86569

Творческая работа на просмотр исторической картины «Русь изначальная»

Практическая работа

Культурология и искусствоведение

Ярославль2011г Этот фильм построен на нескольких исторических документах: Прокопий Кесарийский Славяне и анты Маврикий Стратег Обычаи славян и антов Повесть временных лет Славяне и анты Эти племена славяне и анты не управляются одним человеком но издревле живут в народоправстве демократии и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. Эту цитату в фильме произносит Юстиниан Судьбы они не знают и вообще не признают что она по отношению к людям имеет какуюлибо силу и когда им вотвот грозит смерть...

Русский

2015-04-08

23.44 KB

1 чел.

Творческая работа на просмотр исторической картины «Русь изначальная»

                                                                                                                                             

                                   

Подготовили:

Козлова А.В.

Мошкова В.А.

Проверил:

Талашов М.В.

Ярославль2011г

Этот фильм построен на нескольких исторических документах: Прокопий Кесарийский «Славяне и анты», Маврикий Стратег «Обычаи славян и антов», Повесть временных лет

«Славяне и анты»

«Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве ( демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и узаконения одинаковы.» Эту цитату в фильме произносит Юстиниан

«Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченными либо болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас принести богу жертву за свою душу, и, избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение куплено ими ценой этой жертвы»

«Обычаи славян и антов»

«Их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению своей стране»

Не только цитаты использовались авторами сценария фильма, но весь фильм базируется на этих документах, как источниках, хотя и истолкование иногда искажалось.

Мы нашли несколько исторических ошибок в этом фильме.

Во-первых, в фильме не правильно показан похоронный обряд славян. Славяне использовали в качестве обряда ингумацию, а кремацией хоронили варягов. Это подтверждается археологическими находками.

Во-вторых, Ратибор в фильме произносит следующие слова: «Да не посрамим земли славянской, ляжем здесь костьми, ибо мертвым позору нет». Слова эти были произнесены Святославом, что подтверждает Повесть временных лет.

В-третьих, в фильме показаны некие подобия городищ, а славяне VIв жили в «жалких хижинах». Говоря о славянах и антах, Маврикий (Псевдо-Маврикий) замечает: «Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними, что и естественно, опасностей». Прокопий добавляет его рассказ: «Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они по большей части меняют места жительства» Свидетельства обоих писателей древности во многом подтверждаются материалами археологии.

В-четвертых, восстание византийцев в фильме показано на площади, во время казни «виновных», в действительности же началось оно не из-за казни, а из-за недовольства политикой Юстиниана, и проходило оно не на площади, а в цирке, где мятежники и выбрали себе нового царя.   

В-пятых, в фильме славяне называют свои дружины полками.

Возможно, в фильме еще исторические ошибки, но мы их не обнаружили.

Теперь хотелось бы перейти к детальной характеристике сфер жизни славян по фильму и дополнительным источником, которые нам удалось найти.

Религиозные представления славян.

В фильме показано капище языческих богов славян: Перун, Волос  за капищем следит старец.

При посвящении Ратибора произносится им самим братская клятва богу огня, используются меч и сноб соломы.

Интересен обряд, который используется при рождения ребенка.

Византийцы пытались обратить в собственную веру славян, считая ее единственно верной, но глава рода не поддается на агитацию

Экономическая сфера.

Основным занятием восточных славян было земледелие. Они возделывали пшеницу, рожь, ячмень, просо, сажали репу, просо, капусту, свеклу, морковь, редьку, чеснок и другие культуры. Занимались скотоводством (разводили свиней, коров, лошадей, мелкий рогатый скот), рыболовством, бортничеством (сбор меда диких пчел). Значительная часть территории восточных славян лежала в зоне сурового климата, и занятие сельским хозяйством требовало напряжения всех физических сил. Трудоемкие работы нужно было выполнять в строго определенные сроки. Это было под силу только большому коллективу. Поэтому с самого начала появления славян на Восточноевропейской равнине важнейшую роль в их жизни стал играть коллектив - община и роль вождя.

В фильме показаны бескрайние просторы, на которых славяне пасут скот. В частности коров.

Ремесло. показана выделка мечей – кузнечное дело. Одежда славян сделана из кож и других материалов. Что свидетельствует о выделке кож.

Торговля.

В фильме ясно показан рынок, на котором собирались византийские и славянские купцы. Продавали меха, мед, что свидетельствует о развитии охоты и бортничества.

Земледелие.

Можно утверждать, что у славян развито подсечное земледелие, и возникает оно не в степях, а в лесной и лесостепной полосах.

Социальные отношения восточных славян. Они делились на племена. Племя состояло из родов. Под именем рода имелась совокупность родственных друг другу семей, живших вместе, владевших общей собственностью и управляемых одним родовым старейшиной. Родовые старейшины имели большую власть. Примером в фильме является Всеслав и впоследствии Ротибор. Старейшины рода собирались на собрания (вече), они принимали решения по вопросом, касающимся жизни племени.

Все семьи были патриархальными. Уже начала выделяться малая патриархальная семья. Примером может служить семья Ротибора во главе со Всеславом. Главой в семье является старший мужчина. Он определяет всю жизнь семьи. Всеслав заставил Ротибора жениться на Красе. В связи с этим можно выделить статус Всеслава. Он был племенным вождем, а так как Ротибор являлся его сыном, то, в последствии, он был его приемником.

Связи между знатностью ещё не прослеживается. Когда Ратибору византийцы предлагали деньги, чтобы то ушел и не мстил за своего отца, но, несмотря на на опасность, грозящую прийти из Византии, он отказался .

 

Список используемой литературы:

  1.  Артамонов М.И., История хазар. Л.,1962г.
  2.  Вернадский Г.В., История России. Киевская Русь. М., 2001г
  3.  Каргалов В.В., Русь и кочевники. М., 2004г
  4.  Мавродин В.В., Образование Древнерусского государства и формирование древнерусской народности. М., 1971г
  5.  Петрухин В.Я., Славяне, варяги и хазары на Руси. К проблеме формирования территорий Древнерусского государства//Древнейшие государства Восточной Европы. М., 1995г
  6.  Платонов С.Ф., Полный курс лекций по русской истории. М., 2002г
  7.  Рыбаков Б.А., Первые века русской истории. М., 2000г

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55323. Подорож картою України 74.5 KB
  Додатково вони будуть розробляти буклети з фотографіями, малюнками, творчими роботами, нададуть матеріали для друкування в шкільну газету «Очима учня». В результаті проекту учні дадуть відповіді на питання, висунуті та удосконалені впродовж розробки теми проекту.
55324. На Україну линуть журавлі 55 KB
  Формувати уявлення про специфіку літератури української діаспори потребу до самостійного читання художньої літератури. Виховувати любов до української літератури.
55325. Здорові зуби 73.5 KB
  Основні цілі: сформувати поняття «здоровя», розкрити його психологічний фізіологічний та соціальний стан, ознайомити учнів з факторами, що визначають здоровя людини.
55326. Україна в моєму житті. Україна в моєму серці 47.5 KB
  Мета проекту: сформувати адекватні ставлення та сприйняття української мови культури традицій тощо в учнів та вчителів школи; викликати справжній інтерес до традицій історії культури українського народу...
55327. Палити чи ні – твій вибір? 59 KB
  Чи корисно палити цигарки Чому так багато дорослих і підлітків палять якщо це шкідливо Як ви гадаєте: чи можемо ми привернути увагу дітей і дорослих до Проблеми тютюнопаління Як Дитячі відповіді. основ здоров’я ГПД Виготовлення емблем...
55328. Природа рідна - наша втіха, тож, хай вона не знає лиха 58 KB
  Чи хотіли б ви дізнатися більше про планету Земля рослинний та тваринний світ Звідки ми можемо про це дізнатися Я пропоную вам провести екскурсію до краєзнавчого музею прочитати в довідниках енциклопедіях тощо...
55329. Антарктида. Південний край Землі. Материк таємниць і загадок 159.5 KB
  За планом скласти характеристику географічного положення Антарктиди. Які особливості природи материка визначаються її географічним положенням? В чому своєрідність географічного положення Антарктиди порівняно з іншими материками?
55330. Функція 2.38 MB
  Задачі проекту: розширити знання учнів з алгебри про про функцію; Познайомити учнів з різними видами функцій; усвідомити важливість даної теореми; Тематичні питання: Що ви знаєте з історії математики про функцію? Хто вперше ввів поняття функції? Які способи задання функції?
55331. Взаєморозуміння 152 KB
  Мета й завдання проекту: поглибити знання гімназистів про етикет і його важливість у житті людини; навчити дітей жити у злагоді з оточуючими; сприяти розвитку культурного рівня учнів; вдосконалити практичні уміння учасників проекту; виховувати повагу одне до одного.