8654

Общество. Правовое государство и гражданское общество

Контрольная

Логика и философия

Общество. План: Философское понятие общества Общество как система. Основные подсистемы общества Общество как исторический процесс Источники и факторы развития общества. Правовое государство и гражданское общество...

Русский

2013-02-16

174.5 KB

1 чел.

Общество.

План:

  1.  Философское понятие общества
  2.  Общество как система. Основные подсистемы общества
  3.  Общество как исторический процесс
  4.  Источники и факторы развития общества.
  5.  Правовое государство и гражданское общество
  6.  Формационная и цивилизационная концепции общественного развития

Философское понятие общества

Общество – объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития.

Общественное бытие имеет две стороны:

Объективную – то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей.

Субъективную – сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды.

На судьбу, развитие общества влияют как объективные условия его существования, так и субъективные – воля и сознание людей.

Общество как система. Основные подсистемы общества

Понятие общество изучается всей системой социально-гуманитарных наук: культурологией, социологией, экономической теорией, историей. Наиболее глубокое общее понятие дает философия. Однако, общество в философском, ценностном понятии требует особого подхода – общества как системы.

Система – это то или иное множество элементов, находятся между собой в различных связях и отношениях и представляет собой определенную целостность.

Общество – органическая система, самая сложная и высокоорганизованная.

Общество представляет собой многоуровневую иерархическую систему

 Общество – система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой.

Основными сферами жизни общества являются:

Экономическая, социальная, политическая и духовная.

Экономическая сфера – базовая, определяющая в жизни общества. Она включает в себя : производство, распределение, обмен, потребление материальных благ:

Экономическая сфера существует в следующих формах;

Экономическое пространство – то, в котором происходит хозяйственная жизнь;

Деятельность институтов управления экономикой;

Способ производства материальных благ.

Способ производства материальных благ имеет две составляющие:

Производственные силы и производственные отношения

Производственные силы – люди, с их знаниями, умениями, трудовыми навыками и средства производства.

Производственные отношения – отношения между людьми в процессе производства.

К ним принадлежат: отношения собственности, особенно на средства производства. Это определяющий элемент производственных отношений – поскольку тот, кто обладает средствами производства, на деле является хозяином экономики и диктует условия, в то время как все остальные, не являющиеся собственниками средств производства, вынуждены предлагать свои трудовые услуги собственникам за заработную плату;

Отношения обмена деятельностью на базе разделения труда;

Отношения по поводу распределения произведенных  материальных благ.

Значение материального производства в том, что оно:

Создает материальную базу существования общества;

Способствует решению проблем, стоящих перед обществом;

Непосредственно влияет на социальную структуру;

Влияет на политические процессы;

Влияет на духовную сферу – как непосредственно, так и на структуру, на инфраструктуру, носитель духовной сферы

Социальная сфера – система внутреннего устройства общества, основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе.

Основными элементами социальной структуры являются:

классы, страты, сословия, люди города и деревни, представители физического и умственного труда, социально-демографические группы, национальные общности.

Политическая сфера общества – совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом.

Главным элементом политической системы общества является государство – система органов, осуществляющих государственную власть.

Основными элементами духовной жизни общества являются:

Духовная деятельность, духовные ценности, духовные потребности людей, духовные потребления, индивидуальное сознание, общественное сознание.

Духовная деятельность – деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке. Материальном и духовном мире.

В результате духовной деятельности возникают духовные ценности.

В ходе духовной деятельности духовные ценности распространяются и потребляются в соответствие с их духовными потребностями.

Общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями называется духовными отношениями.

Общественное сознание – возникающее из общественной практики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности, совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия.

Общество как исторический процесс

Общество никогда не находится в состоянии покоя, а пребывает в постоянном движении. Диалектика рассматривает общество в этом постоянном изменении, т.е. изучает его как процесс.

Процесс – это последовательное изменение состояний какого-либо объекта.

Ряд философских наук предполагает, что общество развивается циклически, имеет замкнутый характер. Большинство философов в мире признает, что общественно-исторический процесс носит поступательный, т.е. линейно-направленный характер.

Общество имеет 2 направления: прогрессивное и регрессивное.

Поступательное, восходящее развитие общества, переход к более совершенным формам называется прогрессом.

Нисходящее развитие, возвращение к отжившим традициям и устоям называется регрессом.

Критерием общественного прогресса являются показатели степени развития общества.

Материалисты считали основным показателем социального процесса уровень развития материального производства. Идеалисты признают главным критерием степень духовного развития общества – нравственность, просвещенность и др..

Источники и факторы развития общества.

 

Источником любого развития являются противоречия.

Факторами общественного прогресса называются движущие силы развития общества; их подразделяют на объективные и субъективные.

К объективным факторам относят материальное производство, природные ресурсы, социальные ресурсы, науку и технику и т.д.

К субъективным относят целенаправленные, осознанные действия отдельных людей, социальных групп, человечества в целом.

Основные формы общественного развития:

эволюция – процесс постепенных, в основном количественных, изменений;

революция – коренные, качественные изменения, скачкообразный переход от одного состояния к другому.

Гражданское общество и правовое государство.

Это понятие чрезвычайно актуально для современной России, поскольку более чем тысячелетнее развитии государственности в нашей стране не совпадало с развитием гражданского общества, с осознанием миллионами людей своей роли не как подданных того или иного государя, а как граждан. Гражданин – житель города,  полиса в античной Греции. Интересно отметить, что в античном мире граждан, занятых делами города – государства, называли «политикос», а людей, занятых только частной жизнью, обозначали как «идиотикос», т.е. как обывателей. Аристотель дал развернутую трактовку гражданского общества и государства, считая, что в последнем целью каждого гражданина являются достижение всеобщего блага.

Среди множества определений гражданского общества можно обратить внимание на следующее: «Гражданское общество – это совокупность неполитических объединений самостоятельных субъектов общества; оно выполняет функцию посредничества между государством и гражданами».

К гражданскому обществу относят всю совокупность неполитических отношений в обществе: экономические, социальные, нравственные, эстетические, религиозные. Гражданское общество – это сфера деятельности граждан и их добровольных объединений, огражденных законами от вмешательства и произвольной регламентации со стороны государства.

Структуры (добровольные объединения), входящие в гражданское общество, не учреждаются сверху, а возникают снизу, на основе самодеятельной инициативы граждан. Тесно взаимодействуя с правовым государством, они решают проблемы удовлетворения специфических интересов и потребностей граждан, которые выходят за пределы государственного регулирования. Студентам будут интересны и понятны примеры с функционированием таких добровольных структур (элементов гражданского общества) в РСО-Алания, как Советы ветеранов, структуры Всеосетинского «Стыр ныхаса», национально-культурных объединений, входящих в «Нашу Осетию», общества защиты потребителей и т.д.

Гражданское общество может успешно сформироваться и функционировать только в условиях развитой демократии и правового государства. Поскольку Россия пока только идет по пути к этим общечеловеческим ценностям, то и ростки гражданского общества только-только пробиваются. Но рано или поздно гражданское общество в России сформируется.

Формационное и цивилизационное концепции

В своих взглядах на историю философы разделились на две группы:

Те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности;

Те, кто видит определенную логику в истории. Считая историю целенаправленным, закономерным процессом.

Среди подходов к истории наиболее распространены:

Формационный;

Цивилизационный;

Культурологический и др..

Формационный подход был предложен основоположниками марксизма К.Марксом и Ф.Энгельсом, развит В.И.Лениным.

Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.

Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества.

В целом Маркс выделил пять формаций:

Первобытно-общинная;

Рабовладельческая;

Феодальная;

Капиталистическая;

Коммунистическая (социалистическая);

Достоинства формационного подхода -: понимание истории как закономерного объективного процесса. Глубокая разработка экономических механизмов развития, реалистичность, систематизация исторического процесса.

Недостатки: неучет других факторов (культурных, национальных..), излишняя схематичность, оторванность от специфики общества, линейность, неполное подтверждение практикой.

Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби (1889-1975)

Цивилизация (по Тойнби) – устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.

Согласно Тойнби цивилизации бывают основными и локальными.

К основным цивилизациям относятся::

Шумерская;

Вавилонская;

Минойская;

Эллинская;

Китайская;

Индусская;

Исламская;

Христианская и некоторые др..

Локальных цивилизаций, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и др.).

Каждая цивилизация в своей судьбе проходит 4 стадии:

Зарождение;

Рост;

Надлом;

Дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.

Культурологиченский подход был предложен немецким философом О.Шпенглером (1880-1936).

Понятие «культура» у Шпенглера близко к понятию «цивилизация» Тойнби, однако «цивилизация» Шпенглера имеет другое значение.

Цивилизация в рамках культурологического подхода – высший уровень культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти.

Шпенглер выделил 8 культур:

Индийская;

Китайская;

Вавилонская;

Египетская;

Античная;

Арабская;

Русская;

Западно-европейская.

Литература

Лекция по теме:   Общественное сознание и ценности.

  1.  Общественное сознание
  2.  Ценности
  3.  Правовое сознание
  4.  Мораль. Нравственные ценности
  5.  Эстетические ценности
  6.  Религиозные ценности

Общественное сознание – возникает из общественной практики людей, их  производственной, семейно-бытовой и иной деятельности, из совокупности чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядах, которые отражают все разнообразие бытия.

Элементами О. С являются обыденное и теоретическое сознание. Обыденное – непосредственное восприятие обществом и его членами окружающей действительности.

Теоретическое – высшее обобщенное восприятие бытия.

О. С реализуется через общественную психологию и идеологию. Общественная психология – это чувства,  интересы, стремления, цели, идеалы, обычаи, традиции, потребности и интересы людей и общества в целом. Общественная идеология – это система взглядов, установок принятых в обществе, отражающая интересы социальных слоев и общественно-политического строя в целом.

Формами общественного сознания являются: политическое, правовое, моральное, научное, религиозное.

Ценности.

Ценности – это свойство общественного предмета удовлетворять определенные потребности человека, группы людей, общества. Это понятие, с помощью которого характеризуют социально-историческое значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности.

Итак, ценностью является то, что обладает положительной значимостью для человека. Значимость определяется степенью вовлеченности того или иного предмета в человеческую жизнь. Субъективно желаемое выступает в форме оценки, т.е. установления значимости различных явлений для человека, которые определяются его соц. позицией, мировоззрением уровнем культуры, интеллекта и нравственности.

Мир ценностей зависим от человека, обусловлен его развитием, расширением его деятельности, характером культуры и цивилизации, а природа сама по себе аксиологически нейтральна, т.к. она актуализируется  лишь в контексте с человеком, в конкретно-исторических условиях его существования и развития. Ценность неотделима от оценки, т.к. благодаря ей человек актуализирует одни оценки, отвергает другие, устанавливает их иерархию. Оценка помогает ориентировать человека в мире явлений, направляет его деятельность. Оценка универсальна, она оказывает влияние на все виды деятельности человека, реализуется на чувственных и рациональных уровнях, проявляется в эмоциях и чувствах, влечениях, желаниях и стремлениях.

В структуру оценки входят 6 предмет, субъект, основание оценивания.

Предмет – объективное содержание оценки, определяется предметом. Поэтому оценка непосредственно связана с познанием, ибо прежде чем судить о значимости предмета, необходимо знание о его объективных свойствах. Субъект – индивид, соц. группа, общество, человечество. Основание оценивания – критерий, который позволяет субъекту дать квалификацию явления о.т.з. его соц. значимости. В качестве основания оценивания могут выступать непосредственные потребности, интересы, установки личности или социальной группы. Но оценка может иметь своим основанием и стандарты или проекты, выражающихся в нормах. Особенностью норм является то, что они выражают как ценность и как основание оценки могут выступать как нормативный, социокультурный профессиональный набор и последовательность операций достижения цели.

Существует множество классификаций ценностей. По содержанию ценности можно разделить на материальные, политические, социальные и духовные;

 

Материальные:

Производственные – потребительские, ценности связанные с отношением собственности

 Духовные:

Познавательные, нравственные, эстетические, религиозные

По форме бытия различают предметные, идеальные, духовные.

Предметные – это естественные блага, потребительская стоимость продуктов труда, социального блага, исторические  события, культурное наследие, моральное добро, эстетические явления, предметы религиозного поклонения и т. д.

Предметные ценности существуют не в сознании, а в мире конкретных вещей, функционирующих в жизнедеятельности людей.

Духовные – это общественные идеалы, установки и оценки, нормативы и запреты, цели эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные  в форме нормативных представлений о благе, добре, зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и противоправном и т. д.

Духовные ценности не однородны по содержанию, функциям и характеру требований к их реализации. Существуют стандарты  (или строго определенный образец качества), правила (предписания как действовать при соответствующих обстоятельствах, каноны (свод приемов и правил, которые считаются обязательными), зачастую их можно приравнять к церковным ценностями; эталоны (жестко запрограммированные, стандартизованная ценность).

Существуют также более гибкие, представляющие достаточную свободу в реализации ценности – нормы, вкусы, идеалы.

 По субъекту или носителю ценностных отношений различают:

  •  субъективно – личностные – формируются в процессе воспитания и образования, накопления жизненного опыта, в труде, познании, общении.
    •  Надындивидуальные (групповые, классовые, общечеловеческие).

      Все они формируют ценностные ориентации личности, которые в свою очередь оказывают влияние на поведение человека.

      Ценностные ориентации помогают человеку отличить значимое от незначительного, поэтому выбор значимых ценностей связан  с вопросом о смысле жизни.  Еще одной важной проблемой в философии является проблема иерархии ценностей.

      В основании иерархии лежат:

  1.  фундаментальные ценности необходимые для жизни человека как живого существа: природные богатства, материальные условия жизни (жилище, питание, здравоохранение).
  2.  высшие ценности или духовность (познание, нравственность, эстетичность, религиозность).

Особенностью высших ценностей является то, что они составляют стержень культуры.

К высшим ценностям относятся общечеловеческие (мир, жизнь,) ценности общения (дружба, любовь, доверие, семья).

           Социальные ценности (социальная справедливость, справедливость, свобода, права человека).

Ценность стиля жизни, самоутверждение личности.

     Таким образом понятие ценности неразрывно связано с духовным миром личности.

Правосознание определяются как совокупность представлений, взглядов, идей, эмоций в которых выражается отношение социальных групп и человека к существующей системе права, законности, правосудия.

     Аксиологический аспект правосознания связан с оценкой того, что представляется правомерным, законным, а потому правильным и  того, что считается неправомерным, неправильным, постыдным. Краеугольный камень правосознания – нравственное осуждение обществом преступных деяний. Правосознание и действующая система права могут в чем-то не совпадать. Такое состояние возникает тогда, когда декларируется всеобщее равенство перед законом всех, а на самом деле существует замаскированное соц. неравенство, тогда закон и суд воспринимаются как неправедные.

 Нравственное сознание – представляет собой форму общественного сознания, связанную с регуляцией поведения человека в обществе, которая основана не на праве, а на общественном мнении, устоявшихся обычаях и традициях, в которых отражены представления о добре и зле.

Ъ

Тема: Проблема   человека  в философии

1. Человек как объект философского осмысления

2. Проблема человеческого бытия в «философской антропологии»

3. Человек. Индивид. Личность. 

4.Специфика человеческой деятельности

5. Смысл жизни человека

Человек как объект философского осмысления

Проблема собственного бытия издавна занимала человека и являлась предметом его философских раздумий. Он всегда стремился философски осмыслить свое собственное существование, определить свое место в мире. В современном обществе данная проблема приобрела новые очертания: человек сегодня стремится найти опору как в себе самом, так и вне себя, тем самым определить реальные основания, которые позволили бы ему добиться осуществления собственных идеалов и целей.

Единое и целостное существо человека познается и осмысливается в философии разными путям: обращаясь  к внутреннему миру человека и к внешнему миру объектов. Задача философии человека состоит не в отрицании объективной обусловленности человеческого бытия и утверждении абсолютной свободы, а раскрытии диалектики объективного и субъективного в обществе, действительную степень зависимости и свободы, факторы, определяющие развитие личности на данном историческом этапе.

В философии сформировалось два подхода к данным проблемам: субъективистский и объективистский. В первом случае бытие человека познается из самого человека, из субъективного Я, где человек понимается как автономное и свободное существо, в его разумно-практической и духовно-нравственной деятельности. В объективистских концепциях смысл бытия человека выявляется из объектов окружающего мира, а сам человек воспринимается как существо, находящееся в полной зависимости от объективных сфер, принципов и норм. Однако такое разделение в философии достаточно условно.

Целью философского исследования человека является создание определенной теоретической модели - описания, обобщенного образа человека. В свою очередь этот обобщенный образ – модель человека, определенное его видение служит исходной позицией как для конкретного научного исследования, так и для практического действия. Именно в этом заключается главная особенность философского знания о человеке и его основное назначение – обеспечить теорию и практику необходимы представлениями, наиболее точным видением человека.  

Ответ на вопрос: «Что есть человек?» - философия пытается дать с помощью понятий «природа» и «сущность человека». За многовековую историю философской мысли эти понятия стали чрезвычайно значимыми, их содержание отражает самые различные философские позиции.

В понимании природы и сущности человека одно из центральных мест занимала проблема соотношения природного (биологического) и социального. Остаются важными для философского познания человека такие вопросы как нравственная природа человека, возможности и границы воспитания и самовоспитания, источники и общие закономерности человеческой деятельности. Постановка и подходы к решению этих и других вопросов в современной философии коренным образом отличаются от рассмотрения их в учениях прошлого.  

Вопрос о том, что есть человек, сложился задолго до возникновения самой философии в недрах мифологического и религиозного мировоззрения. Философско-антропологическая мысль определилась уже в древней восточной культуре. В индийской философии наблюдается стремление обратиться к первоосновам человеческого бытия. Но в древневосточной традиции человек – это всего лишь материал, способный приобщаться к высшим внеличностным ценностям. Своеобразно и обращение к личности. Буддизм впервые провозгласил достоинство человека, способного стать нравственной личностью. Ему не надо искать Бога он сам есть единое со всем. Человек может стать выше слепой и стихийной природы, но для этого он должен владеть собой, своими чувствами и желаниями. Уникальность, «нестертость» человека - скорее зло, проблема, чем высшая ценность. Человек имел право на признание некой «самости». В философской части Вед Упанишадах утверждалось верховенство божественного, высшим смыслом человеческой жизни признавалось тождество души с мировым духом (брахман). Человек же обязан был следовать установленному свыше закону. Буддизм противопоставляет внешнему материальному миру уход от него, растворение в Нирване. Это был важнейший шаг от полной зависимости от материально мира к свободе. Значение древнеиндийской философии В.С. Соловьев увидел в идее всеединства, для него она оказалось самой важной. Именно эта идея явилась началом человечности. Индийская философия до сих пор питает своими соками мировую человеческую жизнь, ни одна философия не оказала такого воздействия на Запад, как индийская.

В древнекитайской философии человек и мир рассматривается как нечто целое, как единая система, живой организм, в котором все взаимообусловлено, взаимосвязано. Человек должен стремиться к совершенству, к восстановлению гармонии с природой, с обществом. Само общество в воззрениях конфуцианства – это иерархически организованное сообщество. Идея всеобщего в философских учениях сопровождалась возрастанием чувства самосознания и добра. Мо-цзы, развивая идеи конфуцианства и, вместе с тем, вступая с ним в дискуссию, обращает внимание на врожденные качества у человека, в том числе и добра. В философских воззрениях Мо-цзы, Сюнь-цзы определяют идеи о преобразующей, активной деятельности человека и роли воспитания в формировании личности. Пытаясь изучить суть человеческой природы, даосизм заявляет об изменчивости и невозможности ее познания. В целом же, философские взгляды мыслителей Древнего Востока на проблему человека оказались неоформленными в целостную систему. Для восточной философии проблема человека – это проблема самостановления и самотворчества. Человек сам создает себя, руководствуясь высокими стремлениями – помочь обрести людям счастья через отказ от страданий, но достичь этого можно только благодаря большой работе над собой, над своим сознанием и своими чувствами.  Человек обязан оказать помощь ближнему, потому что завтра может придти очередь страдать ему самому. Личность человеческая это любовь и страдание, которым необходимо учится самой и учить других. «Как от поучает другого, так пусть поступает и сам. Полностью смирив себя, он сможет смирить и других. Поистине смирение себя -  трудно» - мудрость буддизма. Сам же человек не слишком ощущает границы собственной личности, с рождения он оказывается включенным в некую человеческую общность. Он не лишен индивидуального своеобразия и вместе с тем, он часть космоса и воплощает собой идею человеческой предназначенности.  

В Древней Греции мифологические, религиозные и философские традиции получили свое дальнейшее развитие. Уже в греческих мифах эпохи Гомера прослеживается антропоморфизм. Человек рассматривается как органическая часть природы, космоса - с одной стороны, и как существо самоценное, производное от объективного бытия вечных истин и сущностей, с другой стороны. В Милетской и пифагорейской школах не различалось природное и человеческое бытие. В философии Гераклита  человек  находился в единстве с противоречивым миром, его жизнь должна быть организована в соответствии с космическим разумом, с космической гармонией.      

 В древнегреческом философском мышлении, не знавшем отчуждения человека от природы, человека от бога, человеческие категории переносились на абсолютные объекты. И еще до того, как человек стал познаваться через природу, сама природа  уже познавалась исходя из человека. Понятие «космос» первоначально имело чисто человеческий, социальный смысл. У греков оно обозначало порядок в армии и государстве. Пифагорейцы наделяют всеобщее бытие душой. Эмпедокл говорит о присущих бытию свойствах: любви и ненависти. Анаксагор и Диоген приходят к понятию всеорганизующего Духа.

Антропологическому перевороту мы обязаны досократикам и софистам и в большей степени самому Сократу. Именно досократики воспринимают человека как  часть бытия, где бытие есть единое целое. Все космично, природно и божественно, но вместе с тем и человечно. Как во вселенной философия обнаруживает человека, так и в человеке обнаруживаем вселенную.

В ранней греческой философии господствовало представление о человеке как о составной части некоего предданного объективного бытия, миропорядка: космоса, природы, логоса. Натурфилософия досократиков не была специальной философией природы, несмотря на свое название, это подлинная метафизика, обращенная к бытию в целом и к человеку как составной ее части. Интерес вызывает само употребление греками понятия «человек». В греческом обществе преобладал этноцентризм, когда каждый народ воспринимал свою культуру, как подлинную природу, что в свою очередь способствует формированию чувства чужого, враждебного. Это превосходство подчеркивалось и употреблением слова «человек» только по отношению к греку. Софисты  меняют традицию тем, что выдвигают в философии идею равенства народов. При этом он исходят из представления о физическом, телесном как едином общечеловеческом свойстве. Разъединяют людей лишь традиции и нравы. Тем самым софисты естественное равенство противопоставляют равенству социальному.

Софистами человек определяется как существо творческое, созидающее, познающее. Он творит и в культурной деятельности и в познании, поэтому истины – продукт человеческого творчества в той же мере, как и культура. Протагор приходит к выводу, что все наше познание относительно и является истинным лишь для человека, что объясняет его знаменитую фразу, высказанную в работе «Об истине»: «Человек – мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют». В противовес древнегреческой идее, что добродетели не учатся, с ней рождаются, софисты выдвигают свой просветительский лозунг: «добродетели можно научиться». Под добродетелью софисты понимали не только моральные качества, а всю совокупность человеческих способностей. Если добродетель формируется в процессе воспитания, тогда тот, кто может учиться получает возможность доступа к политическим высотам.

Сократ обращается к внутреннему миру самого человека. Если для софистов человек – центр культуры, ее творец, то для Сократа человек только тот, кто познает и творит добро, осознав свои разносторонние способности  возможности. Разум помогает человеку жить в соответствии с принципами, на которых держится общество.  Он призывает познать самого себя, испытать себя, определить добрый ты или нет. Мыслитель обращается к человеческой душе и видит в ней некую третью величину  между миром вещей и миром идей. Душа для него это сам Эрос, неугасимое рвение, устремленность вверх.

Второй период античной философии характеризуется работами Платона и Аристотеля, оказавшими значительное влияние на европейскую философскую мысль. Платон предполагает абсолютные и неизменные образцы для человеческого творчества и видит призвание человека в том, чтобы познавать и следовать образцам. Мы свободны лишь в выборе уже данных типов жизненного поведения. Человек должен не творить, а реализовывать уже существующую идею. В этом он видит высшую задачу для человека.

У Платона человеком является только душа, а тело рассматривается как некая враждебная душе материя. Отказавшись от материалистического онтологизма, Платон сужает понимание человека до вопроса о душе. Человеческая жизнь есть лишь переходное состояние между блаженным пребыванием на небесной родине и возвратом туда. Человек живет в двух плоскостях: в материальной и  идеальной. Телесное сближает человека с животным, с низменным, идеальное духовное – возвышает. Задача состоит в том, чтобы высшие помыслы всегда в человеке торжествовали.  

В эпоху средневековья в противовес идее подчинения человека космическому порядку основополагающей концепцией становится идея бессмертия отдельной человеческой души, провозглашающая в рамках христианской философии самоценность каждой личности и вместе с тем, ее подчиненность порядку, установленному богом. Так, например, в философии Августина, человек остается во власти абсолютных и общезначимых сущностей божественного миропорядка. Но он ищет новые пути приобщения живой человеческой личности к божественному. Философ исходит из «действительного Я» и приходит «к истинному Ты». Душа человека – замкнутая субстанция. Человек действует по заранее предписанному порядку, определенному богом. Предопределенность судьбы предоставляет человеку некую свободу убеждений, свободу выбора образа жизни и вместе с тем, поступать согласно предназначению.

Идея предопределенности человека и подчиненности его божественному миропорядку характерна и для Фомы Аквинского. Ценность человеческой жизни и поступков человека определяется тем, насколько она соответствует заданному порядку. Фома Аквинский вслед за Аристотелем рассматривает человека как нерасторжимое единство души и тела, но душа может существовать и отдельно от субъекта. Человек – часть установленного Богом порядка, ценность его жизни  определяется тем, насколько она соответствует этому порядку.

В эпоху Возрождения отмечается активный интерес к античной культуре. В центре внимания человек. Гуманизм возвращает человека на землю, проявляет интерес к живому, психологически реальному существу. Если средневековая философская мысль была направлена исключительно в область трансцендентального, божественного бытия и проблемы человеческой личности, ее ценности и свободы решались ею в мистическом плане, то в эпоху Возрождения стремились понять человека их условий реальной жизни, исходя из ее собственных оснований, и утвердить свободу человека на почве земного бытия. В этике эпохи Возрождения получает развитие эпикуреанство, с его стремлением к земному счастью, всестороннему развитию личности. Дружба, любовь, человечность, благо самого общества превращаются в высшие цели человеческих стремлений. Гуманисты провозглашают доброту человеческой природы и равенство всех людей, независимо от рождения и принадлежности к какому либо сословию. В человеке заложена возможность к совершенствованию. Если в эпоху средневековья идеализировали человека смиренного, то гуманисты подчеркивали важную роль активного творческого начала в человеке. С их точки зрения, значимости личности определялась ее собственными заслугами.

Человеческая природа, в философии Николая Кузанского, заключает всю Вселенную: она микрокосм, малый мир. Благодаря разуму человек способен познавать, и только тот, кто живет согласно своему разуму – свободен. Свобода рассматривается философом как ценность, а не путь к счастью.

Данте Алигъери выдвигает новую идею – о двоякой роли человека. Человек предназначен к блаженству, «вечной» посмертной жизни, но не меньшую ценность представляет его реальная, земная жизнь. Данте утверждает, что судьба  человека не предопределена рождением и складывается под влиянием стремления к «доблести и знанию». Индивидуализм Франческо Петрарки близок к позиции Данте. Петрарка воспевает человеческую любовь, восторгается человеческой природой. Джованни Боккаччо прославляет пытливый ум, кипучую энергию и полнокровную жизнь нового человека, гражданина нового типа.  

Мишель Монтень возрождает идеи стоиков и признает высшим благом для человека – наслаждения. Мудрость состоит в том, чтобы стремиться к удовольствию и избегать страданий. Человек – дитя природы и ему ничего не чуждо, он должен жить в согласии с природой. Он свободен и имеет право на свои поступки, хотя философ считал, что сам человек не может стать  по своей природе «богоугодным гражданином». Жизнь человека превыше удовольствия, но мудрость жизни состоит в том, чтобы стремиться к удовольствию и избегать страданий. Человеческая жизнь невозможна без страданий, которые оттеняют наслаждения и заставляют нас сильнее ценить их. При этом Монтень говорит о разумном использовании благ жизни. Главное – «жить умеючи». Человек должен развивать свои способности, жить в согласии с природой и достойно переносить страдания души и тела. Полезной обществу и другим личностям может быть только суверенная личность.

Этика Монтеня индивидуалистична. Он противостоит общественному лицемерию, требование которого «жить для общества» - лишь маска, прикрывающая эгоистические интересы. Высшим достижением человека может быть только суверенная личность. В отличии от большинства философов эпохи Возрождения, Мишель Монтень выступает против антропоцентризма, согласно которому человек – венец творения. Человек – часть природы, истинное достоинство которого в осознании себя ее частицей. В природе все совершается естественным путем: новое рождается в столкновении с противоположностями и, если мы верим в чудеса, то только потому, что не знаем их истинной природы.

Особый удар по консервативному представлению о человеке нанесли Н. Коперник и Г. Галилей. Осознание безграничности Вселенной, ее безразличие к проблеме человека, породило трагическое мироощущение, страх перед неизвестным, но ускорило  стремление раскрыть тайну человеческого бытия.

Философия Нового времени подготавливалась рядом факторов: возрождением классической древности в искусстве и науке, церковной реформацией, желанием ученых добиться независимости от исторически установившихся, признанных авторитетов. Формированию нового мировоззрения дали толчок значительные социально-экономические, технологические и политические изменения, которые происходили в обществе в XVII веке.   Заметной вехой в понимании человека стала работа Ф. Бэкона «Новый Органон», где представлены основные принципы взаимоотношения человека и природы. Основные мотивы философии Бэкона – познание природы и подчинение ее власти человека. Для философа человек превращается в слугу и истолкователя природы. Ф. Бэкон определяет цель изучения природы, каковой является идея бесконечного прогресса человечества и  связывает его с уровнем развития самого человека и его творческими способностями. Разрабатывая проблемы научного познания, философ закладывает основы концепции «естественной» морали. Бэкон утверждает первенство общего блага перед индивидуальным, общественный престиж перед личным удовольствием, деятельную жизнь перед созерцательной. Но общее благо складывается трудом отдельных личностей, поэтому, наряду с личностным, мыслитель защищает тезис: «человек сам кузнец собственного счастья». Необходимо только уметь разумно определять значение и ценность всех вещей в зависимости от того, насколько они способствуют достижению целей – душевного здоровья, богатства, общественного положения и престижа.

Видным представителем философии Нового времени является Рене Декарт, обновивший рационализм мыслителей эпохи античности и дуализм души и тела Платона. В духе рационалистической традиции Декарт видит сущность человека главным образом в мышлении. Философ убежден, что разум собственными средствами может достигнуть полной достоверности знания. Начиная с сомнения в истинности общепризнанного знания, Декарт путем логических рассуждений приходит к признанию первого достоверного факта – самого сомнения, а, следовательно, и мышления, и через него к существованию мыслящего существа.

Человек у Декарта является носителем двух начал – души и тела, «мыслящей субстанции» и материальной «протяженной» субстанции. Как телесно существо человек подчинен механистической причинной закономерности, и в этой связи он теряет свою индивидуальность, превращаясь в звено причинно-следственных отношений. С другой стороны, человек индивидуален, он – замкнутая субстанция, обладающая свободой воли. Декарт, в отличие от своих предшественников, утверждает принципиальное различие между мыслящей и телесной субстанциями, за которым подразумевалась противоположность индивидуального и универсального. Человеческая душа строго индивидуальна, отделенная от других душ, образующих множественность духовных субстанций. Однако плюрализм «мыслящих субстанций» Декарт полностью не развивает в своей философии.

Таким образом, в философии Рене Декарта обнаруживаются две субстанции: материальная, обладающая атрибутом протяженности, и духовная, характеризующаяся атрибутом мышления.  Бог для него – верховная и единственно самостоятельная субстанция. Могущество божье беспредельно, в то время как человеческий разум ограничен. Но разумно обусловленное действие человека свободно. Однако везде определяющим элементом является интеллект, всеобщая и закономерная априорная разумность. Именно данные положения философии Декарта и будут подвергнуты критике, особенно идею растворенности человека в чистом сознании. Действительно, Декарт рассматривает человека в отрыве от реальных условий его существования, погружая его в мир сознания своего бытия, что подтверждает его знаменитый принцип: «coqito erqo sum».

Бенедикт Спиноза утверждает тождество бога и природы. Человек рассматривается им как часть природы. Человеческая душа – модус атрибута мышления, способный постичь все, что вытекает из субстанции. В центре его философии свободный человек, который в своей деятельности руководствуется только разумом. Однако большинство людей поражены страстями, которые мешают всем, кто стремится стать гражданином. Концепция Спинозы нова тем, мыслитель описывает нового человека, личность – человека буржуазного общества, которому стремиться помочь.

Человек в философии Томаса Гоббса не только природное существо, но и разумное, наделенное сознанием и речью. Человек – действующее существо, субъект морали и политики. Моральная деятельность человека невозможна без свободы. Свободный человек – тот, кому ничего не препятствует совершать желаемое, благодаря своим физическим и умственным способностям. Гоббс выступает против абсолютизации свободы человека, свобода не противоречит необходимости, напротив, она вытекает из нее. Поэтому человек «может быть свободен в одном отношении и не свободен в другом».

Огромный вклад философ вносит своей социально-политической концепцией, в основу которой закладывает идею «естественного права» и «общественного договора». Важную роль в заключении общественного договора сыграла речь, без которой не было бы ни общества, ни договора, ни государства, ни мира. Естественные законы выражают разумную природу человека и действуют в полной мере при заключении общественного договора. Подлинно моральным существом человек может стать только в условиях гражданского состояния, в  условиях государства, которое обеспечивает безопасность своих граждан. Но мыслитель не приемлет чрезмерной опеки над личностью со стороны государства.

Джон Локк развивает идеи утилитарной этики: моральное благо – то, что полезно человеку, моральное зло – то, что вредно и ведет к страданию. Добро и зло человек оценивает только в зависимости от того, насколько совершенное соответствует нашему представлению о благе и страдании. Принцип права на счастье у Локка дополняется положением о равенстве людей, оформленное в концепцию естественного права. Локк верит в неограниченные возможности воспитания и огромную роль науки в формировании личности.  

Эпоха Просвещения, представленная множеством философских школ, развивает идею активного человеческого начала. Человек – существо природное, телесное. Его чувства и разум – продукты организации его мозга и тела в целом. Жюльен Офре де Ламетри и Дени Дидро объясняли человека с позиции естественно-научного материализма. Так Ламетри в работе «Человек – машина» объясняет человека на основе механистических законов: человеческое тело – «самостоятельная заводящаяся машина», олицетворяющая беспрерывность движения, а психика обусловливается физиологическими процессами. Дидро отметил наличие различий в задатках у человека. В работах Поля Анри Тири Гольбаха прослеживается единство взглядов с Ламетри на проблему происхождения человека: человек произошел от животного. Человек – существо целостное, объединяющее в себе физическое и духовное. Личностью человек становится только в течение жизни. Им управляет «физическая чувствительность», из которой рождается любовь к себе. На человека воздействует воспитание, форма правления, окружающие его люди, формируя естественные и искусственные страсти, направленные на реализацию стремления к счастью.

Философы развивают концепцию «разумного эгоизма», согласно которой нельзя построить свое счастье без учета интересов окружающих людей, поэтому есть смысл огранить себя в пользу других людей.

Проблема человеческого бытия в «философской антропологии»

Философская антропология – раздел философского знания, посвященный всестороннему рассмотрению проблемы человека. Термин «философская антропология» закреплен за современной философской школой, основными представителями которой являются М. Шелер, А. Гелен, Г. Плеснер и др.

Базисной характеристикой человеческого духа М. Шелер считал «открытость миру», способность преодолеть ограничения среды, осознать качественное бытие предметов в их объективном бытии. Важнейшими компонентами человеческого духа являются способность к интеллектуальному познанию мира («априорное видение») и эмоционально-чувственное отношение к миру (любовь). Человеческий дух носит личностный характер. Личность — это сущностно необходимая и единственная форма существования духа. Только на личностной основе существует возможность творческой самореализации духа.

А. Гелен обратил внимание на биологическую неприспособленность и незащищенность человека, несовершенство его природы. Чтобы выжить человек вынужден стать «действующим существом» - совершать действия, создавать орудия труда, выращивать себе пищу и т. п.. Главным принципом существования человека является «принцип освобождения от бремени» - процесс преодоления физических ограничений своего тела, создания вспомогательных культурных средств, обеспечивающих выживание, существование человека. Результатом этого процесса является становление человека как культурного существа, а в основе культуры («второй природы человека») лежит духовное начало.

Г. Плесснер считал, что человек отличается от животных своей «эксцентрической позицией». Он способен отделять свое «Я» от своего физического существования, осознавать свою духовную неповторимость и себя как личность. Эксцентрическая позиция задает:

- структуру внутреннего мира человека;

- основные способы реализации человеческого существования, формы отношения человека к бытию, базовые антропологические законы жизни человека:

- человек должен сам себя сделать тем, что он есть.

- познавательное отношение человека к миру опосредовано его «Я», поэтому человек обладает дистанцией по отношению к миру;

- закон утопического места — закон «неукоренности» человека в бытии, его неуверенности, сомнения, который побуждает человека на бесконечные поиски устойчивого бытия. 

Человек. Индивид. Личность.

Существование отдельных представителей человечества фиксируется понятием «индивид». Индивид — это конкретный человек как представитель и носитель человеческого рода или как член социальной общности меньшего порядка: это своего рода демографическая единица. Единичность, отдельность (генетическая, телесная, эмоциональная, интеллектуальная и т. д., присущи только данному человеку) является предпосылкой его индивидуальности.

Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие «личность» — совокупность духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.

Личность — это человек как социальное существо. Общение, деятельность, поведение характеризуют личность, и в процессе их осуществления человек утверждает себя в обществе, проявляет свое собственное «я».

Путь индивида к личности лежит через социализацию, то есть социальное воспроизводство человека посредством усвоения им общественных норм, правил, принципов поведения, мышления, образов действий в различных сферах жизнедеятельности. В процессе социализации личность усваивает соответствующую системе социальную роль — это совокупность обязательных для выполнения в данной сфере деятельности норм поведения, а также само это поведение.

Одной из основных характеристик личности является ее автономность, самостоятельность в принятии решений и ответственность за их выполнение.

Индивидуальность — есть совокупность наследственных и приобретенных социальных черт и свойств, которые отличают индивидов между собой.

Различают людей по качествам, их наличию, развитости. Через качества можно дать характеристику личности человека. В значительной мере качества формируются под влиянием семьи и общества. В философии выделяются позитивные моральные качества: гуманизм, человечность, честь, совесть, скромность, великодушие, справедливость, верность. И общественно осуждаемые — негативные: чванливость, цинизм, грубость, тунеядство, трусость, нигилизм, иные негативные черты. К общественно полезным качествам относятся: воля, решительность, мудрость, умения, убеждения, патриотизм. Как правило, человек совмещает в себе все виды качеств: одни качества развиты больше, другие — меньше.

На основе общественного бытия, и содержания общественного сознания формируется личностное сознание. На основе знаний, приобретенных умений, потенций, формируется способность человека к самостоятельному логическому мышлению - ум. Знания и ум в их взаимосвязи составляют основу того, что называют интеллектом. Знания и ум превращаются в личностные характеристики тогда, когда человек на их основе вырабатывает способность определить свое отношение к миру и к себе, оценивать характер поступков других людей и своих. Эта особенность, приобретает относительную самостоятельность. Ее обозначают термином «рассудок». Особенности взаимосвязи рационального, эмпирического и чувственно-эмоционального, превращение результатов осознания в личностные установки зависят от того, какими именно потребностями и интересами руководствуется человек в своей деятельности.

Характерной чертой каждого человека, личности является наличие потребностей и интересов. Потребности — это переживаемое и осознаваемое человеком состояние нужды в чем-либо. Потребности могут быть:

биологическими (естественными) — в сохранении жизни, питании, размножении и др.;

духовными — стремление обогатить внутренний мир, приобщиться к ценностям культуры;

материальными — обеспечить достойный уровень жизни;

- социальными — реализовать профессиональные способности, получить должную оценку со стороны общества.

Потребности — основа деятельности людей, стимул к совершению тех или иных действий. Удовлетворение потребностей — важный компонент человеческого счастья. Значительная доля потребностей (кроме биологических) формируется обществом и может быть реализована в обществе. Каждому обществу соответствует определенный уровень потребностей и возможность их удовлетворения. Чем более развито общество, тем выше качество потребностей.

Интересы — конкретное выражение потребностей, заинтересованность в чем-либо. Среди интересов выделяются:

личные (индивидуальные);

групповые;

классовые (интересы социальных групп — рабочих, учителей,
банкиров, номенклатуры);

общественные (всего общества, например, в безопасности, правопорядке);

государственные;

интересы всего человечества (например, в недопущении ядерной войны, экологической катастрофы и др.).

У каждого человека, общества, государства есть не просто отдельные интересы или их сумма, а их система, иерархия. Приоритетные потребности и интересы банкира могут вовсе не быть приоритетными для крестьянина, писателя, работника творческой профессии. Наличие различной иерархии потребностей и интересов, их конфликт, борьба являются внутренним двигателем развития общества. Однако различие интересов способствует прогрессу и не приводит к разрушительным последствиям.

Специфика человеческой деятельности

Сама деятельность, являясь специфической формой субъект-субъектных взаимоотношений, выступает как способ взаимодействия людей. В силу этого в социальной характеристике деятельности сливаются воедино два ее аспекта: субстанциональный (деятельность как основание социальной субстанции) и реляционный (деятельность как специфически человеческое ценностное отношение к миру, другим людям).

Структура деятельности представляет собой взаимосвязь ее основных элементов:

а) субъекта действий, направленных на те или иные объекты;

б) объектов, т.е. тех предметов и явлений, на которые направлена деятельная активность субъекта;

в) материальных и духовных орудий и средств деятельности, с помощью которых субъект деятельности воздействует на объект деятельности.

Субъект деятельности (человек, группа людей, общество) является активной стороной деятельностного процесса, носителем целенаправленных действий, выражающих его жизненные нужны и потребности.

Основополагающей причиной деятельного отношения субъекта к миру служит необходимость в определенных условиях его бытия, детерминирующая потребности, интересы и цели. Именно потребности индивида, отражающие адаптивный характер деятельности, определяют все предшествующие ей состояния сознания и воли, которые выступают в качестве регуляторов человеческих действий (через целеполагание, продуманность, идеальную версию способов и результатов деятельности, осознанный контроль над последней).

В качестве осознания потребности интерес выступает как единство объективного и субъективного моментов деятельности, объективного положения субъекта действия и субъективных характеристик состояния его сознания, идеальных побуждающих к действию сил: мотивов, установок, желаний, ценностных ориентаций. Обычно интересы становятся отчетливым осознанием потребностей в ситуациях повторяющихся затруднений, когда субъектом деятельности определяются и конкретизируются цели и средства для получения определенного результата действий.

Цель и средства - понятия соотносительные: средства призваны способствовать достижению цели, а сама цель определяется в соответствии с имеющимися у субъекта средствами. Не менее важной предпосылкой целеполагания служит реальный опыт, полученный субъектом в итоге предшествующей деятельности. Формирование цели всегда есть процесс мысленной организации законов и характеристик внешнего и внутреннего мира человека в соответствии с его потребностями для создания версии предстоящей деятельности. Предметы окружающего мира в ходе реализации цели становятся средствами деятельности.

Содержание понятия "средства деятельности" можно описать как предмет, явление или процесс, используемые человеком в его деятельности, т.е. все то, что благодаря своим свойствам служит орудием действий. В качестве средств деятельности может выступать лишь уже существующее в действительности, и поэтому деятельность всегда обусловлена возможностями ее средств. По мере развития деятельности увеличивается число средств и степень использования содержащихся в них возможностей. В процессе своей деятельности человек осуществляет выбор существующих или создает новые, необходимые для его действий средства.

На первый взгляд выбор средств зависит от реализуемой цели. Действительно, любое средство деятельности - это орудие достижения цели, способствующее ее реализации наиболее оптимальным образом. Но выбор средства деятельности определяется уровнем развития общества и самого субъекта, а значит, уровнем развития потребностей. Чем выше потребности субъекта деятельности, тем выше и уровень организации используемых средств, тем выше уровень их специализации. Выбор средства деятельности осуществляется также в связи с волеизъявлением субъекта.

Цель деятельности человека - получение определенного результата, т.е. предмета, процесса, явления. Осуществленная цель становится результатом человеческих деяний. Однако факт обусловленности результата деятельности ее целью еще не говорит об их тождестве. Результатом деятельности может быть та или иная, большая или меньшая степень воплощения поставленной цели. Но в любом случае никогда мы не будем наблюдать совпадения результата и цели хотя бы уже потому, что цель гипотетична, а результат реален.

Кроме того, результат нe является простым механическим воплощением цели. На структуру и содержание результата воздействуют и ряд специфических характеристик действующего субъекта. Это и его опыт, навыки и умения, характер, эмоциональный настрой жизни и многие другие индивидуальные особенности, которые как минимум позволяют субъекту деятельности предпочесть те или иные средства реализации поставленной цели.

Несоответствие результата поставленной действующим субъектом цели происходит также в связи с недостаточно четкой и детализированной формулировкой цели, программы действий, а также по причине некоторых форс-мажорных обстоятельств, появившихся в процессе достижения цели. То, что получилось в итоге деятельности, но не целеполагалось, именуется последствиями. Здесь важно иметь в виду, что иногда последствия могут противостоять результату, дискредитировать даже благую цель. Несовпадение цели и результата, отрицательная роль последствий в образной форме удачно выражены в афоризме: "Хотели как лучше, а получилось как всегда".

Связь взаимоположенности выражает единство субъекта действия со всеми составляющими действия: не может быть никакого действия вне и помимо субъекта - носителя субстанциональной способности к целенаправленной деятельности. Не бывает "бездействующего" субъекта, самим способом существования которого является деятельность, даже если она есть релаксация или "толерантное действие" в интерпретации П.А. Сорокина, или деятельность по "терпеливому приятию" в трактовке М. Вебера.

Субъект-объектная связь композиционного взаимопересечения характеризует относительность понятий субъекта и объекта, возможность замены свойств субъекта на противоположные свойства объекта, определенную совмещаемость инициирующей и инициируемой сторон деятельностного процесса в одном и том же индивиде. Подобное происходит, например, в ситуации морального и физического самосовершенствования, саморефлексии, аутотренинга и т.д.

Субъект-объектная связь взаимопроникновения субъекта и объекта выражена в уже упоминавшихся процессах опредмечивания и распредмечивания: переходе в процессе деятельности свойств и характеристик субъекта в свойства и характеристики объекта, и наоборот.

Таким образом, структура деятельности представляет собой процессуальную взаимосвязь определенным образом взаимодействующих элементов: субъекта действия (его потребностей и интересов, информационных механизмов сознания, нормирующих постановку целей, мотивы, контроль за деятельностью и пр.); объекта действия, на который распространяется деятельность, средств деятельности, используемых в процессе целереализации; результатов, продуктов деятельности.

Многообразие проявлений деятельности ставит серьезный вопрос о ее классификации. Чаще всего деятельность типизируют по видам, формам и уровням. Осуществляя классификацию основных видов деятельности, обычно выделяют две ее разновидности - духовную и материальную. Это вызвано прежде всего различным предназначением и характером создаваемых продуктов. Что касается уровней деятельности, то таковых принято различать два: индивидуальный и общественный.

Многообразные явления жизни человека предстают перед нами как тот или иной вид деятельности, будь то организация семейного быта, выполнение профессиональных обязанностей, воспитание детей или образование и самосовершенствование человека. Философская теория деятельности служит методологической базой для специально-научных исследований деятельности, обеспечивает упорядочение и определенную интеграцию узкопрофессиональных подходов к ней в любой сфере научного анализа - биологии, социологии, психологии, экономической теории и т.д.

Философия деятельности представляет и немалый практический интерес с точки зрения ее использования в целях оптимизации управления в различных областях общественной жизни.

Смысл жизни человека

Вопрос о смысле жизни — это вопрос о том, стоит ли жить? А если все-таки стоит, то для чего жить? Издавна люди задавались этим вопросом, пытаясь найти логику своей жизни.

Осознание смысла жизни, как главной ее ценности, носит исторический характер. Каждая эпоха в той или иной степени оказывала влияние на смысложизненное определение человека. Существуют различные подходы к решению смысложизненной проблемы, из которых можно выделить следующие:

смысл жизни в ее духовных основах, в самой жизни;

смысл жизни выносится за пределы самой жизни;

смысл жизни привносится самим человеком в свою жизнь;

не существует смысла жизни.

В рамках первого подхода существует религиозная версия. Смысл жизни человека был задан Богом уже в момент создания человека. Создав человека по своему образу, наделил его при этом свободой воли. И смысл жизни человека состоит в достижении им заданного подобия с Богом. Смысл человеческой жизни в сохранении и очищении своей бессмертной души.

Философия рассматривает нравственный смысл человеческой жизни в процессе совершенствования ее духовных оснований и ее социальной сущности на началах добра. «Смысл жизни в обретении добра» (В. С. Соловьев).

Смысл содержится в самой жизни, но, в отличие от религиозной точки зрения, здесь утверждается, что смысл жизни человек находит в ней сам. В. Франкл, к примеру, утверждает, что все имеет смысл, но его надо найти. Смысл жизни состоит из ситуативных, конкретных смыслов, которые индивидуальны, как индивидуальна сама жизнь.

Второй подход выносит смысл жизни за пределы конкретной жизни человека, происходит экстраполяция смысла существования человека на прогресс человечества, на благо и счастье грядущих поколений, во имя светлых идеалов добра и справедливости.

С точки зрения сторонников третьего подхода, жизнь сама по себе не имеет никакого смысла, а человек сам привносит его в свою жизнь. Человек как существо сознательное и волевое своими способами созидает этот смысл. Еще И. Кант утверждал, что удовольствие не выступает в качестве цели нравственного действия, а являются следствием, к которому оно приводит. И если бы люди руководствовались только принципом удовольствия, то это привело бы к полному обесцениванию нравственных действий.

Отрицание смысла жизни неоднократно проявлялось в истории философской мысли: еще в древности афоризм царя Соломона «Все суета» подчеркивал бессмысленность существования. В современной философии представители экзистенциализма утверждают, что мир хаотичен и абсурден, и существование человека абсурдно и бессмысленно.

Но все-таки попытки найти смысл жизни человека преобладали в истории человеческой мысли:

смысл жизни в ее эстетической стороне, в достижении того, что
в ней величаво, красиво и сильно, в достижении сверхчеловеческого величия (Ф. Ницше);

смысл жизни в любви, в стремлении к благу того, что вне человека, в стремлении к согласию и единству людей (Л. Н. Толстой);

смысл жизни в достижении некого идеала человека;

смысл жизни в максимальном содействии решению задач общественного развития и всестороннего развития личности (марксизм).

Осуществленный смысл жизни, имеющий ценность не только для живущего, но и для общества, избавляет человека от страха смерти, помогает встретить ее спокойно, с достоинством и чувством исполненного долга.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57547. План местности 67.5 KB
  Оборудование: ЛОС План местности Абсолютная высота точек. Горизонтали; Компьютер проектор; Компьютерная презентация План местности; Атласы компас; Карточка заданий и контроля Линейка карандаш.
57548. Україна - моя Батьківщина 45.5 KB
  Вступне слово вчителя. Діти що для вас означає слово Батьківщина Від якого слова воно походить Які ще слова синоніми можна використати для передачі змісту цього слова Вітчизна рідний край...
57549. Сфери життєдіяльності: «Я Сам», «Люди» 44 KB
  Пріоритетні напрямки розвитку: пізнавальний мовленнєвий емоційноціннісний Четвертий рік життя Автор Браницька Тетяна Валеріянівна вихователь дошкільного навчального закладу яселсадка комбінованого...
57550. Організація рухової діяльності дітей в природних умовах старша група з використанням оздоровчих технологій 48 KB
  Діти ось погляньте який клубочок потрапив мені у руки. Ой діти клубочок нас перетворив на Зайченят. Естафета парами Перенеси капусту Діти діляться на дві команди і рядниною переносять капусту до корзини.
57551. Як розрізняють добро і зло 55.5 KB
  Мета: визначити що таке добро і зло; пояснити чому люди повинні вибирати між добром і злом як співвідносяться краса і доброта; аналізувати вчинки героїв літературних творів і життєві ситуації...
57552. Що означає бути щасливим? 34.5 KB
  Основні поняття і терміни: щастя індивідуальність характер самооцінка гармонія. Що таке щастя Що таке індивідуальність та характер Як здійснити самооцінку ІІІ. Що таке щастя.
57553. У чому виявляється милосердя? 54.5 KB
  Мета: розкрити поняття милосердя альтруїст егоїст; виховати почуття терпимості до думок та поглядів інших людей навчитися наводити приклади милосердя; навчити дітей розрізняти та аналізувати свої дії та вчинки...
57554. Спорт. Введення ЛО 81.5 KB
  Landschaftlich schönes Land mit vielen bewaldeten Bergen, blauen Seen, malerischen Städten und Dörfern; neutrales Land. (Österreich) Staat der „ewigen Neutralität“, Sitz vieler internationaler Organisationen, „kleiner Gigant“...
57555. Інтегрований урок з курсу «Я і Україна», образотворчого мистецтва, музики «Національний одяг, його особливості» 48.5 KB
  Ознайомити з українським національним одягом його особливостями. Оголошення теми завдань уроку Сьогодні на уроці ми будемо говорити про український одяг його особливості. Розповідь з елементами бесіди про український національний одяг.