86523

Финансовый контроль: содержание, цели, задачи, принципы, формы и виды, организация

Курсовая

Финансы и кредитные отношения

Актуальность данной темы заключается в том, что финансовый контроль является стоимостным контролем, поэтому в отличие от других видов контроля он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию осмысления...

Русский

2015-04-08

128 KB

5 чел.

PAGE  24

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Факультет – менеджмента

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: «Финансовый контроль: содержание, цели, задачи, принципы, формы и виды, организация».

По дисциплине: «Государственные и муниципальные финансы».

                                                                 Работу выполнила: Иванова Маргарита

                                                   студентка 3-го курса группы 32

                                             Проверил: Романенков А.И.

Псков

2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Содержание и роль финансового контроля…………………………………..4

1.1. Понятие и сущность финансового контроля……………………………….4

1.2. Цель, задачи и функции финансового контроля…………………………...6

1.3. Принципы и методы финансового контроля……………………………….8

1.4. Виды и формы финансового контроля…………………………………….11

2. Государственный финансовый контроль в современной России………….14

2.1. Органы государственного финансового контроля в РФ…………….........14

2.1.1. Президент РФ………………………………………………………...........14

2.1.2. Правительство РФ………………………………………………………...15

2.1.3. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора…….…………..16

2.1.4. Органы федерального казначейства……………………………………..17

2.1.5. Федеральная налоговая служба России.………………………………....18

2.1.6. Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью..19

2.1.7. Центральный банк РФ……………………………………………….........19

2.1.8. Федеральная таможенная служба РФ……………………………………20

2.2. Счетная палата как основной орган государственного финансового контроля………………………………………………………………………….21

2.3. Проблемы государственного финансового контроля в РФ и пути их решения…………………………………………………………………………..23

Заключение………………………………………………………………………24

Список литературы

Введение

Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Один из наиболее важных рычагов управления финансовой системы является финансовый контроль.

Актуальность данной темы заключается в том, что финансовый контроль является стоимостным контролем, поэтому в отличие от других видов контроля он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию осмысления финансовых результатов. Также актуальность заключается и в том, что финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов, и в том, что финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это, прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль над финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и финансовых корпораций.

Целью нашей работы является закрепление и углубление теоретических и практических знаний по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы», выявление проблем в области финансового контроля, в частности государственного, нахождение путей решения этих проблем.

Задачами нашей работы являются: рассмотрение понятия и сущности финансового контроля; определение цели, задач и функций финансового контроля; изучение принципов и методов, видов и форм финансового контроля, ознакомление с органами государственного финансового контроля в РФ; выявление основных проблем в области государственного финансового контроля в России и принятие путей их решения.

1. Содержание и роль финансового контроля

1.2. Понятие и сущность финансового контроля

Финансовый контроль в экономике современной России  приобретает все большее значение, прежде всего в интересах граждан, которые получают государственную финансовую поддержку, а также предпринимателей, которые заинтересованы в эффективной деятельности в реальной экономике. Государственные естественные монополисты также заинтересованы в осуществлении действенного финансового контроля, поскольку испытывают большие трудности ввиду неплатежей потребителей за поставляемую ими продукцию и услуги.

Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов, которая определяет назначение и содержание финансового контроля.

Он призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов.

Под финансовым контролем понимается совокупность мероприятий, проводимых субъектами контроля по проверке финансовых и связанных с ними операций и действий государственных органов власти, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций с применением специфических норм и методов организации с целью обоснованной оценки эффективности их деятельности, обоснования и целесообразности финансовых операций, выявления резервов улучшения использования финансовых ресурсов и увеличения доходов соответствующего бюджета.

Сущность финансового контроля сводится к обеспечению выполнения всеми хозяйствующими субъектами и их финансовыми посредниками законодательно-правовых норм, установленных органами власти в соответствии с действующим законодательством, выявлению возможных нарушений, предотвращению их или принятию мер по применению предусмотренных законом санкций, разработке предложений по совершенствованию законодательной и другой нормативно-правовой базы с целью устойчивого функционирования финансовой системы. [10, с. 54]

Финансовый контроль как особая отрасль контроля, связанная с использованием стоимостных категорий, имеет определенную сферу применения и определенную целевую направленность.

Для любого вида финансового контроля его объектом выступают распределительные процессы при формировании и использовании фондов денежных средств.

Субъектами финансового контроля выступают государственные и муниципальные органы управления, налоговые органы, учреждения банков, специализированные финансово-контрольные учреждения. [2, с. 23]

Предметом финансового контроля выступают различные финансовые показатели: доходы и расходы бюджетов различных уровней или хозяйствующих субъектов, размеры налоговых платежей, издержки производства или обращения, себестоимость, прибыль и многое другое.

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них, например, бартерные сделки. [4, с. 229]

Необходимым условием эффективности финансового контроля является система бухгалтерского учета, обеспечивающая достоверность и полноту отражения движения стоимостных показателей деятельности подотчетного юридического и физического лица. Только при таком условии результаты финансового контроля дают возможность для анализа и объективной оценки динамики финансовой политики показателей и корректировки хода реализации финансов на определенный период развития, как хозяйствующего субъекта, так и всего государства. [5, с. 200]

Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе в законодательном порядке.

1.2. Цель, задачи и функции финансового контроля

Целью финансового контроля является выявление отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем.

Перед финансовым контролером, как правило, стоят такие задачи как: содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства; обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению издержек и повышению рентабельности; содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятии, в организациях и бюджетных учреждениях; содействие правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий различных организационно-правовых форм собственности; содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям. [3, с. 156]

Цель и задачи финансового контроля определяют его основные функции.

Эти функции можно классифицировать по двум признакам: во-первых, исходя из социального и общегосударственного значения, во-вторых, на базе содержательного значения функции контроля.

К функциям социального и общегосударственного значения можно отнести: контроль источников поступления бюджетных средств; контроль расходования бюджетных ресурсов; контроль эффективности использования государственной собственности, проведения ее приватизации; контроль над использованием государственных внебюджетных фондов; контроль над обращением средств бюджета, государственных и муниципальных внебюджетных фондов в банках и иных кредитных организациях; контроль за эффективностью предоставления и законностью использования льгот по налогообложению и полученных дотаций.

Активная, творчески организуемая роль финансового контроля проявляется в его собственных функциях. Как фактор, обеспечивающий нормальное действие социальной системы, эта контрольная деятельность использует правовые средства воздействия на общественные отношения через функции: выявление отклонения, анализ причин отклонения, коррекция деятельности объекта контроля, превенция и правоохрана.

Выявление отклонений включает в себя широкий спектр деятельности: установление отклонений в исполнении законов в части использования средств государственного бюджета; отклонения в формировании доходной части и использовании расходной части бюджета; отклонения в сфере финансовой деятельности министерств, ведомств, предприятий и организаций.

Анализ причин отклонений предполагает исследование фактов, определивших то или иное отклонение, установление персоналий, ответственных за отклонение.

Функция коррекции заключается в разработке предложений по устранению выявленных отклонений.

Функция превенции заключается в профилактической работе для предупреждения правонарушений.

Функция правоохраны направлена на пресечение неправомерных действий должностных лиц и граждан и связана с привлечением их к юридической ответственности, а также применением к этим субъектам мер государственного и общественного воздействия. [11]

1.3. Принципы и методы финансового контроля

Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации финансового контроля. Эти принципы изложены в Лимской декларации ИНТОСАИ.

Под принципами финансового контроля подразумевают научно разработанные и апробированные практикой политические, организационные и правовые основы организации контроля, которые обеспечивают его эффективность, определяют общие правила и целенаправленность контрольной деятельности в финансовой сфере. [12]

Основные принципы организации государственного финансового контроля, к реализации которых стремится каждое современное цивилизованное государство, включают: независимость, объективность, гласность, эффективность, законность, плановость, системность, непрерывность, сбалансированность, ответственность, профессионализм.

Принцип независимости предполагает обеспечение финансовой самостоятельностью контролирующего органа, более длительными сроками полномочий руководителей органов государственного контроля по сравнению со сроками полномочий выборных органов власти.

Принцип объективности предопределяет правильное, полное и объективное объяснение результатов контроля на основе сопоставления содержания проверенных фактов с законами, основными положениями, инструкциями и распоряжениями руководящих органов, регулирующими проверяемую деятельность и действия должностных лиц при ее выполнении.

Принцип гласности предусматривает информирование общественности через средства массовой информации о результатах работы контролирующих органов.

Принцип эффективности проявляется в своевременности и полноте выявления отклонений от заданного, их причин и виновников, а также оперативности в исправлении допущенных отрицательных результатов и обеспечении возмещения нанесенного материального ущерба.

Принцип законности означает точное и неуклонное выполнение всеми субъектами права нормативных предписаний действующего законодательства.

Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово - плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Принцип системности означает, что при проведении контрольных мероприятий должны рассматриваться все стороны объекта контроля и вся система его взаимосвязей по вертикали и горизонтали структуры управления.

Принцип непрерывности означает, что все объекты контроля подлежат постоянно осуществляемому субъектами контроля предварительному, оперативному, периодическому и последующему контролю в сроки, установленные исходя из условий, характера и свойств их деятельности.

Принцип сбалансированности означает, что субъекту нельзя предписывать контрольные функции, не обеспечивая средствами для их выполнения.

Принцип ответственности предполагает добросовестное отношение сотрудников контролирующих органов к своим профессиональным обязанностям, обстоятельность в выборе методики контроля, соблюдение установленных стандартов  при проведении контрольных, экспертно-аналитических и иных мероприятий, учет всех обстоятельств и факторов при вынесении суждений и оценок.

    Принцип профессионализма предполагает необходимый уровень профессиональной подготовки сотрудников контролирующих органов, опыт и квалификацию, отвечающие особенностям проверяемой области  и поставленным задачам, установление для специалистов всех уровней необходимых квалификационных требований. [13]

Различают следующие методы осуществления финансового контроля: проверки, обследования, надзор, анализ финансового состояния, наблюдения, ревизии.

Проверка проводится по отдельным вопросам финансовой деятельности на основе отчетной документации и расходных документов. В случае выявления нарушения финансовой дисциплины намечаются меры по устранению их негативных последствий.

Обследование предполагает изучение отдельных аспектов функционирования предприятий, организаций с целью определения их финансового состояния и возможных направлений развития.

Надзор представляет собой контроль над осуществлением финансовых операций в соответствии с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим законодательством. Результатом надзора может быть рекомендация к ревизии или применение определенных санкций, например, в виде отзыва лицензии на выполнение каких-либо видов деятельности.

Анализ финансового состояния предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Наблюдение представляет собой постоянный контроль над использованием финансовых ресурсов субъекта контроля и его финансовым состоянием. Наблюдение может устанавливаться со стороны кредитора с согласия субъекта или может вводиться арбитражным судом при установлении признаков финансовой несостоятельности предприятия.

Ревизия является наиболее глубоким и всеобъемлющим методом финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности. Ревизии бывают полными и частичными, комплексными и тематическими. [6, с. 45]

1.4. Виды и формы финансового контроля

Финансовый контроль, как и все иные финансовые категории, видоизменялся по мере эволюции финансовых отношений. Расширение сферы финансовых отношений, появление и развитие финансовых рынков, совершенствование форм организации бизнеса требовало изменения и применения адекватных видов и форм финансового контроля.

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям.

В зависимости от времени проведения он может быть предварительным,  текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления финансовых планов, сметы доходов и расходов. Поэтому он имеет большое значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.

Текущий финансовый контроль проводится в процессе исправления финансовых планов.

Последующий финансовый контроль проводится после завершения отчетного года. В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

В зависимости от методов проведения выделяют следующие виды финансового контроля: проверки, обследования, анализы, ревизии.

Проверка, как правило, проводится по отдельным вопросам, а обследование охватывает более широкий спектр деятельности для принятия определенных решений.

Анализ используется, как метод финансового контроля и может быть представлен по отдельным факторам, направлениям, периодам времени.

Ревизии представляют собой обширные и комплексные проверки всей финансовой деятельности за год.

Под формами финансового контроля понимают способы конкретного выражения и организации контрольных действий. Их принято классифицировать по различным критериям.

В зависимости от регламента осуществления выделяют обязательный и инициативный контроль.

Обязательный контроль осуществляется государственными органами в соответствии с действующим законодательством в установленные сроки. К нему относятся, в частности, налоговые проверки, обязательный аудит годовой финансовой отчетности отдельных организаций, обществ и так далее.

Инициативный контроль определяется по усмотрению хозяйствующих субъектов и выступает в качестве элемента управления.

В зависимости от времени проведения выделяют предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный контроль осуществляется на стадии рассмотрения и принятия бюджетов, финансовых планов хозяйствующих субъектов, смет доходов и расходов бюджетных организаций, учреждений. Он предусматривает оценку обоснованности показателей различных финансовых планов и позволяет предупредить возможное нарушение действующего законодательства, выявить дополнительные резервы и источники возможных доходов, предотвратить нерациональное использование денежных средств.

Текущий контроль осуществляется в ходе исполнения бюджетов всех уровней, финансовых планов, отдельных программ. Данная форма контроля предусматривает не только соблюдение финансовой дисциплины, но и анализ всей финансовой деятельности хозяйствующих субъектов.

Последующий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов по завершении финансового года, отчетного периода.

В зависимости от субъектов финансовый контроль бывает государственным, в том числе президентским, федеральных и региональных органов власти; органов местного самоуправления; финансово-кредитных органов; ведомственным; внутрихозяйственным и аудиторским.

Государственный финансовый контроль осуществляется уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции в любой сфере экономики и управления.

Контроль органов местного самоуправления осуществляется соответствующими органами финансового контроля на местном уровне и направлен на контроль и анализ хода исполнения местных бюджетов.

Контроль финансово-кредитных органов состоит в проверке правильности и достоверности данных финансовой отчетности предприятий и организаций со стороны банковской системы.

Ведомственный контроль осуществляется специальными подразделениями министерств и ведомств подотчетных им предприятий, организаций, учреждений. Цели и задачи такого контроля непосредственно устанавливаются самими министерствами и ведомствами.

Внутрихозяйственный контроль проводится финансовыми и экономическими подразделениями предприятий и организаций. Цели и задачи осуществления данного контроля формулируются органами управления хозяйствующих субъектов.

Аудиторский контроль проводится аудиторскими фирмами, аудиторами  в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами, регламентирующими осуществление аудиторских проверок.

В зависимости от объектов финансовый контроль бывает бюджетным,  налоговым, кредитным, страховым, инвестиционным и другим. [6, с. 43]

2. Государственный финансовый контроль в современной России

2.1. Органы государственного финансового контроля в РФ

В условиях рыночной экономики, особенно по мере усиления ее социальной ориентации, усложняются и возрастают контрольно-финансовые функции государства.

В нашей стране до и после революции существовало понимание того, что государственный финансовый контроль является одной из важных функций управления страной. До и после 1917 года у нас в стране всегда имелись мощные органы финансового контроля, имевшие достаточно широкие права и полномочия для пресечения различных финансовых злоупотреблений и нарушений. В настоящее время в Российской Федерации нет единого органа государственного финансового контроля.

К органам финансового контроля современной России относятся: Счетная палата РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Департамент финансового контроля и аудита Минфина РФ, органы федерального казначейства, Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью, Центральный банк РФ, Федеральная таможенная служба РФ.

Основным органом государственного финансового контроля является Счетная палата РФ.

2.1.1. Президент РФ

Финансовый контроль со стороны Президента РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности Министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидатур на должность Председателя Центрального Банка РФ.

Определенные функции финансового контроля выполняет Главное контрольное управление Президента РФ. Как структурное подразделение Администрации Президента РФ, оно подчиняется непосредственно Президенту РФ, но при этом взаимодействует со всеми органами государственной исполнительной власти.

Среди его функций выделяют: контроль над деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ; рассмотрение жалоб и обращений физических и юридических лиц.  [9, с. 350]

2.1.2. Правительство РФ

В соответствии с Конституцией РФ и Законом «О Совете министров – Правительстве РФ» оно наделено самыми широкими полномочиями. Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность федеральных министерств и ведомств, направляет деятельность подведомственных ему органов финансового контроля.

При Правительстве РФ действует Межведомственный совет по государственному финансовому контролю, созданный для координации контроля  над государственными средствами. В Совет входят Председатель Центрального банка РФ, Руководитель Федерального казначейства, руководители финансово-контрольных органов. В работе Совета могут принимать участие представители Генеральной прокуратуры и силовых структур. Возглавляет Совет Министр финансов РФ.

Важнейшее место в системе финансового контроля со стороны Правительства РФ занимает Министерство финансов РФ, которое не только разрабатывает и проводит финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление органами исполнительной власти. Все структурные подразделения Министерства финансов РФ в той или иной форме контролируют финансовые отношения. Прежде всего, Минфин РФ осуществляет финансовый контроль в ходе разработки проекта федерального бюджета, контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов, участвует в проведении валютного контроля, контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ.  [9, с. 351] 

2.1.3. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, находящимся в ведении Министерства финансов.

Основными функциями данного органа являются: проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности на территории РФ и за рубежом, а также осуществление таких ревизий и проверок по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и субъектов РФ; проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства РФ в финансово-бюджетной сфере; осуществление надзора за исполнением законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; осуществление в пределах своей компетенции контроля, над соответствием проводимых в РФ резидентами и нерезидентами валютных операций законодательству РФ, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля; организация с участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных органов исполнительной власти проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в валюте РФ; организация, формирование и ведение единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Росфиннадзор имеет право: проводить в организациях любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, сличение записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации; направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений; осуществлять контроль над своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями и  их вышестоящими органами нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, в том числе путем добровольного возмещения средств; заказывать проведение необходимых испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности. [14]

2.1.4. Органы федерального казначейства

Органы федерального казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику, управлять процессами исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль поступления целевого и экономного использования государственных средств.

На Федеральное казначейство возложены следующие задачи: контроль доходной и расходной частей бюджета в ходе его исполнения; контроль состояния государственных финансов в целом и предоставление высшим органам законодательной и исполнительной власти отчетов о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы; совместно с Центральным банком РФ контроль состояния государственного внутреннего и внешнего долга РФ; контроль над государственными федеральными внебюджетными фондами и финансовыми отношениями между ними и федеральным бюджетом.[1, с. 389]

2.1.5. Федеральная налоговая служба России

Федеральная налоговая служба России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах; за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов; за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и фермерских хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Данный орган осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями. [12]

2.1.6. Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью

В соответствии с Указом Президента РФ от 18 февраля 1992 года «О государственном страховом надзоре в РФ» финансовый контроль в сфере страхования осуществляется Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью в составе Министерства финансов РФ. Основные задачи и принципы работы этой службы определены ФЗ РФ «Об организации страхового дела» от 31 декабря 1997 года.

Помимо лицензирования страховой деятельности и регулирования единого страхового рынка органы государственного страхового надзора в центре и на местах осуществляют контроль соблюдения прав и интересов страхователей. Устанавливаются правила формирования и размещения страховых резервов, методика расчета соотношений между активами и обязательствами страховой фирмы, а также порядок учета страховых операций и формы отчетности по страховой деятельности, включая соблюдение установленных нормативов. В случае неоднократного выявления нарушений законодательства и нормативных документов органы страхового надзора имеют право ограничить действие лицензий страховых фирм либо обратиться в арбитражный суд с иском об их ликвидации. [7, c. 191]

2.1.7. Центральный банк РФ

Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Центральному банку РФ. Как орган государственного управления, наделенный властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. Созданное с этой целью специальное подразделение – Департамент банковского надзора проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных Центральным банком РФ нормативов банковской деятельности. При установлении фактов нарушений вправе прибегнуть к определенным методам воздействия. [9, c. 356]

2.1.8. Федеральная таможенная служба РФ

Федеральная таможенная служба РФ - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

11 мая 2006 Указом Президента РФ Федеральная таможенная служба передана в подчинение Правительству РФ. Ранее ФТС России была подчинена Министерству экономического развития и торговли.

Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 года № 459 на ФТС возложены следующие основные функции: ведение реестров лиц, организаций и объектов, включённых в область таможенного дела; выдача свидетельств и разрешений на право деятельности в определённых сферах таможенного дела; определение порядка и непосредственное осуществление таможенного оформления и контроля; классификация товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности; определение страны происхождения и таможенной стоимости, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств; борьба с правонарушениями в области таможенного дела; некоторые консультативные услуги, оказываемые на бесплатной основе участникам внешнеэкономической деятельности. [15]

2.2. Счетная палата РФ как основной орган государственного финансового контроля

Особое место в системе финансового контроля со стороны органов представительной власти принадлежит Счетной палате РФ. Это независимый от Правительства РФ, постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ. Счетная палата РФ существует в России на основании Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 года.

Председатель и половина состава Счётной палаты РФ назначаются Государственной Думой, заместитель председателя и другая половина состава — Советом Федерации. Счётная палата РФ состоит из коллегии и аппарата. Коллегия рассматривает вопросы организации работы, а также отчёты и сообщения. Председатель осуществляет руководство Счётной палатой РФ, организует её работу, аудиторы возглавляют определённые направления деятельности. Аппарат состоит из инспекторов и других штатных работников.

Перед должностными лицами Счетной палаты РФ поставлены следующие задачи: организация контроля исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов; подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и упорядочению бюджетного процесса; оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств, в том числе предоставленных и на возвратной основе, и использования федеральной собственности; определение степени обоснованности статей проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов; финансовая экспертиза, то есть оценка финансовых последствий принятия федеральных законов, касающихся федерального бюджета; контроль поступления и движения бюджетных средств на счетах банков; регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета; контроль поступления в федеральный бюджет денежных средств от приватизации федеральной собственности, продажи ее и управления ею.

Счетная палата РФ обязана также контролировать состояние государственного внешнего и внутреннего долга РФ, деятельность Центрального банка по обслуживанию государственного долга; эффективность использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а также предоставление Россией финансовых ресурсов в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

Основными формами контроля, проводимыми Счетной палатой РФ являются тематические проверки и ревизии. Для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государственного ущерба и привлечению виновных к ответственности, в том числе уголовной, должностных лиц, виновных в нарушении законодательства и бесхозяйственности. Счетная палата РФ направляет представления руководителю проверяемого предприятия, учреждения или организации, которое должно быть рассмотрено в указанный в нем срок. При выявлении факторов грубых нарушений законности и финансовой дисциплины, наносящих государству прямой ущерб, или при несоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты РФ ей предоставлено право давать предписания, обязательные к исполнению, Коллегия Счетной палаты по согласованию с Государственной Думой может принять решение о приостановлении финансовых, платежных и расчетных операций по счетам юридического лица. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

За   время,   прошедшее   после   формирования   Счетной   палаты РФ,   в законодательство  РФ не вносилось существенных изменений  дополнений, направленных на совершенствование  государственного  финансового контроля. [8, c. 251]

2.3. Проблемы государственного финансового контроля в РФ и пути их решения

Проблемы обеспечения единства системы финансового контроля в современной действительности занимают ключевое место.

Основные из них заключаются в том, что в настоящее время в России: отсутствует четкая и полная нормативно-правовая база, нет единого федерального закона о системе финансового контроля; организационная структура органов финансового контроля недостаточно отражает специфику государственного устройства РФ; законодательно не определен статус органов государственного финансового контроля Российской Федерации и ее регионов; отсутствует четкое разграничение сфер деятельности, что вызывает многочисленные коллизии и перекладывание ответственности; органы контроля слабо взаимодействуют между собой, присутствует некоторая разобщенность в приоритетах деятельности контрольных органов; отсутствует единая информационная база, единый методологический подход к процессу осуществления контроля. [14]

На мой взгляд, для решения стоящих перед Россией проблем государственного финансового контроля, следует принять такие пути как: создание системы государственного финансового контроля; формирование нормативно-правовой и методической базы аудита эффективности использования бюджетных средств и государственной собственности; повышение роли государственного финансового контроля в сфере обеспечения финансовой безопасности государства; приведение теоретической и методологической базы в соответствии с современными условиями, реформирование организационной структуры и соответственно изменения распределения функций и сфер деятельности органов государственного финансового контроля; повышение уровня материально-технического и финансового обеспечения функционирования контролирующих органов.

Заключение

Рассмотрев все теоретические вопросы, связанные с финансовым контролем и проявление его на практике, можно сделать некоторые выводы.

Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций и иных хозяйствующих субъектов. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы законодательством.

Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, а также эффективному использованию финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансового контроля, что является важнейшим условием обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности, экономического и эффективного использования бюджетных, заемных и собственных средств, укрепления финансовой дисциплины.

Дальнейшее развитие финансового контроля и его эффективности во многом зависит от создания новой концептуальной и законодательной базы, обеспечивающей его проведение на качественном уровне, присущем демократическому государству.

Список литературы

1. Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 526с.

2. Белозеров С.А. Финансы в вопросах и ответах. – М.: Проспект, 2009. – 272с.

3. Галицкая С.В. Деньги. Кредит. Финансы. – М.: Экзамен, 2002. – 224с.

4. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Финансы. – М.: ТОО НПЦ «Крылья», 1998. – 416с.

5. Дробозина Л.А. Общая теория финансов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. – 256с.

6. Зайков В.П. Финансы. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 288с.

7. Ковалева А.П. Финансы и кредит: экзаменационные ответы. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 448с.

8. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 268с.

9. Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 512с.

10. Сенчагова В.К. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: Проспект, 1999. -  496с.

11. www.ach.gov.ru  23.04.2011

12. www.budgetrf.ru  21.04.2011

13. www.finansistio.ru  21.04.2011

14. www.garant.ru  25.04.2011

15. www.kadis.ru  24.04.2011


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13856. Профессиональная учительская этика в романе Белл Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз» 52.5 KB
  Роман Белл Кауфман Вверх по лестнице ведущей вниз опубликованный в 1960х годах заслужил признание не только в США роман обрел известность стал популярным без преувеличения во всем мире. Действие романа происходит в школе им. Кальвина Куллинджа в НьюЙорке. Главный г
13857. «Белая гвардия» Булгаков. Эссе 43 KB
  Вадим Матвеев Белая гвардия Булгаков. Эссе. Роман Булгакова наполнен историческими событиями от начала и до конца. 1918 год. Украина объявила независимость провозгласив гетмана в связи с чем обострились националистические настроения и рядовые украинцы сразу ра
13858. Джордж Оруэлл «1984» 32.58 KB
  Мосогутова Евгения Политология 4 курс Джордж Оруэлл 1984 Роман антиутопия Оруэлла1984 отражает настроения царившие в ХХ веке. Автор берет за основу реалии современного ему мира и возводит их в гроте
13859. Эссе Анализ романа Шодерло де Лакло «Опасные связи» 55.5 KB
  Эссе Анализ романа Шодерло де Лакло Опасные связи. Опасные связи единственный роман генерала Шодерло де Лакло основанный по утверждению автора на реальных событиях. Роман эпистолярного жанра что должно убедить читателя в подлинности излагаемого повествовани...
13860. Креативный анализ фильма « Последний урок» 24.46 KB
  Петрова Регина Креативный анализ фильма Последний урок Политическая целесообразность В основе сюжета фильма лежит история учительницы которая работает во французской школе для трудных подростков. Основная часть учеников – это иммигранты из арабских стран...
13861. Анализ фильма «Конформист» 46 KB
  Ромазанов Д.М. Политология 4 курс. Анализ фильма Конформист Фильм Конформист режиссера Бернардо Бертолуччи снят в 1970 году по роману Альберто Моравиа. Главный герой – Марчелло Клеричи интеллектуал о чем можно судить из его диалого
13862. Мультфильм «Персеполис» 41 KB
  абиров Д.Р. Задание по курсу Политическая этика Мультфильм Персеполис Персеполис французский полнометражный анимационный фильм режиссёра Маржана Сатрапии французской писательницы иранского происхождения. Сюжет в кратце: Бойкая Марьян восьми л
13863. Анализ фильма «Молитвы за Бобби» с точки зрения этики и морали 27.34 KB
  Анализ фильма Молитвы за Бобби с точки зрения этики и морали. Место действия. Действия фильма разворачивается в небольшом городе Walnut Creek в Соединенных Штатах Америки штат Калифорния 60 тысяч населения. Город представляет собой американскую мечту с красивыми уло...
13864. Эссе по политической этике на тему «Мораль в произведении Уильяма Голдинга «Повелитель мух» 28.98 KB
  Эссе по политической этике на тему Мораль в произведении Уильяма Голдинга Повелитель мух Имя Уильяма Голдинга отчего то не столь популярно в мире. Подразумеваю что редко можно встретить его в одном ряду например с Хемингуэем Маркесом Ремарком Фицджеральдом