86588

Онтологическая и гносеологическая стороны основного вопроса философии

Лекция

Логика и философия

Среди совокупности проблем, которые исследует та или иная отрасль знания, всегда можно выделить основные, базисные. Такой основной, базисной проблемой философии, от решения которой, в конечном счете, зависит решение всех других философских проблем, является вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи.

Русский

2015-04-08

54 KB

0 чел.

Онтологическая и гносеологическая стороны основного вопроса философии.

План.

1. Основной вопрос философии

2. Онтологическая сторона основного вопроса философии

3. Гносеологическая сторона основного вопроса философии

1. ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ

Среди совокупности проблем, которые исследует та или иная отрасль знания, всегда можно выделить основные, базисные. Такой основной, базисной проблемой философии, от решения которой, в конечном счете, зависит решение всех других философских проблем, является вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи. Оговоримся сразу, что понятия «бытие», «природа», «материя» в данном случае употребляются как синонимы, равно как и понятия «дух», «мышление», «сознание».

Данный вопрос имеет глубокие жизненные основания. Дело в том, что в существующем мире есть две группы, два класса явлений: явления материальные, т.е. существующие вне и независимо от сознания, и явления духовные, т.е. идеальные, существующие в сознании.

Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия — к мышлению (сознанию).

Термин «основной вопрос философии» ввел Ф. Энгельс в 1886 г. в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Некоторые западные мыслители отрицают значимость основного вопроса философии, считают его надуманным, лишенным познавательного смысла и значения. В отечественной литературе также иногда высказывается предложение лишить этот вопрос ореола универсальности. Но ясно и другое. Невозможно игнорировать противоположность материального и идеального. Очевидно, что предмет мысли и мысль о предмете - это не одно и то же. Уже Платон отмечал тех, кто за первичное брал идею, и тех, кто за первичное принимал мир вещей.

Более четко этот вопрос сформулировал Ф. Шеллинг. Он говорил о соотношении объективного, действительного мира, который находится «по ту сторону сознания» и «идеального мира», находящегося «по эту сторону сознания»

Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.

Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

В зависимости от онтологической и гносеологической стороны в философии выделяются основные направления - соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

2. ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ СТОРОНА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ

При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как:

- объективный идеализм                          - материализм

субъективный идеализм                           - вульгарный           

                                                                         материализм

                                                 - дуализм

                                                 - деизм

Материализм (так называемая «линия Демокрита») — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.

Следовательно:

- материя реально существует

- материя существует независимо от сознания (т. е. существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет)

- материя является самостоятельной субстанцией — не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя

- материя существует и развивается по своим внутренним законам

- сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саамы себя (материю)

- сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей

- сознание определяется материей (бытием).

К материалистическому направлению принадлежали такие философы как  Демокрит, философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Эпикур, Бэкон, Локк, Спиноза, Дидро. И иные французские материалисты, Герцен, Чернышевский, Маркс, Энгельс, Ленин.

Достоинство материализма: опора на науку, в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.). Логическая доказуемость многих положений материалистов.

Слабая сторона материализма — недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.

В материализме выделяется особое направление — вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влить на материю.

Материализм как господствующее направление философии был распространении в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XXII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в XX в.

Идеализм («линия Платона») — направление философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

В идеализме выделяют два самостоятельных направления:

- объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.)

- субъективный идеализм (Беркли, Юм)

Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:

- реально существует только идея

- идея первична

- вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»

- «мир идей» (Эйдесов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т. д.)

- «мир вещей» - материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»

- каждая единичная вещь — воплощение идеи (Эйдеса) данной вещи. Например, лошадь — воплощение общей идеи лошади, дом — идеи дома, корабль — идеи корабля и т. д.

- большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец

- отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.

В противоположность объективным идеалистам существуют субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:

- все существует только в сознании познающего субъекта (человека), идеи существуют в разуме человека

- образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения

- вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.

Слабая черта идеализма: отсутствие достоверного (логического) Объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи).

Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространён в США, Германии, других странах Западной Европы.

Наряду с полярными (конкурирующими) главными направлениями философии — материализмом и идеализмом — существуют промежуточные (компромиссные) течения — дуализм, деизм.

Дуализм как философское направление был основан Р.Декартом. Суть дуализма заключается в том, что:

- существуют две независимые субстанции — материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления)

- все в мире производно (является модусом). Либо от одной, либо от другой указанных субстанций. (Материальные вещи — от материальной, иди — от духовной)

- в человеке соединяются одновременно две субстанции — и материальная и духовная

- материя и сознание (дух) — две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия

- основного вопроса философии (что первично — материя или сознание) в действительности не существует, т. к. материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.

Деизм — направление в философии. Сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, которые, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей. (Т. е. признавали Бога, практически не имеющего никакими «полномочий», который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).

3. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ СТОРОНА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ

Гносеологическая (познавательная) сторона основного вопроса философии представлена:

                  - гностицизмом                                                     - агностицизмом

                            - эмпиризмом (сенсуализмом)         - рационализмом

Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон. Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы ни было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).

Основоположником рационализма (от лат. ratio — разум) считается

Р. Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение — мысль — деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, - «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т. д.

В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.

С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма.

Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что:

- мир познаваем

- возможности познания неограниченны

Противоположной точки зрения придерживаются агностики (как правило, идеалисты):

- мир непознаваем

- возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.

К числу видных теоретиков агностицизма принадлежал Эммануил Кант (1724-1804). Согласно Канту человеческий разум обладает большими возможностями, но и эти возможности имеют свои границы. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют загадки (противоречия), которые человеком не будут разгаданы никогда, например:

Бог существует.

Бога не существует

Всего таких неразрешимых противоречий (антимоний) Кант выделяет четыре. Однако, по Канту, даже то, что входит в познавательные возможности человеческого разума, все равно не будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение вещи в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи — «вещи в себе».

Вывод: В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.

В XX вв. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, т. к. он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность.

Ясперс, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии - проблема экзистенцианализма. Т. е. проблема человека, его существования, управления собственных духовным миром, взаимоотношений внутри общества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни и своего места в жизни, счастья.


Вопросы:

1. В чем заключается основной вопрос философии?

2. В чем различие онтологической и гносеологической стороны философии?

3. Суть материализма и идеализма?

4. Кто такие эмпиристы?

Список литературы:

Канке В. А. Философия. 5-е изд. М., 2003г (осн. лит-ра)

Вечные философские проблемы: Сб. ст. М., 1991. (осн. лит-ра)

Дерюгин С. В. Основной вопрос философии: варианты решения проблемы // Филос. науки. 1991. № 1. (осн. лит-ра)

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. (доп. лит-ра)

Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М., 1990. (доп.. лит-ра)


Категориальный анализ понятий:

Сознание — человеческая способность к воспроизведению действительности мышления; психическая деятельность как отражение действительности

Материя — объективная реальность, существование вне и независимо от человеческого сознания. Основа (субстрат), из которого состоят физические тела. Предмет речи и разговора.

Деизм — направление в философии. Сторонники, которого признавали наличие Бога, которые, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей.

Онтология — философское учение об общих категориях и закономерностей бытия, существующей в единстве с теорией познания и логикой.

Дуализм — двойственность, раздвоенность. Философское направление признающие в основе мира два не зависимых и равноправных начала: материю и дух.

Экзистенцианализм — иррационалистическое направление в философии и литературе (в особенности немецкой и французской). Экзистенцианализм считает, что предметом философии является человеческое существование, человек, который рассматривается лишь как духовное начало.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41478. Жизнь первобытных людей 12.4 MB
  Животный мир пестрел удивительными видами осанки, которые находят во время раскопок. Климат был теплым и влажным. Исполинские папоротники покрывали землю.
41479. Уголовно-процессуальное право Республики Казахстан 601.01 KB
  Целью фундаментальной юридической дисциплины «Уголовное процессуальное право Республики Казахстан» является усвоение студентами сложной и многогранной деятельности государственных органов и должностных лиц по возбуждению, предварительному расследованию и судебному рассмотрению уголовных дел.
41480. ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА 948 KB
  Учебно-методическое пособие по дисциплине «Психология человека» является составной частью учебно-методических материалов по данной учебной дисциплине (УМК «Психологии человека. Часть I».) и составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050100 «Педагогическое образование».
41481. Входная информация формирования объема предложений по организации грузовых автомобильных перевозок 281 KB
  Оборотные средства включают в свой состав, как производственные запасы, так и денежные ресурсы, находящиеся в обращении. Стоимость оборотных средств определяем
41482. Методика формирования природоохранных знаний в процессе изучения общей биологии 114.5 KB
  В курсе общей биологии при изучении вопросов охраны природы целесообразно разграничивать проблемы охраны сообществ и видов. Так в курсе общей биологии IX класса более полно раскрыть понятие об охране природы можно на примере рационального использования популяций и сохранения видового многообразия биосферы. При изучении темы Эволюционное учение следует так спланировать уроки чтобы выделить в самостоятельные разделы вопросы об антропогенных факторах популяционновидовых систем и природоохранительных факторах. Линнея Понятие вид...
41483. Формирование экологических идей, как направление природоохранного воспитания школьников. Идея целостности природы в биосфере и взаимосвязи всех ее компонентов 776.5 KB
  раз Земля обернула вокруг Солнца с момента возникновения общего предка бактерий растений животных человека. Начинают эстафету жизни зелёные растения затем её подхватывают животные а к финишу доносят грибы и бактерии где снова эстафета оказывается у растений. Посадка растений. Уничтожение некоторых видов растений.
41484. Идея многообразия видов в природе и необходимости их охраны 200 KB
  Идея многообразия видов в природе и необходимости их охраны. Харакретеристика видового богатства природы Беларуси и необходимость охраны. Харакретеристика видового богатства природы Беларуси и необходимость охраны. Рождественский Совокупность всех видов флоры и фауны Беларуси представляет ее биологическое разнообразие что является необходимым условием устойчивости биосферы.
41485. Методика формирования природоохранных знаний в процессе изучения биологии 142.5 KB
  План Формы отрганизации экологического образования и воспитания в процессе изучения биологии. Система экологического образования и воспитания в области охраны окружающей среды сущность принципы цель задачи формы и методы Экологическое поле образовательного процесса. Концепция экологического воспитания в области охраны окружающей среды Литература Суравегина И. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ Внутри предметные и межпредметные связи в содержании курса биологии...
41486. Класс рыбы 187.5 KB
  Работа учителя по формированию природоохранных знаний при изучении рыб птиц млекопитающих. В курсе биологии в частности зоологии понятие об использовании биологических ресурсов раскрывается через понятие промысел промысловые птицы пушной промысел промысел морского зверя география и техника рыбного промысла и т. Используя такого рода факты при изучении классов рыб птиц и млекопитающих у школьников следует формировать понимание того что в условиях нашей формы хозяйства происходит постепенный процесс перехода от промысла...