86530

Государственное регулирование рыка труда в современной России

Курсовая

Политология и государственное регулирование

Актуальность её в свете затянувшегося экономического кризиса, как в мировой экономике, так и в экономике Российской Федерации, не подлежит сомнению: в условиях кризиса, как никогда, важны меры государственного регулирования рынка труда. Эти меры, во-первых, способствуют

Русский

2015-04-08

248.5 KB

22 чел.

Содержание

Введение…………………………………...…………………………….3

Глава 1.Теоретические основы рынка труда…………….….5

  1.  Сущность рынка труда………………………...……………………5
    1.  Инфраструктура рынка труда……………………..………………10

Глава 2. Анализ государственного регулирования

рынка труда в современной России………………………..13

2.1. Правовые основы рынка труда в РФ………………………………..13

2.2. Анализ деятельности органов власти РФ в области

регулирования рынка труда………………………………………………19

  1.  Занятость и безработица в Российской Федерации………………...24

Глава 3. Пути совершенствования

государственного регулирования рынка труда…...….29

3.1. Пути решения проблем рынка труда в РФ………………….………29

3.2. Пути совершенствования государственного регулирования

рынка труда в РФ……………………………………………………….…33

Заключение....…………………………..…………………………….38

Список использованной литературы…………………………………40-41

Введение

Тема курсовой работы – государственное регулирование рыка труда в современной России.

Актуальность её в свете затянувшегося экономического кризиса, как в мировой экономике, так и в экономике Российской Федерации, не подлежит сомнению: в условиях кризиса, как никогда, важны меры государственного регулирования рынка труда. Эти меры, во-первых, способствуют укреплению производственных отношений и росту производства, а с другой стороны – работают на снижение социальной напряженности в обществе, делают более приемлемым уровень занятости трудоспособного населения.

Большинство ученых в области экономики труда считают, что ее предметом является труд как целесообразная деятельность людей, возникающая в процессе и по поводу производства. В зарубежных странах специалисты полагают, что экономика труда — это исследование функционирования и результатов рынка в сфере труда, а в узком понятии — поведение работодателей и работников в ответ на действие общих стимулов в виде заработной платы, прибыли и неденежных факторов в области трудовых взаимоотношений.

В нашей работе мы попытаемся рассмотреть теоретические и правовые основы рынка труда, дать анализ состояния современного рынка труда в Российской Федерации и по возможности наметить пути решения проблем в этой сфере.

Целью данной курсовой работы является исследование государственного регулирования  рынка труда в Российской Федерации.

Задачи курсовой работы:

- изучить теоретические аспекты рынка труда;

- проанализировать современное состояние рынка труда, выявить его проблемные места с определением причин возникновения этих проблем;

- рассмотреть особенности государственного регулирования рынка труда в Российской Федерации;

- предложить пути совершенствования регулирования рынка труда.

Объектом исследования в данной курсовой работе будет являться современное состояние рынка труда.

Предмет исследования – особенности государственного регулирования рынка труда в РФ.

В соответствии с поставленными задачами и целями будут применяться такие методы исследования, как статистический, аналитический, прогнозный и расчетно-конструктивный.

Структура курсовой работы. Работа состоит из трех глав, введения и заключения, к ней прилагается список использованной литературы.

Глава 1.Теоретические основы рынка труда

  1.  Сущность рынка труда

«Труд — это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества».1

Рынок труда представляет собой систему общественных отношений о согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы.

В функционировании рынка труда можно отметить несколько принципиальных положений. Во-первых, это совокупность экономических отношений между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда. Во-вторых, место пересечения различных экономических и социальных интересов и функций. В-третьих, с позиций предприятий — поле взаимоотношений его сотрудников, т.е. потенциальных или фактических работников, но думающих о переходе на новое место работы в пределах фирмы.

Прежде чем рассматривать сущность и структуру рынка, необходимо выяснить, что продается и покупается на рынке труда: “рабочая сила” или “труд”. Сторонники марксисткой теории рыночных отношений утверждают, что на рынке труда продается рабочая сила, т.е. способность к труду, которую и эксплуатирует работодатель. Современная экономическая теория доказывает, что на рынке труда продается и покупается именно труд, что заработная плата есть плата за труд (и называется это оплатой труда). Сторонники третьей точки зрения считают рынок труда ресурсным рынком. В качестве основных субъектов купли-продажи выступают работодатель — покупатель труда, а также юридически свободный и юридически защищенный собственник — продавец ресурса труда. Последний является носителем и собственником своей рабочей силы, т.е. всей совокупности своих способностей к определенным видам трудовой деятельности. Это особый ресурс, специфика которого заключается в физической неотделимости его от собственника, что отражается на характере объекта купли-продажи на рынке труда. Здесь объектом рыночной сделки является право использования единицы ресурса труда определенного качества при определенных условиях в определенный отрезок времени.

Цена труда на рынке труда выступает в форме ставки — заработной платы (часовой ставки), указываемой в договоре (контракте), заключаемом между работодателем и нанимающимся на работу. На этой основе рыночная цена единицы ресурса труда данного качества сложится в зависимости от соотношения спроса и предложения на рынке труда. В результате фактическая цена труда отразит равновесную ставку заработной платы. Данную точку зрения разделяют и авторы настоящего учебника.

Рынок труда имеет ряд важных особенностей, накладывающих отпечаток на его функционирование.

1. Неотделимость прав собственности на товар (труд) от его владельца. Труд представляет собой процесс расходования рабочей силы от своего носителя, в процесс купли-продажи труда возникают особые отношения.

2. Большая продолжительность контакта продавца и покупателя. Сделка, совершаемая на рынке труда, предполагает начало длительных отношений между продавцом и покупателем.

3. Наличие и действие неденежных аспектов сделки. Это, прежде всего, условия груда, микроклимат в коллективе, перспективы продвижения по службе и профессионального роста.

4. Наличие большого числа институциональных структур особого рода. К их числу относятся: система трудового законодательства; различные учреждения и службы регулирования занятости, государственные программы в области труда и занятости и т.д.

5. Высокая степень индивидуализации сделок. Они отличаются огромным разнообразием, поскольку каждый работник в своем роде уникален, а каждое рабочее место в той или иной мере отличается от другого и предъявляет к претендентам свои специфические требования2.

Главными составными частями рынка труда являются совокупное предложение (П), охватывающее всю наемную рабочую силу, и совокупный спрос (С) как общая потребность экономики в наемной рабочей силе. Они составляют совокупный рынок труда.

Текущий рынок труда образуется за счет естественного и механического движения рабочей силы и рабочих мест (ввод новых и выбытие старых). Он состоит из отдельных элементов:

- открытый рынок труда — это экономически активное население, которое ищет работу и нуждается в подготовке, переподготовке, а также все вакантные рабочие места во всех секторах экономики.

- скрытый рынок труда - это лица, которые формально заняты в экономике, но в то же время в связи с сокращением производства или же с изменением его структуры могут быть высвобождены.

Исходя из определения и характеристики рынка труда можно установить основные его элементы: субъекты рынка труда; правовые аспекты, регламентирующие отношения субъектов на рынке труда; конъюнктуру рынка; службы занятости населения; инфраструктуру рынка труда; систему социальной защиты и др.

Основными субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники.

Работодатель — наниматель, который может быть представлен разными “фигурами” в зависимости от узаконенной структуры отношений собственности. Им могут быть: государственные предприятия, акционерные общества, общественные организации, колхозы, частные предприятия, хозяйственные ассоциации, кооперативы, совместные предприятия, индивидуальные наниматели и т.п.

Наемные работники — это свободные трудоспособные граждане, для которых работа по найму является главным источником средств существования и индивидуального воспроизводства. Для работодателей они представляют различную ценность в зависимости от пола, возраста, квалификации, социального статуса и ряда социально приобретенных качеств (ответственности, исполнительности, дисциплинированности, предприимчивости и др.).

Система отношений на рынке труда складывается из трех основных компонентов:

• отношения между наемными работниками и работодателями;

• отношения между субъектами рынка труда и представителями (профсоюзы, ассоциации работодателей, службы занятости);

• отношения между субъектами рынка труда и государством. Наличие и взаимодействие всех элементов рынка труда необходимо для его функционирования.

Рынок труда выполняет ряд функций:3

• организация встречи работодателей и наемных работников;

• обеспечение конкуренции на рынке труда как между работодателями, так и наемными работниками;

• установление равновесных ставок заработной платы;

• решение вопросов занятости населения;

• осуществление социальной поддержки безработных путем перераспределения рабочей силы в народном хозяйстве между отраслями и сферами производства и обеспечения работой незанятого населения.

Конъюнктура рынка — это соотношение спроса и предложения в разрезе всех составляющих структуру рынка труда. Она складывается в зависимости от состояния экономики (подъем или спад); отраслевой структуры хозяйства; уровня развития технического базиса; благосостояния (уровень дохода населения, в том числе душевного); развития рынка товаров, услуг, жилья, ценных бумаг; состояния социальной и производственной инфраструктуры; степени развития многоукладности экономики; меры развития интеграционных связей (отраслевых и территориальных). Кроме того, на нее оказывают влияние демографические, этносоциальные, политические, экологические и некоторые другие факторы.

В зависимости от соотношения между спросом и предложением конъюнктура рынка труда может быть трех типов:

• трудодефицитный, когда рынок труда испытывает недостаток предложения труда;

• трудоизбыточный, когда на рынке труда имеются большое число безработных и соответственно избыток предложения труда;

• равновесный, когда спрос на труд соответствует его предложению.

Текущая конъюнктура российского рынка труда характеризуется Диспропорциями в соотношении спроса и предложения труда, которые носят застойный характер, что сдерживает движение работников между предприятиями, секторами экономики.

Конкуренция представляет собой наличие большого числа независимых покупателей и продавцов на рынке труда и возможность для них свободно входить на рынок труда и покидать его. Она — неотъемлемая составляющая механизма любого рынка. Чисто конкурентный рынок характеризуется наличием большого количества покупателей (фирм), которые конкурируют друг с другом при найме конкретного вида труда; свой труд предлагают независимо друг от друга многочисленные работники, имеющие равную квалификацию; ни фирмы, ни работники не контролируют и не диктуют ставки заработной платы.

1.2. Инфраструктура рынка труда

Механизм регулирования рынка труда охватывает весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирования рынка труда. Оно осуществляется через систему трудоустройства, включая широкую сеть бюро по занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы помощи в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве незанятому, но желающему работать населению, целевые программы предприятий, предусматривающие переподготовку кадров в связи с планируемой модернизацией производства, проведение на предприятии политики стабилизации кадров и т.п. Все эти составные части рыночного механизма регулирования занятости в разных отраслях находятся в разном соотношении в зависимости от экономических и исторических условий развития данной отрасли.

Функционально-организационная структура рынка труда включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации; биржи труда; правовое регулирование занятости.

Для полноценного функционирования рынку труда требуется развитая инфраструктура.

Инфраструктура рынка труда — это государственные учреждения, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации и фонды и др., обеспечивающие наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением на рынке труда.4 

Инфраструктура призвана регулировать отношения между работодателем и работником по поводу цены рабочей силы, условий труда, подготовки и переподготовки работников, а также организовывать и регулировать процессы защиты прав работодателей и наемных работников .

Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в РФ создана Государственная служба занятости.

Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой бесплатно.

Служба занятости, кроме трудоустройства безработных, обычно оказывают услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости в разрезе профессий и территорий. В компетенцию бирж труда входит также профессиональная ориентация молодежи, направление молодых людей на курсы для приобретения профессии. Важное место занимает организация переобучения и трудоустройства инвалидов. Направления служб занятости не обязательны для предпринимателей, могущих отказать в приеме на работу. С другой стороны, отказ безработного от направления на работу, как правило, влечет потерю права на пособие по безработице.

Функции службы занятости:

  1.  Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;
  2.  Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
  3.  Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;
  4.  Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;
  5.  Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;
  6.  Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям;
  7.  Регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи;
  8.  Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии;
  9.  Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий;
  10.  Подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих;
  11.  Разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения.5

Глава 2. Анализ государственного регулирования

рынка труда в современной России

2.1. Правовые основы рынка труда в РФ

Отношения в сфере занятости определяются международными и национальными нормативными правовыми актами.

Законодательство РФ о занятости населения состоит из Конституции РФ, Закона РФ № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», принятого 19.04.1991 года с последующими изменениями и дополнениями, других ФЗ и нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере занятости населения.

В Конституции РФ закреплено право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Также Конституция РФ предусматривает право граждан на трудовые споры, на профессиональные объединения, на защиту от безработицы.

Закон РФ № 1032-1 «О занятости населения в РФ» определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы.

Законодательство РФ о занятости населения распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РФ.

В законодательстве определены полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в осуществлении государственной политики в области содействия занятости населения.

К полномочиям федеральных органов государственной власти в осуществлении государственной политики в области содействия занятости населения относятся:

1) разработка и реализация государственной политики в сфере занятости населения;

2) принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере занятости населения;

3) разработка и реализация федеральных программ в сфере занятости населения и контроль за их исполнением;

4) установление норм социальной поддержки безработных граждан;

5) разработка и реализация мер в сфере занятости населения, за исключением мер в области содействия занятости населения, реализация которых отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

6) формирование средств на социальную поддержку безработных граждан и контроль за их целевым использованием;

7) координация деятельности по созданию экономических условий для обеспечения занятости населения, развития предпринимательства и самозанятости;

8) разработка прогноза баланса трудовых ресурсов Российской Федерации, осуществляемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией решают следующие вопросы:

1) разработка и осуществление государственной политики содействия занятости населения с учётом национальных, культурных традиций, а также исторически сложившихся в субъектах видов занятости;

2) обеспечение реализации прав граждан на занятость;

3) содействие занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в самостоятельном поиске работы;

4) разработка и реализация мероприятий по стабилизации положения на рынке труда региона, предупреждение массовых увольнений работников;

Согласно существующему законодательству, в случаях массового высвобождения работников и затруднений в их дальнейшем трудоустройстве, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления, по предложению органов службы занятости, профсоюзных органов или иных представительных органов наёмных работников могут приостановить на срок до 6 месяцев решение о высвобождении работников или принять решение о проведении поэтапного их высвобождения в течение одного года, осуществляя финансирование данных мероприятий за счёт средств существующих бюджетов.

5) сохранение существующих и создание новых рабочих мест;

6) организация временных и общественных работ и др.

Кроме этого законодательством Российской Федерации, решениями органов местного самоуправления, а также коллективными договорами и соглашениями могут предусматриваться: условия и порядок выплаты пособия по безработице; порядок прохождения безработными перерегистрации; усиление социальной защищённости граждан, включающее:

1) продление сроков выплаты и увеличение размеров пособия по безработице;

2) увеличение вознаграждения за труд на оплачиваемых общественных работах;

3) увеличение размера стипендии в период профессионального обучения или переподготовки (за счёт собственных средств субъектов Российской Федерации).

Специальным источником законодательных актов о труде является Трудовой кодекс РФ. В нём содержится основная масса норм трудового права. Трудовой кодекс РФ определяет цели и задачи трудового законодательства, основные принципы правового регулирования трудовых отношений, правила действия норм трудового права.

К отношениям в сфере занятости и трудоустройства применимы нормы международно-правовой регламентации. Например, в статье 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, в статье 23 Всеобщей декларации прав человека закреплено право на труд, предполагающее обеспечение членов общества работой. К отношениям в области занятости и трудоустройстве могут быть применены следующие конвенции МОТ:

1) Конвенция №122 о политике в области занятости и трудоустройства;

2) Конвенция №29 о принудительном или обязательном труде;

3) Конвенция №105 об упразднении принудительного труда;

4) Конвенция №111 о дискриминации в области труда и занятий;

5) Конвенция №142 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов;

6) Конвенция №159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов;

7) Конвенция №149 о занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала;

8) Конвенция №179 о найме и трудоустройстве моряков.

В Декларации об основополагающих принципах и правах в сфере труда даны принципы, которые применимы и при регламентации отношений, возникающих в сфере труда и занятий. Наряду с конституционными нормами предписания международно-правовой регламентации составляют основу правового регулирования отношений в сфере труда и занятости.

Отдельные вопросы сферы занятости населения регулируются специальными федеральными законами:

1) ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;

2) ФЗ «О Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений»;

3) ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и др.

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

организации труда и управлению трудом; трудоустройству у данного работодателя; профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

разрешению трудовых споров;

обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами. (абзац введен Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ).6 

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:

свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

равенство прав и возможностей работников;

обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;

обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;

обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;

обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном Трудовым Кодексом и иными федеральными законами;

обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;

обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.7

2.2. Анализ деятельности органов власти в области регулирования рынка труда

Проблема занятости населения носит комплексный характер и оказывает влияние на все сферы жизни общества. Особенно важное значение занятость населения приобретает с учётом циклического характера развития современной рыночной экономики и повторяющихся кризисных явлений.

Проблема занятости населения и эффективной организации государственного регулирования занятости является актуально и находит отражение в экономической и правовой литературе.

Таким образом, современная экономика характеризуется многообразием форм занятости, что оказывает влияние на разработку и реализацию мероприятий государственной политику занятости. Важность проблемы занятости подчёркивается конституционным закреплением права граждан на свободный труд, а также развитием и кодификацией современного российского трудового законодательства.

Регулирование рынка труда представляет собой особую форму и сферу регулирующего воздействия государства на социально-экономические процессы, в связи, с чем его рассмотрение выделено в специальный раздел. Одновременно детальное изучение этой сферы государственного регулирования позволяет полнее представить многогранность его средств и подходов. Государственное регулирование рынка труда направлено на достижение рационального в конкретных социально-экономических условиях уровня занятости, наибольшего соответствия профессиональной структуры занятых профессиональной структуре занимаемых рабочих мест, смягчения последствий безработицы.

Государственные меры, воздействующие на величину и структуру спроса на рабочую силу, — это создание новых рабочих мест за счет сокращения рабочего дня на уже существующих рабочих местах.

Административные меры общей направленности сводятся к регулированию режима работы и отдыха. Государственные органы законодательно устанавливают, как правило, максимальную продолжительность рабочей недели. Эта величина непосредственно влияет на число рабочих мест: сокращение максимальной продолжительности рабочей недели приведет к образованию дополнительных рабочих мест.

Среди специализированных административных мер регулирования, распространяющих свое воздействие на отдельные группы населения, следует выделить квотирование рабочих мест для инвалидов. Эта мера, естественно, вызывает негативное отношение работодателей, так как обязует их принимать на работу лиц, не обладающих достаточной квалификацией и опытом или имеющих ограничения по состоянию здоровья. Поэтому такая защитная административная мера обычно дополняется экономическим поощрительным воздействием на предпринимателей, предоставляющих работу данным группам людей. Сюда, прежде всего, относятся различные налоговые льготы, выплата субсидий.

Следует упомянуть несколько нетрадиционную административную меру защиты интересов молодежи посредством снижения, как ни странно, в определенных случаях возраста выхода на пенсию по старости.

Среди общих экономических мер государственного регулирования следует выделить помощь в открытии предприятий, государственные субсидии на расширение производства, открытие новых государственных предприятий, предоставление государственных заказов промышленности в период спадов, организацию общественных работ.

Законодательное регулирование занятости и безработицы в России осуществляется в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г., а также Положением о порядке регистрации безработных граждан и условий выплаты пособий по безработице, принятым Правительством РФ 17 ноября 1992 г.

В соответствии с российским законодательством центр занятости, где зарегистрирован безработный, обязан в течение 10 дней со дня обращения по возможности предложить ему два варианта подходящей работы, а впервые ищущему работу, не имеющему профессии — два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы в пределах транспортной доступности.

В случае невозможности предоставления указанным гражданам подходящей работы из-за отсутствия необходимой профессиональной квалификации им может быть предложено пройти профессиональную подготовку или повысить квалификацию по направлению службы занятости. Кроме того, гражданам, ищущим работу, может быть предложено участие в общественных работах на добровольной основе.

Решение о признании граждан безработными принимается центром занятости не позже 11 календарных дней со дня предъявления всех необходимых документов. При этом безработными не признаются те, кто отказался от двух предложенных вариантов работы, а также впервые ищущие работу, оказавшиеся от двух вариантов профессиональной подготовки. Решение о назначении пособия по безработице принимается центром занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным.

Размеры пособий по безработице дифференцируются в зависимости от категорий граждан, признанных в установленном порядке безработными:

• уволенным с предприятий по любым поводам, имевшим до увольнения оплачиваемую работу не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня пособие выплачивается в течение первых трех месяцев в размере 75% среднего заработка за последние два месяца работы, в течение следующих четырех месяцев — 60%, в дальнейшем — 45%, но во всех случаях не ниже минимального размера заработной платы, установленного законодательством РФ, и не выше средней заработной платы в данной республике, крае или области;

• уволенным с предприятий на любых основаниях, но не имевшим за последний год 12 недель оплачиваемой работы пособие выплачивается в размере минимальной заработной платы;

• гражданам, ищущим работу впервые, а также стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, пособие по безработице выплачивается только в размере установленной законодательством минимальной заработной платы.

Продолжительность периода выплаты пособия по безработице не может превышать двенадцати календарных месяцев в суммарном исчислении. Выплата пособия прекращается в случаях трудоустройства безработного, прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки с выплатой стипендии, назначения ему пенсии.

Государственное регулирование проблем занятости и безработицы в Российской Федерации осуществляет Министерство труда и социального развития России, а также его органы на местах — центры и службы занятости (биржи труда). Это же ведомство разрабатывает и реализует общую государственную политику в области труда, развития трудовых отношений на основе социального партнерства, предотвращения и разрешения трудовых конфликтов, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров.

Государство в течение 2013 года принимало активные меры по борьбе с безработицей, такие как: 8

-        стажировка (выпускники школ, ссузов и вузов);

-        переподготовка (повышение квалификации);

-        профессиональное обучение (смена вида деятельности);

-        создание собственного дела (самозанятость);

-        общественные и временные работы;

-        переезд в другую местность с целью временного трудоустройства.

Кроме этого в течение 2013 года проводилось совершенствование государственной политики занятости. Такими основными мерами можно считать:

-        Введение квот на иностранную рабочую силу (квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности).

-        Содействие созданию дополнительных рабочих мест и трудоустройству граждан на предприятиях малого и среднего предпринимательства.

-        Выделение средств субъектам Российской Федерации на трудоустройство специально оборудованные рабочие места 14,2 тысячи инвалидов, а также содействовать занятости 20,3 тысячи граждан, проживающих в субъектах Российской Федерации с напряженной ситуацией на рынке труда (включая республики Северного Кавказа).

Опасения относительно возможной нестабильности так и не оправдались — массовых сокращений персонала и уменьшения количества вакансий на рынке труда ни в 2012, ни в 2013 году не происходило. Это, безусловно, позитивный момент.

2.3. Занятость и безработица в России в 2014 году

Данные Росстата по выборочному обследованию населения по проблемам занятости. Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в октябре 2014г. составила 75,9 млн.человек, или 53% от общей численности населения страны.

В численности экономически активного населения 72,0 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 3,9 млн. человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю). Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в октябре 2014г. составил 5,1% (без исключения сезонного фактора). Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в октябре 2014г. составил 65,7%.

Таблица 1. Экономическая активность населения
 

2014г.

Октябрь 2014г. (+,-) к

III квартал

август

сентябрь

октябрь

октябрю
2013г.

сентябрю
2014г.

Тыс.человек

 

 

 

 

 

 

Экономически активное население в возрасте 15-72 лет (рабочая сила)

75855

76029

75661

75851

164

190

занятые

72161

72365

71940

71980

435

39

безработные

3694

3664

3720

3871

-271

151

В процентах

 

 

 

 

 

 

Уровень экономической активности (экономически активное население к численности населения в возрасте 15-72 лет)

69,3

69,4

69,1

69,3

0,6

0,2

Уровень занятости (занятые к численности населения в возрасте 15-72 лет)

65,9

66,1

65,7

65,7

0,8

0,0

Уровень безработицы (безработные к численности экономически активного населения)

4,9

4,8

4,9

5,1

-0,4

0,2

По сравнению с сентябрем 2014г. численность занятого населения в октябре 2014г. увеличилась на 39 тыс. человек или на 0,1%, численность безработных увеличилась на 151 тыс. человек, или на 4,1%. По сравнению с октябрем 2013г. численность занятого населения увеличилась на 435 тыс.человек, или на 0,6%, численность безработных - уменьшилась на 271 тыс.человек, или на 6,6%.

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 4,9 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце октября 2014г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 796 тыс.человек, что на 6,2% меньше по сравнению с октябрем 2013 года, по сравнению с сентябрем 2014г. - осталось на том же уровне.

Как показывают материалы обследования населения по проблемам занятости, в октябре 2014г. 74% безработных искали работу самостоятельно, без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращались в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в октябре 2014г. составила 24,6%, среди безработных женщин - 28,6%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - в октябре 2014г. его использовали 64,3% безработных. Поиск работы в средствах массовой информации и интернете - второй по популярности способ поиска работы, который использовали - 43,2% безработных.

Безработица по полу и виду поселения. Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в октябре 2014г. составила 47,6%, доля городских жителей - 64,9%. Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В октябре 2014г. это превышение составило 1,7 раза.

Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в октябре 2014г. составил 35,8 года. Молодежь до 25 лет среди безработных составляет 24,5%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 4,1%, 20-24 лет - 20,5%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (29,7%) и 20-24 лет (12,2%). По сравнению с октябрем 2013г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет увеличился на 10 процентных пунктов, в возрасте 20-24 лет - на 0,4 процентного пункта (Диаграмма ниже).

В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в октябре 2014г. составил 13,5%, в том числе среди городского населения - 13,0%, среди сельского населения - 14,8%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,2 раза, в том числе среди городского населения - 3,8 раза, сельского населения - 2,2 раза.

Продолжительность поиска работы. Среди безработных 35,5% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 26,1% безработных (застойная безработица). Среди сельских жителей доля застойной безработицы составила 32,3%, среди городских - 22,7%.

Наличие опыта работы. В численности безработных 24,4% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В октябре 2014г. их численность по сравнению с октябрем 2013г. уменьшилась на 188 тыс.человек, или на 16,6% и составила 0,9 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 11,6% составляет молодежь в возрасте от 15 до 19 лет, 48,2% - от 20 до 24 лет, 17,3% - от 25 до 29 лет.

В октябре 2014г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 17,1%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 27,6% (в октябре 2013г. - соответственно 17,2% и 27,8%).

Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.

Таблица 2. Экономическая активность населения в возрасте 15-72 лет
(по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости
в среднем за август - октябрь 2014г.)

 

Экономи-
чески
 
активное
 
население,
тыс.
человек

В том числе

Уровень экономи-
ческой
 
активности населения,
 
в %

Уровень заня-тости,
в %

Уровень безрабо-тицы,
в %

занятые

безра-
ботные

Российская Федерация

75846,9

72095,1

3751,8

69,3

65,8

4,9

Сибирский 
федеральный округ

9881,7

9228,9

652,8

67,6

63,2

6,6

Республика Алтай

102,4

91,6

10,8

69,5

62,1

10,6

Республика Бурятия

459,3

422,0

37,3

64,2

59,0

8,1

Республика Тыва

132,1

113,0

19,1

63,2

54,0

14,5

Республика Хакасия

252,0

239,5

12,5

62,9

59,8

5,0

Алтайский край

1179,0

1112,0

67,0

65,0

61,3

5,7

Забайкальский край

534,7

482,7

52,0

65,5

59,1

9,7

Красноярский край

1518,8

1439,1

79,7

69,3

65,7

5,2

Иркутская область

1251,5

1142,8

108,7

68,8

62,8

8,7

Кемеровская область

1398,9

1316,9

82,0

67,4

63,4

5,9

Новосибирская область

1444,2

1368,2

76,0

69,2

65,6

5,3

Омская область

1059,4

995,1

64,3

70,2

66,0

6,1

Томская область

549,4

506,2

43,2

66,7

61,4

7,9

Глава 3. Пути совершенствования государственного регулирования рынка труда

3.1. Пути решения проблем рынка труда в РФ

Эффективность национальной экономики в первую очередь будет зависеть от такого ресурса как труд. Численность, уровень квалификации рабочей силы, производительность труда – определяющие факторы экономического роста.

Современный рынок труда в России обладает рядом специфических черт, которые обусловлены сложившимися социально-политическими и экономическими условиями. Он все еще дифференцирован, поскольку функционирует под воздействием экономического спада и структурной перестройки хронического бюджетного дефицита, в условиях только зарождающейся многоукладной экономики, господства монополизма, неразвитости рынков инвестиции, информации, которую сдерживает перелив капитала и труда между отраслями и регионами страны, усиливая разбалансированность спроса и предложения рабочей силы.

Особенно остро вышеупомянутые проблемы чувствуются в экономически неблагоприятных областях и регионах нашей страны, где у региональных властей нет возможности справиться с проблемами рынка труда и занятости самостоятельно.

Выделяются целые «очаговые» территории, многократно превышающие средние показатели уровней безработицы по стране.

Необходимость регулирования рынка труда на современном этапе тесно связана и особенно актуализируется в связи с негативными тенденциями на этом рынке, в частности с возрастающими динамикой и издержками безработицы.

В этой связи особую роль играет составление региональных программ занятости, на основе которых возможно прогнозирование ситуации и выработка системы мероприятий, смягчающих негативные последствия ее неблагоприятного развития. Главный принцип и политики занятости и составляемых программ - соответствие предлагаемых мер стратегической цели: создание условий для полной, эффективной и свободно избираемой занятости.

Государство должно уделять особое внимание проблемам занятости. Ориентация государственной политики в области регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены прежде всего на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда.

Современный рынок труда в России характеризуется рядом особенностей.

Во-первых, ежегодно сокращается численность трудоспособного населения вследствие неблагоприятной демографической ситуации. Во многом именно недостаток предложения рабочей силы объясняет низкий уровень безработицы.

Во-вторых, в стране сохраняется низкая производительность труда, которая более чем в два раза ниже производительности труда в странах еврозоны. При этом если до кризиса производительность росла высокими темпами, то после 2008-2009 года заметно замедлилась, что в первую очередь объясняется снижением материальной мотивации за счет замедления темпов роста заработной платы в рублях и ее падения в иностранной валюте.

В-третьих, характерной особенностью рынка труда является растущая неравномерность при распределении занятых в экономике. Это проявляется в разности в заработных платах по регионам и отраслям экономики. С 2000 года происходят постепенные изменения на рынке труда.

Растет уровень безработицы у двух категорий населения: это молодежь в возрасте 20-29 лет и поколение 50-59, что свидетельствует о неэфффективности государственной политики в сфере занятости.

Молодежь без стажа испытывает трудности при трудоустройстве, так как непременным требованием при найме выступает наличие профессионального опыта. Это ведет к росту социальной напряженности среди молодого поколения. Безработица среди молодежи, как это демонстрирует опыт стран ближневосточного региона и Украины – это непосредственный фактор политической нестабильности, роста революционной напряженности.

Растёт социальное расслоение – в то время как большинство граждан имеют минимальную зарплату и низкий прожиточный минимум, очень небольшая часть населения имеет непомерно высокие доходы. На прошедшем 20-21 марта 2013 г. Московском экономическом форуме приводились такие данные: 349 тысяч человек или 0,46% плательщиков-капиталистов получили 55,6% всех доходов и имели среднюю зарплату 1,8 млн. рублей в месяц. Остальные 99,54% граждан, т.е. 75 млн. трудящихся, получили оставшиеся 44,4% доходов или имели 6,8 тыс. рублей в месяц.9 

Государственная статистика сделала выводы, что к концу 2013 года из числа работоспособного населения более 4 млн. человек – безработные. В службах занятости зарегистрировано меньше 1 млн. ищущих работу, а пособие по безработице получают еще меньше людей. Некоторые российские граждане уезжают на работу в другие страны: Китай, Турцию, Италию. Женщины, кроме работы, ищут семью за рубежом, а мужчины приобретают опыт для развития собственного бизнеса.

Прогнозы экспертов неутешительные: они твердят, что безработица продолжает расти. Причина увеличения незанятого населения – медленный рост экономического развития в стране. Не радует современное состояние и перспективы развития рынка труда в РФ и работников бюджетных организаций. Прогнозируются сокращения среди работников образования, финансовой сферы, здравоохранения. Хотя, по данным Минздрава, в стране катастрофически не хватает врачей.

Российская экономика пребывает в состоянии кризиса. Рыночные взаимоотношения в стране в последние годы вызывают увеличение числа безработных. Большая часть экономически активных граждан не имеют постоянного места работы. Полностью избавиться от безработицы никому в мире не удалось. Можно только снизить ее количество.

Как можно улучшить рынок труда в России, современное состояние и перспективы развития которого находятся не в самом выгодном положении? Методы снижения числа незанятого населения: усовершенствование программ, которые помогают в поисках работы; организация профсоюзов; введение уровня эффективной заработной платы, которая превышает рыночную оплату труда; материальная помощь или поощрения работодателю, активно помогающего снизить безработицу в стране; создание рабочих мест молодому поколению; контроль над уровнем заработной платы и ее занижением на предприятиях; обучение новым специальностям и профессиям; стимулирование самозанятости населения; поддержка и развитие нетрадиционной занятости; усовершенствование работы бирж труда.

Методы снижения числа безработных должны быть нацелены на поддержку населения в поиске места работы, помощи в переподготовке кадров, а также на существенное снижение уровня незанятого населения. Безработные обязаны и сами активно искать себе место работы, кроме того, что этому будет способствовать государственная программа. В поиске помогают объявления, участие в конкурсах, рекрутинговые агентства, биржи труда, знакомые и родственники.

Основные последствия низкой занятости населения: снижается прибыльность; медленная активность работника после длительной безработицы; низкое развитие экономической стороны жизни людей; снижается уровень психического комфорта граждан; недоверие правлению страны; теряется уровень квалификации специалистов; снижается ВВП государства; увеличивается уровень налогообложения работающего населения; растет уровень криминальных нарушений.

Затяжная безработица приводит человека к деградации его личности, неуважения к себе, потере уверенности в будущем. Постоянное пребывание в состоянии стресса ухудшает здоровье, а без наличия денег на начальное лечение вызывает хронические трудные заболевания. Такие последовательности приводят к повышению уровня алкоголизма, наркомании, воровства. Таким образом, рынок труда в России и занятость населения формируют социальное развитие страны. Экономические, психологические и социальные последствия высокого уровня безработицы говорят о том, что она негативно сказывается на состоянии и развитии целой страны. Необходимо не только устранять последствия, но и проводить профилактические мероприятия для минимизации незанятого населения.

3.2. Пути совершенствования государственного регулирования

рынка труда в РФ

Основными направлениями по регулированию рынка в сфере безработицы в нашей стране должны становиться такие: категорическое недопущение становления массовой безработицы; осуществление борьбы с «пассивной» безработицей; принятие активных мер, направленных на улучшение социальной жизни всего населения страны; активная мотивация потенциальных работодателей; выход на мировую арену для проведения мероприятий, направленных на становление мирового рынка труда; борьба за сохранение и стабилизацию уровня производства в стране в целом.

Необходимые меры преодоления критического состояния рынка труда в регионах, вытекающие из всего изложенного, могут быть сформулированы в виде следующего перечня задач.

1. Исходить из первостепенной важности  адекватной оценки и формирования реального спроса на трудовые ресурсы, не полагаясь на  традиционный “заявочный” принцип.

2.  Существенно повысить долю услуг, оказываемых негосударст-венными структурами на рынке труда, прежде всего по содействию созданию новых перспективных рабочих мест и переподготовке кадров с учетом требований.

3. Совместными усилиями ГСЗ и коммерческих фирм, региональных аналитических и маркетинговых служб выявлять и систематически уточнять перспективные трудодефицитные сферы региональной экономики, осуществлять мониторинг вакансий в разрезе региональных приоритетов в непосредственном контакте  с работодателями.

4.  По линии региональных администраций, а также ассоциативных структур предпринимателей требовать от работодателей перспективные планы не только высвобождения, но и  приема работников; на этой основе разрабатывать сводные региональные программы содействия занятости, балансы предложения и  спроса рабочей силы, перспективные профессиональные модели дефицитных кадров.

5.  Проводить политику концентрации финансовых ресурсов регионов на приоритетных трудодефицитных сферах экономики, линию на  привлечение к ресурсному обеспечению перетекания рабочей силы крупных региональных  банковских и корпоративных структур; стимулировать предприятия, работающие “на прием”  кадров и обеспечение их загрузки. 

6. На основе привлечения дополнительных  финансовых ресурсов и улучшения использования региональных фондов занятости постепенно переходить к опережающей системе профессионального обучения, ориентированной на  занятый контингент (но при наличии четкой информации о будущих сферах трудоустройства).

Стоит отметить, что необходим интегрированный подход к решению проблемы занятости как на макроуровне, так и на региональном местном уровне. Борьба с безработицей должна вписываться в ориентацию на общий экономический рост: только это позволит создать действенную систему регулирования занятости.

Кризисные явления прошлых лет отложили свой неизгладимый след на экономике нашей страны. Несмотря на попытки государства устранить различные проблемы на рынке труда, положение остается сложным. Следует определить комплекс мер, которые позволят нам снизить напряженность на рынке труда и уровень безработицы, увеличить значимость правовых отношений в социально-трудовой сфере, обеспечить возможность достижения полной занятости с достойным уровнем оплаты труда, отменить ущемление прав человека на труд и трудовую дискриминацию.

Меры, направленные на увеличения эффективности регулирования рынка труда:

Усилить роль государства, законодательно регулирующего рынок труда. Ибо оно создает условия достойной жизни и благоприятного труда и для работодателя, и для работника.

Изменить взгляды государства и предприятий на наемного работника. Он должен восприниматься, как личность с непрерывно растущими духовными и материальными потребностями.

Следует пересмотреть, а возможно и отменить устаревшие законодательные акты о труде. Также, с целью содействия занятости, стоит дать право регионам вносить свои коррективы в федеральные законы, связанные с развитием предпринимательства.

Увеличить финансирование важных отраслей экономики - науки, медицины, сельского хозяйства.

Развить систему подготовки грамотных кадров за счет средств федерального бюджета. Уделить особое внимание системе дополнительного образования, системе переподготовки.

Сформировать систему стимуляции к труду. Это может выражаться в увеличении вознаграждений, оплате отдыха, обучения, лечения и т.д.

Формировать серьезное отношение к контракту.

Повысить значимость социального страхования.

Данный комплекс мероприятий способен помочь стране в повышении уровня ее экономического развития, особенно в период кризисных явлений. С его помощью, на наш взгляд, РФ поднимется на ступень выше, сможет поставить себе более серьезные цели в развитии экономики.

Российский рынок труда достаточно динамичен. Он находится в постоянном движении, что определяется социально-экономическим положением, структурными изменениями, а также изменениями в законодательстве.

Как известно, с 2008 г., под влиянием мирового экономического кризиса, началось ухудшение экономической ситуации в стране. Главным негативным процессом, постигшим Россию, стал рост безработицы. Однако по прогнозам Департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы Минздравсоцразвития России, численность трудоспособного населения к 2016 году уменьшится на 9,8 млн. человек и будет составлять 58% в общей численности населения. Такая ситуация сохранится вплоть до 2030 года. Вследствие чего можно сделать вывод, что будет ожидаться дефицит трудовых ресурсов и усиление иммиграционного прироста в стране.

На сегодняшний день предложение труда и спрос на него в большей степени сконцентрированы в центральных регионах. В остальных регионах спрос значительно превышает предложение. Исходя из этого, можно спрогнозировать продолжение такой же тенденции в будущем.

Стоит ожидать увеличения мобильности наемных рабочих из одной компании в другую. Огромную роль в данной ситуации сыграют мотивационные программы. Такие, как наличие «белой» зарплаты и «социального пакета».

Проблема превышение спроса над предложением труда, т.е. нехватки персонала, будет решаться на нескольких стадиях. Будут снижены требования к трудовому стажу, ибо уже сейчас привлекаются выпускники ведущих ВУЗов.

Требования компаний к знанию иностранных языков будут значительно снижены. Уже на данный период времени эта тенденция прослеживается в ряде крупных компаний (Procter&Gamble, Mars, Pepsi-Cola) Происходит старение персонала. На те специальности, на которые требовались наемные работники «до 25 лет», показатель возраста увеличился «до 35 лет». Можно говорить о дальнейшем развитии этой тенденции.

Увеличится роль привлечения наемных работников из других регионов, т.к. трудовое население России характеризуется низкой мобильностью. На данном этапе государство разрабатывает программы, стимулирующие повышение мобильности населения. Однако они носят лишь словестный характер. Определенные же сектора экономики сохранят в себе достаточно высокую долю иммигрантов.

В долгосрочной перспективе потребность в персонале будет расти, особенно в сфере Информационных технологий и Телекоммуникаций (беспроводные технологии, внедрение и развитие ERP-систем и др.), финансов и инвестиций (IPO, банковская розница), медицины (включая специалистов по биотехнологиям и генной инженерии), производства (инженеры и технологи).

Можно с уверенностью сказать о дальнейшем увеличении разрыва между спросом и предложением на рынке труда. Следовательно, для привлечения и удержания квалифицированных сотрудников компаниям придется тратить все большее количество денежных средств, разрабатывать мотивационные программы, более гибко подходить к требованиям по опыту кандидатов, снимать возрастные ограничения.

Подводя итоги третьей главы, можно говорить о том, что государственная политика в области занятости в России призвана охватывать регулирование заработной платы, стимулирование создания новых рабочих мест и развития предпринимательства, оказание помощи безработным в организации собственного дела, создание сети предприятий защищенной занятости для инвалидов, организацию переподготовки работников, организацию общественных работ, выплату пособий по безработице.

С помощью ряда мер, представленных выше, можно оказать помощь государству в достижении целей, связанных с регулированием рынка.

Заключение

Регулирование рынка труда представляет собой сложную систему мер и мероприятий, охватывающих в своем взаимодействии не только сферу занятости как таковую, но практически все элементы экономической системы общества. Регулирование рынка труда может быть рассмотрено как в широком, так и в узком (сугубо прагматичном) смысле этого термина. В соответствии с теорией рынка труда, его регулирование, в широком смысле слова,  будет охватывать все процессы, связанные с формированием спроса на труд и его предложения. В узком смысле слова регулирование рынка труда можно рассматривать как систему конкретных мер, направленных на оказание помощи безработным гражданам.

В современных условиях экономического и социального развития необходимость государственного регулирования рынка труда не вызывает сомнений. Особо следует подчеркнуть, что те меры, которые предпринимает государство, воздействуя на рынок труда, должны отвечать интересам и наемных работников, и предпринимателей. Государство на рынке труда должно выступать в качестве законодателя и арбитра, не отдавая предпочтений ни той, ни другой стороне. Соблюдение этого принципа является чрезвычайно важным с точки зрения гармонизации социально- трудовых отношений, создания реальных предпосылок, обеспечивающих подлинное равенство сторон на рынке труда.

В системе мер государственного регулирования рынка труда можно выделить следующие основные элементы:

- меры по регулированию спроса на труд;

- меры по регулированию предложения труда;

- меры по предоставлению социальных гарантий занятости.

С точки зрения активной борьбы с безработицей наиболее важными представляются те действия государства, которые направлены на стабилизацию спроса на труд. Поскольку спрос на труд зависит от спроса на товары и услуги, то государство может стимулировать производство так таковое. Хотя, на первый взгляд, большинство мер по государственному регулированию объемов и структуры производства не относятся к политике занятости, тем  не менее, сила их взаимодействия на рынок труда очень велика. Изменение масштабов  и структуры производства всегда влечет за собой изменения в количестве и качестве рабочих мест, как на национальном рынке труда в целом, так и в его территориальных и отраслевых подсистемах. К наиболее распространенным мерам государственного регулирования рынка труда, направленным на стимулирование спроса на труд, можно отнести:

1) программы общественных работ;

2) субсидирование занятости;

3) финансово-кредитное воздействие на рынок труда.

Основными направлениями по регулированию рынка труда в нашей стране должны стать:

недопущение становления массовой безработицы;

осуществление борьбы с «пассивной» безработицей;

принятие активных мер, направленных на улучшение социальной жизни всего населения страны;

активная мотивация потенциальных работодателей;

выход на мировую арену для проведения мероприятий, направленных на становление мирового рынка труда;

борьба за сохранение и стабилизацию уровня производства в стране в целом.

Список использованной литературы

  1.  Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
  2.  Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. О занятости населения в Российской Федерации” (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конст. Суда РФ от 16.12.1997 N 20-П, от 23.04.2012 N 10-П).
  3.  Закон Российской Федерации от 20 октября 1995 г. О порядке разрешения коллективных трудовых споров”.
  4.  Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. “О коллективных договорах и соглашениях”.
  5.  Кодекс законов о труде Российской Федерации с изменениями и дополнениями. - М., 2013.
  6.  Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе занятости» (в редакции Пост. от 15.06.2010 № 438).
  7.  Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов [Текст] /Адамчук В.В. и др. — М.: ЮНИТИ, 2000.
  8.  Бейсенов С.Н., Мухамбетов Т.Р. Инфраструктура рынка труда [Текст] /С.Н. Бейсенов. - М.: Человек и труд, 2003.
  9.  Бушмарин И.В. Рынок труда в современной экономике [Текст]  /И.В. Бушмарин. - М.: Общество и экономика. 2009.
  10.  Дадашев А.З. Регулирование рынка труда в Российской Федерации [Текст] / А.З. Дадашев. – М.: Вопросы экономики, 2002.
  11.  Заславский И. Узловые проблемы политики на рынке труда [Текст] / И.Т. Заславкий.  – М.: Вопросы экономики, 2001.
  12.  Кашепов А.В. Рынок труда в России: регулирование, прогнозы [Текст] / А.В. Кашепов. – М.: Экономист. 2010.
  13.  Кашепов А.В. Российский рынок труда: проблемы формирования, перспективы [Текст] / А.В. Кашепов – М.: Общество и экономика. 2010.
  14.  Катульский Е.Д. Основные направления государственной политики на российском рынке труда [Текст] / Е.Д. Катульский – М.: Человек и труд, 2008.
  15.  Французова Т. А. Состояние рынка труда в Российской Федерации на современном этапе [Текст] / Т. А. Французова // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 572-575.
  16.  Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г.Г. Меликьяна, Р.П. Колосовой. - М.: Изд-во МГУ, 1996.
  17.  Эренберг Р., Дж. Смит Р. С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. - М.: Изд-во МГУ, 1996.

     Электронные ресурсы:

  1.  Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gks.ru.
  2.  КонсультантПлюс, 1992-2014.  [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ 
  3.  Moscow Economic Forum. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: me-forum.ru

1 Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2000. - с. 4.

2 Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2000. - с. 27.

3 Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2000. - с. 29.

4 Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2000. - с. 30.

5 Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе занятости».

6 Трудовой Кодекс РФ. Ст.1.

7 Трудовой Кодекс РФ. Ст.2.

8 Французова Т. А. Состояние рынка труда в Российской Федерации на современном этапе / Т. А. Французова // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 572-575.

9 http://www.me-forum.ru/upload/iblock/672/6724930b55a1a20cc0a4299d365de02a.pdf


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3925. Мотивація та моделі поведінки в організації 224 KB
  Мотивація та моделі поведінки в організації Вступ Актуальність. Процеси трансформації економічно-економічної системи в Україні вимагають нових рішень з організації ділової активності суспільства у багатьох сферах. Зокрема, ефективна організація прац...
3926. Передаточные функции объектов управления 99 KB
  Передаточные функции объектов управления. Цель: изучить формы представления передаточных функций объектов управления в среде программирования «MatLab» или других (напр. SCILAB, GAP). Определение нулей и полюсов передаточной функции >> G=tf([0...
3927. Работа агрегата Центробежный насос ЭЦНГ-10С76 89 KB
  Основными характеристиками надежности объектов эксплуатации являются функция плотности распределения наработок изделий до отказа f(t), функция распределения наработок изделий до отказа (Вероятность отказа есть функция распределения време...
3928. Общая статистика. Значение группировок и интервалов 276.5 KB
  Сводка и группировка. На основе собранных данных нельзя произвести расчет и сделать выводы, для начала их нужно обобщить и свести в единую таблицу. Для этих целей служат сводка и группировка. Сводка – комплекс последовательных операций по обобщ...
3929. Сутність поняття соціальна технологія 749 KB
  Сутність поняття «соціальна технологія» полягає в наступних пунктах: Соціальна технологія — це певний спосіб здійснення людської діяльності по досягненню суспільно значимих цілей Сутність даного способу полягає в поопераційному з...
3930. Соціальна технологія підготовки та проведення фокус-групового дослідження 78.5 KB
  Соціальна технологія підготовки та проведення фокус-групового дослідження в рамках вивчення дисципліни Методи, методологія та технологія соціологічних досліджень Суспільна потреба, яку покликана задовольнити соціальна технологія: Будучи студен...
3931. Соціальна технологія проведення анкетного опитування 66.5 KB
  Соціальна технологія проведення анкетного опитування в рамках навчальної дисципліни ММТСД. Суспільнапотреба: Виникнення складностей у студентів при підготовці, проведенні анкетного опитування та обробці даних, через брак теоретичних знань, нав...
3932. Социальная технология подготовки кандидата на конкурс Містер факультету 40.5 KB
  Социальная технология подготовки кандидата на конкурс Містер факультету Общественная потребность, которую призванная удовлетворить социальная технология: недостаточный уровень развития организационных навыков у студентов и низкое качество творческих...
3933. Характеристика адміністративної системи з точки зору системної теорії на прикладі магазину продажу взуття Монарх 123.5 KB
  Характеристика адміністративної системи з точки зору системної теорії Об’єктом для системного аналізу буде магазин продажу взуття «Монарх», тому що в ній я мала досвід роботи. Система. В даному випадку системою є магазин продажу взуття «М...