86554

Культурно-историческая парадигма в психологии

Контрольная

Психология и эзотерика

Интериоризация в процессе индивидуального развития ребенка. Леонтьева в качестве источника развития высших психических функций ребенка выступает социальная среда. Развитие ребенка подчиняется действию общественно-исторических законов.

Русский

2015-04-08

29.89 KB

3 чел.

Контрольная работа

По дисциплине «Общая психология»

Тема: «Культурно-историческая парадигма в психологии»

Выполнил студент     Лысакова Елена Евгеньевна  

Направление:         психология

№ группы:               ГЗП

Подпись студента:_________    Дата сдачи работы: ______________

Работа принята:                                                        _________

                   

"     "                                  г.

Содержание:

  1.  Глава 1. Введение                                                                        Стр. 3-4
  2.  Глава 2. Процесс интериоризации  филогенетический аспект. Стр. 5
  3.  Глава 3. Интериоризация в процессе индивидуального развития ребенка.                                                                                       Стр. 6-7
  4.  Глава 4.  Понятие о «зоне ближайшего развития».                  Стр. 8-9
  5.  Заключение.                                                                                Стр. 10
  6.  Список использованной литературы.                                       Стр. 11

Глава 1.

Введение.

     Парадигма - Особый комплекс взглядов, включающий все установки, убеждения и методы, характерные для этих взглядов. В главном русле науки парадигма обычно принимается всеми исследователями, работающими в данной области. К примеру, в физике работы Коперника, Ньютона и Эйнштейна привели к последовательной смене парадигм этой науки. Распространено мнение о том, что психологию нельзя считать точной наукой, и в ней не может быть одной общепринятой парадигмы, под которой бы подписалось большинство психологов.

     Культурно-историческая парадигма (теория) была разработана советским психологом Л.С. Выготским, и получила дальнейшее развитие в трудах А.Н. Леонтьева. В основу ее были положены идеи французской социологической школы: идея историзма и социальной обусловленности психики. Cогласно взглядам Л.С. Выготского и  А.Н. Леонтьева, в качестве источника развития высших психических функций ребенка выступает социальная среда. Отношение к среде меняется с возрастом, следовательно, меняется и роль среды в развитии. Развитие ребенка подчиняется действию общественно-исторических законов.

     Движущая сила психического развития - обучение (при этом развитие и обучение - это разные процессы). Обучение есть внутренне необходимый момент в процессе развития у ребенка свойств, исторически присущих человеку. Обучение не тождественно развитию: оно создает зону ближайшего развития, т.е. пробуждает и приводит в движение у ребенка внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в сфере взаимоотношения со взрослыми и сотрудничества со сверстниками.

     С точки зрения Л.С. Выготского, все современные ему западные теории описывали ход детского развития как переход от индивидуального, гуманоидного, человекоподобного существования к жизни в качестве полноценного члена общества. Поэтому неудивительно, что центральной проблемой всей без исключения зарубежной психологии до сих пор остается проблема социализации, проблема перехода от биологического существования к жизни в качестве социализованной личности. Л.С. Выготский категорически выступал против такой интерпретации развития. Для него процесс развития проходит путь от социального к индивидуальному. Развитие психики - это процесс ее индивидуализации. Высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся индивидуальными функциями самого ребенка. Так, речь - сначала средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию.

Глава 2.

Процесс интериоризации  филогенетический аспект.

     Интериоризация – формирования стабильных структурно-функциональных единиц сознания через усвоение внешних взаимодействий с предметами и овладевание внешними знаковыми средствами.

     Развитие мышления, восприятия, памяти и других психических функций происходит через этап (форму) внешней деятельности, где культурные средства имеют вполне предметный вид и психические функции действуют вполне внешне, интрапсихически. Только по мере отработки процесса деятельность психических функций сворачивается,  переходит из внешнего плана во внутренний, становится интерпсихической.

     В процессе своей отработки и сворачивания вовнутрь психические функции приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность. Если возникает затруднение в мышлении и других психических процессах, всегда возможна экстериоризация - вынесение психической функции вовне и уточнение ее работы во внешне-предметной деятельности. Замысел во внутреннем плане всегда может быть отработан действиями во внешнем плане.

     Как правило, на этом первом этапе внешней деятельности все, что делает ребенок, он делает в сотрудничестве,вместе со взрослыми. Именно сотрудничество с другими людьми является главным источником развития личности ребенка, а важнейшей чертой сознания является диалогичность

Глава 3.

Интериоризация в процессе индивидуального развития ребенка.

     Высшие психические функции ребенка возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии путем интериоризации они становятся собственно индивидуальными функциями, или, как писал Выготский: «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая».

     Например, если говорить о произвольном внимании как высшей психической функции, то последовательность этапов его формирования такова: сначала взрослый в общении привлекает и направляет внимание ребенка; постепенно сам ребенок усваивает указательный жест и слово — происходит вращивание, интериоризация способов организации чужого и собственного внимания. Также и речь: первоначально выступая внешним средством общения между людьми, она проходит промежуточную стадию (эгоцентрической речи), начинает выполнять интеллектуальную функцию, и постепенно становится внутренней, интериоризированной психической функцией. Таким образом, знак появляется сначала во внешнем плане, в плане общения, а затем переходит во внутренний план, план сознания.

     «Развитие внутренних индивидуальных свойств личности ребенка имеет ближайшим источником его сотрудничество с другими людьми...» (СНОСКА: Из книги: Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984. С. 265; см.: Абраменкова В. В. Развитие гуманных отношений ребенка и социальная психология детства // Вопр. психологии. 1986. № 4).

     В понятии «интериоризация» необходимо выделить три различные грани.

     Первую грань можно было бы назвать гранью «индивидуализации». 

Раскрытие этой грани позволило Л. С. Выготскому отразить основной генетический закон культурного развития: от социальной коллективной деятельности ребенка к индивидуальному.

     Вторая грань понятия «интериоризация», отражающая переход от «МЫ» к «Я».

     И наконец, третья, наиболее изученная, грань понятия «интериоризация» — это «интериоризация» как производство внутреннего плана сознания 

прямой механический перенос внешнего, материального, во внутреннее, идеальное.

Глава 4.

Понятие о «зоне ближайшего развития».

     Уровень актуального развития ребенка – та степень зрелости, которой достигли функции ребенка.

     Подражание ребенка заключается в том, что он способен подражать действиям, которые выходят далеко за пределы его собственных возможностей, но они, однако, не безгранично велики. Ребенок в состоянии с помощью подражания в коллективной деятельности, под руководством взрослых, сделать гораздо больше, и притом сделать с пониманием, самостоятельно. Расхождение между уровнями решения задач, доступных под руководством, при помощи взрослых и в самостоятельной деятельности,

     Зона ближайшего развития ребенка – те процессы, которые еще не созрели, но находятся в стадии созревания.определяет зону ближайшего развития ребенка.

     То, что ребенок оказывается в состоянии сделать с помощью взрослого, указывает нам на зону его ближайшего развития. 

     То, что ребенок сегодня делает с помощью взрослого, завтра он сумеет сделать самостоятельно.

     Л.С.Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка: 

1. Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой ритм, который меняется в разные годы жизни.

2. Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой. 

3. Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития.

4. Закон развития высших психических функций. Высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными (формами) функциями самого ребенка. 

Заключение.

     Культурно-историческая теория Выготского, которую он не успел во многом конкретизировать, была развита его последователями и оказала огромное влияние на дальнейшее развитие отечественной психологии.

     Сегодня, когда все громче раздаются голоса записных «гуманистов», требующих предоставить развивающемуся ребенку «свободу», возможность «расти в естественном направлении», совсем нелишне вспомнить теорию, которая гласит: подлинно человеческие нормы и ценности никогда не «вырастут изнутри», их необходимо задать извне и помочь их присвоить.

     Ожидания родителей проецируются на детей в качестве рассказов об их собственном жизненном опыте, а также в качестве советов и наставлений. При этом слишком часто близкие передают своему потомству опыт негативный, тем самым блокируя возможности детей, хотя зачастую врожденные способности ребенка намного выше, нежели у родителей, так что и достичь он мог бы гораздо более весомых результатов.

Список использованной литературы:

  1.  Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник

М.: Изд-во МГУ, 1990 - 367 с.

  1.  Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. — М., 1982.
  2.  Возрастная и педагогическая психология: Тексты /Сост. и коммент. Шуаре М.О. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22374. Операционные усилители (ОУ) 510 KB
  Схема усилителя со следящей связью С делителя R4 R5 снимаем напряжение  Ua т. Напряжение на сопротивлению R стремится к нулю. От источника положительного напряжения через на диоде VD1 создается опорное напряжение которое вместе с напряжением обратной связи подается на неинвертирующий вход операционного усилителя. Если входное напряжение равно нулю то напряжение на входе усилителя равное разности напряжений на его зажимах равно напряжению в точке А: Даже без положительной обратной связи при таком напряжении напряжение на выходе...
22375. Усилитель переменного тока на ОУ с одним источником питания 1.29 MB
  Усилитель переменного тока на ОУ с одним источником питания рис.1 Рис. Рис. ОУ в выходном каскаде бустерная схема рис.
22376. ПРИМЕНЕНИЕ ОУ 806 KB
  Усилители с возрастающим и убывающим коэффициентами передачи. Суть метода заключается в том что коэффициент передачи цепи ООС ОУ должен иметь несколько дискретных значений каждое из которых соответствует определенному диапазону изменения входного сигнала. Коэффициент передачи этих делителей аппроксимирует требуемую нелинейную зависимость причем чем больше число дискретных значений может принимать коэффициент передачи ООС ОУ тем ближе получаемая зависимость выходного напряжения от входного к заданной. Усилитель с возрастающим коэффициентом...
22377. ГЕНЕРАТОРЫ ИМПУЛЬСОВ 584 KB
  Если напряжение передаваемое с выхода на вход по цепи ОС окажется в фазе с вызвавшим его входным напряжением и по значению будет не меньше его то усилитель возбудится. Физически это означает что в цепи ОС не происходит затухания сигнала. Цепи коррекции уменьшают усиление ОУ так чтобы при сдвиге 130 К было меньше 1 либо уменьшением коэффициента усиления.3 С1 перезаряжается по цепи UП – R1 – C1 – VT1 – корпус С2 заряжается по цепи UП – RК2 – C2 – VT1 –корпус.
22378. ГЕНЕРАТОРЫ ПИЛООБРАЗНОГО НАПРЯЖЕНИЯ (ГПН) 352.5 KB
  Принципы построения ГПН. ГПН в ждущем режиме. ГПН в автоколебательном режиме.
22379. АНАЛОГО-ЦИФРОВЫЕ И ЦИФРО-АНАЛОГОВЫЕ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ (ЦАП И АЦП) 315 KB
  ЦАП с двоичновзвешенными резисторами. ЦАП с резистивной матрицей R2R.АНАЛОГОЦИФРОВЫЕ И ЦИФРОАНАЛОГОВЫЕ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ ЦАП И АЦП 15.
22380. СТАБИЛИЗАТОРЫ И ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ НАПРЯЖЕНИЯ 132 KB
  Общие сведения Стабилизатором напряжения СН называется устройство поддерживающее с требуемой точностью напряжение на нагрузке при изменении дестабилизирующих факторов в определенных пределах. Это различие зависит от места включения СН: между источником напряжения и выпрямителем переменного тока; между выпрямителем и нагрузкой постоянного тока. Компенсационные СН КСН это системы автоматического регулирования выходного напряжения в которых используются также стабилитроны варисторы и т.
22381. Усилительные устройства (УУ) 104 KB
  Эквивалентная схема усилителя. Коэффициент полезного действия усилителя. Диапазон усиливаемых частот f = f0 fн разность между верхней и нижней граничными частотами усиления полоса пропускания усилителя.Эквивалентная схема усилителя Эквивалентная схема усилителя приведена на рис.
22382. Искажения, вносимые в усилителе 229.5 KB
  Искажения импульсных сигналов. Искажения вносимые в усилителе 8. Линейные искажения К линейным относят искажения: частотные вызваны неодинаковостью усиления различных частотных составляющих входного сигнала рис.