8655

Философия нового времени. Французские просветители и материалисты.

Контрольная

Логика и философия

Философия нового времени План. Краткая характеристика эпохи. Материализм нового времени: Бэкон, Гоббс. Монизм и дуализм: Декарт, Спиноза. Французские просветители и материалисты. Краткая характеристика эпохи. Новое время а...

Русский

2013-02-16

50 KB

10 чел.

Философия нового времени

План.

  1.  Краткая характеристика эпохи.
  2.  Материализм нового времени: Бэкон, Гоббс.
  3.  Монизм и дуализм: Декарт, Спиноза.
  4.  Французские просветители и материалисты.

1. Краткая характеристика эпохи.

Новое время ассоциируется с 17-18 веками. Этот период ознаменовался выдающимися историческими явлениями:

  1.  Зарождается капиталистический строй после первых буржуазных революций в Нидерландах и Великобритании, и начинает развиваться крупное промышленное производство.
  2.  Религия утрачивает свое влияние на развитие науки и на формирование мировоззрения.
  3.  Были сделаны новые научные открытия: Ньютон разрабатывает основы классической механики и закон Всемирного тяготения; Гарвей открывает систему кровообращения и исследует ее; значительный вклад в математику вносят Лейбниц и Декарт.

Усилия ученых направляются на собирание, описание и классификацию фактов. Наука расширяет границы своего влияния и превращается в доминирующую силу духовного развития общества.

В силу вышеизложенного, перед философией встало новая задача – найти метод научного исследования. Эта проблема нашла блестящее разрешение в творчестве Бэкона и Декарта.

2. Материализм нового времени: Бэкон, Гоббс.

 Френсис Бэкон (1561-1626). Основные произведения: « Новая Атлантида» - здесь он изложил свои мысли по поводу роли науки и техники; «Новый Органон». Здесь он изложил материалистическое понимание природы, а также обосновал метод индуктивного познания.

Бэкон является основателем материализма и эмпиризма (опыт) нового времени. Продолжая античные традиции, он рассматривает материю как совокупность бесчисленного множества частиц, а природу- как совокупность тел. Он наделяет материю движением, выделив 19 видов, в том числе сопротивление, энергия, колебание и др.

Большое внимание в своем творчестве он уделяет науке. Ему принадлежат знаменитые слова: «знание – сила». По его мнению, основное значение науки заключается в увеличении господства человека над природой для того, чтобы улучшить благосостояние человека и способствовать развитию человеческой индивидуальности. Но господство над природой не означает насилие над ней, а возможно через познание и использование собственных законов природы. Он разделил все знания на два вида: светоносные (фундаментальные науки) и плодоносные (прикладные). Он разработал также классификацию наук, основанную на различных способностях человеческого познания. Память лежит в основе естественной гражданской истории, воображение – в основе поэзии, рассудок опирается на математику, естествознание и философии.

Томас Гоббс (1588-1679). Основные работы: «Левифран», «Основы философии в трех частях:1) о теле; 2) о человеке; 3) о гражданине.»

Гоббс считает, что мир состоит из единой материальной субстанции, а все существующее выступает как различные формы этой субстанции. Материя вечна, она состоит из отдельных тел, которые могут возникать и исчезать. Любое тело обладает такими атрибутами или неотъемлемыми свойствами, как протяженность, имеет форму и три измерения: длина, ширина, высота. Мир состоит из материальных фигур, они в свою очередь из плоскостей, плоскости создают линии, а они есть сумма материальных точек.

Таким образом, материя – это нечто однородное, лишенное качественных различий, которые проявляются лишь в количественном отношении. Движение он рассматривал как перемещение тел из одного места в другое. Он считал, что мир познаваем, источником знаний служит объективная реальность, и в основе познания лежат «идеи», под которыми он понимал конкретные представления, возникающие на основе чувственных ощущений. Он считал, что «познание», начинаясь с ощущения, завершается в разуме. Первоначально возникшие «идеи» в дальнейшем перерабатываются тремя способами:

  1.  деятельностью разума
  2.  сравнением
  3.  сочетанием и разделением идей.

В своем учении о человеке, он уделил большое внимание вопросу о государстве. Государство, по его мнению, это искусственное тело, или левиафан – возникает на основе договора между людьми. Они по договору поступаются рядом своих прав, чтобы взамен получить гарантию своей безопасности. Это необходимо для того, чтобы вывести людей из состояния войны «всех против всех».

Философия Гоббса – это своеобразное рациональное познание причины, связи вещей.

   

3. Монизм и дуализм: Декарт, Спиноза.

Рене Декарт (1596-1650). Основные работы: «Рассуждение о методе», «Начало философии».

Он является основоположником рационализма, т.е. учения, которое ведущую роль в познании отдает разуму. Он признавал существование двух начал:

  1.  материальное субстанция, где основным атрибутом является протяженность (место тела или предмета в пространстве)
  2.  духовная субстанция. Здесь основной атрибут – мышление, или активная деятельность мозга.

Под субстанцией он понимал все то, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством обладает только одна субстанция – Бог, который вечен, неуничтожим, не сотворим и является источником и причиной всего сущего.

Свойствами материальной и духовной субстанции являются модусы, например, модусами протяженности являются форма, движение, положение в пространстве; модусами мышления – чувства, желания, ощущения. При изучении проблем познания, Декарт делает акцент на научный метод, в основе которого лежит дедукция (от общего к частному). Суть метода в следующем:

  1.  допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, достоверное, доказанное логикой и не вызывающее сомнений знание.
  2.  сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи.
  3.  последовательно переходить от известных, доказанных вопросов к неизвестным.
  4.  строго соблюдать последовательность и логическую цепь исследования, не пропуская ни одного звена в логической цепочке исследования.

Свой метод он называл универсальным, аналитическим, всеобщим. Он считал, что мир познаваем только рациональным путем, а в чувственных ощущениях разум не нуждается, т.к. человеку при рождении даны врожденные идеи, такие как идея числа, фигур, математических аксиом, воли, души, Бога и т.д.

В процессе роста и развития человек как бы припоминает эти идеи и учится их использовать. Также как и Бэкон, он считал своим долгом критически оценивать все предшествующие знания. Отсюда его лозунг: «Все подвергай сомнению!». Но его сомнения – это методологический принцип. Сомневаться надо во всем, даже в собственном существовании, потому что сомнение – это один из способов мышления, а мышление – это работа разума. Следовательно, в основе бытия и познания лежит разум. Отсюда его знаменитое высказывание: «Я мыслю, следовательно, я существую».

Спиноза Бенедикт (1632-1677). Основные работы: «Этика», «Философско-политический трактат».

В отличие от Рене Декарта, он по-другому решал проблему субстанции. В основе его бытия лежит одна субстанция, которую он называл то материей, то природой, то Богом и наделял его двумя главными атрибутами: протяженностью и мышлением. Эти атрибуты вечны и беспредельны. Наряду с ними существуют единичные вещи и модусы, которые конечны и преходящи.

Среди атрибутов материи он не называет движение, и это придает его философской системе метафизический характер. Он считает, что мир познаваем рациональным путем, чувственное же познание дает нам отображение собственного тела, и на основании этого формируются поверхностные представления о свойствах единичных вещей.

Истинные знания дает разум, т.к. связь идей в разуме соответствует порядку и связи вещей в самом мире. Критерием истинности знаний является ясность, отчетливость, самоочевидность логического мышления. Высшим родом знаний является интуитивное, т.к. интуиция есть непосредственное созерцание ума, благодаря которой человек постигает такое понятие, как субстанция.

Ключевым понятием в его этическом учении является детерминизм (обусловленность всего происходящего) и соотношение свободы и необходимости. Он считает, что свобода не имеет объективного содержания, она всегда субъективна. Он полагал, что мы неправомерно нечто считаем случайным по той простой причине, что не разобрались в этом явлении, и поэтому на первое место у него выходит необходимость. Желая в душе быть свободными, мы зачастую плывем по течению необходимости и вынуждены мириться с ней. Но путь к свободе лежит через нахождение условий, при которых внешняя необходимость превращается во внутреннюю. Таким образом, свобода – это осознанная необходимость.

 

4. Французские просветители

Французское просвещение возникло за несколько десятилетий до революции 1789-1794 гг. во Франции и выступило за свободу научной и философской мысли против основ феодальной идеологии. Научное знание выносилось за пределы учебных заведений  и становилось предметом широкого обсуждения в образованном обществе. Источником идей французских просветителей были учения английского Просвещения.

Крупнейшим представителем Просвещения был Вольтер (Франсуа Мари Аруэ, 1694-1778 гг.) Еще в молодости он выступил против религиозной и всякой иной нетерпимости, подвергался преследованиям и вынужден был провести значительную часть жизни за пределами родины. Яркий полемист и сатирик, он боролся против религиозного фанатизма, написал много блестящих литературных и философских произведений («Философия письма», «Философский словарь»).

Вольтер выступал за право людей на счастье и свободу. Человек свободен, потому что он имеет сознание свободы. В своих трудах он рассматривал историю не как проявление божественной воли, а как творчество самих людей. Вольтер ввел термин «философия истории», под которым понимал учение о прогрессивном развитии человечества.

Передовые философские идеи Вольтера оказали огромное влияние не только на формирование взглядов французских просветителей – Ламели, Дидро, Гольбаха, но и на духовное развитие европейского общества.

Демократическое крыло французского Просвещения возглавлял выдающийся мыслитель Жан Жак Руссо (1712-1778), труды которого сыграли значительную роль в идеологической подготовке французской революции конца 18 века. Философское мировоззрение Руссо базировалось на дуализме. Он признавал как существование материи вне и независимо от человеческого сознания, так и существование нематериальной субстанции, или «верховного разума». Материя пассивна, движение порождается нематериальной субстанцией.

Французский материализм 18 века.

  В период обострения кризиса феодального строя философия французских материалистов сыграла важную роль в идеологической подготовке революции 1789-1799 гг.

Наиболее известными представителями этой философии были Дидро (1713-1784), Гельвеций (1715-1771), Гольбах (1723-1789). Французский материализм этого периода – классическая разновидность метафизического материализма в его механической форме. Механика все еще оставалась основой мировоззрения, а ее законы продолжали возводиться в ранг всеобщих.  

В пределах механического материализма французские материалисты разрабатывали учение о природе, человеке, обществе. Материя, подчеркивали они, это то, что находится вне нас и вызывает ощущение. Самым главным атрибутом материи они считали движение.

Наиболее полно учение о материи, движении дано в работе Гольбаха «Система природы». Все явления природы, по Гольбаху, сводимы к различным формам движения материальных частиц, которые в своей совокупности образуют вечную природу.

Дидро, называя движение существенным свойством материи, считал, что абсолютный покой есть абстрактное понятие, которого в природе не существует. Движение есть такое же реальное свойство, как длина, ширина, глубина.

В учении о познании французские материалисты последовательно развивали сенсуализм. Источником знаний они считали ощущения, возникающие в результате воздействия внешних материальных тел на органы чувств человека.

Гельвеций полагал, что ум есть совокупность ощущений человека. Отсюда деятельность мышления он пытался свести к процессу сравнения ощущений друг с другом. А Дидро считал, что такое решение является односторонним и ставил вопрос о соотношении чувственного и логического познания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49604. Усилитель звуковой частоты на биполярных транзисторах отечественного производства 667.5 KB
  Выбор обоснование и расчет структурной схемы усилителя. Расчет АЧХ усилителя. На их основе можно сконструировать отдельные каскады и структурные блоки усилителя мощности. Выбор того или иного варианта реализации усилителя зависит от поставленной перед инженером задачи простоты исполнения и экономических соображений.
49606. ПРОЕКТИРОВАНИЕ АНАЛОГО-ЦИФРОВОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ С USB - ВЫХОДОМ 1.03 MB
  ПРОЕКТИРОВАНИЕ АНАЛОГОЦИФРОВОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ С USB ВЫХОДОМ Пояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине Схемотехника ЭВМ ИНМВ. Омск 2013 Задание Проектирование аналогоцифрового преобразователя с USB выходом. Объектом исследования является аналогоцифровой преобразователь с USB выходом. Цель работы – разработать функциональную и принципиальную схему АЦП рассчитать входные усилители и фильтры нижних частот выбрать микросхему АЦП выбрать тип конвертора USB рассчитать и выбрать преобразователи DCDC и микросхемы...
49609. Расчёт токов короткого замыкания для оценки параметров основного оборудования подстанций сети. Выявление необходимости реактирования линий 10 кВ, отходящих от подстанций 4.99 MB
  В первой части расчетнопояснительной записки представлены обоснование и выбор вариантов схем электрической сети произведен выбор основных параметров схем сравнение техникоэкономических показателей схем и определение наилучшего варианта. Вторая часть содержит теоретические выкладки и пример практического расчета по теме: Расчёт токов короткого замыкания для оценки параметров основного оборудования подстанций сети. ФОРМИРОВАНИЕ ВАРИАНТОВ СХЕМ СЕТИ. ВЫБОР НОМИНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ СЕТИ.
49610. Расчет защиты зерноочистительного комплекса 1.82 MB
  Чтобы обеспечить бесперебойную и качественную работу необходимо применять защиту для электродвигателей. Для этого существует множество аппаратов, которые способны обеспечить защиту, как по току, так и по напряжению.
49611. Усилитель мощности звуковой частоты при усилении низких частот звукового тракта 572 KB
  Вследствие корреляции между величинами R и β в едином технологическом цикле при проектировании усилителя следует учитывать два предельных случая: компоненты схемы имеют значения Rмин и βмин или Rмакс и βмакс величина относительного разброса для конкретного технологического цикла известна разработчику заранее. Для разработки данного усилителя мощности следует произвести предварительный расчёт и оценить количество и тип основных элементов. При проектировании усилителя следует использовать такие элементы чтобы их параметры...