86540

Использование проектной деятельности в практике преподавания истории в школе

Курсовая

Педагогика и дидактика

Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть особенности применения метода проектов на уроках истории рассмотреть условия успешной реализации проектов в практике школьного преподавания; описать методику учебного проекта по истории.

Русский

2015-04-08

61.88 KB

13 чел.

31

Содержание

Введение 2

Глава 1. Использование проектной деятельности в практике преподавания истории в школе. 4

1.1. Проект как метод обучения, воспитания и развития школьника. 4

1.2. Основные требования к использованию метода проектов. 6

1.3. Типология проектов. Их структурирование 7

1.4. Методика проектной деятельности: 12

1.5. Система оценивания в рамках проектной деятельности. 14

Глава 2. Методический паспорт учебного проекта 17

Заключение 24

Литература 26

Приложения 28

1. Буклет для родителей

2. План проведения проекта

3. Стартовая презентации учителя

4. Памятка по проведению исследования

5. Критерии работы в группе

6. Анализ качества исследования


Введение

Каждая новая эпоха в жизни человечества необходимо требует изменения самого человека, его продвижения на новую ступень развития, раскрытия новых качеств и возможностей человеческой личности.

Информационная (постиндустриальная) стадия развития общества, в которую мир вступил в конце ХХ века, декларирует основными ценностями информацию, развитые интеллект и креативность человека и созданные на этой основе высокие технологии. В современном глобализованном мире требуется новый человек, который не только вооружен знаниями, но который по-новому относится к процессу познания, к добытым знаниям и умеет их применять для решения встающих перед ним проблем в быстро меняющемся мире.

Такого человека должна подготовить школа, значит, перед ней в очередной раз встает новая образовательная проблема. Традиционными методами организации образовательного процесса эта проблема не решается или решается неэффективно. Нужны другие приемы и методы обучения (и учения), адекватные вызовам времени. Актуальным является использование в обучении приемов и методов, которые формируют  умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призваны решить проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. Конечным результатом является сформированность умений и  навыков мышления, то есть способность к самообучению. 

Особенно необходимо внедрение новых образовательных технологий для учителя истории, так как этот предмет несет огромный воспитательный потенциал. 

Все эти задачи позволяет решать метод проектной деятельности.

Актуальность работы состоит в том, именно в школе посредством лирики мы можем научить видеть прекрасное в обыденном. Но самое главное, именно лирика может научить таким чувствам, как нежность, любовь, сострадание, радость, сопереживание. Поэтому важно уделять достаточно внимания поэзии, изучению лирических произведений в школе.

Цель данной работы – изучить методику проектной деятельности на уроках истории.

Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть особенности применения метода проектов на уроках истории

- рассмотреть условия успешной реализации проектов в практике школьного преподавания;

- описать методику учебного проекта по истории.

Научная новизна работы заключается в том, в исследовании  изучались основы реализации проектной методики в школе.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть непосредственно использованы в практике школьного преподавания истории.

Работа состоит из введения, двух глав: теоретической и практической (методическая разработка учебного проекта), заключения, литературы и приложений (дополнительные материалы по представленному в работе учебному проекту «Русь: от язычества к единобожию. Варианты истории»).


Глава 1. Использование проектной деятельности в практике преподавания истории в школе.

1.1. Проект как метод обучения, воспитания и развития школьника.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 1920-е годы прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж Дьюи, а также его учеником В. X. Килпатриком. Дж Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом, именно в этом знании. Чрезвычайно важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.  Здесь требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые еще предстоит приобрести. Учитель может подсказать новые источники информации или просто направить мысль учеников в нужную сторону для самостоятельного поиска. Но в результате, ученики должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Решение проблемы, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению и предполагает решение какой-то проблемы. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема — то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению.

1.2. Основные требования к использованию метода проектов.

  1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения, то есть вопросу не из учебника.
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая, коллективная) деятельность учащихся (например, обобщение и систематизация материалов докладов, рефератов, сообщений; выполнение парами или группами альбомов, чертежей, макетов, литературных журналов; различных «презентаций», создание интернет-страниц, подготовка творческими коллективами праздников, ролевых игр, выставок и т.д.).
  4. Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов (например, этап поиска литературы по проблеме завершается составлением библиографического списка или библиографической картотеки; этап изучения и анализа источников -написанием введения; этап сбора фактических данных - оформлением схем, диаграмм, графиков и т.д.).
  5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
  6. определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);
  7. выдвижение гипотезы их решения;
  8. обсуждение методов исследования;
  9. обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);
  10. сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  11. подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  12. выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях учителя определяют тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В других — тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

1.3. Типология проектов. Их структурирование5

Чтобы определить тип проекта, следует рассмотреть их с точки зрения типологических признаков:

  1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и пр.
  2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
  3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
  4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
  5. Количество участников проекта.
  6. Продолжительность выполнения проекта.

В соответствии с первым признаком можно наметить следующие типы проектов:

Исследовательские

Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Может широко применяться в преподавании истории, особенно в старших классах.

Творческие

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов и, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Они предполагают соответствующее оформление результатов в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и пр. Возможно применение в межпредметных историко-культурных проектах.

Ролевые, игровые

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть конкретные исторические персонажи или герои, имитирующие социальные отношения, осложняемые. Очень интересная форма работы, позволяющая учащимся ощутить живой аромат истории, пробудить интерес к изучаемому материалу, уйти от мертвых схем и лучше понять связь истории с нашей повседневной жизнью.

Ознакомительно-ориентировочные (информационные)

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с. этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.

Практико-ориентированные (прикладные)

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (проект закона, справочный материал и т.д.). Этот тип проекта является наименее востребованным на уроках истории.

По второму признаку — предметно-содержательной области — можно выделить следующие два типа: монопроекты – в рамках одного предмета, и межпредметные проекты. Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это — либо небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта.

Исторические проекты позволяют их участникам исследовать самые разнообразные исторические проблемы; прогнозировать развитие событий (политических и социальных), анализировать какие-то исторические события, факты.

По количеству участников проектов можно выделить проекты:

  1. личностные (между двумя партнерами);
  2. парные (между парами участников);
  3. групповые (между группами участников).

В последнем случае очень важно правильно, с методической точки зрения, организовать групповую деятельность участников проекта (как в группе своих учеников, так и в объединенной группе ребят из различных школ). Но несмотря на эти особенности, такие проекты предоставляют максимум возсожностей для проектной деятельности, позволяют привлечь большее количество учащихся.

По продолжительности выполнения проекты бывают:

  1. краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части, более крупной проблемы), которые могут быть разработаны на нескольких уроках по программе одного предмета или как междисциплинарные;
  2. средней продолжительности (от недели до месяца);
  3. долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).

Проектная работа может быть выполнена в любой форме (доклад, альбом, видеофильм, альманах, макет, каталог и т. д.) Выбор формы проекта определяется его темой, целью, содержанием, общим замыслом автора. Важно, чтобы благодаря выбранной форме, можно было наилучшим образом представить на презентации результаты проведенной работы.

Множество интересных форм представления своей деятельности могут обеспечить информационно-компьютерные технологии. Одной из задач современной России является построение информационного общества, и использование информационных технологий, компьютерной техники не только в рамках предмета информатики, но в разнообразных видах учебной деятельности позволяет решить эту задачу. Также использование последних достижений науки и техники повышает заинтересованность учащихся в проектной деятельности. Например, использование сети Интернет позволяет выработать жизненно важные навыки критического отношения к информации, ответственного отношения к чужой интеллектуальной собственности, познакомить учащихся с понятием авторского права, что опять же направлено на воспитание сознательного гражданина своей страны. Если в проекте запланировано широкое использование ИКТ, необходимо продумать возможность консультаций учителя информатики, либо другого специалиста, чтобы ученики могли получить и необходимую техническую помощь.

Проектная деятельность завершается реальным, осязаемым результатом, который:

  1. оформляется  тем или иным способом (альбом, сборник, план-карта, постер, фильм, выставка, праздник и др.);
  2. публично защищается (презентуется);
  3. должен   быть реализован на практике или  использован в дальнейшей работе школы;
  4. получен при помощи современных методов работы с информацией (Интернет и другие телекоммуникационные технологии);
  5. представлен по необходимости в напечатанном виде, с приложением дискеты, на которой указаны: имя автора, название работы, имя файла, дата сдачи работы;
  6. оформлен с соблюдением правил элементарного дизайна (разбивка на абзацы, заголовки, подзаголовки, шрифтовые выделения, поля, унификация шрифтов, единый стиль);
  7. рассчитан на взыскательное читательское или зрительское восприятие;
  8. содержит справочно-вспомогательный аппарат (примечания, сноски, выполненные в соответствии с принятыми стандартами).

Интернет позволяет особенно полно реализовать принцип публичного представления результата проектной деятельности. Любой желающий с помощью тех или иных технических средств может создать свой собственный сайт, интернет-страницу и сообщить всему миру о сделанных открытиях, своем мнении по тому или иному вопросу, своих достижениях и творческих успехах. Техническими средствами реализации могут быть html-редакторы, графические редакторы веб-страниц, встроенные графические редакторы, располагающиеся на популярных бесплатных хостингах, вики-статьи.

Главные условия организации работы над проектом.

1. Профессионализм учителя, знание им особенностей проектной методики, осознание широких возможностей развития учащихся в процессе проектной деятельности.

2. Обучение учащихся  и овладение ими технологии проектной деятельности (умение определять цель, задачи, видеть предмет исследования, определять гипотезу, планировать собственную деятельность и своих товарищей). Способность четко,  систематически выполнять спланированную  работу, что является непременным условием для  развития школьников, участвующих в реализации проекта, достижении цели проекта.

3. Стремление учащихся участвовать в работе над проектом; определенный уровень владения знаниями по предмету и общеучебными интеллектуальными умениями.

4. Начатую совместную работу учителя и учащихся  по проекту следует  доводить до конца, поэтапно согласуя ее промежуточные результаты с учителем.

5. Доступность информации  о ходе проекта.

1.4. Методика проектной деятельности:

  1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
  2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем и т.д.). Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.
  3. Важным моментом является распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
  4. Затем начинается самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
  5. Постоянно проводятся промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке и пр.).
  6. Необходимым этапом выполнения проектов является их защита, оппонирование.
  7. Завершается работа коллективным обсуждением, экспертизой, объявлением результатов внешней оценки, формулировкой выводов.

Таким образом, можно выделить 4 этапа проектирования:

  1.  Исходный.

Разработка основных идей, констатация изученности  проблемы, сбор и анализ  данных,  обоснование актуализации, формулирование гипотезы (предположение о результатах и путях их достижения).

  1.  Этап разработки.

Выбор исполнителя (исполнителей), формирование команды, распределение обязанностей, планирование работы, разработка содержания этапов, определение форм и методов  управления и контроля, коррекция  со стороны педагога.

  1.  Этап реализации проекта

интегрирование и аккумулирование всей информации с учетом темы, цели. Подготовка наглядно-графического материала, разработка аудио-видео ряда проекта. Контроль и коррекция промежуточных результатов, соотнесение их с целью, руководство, координация работы учащихся.

  1.  Завершение проекта.

Представление и защита проекта в классе, на конференции, внутришкольной параллели и т.д. Сопоставление первоначальных целей и результатов исследования. Оценка и подведение итогов. Расформирование команды. Обсуждение результатов проекта, какие познавательные и нравственные находки были приобретены.

Разработка курсовых проектов

Также в практике школьного преподавания может использоваться, хотя и ограниченно, разработка курсовых проектов.

Курсовое проектирование - это выполнение учебного проекта с целью завершения курса обучения по дисциплинам, связанным со специализацией обучения. Курсовой проект разрабатывается в течение целого или половины учебного года и предполагает выполнение самостоятельной творческой работы с учащимися, при которой актуализируются знания, полученные за весь период изучения курса, отрабатываются и демонстрируются практические умения и навыки работы будущего специалиста. Методика курсового проектирования предусматривает решение учащимися задачи, формулируемой в какой-либо проблемной области и связанной с формализацией и последующим решением с помощью компьютера. Такая задача, как правило, требует значительного времени для решения, системного подхода при разработке.

Также хотелось бы отметить, что при использования метода проектов на уроках истории, помимо материалов по истории России, можно и нужно использовать материалы по краеведению, по истории своей семьи.

1.5. Система оценивания в рамках проектной деятельности.

Говоря о методе проектов, нельзя не сказать о системе оценивания. Так же как проектная деятельность отличается от обычной деятельности ученика в рамках классно-урочной системы, так же должна отличаться и от обычной и система оценивания. Причем чем более продуманной и разноплановой будет эта система, тем более успешной будет и проектная деятельность, тем больший воспитательный и развивающий потенциал будет заложен в методическую разработку проекта.

Если явно педагог четко объявляет учебную цель и ясны критерии ее достижения и оценки – учащиеся охотно принимают на себя ответственность по достижению этой цели. Из практики управления известно, что внимание к какому-то вопросу со стороны руководителя стимулирует участников прикладывать усилия именно в этом направлении. Поэтому важной составляющей любого проекта является план оценивания.

Оценивание рассматривается как процесс, в котором на разных этапах могут преследоваться разные цели и использоваться разные стратегии. Оценивание может быть формирующим и итоговым. Возможные цели оценивания представлены в таблице «Формирующее и обобщающее оценивание».

Формирующее и обобщающее (итоговое) оценивание

 

Цель оценивания

Почему это важно?

Формирующее оценивание

Оценить потребности учеников

Оценивание и понимание имеющихся знаний учеников помогает учителям сформировать процесс обучения, дифференцировать подход к учащимся.

Поощрить самоорганизацию, самоуправление и сотрудничество

Оценивание навыков к самостоятельной работе и сотрудничеству, помогает ученикам стать более эффективными в планировании и последующей реализации проекта. Ученики должны быть способны работать вместе и отдельно.

Осуществлять мониторинг прогресса

Если мониторинг учащихся привязан к определённому графику, то ученики более ответственно относятся к своему обучению.

Обобщающее (итоговоре) оценивание

Продемонстрировать понимание и навыки

Предоставление ученикам возможности продемонстрировать их понимание, умения и навыки поможет им показать свою способность решать проблемы, представлять идеи, свои разработки, применять на практике изученное и учиться друг у друга. Демонстрация понимания и навыков также позволяет ученикам давать отзывы своим одноклассникам и самостоятельно проводить самооценку собственных сильных и слабых сторон.

При разработке плана оценивания учитель определяет для себя, какие методы отчетности и мониторинга он может использовать в своей деятельности.

Можно выделить следующие этапы оценивания:

  1. Определение потребностей учащихся
  2. Поощрение самоуправления и сотрудничества
  3. Наблюдение за прогрессом
  4. Проверка понимания и навыков

Определение потребностей учащихся – оценивается базовый опыт, начальные знания и навыки, наличие ошибочных представлений и ложных концепций у учащихся.

Поощрение самоуправления и сотрудничества – оценивается способность учеников брать на себя ответственность за свое обучение, навыки межличностного общения, понимание обратной связи, навыки оценивания работы сверстников.

Наблюдение за прогрессом – оценивается продвижение в решении неоднозначных и открытых задач, необходимость коррекции со стороны учителя (инструкции, информация и т.п.).

Проверка понимания и умений – оцениваются: продукты деятельности; портфолио – коллекции продуктов, отражающие усилия, прогресс и достижения учащихся; работа учащихся в ходе конференции – события, когда учащиеся обсуждают свои портфолио, примеры работ, интересы, обучение, его цели.


Глава 2. Методический паспорт учебного проекта

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА 

Название проекта 

Русь: от язычества к единобожию. Варианты истории.

Краткое содержание проекта 

Проект направлен на  закрепление и систематизацию знаний по теме «Принятие христианства» исторических знаний учащихся, а также на развитие умений  аргументировано отстаивать свою позицию в учебных  дискуссиях.

В ходе выполнения проекта учащиеся  должны рассмотреть альтернативные варианты развития событий конца Х века – сохранение язычества в Киевском государстве, принятие Русью ислама либо иудаизма, варианты развития христианства (католицизм), обосновать вероятность и последствия такого варианта и привести исторические факты,  аргументирующие их мнение.  

Это позволяет решать несколько важнейших задач курса истории: ознакомление учащихся с ролью религии во всемирно-историческом процессе, формирование способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов, анализировать материал, аргументировано и обоснованно высказывать свою точку зрения.

Участие в проекте позволяет учащимся  получить опыт аналитического исследования исторического процесса, опыт публичного представления своей позиции по вопросам, не освященным в учебных пособиях, опыт представления данных для убедительной аргументации. Ученики закрепляют навыки  поиска и анализа информации в разных источниках (как печатных, так и Интернет).   

Предмет(ы) 

История России

Классы

6 класс 

Приблизительная продолжительность проекта 

4 недели

ОСНОВАНИЯ ПРОЕКТА 

Образовательные стандарты 

Общеучебные навыки:

информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). Предполагается уверенное  использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности

В соответствие с образовательным стандартом полного (общего) образования по истории учащиеся  должны:

ЗНАТЬ:

  1. основные факты, процессы и явления, позволяющие понимать целостность и системность отечественной истории;
  2. особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

УМЕТЬ:

  1. проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  2. критически анализировать источник исторической информации;
  3. устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и на этой основе реконструировать образ исторического прошлого;
  4. участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.

Цели учеников / Результаты обучения 

После завершения проекта учащиеся смогут:

  1.  Объяснять основные факторы, влиявшие на политическую деятельность русских князей
  2.  Понимать сущность проблемы цивилизационного выбора развития Руси;
  3.  Понимать сущность влияния религии и церкви на политическое развитие государства; на его внешнюю политику и духовно-культурное состояние общества;
  4.  Анализировать, обобщать и оценивать исторические факты, формулировать и аргументировать собственную точку зрения;
  5.  Использовать Интернет и различное программное обеспечение для создания презентаций.

Вопросы, направляющие процесс обучения 

Основополагающий вопрос 

Есть ли варианты у прошлого?

Проблемные вопросы 

Могла бы Русь остаться языческой? Как бы это повлияло на развитие Киевского государства?

Могла бы Русь принять ислам? Каковы были бы последствия этого?

Почему Русь не стала католической?

Могла бы Русь принять иудаизм? Каковы были бы последствия этого?

Как повлияло на развитие Киевской Руси принятие православия?

Как принятие Русью христианства в Х веке повлияло на Вашу жизнь?

Учебные вопросы 

Во что верили славяне? Каким богам поклонялись?

Какие племена вошли в состав Древнерусского государства?

Какие соседи были у государства восточных славян? Какие верования были на их территориях?

Кто стоял во главе Киевского княжества? Как управлялась Киевская Русь?

Каковы были причины принятия Русью христианства?

Какие события предшествовали крещению Руси? О чем они свидетельствовали?

Каково значение принятия Русью христианства?

ПЛАН ОЦЕНИВАНИЯ 

Последовательность оценивания

Перед началом проекта

В ходе работы над проектов

После завершения проекта

Фронтальный опрос - стартовая презентация учителя

Памятка по организации исследования

Критерии оценки исследования

Консультации

Список информационных источников

Презентации учащихся

Критерии оценки работы в группе

Суммарное оценивание 

Работа над проектом начинается с того, что в ходе презентации учителя выясняются знания (и верные, и ошибочные) учащихся по данной теме.  

Памятка по организации исследования  ориентирует учеников на  проведение мини-исследования в рамках заданной темы, и позволяет учителю заранее скоординировать направление и задать рамки исследовательского поиска. С этой же целью можно использовать список рекомендованных информационных источников. Критерии оценки исследования и критерии оценки работы в группе направлены на развитие у учеников навыков самоуправления, самоорганизации и сотрудничества, поиска и решения проблем.  

Для отслеживания результатов проекта оцениваются продукты деятельности учащихся – презентации и интернет-статья. Итоговая защита проекта предполагает самооценку, взаимную оценку и оценку учителя на основе таблицы критерии оценки исследования

ДЕТАЛИ ПРОЕКТА 

Предварительные навыки 

Знания темы «Принятие христианства» из курса средней школы

Навыки поиска информации в Интернет, исторической и учебной литературе

Навыки подготовки и проведения презентации

Процедуры обучения 

Последовательность учебного процесса для учеников – что и когда они делают, чему учатся, как вовлекаются в процесс планирования.

До начала проекта нужно подготовить все необходимые ресурсы в соответствии с планом проведения проекта (см. Приложения), а также провести родительское собрание, с тем чтобы обеспечить поддержку родителей, объяснить им смысл изменения формы учебного процесса (в этом может помочь буклет для родителей) и сообщить о необходимости письменного согласия на размещение фотографий ребенка на сайте проекта.

Постановка задачи (1 урок)  Так как большая часть фактического материала по теме носит в значительной мере уже изучена учащимися, то в начале проекта целесообразно провести  с помощью презентации учителя повторение ранее изученного материала и систематизация знаний учащихся. По ходу презентации учащиеся отвечают на вопросы, что позволит выяснить полноту и правильность их знаний. Тут же определяются  темы и содержание дальнейших исследований.  Учитель делит класс на 4 группы, каждая из которых будет исследовать один из вариантов возможного альтернативного развития событий: 1 группа – принятие ислама, 2 группа – принятие иудаизма, 3 группа – восточная и западная христианские церкви: два пути развития, 4 – сохранение язычества. Чтобы задать направление исследований, учитель предлагает ученикам  памятку по организации исследования.

Исследования школьников(3 недели) Учащиеся самостоятельно пытаются ответить на вопросы, перечисленные в памятке по организации исследования. При этом они должны найти исторические факты, отвечающие на вопрос и сделать выводы о возможном направлении развития исторических событий. Учитель обеспечивает группы ресурсами, необходимыми для самооценки и взаимной оценки продвижения исследования, а также умений сотрудничества в группе, в целях развития навыков самоуправления, самоорганизации и сотрудничества, поиска и решения проблем. Также учитель предлагает учащимся список информационных источников.

Защита проектов (1 урок)  Каждая группа представляет презентацию с результатами исследований. Учащиеся оценивают выступления групп в соответствии с критериями оценки исследований. Подводятся итоги, определяется группа, выполнившая самое полное и аргументированное исследование.

Оформление интернет-статьи по результатам исследования (1 урок)  Каждая группа представляет презентацию с результатами исследований. Учащиеся оценивают выступления групп в соответствии с критериями оценки исследований. Подводятся итоги, определяется группа, выполнившая самое полное и аргументированное исследование.

Средства дифференцированного обучение

Возможности для учеников 

Групповая работа позволяет учащимся попробовать себя в различных ролях внутри группы и внести свой вклад в итоговую работу в соответствии со склонностями и интересами: анализ исторических документов, поиск информации в Интернет, создание презентаций на компьютере.

Одаренные ученики 

Учащиеся, заинтересованные в более глубоком изучении истории, могут провести дополнительное самостоятельное исследование трудов историков, имеющих разные точки зрения на исторические события в начальный период существования Древнерусского государства, отличные от излагаемых в учебнике, или сделать дополнительное исследование, посвященное истории религии.

МАТЕРИАЛЫ И РЕСУРСЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА

Технологии - цифровые устройства  

Компьютер(ы)

Сеть Интернет

Лазерный диск

Принтер

Проектор

Сканер

Технологии– программное обеспечение  

Электронные энциклопедии

Мультимедийные программы

Веб-браузер

Текстовый редактор

Программы обработки изображений

Печатные материалы 

Данилов А. А., Косулина Л. Г., История России: с древнейших времен до конца XVI века: учеб. дл 6 кл. общеобразоват. учреждений – М. Просвещение, 2005.

Волобуев О.В и др , Россия и мир с древнейших времен до конца XIX вв.: Учебник для 10 кл.- М.: Дрофа, 2001.

Игнатов А.В., Методическое пособие к учебнику О. В. Волобуева, В. А. Клокова, М. В. Пономарева, В. А. Рогожкина «Россия и мир»  10 кл. М.: Издательский дом «Новый учебник», 2005.

Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. – М.: Политиздат, 1984.

Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - 4-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1986.

Дополнительные ресурсы 

Экскурсия в Саратовский этнографический музей (знакомство с бытом народов, населяющих нашу область)

Интернет-ресурсы 

http://rojdenierus.ru/index.shtml 

http://www.world-history.ru 

http://www.museum.micex.ru 

http://www.hronos.km.ru

http://www.pravoslavie.ru 

http://www.voskres.ru/history/kuzmin.htm 


Заключение

Специфика предмета истории заключается именно в том, что любая тема – это бесконечная мозаика событий, ситуаций, предметов быта, лиц, человеческих стремлений и амбиций – та живая жизнь, которая не только обучает, но и воспитывает. И проектная деятельность дает учителю возможность расширить рамки учебника, ввести в процесс обучения альтернативные точки зрения на изучаемый материал, расширять кругозор учащихся, формировать самостоятельную личность, гражданина своей страны.

Проектная деятельность способна обогатить личностный опыт учащихся, позволила им четче осознать свои интересы, совершенствовать умение работать с информацией, актуализировать знания по предмету и конкретной теме и применять их в своей учебной деятельности.

В ходе проектной деятельности учащиеся овладевают навыками 21 века, учатся формулировать цель деятельности, планировать её осуществление, проводить постоянную рефлексию своего продвижения к цели, готовить и предъявлять результаты.

Проектирование позволяет разнообразить коммуникативные связи учащихся с социумом.

Работа над проектом приносит многим учащимся удовлетворение, позволяет почувствовать себя творцами, исследователями нового, способствует становлению личностных компетентностей, формирует положительную мотивацию к учебе.

Учителю проект позволяет раздвинуть рамки учебной программы, построить работу по изучению конкретного учебного материала в течение продолжительного времени и в различных формах, что дает основание рассматривать метод учебного проекта как новое, интересное, достаточно эффективное средство обучения, воспитания и развития личности школьника, востребованное современной образовательной практикой.

Кроме данного проекта можно предложить тематику следующих учебных проектов:

  1. “Тёплые воспоминания о “холодной войне” (среднесрочный проект для учащихся 9-х классов, их родителей, бабушек и дедушек. Продукт – доклады и сочинения учащихся, семейные истории в альбоме).
  2. “Наша история о Великой войне” (среднесрочный проект для учащихся 8-х классов, их родителей, бабушек и дедушек. Продукт – доклады и сочинения учащихся, альбом).
  3. “История в песне” (межпредметный, долгосрочный проект для учащихся школы. Продукт – концерт с показом слайдов).
  4. “Почему в нашей области так много немцев?” (долгосрочный проект для старшеклассников по линии краевой поисково-исследовательской работы. Продукт – альбом “История моего рода”, «История немцев Поволжья»).


Литература

  1. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. М.: Политиздат, 1984.
  2. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. М., 2000.
  3. Волобуев О.В и др , Россия и мир с древнейших времен до конца XIX вв.: Учебник для 10 кл. М.: Дрофа, 2001.
  4. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Классный руководитель. 2001. № 8.
  5. Данилов А. А., Косулина Л. Г., История России: с древнейших времен до конца XVI века: учеб. дл 6 кл. общеобразоват. учреждений М. Просвещение, 2005.
  6. Игнатов А.В., Методическое пособие к учебнику О.В. Волобуева, В. А. Клокова, М.В. Пономарева, В.А. Рогожкина «Россия и мир»  10 кл. М.: Издательский дом «Новый учебник», 2005.
  7. Карамзин Н.М. История государства Российского в 4 книгах. Книга первая. Ростов н/Д: Издательство "Феникс",1994.
  8. Крылова Н. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования//Народное образование 2005. № 2, с. 113-121.
  9. Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: Владос-пресс, 1998.
  10. Мень. А.В. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. Т. 2: Магизм и Единобожие: Религиозный путь человечества до эпохи великих Учителей.  М.: СП "Слово", 1991.
  11. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под. ред. Е. С. Полат.  М., 2000.
  12. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.  М., 2005.
  13. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся.  М., 2004.
  14. Соловьев С.М. Об истории древней России (сост., авт., предисл., примеч., А.И. Самсонов.) М.: Просвещение, 1993.
  15. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - 4-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1986.
  16.  Фищев А. В. Проектная и исследовательская деятельность учащихся. // Вопросы Интернет-образования. № 16 2007. с. 24 – 29.
  17.  Шкель В Ф. Проектные технологии в образовательном учреждении. Учебно - методическое пособие. Саратов: ООО Изд-во «Научная книга», 2008.
  18. Ястребцева Е. Н. Пять вечеров.  М., 1998.
  19.  http://rojdenierus.ru/index.shtml 
  20.  http://www.world-history.ru 
  21.  http://www.museum.micex.ru 
  22.  http://www.hronos.km.ru
  23.  http://www.pravoslavie.ru 
  24.  http://www.voskres.ru/history/kuzmin.htm 
  25.  http://www.bibliotekar.ru/nauka/45-5.htm 
  26.  http://educate.intel.com/ru 


Приложения

  1.  
    Буклет для родителей


  1.  План проведения проекта
  2.  
    Стартовая презентации учителя


  1.  Памятка по проведению исследования


  1.   Критерии работы в группе


  1.   Анализ качества исследования

3 Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Классный руководитель. 2001. № 8. С. 40.

4 Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: Владос-пресс, 1998. С. 32.

5 см. Шкель В. Ф. Проектные технологии в образовательном учреждении. Саратов, ООО Изд-во «Научнаякнига», 2008.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17357. Національні моделі ринкової економіки 93 KB
  PAGE 7 Національні моделі ринкової економіки Необхідно відзначити що вплив на рівень цін шляхом концентрації попиту в руках держави це ринковий метод регулювання ринку несумісний з методами адміністративного розподілу товарів і пов'язаний з ц
17358. Антимолнопольне регулювання підприємницької діядльності 88.5 KB
  Антимолнопольне регулювання підприємницької діядльності Актуальність антимонопольного законодавства сьогодні є безперечним оскільки про порушення його постійно проводяться справи при чому деякі з яких набувають неабиякого розмаху. Діяльність органів покли...
17359. Сутність ринку і його головні елементи 103 KB
  1. Сутність ринку і його головні елементи. Суб’єкти ринкового господарювання. Принципи функціонування ринку. Функції ринку: позитив негатив. Сьогодні ринок розглядається як економічний інститут власності і далі з цього будемо і виходить в розкритті засад функціо
17360. ВЕНЧУРНИЙ БІЗНЕС ТА ЙОГО МОЖЛИВОСТІ 143.5 KB
  ВЕНЧУРНИЙ БІЗНЕС ТА ЙОГО МОЖЛИВОСТІ Зазначимо що інноваційна підприємницька діяльність у формі інноваційного бізнесу в країнах Заходу дає понад 50 найважливіших нововведень. ВСТУП. Основною причиною високої ефективності малого бізнесу в цій сфері є специфіка п
17361. Ціни і ціноутворення та підприємництво, венчурний бізнес й інновації в ринковій економіці 130.5 KB
  Ціни і ціноутворення та підприємництво венчурний бізнес й інновації в ринковій економіці Визначення ціни в межах ринкового підходу: Ціна – це форма вираження цінності благ що мають прояв в процесі їх обміну. Тут виділяємо два акценти: 1підкреслюється безпосередній
17362. Фірма як основна структурна одиниця бізнес-діяльності 123.5 KB
  Фірма як основна структурна одиниця бізнесдіяльності. Фірми являють собою складне економічне утворення. Так Фірми з одного боку – це особливий інститут сучасної економічної системи в якому домінує контрактне право. А Фірми з другого боку – це основна...
17363. Малий і середній бізнес та його місце в Україні 55.5 KB
  Малий і середній бізнес та його місце в Україні. Світовий досвід і практика господарювання показують що найважливішою ознакою ринкової економіки є існування і взаємодія багатьох великих середніх і малих підприємств їх оптимальне співвідношення. Найбільш динам
17364. ІННОВАЦІЙНА ЕКОНОМІКА 114 KB
  ІННОВАЦІЙНА ЕКОНОМІКА Вступ Інновація кінцевий результат впровадження нововведення з метою зміни об'єкта управління і отримання економічного соціального екологічного науковотехнічного або іншого виду ефекту. До того ж необхідно зазначити: Людей які задумують ...
17365. ФРАНЧАЙЗИНГ 31 KB
  ФРАНЧАЙЗИНГ апгл. franchising букально це угода про передання права на використання торгової марки у широкому значенні це форма поєднання переваг великого і малого бізнесу змістом якої є система взаємовідносин між франчайзером материнською компанією і франчайз