, уровня занятости, безработицы, валютный курс и др.

Глава 2. Анализ динамики результативных показателей национальной экономики Республики Беларусь: методы оценки, тенденции.

Для того чтобы определить состояние национальной экономики, необходимо получить представление и проанализировать систему показателей, характеризующих макроуровень экономики. Более того, необходимо рассмотреть эти показатели в динамике, определив основную тенденцию экономики в текущем периоде.

Для сравнительного анализа экономического развития и уровня жизни различных стран, координации их экономической и валютной политики, принятия решений по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, по вопросам политического характера проводятся международные сопоставления ВВП. Они представляют также большой практический интерес для международных организаций для решения проблем формирования бюджетов этих организаций, определения доли отдельных стран в финансировании тех или иных проектов, предоставления кредитов и т.д. В рамках ООН разработана программа международных сопоставлений, охватывающая более 80 стран, осуществление которой началось с 1970 г. Методологические принципы данной программы послужили базой для составления проекта международных сопоставлений в рамках стран СНГ.

В основе международных сопоставлений обычно лежит ВВП, исчисленный методом конечного использования. Он представляет собой стоимость конечных товаров и услуг и является, следовательно, функцией двух наборов переменных величин — цен и количества (физического объема) товаров и услуг.

По данным статистики, взятых из Статистического Ежегодника Республики Беларусь, можно проанализировать, как изменялся валовой внутренний продукт с 2012 г.

Объем   валового   внутреннего   продукта   в   январе-декабре   2012 г.   составил  527,4 трлн.  рублей  и  увеличился  в  сопоставимых  ценах  к  уровню  января-декабря  2011 г. на 1,5 процента (прогноз на год - прирост на 5-5,5 процента). При этом основной вклад в рост ВВП по видам экономической деятельности обеспечили предприятия промышленности при отрицательном вкладе строительных организаций и организаций торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования (рисунок 1).  

Рисунок 1. ДЕКОМПОЗИЦИЯ ПРИРОСТА ВВП  по видам экономической деятельности в 2012 году  

Рисунок 2. ДЕКОМПОЗИЦИЯ ПРИРОСТА ВВП

Источник: Статистический Ежегодник Республики Беларусь, 2012 г.

Макроэкономическая ситуация  в 2012 году по сравнению с 2011 годом характеризовалась замедлением темпов экономического роста, объемов продукции промышленного производства, снижением инвестиционной активности на фоне замедления инфляционных процессов и роста потребительских расходов. Причем если в первой половине года рост обеспечивался за счет  улучшения  внешней  торговли  при  сжатии  внутреннего  спроса  (в  основном  за  счет  снижения инвестиционной активности), то во втором полугодии - в основном за счетроста  потребительского  спроса,  обусловленного  ростом  реальной  заработной   платы.  Так,  если  в первом  полугодии 2012 года чистый экспорт способствовал росту ВВП  в  размере   9,2 процента   при   отрицательном   вкладе   внутреннего   спроса   в   размере  7 процентов, то во втором полугодии 2012 года по оценке Национального банка вклад чистого экспорта стал отрицательным и составил 9,5 процента, в то время как внутренний спрос способствовал приросту ВВП на 7,8 процента.

Внутренний спрос по оценке Национального банка за январь-декабрь 2012 г. в сопоставимых  ценах  к  соответствующему  периоду  прошлого  года  увеличился  за  счет роста  расходов  на  конечное  потребление  домашних хозяйств  на  11,3 процента  при  сокращении валового накопления основного капитала на 13,8 процента.[6]

Динамика производства валового внутреннего продукта характеризуется следующими данными:

Таблица 1. Динамика производства ВВП в 2011-2012 гг.

В текущих ценах, млрд. руб.

В сопоставимых ценах, в % к соответств. периоду предыдущего года

2011 г.

I квартал

II квартал

I полугодие

III квартал

Январь - сентябрь

Январь - октябрь

IV квартал

Январь - декабрь

2012 г.

I квартал

II квартал

I полугодие

III квартал

Январь - сентябрь

Январь – октябрь

25802,5

30149,1

55951,6

37833,0

93784,6

106495,4

35044,2

128828,8

28337,5

31845,1

60182,6

39796,0

99978,6

111901,4

111,2

110,4

110,8

111,2

110,9

110,5

107,5

110,0

101,1

99,6

100,3

98,9

99,7

99,0

Источник: Социально-экономическое положение Республики Беларусь в январе-сентябре 2012 г.

Таким образом, в целом, картина довольно стабильна по отношению к 2012 году, однако есть различия между ожидаемым результатом и результатом, который оказался на практике.

3. Проблемы и перспективы повышения результативности экономики Республики Беларусь

3.1 Стратегические цели и задачи, этапы и сценарии  перехода Республики Беларусь к устойчивому развитию.

Республика Беларусь в своей социально–экономической политике на предстоящее пятилетие исходит из преемственности целей и приоритетов, которые были сформулированы и реализовывались в предыдущие годы. Национальная модель социально ориентированной экономики хорошо зарекомендовала себя на протяжении последних 15 лет и в основном будет сохранена в перспективе.

Вместе с тем для динамичного развития требуется более активное совершенствование и модернизация действующих организационно–экономических механизмов, экономических институтов и экономической политики, которые позволят повысить эффективность, устойчивость и конкурентоспособность существующей модели развития Республики Беларусь.

Основные направления совершенствования предусматривают

формирование национальной инновационной системы;

создание благоприятных условий для развития предпринимательской инициативы и увеличения притока инвестиций в экономику;

развитие государственно–частного партнерства в целях обеспечения устойчивости государственной финансовой системы;

расширение самостоятельности и ответственности региональных и местных органов управления в решении социально–экономических проблем.

Главная цель — рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально–экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Ее реализация предусматривает повышение реальных располагаемых денежных доходов населения в 2015 году к уровню 2010 года в 1,7 — 1,76 раза на основе обеспечения роста ВВП — в 1,62 — 1,68 раза, производительности труда — в 1,63 — 1,68 раза, объемов промышленного производства — в 1,54 — 1,6 раза, сельского хозяйства — в 1,39 — 1,45 раза, удельного веса отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции до 20 — 21 процента в 2015 году, инвестиций в основной капитал за пятилетие — в 1,9 — 1,97 раза, основная часть которых будет направлена на создание и модернизацию более одного миллиона рабочих мест.[8]

Реализация поставленной цели будет достигнута на основе всестороннего использования потенциала сильного государства, концепция которого успешно претворяется в жизнь в нашей стране. Именно оно выступит гарантом защиты частной собственности, инициатором и эффективным проводником прогрессивных преобразований.

Совершенствование структуры экономики будет основано на:

конкурентоспособных традиционных производствах, работающих в составе холдинговых и других интегрированных корпоративных структур с включением в их состав научных центров, взаимодействующих с академической и вузовской наукой;

новых высокотехнологичных производствах и секторах экономики, созданных как на основе отечественных разработок с участием бизнеса, так и в стратегическом партнерстве с передовыми мировыми компаниями.

На новую правовую основу будет поставлен процесс коммерциализации результатов исследований и разработок.

Концентрация экономической политики на наращивании экспортного потенциала страны позволит изменить структуру экспорта Беларуси в сторону увеличения доли высокотехнологичных товаров и услуг, а также снижения ее энергетической составляющей; обеспечить расширение традиционных и завоевание новых рынков сбыта. Это является обязательным условием снижения уязвимости экономики к колебаниям внешнеэкономической конъюнктуры, обеспечения необходимых объемов поступления валютных средств.

В предстоящей пятилетке предусматривается обеспечить увеличение ВВП на 62 — 68 процентов, индекса промышленного производства — на 54 — 60 процентов, продукции сельского хозяйства — на 39 — 45 процентов, производства услуг — в 1,96 — 2 раза, инвестиций в основной капитал — в 1,9 — 1,97 раза.

Достижение намеченных целевых ориентиров призвано увеличить объем ВВП на душу населения по паритету покупательной способности с 14,3 тыс. долларов США в 2010 году до 26 — 27 тыс. в 2015 году, производительность труда в расчете на одного занятого — с 26,2 тыс. до 49 — 51 тыс. долларов США.

Экономический уровень развития Беларуси к концу пятилетия будет сопоставимым со средней европейской страной.

Будет обеспечена стабильность курса белорусского рубля и сохранность частных вкладов.

Экономика сохранит свою социальную ориентацию. Это значит, что, как бы ни было трудно, государство всегда будет стоять на защите интересов людей, гарантируя поддержку тем, кто не может без нее справиться.

Намеченные меры приблизят качество жизни населения к европейскому уровню социальных стандартов. Позволят обеспечить рост реальных располагаемых денежных доходов населения в 1,7 — 1,76 раза за пятилетие, повысить реальный размер пенсий по возрасту в 1,8 — 1,9 раза.

3.2 Пути улучшения макроэкономических условий.

Для того чтобы идти в ногу с мировыми тенденциями, Беларусь должна максимально использовать свои сильные стороны (потенциальные конкурентные преимущества): выгодное экономико-географическое и геополитическое положение; развитые системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры; значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых; относительно развитый научно-технический потенциал; достаточно мощную строительную базу; высокий образовательный уровень населения и сложившуюся систему подготовки квалифицированных кадров;многовекторные внешнеэкономические связи.

Подводя итог, хочется отметить, что анализ социально-экономической ситуации в стране показывает, что, несмотря на складывающиеся положительные тенденции, на работу экономики продолжает оказывать влияние ряд нерешенных проблем.

Основными из них являются:

наличие организаций реального сектора экономики, имеющих неудовлетворительные результаты финансово-хозяйственной деятельности;

относительно высокая материало- и энергоемкость производства, зависимость его от конъюнктуры цен на импортируемые топливно-энергетические и сырьевые ресурсы;

слабая инновационная активность;

дифференциация оплаты труда по комплексам, отраслям и сферам экономики;

недостаточно высокий уровень пенсий, стипендий и других социальных выплат.

Учитывая, что в реальном секторе экономики в основном исчерпаны возможности наращивания производства за счет экстенсивных факторов, в будущем необходимо обеспечить модернизацию экономики путем внедрения современных ресурсо- и энергосберегающих технологий, максимального использования интеллектуального ресурса страны на основе всестороннего гармоничного развития человека.

Для улучшения социально-экономической ситуации в Республике Беларусь необходимо обеспечить:

рост реальных денежных доходов населения, в том числе заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат;

работу органов государственного управления в интересах человека с целью удовлетворения его потребностей;

благоприятные условия для интеллектуального, творческого, трудового, профессионального и физического совершенствования человека;

опережающее развитие сферы услуг, и прежде всего образования, здравоохранения, культуры – основы совершенствования человеческого капитала;

внедрение повышенной системы социальных стандартов во всех сферах жизни общества;

осуществление мер по улучшению демографической ситуации в стране;

повышение эффективности агропромышленного комплекса, дальнейшее развитие социальной инфраструктуры села;

инновационную направленность развития экономики, более действенный механизм стимулирования разработки и реализации эффективных инвестиционных проектов и на этой основе повышения уровня конкурентоспособности экономики, включая структурную перестройку, технико-технологическое перевооружение и реструктуризацию производств;

расширение взаимовыгодных экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, прежде всего с Россией, другими странами СНГ, а также ЕС;

национальную безопасность страны.

Для реализации поставленных задач главные усилия потребуется сконцентрировать на следующих приоритетных направлениях:

всестороннее гармоничное развитие человека, формирование эффективной системы здравоохранения;

инновационное развитие национальной экономики, энерго- и ресурсосбережение;

наращивание экспортного потенциала страны;

развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей, социальной сферы села;

развитие малых и средних городов;

жилищное строительство.

Таким образом, в результате реализации намеченных планов Республика Беларусь в очередной раз наглядно продемонстрирует свою приверженность курсу социального государства и неизменность политики, направленной на улучшение качества жизни своих граждан.

Основные показатели внешней торговли (миллионов долларов США):

Источник: официальный интернет-портал Президента РБ

Заключение

По окончании рассмотрения основных макроэкономических показателей экономики можно сказать, что они являются отображением экономической ситуации в стране. Ключевыми макроэкономическими показателями являются валовой внутренний продукт (ВВП) и национальный доход (НД). Кроме того, для анализа макроэкономической ситуации используются показатели темпа инфляции, уровня занятости, безработицы, валютный курс пи др. В ежегодный Прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь включается 16 важнейших параметров: ВВП, продукция промышленности, продукция сельского хозяйства, инвестиции в основной капитал, производство потребительских товаров, в том числе продовольственных и непродовольственных, объём внешней торговли, в том числе экспорт и импорт, реальные денежные доходы населения, розничный товарооборот, платные услуги населению, уровень рентабельности реализованной продукции промышленности, энергоёмкость валового внутреннего продукта, ввод в эксплуатацию жилья за счёт всех источников финансирования.

Основные макропоказатели рассчитываются в системе национальных счетов (СНС), или национального счетоводства (СНС применяется сегодня более чем в 150 странах мира с рыночной экономикой).

Во всех странах макроэкономическим показателям уделяется большое внимание, так как только на их основе можно делать выводы о благосостоянии страны в целом. Исходя из макропоказателей необходимо строить новую экономическую стратегию, решать сложившиеся проблемы и т.д.

Данная тема курсовой имеет большую актуальность, т.к. перед Республикой Беларусь в настоящее время стала необходимость в увеличении темпов экономического роста. Поиск путей его достижения является одним из приоритетных проблем для страны. Именно детальное изучение макроэкономических показателей - выход из ситуации.

Из анализа динамики результативных показателей, проведенного во 2 главе видно, что на сегодняшний день наше государство стало на путь стабильного развития, пусть и не слишком быстрого, следовательно, Беларусь постепенно преодолевает намеченные цели и выполняет некоторые из поставленных перед ней задач.

«Общими усилиями белорусского народа без потрясений и социальных неурядиц за относительно небольшой период времени построено полноценное независимое государство — Республика Беларусь, которое уважают и с которым считаются в мире. У нас нет антагонистических противоречий в государственной, экономической и духовной жизни. А это, в свою очередь, создает необходимую основу для дальнейшего и уверенного движения вперед».

Что бы ни говорили скептики и оппоненты, наши достижения — результат собственного пути развития, основанного на принципах эффективного государственного регулирования экономики и осуществления сильной социальной политики.

Поэтому концептуальная задача современного этапа — добиться того, чтобы процессы интенсивного социально–экономического развития стали необратимыми, приобрели характер устойчивой тенденции.

«Трудный период, который сегодня переживает мировая экономика и отчасти Беларусь, не закончится в одночасье. Всем нам предстоит много и напряженно работать. В едином строю. Ради сохранения и развития своей страны, способной обеспечить гражданам условия для безопасной, стабильной и счастливой жизни. Это стоит того, чтобы потерпеть! Государство со своей стороны приложит максимальные усилия, чтобы мы достойно пережили все испытания и вышли из них еще более сильными и сплоченными, чем раньше.» Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко.[9]

Список литературы

1. Лемешевский И.М. Макроэкономика: социально-экономический аспект: курс лекций для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / И. М. Лемешевский. - Минск: ФУАинформ, 2007. - 543с.

2. Колесникова И.И. Социально-экономическая статистика: учеб. пособие / И.И. Колесникова. - 2-е изд., испр. - Минск: Новое знание, 2007. - 260с.

3.  Грибоедова И.А. Социально-экономическая статистика: учебно-методич. Комплекс / И.А. Грибоедова. - 3-е изд., перераб. - Минск: Изд-во МИУ, 2006. - 136с.

4. Социально-экономическое положение Республики Беларусь в 2008г. // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики РБ. - 2009. - №1. - С.4-33.

5. Бухгалтерский учет. Теория. Документы. Корреспонденция счетов. Регистры. Отчетность: практич. пособие / Н.И. Ладутько [и др.]; под ред. Н.И. Ладутько. - 6-е изд., перераб. и доп. - Минск: ФУ Аинформ, 2007. - 808с.

6. Национальный статистический комитет Республики Беларусь– www.belstat.gov.by.

7. Социально-экономическое положение Республики Беларусь в январе-сентябре 2012 г.: стат. доклад. // Мин-во статистики и анализа Республики Беларусь: www.belstat.gov.by.

8. Об утверждении Программы деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011–2015 годы: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 18 февраля 2011 г. № 216/ Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. −2011. −№ 216.

9. Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь www.president.gov.by

10. Макроэкономика: Учебное пособие/ Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенькова и др.; Под ред. Л.П. Зеньковой. – Мн.: Новое знание, 2002. – 244 с. – (Экономическое образование).

11. Шимов В.Н. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления. – Мн.: БГЭУ, 2005 г. – 844 с.

12. Монография: Проблемы макроэкономического регулирования / А.И. Лученок, О.Л. Шулейко, О.И. Румянцева, М.В. Маркусенко и др. /Мн.: Право и экономика. 2005. Электронная версия. – 178 0с.

13. Базылев, Н.И., Базылева, М.Н. Экономическая теория: учебник для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. – Мн.: Книжный Дом, 2004. – 608 с.

14. Чубрик А. 10 лет роста ВВП/ Мн.: Право и экономика. 2005. Электронная версия – 21 с.

15. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Учебник. Пер. с англ. - М.: Инфра-М, 1999, 486 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44838. Государственный экологический надзор. Производственный и общественный экологический контроль 36.5 KB
  Объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности находящиеся в ведении Российской Федерации: а объекты относящиеся к федеральным энергетическим системам ядерной энергетике федеральным транспорту путям сообщения информации и связи; б объекты связанные с обеспечением обороны и безопасности относящиеся к оборонному производству производству ядовитых веществ и наркотических средств; в объекты расположенные на землях находящихся в федеральной собственности в том числе землях лесного фонда Российской...
44839. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности 28.5 KB
  Общие требования в области охраны окружающей среды при размещении проектировании строительстве реконструкции вводе в эксплуатацию эксплуатации консервации и ликвидации зданий строений сооружений и иных объектов содержатся в ст. 34 Федерального закона Об охране окружающей среды . Размещение проектирование строительство реконструкция ввод в эксплуатацию эксплуатация консервация и ликвидация зданий строений сооружений и иных объектов оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду осуществляются в...
44840. Техногенные аварии и катастрофы 24.58 KB
  Техногенные системы и их воздействие на природу и человека Техногенные аварии и катастрофы Аварийные и катастрофические ситуации в техногенной сфере на потенциально опасных объектах можно объединить по следующим типам: режимные возникают при штатном функционировании потенциально опасных объектов последствия от них предсказуемые защищённость от них высокая; проектные возникают при выходе за пределы штатных режимов с предсказуемыми и приемлемыми последствиями защищённость от них достаточная; запроектные возникают при...
44841. Принципы обеспечения экологической безопасности 40 KB
  В Указе Президента РФ О концепции национальной безопасности Российской Федерации подчеркивается что к числу приоритетных направлений деятельности государства в экологической сфере относятся: рациональное использование природных ресурсов воспитание экологической культуры населения; предотвращение загрязнения природной среды за счет повышения степени безопасности технологий связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов; предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды минимизация...
44842. Экологические риски. Экологическое страхование 36.5 KB
  Категории риска: приемлемый риск уровень риска с которым общество в целом готово мириться ради получения определенных благ или выгод в результате своей деятельность. Экологический риск – это возможность возникновения неблагоприятных экологических последствий вызванных опасными природными или антропогенными в том числе техногенными факторами – факторами риска. Факторы экологического риска – это природные и антропогенные воздействия которые способны вызвать нежелательные опасные изменения состояния окружающей среды и здоровья человека:...
44843. Оценка воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду 41 KB
  Оценка воздействия на окружающую среду предназначена для выявления характера интенсивности и степени опасности влияния любого вида планируемой хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды и здоровье населения. В процедуре ОВОС участвуют заказчик исполнитель работ по оценке воздействия и общественность. Исполнитель физ или юр лицо осуществляющее проведение оценки воздействия на окружающую среду которому заказчик предоставил право на проведение работ по оценке воздействия на ОС.
44844. Охраняемые природные территории 38 KB
  Общая площадь ООПТ федго и регго значения состт свыше 56 млн. ООПТ регго значения зант площадь равную 3 млн. га 536 от площади ООПТ в нашем регионе.В РФ создано более 13 тысяч ООПТ федго регго и месго значения.
44845. Характерные особенности метода и методики экономического анализа. Классификация методов и приемов экономического анализа 41 KB
  Характерные особенности метода и методики экономического анализа. Классификация методов и приемов экономического анализа Метод – это способ подхода к изучению познанию и преобразованию реальной действительности. Методология – это учение о принципах построения и формах научного познания. Методология ЭА – более общее чем метод понятие; вбирающее в себя помимо метода знание о формировании экономических явлений их структурных связях и путях дальнейшего развития.