8653

Познание. Научное познание

Контрольная

Логика и философия

Познание. Научное познание План: Проблема познаваемости мира. Что такое познание и знание. Субъект и объект познания. Структура познания. Истина и ее критерии. Наука и ее основные особенности. Научное познание Метод и методология П...

Русский

2013-02-16

56 KB

5 чел.

«Познание.

Научное познание»

План:

 1.Проблема познаваемости мира.

Что такое познание и знание?

2. Субъект и объект познания

3.Структура познания

4.Истина и ее критерии

5.Наука и ее основные особенности.

6.Научное познание

Метод и методология

Проблема познаваемости мира.

Что такое познание и знание?

Познание – это активная деятельность людей, нацеленная на приобретение новых знаний.                                                                                                                                                     Знание  – это результат познавательной деятельности, выраженный в форме представлений, понятий, теорий и закрепленный в знаках естественного и искусственных языков.

Выделяют такие виды познания: научное и ненаучное .

В рамках вненаучного познания  выделяют обыденное, основанное на опыте и здравом смысле. Художественное познание представляет собой чувственное, образное отражение действительности, венчает этот список научное познание.

В самом общем контексте познание есть не что иное, как отражение действительности. Познание изучает ряд наук, в том числе психология, кибернетика, информатика, языкознание. Но, в отличие от философии, они рассматривают не коренные проблемы, не в целостном плане, а берут только отдельные стороны названного процесса.

Одной из фундаментальных проблем этой темы является проблема познаваемости мира. Познаваем ли мир??? Большинство философов отвечает на этот вопрос положительно. С разных позиций и по-разному положительно решали этот вопрос Беркли и Гегель, французские материалисты XIX в., русские материалисты и философы-марксисты. Такая позиция называется гносеологическим оптимизмом.

Вместе с тем существуют философы, отрицающие возможность достоверного познания - такая позиция называется агностицизмом (греч., «недоступный познанию, непознаваемый»).

Агностицизм – это учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества. 

Субъект и объект познания.

Любая деятельность, как форма активного отношения человека к миру, представляет собой взаимодействие субъекта и объекта.

Субъект - носитель материальной и духовной деятельности, источник активности, направленной на объект.

Объект - то на что направлена деятельность субъекта.

Структура познания.

Познание имеет сложную многогранную структуру. Познание имеет  2 уровня: чувственное и рациональное, Чувственное познание характеризуется тем, что оно представляет собой начальный уровень, 1ю ступень познания: ощущение, восприятие и представление.

Ощущение - отражение отдельных граней, или свойств предметов и явлений.

Восприятие - в отличие от ощущения, вещи в нем отражаются в целостном варианте, при наличии самой этой вещи в момент её восприятия.

Представление – сохраняет и воспроизводит образ вещи, этот образ воспроизводится и в отсутствии самой вещи. Если чувственное познание отражает вещи и процессы на уровне явления, то рациональное познание выступает как отражение общих, существенных, внутренних необходимых признаков.

К основным формам рационального познания относятся понятия, суждения, умозаключения.  

Понятие - форма мышления, в которой отражаются общие образы, признаки предметов. Различают единичные и общие, конкретные и абстрактные, утвердительные и отрицательные,  безотносительные и соотносительные. 

Суждение -  форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается. Самой сложной формой познания является умозаключение - форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводят новое суждение.

Важную роль в познавательном процессе играет интуиция - это непосредственное, прямое постижение истины без основания и доказательства.

В.И.Ленин писал:

”От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике- таков диалект. путь постижения истины .”

Иными словами, думая - мы чувствуем, чувствуя – мы думаем.

Истина и ее критерии.

Что же есть истина??? Истина  есть адекватное отражение объективной реальности субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет, как он существует вне и независимо от сознания. У истины выделяют 2стороны: объективную и субъективную. Она субъективна по форме и объективна по содержанию.

Объективная истина – знание, которое соответствует объективной реальности, которое не зависит ни от отдельного человека, ни от целого общества.

Субъективная истина  – она принадлежит человеку, находится в его сознании и зависит от уровня развития самого человека.

Истина характеризуется такими свойствами, как конкретность, абсолютность, относительность.

Конкретность истины – это ее зависимость от условий места и времени, в которых тот или иной предмет существует и развивается. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.

По словам Гегеля, истина ”не есть отчеканенная монета”,которая может быть дана в готовом виде. Познание развивается, уточняя и пополняя знания, преодолевая заблуждения, оно движется от истин относительных к истинам абсолютным.

Относительная истина – это правильное в своей основе положение, которое является неполным, неточным, и которая углубляется и уточняется в ходе познания.

Абсолютная истина – знание, тождественное своему объекту, полное, точное, которое не может быть опровергнуто в ходе дальнейшего познания.

При диалектическом подходе абсолютная и относительная истина – это две существенные стороны истины объективной. Относительная истина содержит в себе момент знания объективного, а абсолютная истина складывается из суммы относительных истин.

Встает вопрос: достижима ли абсолютная истина??? Может ли человеческое познание получить исчерпывающее знание о предметах и явлениях???

Наука и ее основные особенности.

Метод и методология:

- идеализация

- формализация

- индукция

- дедукция

- метод восхождения от абстрактного к конкретному

Наблюдение – это познавательная деятельность, связанная с преднамеренным целенаправленным восприятием предметов внешнего мира. Различают непосредственное и апосредственное наблюдение, прямое и косвенное включенное наблюдение (самонаблюдение).

Эксперимент – метод исследования, при котором исследователь активно воздействует на объект, создает искусственные условия для выявления определенных его свойств. Различают натуральный и модельный эксперимент. Имеет место и мысленный эксперимент, т.е. мысленное воспроизведение реального объекта.

 Идеализация – вид абстрагирования, сущность которого состоит в мысленном конструировании идеальных объектов, которые не существуют в действительности, но позволяют упростить понимание сложных систем.

Формализация – метод изучения некоторых областей значения, формализованных в системах с помощью искусственных языков. Формализованный язык позволяет кратко и четко фиксировать знания, избегая многозначности терминов естественного языка.

Формы научного познания:

- проблема

- гипотеза

- теория

Ситуации, когда уровень имеющихся знаний оказывается недостаточным для объяснения новых, ранее не существовавших явлений называется проблемой, а сама проблема есть ни что иное, как отдельный вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический интерес.

Гипотеза – обоснованное предположение о закономерностях и приличиях изучаемых явлений. В отличие от догадок и предположений гипотеза во всех случаях является обоснованным знанием, опирающимся на факты, согласованные с законами. Гипотезы различают 3 этапа :

- построение

- проверка

- доказательство

Гипотеза, которая подтверждается практической проверкой, становится теорией. Те же, которые через такую проверку не проходят, отвергаются.

Теория – система категорий, принципов и законов, отражающих в своей структуре сущность объекта исследования в целом. Её существенными функциями являются описание, объявление и предсказание.

Теория представляет собой сложную структуру, главным компонентами служит: эмпирическая база, теоретические основы, логический инструментарий, который обеспечивает правильность выводов и доказательств, аргументацию, а также основные положения теории.

Требования, которые предъявляются к теории:

1)адекватность к объекту

2)максимально возможная полнота

3)внутренняя не противоречивость

4)связь всех ее положений и выводов

5)принципиальная проверяемость

6)простота теории, т.е. её способность объяснить все известные факты из одного исходного положения.

Научное познание.

Метод познания можно определить как некоторую специфическую процедуру, состоящую из последовательности определенных действий или операций, применение которых либо приводит к достижению поставленной цели, либо приближает к ней. Научное исследование представляет собой развитую форму рациональной деятельности, которая не может осуществляться по каким-то фиксированным правилам. Научный поиск тем и отличается от таких механических процедур, как способ проб и ошибок или даже каноны нахождения простейших причинны связей Бэкона-Милля, которые изучают в логике, что он предполагает наличие творчества, допускающего абстрагирование и идеализацию и опирающегося на воображение и интуицию. Именно поэтому такие логические формы, как индукция, аналогия, статистические и другие способы рассуждений, заключения которых имеют лишь вероятностный, или правдоподобный, характер, и используются в качестве эвристических средств открытия новых истин. Научное познание отличается от обыденного системностью и последовательностью как в процессе поиска новых знаний, так и при упорядочении всего найденного, наличного знания. Каждый последующий шаг в науке опирается на шаг предыдущий, каждое новое открытие получает свое обоснование, когда становится элементом определенной системы. Чаще всего такой системой служит теория как наиболее развитая форма рационального знания. В отличие от научного обыденное знание имеет разрозненный, случайный и неорганизованный характер, в котором преобладают не связанные друг с другом отдельные факты либо их простейшие индуктивные обобщения. Важнейшие методы научного познания:

  1.  восхождения от абстрактного к конкретному. Процесс научного познания всегда связан с переходом от предельно простых понятий к более сложным — конкретным. Поэтому процедуру построения понятий, все более соответствующих действительным, называют методом;
  2.  моделирования и принцип системности. Состоит в том, что объект, недоступный непосредственному исследованию заменяется его моделью. Модель обладает схожестью с объектом в свойствах, интересующих исследователя;
  3.  эксперимент и наблюдение. В ходе эксперимента наблюдатель искусственно изолирует ряд характеристик исследуемой системы и изучает их зависимость от других параметров.

Для научного познания характерно наличие двух уровней; эмпирического и теоретического. Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность. Теоретическое познание — сущностное, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Пытаться решить поставленную проблему можно двумя путями: искать нужную информацию или самостоятельно исследовать ее с помощью наблюдений, экспериментов и теоретического мышления. Наблюдение и эксперимент важнейшие методы исследования в научном познании. Часто говорят, что теория — это обобщение практики, опыта или наблюдений. Научные обобщения часто используют ряд особых логических приемов:

  1.  универсализации, который состоит в том, что общие моменты и свойства наблюдаемые в ограниченном множестве экспериментов, распространяются на все возможные случаи;
  2.  идеализации, состоящий в том, что указываются условия, при которых описываемые в законах процессы происходят в чистом виде, т.е. так, как в самой действительности они происходить не могут;
  3.  концептуализации, состоящий в том, что в формулировку законов вводятся понятия, заимствованные из других теорий, и получившие в них достаточно точный смысл и значение.

Метод и методология.

Метод – прием, способ, образ действительности. Слово «метод» в широком смысле способствует достижению поставленной цели. Это путь к решению проблемы. По образному замечанию Ф.Бэкона, метод – это «светильник, освящающий дорогу путнику в темноте».

Методология имеет два значения: 1) учение о методе познания и 2) совокупность принципов, способов и приемов, применяемых в сфере человеческой деятельности.

Особое место в исследованном процессе занимает философская методология. Таковыми методологиями в настоящее время продолжают служить диалектика и метафизика.

             

                                                   

                                                       

6


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77245. Вспомогательный аппарат глаза 371.42 KB
  nulus tendineus communis Верхняя прямая мышца Нижняя прямая мышца Латеральная прямая Медиальная прямая Верхняя косая Нижняя косая Мышца поднимающая верхнее веко Бровь supercilium Веко plpebre защитная функция: plpebr superior plpebr inferior fcies nterior покрыта кожей fcies posterior покрыта хрящевой и орбитальной коньюктивой. Верхняя прямая мышца Нижняя прямая мышца Медиальная прямая Нижняя косая Мышца поднимающая верхнее веко. Латеральная прямая 6 пара ЧН отводящий Верхняя косая – 4 пара ЧН блоковый Нервы слезной...
77246. Наружнее и среднее ухо,их отделы. Барабанная полость, ее стенки сообщения и содержимое. Артерии, вены, нервы барабанной полости 43.54 KB
  Артерии вены нервы барабанной полости. Наружний слуховой проход metus custicus externus Prs cortilgine Cortillgo metus custici externiсоставляет одно целое с хрящем ушной раковины Incisure crtilginis metus custici externi Сартолиниевы шели Хрящевая часть выстлана тонкой кожей в которой имеются волоски сальные и цируминозные железы prs osse Образованна барабанной частью височной кости 3.Внутреннийпродолжение слизистой оболочки выстилающей барабанную полость Кровоснабжение Среднее ухо uris medi включает в себя: Cvits timpnic tub...
77248. Внутреннее ухо. Его части, содержимое. Строение полукружных каналов и преддверия. Преддверно-улитковый нерв, ядра, части. Вестибулярный путь 145.78 KB
  Преддверноулитковый нерв ядра части. Ядра слуховые ядра: nuclei cochleres nterior et posterior вестибулярные ядра: верхнееБехтерева нижнее Роллера латеральное Дейтерса медиальное Швальбе – в области латерального угла foss rhomboide 2. Место выхода из черепа: porus custicus internus Вестибулярный путь От рецепторов статокинетического аппаратаампулярные гребешки и отолитовые аппараты внутреннего уха импульсы поступают к gnglion vestibulre 1 нейроны Далее в составе rdix vestibulris они входят в мостомозжечковый угол и...
77249. Глазодвигательный, блоковый, отводящий нервы. Медиальный продольный пучок 14.76 KB
  oculomotorius IIIсмешанный: Ядра серое вещество среднего мозга: N. ciliris Место выхода из мозга – foss interpedunculris 3 Место выхода из черепа –fissur orbitlis superior. trochleris IV двигательный: Ядрасерое вещество среднего мозга: N.obliquus superior 2 Место выхода из мозга – сбоку от velum medullre superius.
77252. Тройничный нерв, его ядра, корешки, узел. Третья ветвь тройничного нерва 42.16 KB
  tensor tympni m. lingulis В области основания черепа присоединяет chord tympni преганглионарные парасимпатические волокна от n. lingules – общая и вкусовая за счёт chord tympni чувствительность передних 2 3 языка rr. sublingules – к подъязычной и поднижнечелюстной слюнным железам слизистой оболочке дна полости рта десне нижней челюсти chord tympni заканчивается на gg.
77253. Лицевой нерв, его ядра, ганглии и ветви 42.5 KB
  Через metus custicus internus в cnlis n. petrosus mjor – парасимпатический ответвляется на уровне коленца идёт в cnlis n. petrosi mjoris через hitus cnlis n. petrosi mjoris до formen lcerum откуда идёт через cnlis pterygoideus где к нему присоединяется симпатический n.