8653

Познание. Научное познание

Контрольная

Логика и философия

Познание. Научное познание План: Проблема познаваемости мира. Что такое познание и знание. Субъект и объект познания. Структура познания. Истина и ее критерии. Наука и ее основные особенности. Научное познание Метод и методология П...

Русский

2013-02-16

56 KB

5 чел.

«Познание.

Научное познание»

План:

 1.Проблема познаваемости мира.

Что такое познание и знание?

2. Субъект и объект познания

3.Структура познания

4.Истина и ее критерии

5.Наука и ее основные особенности.

6.Научное познание

Метод и методология

Проблема познаваемости мира.

Что такое познание и знание?

Познание – это активная деятельность людей, нацеленная на приобретение новых знаний.                                                                                                                                                     Знание  – это результат познавательной деятельности, выраженный в форме представлений, понятий, теорий и закрепленный в знаках естественного и искусственных языков.

Выделяют такие виды познания: научное и ненаучное .

В рамках вненаучного познания  выделяют обыденное, основанное на опыте и здравом смысле. Художественное познание представляет собой чувственное, образное отражение действительности, венчает этот список научное познание.

В самом общем контексте познание есть не что иное, как отражение действительности. Познание изучает ряд наук, в том числе психология, кибернетика, информатика, языкознание. Но, в отличие от философии, они рассматривают не коренные проблемы, не в целостном плане, а берут только отдельные стороны названного процесса.

Одной из фундаментальных проблем этой темы является проблема познаваемости мира. Познаваем ли мир??? Большинство философов отвечает на этот вопрос положительно. С разных позиций и по-разному положительно решали этот вопрос Беркли и Гегель, французские материалисты XIX в., русские материалисты и философы-марксисты. Такая позиция называется гносеологическим оптимизмом.

Вместе с тем существуют философы, отрицающие возможность достоверного познания - такая позиция называется агностицизмом (греч., «недоступный познанию, непознаваемый»).

Агностицизм – это учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества. 

Субъект и объект познания.

Любая деятельность, как форма активного отношения человека к миру, представляет собой взаимодействие субъекта и объекта.

Субъект - носитель материальной и духовной деятельности, источник активности, направленной на объект.

Объект - то на что направлена деятельность субъекта.

Структура познания.

Познание имеет сложную многогранную структуру. Познание имеет  2 уровня: чувственное и рациональное, Чувственное познание характеризуется тем, что оно представляет собой начальный уровень, 1ю ступень познания: ощущение, восприятие и представление.

Ощущение - отражение отдельных граней, или свойств предметов и явлений.

Восприятие - в отличие от ощущения, вещи в нем отражаются в целостном варианте, при наличии самой этой вещи в момент её восприятия.

Представление – сохраняет и воспроизводит образ вещи, этот образ воспроизводится и в отсутствии самой вещи. Если чувственное познание отражает вещи и процессы на уровне явления, то рациональное познание выступает как отражение общих, существенных, внутренних необходимых признаков.

К основным формам рационального познания относятся понятия, суждения, умозаключения.  

Понятие - форма мышления, в которой отражаются общие образы, признаки предметов. Различают единичные и общие, конкретные и абстрактные, утвердительные и отрицательные,  безотносительные и соотносительные. 

Суждение -  форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается. Самой сложной формой познания является умозаключение - форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводят новое суждение.

Важную роль в познавательном процессе играет интуиция - это непосредственное, прямое постижение истины без основания и доказательства.

В.И.Ленин писал:

”От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике- таков диалект. путь постижения истины .”

Иными словами, думая - мы чувствуем, чувствуя – мы думаем.

Истина и ее критерии.

Что же есть истина??? Истина  есть адекватное отражение объективной реальности субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет, как он существует вне и независимо от сознания. У истины выделяют 2стороны: объективную и субъективную. Она субъективна по форме и объективна по содержанию.

Объективная истина – знание, которое соответствует объективной реальности, которое не зависит ни от отдельного человека, ни от целого общества.

Субъективная истина  – она принадлежит человеку, находится в его сознании и зависит от уровня развития самого человека.

Истина характеризуется такими свойствами, как конкретность, абсолютность, относительность.

Конкретность истины – это ее зависимость от условий места и времени, в которых тот или иной предмет существует и развивается. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.

По словам Гегеля, истина ”не есть отчеканенная монета”,которая может быть дана в готовом виде. Познание развивается, уточняя и пополняя знания, преодолевая заблуждения, оно движется от истин относительных к истинам абсолютным.

Относительная истина – это правильное в своей основе положение, которое является неполным, неточным, и которая углубляется и уточняется в ходе познания.

Абсолютная истина – знание, тождественное своему объекту, полное, точное, которое не может быть опровергнуто в ходе дальнейшего познания.

При диалектическом подходе абсолютная и относительная истина – это две существенные стороны истины объективной. Относительная истина содержит в себе момент знания объективного, а абсолютная истина складывается из суммы относительных истин.

Встает вопрос: достижима ли абсолютная истина??? Может ли человеческое познание получить исчерпывающее знание о предметах и явлениях???

Наука и ее основные особенности.

Метод и методология:

- идеализация

- формализация

- индукция

- дедукция

- метод восхождения от абстрактного к конкретному

Наблюдение – это познавательная деятельность, связанная с преднамеренным целенаправленным восприятием предметов внешнего мира. Различают непосредственное и апосредственное наблюдение, прямое и косвенное включенное наблюдение (самонаблюдение).

Эксперимент – метод исследования, при котором исследователь активно воздействует на объект, создает искусственные условия для выявления определенных его свойств. Различают натуральный и модельный эксперимент. Имеет место и мысленный эксперимент, т.е. мысленное воспроизведение реального объекта.

 Идеализация – вид абстрагирования, сущность которого состоит в мысленном конструировании идеальных объектов, которые не существуют в действительности, но позволяют упростить понимание сложных систем.

Формализация – метод изучения некоторых областей значения, формализованных в системах с помощью искусственных языков. Формализованный язык позволяет кратко и четко фиксировать знания, избегая многозначности терминов естественного языка.

Формы научного познания:

- проблема

- гипотеза

- теория

Ситуации, когда уровень имеющихся знаний оказывается недостаточным для объяснения новых, ранее не существовавших явлений называется проблемой, а сама проблема есть ни что иное, как отдельный вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический интерес.

Гипотеза – обоснованное предположение о закономерностях и приличиях изучаемых явлений. В отличие от догадок и предположений гипотеза во всех случаях является обоснованным знанием, опирающимся на факты, согласованные с законами. Гипотезы различают 3 этапа :

- построение

- проверка

- доказательство

Гипотеза, которая подтверждается практической проверкой, становится теорией. Те же, которые через такую проверку не проходят, отвергаются.

Теория – система категорий, принципов и законов, отражающих в своей структуре сущность объекта исследования в целом. Её существенными функциями являются описание, объявление и предсказание.

Теория представляет собой сложную структуру, главным компонентами служит: эмпирическая база, теоретические основы, логический инструментарий, который обеспечивает правильность выводов и доказательств, аргументацию, а также основные положения теории.

Требования, которые предъявляются к теории:

1)адекватность к объекту

2)максимально возможная полнота

3)внутренняя не противоречивость

4)связь всех ее положений и выводов

5)принципиальная проверяемость

6)простота теории, т.е. её способность объяснить все известные факты из одного исходного положения.

Научное познание.

Метод познания можно определить как некоторую специфическую процедуру, состоящую из последовательности определенных действий или операций, применение которых либо приводит к достижению поставленной цели, либо приближает к ней. Научное исследование представляет собой развитую форму рациональной деятельности, которая не может осуществляться по каким-то фиксированным правилам. Научный поиск тем и отличается от таких механических процедур, как способ проб и ошибок или даже каноны нахождения простейших причинны связей Бэкона-Милля, которые изучают в логике, что он предполагает наличие творчества, допускающего абстрагирование и идеализацию и опирающегося на воображение и интуицию. Именно поэтому такие логические формы, как индукция, аналогия, статистические и другие способы рассуждений, заключения которых имеют лишь вероятностный, или правдоподобный, характер, и используются в качестве эвристических средств открытия новых истин. Научное познание отличается от обыденного системностью и последовательностью как в процессе поиска новых знаний, так и при упорядочении всего найденного, наличного знания. Каждый последующий шаг в науке опирается на шаг предыдущий, каждое новое открытие получает свое обоснование, когда становится элементом определенной системы. Чаще всего такой системой служит теория как наиболее развитая форма рационального знания. В отличие от научного обыденное знание имеет разрозненный, случайный и неорганизованный характер, в котором преобладают не связанные друг с другом отдельные факты либо их простейшие индуктивные обобщения. Важнейшие методы научного познания:

  1.  восхождения от абстрактного к конкретному. Процесс научного познания всегда связан с переходом от предельно простых понятий к более сложным — конкретным. Поэтому процедуру построения понятий, все более соответствующих действительным, называют методом;
  2.  моделирования и принцип системности. Состоит в том, что объект, недоступный непосредственному исследованию заменяется его моделью. Модель обладает схожестью с объектом в свойствах, интересующих исследователя;
  3.  эксперимент и наблюдение. В ходе эксперимента наблюдатель искусственно изолирует ряд характеристик исследуемой системы и изучает их зависимость от других параметров.

Для научного познания характерно наличие двух уровней; эмпирического и теоретического. Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность. Теоретическое познание — сущностное, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Пытаться решить поставленную проблему можно двумя путями: искать нужную информацию или самостоятельно исследовать ее с помощью наблюдений, экспериментов и теоретического мышления. Наблюдение и эксперимент важнейшие методы исследования в научном познании. Часто говорят, что теория — это обобщение практики, опыта или наблюдений. Научные обобщения часто используют ряд особых логических приемов:

  1.  универсализации, который состоит в том, что общие моменты и свойства наблюдаемые в ограниченном множестве экспериментов, распространяются на все возможные случаи;
  2.  идеализации, состоящий в том, что указываются условия, при которых описываемые в законах процессы происходят в чистом виде, т.е. так, как в самой действительности они происходить не могут;
  3.  концептуализации, состоящий в том, что в формулировку законов вводятся понятия, заимствованные из других теорий, и получившие в них достаточно точный смысл и значение.

Метод и методология.

Метод – прием, способ, образ действительности. Слово «метод» в широком смысле способствует достижению поставленной цели. Это путь к решению проблемы. По образному замечанию Ф.Бэкона, метод – это «светильник, освящающий дорогу путнику в темноте».

Методология имеет два значения: 1) учение о методе познания и 2) совокупность принципов, способов и приемов, применяемых в сфере человеческой деятельности.

Особое место в исследованном процессе занимает философская методология. Таковыми методологиями в настоящее время продолжают служить диалектика и метафизика.

             

                                                   

                                                       

6


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21905. Растровая модель. Оверлейные структуры. Трехмерные модели 158 KB
  Трехмерные модели. При этом каждой ячейке растровой модели соответствует одинаковый по размерам но разный по характеристикам цвет плотность участок поверхности объекта. В ячейке модели содержится одно значение усредняющее характеристику участка поверхности объекта. В растровых моделях в качестве атомарной модели используют двухмерный элемент пространства пиксель ячейка.
21906. Введение в дистанционное зондирование. Восстановление (коррекция) видеоинформации. Предварительная обработка изображений. Классификация. Преобразование изображений 145.5 KB
  К настоящему времени накоплен огромный фонд более 100 миллионов аэрокосмических снимков полностью покрывающих всю поверхность Земли а для значительной части районов с многократным перекрытием. Геометрическая коррекция или трансформирование снимков предназначено для устранения искажений вызванных кривизной и вращением Земли а также углом наклона орбиты спутника к плоскости экватора. Часто для представления и совместной обработки материалов разных видов типов съемок а также разновременных снимков одной и той же территории используется...
21907. Отраслевые геоинформационные проекты 139.5 KB
  Создание карт распределения геологической продукции и информации: а по административным районам; б по геологическим структурам. Создание двумерных и трехмерных моделей подсчета запасов полезных ископаемых и карт в изолиниях. Персональные компьютеры в руках геолога представляют собой надежный инструмент который дает большие возможности как по созданию геологических отчетов геологических карт научных разработок так и по решению различных модельных задач по теории рудообразования геотектонике стратиграфии металлогении и т.
21908. Некоторые вопросы оценки качества цифровых карт 110 KB
  Для быстрой оценки точности цифровой карты необходимо проверить значения реальных координат объектов карты. Проверить значения координат в углах рамки карты. в зависимости от вида и масштаба карты. Если югозападный угол карты имеет неточную привязку то весьма вероятно что все объекты карты будут иметь координаты со сдвигом.
21909. История развития ГИС 77.5 KB
  Одна из наиболее интересных черт раннего развития ГИС особенно в шестидесятые годы заключается в том что первые инициативные проекты и исследования сами были ГЕОГРАФИЧЕСКИ РАСПРЕДЕЛЕНЫ по многим точкам причем эти работы осуществлялись независимо часто без упоминания и даже с игнорированием себе подобных. Возникновение и бурное развитие ГИС было предопределено богатейшим опытом топографического и особенно тематического картографирования успешными попытками автоматизировать картосоставительский процесс а также революционным достижениями...
21910. Классификация ГИС технологий 96.5 KB
  Множество задач решаемых современными ГИС научных прикладных образовательных наконец бытовых не поддается исчислению складываясь из необозримого числа достойных внимания и описания объектов реальности помноженных на разнообразие мотивов и целей человеческой деятельности. При всем многообразии типов ГИС возможна их классификация по нескольким основаниям: пространственному охвату объекту и предметной области информационного моделирования проблемной ориентации функциональным возможностям уровню управления и некоторым другим...
21911. Ввод данных в ГИС. Базовые структуры данных в ГИС. Представление пространственных данных. Структура геоинформационных систем 73 KB
  Базовые структуры данных в ГИС. Представление пространственных данных. Ввод данных в ГИС.
21912. Определение положения точек на поверхности Земли. Координатные данные. Взаимосвязи между координатными моделями. Определение положения точек на поверхности Земли 71 KB
  Определение положения точек на поверхности Земли Координатные данные составляющие один из основных классов геоинформационных данных используют для указания местоположения на земной поверхности Поверхность Земли имеет сложную форму. Эта информация образует класс координатных данных ГИС являющийся обязательной характеристикой геообъектов. Будучи частью классом общей модели данных в ГИС координатные данные определяют класс координатных моделей Основные типы координатных моделей Класс координатных моделей можно разбить на типы. При этом...
21913. Антенны с круговой диаграммой направленности 224 KB
  Наиболее широкое применение в этой группе получили антенны типа Ground Plane GP рис.1 Конструкция антенны GP Штыревая конструкция антенны удобна для размещения как на крыше здания так и на автомобиле.6 Длина элементов антенны GP Диаметр трубки мм 2 6 20 40 Длина штыря l мм 2690 2670 2650 2620 Для нормальной работы антенны она снабжается тремя противовесами которые можно выполнить из трубки или антенного канатика.