86552

Маркетинговый анализ ОАО Гомельдрев

Контрольная

Маркетинг и реклама

Открытое акционерное общество Гомельдрев создано приказом Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь № 85 путем преобразования арендного производственного деревообрабатывающего предприятия Гомельдрев в соответствии с законодательством об акционерных обществах, о разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь.

Русский

2015-04-08

130.46 KB

10 чел.

1 Выбор товара или услуги

Открытое акционерное общество "Гомельдрев" создано приказом Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь от 28 марта 1997г. № 85 путем преобразования арендного производственного деревообрабатывающего предприятия "Гомельдрев" в соответствии с законодательством об акционерных обществах, о разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь. Учредителем ОАО “Гомельдрев” является Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь и члены трудового коллектива арендного производственного деревообрабатывающего объединения “Гомельдрев”. Объединение входит в концерн "Беллесбумпром". Уставный фонд Общества по состоянию на 1 января   2012г.   составляет 13 414 679 460 рублей.

Для удовлетворения разнообразных потребностей дифференцированных потребителей предприятие осуществляет следующие виды деятельности:

- производство корпусной мебели самого разнообразного назначения (мебель для зала и гостиной, мебель для спальни и жилой комнаты, мебель для детской комнаты);

- мебель для офиса;

- производство мебельных  заготовок;

- лесозаготовка;

- производство багета, карнизов;

- производство шпона строганного и облицовок из него, материала облицовочного на основе бумаг, пропитанных смолой с глубокой степенью отвердения и пиломатериалов из круглого леса, черновых мебельных заготовок.

2 Виды маркетинга

Предприятие специализируется на выпуске мебели как классического, так и современного дизайна. Мебель классического дизайна занимает наибольшую долю среди всех видов мебели. Она производится как полностью из массива, так и с использованием массива в фасадной части. Наибольший удельный вес среди классической мебели занимают такие программы как: «Версаль», «Босфор», «Ноктюрн». В последнее время происходит постоянное расширение и обновление данных программ.

Кроме того руководству предприятию следует уделить большее внимание повышения информированности продавцов в отношении технологических изменений в мебели (изменение фурнитуры, внешнего вида изделий), а также проводимых акций по территории Республики Беларусь, что позволит давать более подробную, точную информацию потребителю.

Предприятию с целью поддержания конкурентоспособности и удержания позиций на рынке необходимо делать больший упор на выпуске и современных образцов мебели, которые будут соответствовать потребностям более широкого круга потребителей. Наиболее привлекательным направлением является производство мебели для кухни, для детских, переориентация производства на выпуск мебели из синтетических материалов, которая в последнее время пользуется большим спросом среди населения в связи со своей низкой стоимостью и привлекательным внешним видом.

Основными средствами продвижения продукции на рынок являются реклама и организация выставочной деятельности.

В качестве одного из методов наращивания объёмов производства с помощью постоянной подачи рекламной информации о предприятии и его продукции клиентам предприятием создан Интернет-сайт. На данном сайте  представлен ассортимент продукции предприятия, цены, последние новости в сфере продаж. Также на нем представлена подробная контактная информация.

Одним из приоритетных направлений развития предприятия является организация выставочной деятельности с целью привлечения новых клиентов и установления непосредственных контактов как с ними, так и с постоянными клиентами.

Основными выставками, в которых предприятие участвует ежегодно, являются следующие:

- «Мебель», г. Москва, РФ;

- «Мебель», г. Минск, РБ.

Все расходы по выставочно-ярмарочной деятельности можно условно разделить на несколько групп:

1) затраты на выставочный стенд и оплату площадей, которые займет предприятие на выставке;

2) затраты на оплату труда работников, непосредственно участвующих в выставке;

3) оплата обучения и проживания персонала в гостинице, расходы на дорогу, плата за стоянку автомобилей, командировочные расходы. Затраты на охрану и услуги службы безопасности;

4) работа с посетителями выставки: общая реклама, каталог или справочник покупателя;

5) реклама в специальной прессе, раздаточные материалы и техническая литература, связи с представителями СМИ и общественностью;

6) призовые фонды.

В ПРИЛОЖЕНИИ Д представлен перечень выставок и ярмарок, в которых ОАО «Гомельдрев» принимало участие в 2009 – 2011 гг., а также затраты на их организацию и проведение. На основе этих данных можно сделать вывод, что 2011 год является наиболее плодотворным и успешным для предприятия. Рост заинтересованности предприятия к выставкам связан, прежде всего, со сменой высшего руководства предприятия и акцентированием внимания  на маркетинговом подходе в управлении производством и распределением продукции. Новый генеральный директор заинтересован в привлечении к сотрудничеству новых клиентов и расширении клиентской базы, расширении рынков сбыта, увеличении заинтересованности к деятельности предприятия со стороны населения.    

2009 год отличается меньшим числом выставок, в которых ОАО «Гомельдрев» приняло участие. Основными причинами, по которым предприятие  вынуждено было сократить число выставочных мероприятий в этом периоде, явились:

- недостаточное количество персонала для привлечения к работе на выставке – это связано с большой текучестью кадров в отделе маркетинга на тот момент;

- недостаточность финансовых средств, выделяемых на выставочную деятельность.

Таким образом, руководством предприятия должны приниматься меры по снижению затрат на проведение выставочных мероприятий и усовершенствованию процесса их организации для того, чтобы была возможность охватить как можно большее их количество и тем самым расширить клиентскую базу предприятия.

Долю  затрат  на  организацию  и  проведение  выставок  можно  охарактеризовать на  примере затрат, связанных с ежегодной выставкой-ярмаркой, проводимой  в г.  Минске «Мебель»  за период с 2009 по 2011 г. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Е).

Из приведённой сметы за 2011 г. можно сделать вывод, что большую долю затрат составляют затраты на оплату за участие в выставке, то есть оплата экспозиционных площадей. Это связано с тем, что для участия в выставке ОАО «Гомельдрев» всегда арендует самые большие площади. На втором месте в статье расходов стоит закупка необходимых материалов, аксессуаров для оформления выставочного стенда. Также большие затраты связаны с изготовлением рекламной продукции.

 Очевиден тот факт, что большая часть средств тратится предприятием на изготовление и оборудование выставочного стенда, на аренду огромных площадей. Из-за таких затрат предприятие вынуждено тщательно планировать участие в каждой выставке и ограничиваться небольшим их количеством, тогда как мелкие выставки и ярмарки остаются без внимания предприятия, хотя имеют не меньшее значение.

На основе всего вышесказанного по выставочной деятельности ОАО «Гомельдрев» можно сделать основные выводы:

  1.  большая часть выставок проводится бессистемно;
  2.  недостаточно большой охват важных и имеющих для предприятия большое значение выставок;
  3.  расходы на выставочную деятельность ОАО «Гомельдрев» занимают наибольший удельный вес в затратах предприятия на рекламные мероприятия;
  4.  не достаточно хорошо налажена система отслеживания результатов участия или проведения той или иной выставки и учет заинтересованных в сотрудничестве.

Каналами распространения рекламы на предприятии являются:

- специализированные журналы и справочники;

- торговые и производственные справочники;

- письма;

- буклеты;

- проведение семинаров, конференций;

- телефонный маркетинг;

- опросные листы (анкеты).

Рекламная деятельность на анализируемом предприятии ОАО «Гомельдрев» ведётся не систематизировано и зачастую приурочена к какой-либо конкретной цели (например, реклама продажи продукции со скидкой, выход в продажу новой продукции). В то же время упускается необходимость проведения постоянной рекламной деятельности, которая должна быть направлена на закрепление в сознании потенциальных потребителей марки предприятия, создания его положительного имиджа, ознакомление с ассортиментом выпускаемой продукции.

Рекламной деятельностью занимается в основном управление маркетинга головного предприятия, а также отдел маркетинга структурного подразделения УП ТД «Гомельдрев». Адресатами рекламы ОАО "Гомельдрев" являются оптовые и розничные предприятия торговли, а также непосредственно потребители.

В своей деятельности предприятие использует практически все средства распространения рекламного материала. В ПРИЛОЖЕНИИ Ж представлены данные о средствах и способах, которые использовало управление маркетинга при размещении рекламы  в 2011 году, а также затраты на проведение данных рекламных мероприятий.

Из данных табл. можно сделать вывод, что в своей рекламной деятельности руководство предприятия прибегает ко всем средствам рекламирования и продвижения продукции. В основном используются наружные средства распространения рекламы, размещение рекламных материалов на транспорте, а также распространение рекламы с помощью печатных источников, таких как каталоги, буклеты, листовки, календари. Наиболее эффективным средством распространения является реклама на транспорте, так как это менее дорогостоящий по сравнению с остальными и сравнительно эффективный вид рекламного носителя.

Представим в табл. 2.1 основные виды рекламных мероприятий, проведенных предприятием за 2009 – 2011 гг.,  а также затраты на них.

 

Таблица 2.1. Рекламная деятельность предприятия ОАО «Гомельдрев» за 2009 – 2011 гг. и затраты на нее

Наименование    мероприятия

2009 год

2010 год

2011 год

Затраты, руб.

УП ТД «Гомельдрев»

ОАО «Гомельдрев»

Затраты

Затраты, руб.

Затраты, руб.

Размещение информации

58690163

36104527

29498062

64562367

Рекламная продукция

37294654

21033030

58281922

42145231

Выставки-ярмарки

62484000

-

125486852

137484316

Разное

-

-

14117256

11457845

Итого:

158468817

57137557

227384092

181330267 руб. РБ

989340 руб.РФ

1422 долл.США

2365 евро

Проанализировав  рекламную деятельность предприятия, можно сказать следующее. ОАО "Гомельдрев" пользуется практически всем спектром рекламных средств. ОАО "Гомельдрев" работает с рекламными изданиями как напрямую, так и через рекламные агентства.  Рассматривая рекламный бюджет на период с 2009 по 2011 гг., можно сделать выводы:  средства, потраченные на рекламу весьма значительны, однако не вполне достаточны. Причиной тому является нестабильное положение предприятия.

С течением времени расходы на коммуникационную деятельность растут. Это связано как с ростом имеющихся возможностей для осуществления рекламных мероприятий, так и с заинтересованностью предприятия в повышении узнаваемости их продукции со стороны потребителей. Наблюдается увеличение числа выставочных мероприятий, в которых предприятие приняло участие. Затраты на них составляют значительную долю в общих затратах предприятия на осуществление коммуникационной деятельности.

Оценим эффективность проведения рекламных компаний за 2010 и 2011 годы.

Для того, чтобы определить, на сколько эффективно отдел маркетинга выполняет функцию по продвижению товаров ОАО «Гомельдрев» с помощью рекламы, целесообразно рассматривать проведение рекламных мероприятий на конкретном географическом рынке, например, на рынке  г. Гомеля, так как рассмотрение воздействия рекламы на всех рынках одновременно может не принести желаемых результатов

Рассчитаем эффективность рекламы, учитывая, что непосредственный эффект может проявиться не только в месяце проведения рекламы, но и последующий период.

Таблица 2.2. Анализ эффективности рекламной деятельности, проводимой в г. Гомеле в 2010г. (май)

Наименование вида рекламного продукта

Стоимость рекламного продукта, тыс. руб.

Период

Розничный товарооборот в г. Гомеле в месяц, руб.

Розничный товарооборот в г. Гомеле за период, руб.

Буклеты

2 194,8

До проведения рекламного мероприятия

март

124 629,0

290 929,0

Прокат листовок

361,0

апрель

166 300,0

Итого

2 555,8

После проведения рекламного мероприятия

май

139 000,0

281 200,0

июнь

142 200,0

Очевидно, что рекламные акции, проведённые в мае, не увенчались успехом, то есть затраты на проведение рекламных мероприятий не окупились (вложенные в рекламу денежные средства принесли в данном случае убытки предприятию).

Убыток в денежном выражении от изменения объёмов продаж в результате проведения рекламного мероприятия рассчитаем по формуле (2.1):

Результат = 281 200,0 – 290 929,0 = -9 729,0 тыс. руб.

                              Убыток = Результат – Затраты                                (2.1)

Убыток = -9 729,0 – 2 555,8 = -12 284,8 тыс. руб.

Причиной этого служит падение спроса в данный сезон года перед летними отпусками, так как население предпочитает тратить денежные средства не на мебель или другие товары длительного пользования, а на курортный отдых и др.

Следовательно, можно сделать вывод о нецелесообразности проведения рекламных акций именно в данный период года, либо о том, что данная реклама должна быть более масштабной и агрессивной, для того, что бы убедить человека сделать именно покупку мебели.

Таблица 2.3. Анализ рекламного мероприятия (август 2010 г.)

Наименование вида рекламного продукта

Стоимость рекламного продукта, руб.

Период

Розничный товарооборот в г. Гомеле в месяц, руб.

Розничный товарооборот в г. Гомеле за период, руб.

Прокат листовок в городском транспорте

550,5

До проведения рекламного мероприятия

июнь

142 200,0

326 500,0

Листовки

1 947,0

июль

184 300,0

Итого

2 497,5

После проведения рекламного мероприятия

август

256 000,0

512 500,0

сентябрь

256 500,0

Данное мероприятие в отличие от предыдущего увенчалось успехом, который выразился в значительном увеличении товарооборота по фирменным магазинам в г. Гомеле в последующие месяцы после её проведения.

Эффект от изменения объёмов продаж в результате проведения рекламного мероприятия составил:

Результат = 512 500,0 – 326 500,0 =  186 000,0 тыс. руб.

Эффект = 186 000,0 – 2 497,5 = 183 502,5 тыс. руб.

Следовательно, отметим, что август месяц для проведения рекламных мероприятий с целью увеличения товарооборота в фирменной розничной сети ОАО «Гомельдрев» является достаточно продуктивным, так как большинство людей в этот период возвращается из отпуска, к тому же такая реклама направлена на стимулирование покупок не только в августе, но и в сентябре.

В сентябре 2011 года в г. Гомеле проводилась полномасштабная рекламная акция, направленная на увеличение продаж в целом по г. Гомелю.

Сущность рекламы: изготовление и прокат листовок в городском транспорте и на городских стендах, раздаточный материал.

Изготовлением занималось гомельское рекламное агентство – «Академия».

Анализ эффективности проводимой рекламной акции проведём в разрезе динамики объёмов продаж отдельных магазинов г. Гомеля – магазин «Крона» и «Торговый дом «Гомельдрев».

За анализируемый период затраты составили – 1 742 337 руб.

Таблица 2.4. Динамика выручки по г. Гомелю в разрезе магазинов

Период

УП ТД «Гомельдрев»

Изменение, руб.

Магазин «Крона»

Изменение, руб.

июль 2011 г.

98 070 000

-

53 495 000

-

август 2011 г.

102 260 000

4 190 000

54 635 000

1 140 000

сентябрь 2011 г.

141 360 000

39 100 000

72 805 000

18 170 000

Из анализа табл.2.4 очевидно увеличение объёма продаж по ТД УП «Гомельдрев» и выручки соответственно на 38 % в сентябре 2011 г. по сравнению с августом 2011 г., и на 33 % - увеличение аналогичного показателя по магазину «Крона».

Таким образом, при разработке и организации рекламных компаний руководство предприятия должно учитывать все факторы, способные оказать влияние на результат мероприятий с целью повышения их эффективности и достижения поставленных задач.

К недостаткам организации распространения рекламы маркетологами можно отнести тот факт, что на предприятии не проводятся исследования необходимости проведения той или иной рекламы, так же как и практически не оценивается эффективность проведённых мероприятий.

Зачастую необходимость проведения того или иного рекламного мероприятия диктуется высшим руководством предприятия, что не всегда бывает оправдано вследствие недостаточной осведомлённости руководства об источнике размещения рекламы или об эффективности какого-либо способа размещения рекламы на определённой географической территории (район, город, область).

3 Анализ внутренней и внешней среды маркетинга. SWOT- анализ

Прямой канал распространения продукции на ОАО «Гомельдрев» составляет 15,7 % продаж от общего объема реализации.

Производитель

Потребитель

Рисунок 3.1. Прямой канал распространения продукции ОАО «Гомельдрев»

Косвенный канал товародвижения составляет 84,3% продаж от общего объема реализации.

           Канал 1  (29,3 %)                     Канал 2 ( 55,0 %)

Производитель

Производитель

Торговый агент (посредник)

Дистрибьютор по региону

Покупатель

Покупатель

Покупатель

Покупатель

Покупатель

Покупатель

Рисунок 3.2. Косвенный канал распространения продукции ОАО «Гомельдрев»

Как видно из рис. 3.1 и рис. 3.2 на ОАО «Гомельдрев» ДОК, большая часть выпускаемой продукции реализовывается через посредников – 84,3%. Это в свою очередь говорит о том, что у предприятия существует мощная дилерская сеть.

Основную роль в формировании товаропроводящей сети играют дилеры. Дилеры предприятия, как правило, не имеют товарной специализации, т.е. являются многотоварными и реализуют мебель широкого ассортимента.

Коммерческие отношения ОАО «Гомельдрев» с дилерами закрепляются Договором на дилерское обслуживание,  заключаемым при условии соблюдения требований, предъявляемых к дилерам, закрепленным в Положении о дилерстве.

Функционирование дилерской сети предприятия нельзя назвать успешным и выгодным для предприятия. Перечень основных дилеров, с которыми сотрудничает предприятие, а также показатели, характеризующие эффективность их деятельности за 2009 – 2011 гг. представлены в ПРИЛОЖЕНИИ Ж. Из данных таблицы видно, в 2010 – 2011 гг. по сравнению с 2009 г. произошла смена большого числа  дилеров, с которыми предприятие сотрудничало ранее  на протяжении длительного срока. Это объясняется недовольством руководства предприятия показателями их деятельности, а также расширением дилерской сети предприятия и освоением новых регионов деятельности. Руководству предприятия следует делать  больший упор на сотрудничестве именно с теми дилерами, которые позволяют предприятию получать необходимый объем прибыли и увеличивать спрос на мебель на зарубежных рынках.

Снижение показателя эффективности работы дилеров негативно сказывается на функционировании ОАО «Гомельдрев», так как снижается поступление денежных средств в связи с ростом задолженности со стороны дилеров. Данный факт обусловлен снижением спроса на продукцию предприятия, невысоким уровнем конкурентоспособности ОАО «Гомельдрев» на мебельном рынке, низким уровнем платежеспособности дилеров, наличием у дилеров мебели по более низким ценам, которая имеет больший спрос на рынке.

ОАО «Гомельдрев» имеет развитую фирменную торговую сеть, которая представляет канал нулевого уровня, или прямой маркетинг. В городе Гомеле находятся три фирменных магазина:

  1.  Магазин «Крона», Международная, 30;
  2.  Торговый Дом «Гомельдрев», Советская, 36;
  3.  Дом мебели «Гомельдрев», Советская, 97.

В ПРИЛОЖЕНИИ К представлен перечень белорусских покупателей, осуществляющих закупку мебели у ОАО «Гомельдрев» и данные по расчетам организаций с предприятием за приобретаемую мебель. Как видно из данных таблицы, задолженность перед предприятием по выплатам увеличилась с 2009 на 32 %, тогда как отгрузка снизилась на 7,09%. Данная тенденция является отрицательной, так как говорит о том, что фирмы, ранее сотрудничавшие с ОАО «Гомельдрев», сокращают объемы закупок и при этом не способны во время рассчитаться по долгам за приобретаемую мебель. Положительным моментом является увеличение доли отгрузки в фирменные магазины предприятия. Увеличение составило 68,85 %. Данные цифры говорят о том, что предприятию выгоднее реализовывать продукцию через собственные магазины.

Основные выводы по проведенному анализу элементов комплекса маркетинга на предприятии ОАО «Гомельдрев» сведем в таблицу 1.22.

 

Таблица 3.1. Сильные и слабые стороны деятельности предприятия ОАО «Гомельдрев»

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Известность бренда ОАО «Гомельдрев» как на отечественном рынке, так и за пределами Республики Беларусь.

2. Широкий ассортимент продукции, включающий более 200 наименования.

3. Освоение производства принципиально новых мебельных программ и их вариантов

4. Наличие широко развитой торговой и дилерской сети

5. Рост ассигнований на рекламную деятельность.

6. Возможность наращивания объема продаж путем изыскания новых каналов сбыта продукции

1.Увеличение остатков готовой продукции на складах.

2. На предприятии изготавливаются  некоторые устаревшие виды продукции, которые не пользуются спросом у населения.

3. Большие и подчас неоправданные затраты на проведение выставочно-ярмарочных мероприятий.

4. Неэффективное функционирование дилерской сети предприятия

5. Отсутствие надлежащей системы маркетинга, обеспечивающей эффективное продвижение продукции на рынке

6. Сужение и деформация каналов товародвижения.

7. Отсутствие системы учета эффективности проведения того или иного рекламного мероприятия и необходимости в проведении данных мероприятий.

Анализ состояния экономики ОАО «Гомельдрев» свидетельствует об устойчивой неплатежеспособности предприятия.

Производственный и трудовой потенциал ОАО "Гомельдрев" достаточны для удовлетворения спроса потребителей по качеству, ассортименту и цене выпускаемой продукции. Вместе с тем, недостаток оборотных средств, приостановление кредитования со стороны банков, бремя налоговых платежей и обязательств перед кредиторами привели к финансовому кризису и неэффективному использованию потенциала ОАО "Гомельдрев".

Осуществление закупок на ОАО «Гомельдрев» производится в соответствии  с потребностями, которые определяются производственным планом, также закупки производятся по заявкам служб, отвечающих за проведение мероприятий по внедрению новой продукции.

Источниками финансирования закупок для нужд производства являются собственные оборотные средства, а также краткосрочные кредиты банков.

В связи с тем, что государство обладает контрольным пакетом акций, на предприятии используются процедуры тендерных торгов при закупке материалов. Для этого, согласно приказу генерального директора, на предприятии создана тендерная комиссия.

При закупке сырья и материалов необходимо решить, какому из поставщиков отдать предпочтение. Для этого работниками ОМТО предприятия составляется экономическое обоснование. В экономическом обосновании должны содержаться следующие сведения: причины приобретения; годовая или месячная потребность и наличие на момент закупки на складах предприятия; полное наименование товара; ГОСТы или ТУ; цена завода-изготовителя и цена поставщика; цена, сложившаяся на рынке этих товаров (не менее 3-х); количество; ассортимент; сроки закупки; порядок доставки; требования, предъявляемые к товару и упаковке. На его основе делается вывод, у какой фирмы и по каким причинам приобретается товар.

Все материалы, используемые в производстве продукции предприятием,  можно разделить на основные и вспомогательные. Основными материалами в мебельной промышленности являются лесные материалы. К ним можно отнести лесоматериал круглый, пиломатериал, плиты ДВП, ДСП, МДФ. К вспомогательным относятся следующие:

  1.  лакокрасочные материалы, химикаты и ГСМ;
  2.  мебельная фурнитура, зеркала мебельные, стекло мебельное;
  3.  упаковочные материалы.

После определения потребностей в разного рода материалах необходимо определить, кто обеспечит предприятие данными материалами на наиболее выгодных условиях. В связи с большими объемами производства и шириной ассортимента предприятие сотрудничает с большим числом поставщиков. Учитывая длительный период существования предприятия на мебельном рынке страны, установлен реестр поставщиков, который сформирован с учетом всех выгодных для предприятия  условий и практически не изменяется.

Приведем данные по основным поставщикам и посредникам в поставках, с которыми ОАО «Гомельдрев» сотрудничает на протяжении длительного периода времени.

Поставщиком лесных ресурсов является ЧПУП «Гомельский леспромхоз», который в полном объеме обеспечивает предприятие мебельными заготовками и пиломатериалами.

ДСП, ДВП и фанеру поставляют предприятия, входящие в состав концерна «Беллесбумпром»: ЗАО «Пинскдрев» (представительство в г. Гомеле), ОАО «Речицадрев», ОАО «Витебскдрев», ЧПУП «Фанеро-спичечный комбинат ОАО «Гомельдрев».

Поставка лакокрасочных материалов осуществляется по двум направлениям: импортные (РФ, Германия) и отечественные (ОАО «Лидалакокраска»).

Закупка  ЛКМ производится на фирме «Лузо–2000» (Германия). К ним относятся различные виды красителей, а также полиуретановый лак и лак УФ-сушки. В результате тендерных торгов заключены договора поставки с ОАО «Лакокраска»  г. Лида  и ООО «Алексинские краски» г. Москва (лак НЦ-218, лак НЦ-243, растворитель 646, эмали).

Перечень поставщиков мебельной фурнитуры весьма значителен. В него входят как поставщики импортной фурнитуры, так и отечественной.

К импортным относятся ЧУП «Квадрокомплект» г. Минск (официальный дилер фирмы «Хеттих Фурнитех» Германия) и ОДО «Сибарит Трейд» г. Могилев (официальный дилер фирмы «Гамет» Польша). К отечественным поставщикам разнообразной мебельной фурнитуры относятся: РУП «Гомельский завод измерительных приборов», ЧУП «Метиз БелОГ» г. Могилев, ОАО «Борисовский РМЗ», ОАО «Электромодуль» г. Молодечно, РУП «Гомельский Завод Станочных узлов», РУП «БелАЗ» г. Жодино, РУП «Гомельский  завод «Центролит».  Основным поставщиком метизов является Речицкий метизный завод.

Основными поставщиками упаковочных материалов являются: Светлогорский ЦКК (гофрокартон), ООО СП «Пакленд» г. Минск (пленка воздушно-пузырьковая) и Добрушская  бумажная фабрика «Герой Труда» (бумага упаковочная, мешочная и т.д.).

Более подробная информация о поставщиках и поставляемых ими материалах представлена в ПРИЛОЖЕНИИ К. Анализируя данные ПРИЛОЖЕНИЯ К можно прийти к выводу, что в основном поставщиками у ОАО «Гомельдрев» являются отечественные производители. Это объясняется относительно небольшой их стоимостью, меньшими затратами на транспортировку и доставку, большей доступностью и выгодностью сотрудничества для предприятия.

Таблица 3.2. Возможности и угрозы ОАО «Гомельдрев» относительно поставщиков

Возможности

Угрозы

1.Значительное сокращение транспортных расходов при закупках сырья и материалов.

2.Большое число резервных поставшиков

1. Необходимость привлекать посредников при закупках, что приводит к удорожанию сырья и материалов.

2. Возможны сбои в поставках.

Источник: собственная разработка

Таблица 3.3. Возможности и угрозы ОАО «Гомельдрев» относительно внешней среды

Возможности

Угрозы

1.Создание единого государства и таможенный союз с РФ.

2.Изменение в технологии производства и информационном обеспечении.

3.Расширение сети фирменной торговли, способствующей росту производства.

4.Увеличение объёмов продаж на зарубежных рынках для привлечения дополнительных средств.

1. Низкий уровень доходов населения и их распределение

2.Высокий уровень конкуренции в отрасли

3.Высокий уровень налогообложения

4.Зарубежные конкуренты

5.Нарастание дефицита сырья

6.Высокий уровень инфляции

7.Низкая платежеспособность предприятий.

Источник: собственная разработка

Как видно из проведенного анализа ОАО «Гомельдрев» имеет возможность занять прочную нишу на рынке оказания различных по стоимости услуг достаточно большому кругу клиентов предприятия. Это возможно в связи с тем, что из основных конкурентов лишь немногие производят мебель из натурального дерева, что естественно удешевляет продукцию этих предприятий. Однако, в последнее время многие преуспевающие фирмы отдают предпочтение не только дешёвой, а скорее, качественной, прочной мебели, и готовы заплатить за неё более высокую цену. ОАО «Гомельдрев» следует расширять ассортимент как более дорогостоящей, так и более дешевой мебели.

Определим для предприятия ОАО «Гомельдрев» привлекательные направления совершенствования деятельности, при внедрении которых в практику предприятие может добиться конкурентного преимущества и повысить эффективность своего функционирования. Для этого построим матрицу SWOT, в которой отобразим все сильные и слабые стороны деятельности предприятия, а также его возможности и угрозы (рис. 3.3):

 

Сильные стороны

Балл

Слабые стороны

Балл

1. Наличие широко развитой торговой и дилерской сети.

4

1. Большие и не всегда оправданные затраты на организацию выставочной деятельности.

5

2. Рост ассигнований на рекламную деятельность.

3

2. Большая часть имущества предприятия сформирована за счет заемного капитала.

5

3. Освоение производства принципиально новых мебельных программ и их вариантов

3

3. Увеличение доли работников предпенсионного возраста.

4

4. Широкий ассортимент продукции

4

4. Нестабильное и не

эффективное функционирование отдельных элементов дилерской сети.

4

Итого:

14

Итого:

18

Возможности

Балл

Стратегия 1

1. Совершенствование коммуникационной политики путем сокращения затрат на организацию выставочной деятельности.

2. Совершенствование дилерской сети путем дополнительного финансирования

3. Выход на новые рынки сбыта путем производства принципиально новых мебельных программ и их вариантов

Стратегия 2

1. Привлечение более молодых и квалифицированных специалистов: дизайнеров, технологов, конструкторов и т.д.

2. Увеличение числа фирменных секций предприятия на территории РБ и за ее пределами с целью повышения узнаваемости продукции предприятия и роста производства.

3. Совершенствование рекламной деятельности путем укрепления отношений со СМИ.

1. Рост заинтересованности работников в результатах труда

3

2.Значительное сокращение транспортных расходов при закупках

3

сырья и материалов.

3. Выход на рынок с новыми товарами.

3

4. Расширение сети фирменной торговли, способствующей росту производства.

4

Итого:

16

Угрозы

Балл

Стратегия 3

1. Предоставление потребителям отсрочки платежа и дифференцированный подход к условиям поставки продукции разным клиентам.

2. Завоевание новых рынков сбыта путем повышения доверия со стороны покупателей к предприятию.

3. Предоставление покупателям дополнительных скидок и преимуществ при покупке мебели.

Стратегия 4

1. Совершенствование товарной политики путем расширения ассортимента предприятия и освоения новых видов продукции.

2. Сокращение материальных  затрат путем замены поставщиков.

3. Увеличение заинтересованности работников предприятия в труде путем построения системы материального стимулирования.

1. Необходимость привлекать посредников при закупках, что приводит к удорожанию сырья и материалов.

3

2. Опасность потерь существующих позиций на рынке в конкурентной борьбе

5

3.Снижение числа клиентов на территории РФ.

5

4. Низкая платежеспособность покупателей.

4

Итого:

17

Рисунок 3.3. SWOT – анализ ОАО «Гомельдрев»

Выберем стратегию, наиболее приемлемую для предприятия:

 1) Стратегия 1: сумма по графе сильные стороны × сумму по графе возможности = 14×16 = 224.

 2) Стратегия 2: сумма по графе слабые стороны × сумму по графе возможности = 18×16=288.

 3) Стратегия 3: сумма по графе сильные стороны × сумму по графе угрозы =14×17=238.

 4) Стратегия 4: сумма по графе слабые стороны × сумму по графе угрозы =18×17=306.

Наиболее приемлемой для предприятия является стратегия, которая имеет большее количество баллов. В данном случае – это стратегия 4. В дальнейшем будем совершенствовать направления деятельности предприятия, указанные в этой стратегии.

4 Разработка анкеты в целях изучения особенностей покупательского спроса

Рост качества может быть осуществлен за счет применения импортных комплектующих и обновления парка деревообрабатывающего оборудования предприятия.

Для того, чтобы выявить целесообразность и необходимость проведения данного мероприятия, требуется составить анкету, которая позволит определить степень востребованности наборов мебели для кухни среди населения и определить процент населения, готового приобретать мебель, производимую именно ОАО «Гомельдрев». Анкета представлена в ПРИЛОЖЕНИИ Р.

Для определения необходимого объема производства найдем генеральную совокупность (N). Она будет включать в себя все семьи г. Гомеля.  Рассчитаем размер генеральной совокупности по формуле (3.1):

N = Численность населения г. Гомеля / Средний размер

домашнего хозяйства × Удельный вес домашних  хозяйств (3.1)

численностью 3 человека

Средний размер домашнего хозяйства (Рср.) составит:

Рср. =(1 × 23,8 + 2 × 26,9 + 3 × 23 + 4 ×19 + 5 × 7,3) / 100 = 2,6

Тогда генеральная совокупность будет равна:

N = 481,5 / 2,6 × 0,23 = 42,6 тыс. семей

Данное исследование является выборочным. Метод выборочного обследования предоставляет информацию о генеральной совокупности на основании обследования только её части, поэтому данные, полученные в ходе выборочного обследования, имеют вероятностный характер.

Объем выборки будем определять по бальному вопросу № 7 анкеты, а именно: «Оцените по 4 - бальной шкале материал, из которого производится мебель для кухни, по степени предпочтительности Вами. Присвойте каждому из них балл от 1 до 4».   Для определения объёма выборки воспользуемся следующей формулой (3.1) [8, с.107, формула 1.7]:

,                                             (3.2)  

где n – объём выборки;

 t – нормированное отклонение, которое определяется  по выбранному уровню доверительной вероятности  (при 95% доверительной вероятности t = 1,96; при 99% доверительной вероятности t = 2,58);

- среднеквадратичное отклонение;

- допустимая ошибка.

Значение σ может быть определено по формуле (3.2)   [8, с.218, формула 1.8]:

                                                                                                     ,                     (3.3)

                                          

где   – максимальное значение из всех предлагаемых мест (наименее предпочитаемый материал для изготовления мебели);  

      – минимальное значение из всех предлагаемых мест (наиболее предпочитаемый материал для изготовления мебели).

Относительная ошибка не должна превышать 3%, тогда   определяется по формуле (3.4) [8, с.220, формула 1.9]:

(3.4)

                                                    

 где  – максимальное значение из всех предлагаемых мест.    

                           

Величина объема выборки показывает, сколько человек необходимо опросить, чтобы, получить достоверные данные.

Определим объем выборки при заданных значениях предлагаемых мест:   =4; =1.

=1/6(4-1)=0,5;

∆ = 4×0,03 = 0,12

n = 22 × 0,52 / 0,122 = 69 чел.

Таким образом, чтобы результаты проведенного исследования можно было распространить на всю генеральную совокупность выборка должна включать не менее 69 человек.

Полученные результаты опроса можно свести в общую таблицу, отражающую количество и процентное соотношение каждого варианта ответа респондентов на тот или иной вопрос (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Р).

Из данных общей таблицы ответов и из сводной таблицы результатов анкетирования (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Р) можно сделать вывод о том, что предприятию следует начать производство наборов мебели для кухни, так как большая часть опрошенных, а это 81,2 % среди всех опрошеных, ответили, что они готовы приобретать мебель для кухни ОАО «Гомельдрев». Необходимо также учесть, что среди опрошенных 33,3 % респондентов собираются приобретать мебель для кухни в ближайшее время и из них 26,1 % опрошенных готовы приобрести мебель именно исследуемого предприятия.  

5 Сегментирование рынка

Всех потребителей продукции, производимой  ОАО «Гомельдрев», условно можно разделить на следующие группы:

  1.  по географическому признаку:
  2.  внутренние потребители (население и организации различных областей Республики Беларусь) – 63 %;
  3.  иностранные потребители (в основном Российской Федерации, Укранины, Казахстнана) – 37%;
  4.  по уровню дохода (применяется для классификации частных лиц в качестве потребителей продукции предприятия):
  5.  с высоким уровнем дохода (свыше 500 долл. США / месяц на человека);
  6.  со средним уровнем дохода (от 150 до 300 долл. США / месяц на человека);
  7.  с низким уровнем дохода (ниже 150 долл. США/месяц на человека);
  8.  по потребителям:
  9.  частные лица (физические лица) – 29 %;
  10.  организации (юридические лица) – 71 %;
  11.  по признаку нахождения на стадии производственно-реализационного процесса:
  12.  предприятия-посредники (торговые организации, занимающиеся покупкой мебели у ОАО «Гомельдрев» с последующей её продажей) – 29,3 %;
  13.  предприятия, состоящие в одной производственной цепи с анализируемым предприятием (то есть те организации, которые покупают, например, заготовки материалов с целью производства из них каких-либо конечных изделий) – 55 %;
  14.  конечные потребители (физические и юридические лица, приобретающие конечный продукт – мебель) – 15,7 %.

Основными конечными потребителями продукции завода являются предприятия, частные организации, фирмы, учреждения образования, частные лица.

В последнее время на внутреннем рынке наблюдается снижение удельного веса отгрузок предприятием в их общем  объёме. В 2011 году объём отгрузок по Республике Беларусь постоянным покупателям составил 6882,36 млн. руб. РБ., из которых 71,18 % составляют отгрузки на фирменные магазины предприятия («Крона» - 8,20 % (564,33млн. руб. РБ), «Торговый Дом «Гомельдрев» - 14,91 % (1026,01 млн. руб. РБ), «Дом Мебели «Гомельдрев» – 19,08 % (1313,18 млн. руб. РБ),ФОРМ ОАО «Гомельдрев» г.Белоозерск - 17,66 % (1215,71 млн. руб. РБ), «Мир мебели» г.Минск – 11,32% (779,42 млн. руб. РБ).

Таблица 5.1. Анализ отгрузки по областям РБ в 2010 – 2011 году

Область

Сумма отгрузки, млн. руб. РБ

Удельный вес в общем объеме отгрузки, %

2010

2011

2010

2011

Гомельская

2821,86

11094,40

43,52

74,97

Могилевская

826,19

362,00

12,74

2,45

Гродненская

354,89

326,8

5,47

2,21

Брестская

1517,96

1490,7

23,41

10,07

Витебская

180,85

28,4

2,79

0,19

Минская

782,85

1495,6

12,07

10,11

Итого:

6484,60

14797,90

100

100

Основной объем отгрузок по Гомельской области приходится на фирменную торговлю.

Основной объём отгрузок по Брестской области осуществляет ФОРМ ОАО «Гомельдрев», г. Белоозёрск (81,55 % от общего объёма по области) и ЧУТПП «Компания «Дело», г. Барановичи (8,27 %).

По Могилёвской области основными оптовыми клиентами являются ОДО «Резонанс-Т», БООО «Алмаз» и ИП Лукьянов Н.В.

По Минской области, кроме фирменного магазина «Мир мебели», реализуют продукцию предприятия ЗАО «Мебельстройматериалы» (27,08 %) и ЗАО ТД «Свислочь» (6,5 % от общего объёма по области).

Отрицательным моментом является потеря значительного количества клиентов. В 2011 году количество клиентов, суммарная отгрузка которых составила в 2010 году 2 770,8 млн. руб. РБ (удельный вес в отгрузке 20,82 %), уменьшилось на 20 клиентов, такое же уменьшение произошло и в 2009 году.

6 Позиционирование

Для анализа конкурентоспособности продукции ОАО «Гомельдрев» по сравнению с основными конкурентами построим многоугольник конкурентоспособности. Для этого рассчитаем значение некоторых параметров, на основании которых можно будет сделать выводы об уровне конкурентоспособности продукции анализируемого предприятия.

Конкурентоспособность предприятия будем оценивать в сравнении с основными конкурентами ОАО «Гомельдрев» - ЗАО «Пинскдрев» и ОАО «Молодечномебель». Оценим конкурентоспособность мебели для спальни, производимой ОАО «Гомельдрев». Для этого выберем аналогичные по определенным параметрам товары конкурентов. Данными товарами будут являться: для ЗАО «Пинскдрев» - мебель для спальни «Эдера»; для ОАО «Молодечномебель» - мебель для спальни «Невда-17».

Построим таблицу параметров конкурентоспособности и определим коэффициенты значимости каждого параметра (см. ПРИЛОЖЕНИЕ М).

Для определения степени согласованности мнений экспертов рассчитаем коэффициент конкордации (W) (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Н).

Таким образом, можно сделать вывод, что мнения экспертов являются  согласованными, так как полученное значение (=0,72) больше нормативно допустимого 0,5. Следовательно, применим полученные коэффициенты значимости для дальнейшего расчета (табл. 5.1).

Таблица 6.1. Расчет конкурентоспособности мебели для спальни

Показатели оценки

Весовые коэффициенты

Оценки экспертов по 7-бальной шкале

Итого

ГМ8420

«Невда–17»

«Эдера»

ГМ8420

«Невда–17»

«Эдера»

1.Внешний вид изделия

0,06

6

5

6

0,36

0,3

0,36

2.Термостойкость материала

0,09

5

5

6

0,45

0,45

0,54

3.Влагостойкость материала

0,14

4

5

6

0,56

0,7

0,84

4.Экологическая чистота материала

0,17

5

4

5

0,85

0,68

0,85

5.Цена изделия

0,18

6

5

7

1,08

0,9

1,26

6.Конструктивная надежность изделия

0,12

6

6

6

0,72

0,72

0,72

7.Качество фурнитуры изделия

0,04

6

5

7

0,24

0,2

0,28

8.Современность дизайна изделия

0,20

6

5

7

1,2

1

1,4

Итого:

5,46

4,95

6,25

На основании приведенных данных построим многоугольник конкурентоспособности (рис. 6.1).

Рисунок 6.1. Многоугольник конкурентоспособности товара

         Исходя из полученных расчетов и многоугольника конкурентоспособности (рис. 6.1) можно сделать вывод, что продукция ОАО «Гомельдрев», а именно мебель для спальни ГМ8420 занимает второе место после ЗАО «Пинскдрев» и в целом является конкурентоспособной, хотя по некоторым показателям отстает от основных конкурентов. Следовательно, предприятию следует уделить внимание некоторым характеристикам выпускаемой мебели с целью их улучшения и усиления позиций, занимаемых на рынке на данный момент времени.

      Для определения конкурентоспособности ОАО «Гомельдрев» среди мебельных предприятий воспользуемся матрицей БКГ.

     Основываясь на данных табл. 6.1 построим таблицу исходных данных для определения стратегии развития предприятия с помощью матрицы БКГ (табл. 6.2).

Таблица 6.2. Исходные данные для построения матрицы БКГ

Предприятие

Объем продаж, млн. руб.

Темп роста рынка, %

Объем продукции, млн. руб.

Доля рынка

2010г.

2011г.

2011 г.

2011г.

1. ОАО «Гомельдрев»

71804

72556

1,011

69898

0,023

2. ЗАО «Пинскдрев»

-

-

-

185374

0,061

3. Отрасль в целом

2427000

2987000

1,231

3028000

-

Определим относительную долю рынка. Для этого рассчитаем долю рынка ОАО «Гомельдрев» и ЗАО «Пинскдрев».

           (6.1)

Исходя из этого, найдем относительную долю рынка:

         0,023

Относительная доля рынка = ----------- = 0,38           (6.2)

        0,061

                Темп роста продаж наш 1,011

Темп роста объема продаж = ------------------------------------- = ----------- = 0,82

                Темп роста продаж отрасли 1,231

На основании проведенных расчетов построим матрицу БКГ (рис. 6.2).

Темп роста объема

          продаж     2             высокая                     низкая

Звезды

    Трудные дети

Дойные коровы

Собаки

 

высокий

1,23

         низкий

1,01   

0

                               1                          0,38     

                                                 Относительная доля рынка

Рисунок 6.2. Матрица БКГ для ОАО «Гомельдрев»

 Согласно построенной для ОАО «Гомельдрев» матрице БКГ предприятие ОАО «Гомельдрев» находится в секторе, который носит название «собаки». Оно имеет относительно низкие темпы роста продаж и низкую долю рынка. Это обусловлено тем фактором, что на мебельном рынке республики имеется большое число конкурентов, занимающихся схожими видами деятельности и которые к тому же  опережают ОАО «Гомельдрев» по отдельным показателям функционирования. Это говорит о тяжелом положении предприятия и необходимости поиска выхода из сложившейся ситуации во избежание полного ухода с рынка.

6 Характеристика ассортимента предприятия

Ассортимент предприятия включает наборы мебели для спальни, наборы корпусной, в том числе модульной, мебели, наборы мебели для прихожей, столы обеденные, журнальные тумбы, комоды, шкафы для обуви, одежды, книг, письма, для посуды, шкафы-витрины, офисная мебель, мебель на металлокаркасе, гостиничная мебель, программы элитной мебели «Версаль» и «Босфор».

Наибольшую долю в производстве товарной продукции занимают:

- мебельное производство – 63,1 %;

- багетное пр-во – 4,3  %;

- металлообработка –2,0 %;

- теплоэнергия –8,3 %;

- лесозаготовки –13,6 %.

Из производства мебели наибольший удельный вес занимает производство корпусной мебели – 57,9 % - это наборы для гостиной, спален, прихожих, тумбы, столы.

Основная продукция Гомельского ДОКа - мебель из древесины и древесных материалов - предназначена для обстановки различных зон пребывания человека в жилых и общественных зданиях, выпускается в соответствии с требованиями ГОСТ 16371 «Мебель. Общие технические условия» ГОСТ 19917 «Мебель для сидения и лежания. Общие технические условия». Высокое качество мебели гарантируется жестким контролем на всех этапах производства. Она полностью соответствует мировым требованиям и стандартам, что подтверждает сертифицированная в 2009 году система менеджмента качества согласно требованиям ИСО – 9001:2000 (СТБ ИСО – 9001 – 2001).

В настоящее время вся выпускаемая продукция ОАО “Гомельдрев”, сертифицирована, как в национальной системе сертификации Республики Беларусь “Бел СТ”, так и в системе сертификации Госстандарта России “Гост Р”.

Следует отметить, что около 40 % в общем обороте предприятия приходится на производство наборов мебели для спальни и шкафов различных видов. Небольшую долю в номенклатуре производства занимают единичные изделия, такие как кровати, стулья, а также наборы прихожих. Это обусловлено их более низкой стоимостью по сравнению с дорогостоящей мебелью для спальни и шкафами. Самую малую долю в общем объеме производства занимают наборы корпусной мебели – всего 0,31 %. Производство их почти остановлено.

Ассортимент продукции, выпускаемой ОАО «Гомельдрев»,  достаточно широкий и постоянно обновляется. Подробная информация об изменении ассортимента продукции ОАО «Гомельдрев» за 2009 – 2011 гг. представлена в ПРИЛОЖЕНИИ Г.

Из приведенных в ПРИЛОЖЕНИИ Г данных  видно, что наибольший удельный вес в структуре продукции занимают наборы мебели для спальни, причем он остается относительно постоянным на протяжении исследуемого периода. Также это столы обеденные и спрос на них растет. Относительно постоянным остается спрос на багет, который также занимает значительную долю в общей структуре.

Причины изменения структуры ассортимента продукции могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины – недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования.

Следует заметить, что неосвоенным пока остается рынок мебели для кухни. Хотя данный вид мебели и является дорогостоящим в плане производства, но спрос на него остается достаточно высоким, стабильным и постоянным.

Основным негативным моментом в функционировании предприятия является наличие больших запасов на складах. Причиной этого являются относительно высокие цены на предлагаемую потребителям продукцию по сравнению с некоторыми основными конкурентами, а также производство продукции без учёта динамично изменяющихся потребностей покупателей. Следовательно, одним из перспективных направлений стратегического развития предприятия является формирование его товарно-ассортиментной политики. А именно в связи с тем, что некоторые виды продукции, выпускаемые предприятием, очень схожи с продуктами-аналогами  основных конкурентов, важным является разработка новых моделей продукции. Кроме того, необходимо уделять внимание тем группам продукции, которые пользуются наибольшим спросом, а также являются новыми и востребованными на рынке. Безусловно, необходимость таких разработок должна быть обусловлена выводами от предварительно проводимых маркетинговых исследований.

7 Описание товарной марки и товарного знака

Каждое мебельное изделие, выпускаемое на предприятии должно иметь маркировку на русском и (или) другом языке. Маркировка должна быть выполнена типографским, литографическим или печатным способом на бумажном ярлыке, прочно приклеенном к мебельному изделию.

Допускается наносить маркировку несмываемой краской штемпелеванием, выжиганием, продавливанием, а также проставлять отдельные реквизиты ярлыка штампом или печатным способом.

Маркировка, наносимая на изделия ОАО «Гомельдрев», содержит:

-  наименование изделия

-  наименование страны-изготовителя – Республика Беларусь;

-  наименование фирмы-изготовителя – ОАО «Гомельдрев»;

-  юридический адрес изготовителя – г.Гомель, Достоевского,3;

-  дату выпуска;

-  штриховой код;

-  товарный знак;

- обозначение национального знака соответствия для сертифицированной продукции.

Товарный знак ОАО «Гомельдрев» имеет следующий вид (рис. 1.1):

Рисунок 7.1. Товарный знак ОАО «Гомельдрев»

Политика по качеству и сервисному обслуживанию на ОАО «Гомельдрев» предполагает выделение двух направлений:

  1.  совершенствование политики предпродажного и послепродажного обслуживания на территории Республики Беларусь;
  2.  поддержание существующего механизма обслуживания брака вне Республики Беларусь (в основном, по Российской Федерации).

В отношении совершенствования политики по сервисному обслуживанию потребителей Республики Беларусь предприятие на базе нового фирменного магазина «Мир мебели», г. Минск открыт участок по сервисному обслуживанию, который координирует решение вопросов, связанных с устранением мелких дефектов мебели, оказываются услуги по её сборке. Данный участок является связующим звеном между потребителями г. Минска и Минской области и предприятием в установлении разнообразных крупных деформаций, причин их возникновения, что позволяет определять возможности их устранения и необходимые для этого средства. Данный участок снабжен транспортным средством для оперативного решения вопросов.

Недостатком сервиса является то, что доставка приобретаемой продукции осуществляется самостоятельно покупателем и связана с необходимость самостоятельного поиска транспортных средств, что вызывает большое недовольство покупателей.

В целях повышения оперативности решения вопросов, связанных с качеством (браком) на территории Гомельской области и г. Гомеля планируется создать участок по гарантийному и послегарантийному обслуживанию, оказанию услуг по сборке и ремонту мебели, так как на данный момент подобные вопросы решаются с помощью цехов предприятия, что снижает эффективность обслуживания клиентов в виду увеличения длительности исправления возникающих дефектов (брака) продукции.

8 Разработка упаковки товара

К наборам, гарнитурам мебели должны прикладываться инструкции по эксплуатации и уходу за мебелью.

Упаковка мебели различается в зависимости от условий доставки, расстояния. При междугородных перевозках, транспортировании с перегрузкой на другие виды транспорта мебель должна быть упакована в разовую или многооборотную тару, обеспечивающую сохранность мебели от повреждений или загрязнении, отвечающую требованиям нормативной документации. По согласованию с потребителем допускаются другие виды упаковки, обеспечивающие сохранность изделий мебели при транспортировании.

Вся съемная фурнитура изделий мебели упаковывается в заклеенные (зашитые) пакет или коробку, уложена в один из ящиков или приклеена к одной из деталей мебели.

Съемную фурнитуру и комплектующие изделия по согласованию с потребителем допускается поставлять отдельно упакованной с этой же партией мебели, гарнитура, набора с соответствующими указаниями в товаросопроводительной документации.

Двери и ящики мебели для предотвращения открывания и выдвижения при транспортировании должны быть заперты на замок, при отсутствии замков, закреплены средствами, исключающими повреждение мебели.

На упаковку мебели, в том числе с изделиями из стекла, а также на тару для деталей из стекла, наносится транспортная маркировка и манипуляционные знаки, имеющие значение: "Хрупкое - осторожно", "Верх", "Беречь от влаги" по ГОСТ 14192.

9 Обоснование избранной  ценовой стратегии

Ценообразование на ОАО «Гомельдрев» осуществляется затратным методом, то есть прямые затраты относятся на издержки по нормам, а накладные распределяются пропорционально.

Положительная сторона этого метода состоит в том, что возмещаются все затраты. Отрицательная сторона этого метода характеризуется тем, что это ведет к росту окончательной цены продукции.

Отпускные цены на продукцию ОАО «Гомельдрев» формируются  исходя из «Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов», утверждённого постановлением Министерства экономики РБ на основе:

  1.  плановой себестоимости;
  2.  всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством;
  3.  прибыли, необходимой для производства, определяемой с учётом качества продукции и конъюнктуры рынка.

Затраты, включаемые в себестоимость продукции рассчитываются по нормам, утверждаемым главным технологом, и нормативам.

10 Характеристика методов стимулирования сбыта

Анализ отгрузки продукции за последние три года позволил выявить стратегически важные рынки сбыта предприятия. В табл. 1.21 представлены основные страны-грузополучатели продукции ОАО «Гомельдрев» ДОК, а также доля, занимаемая ими в общем объеме отгрузок.

Таблица 10.1. Отгрузка продукции ОАО "Гомельдрев" по странам-грузополучателям в 2009-2011 гг. (млн. руб. РБ)

Страны-грузополучатели

Годы

Удельный вес в общем объеме отгрузки, %

Отклонение

(+,-)

2009

2010

2011

2009

2010

2011

2010 к 2009

2011 к 2010

Республика Беларусь

28909,0

14176

14632,3

63,00

44,15

40,07

-14 733

456,3

Ближнее зарубежье: 

16399,8

16973

21057,0

35,71

52,86

57,7

573

4084

Казахстан

2290,5

2357

2609,7

5,02

7,34

7,15

67

252,7

Молдова

103,6

118

282,0

0,24

0,37

0,77

14

164

Россия

12232,3

12968

16281,5

26,64

40,39

44,58

736

3313,5

Таджикистан

127,3

144

30,2

0,36

0,45

0,08

17

-113,8

Узбекистан

75,0

0

85

0,22

0,0

0,23

-75

85

Украина

1571,1

1386

1767,8

3,43

4,32

4,84

-185

381,8

Дальнее зарубежье

602,3

961

832,1

1,30

2,99

0,02

359

-128,9

Итого:

45 911,1

32110

36521,4

100,0

100,0

100,0

-13 801

4411,4

Источник: отчетность предприятия

По данным табл. 10.1 видно, что в 2010 году произошло резкое снижение доли отгрузок, отклонение 2010 года от 2009 составило -13801 млн. руб. В основном это произошло за счет снижения отгрузок на территории Республики Беларусь и Украины.

Наиболее значимыми и эффективно развивающимися рынками сбыта являются рынки Республики Беларусь и Российской Федерации, так как они занимают наибольший удельный вес в отгрузках предприятия. Российская Федерация является одним из успешно развивающихся сегментов товарного рынка и, несмотря на невысокую покупательскую способность населения, объёмы продаж мебели в Россию ежегодно растут в среднем на 20-25 %. Количество покупателей – резидентов РФ составляют 85 субъектов хозяйствования. Общий объем отгруженной им продукции составил 12 968 млн. руб. РБ., в т.ч. отгрузки от УП «ТД «Гомельдрев» составили 1 327,2 млн. руб. РБ.

В течение 2010 года руководством предприятия предпринимались меры по активизации продаж в ряде регионов России. За счёт дополнительно созданных дилерских подразделений произошло увеличение объёмов продаж по Дагестану в 1,6 раза, в Тюменской области – в 4,5 раза, в Краснодарском крае – в 3,8 раза, в Волгоградской области – в 1,3 раза. Это говорит о том, что имеются перспективы роста и развития объема продаж и в других регионах Российской Федерации.

Не весьма успешно развивается рынок Дальнего зарубежья. При общей доле прочих стран произошло снижение объемов отгрузок. В 2010 году данный показатель увеличился за счет появления отгрузок в Венгрию, Мальту, Румынию, Таджикистан, в абсолютном выражении увеличение объемов отгрузки произошло в Латвию, Литву, Молдову, США.  Однако снижение отгрузок в данные страны в 2011 г. Говорит о нестабильности спроса на данных рынках.

Несмотря на расширение географии поставок продукции в Украину объёмы экспорта в 2010 г. Уменьшились. Основной причиной этого явилось падение покупательской способности населения. Однако 2011 г. Характеризуется стабилизацией положения на рынке Украины и ростом показателя отгрузок.

Падение объёмов экспорта в 2010 г. Более чем в три раза в Узбекистан связано с введением 50 % таможенной пошлины на мебель с конца 2004 года.

На основе изложенного выше определим возможности и угрозы предприятия (табл. 10.2).

Таблица 10.2. Возможности и угрозы ОАО «Гомельдрев» относительно потребителей

Возможности

Угрозы

1. Появлением новых оптовых покупателей.

1. Потеря значительного количества клиентов.

2. Снижение числа клиентов на территории РФ.

3. Низкая платежеспособность покупателей.

Источник: собственная разработка

11 Создание рекламного объявления и слогана

В основном коммерческий характер носит информация, размещаемая  ОАО «Гомельдрев» в журналах, газетах. Для повышения эффективности такого объявления необходимо учитывать следующие моменты:

- текст, набранный заглавными и строчными буквами, читается намного легче;

- строка в газетном или журнальном объявлении не должна быть слишком длинной;

- начало и конец рекламного обращения запоминается лучше, чем середина;

- использование рамки позволяет сосредоточить внимание читателя на определенном тексте.

Пример рекламного объявления в журналах представлен в ПРИЛОЖЕНИИ Р.

Данное объявление предлагается размещать в журналах «Оптом и в розницу» и  «Цены и товары сегодня».

12 Возможности использования Интернета для продвижения товара

Эффективным и современным видом рекламы является баннерная реклама. В последнее время данный вид рекламы стал весьма распространен в Интернете. Интернет является достаточно перспективной площадкой для размещения различных рекламных материалов. Размещение медийной рекламы в виде баннеров по большей части подходит для повышения узнаваемости бренда или компании.

    Преимуществом беннерной рекламы является то, что на пространстве, которое занимает баннер, не будет расположено никаких других отвлекающих внимание конструкций. Это делает шансы конкурентности среди аналогичных предложений крайне высокими. При использовании контекстной рекламы многие объявления остаются непрочитанными именно по причины высокой конкуренции.

Стоимость размещения баннеров может зависеть от посещаемости ресурса, где размещается баннер, степени доверия к нему посетителей и от содержания контента. Достаточно часто оплата происходит по числу показов. Цена назначается за 1000 показов и начинается от 1 доллара и заканчивается бесконечностью. Но есть и другой способ оплаты. При этом способе рекламодатель платит только за конкретный результат, т.е. за клики, которые посетители совершают по его баннеру. Стоимость такого клика, как правило, равна его же стоимости в контекстной рекламе или выше.

Самые распространенных в сети размеры баннеров [19]:

  1.  125x125;
  2.  468x60;
  3.  120x600.

Запланируем размещение баннера размером 468х60, при этом стоит учитывать, что размер баннера не должен превышать 15Kb.

Существуют следующие способы баннерной рекламы [19]:

  1.  участие в баннерообменных системах;
  2.  прямая договоренность между web-мастерами сайтов об обмене баннерами между собой;
  3.  покупка показов баннеров на других сайтах или в баннерообменных системах.

В данном случае выберем третий вариант. При размещении баннерной рекламы прибегнем к помощи web-мастера «Красная Баннерная» - простая в использовании и эффективная в действии белорусская рекламная сеть. Служба объединяет более 1500 площадок, демонстрирует более 2 500 000 баннеров в день, охватывает аудиторию более 600 000 уникальных пользователей в неделю. "Красная Баннерная" ориентируется на белорусский рынок, предоставляя рекламодателям уникальные возможности по фокусировке целевой аудитории.

Стоимость размещения рекламы формируется исходя из цены за 1000 показов баннера (CPM) или цены за количество кликов (нажатий на баннер).

Стоимость размещения баннера будет складываться из следующих составляющих. Предположим, минимальное число кликов в день составит 50. Стоимость 1000 показов составляет 0,5 у.е.[14] или при переводе по курсу Нац. банка 1435 руб. (1 у.е. = 2870 руб.РБ). Запланируем размещение баннера на сайте http://tut.by на срок 20 дней. Стоимость размещения баннера размером 468х60 за 1000 показов составит 65800 руб. [20].

Таким образом, общая стоимость баннерной рекламы составит:

С = 28 700 + 1 316 000 = 1 344 700 руб.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8340. Китайское языкознание 45 KB
  Китайское языкознание Исследование звукового строя Грамматическое искусство античности отождествляло графический знак и его звуковой референт, т.е. буква отождествлялась со звуком. В грамматическом искусстве не было фонологии. Фонология рассма...
8341. Чайный куст и производство чая 91 KB
  Чайный куст и производство чая Чайный куст Прежде всего необходимо себе твердо усвоить, что чайный куст является живым организмом, а не машиной. Он представляет из себя такое же живое существо, как и мы с вами, у нас общий прародитель - первичн...
8342. Что нам надо знать о числах в Китае, или магия китайских цифр 50.5 KB
  Что нам надо знать о числах в Китае, или магия китайских цифр Отношения между Китаем и Россией переходят на новый уровень, все чаще напоминая полноценный деловой диалог. Однако большая культурная разница (иные традиции, ритуалы, верования) нередко п...
8343. Салат по - шекински. Бульон с колдунами. Рожки мясные 226.5 KB
  Введение. Основные направления развития общественного питания Особенности национальной кухни Основная часть: Технология приготовления блюд и расчет стоимости Товарная характеристика продуктов, входящих в состав блюда, условия, сроки...
8344. Древний Китай. Специфика социальной структуры 41.03 KB
  Древний Китай. Специфика социальной структуры Введение Д ревнекитайская цивилизация сложившихся в V—III тысячелетиях до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ. Бассейн Хуанхэ был главной территорией формирования этнической общности древних китайце...
8345. Пенсионное страхование в Китае 25.05 KB
  История развития пенсионного страхования. Пенсионное страхование в Китае возникло и развивалось вместе с промышленной революцией и крупным общественным производством после распада традиционного сельскохозяйственного общества. После провозглашения Ки...
8346. Китайская народная республика 1.97 MB
  Выдвигается в мировые экономические и политические лидеры. Пять принципов мирного сосуществования – в конституции страны. Хунвейбины и Цзаофани громили учебные заведения и университеты. Публичные казни представителей интеллигенции и перевоспитание.
8347. Джентльменский набор костолома или компоненты традиционного обучения боевым искусствам в Китае 217.5 KB
  Джентльменский набор костолома или компоненты традиционного обучения боевым искусствам в Китае. Очень часто можно услышать про разные стили, что в одном только удары, и нет бросков, в другом - нет техники ударов ногами, еще где-то не используют захв...
8348. Экономика Китайской Народной Республики 31 KB
  Экономика Китайской Народной Республики Экономика Китайской Народной Республики - 2-я экономика мира по объёму ВВП (на 2010 год). При оценке ВВП страны необходимо учитывать, что данные за прошлые годы регулярно пересматриваются в сторону пов...