8656

Философия её предмет, основные проблемы и функции

Контрольная

Логика и философия

Философия её предмет, основные проблемы и функции. План. Философия и мировоззрение. Предмет философии, основные проблемы и структура философских знаний. Место философии в системе духовной культуры ...

Русский

2013-02-16

67 KB

123 чел.

 

Философия её предмет, основные проблемы и функции.

План

     1 Философия и мировоззрение

  2 Предмет философии, основные проблемы и структура философских знаний

3 Место философии в системе духовной культуры

     4 Функции философии

  Слово философия впервые произнес великий мыслитель ДР. Греции – Пифагор. Термин «философия» имеет греческое происхождение от сл. «филео» - люблю и «софия» - мудрость, и буквально означает, любовь к мудрости. Но более точно переводится по смыслу как «стремление к истине»

Пифагор говорил «Пусть никто не переоценивает свои возможности в постижении мудрости». Другой знаменитый философ Др. Греции Эпикур отмечал: «Пусть никто не откладывает философию в юности, и пусть не устает от нее в старости». Русский философ и историк 19 в. Кавелин говорил: «Философия всегда и везде сопровождало умственную жизнь, и была её показателем».

Когда же возникла философия?

 

Философия возникла в период становления и развития рабовладельческого общества примерно в VI до н.э. в Европе, на Востоке еще раньше в VII-VI в. в. до н.э. в странах древнего мира – Индии, Китае, Египте. Эту эпоху, время возникновение философии, нем. философ Ясперс связывает с появлением особого типа сознания, которое, искало новые способы решения мировоззренческих проблем. Эту эпоху К. Ясперс называет «осевым временем»

Философия возникла не на пустом месте, у философии были свои истоки и предпосылки, и такими предпосылками возникновения философии были мифология и религия. Мифология считалась первой исторической формой мировоззрения, она возникает на ранней стадии общественного развития. Термин «миф» греч. сл. в переводе на русс. яз. означает – народное предание, сказание. Именно в мифологической форме существовали первоначальные ответы на вопросы об устройстве мироздания, возникновения культуры и человека.

Мифология – форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.

Мифы - древние сказания разных народов о фантастических существах, о делах богов, духов, героев – многообразны. Например: Сказания о богах населяющих Олимп, о Прометеи и Геракле, Одиссее и аргонавтах и.т.д. Элементы мифологи – го мировоззр-я сохранились в общественном сознании современного общества (мифы о инопланетянах,о волшебных лекарствах исцеляющих от всех болезней и.т. п.)   

         В этот же период существовала и религия.   Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. Термин «религия» означает в переводе с лат. - благочестие, святость, набожность. Способом существования религии является вера. Являясь фантастическим отражением действительности, основываясь на вере в сверхъестественные, неземные силы, религиозное мировозз-е включает общечеловеческие нормы и нравственные принципы, сохранившие своё влияние на мораль современного общества.

 Основными мировыми религиями являются: христианство, ислам, буддизм. Крупнейшими национальными, распространенными в мире религиями являются: синтоизм, индуизм, иудаизм

 Философия возникает в ту эпоху, когда родовое сознание уже не в состоянии выразить духовное содержание культуры развивающего цивилизованного общества. И философия, и религия обсуждают проблемы устройства мира, природы и сущности человека, его места в мире. Однако между ними существует принципиальное различие. Философия использует средства разума, опирается на объективные знания и формулирует свои выводы в рациональной форме. В религии акцент делается на веру, а не на доказательство и аргументацию. Религия предлагает человеку верить, переживать, а не размышлять и делать выводы. Кроме того, религия предлагает готовые ответы на мировоззренческие вопросы, тогда как для философии характерно свободомыслие. Итак, философия возникла на почве мифологического и религиозного мировоззрения т.к. зрела необходимость в новом взгляде на мир, основанном на рациональных знаниях. Переход от мифологического и религиозного мировоззрения к философии был переход от «мифа к логосу». Мы обосновали необходимость перехода и возникновения философского мировоззрения.

Давайте определим, что же такое мировоззрение? КАКОВА его структура?

 

У каждого человека имеется определенный объем знаний. Когда человек задает вопросы о том - сотворен ли мир или существует вечно; происходит ли все по воле случая или закономерно; что такое человек, можно ли познать мир и воздействовать на него; что такое добро и зло ?и.т.п, в ходе размышлений над ними формируется мировоззренческое знание.                             

Дадим определение мировоззрения в узком смысле, частное, -– это воззрение на мир в целом, общее понимание мира, целостное представление о нем. Запишем общее определение мировоззрения. Мировоззрение – это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к нему, а так же основанные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации. В мировоззрении выделяются 2 грани:

- миропонимание

- мировосприятие или мироощущение

Мироощущение – представляет собой эмоционально - чувственную сторону мировоззрения.

Миропонимание – познавательно- интеллектуальный его аспект. Как система мировоззрение включает в свой состав – основополагающие элементы: принципы, знания, убеждения, вера, воля, идеалы, ценности. Рассмотрим несколько из них.

Убеждения – это знание, которое прошло как бы через наше сердце, добыто усилиями собственного ума, это не просто и не только знания, это убежденность в его правоте, это готовность к его воплощению в реальность. К.Маркс образно выразился, что : «От убеждений можно отказаться, избавиться, лишь освободившись от уз души».

Важным компонентом мировоззрения являются идеалы. В них содержится высшая цель стремлений человека к истине, добру, красоте, справедливости. Идеал придаёт осмысленность человеческой деятельности, целеустремлённость. Взгляды - это определённая совокупность знаний, выраженных в представлениях и понятиях: они составляют основу мировоззрения.  

 В истории человечества выделяются 4-е основные формы мировоззрения:     1- мифологическое

2 - религиозное

3 - обыденное

4 - философское

Выше было сказано о мифологическом и религиозном формах мировоззрения.

Рассмотрим следующие, обыденное – это такое мировоззрение, которое рождается в процессе повседневной жизни, основывается на жизненном опыте. Философское – это такое мировоззрение которое носит научно-теоретический характер в форме представлений о мире и отношение человека к нему.   Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретическим характером. ИТАК, мировоззрение играет важнейшую роль в жизни человека и общества, определяет направление и характер его деятельности и поведения, служит своего рода духовным компасом.

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ.

 

Философия – являясь теоретическим мировоззрением, выступает как особая наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.    

 В ходе развития философии представления о её предмете менялись. Можно сказать, что каждая эпоха давала свой ответ на этот вопрос. Да и в рамках одной исторической эпохи могли сосуществовать разные версии этого ответа.

Среди них встречаются такие варианты, которые сводят к указанию на то, что ее предметам служат: раздумья о человеке, размышления о жизни и смерти и.т.д. Так, например, для греч. мыслителя Сократа философия была величайшим из искусств – искусством самопознания. Аристотель считал философию наукой, изучающей первопричины вещей, называл её госпожой наук. В Ср. века философия выступала служанкой богословия Интересным выглядит подход к определению предмета. который даёт крупный немецкий философов Кант. Он эту проблему расчленил на 3 части:

- что я могу знать?

- что я должен делать?

- на что я смею надеяться?

В конце концов, он сводил эти 3 элементы к одному – Что такое человек? Итак, по Канту выходит, что главная проблема философии ее предмет – это человек. Есть и такая трактовка предмета философии. согласно которой – смысл философии заключается в том, чтобы выявить – Откуда мы? Кто мы такие? Куда мы идём? Эту точку зрения развивал известный французский художник Поль Гоген. По Гегелю – предмет философии – это мышление о всеобщем.    20 век предложил большое разнообразие трактовок предмета философии. Экзистенциализм понимает философию как размышление о человеческом существовании. Позитивизм вообще отказывает ей в собственном предмете. В прежнем виде философия рассматривается позитивистами как бессмысленная наука, а в новом же облике она должна стать «служанкой» наук, методологией научного познания. Таким образом, предмет философии можно определить так – это учение о всеобщем бытии и познании.                                   Далее, в философии есть круг основных ее проблем. Это, прежде всего проблемы бытия, сознания, жизни и смерти, бессмертия, смысла жизни, свободы, счастья и.т.д. Итак, необходимо определить специфику особенностей. Это, прежде всего знания – биполярные т.е. фил-ию не интересует мир сам по себе, а только в контексте человеческой жизнедеятельности, отношение 2-х полюсов – «человек и мир». Ф. знания – это всегда знания о сущем, о глубинном, о необходимом. Следующая характерная особенность ф.знний - это знания интегральные т.е. знания о всеобщем. Следующей особенностью ф. знания – это то, что эти знания носят предельно общий, теоретический характер. Далее, фил-ие знания носят вечный, инвариантный характер. Это значит, что многие проблемы фил-ии были сформулированы у её колыбели и продолжают быть столь актуальными и сегодня, т.е. выходят проблемы вечные, а ответы – исторические.

Важно при этом подчеркнуть, что это не означает, что человечество не может решить эти проблемы и свидетельствует о том, что ответы на них разнообразятся от эпохи к эпохе и сами проблемы разнообразны, и на сегодняшний день не могут быть достоверно решены логическим путём.    

Поскольку на мировоззренческие вопросы нельзя дать окончательного ответа, философские проблемы на каждом новом историческом этапе осмысляются по иному, другими словами говоря фил-ие зн. неисчерпаемы по своей сути.

  

  Далее, с момента оформления философии начала определяется и структура фил-го знания.

  1.  ОНТОЛОГИЯ – учение о бытии
  2.  ГНОСЕОЛОГИЯ – учение о познании
  3.  ДИАЛЕКТИКА – учение о развитии
  4.  ЛОГИКА – учение о формах правильного мышлении
  5.  ЭТИКА - учение о морали
  6.  ЭСТЕТИКА - учение о прекрасном в жизни и искусстве
  7.  СОЦИОЛОГИЯ - учение об обществе
  8.  АНТРОПОЛОГИЯ - учение о человеке
  9.  АКСИОЛОГИЯ – учение о ценности
  10.  ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ - развитие фил-ой мысли

В разные эпохи на первый план выходил тот или иной раздел философского знания, тогда как другие продолжали существовать на периферии. Например, в Античности и в Ср. века доминировала онтологическая проблематика, в эпоху Возрождения в центре внимания была антропология. В Новое время и в эпоху Просвещения философы решают, прежде всего гносеологические вопросы, а философия фактически сводится к вопросу об адекватном, универсальном познании. В современной философии внимание сконцентрировано в основном на антропологической и аксиологической проблематике; темы бытия, его познания, истины, т.е. онтология и гносеология, отходят на задний план

Среди ключевых вопросов в фил-ии выделяется такой, который называется главный или основной вопрос философии. Классическая формулировка этого вопроса была дана Л. Фейербахом и звучит следующим образом: великий основной вопрос всей фил-ии и в особенности новейшей философии - это вопрос об отношении мышления к бытию. В наше время часто предлагается новая формулировка вопроса современности, это – вопрос о выживаемости человеческого рода. Основной вопрос фил-ии включает в себя две грани или две стороны:

1ст. – что первично, а что вторично?

2ст. – познаваем ли мир?

В фил-ии термин первичное имеется в виду нечто – исходное, определяющее. В зависимости того, как философы отвечали на этот вопрос – прежде всего на 1-ую его сторону они разделились на 2-а противоположных направления:

Материализм – термин происходит от лат.сл. «материалис» – означает в пер. вещественный, телесный.

Идеализм – греч.сл. «идеа» – обозначает в пер. понятие, представление.        Согласно матер-ой трактовке, первичным выступает бытие, нечто физическое, материя, вторичным, производным – дух, сознание, воля. С точки зрения идеализма, первичным, исходным, является дух, сознание, воля, а вторичным, производным – бытие, материя. Оба эти направления прошли в своем историческом развитии целый ряд этапов. В истории материализма различают такие исторические формы:

- античный, стихийный материализм античных философов

- натурфилософский материализм эпохи Возрождения

- метафизический, механистический материализм 17 – 18 вв.      

- диалектический материализм, предлагаемый марксистской философией.

Идеализм имеет 2-е разновидности:

1 субъективный идеализм

2 объективный идеализм

Объективный идеализм признаёт исходным началом абсолютный дух или идею, которая существует вне и независимо от человека и определяет его индивидуальное сознание. Классический пример объективного идеализма – философия Г.Гегеля.                      

Субъективный идеализм признаёт единственной реальностью сознание или волю индивидуального субъекта, а мир выводит из содержания этого сознания. Примером субъективного идеализма явл-ся философия Д. Ж.Беркли, Д. Юма. 

 Другим онтологическим принципом классификации философских учений может быть принцип единства или множественности бытия. В зависимости от учений, которые исходят из признания - одного, двух или более начал, формируются монизм, дуализм и плюрализм. Все эти три в переводе на русский язык означают: один, два, двойственный, множественный.

Гносеологическая классификация философских учений строится в зависимости от характера ответа на вопрос - познаваем ли мир? 

Мир познаваем, и такое решение называют гносеологическим оптимизмом; мир не познаваем – это гносеологический пессимизм, или агностицизм.

 

ФИЛОСОФИИ В СИСТЕМЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Рассматривая в этом плане философию, она представляет собой ядро, сердцевину духовной культуры человечества. Это нашло емкое отражение в знаменитом тезисе Гегеля: «Философия это живая душа культуры, духовная квинтэссенция (стержень)». Итак, выходит, что философия представляет собой нечто связанная с душой культуры, причем конструктивной, созидательной. Далее, можно указать, что фил-ия, выступает как систематизатор, интегратор духовной культуры. И, наконец, можно отметить такую роль фил-ии – побудитель, стимулятора духовного прогресса.

ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ

 

Различные авторы называют разные функции философии (до 20). А самыми главными, основными функциями философии являются:

  1.  Гуманистическая
  2.  Мировоззренческая
  3.  Методологическая
  4.  Гносеологическая
  5.  Аксиологическая
  6.  Эвристическая
  7.  Интегрирующая или координирующая
    1.  Гуманистическая функция философии, по общему мнению может рассматриваться как самая главная ибо, для философии нет ничего более важного чем сам человек, его внутренний, духовный мир.
    2.  Мировоззренческая функция служит тому, чтобы раскрыть сущность мироздания, его природу, нарисовать общую картину мира.
    3.  Роль методологической функции заключается в том, чтобы раскрыть методы и формы, способов постижения мира.
    4.  Смысл гносеологической функции философии, чтобы доказать что представляет собой познание, каковы его уровни, формы и границы.
    5.  Аксиологическая (ценностная) функция философии раскрывает значимость различных предметов и явлений, их способность удовлетворять потребности и служить интересом людей.
    6.  Эвристическая функция философии раскрывает творческие возможности людей и способности к поиску и находкам.
    7.  Интегрирующая функция способствует аккумуляции, систематизации всего разнообразия знаний.

Для специалиста любого профиля фил-ия представляет несомненный интерес в двух следующих отношениям. Во – первых, она позволяет лучшей ориентации в своей профессии. Во – вторых, дает понимание жизни, реальности, во всей ее полноте и сложности.

В заключении лекции высказывания знаменитых философов:

Гегель: «Те люди, которые не знают великих творений – прошли мимо красоты».

 

Аристотель: «Все другие науки более необходимы, но прекраснее философии нет!».

 

 

PAGE  8


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30674. Тема «русского бунта» в произведениях отечественной литературы 14.29 KB
  Тема русского бунта нашла свое отражение в нескольких произведениях русской литературы но несомненно свое начало в литературе XIX века она берет с романа А.Работая над этим произведением писатель пользовался многочисленными историческими источниками совершил поездку по местам пугачевского бунта записывал рассказы очевидцев. В Капитанской дочке перед нами предстает Пушкин – художник раскрывающий тему народного бунта в высшей степени художественно.
30675. Тема героя и толпы в произведениях отечественной литературы 14.5 KB
  Конфликт в который вступают Чацкий и московское общество весь ход сюжета убедительно доказывают что Чацкий по сути дела один на один с целым мирком в миниатюре миром Фамусова. Фамусовское общество является жалким подражателем всего французского; и только Чацкий единственный русский человек во всей пьесе. Воскреснем ли когда от чужевластья мод вопрошает он иронизируя над тем что московское общество одевается по французской моде предпочитает французскую кухню французский язык знает лучше чем русский.Фамусовское общество...
30676. Тема греха и покаяния в русской литературе 13.81 KB
  Особенно остро ставил проблему греха и покаяния в своем творчестве Ф.Проблему нравственного греха и покаяния ставил не только Ф.Таким образом тема греха и покаяния проходит через творчество многих русских писателей.
30677. Философские вопросы бытия в лирике С.А. Есенина (на примере 3 -4 стихотворений по выбору экзаменуемого). Тема жизни и смерти в стихотворении «Мы теперь уходим понемногу…» 14.68 KB
  Тема жизни и смерти в стихотворении Мы теперь уходим понемногу В своей философской лирике Есенин ставит множество вопросов обращенных в первую очередь к самому себе: чем я жил что я успел для чего пришел в этот миЕсенин всегда ощущал себя частью этого мира. Часто он находил отклик своим мыслям в мире природы поэтому его философская лирика темно переплетается с пейзажной и наполнена аналогиями между законами человеческой жизни и законами природы. Жизненный путь пройден природа завершила свой кругСоотношение весны человека и...
30679. Тема подвига и самопожертвования в русской литературе 14.15 KB
  Подвиг самопожертвование могут восприниматься писателями поразному. Человек совершает подвиг не только в исключительные моменты своей жизни но и в семейнобытовом социальном философском плане. Если бы не слова князя Андрея никто бы не узнал о его подвиге.
30680. Тема России в лирике Блока. Чтение наизусть «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» 14.97 KB
  Течет грустит лениво Тема Родины России занимала в творчестве Блока особое место и была для него поистине всеобъемлющей. В стихотворении Осенняя воля 1905 отчетливо прослеживаются лермонтовские традиции творчества Блока:Выхожу я в путь открытый взорамВетер гнет упругие кустыБитый камень лег по косогорамЖелтой глины скудные пластыЛирический герой Блока не случайный прохожий а один из сыновей России идущий знакомым путем и сопричастный горькой судьбе тех кто умирает не любя но кто стремится к слиянию с родиной: Приюти ты в...
30682. Тема чести в произведениях отечественной классики XIX века 18.92 KB
  Проблема чести была актуальна во все времена но особенно ярко это проявилось в литературе 19го века.Тема чести – одна из основных в романе А. Кодекс дворянской чести требовал чтобы герой отдал за императрицу свою жизнь и Гринев был готов на это.