8658

От христианства Возрождению

Контрольная

Логика и философия

От христианства Возрождению Философия средневековья и ее теоцентризм. Основные этапы: патристика и схоластика Проблема универсалий: реализм и номинализм. Философия эпохи Возрождения и ее характерные черты....

Русский

2016-09-07

97.5 KB

0 чел.

От христианства Возрождению

  1.  Философия средневековья и ее теоцентризм.
  2.  Основные этапы : патристика и схоластика
  3.  Проблема универсалий: реализм и номинализм.
  4.  Философия эпохи Возрождения и ее характерные черты.

           5.     Философия  Николая Кузанского

           6..   Натурфилософия Возрождения

Знакомясь с первым вопросом, обратите внимание, что средневековая философия теоцентрична, т.е. все сущее определяет Бог, а не природа, как у древних греков. Также для данного исторического типа философии характерен креационизм – такая точка зрения, считающая, что Бог создал мир из ничего. Отметим еще одну особенность: средневековый философ, как правило, является служителем церкви.

Основные понятия

Догмат – положение, не подлежащее критике обязательное для всех верующих.

Номинализм – учение, согласно которому общие понятия являются всего лишь именами для обозначения единичных вещей.

Реализм – учение, утверждающее, что общие понятия существуют реально, более того, они есть  первореальность.

Теология – учение о сущности Бога.

 Средневековье хронологически охватывает период с 5  - 15 вв. Таким образом, выходит, что средневековье также как греческая античность заняло по времени целое тысячелетие. В этих рамках выделяют раннее, зрелое и позднее средневековье.

Ср. философия  развивалась  в условиях феодальгого общества в тесной связи  с христианской  религией. Религии не языческой  - многобожия, как это было в античной  философии, а монотеистической – религии единобожия.   

В этих условиях философия  во многом утрачивает свою самостоятельность, и также как наука становится служанкой религии. Основной целью, которой было – рациональными средствами обосновывать основные догматы церкви.

Если античная философия носила космологический характер, то ср. философия  по своему духу – теоцентрический характер, т.к. в основу всех философских рассуждениях ставится проблема бытия Бога и его творение.

Философская мысль раннего средневековья формировалась в период патристики (от лат. «патер» - отец). Это совокупность теологических, философских и социально-политических учений христианских мыслителей II-VIII вв. (так называемых «отцов церкви»). Виднейший отец церкви – Аврелий Августин (354-430 гг.). Для него характерно признание Бога высшим бытием, он не зависит от природы и человека. Разделяет идею креационизма: Бог – это личность, сотворившая конечный мир и человека. Бог вечен, неизменен, бесконечен, бестелесен. Августин – сторонник концепции непрерывного творения: Бог ни на один миг не оставляет мир без своего попечения. Для него характерны антидиалектические идеи, созданный Богом мир создан раз и навсегда в законченном виде и представляет собой иерархию: неодушевленные тела, растения, животные, человек. Душой обладает только человек, это нематериальная сущность. Проблему соотношения веры и знания решал следующим образом: вера превосходит разум. Вера должна предшествовать пониманию. В теории познания разделяет анамнезис (припоминание) Платона. В целом философия святого Августина есть попытка христианизировать Платона.

Следующая фаза средневековой философии длится от VIII до XIV-XV вв. Этот период принято называть эпохой схоластики. В самой схоластике различают три периода: ранняя схоластика – по XII в.; период расцвета – XIII в.; поздняя схоластика – XIV-XV вв. Крупнейшим представителем средневековой схоластики является Фома Аквинский (1225/26-1274). Схоластика – школьная философия, основанная на церковных догматах. Второе значение – бесплодное умствование, формальное знание, оторванное от жизни и практики. Решая проблему веры и знания, Ф.Аквинский полагает, что между наукой и верой нет противоречия. Однако научное познание не может охватить все, есть такая область познания, которую возможно постичь только через божественное откровение, через веру. Христианская истина стоит выше разума. Философия должна служить вере, должна религиозные истины толковать в категориях разума, а также опровергать ложные аргументы против веры.

Абсолютной причиной, целью и смыслом всего сущего является Бог. Аквинский различает форму и материю. Вещи становятся реальными, когда форма входит в пассивную материю, причем форма существует отдельно от материи. Душа – это чистая форма, бестелесная, независимая от материи субстанция, она неуничтожима и бессмертна.

Отметим, что для Аквинского характерно стремление доказать бытие Бога при помощи разума. Он приводит пять аргументов  (Бог есть вечный двигатель; первопричина; необходимость; высший смысл; наивысшее совершенство).

Как уже отмечалось, для средневековой философии характерны схоластика и стремление к рационалистическому обоснованию христианской догматики. В центре внимания философов – познание Бога и человеческой души. Интерес к познанию природы падает, зато проявляется интерес к человеческой психологии, его внутреннему миру. Самосознание человека становится предметом философского исследования.

При ознакомлении со вторым вопросом важно уяснить, что такое универсалии. Это общие понятия. Философы средневековья пытались понять и объяснить, что обладает подлинным бытием: общие понятия или единичные вещи. Реалисты полагали, что подлинным бытием обладают только общие понятия, а не единичные вещи. Понятия существуют до вещей, они находятся в божественном разуме (Ансельм Кентерберийский (1033-1109 гг.)). Номиналисты считали, что общие понятия – только имена, они не существуют вне и помимо единичных вещей и образуются путем умозаключения. Универсалии существуют не до, а после вещей. Росцелин (1050-1125 гг.) объявлял универсалии даже «звуками голоса», которые имеют к вещам лишь косвенное отношение.

Философская мысль эпохи Возрождения охватывает 2,5 столетия – XIV – нач. XVII вв.

Размышляя над третьим вопросом, отметим особенность философской мысли этого периода – она антропоцентрична, т.е. в центре внимания находится человек как существо земное, а не как существо, предназначенное для искупления своих грехов.

Выделим характерные черты философии Возрождения: гуманизм, пантеизм, гелиоцентризм. Время возникновения гуманизма – сер. XIV в. Гуманизм с латинского переводится как человечность. Выступая против средневекового аскетизма, мыслители проповедовали идеи оправдания потребностей и страстей земного человека. Гуманисты не были философами-профессионалами. Данте Алигьери, Петрарка, Рафаэль, Леонардо да Винчи – это люди творческого труда. Отсюда вместо схоластической философии, характерной для средних веков, происходит смена стиля мышления и языка философии. Излюбленным жанром гуманистической литературы становится диалог.

В гуманистической системе нравственных ценностей важнейшее место занимает стремление к славе, особенно к посмертной. А это возможно только посредством творческого труда.

Решая проблему соотношения божественного и природного начал, гуманисты считали, что задача философии не противопоставление божественного и природного, а раскрытие их гармонического единства. Поскольку человек есть неразрывное единство тела и души, то надо не бороться с собственной природой, преодолевать ее греховную сущность, а напротив – следовать природе. Следование природе – главная цель и условие достойного для человека существования, а всякое отступление от природы – противоестественно. Гуманисты разделяют учение эпикуреизма, согласно которому человеку от природы свойственно стремление к наслаждению. И человек, стремящийся к личному благу, будет стремиться и к благу других.

Гуманизм ввел понятие «достоинство» человека, т.е. возможность возвыситься от дикого животного состояния до истинно человеческого. Для этого нужна творческая деятельность. Человек творит мир, красоту, самого себя. В этом «божественность», он сам возвышается до Бога. Творческая деятельность – это долг и высшее наслаждение человека.

Пантеизм (греч. «всебожие») – это такая точка зрения, согласно которой христианский Бог как бы сливается с природой, а последняя – обожествляется. Бог – это вся природа. Такой подход снимает проблему творения природы, поскольку природа и есть Бог.

Гелиоцентрическая концепция Н.Коперника устранила геоцентрическую, которая в центре помещала неподвижную Землю. Гелиоцентризм исходил из представления, что:

Земля вращается вокруг Солнца, которое в центре мира;

Земля вращается вокруг своей оси.

Концепция Коперника устраняет идею конечности космоса и идею «перводвигателя», а причина движения объясняется природой самих небесных тел.

 Н. Кузанский,   (1401-1464) наиболее известный представитель неоплатонизма, выдающийся немецкий философ, ученый, теолог, богослов, астроном. Это был человек, который был занят разносторонней деятельностью, в том числе и политической. (Он был помощником папы Римского,  носил имя - псевдоним по названию         г. Куза, где   родился - Кузанец (настоящее его имя Крепс). Кузанец, придерживался новаторских для своего времени философских взглядов.

Кузанский  много внимания уделял изучению проблем Вселенной, устройства мироздания, разного рода космическим связям и отношениям:   не существует разницы между Богом и его творением; Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, Земля не является центром Вселенной; бесконечность Вселенной, окружающего мира  приводит к бесконечности познания.  Он весьма оригинально истолковал один из фундаментальных принципов религиозного мировоззрения о том, что единое есть все, исходя из этого, он выводит свое представление об абсолюте, которому придает бесконечный характер. Итак, выходит, что этот абсолют представляет собой своего рода максимум, которому противостоит минимум. В конечном счете, он выстраивает картину, в которой такие противоположности максимум и минимум, единое – многое, конечное – бесконечное, совпадают в голове Бога. В дальнейшем этот открытый принцип совпадения противоположностей, стал основой Новоевропейской диалектики. Кузанский, однако, не останавливается на этом, он стремиться найти математическое обоснование и доказательства этого важнейшего принципа. С этой целью он рассматривает отношение между окружностью, шаром и треугольником – с одной стороны и бесконечной линией с другой. Для большей наглядности он показывает, если, к примеру, бесконечно увеличивать стороны треугольника, то, в конечном счете мы получаем линию и это, по его мнению, очень наглядно убеждает в том, что действительно противоположности сходятся.

Свою теорию познания Кузанский определил как учение о незнании, как своего рода знания о незнании. Судя по всему в этом тезисе Кузанского угадывается диалектическая мысль. Он придавал особое значение в процессе познания человеческому разуму. Выдвинув афористическое выражение «человек есть его ум», очевидно, эту фразу можно перефразировать так: «каков ум, таков и человек». Таким образом, Н.Казанский  идеалист и  богослов, очень близко подошел к материалистическому объяснению окружающего мира  и подготовил почву для натурфилософских учений.

. Натурфилософия эпохи Возрождения.  

В эпоху  Возрождения интерес к природе возрождался,   складывались основы нового естествознания, вырисовывался современный облик науки, а вместе с ней и философии. В этот период были сделаны замечательные открытия, с особой силой показана – роль опыта и эксперимента в познавательной деятельности, раскрыто значение математизации знания. Математика становится как бы необходимой предпосылкой всеобщего познания.

В этот период проявили себя, такие гениальные ученые, теоретики Леонардо да Винчи, Н. Коперник Дж. Бруно, Г.Галилей и др. Одной из заглавных черт натурфилософии Возрождения явился «пантеизм» -  (всебожие), смысл которого состоял в том, что отныне Бог представлял собой ни нечто занебесное (по ту сторону) стоящее над миром, он принимал теперь совершенно иную форму, сливался или как бы растворялся в природе. По образному выражению Дж. Бруно – «Природа – это Бог в вещах». Из наиболее выдающихся открытий этого времени – первой должна быть отмечена космология Коперника. Этот великий польский ученый, астроном и математик, бросил вызов так называемой    геоцентрической системе, согласно этой системе  Земля  является центром Вселенной и  является неподвижной.  Эта система пережила много веков, пользовалась огромным авторитетом. У ее колыбели стояли Платон, Аристотель, Птолемей и которая казалась абсолютной и незыблемой. Концепция же Коперника как бы развенчала престиж планеты Земли и указала, что на самом деле таким центром служит Солнце (геоцентризм заменялся гелиоцентризмом) Земля вращается вокруг Солнца; космос бесконечен; процессы, происходящие в Космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены «священного» смысла.

Дж. Бруно (1548-1600) развил и углубил философские  идеи Коперника:

Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной; Вселенная не имеет центра и бесконечна; Вселенная состоит из галактик; число миров во Вселенной бесконечно; Вселенная и Бог – одно целое. Бруно высказал  мысль о заселённости этих миров (В наше время актуальна эта проблема). Далее Бруно полагал, что все планеты Вселенной имеют однообразные строения и состоят из 5 элементов: воздух, земля, огонь, вода, эфир.

Идеи Дж. Бруно не были приняты католической  Церковью, и он был сожжён на костре в 1600г.

Другим представителем возрождения науки явился  Галилео Галилей (1564-1642), который больше известен как видный ученый астроном, математик, механик, но, тем не менее, оказавший большое влияние на развитие философской мысли своего времени.  В силу того, что своими изысканиями и глубокими идеями он подверг критике  коперниковское гелиоцентрическое учение.   Галилей подвергся преследованием со стороны инквизиции, объявлен еретиком и, в конце концов, вынужден был покаяться публично и отказаться от своих убеждений, -  он сделал   под невыносимым давлением, невыносимое усилие.

В 1958 году нынешний глава католической церкви Павел Иоанн Ι Ι признал подобное насилие над великим ученым большой ошибкой.

Большой заслугой Галилео Галилея было то, что он открыл законы механики, сформулировал основные положения инерции, движения по прямой линии и наклонной плоскости. Показал в своих работах относительный характер движения и покоя. Другой заслугой Галилео Галилея явилось то, что он один из первых признал значение опытного, практического, экспериментального исследования, применил широко известный сегодня метод моделирования. Галилей явился также, создателем своей оригинальной теории индукции, указав, что индуктивный метод более всего пригоден при изучении природы;  изобрёл телескоп; обнаружил пятна на Солнце и разнообразный ландшафт на Луне; открыл спутники вокруг других планет; доказал множественность миров во Вселенной.

Мы завершили об открытиях натурфилософии.

Контрольные вопросы

1. Почему эпоха Возрождения была названа именно так?

2. Каковы основные черты, характеризующие  философию этой эпохи?

3. Какое значение  имели взгляды Н. Коперника, Д. Бруно, Г. Галилея в развитии натурфилософии и науки в целом?

4. Кто из философов натурфилософии впервые обосновал концепцию диалектики истины?

5.  Перечислите основные принципы философии эпохи Возрождения?

Вопросы для повторения

  1.  Что такое теоцентризм?
  2.  Что такое креационизм?
  3.  Как решается соотношение веры и разума в средневековой философии?
  4.  Как решает проблему универсалий реализм и номинализм?

  5. В чём суть спора об универсалиях в схоластике?

         6.В чем сущность гуманизма как особенности философии Возрождения?

           7.  В чем смысл пантеизма?

          8.Что такое гелиоцентризм?

9.. Какова роль философии в средние века?

10. Что такое патристика и что  означает это название?

11.. Каковы источники философии Средневековья?

   12 Что является самой характерной чертой философии  Возрождения?

 

ЛИТЕРАТУРА

Ильин В. История философии: учеб. для вузов СПб, 2003.

История философии в кратком изложении М.,1991.

Соколов В.В. Средневековая философия М., 1997

Соловьев Э.Ю. Непобеждённый еретик М.,1984.

      Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии М.,1979.

Хрестоматия по истории философии. В 3 ч. Ч. 1. М., 1997.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии             М.,1991.

       Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.

       Соколов В.В. Европейская философия  15 – 18 веков. М., 1984

Философия средневековья

План

  1.  Общая характеристика средневековой философии
  2.  Проблема человека
  3.  Отношение к природе
  4.  Полемика номинализма и реализма
  5.  Августин. Фома Аквинский

Основные понятия

Догмат – положение, не подлежащее критике обязательное для всех верующих.

Номинализм – учение, согласно которому общие понятия являются всего лишь именами для обозначения единичных вещей.

Реализм – учение, утверждающее, что общие понятия существуют реально, более того, они есть  первореальность.

Теология – учение о сущности Бога.

 Средневековье хронологически охватывает период с 5  - 15 вв. Таким образом, выходит, что средневековье также как греческая античность заняло по времени целое тысячелетие. В этих рамках выделяют раннее, зрелое и позднее средневековье.

Ср. философия  развивалась  в условиях феодальгого общества в тесной связи  с христианской  религией. Религии не языческой  - многобожия, как это было в античной  философии, а монотеистической – религии единобожия.   

В этих условиях философия  во многом утрачивает свою самостоятельность, и также как наука становится служанкой религии. Основной целью, которой было – рациональными средствами обосновывать основные догматы церкви.

Если античная философия носила космологический характер, то ср. философия  по своему духу – теоцентрический характер, т.к. в основу всех философских рассуждениях ставится проблема бытия Бога и его творение.

       Наиболее яркими представителями средневековой теологической философии являлись: Тертуллиан Карфагенский; А. Блаженный; Боэций; Альберт Великий; Ф. Аквинский; Пьер Абеляр и др.

       В истории  средневековой философии  выделяют  два этапа:

Патристика – 2-8 в.в.

Схоластика -  9-15 в.в.

      Термин патристика происходит от латинского сл. «патер»  и озн. «отцы церкви» –  это  теолого – философское учение представители которого   обосновывали  идеи христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона и неоплатоников.

Схоластика – термин обозначает «школьную философию», мудрость, которой обучают  в монастырских школах и  университетах. Схоластика  развивает проблематику патристики, систематизирует и рационализирует христианское мировоззрение.  Схоластика опиралась на идеи Аристотеля

Схоластика подразделяется на ряд этапов:

ранняя (9-11вв.): Эриугена, Ансельм Кентерберийский;

зрелая   или классическая (12-13вв.): Ф. Аквинский, Альберт Великий, П. Абеляр и др.;

         поздняя (14-15вв.): Иоанн Скот, Уильям Оккам и др.

       

Основными догматами ср. философии  и теологии являлись догмат творения  и догмат откровения. Согласно догмату творения:

Бог сотворил окружающий мир  из ничего; мир сотворён благодаря всемогуществу  Бога; единственным творческим началом  во Вселенной является Бог; Бог вечен, постоянен и всепроникающ; подлинным бытием является  только БОГ; сотворенный Богом мир не есть подлинное бытие, он вторичен по отношению к Богу.      

Согласно догмату откровения:

Мир можно познать, только познав Бога; единственный способ познания Бога   и всего сущего – толкование Библии; Бога можно познать лишь сверхъестественным путём, благодаря вере.

 Средневековье хронологически охватывает период с 5  - 15 вв. Таким образом, выходит, что средневековье также как греческая античность заняло по времени целое тысячелетие. В этих рамках выделяют раннее, зрелое и позднее средневековье.

Ср. философия  развивалась  в условиях феодальгого общества в тесной связи  с христианской  религией. Религии не языческой  - многобожия, как это было в античной  философии, а монотеистической – религии единобожия.   

В этих условиях философия  во многом утрачивает свою самостоятельность, и также как наука становится служанкой религии. Основной целью, которой было – рациональными средствами обосновывать основные догматы церкви.

Если античная философия носила космологический характер, то ср. философия  по своему духу – теоцентрический характер, т.к. в основу всех философских рассуждениях ставится проблема бытия Бога и его творение.

       Наиболее яркими представителями средневековой теологической философии являлись: Тертуллиан Карфагенский; А. Блаженный; Боэций; Альберт Великий; Ф. Аквинский; Пьер Абеляр и др.

       В истории  средневековой философии  выделяют  два этапа:

Патристика – 2-8 в.в.

Схоластика -  9-15 в.в.

      Термин патристика происходит от латинского сл. «патер»  и озн. «отцы церкви» –  это  теолого – философское учение представители которого   обосновывали  идеи христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона и неоплатоников.

Схоластика – термин обозначает «школьную философию», мудрость, которой обучают  в монастырских школах и  университетах. Схоластика  развивает проблематику патристики, систематизирует и рационализирует христианское мировоззрение.  Схоластика опиралась на идеи Аристотеля

Схоластика подразделяется на ряд этапов:

ранняя (9-11вв.): Эриугена, Ансельм Кентерберийский;

зрелая   или классическая (12-13вв.): Ф. Аквинский, Альберт Великий, П. Абеляр и др.;

         поздняя (14-15вв.): Иоанн Скот, Уильям Оккам и др.

       

Основными догматами ср. философии  и теологии являлись догмат творения  и догмат откровения. Согласно догмату творения:

Бог сотворил окружающий мир  из ничего; мир сотворён благодаря всемогуществу  Бога; единственным творческим началом  во Вселенной является Бог; Бог вечен, постоянен и всепроникающ; подлинным бытием является  только БОГ; сотворенный Богом мир не есть подлинное бытие, он вторичен по отношению к Богу.      

Согласно догмату откровения:

Мир можно познать, только познав Бога; единственный способ познания Бога   и всего сущего – толкование Библии; Бога можно познать лишь сверхъестественным путём, благодаря вере.

2. Следующий вопрос – проблема человека.

Философия Средневековья существенно меняет представление о человеке, которые принципиально разнятся от античных воззрений.

В античной философии человек выступает как часть природы, частичка, как  макромир  он жил как бы вместе с ней. В философии Средневековья картина выглядит по иному. Здесь уже человек как бы изымается из природы, ставится над ней, он  теперь превращается в хозяина, властелина природы. Он есть образ и подобие Бога, которому дана определенная свобода и присуща творческая активность. Однако греховная природа человека не позволяет ему в полной мере то, что дано Богом. Собственно говоря, в силу своего грехопадения он и не может действовать самостоятельно, не опираясь на божественную помощь. И более того, когда в нем берут вверх животные страсти, он может скатиться до самого низкого уровня.

      3.Отношение к природе

В  средневековой схоластике также, резко меняется отношение к природе. Теперь это уже не вечно живой космос, а нечто пассивное, инертное, костное, и самое главное, если  в эпоху античности  она была сконцентрированная творческая сила мироздания, то в условиях Средневековья она лишается всего этого, становится обреченной, вторичной, низменной.

4.Номинализм и реализм.

В средневековой  теологической  схоластической философии  выделяются  три  течения – реализм, номинализм и концептуализм.         Номинализм – (от латинского  номен – имена) -  направление, сторонники которого считали реально существующими  лишь сами конкретные вещи, в то время  как общие  понятия  (универсалии) воспринимались как имена вещей. Номиналисты утверждали, что универсалии являются простыми именами вещей, поэтому существуют только в разуме человека, и не обладают  самостоятельным существованием  в качестве вещи. Номинализм получил широкое распространение в поздней схоластики, его представители: ИОАНН Росцелин и  Уильям Оккам. По словам Маркса, номинализм – является первым формированием материализма в средневековой философии, поскольку объявлял первичными вещи, а понятия, представление о них – вторичными. При всем этом номинализм игнорировал реальное существование общих элементов характеристики, свойственные однородным вещам, которые находили отражение в общих и родовых понятиях.

      Средневековый реализм,   занимал в этом вопросе противоположную позицию. Считая вслед за Платоном и Аристотелем подлинно существующими  (т.е. подлинным бытием) не сами вещи, а их общее понятие – универсалии (по смыслу реализм близок к  учению Платона о «чистых идеях», воплощением которых являются реальные вещи). Умеренные реалисты – Аквинский и другие, желая смягчить эту линию, считали, что общие понятия, идеи могут существовать по- разному – в Божественном разуме т. е. до вещей, в самих вещах и, наконец, после вещей. Следует признать, что спор о соотношении общего и единичного так и не нашел своего разрешения и продолжился в последующих эпохах. Представителями реализма были Ансельм Кентерберийский, Ф. Аквинский.

      Концептуализм философская позиция, примиряющая реализм и  номинализм, согласно которой  реально существуют отдельные вещи, а общее обретает реальность в сфере ума в виде понятий. Создателем концептуализма является П. Абеляр.

Великий Августин  (Блаженный) (354-430г) – выдающийся представитель средневековой патристики, один из основоположников христианской философии, один из основателей и так называемых «отцов церкви».  Августин исходил из того, что Бог явился первопричиной мироздания, творцом всего сущего. С его точки зрения особое значение приобретает такая характеристика бытия как время. Он дал, можно утверждать классическое его определение, указав, что время представляет собой меру движения и изменения. Данное определение имеет значение и  по сей день. Следующее его положение о том, что существует только настоящее время; прошлое и будущее время выступают только как характеристики (концепция функциональная ни прошлого, ни будущего времени нет).

Значительное внимание Августин в своей философии уделял социальной реальности. Ему принадлежит оригинальная трактовка общества, рассматривающая общество как надындивидуальную духовную реальность. Он развивает учение  о том, что человеческая история, есть ни что иное, как борьба двух обществ, градов. Града -  земного, града – Божественного. По его мнению, земной или дьявольский град, так называемая светская власть рано или поздно должна уступить истинной, Божественной власти и миропорядку.          В  вопросе познания мира, он отдает предпочтение вере,  но не разуму, на одну плоскость с верой он ставит волю и чувства, и делает такое заключение – без веры нет знаний, нет истины. «Верь, чтобы понимать» учил  Августин, кратко формулируя суть своей теории познания. Он считал, что целью и смыслом человеческого бытия является счастье, которое приобретается в Боге. Его основные труды: «Исповедь», «О Троице», «О граде Божьем».

Философия Августина оказала большое влияние на последующее развитие Западноевропейской философии.

Фома Аквинский (1225 - 1274) –  выдающийся средневековый философ, систематизатор схоластики, создатель учения  - томизма,        одного из господствующих направлений  католической Церкви.   Основные произведения Ф. Аквинского: «Сумма теологии», комментарии к Библии, комментарии к  произведениям Аристотеля.  

Основные положения  его философии:

Аквинский уделял большое внимание проблемам познания (Фома неверующий). В качестве главного принципа познавательной деятельности он выдвинул тезис: гармония веры и разума. Аквинский уровнял веру и разум, тем самым он отходит от традиционного противопоставления разума и веры.  Вера и разум дают истинное знание; если разум противоречит вере, то он даёт неистинное знание; разумом можно познать факт существования Бога и.т.д.; не поддаются познанию проблемы сотворения мира, троичности Бога, а могут познаны через Божественное откровение.  Он считает, что  философия и  теология (учение о Боге)  –  разные науки  -  философия может объяснить только то, что  познаваемо разумом; всё остальное (божественное откровение) может познать только теология,  поэтому они противоречат друг другу. Тем не менее, отмечая, что наука способна дать рациональное объективное представление о мире, он все же ставил истину веры выше истины разума.  Он полагает, что человек представляет собой единство души и тела. Подчеркивая, что не материальная душа находит свое завершение в теле. Здесь также следует признать, что Аквинский пытается как-то поднять значимость такого материального явления как тела. 

Также Ф. Аквинского  исследует не только проблему бытия Бога, но и всего сущего. В частности, он  разделяет  сущность и существование  или эссенцию и экзистенцию.   С точки зрения теологов           экзистенция ( бытие, существование) показывает,   есть ли вещь вообще или её нет (то есть, существует или не существует). Эссенция (сущность) характеризует вещь: что такое вещь?; для чего она существует?               Античные  философы видели сущность (признаки) и существование  (факт  бытия) в неразрывном  единстве как единую сущность – бытие. Согласно  теологической философии сущность может иметь место и без бытия. Чтобы  стать существующим (бытием), сущность (признаки) должны быть сотворены Богом.  

Только в Боге  сущность и существование совпадают.Что доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от Него, Его воли всего сущего.                                                                                     Аквинский дал систематическое изложение различных доказательств бытия Бога:

В мире всё находится в состоянии движения, что движется движимо кем-то (чем-то) другим, следовательно, есть первичный двигатель всего – Бог; все, что существует, имеет  причину – след-но, есть превопричина всего  - Бог; всё, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) – следовательно, должно существовать высшее совершенство, эталон, мерило этих качеств – Бог; цель: всё в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл – значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет всё к цели, придаёт смысл всему – Бог; случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого – след-но первоначальной необходимостью является Бог.                                                                      В 1878 г. учение Ф. Аквинского  решением  Папы Римского было объявлено официальной философией   современного Ватикана, получившей название  неотомизм.  

Контрольные вопросы

1. Какова роль философии в средние века?

2. Что такое патристика и что  означает это название?

3. Каковы источники философии Средневековья?

4. Что является самой характерной чертой философии                                          Средневековья?

5. В чём суть спора об универсалиях в схоластике?

ЛИТЕРАТУРА

Ильин В. История философии: учеб. для вузов СПб, 2003.

История философии в кратком изложении М.,1991.

Соколов В.В. Средневековая философия М., 1997

Соловьев Э.Ю. Непобеждённый еретик М.,1984.

      Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии М.,1979.

Хрестоматия по истории философии. В 3 ч. Ч. 1. М., 1997.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии             М.,1991.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82843. Развитие речи. Толерантность. Деформированный текст с творческим заданием 36.5 KB
  Какие три слова стали законом в семье где царили мир и согласие Любовь прощение терпение Всё это можно назвать одним словом Толерантность запишем его Толерантность II. Наверно это слово было вам незнакомо но в современном мире вы не раз его услышите поэтому сегодня на уроке мы познакомимся...
82844. Склонение имен существительных 37 KB
  Цель: Закреплять умения склонять существительные по падежам; познакомить учащихся с несклонеяемыми именами существительными; развивать внимание, мышление, орфографическую зоркость, память; воспитывать интерес к изучению русского языка, любовь к природе, трудолюбие.
82846. Умови життя тварин. Боротьба тварин за життя 46 KB
  Мета: формувати поняття необхідні умови для життя рослиноїдних хижих і всеїдних тварин уявлення про ознаки пристосування тварин до добування корму; виховувати спостережливість любов до природи та бережливе ставлення до неї. Які групи тварин ви знаєте Як вони поділяються за способом живлення...
82847. Навколишнє середовище (довкілля) тварин. Як тварини пристосувалися до різних умов навколишнього середовища. Охорона тварин 143 KB
  Мета: формувати елементарні поняття про навколишнє середовище тварин та необхідні умови для їх життя уявлення про деякі ознаки пристосування тварин до умов навколишнього середовища та пристосування до захисту від ворогів у природі...
82848. Дієслова близькі та протилежні за значенням 59 KB
  Дієслова близькі та протилежні за значенням. Поглиблювати знання про дієслова; розвивати в учнів уміння добирати дієслова близькі та протилежні за значенням; вчити вживати дієсловасиноніми у власному мовленні; збагачувати лексичний запас учнів; учити складати розповідь за серією малюнків використовуючи...
82849. Розповідні речення 49.5 KB
  Розширити уявлення учнів про речення; розпочати ознайомлення з типами речень за метою висловлювання; ознайомити учнів з розповідними реченнями їх характерними ознаками оформленням на письмі; розвивати вміння визначати розповідні речення в мовленні правильно записувати їх за інтонаційними ознаками...
82851. Слова, що означають назви предметів 40 KB
  Мета: узагальнити і систематизувати значення по вивченій темі, розвивати увагу, пам’ять, зв’язне мовлення, вміння аналізувати, узагальнювати і виділяти головне, виховувати старанність, інтерес до навчання, бережливе ставлення до природи.