86526

Малое предпринимательство в России: проблемы, перспективы развития

Курсовая

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Малый и средний бизнес обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии...

Русский

2015-04-08

53.44 KB

69 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА"

Кафедра «Экономики и финансов»

Курсовая  работа

по дисциплине «Экономика организаций (предприятий)»

Тема:  «Малое предпринимательство в России: проблемы, перспективы развития».

Студентки: Спегальской Елены Александровны

Специальность: Экономика

Курс,группа: 3-ЭЗ -41

Шифр зачетной книжки: 1131213

Санкт-Петербург

2014

Реферат

Курсовая работа на тему: «Малое предпринимательство в России: проблемы, перспективы развития».

Содержит: 29 листов текста, 4 рисунка, 3 таблицы, 7 источников литературы.


Содержание

Оглавление

Реферат 2

Содержание 3

Введение 4

1. Характеристика малого бизнеса 5

1.1. Понятие малого предпринимательства 5

1.2. Проблемы развития малого предпринимательства 6

1.3. Преимущества и недостатки малого предпринимательства 9

2.Особенности малого предпринимательства 12

2.1.Государственная регистрация деятельности малых предприятий 12

2.2. Особенности финансирования, налогообложения деятельности малых предприятий 14

2.3. Основные экономические показатели деятельности малого предприятия 15

3.Предприятия малого бизнеса: современное состояние и тенденции развития 19

4.Классификация проблем малого бизнеса и пути  их решения 23

5.Заключение. 27

Список использованной литературы 29


Введение

Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.

Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Малый и средний бизнес обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности общества.

Цель работы - понять, что же стоит  на пути развития малого

предпринимательства, т.е. анализ его проблем и перспектив развития.

Данную цель я решу, через раскрытие следующих тем:

  1. Дать определение малому предпринимательству
  2. Особенности малого предпринимательства
  3. Предприятия малого бизнеса: современное состояние и тенденции развития
  4. Классифицировать проблемы малого бизнеса в современное  время
  5. Продумать возможные пути решения этих проблем 

Актуальность темы подтверждается, что развитие малого бизнеса напрямую влияет на развитие экономики страны.

1. Характеристика малого бизнеса 

1.1. Понятие малого предпринимательства

Малое Предприятие (субъект Малого Предпринимательства) - коммерческая

организация, и уставном капитале которой доля участия Российской

Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных

организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не

превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким

юридическим лицам, не являющимся субъектами малого

предпринимательства, не превышает 25 % и в которой средняя численность

работников за отчетный период не превышает следующих предельных

уровней: в промышленности -100 человек; в строительстве -100 человек; на

транспорте -100 человек; в сельском хозяйстве - 60 человек; в научно-

технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек;    

в  розничной торговле и бытовом обслуживании населения -30 человек;

в  остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50

человек. Под субъектами малого предпринимательства понимаются

физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без

образования юридического лица.

акционерных обществ, производственных кооперативов, государственных (муниципальных) предприятий. 

1.2. Проблемы развития малого предпринимательства

      К настоящему времени, по официальным  данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают 25% всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.

      Что же конкретно мешает малому предпринимательству нормально

развиваться?

   Проблемы малого бизнеса можно  разделить на следующие группы:

1.Организационные,  связанные с юридическим оформлением  и регистрацией, открытием счета в банке.

2. Материально-техническое обеспечение: нехватка производственных помещений и оборудования, низкая квалификация персонала; низкая правовая защищенность деятельности.

3. Финансовые (инвестиционные) проблемы и проблемы  капитализации сбережений индивидуальной  ликвидности: затруднения в легализации капитала для регистрации предприятия, проблема формирования стартового капитала, установление связей с поставщиками.

4. Кредитная  необеспеченность.

Сами  представители малых предприятий  распределяют по важности свои проблемы следующим образом:

   1. Недостатки налоговой системы

   2. Отсутствие оборотных средств

   3. Низкий платежеспособный спрос  населения

   4. Высокая арендная плата

   5. Экономическая политика государства

   6. Недоступность кредитов

   7. Дороговизна сырьевых ресурсов

   8. Слабое развитие внутреннего  рынка

   9. Высокие тарифы на перевозки.

  10. Отсутствие производственных площадей. 

   Для нормальной деятельности  бизнеса необходимо обеспечить  оптимальное сочетание интересов государства, потребителей и субъектов

предпринимательства. А для этого следует ввести упорядоченную и эффективную нормативно-правовую базу малого предпринимательства, которая будет стимулировать развитие бизнеса и создавать благоприятные условия для тех, кто готов начать и продолжить свое дело. Важно, чтобы государственная политика поставила надежный заслон непрекращающемуся разрастанию административных барьеров на пути деловой активности малого бизнеса. Нужно снизить регулирование экономики, но не в том смысле, что нужно меньше уделять ему внимания, а ликвидировать "постоянную готовность чиновников отрегулировать любой бизнес в режиме ручной настройки". Проблемы возникают из-за того, что права чиновника четко не оговорены и не ограничены по отношению к предпринимателям. А вопрос прав предпринимателей и обязанностей чиновника законодательно не урегулирован. Возьмем классический пример, когда неверные действия чиновника довели предпринимателя до банкротства. Никакой суд не сможет в таком случае заставить чиновничью структуру и тем более самого чиновника восстановить убытки предпринимателя. Такая система должна быть ликвидирована. Чиновник должен знать, что он несет всю полноту ответственности за нарушение законных интересов предпринимателя.

   Сейчас готовится законопроект "О  регистрации юридических лиц", который ликвидирует все основания для отказа в регистрации, кроме предоставления непотребного перечня документов. При этом предполагается введение жесткой ответственности за предоставление недостоверных сведений при регистрации.

    Упрощению жизни предпринимателей также будет способствовать упрощение процесса регистрации: регистрация должна осуществляться в одном регистрационном ведомстве и срок ее должен быть ограничен (например, десятью днями). Целый ряд функций по регистрации, лицензированию, контролю (сейчас монополизированных государством) должен перейти в совместное объедение, а некоторые из них - в исключительное ведение общественных организаций предприятий. То есть требует решения проблема перераспределения функций в системе жизнеобеспечения малого бизнеса.

    Также требует решения проблема  нехватки производственных помещений  и оборудования. Здесь и надо пытаться связать малое и крупное

предпринимательство. В этом направлении предлагается активно использовать простаивающие мощности других предприятий[6]. Речь идет как о крупных предприятиях-банкротах, так и о формально продолжающих работать предприятиях, но явно не имеющих перспектив полного использования располагаемых мощностей и производственных площадей. Для этого нужно создать такие условия, которые простимулируют сотрудничество, т.е. опять же улучшение правовой базы, поддержка государства. В настоящее время в ряде субъектов Федерации уже действуют специальные комиссии, решением которых предприятиям разрешается выводить производственные мощности "в резерв" с соответствующим освобождением от уплаты налогов на имущество. Тем самым создаются реальные стимулы к передаче мощностей крупных предприятий в малый

бизнес. Представляется целесообразным не выставлять часть осударственной

собственности на аукционах на продажу, а сдавать малым предприятиям на

конкурсной  основе в долгосрочную аренду (лизинг), при этом приоритет должен принадлежать предпринимательским структурам в регионах с благоприятным предпринимательским климатом. Частные лизинговые компании оказали бы реальную помощь малому предпринимательству, но эта деятельность сейчас требует слишком большого начального капитала. Направление государственных средств для обеспечения стартового капитала лизинговых компаний - один из путей решения этой проблемы.

1.3. Преимущества и недостатки малого предпринимательства

Как показывает мировая практика, малое предпринимательство играет большую роль в экономике даже развитых стран, так как ему свойственны определенные преимущества. В Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» говорится, что настоящий закон направлен на реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Этим положением установлена экономическая и социальная роль малого предпринимательства.

Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие

преимущества малого предпринимательства: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий субъектов малого предпринимательства, гибкость и оперативность в принятии решений; относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление; большая возможность индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

Так, в докладе Международного бюро труда отмечается, что малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы.

Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них высок уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предпринимательства лучше информированы об уровне спроса на местных (локальных) рынках, часто производят товары по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию значительному числу наемных работников. Малые предприятия способствуют большему росту занятости населения по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных кадров и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров (выполнению работ, оказанию услуг).

 

Недостатки малого предпринимательства

Как показывает практика деятельности малых предприятий, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых можно выделить самые существенные:

более высокий уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;

зависимость от крупных компаний;

недостатки в управлении собственным делом;

слабая компетентность руководителей;

повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;

неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

Недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий. Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий. В регулярно проводимых опросах в среде малого бизнеса США главными причинами неудач чаще всего называют:

некомпетентность;

несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но неопытный коммерсант);

нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве, управлении в единоличных формах владения и в товариществах;

неумение налаживать и поддерживать деловые связи и контакты.

Частыми причинами банкротств малых фирм являются:

запущенность бизнеса;

плохое здоровье или вредные привычки руководителя фирмы;

катастрофы, пожары, воровство, мошенничество и др.

Шансы малого бизнеса на успех повышаются по мере взросления. Фирмы, долго не меняющие владельцев, приносят более высокий и стабильный доход. Американская статистика показывает, что женщины — владельцы малых фирм, более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований отмечается, что преуспевают предприниматели, которые много работают. Если в управлении участвует не один человек, а предпринимательская команда, которая состоит из двух, трех или четырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решения более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе их существования. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в малую фирму, тем больше у нее возможностей сохранения деятельности в кризисные периоды.

Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса. Некоторые западные специалисты склонны рассматривать малое предпринимательство как школу новых личностных взаимоотношений, полигон испытания методов и принципов организации предпринимательства в будущем. Однако в силу объективного наличия менее благоприятных условий хозяйствования, чем у крупных предприятий, субъекты малого предпринимательства характеризуются меньшей устойчивостью и конкурентоспособностью, поэтому нуждаются в государственной поддержке в соответствии с федеральной и региональными программами поддержки и развития малого предпринимательства.

2.Особенности малого предпринимательства

2.1.Государственная регистрация деятельности малых предприятий

Каждое вновь созданное предприятие малого бизнеса подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" от 8 августа 2001 года. С момента государственной регистрации предприятие считается созданным и в соответствии со ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации приобретает статус юридического лица1.

Для государственной регистрации любой субъект предпринимательской деятельности представляет регистрирующему органу исполнительной власти следующие документы:

· заявление, которое подписывает учредитель предприятия;

· учредительный договор или решение о создании предприятия;

· устав предприятия, утвержденный учредителями;

· документ, подтверждающий оплату не менее 50% размера уставного капитала предприятия;

· свидетельство об уплате государственной пошлины;

· документ, подтверждающий согласие соответствующего антимонопольного органа на создание предприятия, в случае если размер уставного капитала превышает величину, установленную законодательством Российской Федерации.

Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).

Юридическое лицо, созданное в соответствии Гражданским Кодексом РФ одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем

Государственная регистрация должна быть осуществлена в срок не более 5 рабочих дней со дня предоставления документов в регистрирующий орган.

Важное условие функционирования предприятия малого бизнеса- лицензирование его деятельности. Оно осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с последующими дополнениями и изменениями. К лицензируемым относятся такие виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации.

Лицензия выдается на каждый лицензируемый вид деятельности, на определенный срок не менее чем 5 лет.



2.2. Особенности финансирования, налогообложения деятельности малых предприятий


Финансирование в процессе функционирования МП осуществляется за счет внутренних и внешних источников. Внешние источники - банковские кредиты, средства различных фондов. Внутренние - финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы малого предприятия (прибыль, амортизационные резервы, различные резервные и страховые фонды).

Финансирование из внешних источников представляет собой господдержку малого бизнеса, которая осуществляется через специальные организационные структуры, формирующие целевые программы.

В сегодняшних российских условиях возможность привлечения внешнего финансирования крайне ограничена. Чем хуже положение предприятия, тем эта возможность меньше. Банковское кредитование сведено к минимуму. Например, известный в Алтайском крае КМБ -Банк хорошо разрекламировавший себя программой кредитования малого бизнеса. На деле же оказалось, что кредиты в этом банке выдают предприятиям малого бизнеса, находящимся в радиусе 200 км от г. Барнаула.

Предприниматели пытаются преодолеть узкие рамки внутрифирменного финансирования, перераспределяя полученный доход между заработной платой и инвестициями.

29 декабря 2001 г. введены специальные налоговые режимы Федеральным законом и включены в Налоговый кодекс РФ. Малого бизнеса касаются главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" ( введена Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ), 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" (введена тем же Федеральным законом) и 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей".

2.3. Основные экономические показатели деятельности малого предприятия

Результатом деятельности предприятия в рыночных условиях является получение прибыли от продажи продукции или услуг. Наращивание объемов производства предприятия целесообразно только в условиях гарантированного сбыта продукции.

Управление производством и анализ производственной деятельности построены на использовании различных экономических показателей. Самой важной характеристикой производственной деятельности предприятий служит объем производства конкретного вида продукции в натуральном выражении (в физических единицах измерения) в течение определенного периода времени (года, квартала, месяца, суток). Этот показатель называют годовым, квартальным, месячным, суточным выпуском продукции.

Более универсален показатель валового дохода предприятия, представляющий собой суммарную стоимость конечного вида продукции, произведенной предприятием за определенный период времени, выраженную в реальных рыночных ценах.

Объем продаж произведенной предприятием продукции принято так же называть выручкой от продаж. Валовой доход (выручка) рассчитывается путем умножения продукции в физическом измерении на цену физической единицы.

Прибыль - это та часть выручки, которая остается у предприятия после возмещения затрат на производство и реализацию продукции (услуг). В самом общем виде прибыль рассчитывается так:


Прибыль = Выручка - Затраты


Для увеличения прибыли необходимо стремится к росту выручки и снижению издержек производства, которые можно разделить на явные и неявные.

К явным относят издержки в виде платежей за полученные от внешних поставщиков ресурсы производства, включая оплату труда работников. Они полностью отражаются в бухгалтерском учете предприятия, поэтому их называют бухгалтерскими издержками. Статьи бухгалтерских издержек - это статьи бухгалтерских затрат, образующих себестоимость продукции. Рассмотрим эти статьи.

1. Материальные затраты - это затраты на материалы, сырье, энергию, покупные комплектующие части к производимому продукту. В стоимость материальных ресурсов включаются затраты предприятия на приобретение упаковки и тары.

2. Затраты на оплату труда основного и вспомогательного персонала.

3. Отчисления на социальные нужды, которые регламентируются законом. Размер этих отчислений устанавливается в процентах от затрат на оплату труда.

4. Амортизация - процесс переноса стоимости основного капитала по мере износа на производимую с его помощь продукцию и использование этой стоимости для последующего воспроизводства основного капитала. С амортизацией тесно связано понятие амортизационного фонда, который определяется как сумма износа основного капитала, предназначенная для обновления основных фондов предприятия.

5. Прочие затраты - это различные платежи: комиссионные банку за кассовое и банковское обслуживание, проценты банку за кредит и т. д.

К неявным относят издержки, связанные с упущенной выгодой, т. е. с доходом, недополученным из-за недостаточно выгодного использования собственных ресурсов. Следствием неявных издержек является недополученная прибыль.

Сумма явных и неявных издержек составляет экономические издержки.

Прибыль может быть бухгалтерской и экономической. Бухгалтерская прибыль - разность между полученной выручкой и бухгалтерскими (явными) издержками.Экономическая прибыль - разность между полученной выручкой и экономическими издержками.

При определении издержек предприятия целесообразно разделить их на постоянные и переменные. К постоянным относят издержки, не зависимые от объема производства: затраты на содержание помещений, оплату штатного управленческого и обслуживающего персонала, выплата процентов по кредитам. К переменнымотносятся затраты на материалы, сырье, электроэнергию, полуфабрикаты, комплектующие изделия, на заработную плату производственного персонала.

Для анализа и обобщенной оценки хозяйственной деятельности используют не только прибыль, но и производный от нее показатель - рентабельность. Полученная предприятием прибыль не может быть непосредственно использована для сравнения разных этапов работы предприятия. Равный доход не является свидетельством одинаково успешной работы, так как возможности для его получения могут быть совершенно различными. Эта несопоставимость устраняется при использовании показателя рентабельности.

· Рентабельность продукции (Р) рассчитывается как соотношение валовой прибыли от продажи продукции (Пв) к себестоимости этой продукции (С):


Р = Пв / С


· Рентабельность основных и оборотных средств рассчитывается как отношение балансовой прибыли (Пб) к стоимости основных (К) и оборотных (О) средств предприятия:


Р = Пб / (К + О)


· Рентабельность инвестиций в предприятие определяется как отношение балансовой прибыли к стоимости всего имущества фирмы (итогу баланса предприятия) (И):

Р = Пб / И

Ежегодно проводится сравнение данных о рентабельности за текущий и прошедшие годы. Это позволяет руководству предприятия оценить тенденции развития и принять соответствующие решения.

Для осуществления успешной деятельности предприятия предприниматель не должен забывать два "золотых" правила:

1. Капитал предприятия должен одновременно находится в трех формах: денежной, производительной и товарной;

2. Возможность успешной деятельности предприятия заключена в бесперебойности смены капиталом своих форм.

Капитал - средства производства будущих благ, - функционирует в трех формах: денежной, производительной и товарной. Производительный капитал по способу его оборота, характеру движения делится на основной и оборотный.

Основной капитал - это та часть производительного капитала, которая полностью участвует в процессе производства, но переносит свою стоимость на произведенный продукт по частям по мере износа. К основному относится капитал, авансируемый на приобретение средств труда (машин, оборудования, производственных зданий и сооружений, транспортных средств).

Оборотный капитал - это та часть производительного капитала, стоимость которой в процессе потребления полностью переносится на продукт и целиком возвращается к предпринимателю в денежной форме в течение каждого кругооборота капитала. К оборотному относится капитал, авансируемый на покупку предметов труда (сырья, топлива, полуфабрикатов) и рабочей силы.

Для определения основных характеристик оборотного капитала предприятия рассчитывают три показателя:

1. Стоимость запаса = Цена материала Х Количество материалов в запасе; Годовые издержки на материал

2. Число оборотов запаса в год = Стоимость запаса ;

Стоимость запаса Х 360

3. Время нахождения материалов в запасе = Годовые издержки на материал.

Чем меньше товарных запасов на предприятии, тем быстрее они оборачиваются, что экономически выгодно для предприятия. Объясняется это тем, что деньги, вложенные в создание производственных запасов, фактически "заморожены". Они не дают отдачи до тех пор, пока материал не будет использован для производства продукции.

3.Предприятия малого бизнеса: современное состояние и тенденции развития

Переходный период экономики России к рыночным отношениям обособлен с процессом становления и развития предпринимательства.

Предпринимательская деятельность является важнейшим элементом любой рыночной экономики, т. к. она обеспечивает экономический рост, производство возрастающей массы разнообразных товаров, призванных удовлетворить количественно и, что важнее, качественно изменяющиеся потребности общества, различных его слоев и индивидов. Это — движущая сила развития современного рыночного хозяйства, поэтому важно разобраться в различных аспектах предпринимательства как социально-экономического феномена.

Предпринимательство — это стиль хозяйствования, которому, присущи принципы новаторства, использование инновационных технологий, ориентации на нововведения в процессы производства, маркетинга, распределение и потребление товаров и услуг, а также независимость, ответственность и стабильность.

Важной составляющей социально-экономического развития страны является малое предпринимательство. Малое предпринимательство — неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться [2, с.182–185].

Малое предпринимательство занимает определенную нишу в системе экономических отношений современного общественного устройства.

В современной рыночной экономике развитие малого бизнеса является главным фактором создания конкурентоспособной экономики и государства в частности.

В экономически развитых странах число малых и средних предприятий достигает 80–99 % от общего числа предприятий, в этом секторе сосредоточены две трети экономически активного населения, производится более половины валового внутреннего продукта. Именно в сфере малого производства происходит большая часть всех инноваций, которые создают дополнительные рабочие места и формируют «средний класс». В этих странах проводится активная и последовательная политика по поддержке и развитию предпринимательства.

В России нынешние возможности малого бизнеса пока ещё используются не на полную мощность. По статистическим данным, имеет место порядковое различие в численности малых предприятий между развитыми странами мира и Россией.

Россия существенно уступает странам с развитой рыночной экономикой по степени “насыщенности” малыми предприятиями, в частности, на тысячу жителей. Так, на тысячу граждан в среднем приходится всего лишь 10 малых предприятий, тогда как в развитых европейских странах — не менее 35. Роль малого бизнеса в общественном производстве также существенно разнится от 10–11 % ВВП в России, и до 50–60 % в развитых странах мира.

Малое предпринимательство в Российской Федерации испытывает серьезные трудности, для преодоления которых необходима последовательная работа, прежде всего, по дальнейшему совершенствованию законодательства, финансовой поддержки малого бизнеса, повышению эффективности региональных программ развития малого и среднего предпринимательства, по регулированию экономики, устранению административных барьеров и преодолению коррупции.

В возникшей ситуации в первую очередь необходимо выработать долгосрочную стратегию развития малого бизнеса в России, которая позволит разрешить проблемы, связанные с процессом формирования новой социально-экономической системы страны.

Именно сейчас, когда динамично развивающийся малый бизнес, особенно его инновационная сторона, является важнейшим фактором развития рыночной экономики, повышения благосостояния людей, улучшения социально-экономической сферы в стране, в первую очередь нужен государственный подход, чтобы малый бизнес был обозначен как объект, стратегической политики развития конкурентоспособного государства.

Помимо выше сказанного для успешного развития малого бизнеса необходимо также:

-          иметь развитую правовую систему, включающую законы, эффективно защищающие предпринимателя. Формирование правовой среды решает многие проблемы, которые возникают на пути развития малого предпринимательства, начиная с момента регистрации, лицензирования и заканчивая процедурами банкротства и прекращения их существования;

-          осуществлять искоренение административных барьеров, расходы на преодоление которых, по оценкам экспертов, на сегодняшний день достигают 10 % от выручки предприятия. Прежде всего, следует оградить малый бизнес от бюрократии, упростить процедуру регистрации, сократить число контролирующих органов и проверок, продолжить процесс сокращения числа лицензируемых видов деятельности и продукции. Административное вмешательство в большей степени негативно отражается на малом бизнесе;

-          слабо развитая система гарантий и страхования рисков для финансирования и кредитования малого бизнеса, так же ограничивает доступ средних предприятий к кредитным ресурсам. Кредиты в нашей стране выдаются только под залог или поручительство, которые далеко не всегда могут предоставить малые предприятия. Отсутствуют специальные банки для обслуживания малого бизнеса. В особо трудном положении оказываются частные предприятия малого бизнеса: невозможность получения кредита исключает возможность их конкуренции с иными предприятиями;

-          решение проблем налогообложения, так как именно давление со стороны налоговой системы на малый бизнес выходит за пределы разумного в нашем государстве. Четко не продуманная налоговая политика способствует ещё большему уходу малого бизнеса в теневую сторону экономики, второстепенно работая на пользу криминальных структур.

Таким образом, говоря о важности развития малого бизнеса как фактора улучшения социально-экономической стороны государства необходимо, чтобы малое предпринимательство стало одним из приоритетных направлений государственной политики. Ведь, помощь со стороны государства, а также содействие со стороны региональных органов власти, могут оказать существенное влияние на прогресс малого бизнеса, формированию среднего класса, снятию социально-экономической напряженности, способствовать насыщению рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, развитию конкуренции и стабилизации цен. В настоящее время, Россия находится в той стадии, когда есть масса возможностей для создания новых проектов, внедрения инновационных технологий [3, с.22–23].

Как показывает практика, достижения в части развития малого бизнеса в сфере социальной инфраструктуры имеют те из субъектов Российской Федерации, в которых разработаны, утверждены и реализуются программы, посвященные формированию в регионах благоприятной среды для развития малых предприятий; решению проблем занятости трудоспособного населения; насыщению рынка потребительских товаров и услуг за счет развития соответствующих производств в регионе; достижению высокой конкурентоспособности местной продукции, прежде всего на региональном рынке; сохранению и развитию имеющегося потенциала; поощрению конкуренции и преодолению монополизма отдельных хозяйствующих субъектов на местном рынке; созданию благоприятной (стабильной) социально-экономической обстановки в регионе.

В экономике России поддержка малого предпринимательства государством осуществляется в различных формах [1]:

а) создание системы информационного обеспечения, обучения и переподготовки кадров, нормативной базы, финансовой инфраструктуры и т. п.;

б) налоговые льготы и послабления;

в) целевые фонды, финансирование из федерального и местных бюджетов, зарубежная финансовая помощь на поддержку предпринимательских структур в России.

Государственной поддержкой охватываются, создаваемые предпринимательские структуры до момента их перехода из малого в категорию крупного предпринимательства.

4.Классификация проблем малого бизнеса и пути  их решения  

По мнению большинства общественных деятелей малому бизнесу выгоднее пребывать "в тени". Этому способствует политика федерального центра, обложившего мелких предпринимателей явно непосильным единым социальным налогом. Не отстает и региональная власть, упорно стремящаяся все налоги устанавливать по максимальной ставке. А уж в количестве административных барьеров, в числе проверяющих и контролирующих тем более недостатка нет. Получить кредит для малого бизнеса – практически неосуществимая мечта. Подробнее см. кредитование.

 

Проблема № 1. Статистика.

 

Сегодня в области нет достоверных данных о состоянии и динамике развития сектора малого предпринимательства. Данные комитетов государственной статистики, государственной налоговой инспекции и справочных служб городских и районных администраций расходятся значительно. Разница в тысячи предприятий и десятки тысяч частных предпринимателей. Более того, не ведутся специальные статистические исследования по состоянию малого предпринимательства.

О вкладе малых предприятий и предпринимателей в бюджеты разных уровней также судить трудно, так как нет чётко выраженной системы подсчёта финансовых результатов.

 

Предложение:

 

   1. поручить региональному комитету государственной статистике разработать мониторинговую систему анализа состояния малого предпринимательства;

   2. создать группу мониторинга малого предпринимательства, выделить средства для обеспечения её работы;

 

Проблема № 2. Отношение государства к малому бизнесу в целом.

 

Можно со всей определённостью сказать, что в области отсутствует понимание на государственном уровне (со стороны администраций и депутатского корпуса) значимости развития малого предпринимательства.

 

Предложение:

 

   1. Образовать при региональной ТПП постоянно действующий “круглый стол” с одной темой: “Бизнес и власть. Проблемы взаимоотношения” с приглашением предпринимателей, представителей органов законодательной и исполнительной власти, СМИ. По результатам заседаний принимать решение, которое обязательно опубликовывать в местной печати.

   2. Необходимо объявить развитие малого предпринимательства главным приоритетом экономической политики администрации области на ближайшие 2-3 года.

   3. Сделать обязательной общественную экспертизу законопроектов, поступающих на рассмотрение в органы законодательной власти.

 

Проблема № 3. Недостаточный доступ малого бизнеса к материальным и финансовым ресурсам.

 

Предложение:

 

   1. Разработать областную программу (политику) в области кредитования и микрофинансирования малого бизнеса;

   2. Создать открытую для пользования базу информационного обеспечения предпринимателей по вопросам получения кредитов, по конкурсам, тендерам, свободным площадям и земельным участкам и оборудования;

   3. Осуществить меры по поддержке и развитию кредитной кооперации, лизинга, франчайзинга, субконтрактинга и других прогрессивных финансово-производственных схем малого бизнеса.

 

Проблема № 4. Административные барьеры на пути развития предпринимательства

 

Предложение:

Начать введение Единых книг контроля по проверкам субъектов малого предпринимательства.

 

Проблема № 5. Недостаточное самосознание предпринимателей.

 

    * Проблема заключается в том, что уровень консолидации малого бизнеса не соответствует уровню его развития. Малый бизнес практически не имеет общественных объединений, которые занимались бы его проблемами, осуществляли от его имени диалог бизнеса и власти.

    * Предприниматели пока не осознают себя реальной социально-значимой силой. Все усилия по формированию положительного имиджа предпринимателя не имеют значительных результатов.

    * До сих пор целый ряд сфер малого бизнеса (автосервис, торговые услуги и торговля, транспорт и т.д.) контролируется криминальными структурами, работают по “серым” схемам налогообложения (не платят налог государству) и общественное мнение о малом предпринимательстве складывается резко отрицательное. Предприниматели же других сфер малого бизнеса не имеют возможности (и желания) опровергнуть такое общественное мнение через СМИ и административные аппараты всех уровней.

 

Предложение:

 

    1. Сделать условия для всех сфер малого предпринимательства равными и исключить возможность ухода в серые схемы, особенно для торговли, автосервиса и услуг.

   2. Совместно со СМИ в течение 2-3 лет целенаправленно работать по изменению социального статуса и имиджа предпринимателя с привлечением общественных организаций и звеньев инфраструктуры поддержки предпринимательства.

   3. Совместно с общественными организациями, ТПП разработать систему мер по повышению общественной значимости и имиджа предпринимателя.

 

5.Заключение.

Анализ показывает, что ожидаемого широкомасштабного развития малого

бизнеса в регионах не состоялось. Нет ни количественного, ни качественного

роста в сфере малого предпринимательства. Более того наблюдается

тенденция к снижению числа малых предприятий и полная неразбериха с

предпринимательством без образования юридического лица. Какой-нибудь

достоверной статистики на сегодняшний день нет ни по каким разделам

малого предпринимательства. Основная часть трудностей и препятствий на

пути становления и развития малого предпринимательства лежит за рамками

самой сферы малого предпринимательства. Для решения такого большого

объёма проблем, особенно если учесть их сложность, требуются

соответствующие силы, возможности и политическая воля к изменению

сложившегося положения.

Развитие малых и средних предприятий в Российской Федерации позволяет обеспечить решение как экономических, так и социальных задач, в том числе способствует формированию конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, обеспечению занятости, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Правительством Российской Федерации приняты меры, направленные на:

- снижение административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности;

- упрощение процедуры регистрации юридических лиц с использованием принципа "одного окна";

- установление специальных налоговых режимов;

- расширение доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным и финансовым ресурсам;

- сокращение объема и упорядочение процедур государственного контроля и усиление защиты прав хозяйствующих субъектов при проведении в отношении них контрольных мероприятий;

- введение 3-летнего моратория на проведение контрольно-надзорных мероприятий в отношении созданных малых предприятий.


Список использованной литературы

1.Кечеджиян М.А. Малый бизнес в России. Проблемы развития и пути решения.//Проблемы и перспективы развития предпринимательства в России. Коллективная монография./Южный федеральный университет. - Ростов н/Дону.: Изд-во "АкадемЛит". 2010 - 254 с.

2. Федеральный Закон РФ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ".

3. Экономика предприятия / Под ред. Г.Я. Горфинкеля. - М.: Вузовский учебник,2007.

4. апуста М.Г. Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство М.:ИНФРА-М, 2004 г.

5.Экономический словарь, электронная версия http://www.moneyball.info/46040-maloe-predprijatie-subekt-malogo.html

6. http://www.moluch.ru/archive/52/6993/

7. http://moi-biznes.org/poleznoe-dlya-frilanserov-i-biznesmenov/problemy-malogo-biznesa.html

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49582. РОЗРОБКА МАТЕМАТИЧНИХ МОДЕЛЕЙ ЕЛЕКТРОННИХ СХЕМ У РІЗНИХ РЕЖИМАХ ЇХ РОБОТИ 1.71 MB
  До основних якісних показників і параметрів підсилювача відносяться коефіцієнт передачі коефіцієнт підсилення Кр вхідний і вихідний опори Zвх Zвих динамічний діапазон коефіцієнт нелінійних викрівлень коефіцієнт шуму...
49584. Програмне забезпечення систем захисту інформації. Методичні рекомендації 287 KB
  Варианты заданий Шифрування методом простої підстановки. Шифрування методом афінною системою підстановки Цезаря. Шифрування методом підстановки Цезаря з ключовим словом. Шифрування методом таблиць Трисемуса.
49586. Релейний захист. Електропостачання АПК 2.17 MB
  ЕЛЕКТРОПОСТАЧАННЯ АПК Методичні вказівки щодо виконання лабораторних робіт з дисципліни “Електропостачання АПК“ Релейний захист для студентів зі спеціальності 7.091901 – “Енергетика сільськогосподарського виробництва†Укладачі: ОМЕЛЬЧУК Анатолій Олександрович ТРОНДЮК Василь Силантійович ІВАНЧЕНКО...