8659

Общество, как система. Основные подсистемы общества

Контрольная

Логика и философия

Философское понятие общества. Общество, как система. Основные подсистемы общества. Общество, как исторический процесс. Гражданское общество. Правовое государство. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития...

Русский

2013-02-16

82.5 KB

205 чел.

ПЛАН
1. Философское понятие общества.
2.Общество, как система. Основные подсистемы общества.
3.Общество, как исторический процесс.
4. Гражданское общество.
5. Правовое государство.
6. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

1. Философское понятие общества

Сущность общества конкретизируется в его важнейших родовых и видовых признаках.
Основной родовой признак общества - материальная природа, объединяющая его со всей природной. К родовым признакам относятся : системность, причинность, движение, развитие, пространство и др. Видовыми признаками общества являются: индивиды, мыслительная и практическая деятельность, общественные отношения, нормы и принципы жизни, система управления и организации. Это позволяет нам дать предельно широкое определение общества. Общество - есть продукт взаимодействия людей. Наряду с этим имеет место и такое определение: Общество- это совокупность всех общественных отношений. В целом же общее определение общества выглядит, так: Общество - это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей и присущих им общественных отношений. При изучении общества приходится считаться, с множеством его отношений и интерпретаций. Существуют различные, во многом противоречивые и несовместимые друг с другом теории и модели общества, его структуры, элементов, особенностей.Философское понятие общества включает в себя два главных признака:
1. общество есть обособившаяся часть природы;
2. будучи связанная с целым, эта часть развивается по своим собственным специфическим           законам.
Общество представляет собой открытую динамическую систему, которая осуществляет непрерывный обмен веществом и энергией с окружающей средой.

Философский взгляд на общество неотделим от философии человека, хотя и не сводится к этой проблеме.

Наиболее общие проблемы исторического процесса изучает «философия истории». У ее истоков стояли Геродот и Фукидид. Философы стремились сформулировать цель и смысл истории, разрабатывали проблему единства исторического процесса и многообразия его форм, исторической закономерности, свободы и необходимости. Осуществить разумную цель исторического закономерного процесса, по Канту, может только сам человек посредством своего разума и деятельности, а не какая-то внешняя сила. Цель, обнаруженная практическим разумом, к которой движется мировая история, - состояние правового порядка, гражданской свободы и равенства, самоценности человека, вечного мира.

2.Общество, как система. Основные подсистемы общества.

Система – это совокупность элементов находящихся в связях и отношениях между собой и образующих определенное единство и целостность. Общество как система отличается целым рядом особенностей. Это прежде всего наиболее сложная и высокоорганизованная система, далее это – самоорганизирующаяся система, самодостаточная. Другим его признаком служит, то что это целостная, органическая система,  в то же самое время внутренне расчлененное и к тому же иерархическая система. Это означает тот момент, что элементы общества могут в свою очередь носить системный характер. И, наконец общество – это открытая динамическая, подвижная система, которая осуществляет непрерывный обмен веществом и энергией с окружающей средой. К основным подсистемам общества относятся: экономическая, политическая, социальная, духовная. Экономической подсистемой общества является экономика, в широком смысле – способ производства материальной жизни; в узком смысле – как народное хозяйство, какой – то отдельной его отрасли. Основой экономики является материальное производство, способ производства представляет собой диалектическое единство и взаимодействие производственных сил и производственных отношений. Производительные силы включают: 1)субъективный компонент; 2) орудия и средства производства. Производственные силы характеризуют уровень освоения природы человеком. С изменением производственных сил изменяется весь способ производства. Каждой новой ступени производственных сил соответствует определенный тип производственных отношений – включающий 3 элемента:
1.отношение по поводу  собственности
2. Характер обмена деятельностью в процессе производства
3. Способы распределения произведенного продукта.
Социальная подсистема. Термин социальный применяется в современной научной литературе в 2-х значениях: широком и узком. В широком значении он совпадает с понятием общественный. В узком значении обозначает все, что относится к разновидностям социума   - семейно- родственные, национально- этнические, территориально – населенческие сообщества. Сюда же входят деления на группы по разным социальным признакам – классовым, профессиональным, демографическим и т. д. помимо социально – классового деления в современной науке выделяют и другой подход, институциональный. К социальным институтам относят организации, учреждения, образования и т. п., выполняющие определенные функции и затрагивающие интересы достаточно больших групп населения. Выделяют так же такое понятие как соц. Структура общества – это совокупность социальных общностей и групп и определенный порядок связи между ними. В социологии принято делить социальную структуру общества на макро и микро структуру. Социальная подсистема включает классы, различные социальные группы и слои общества, социальные отношения между ними.

Духовная подсистема общества — это совокупность различных форм общественного сознания, науки, культуры, образования, искусства, религии, а также духовных отношений между людьми. Главное назначение состоит в обеспечении духовного развития и самореализации людей. Духовные подсистемы могут быть построены по принципам либо плюрализма, либо монизма. Плюралистические духовные системы органичны с рыночной экономикой, политической демократией и либерализмом. Монические духовные системы базируются на одной духовной основе (единая идеология, религия и т.п.). Ее сопровождают планово-распределительная экономика, тоталитарная или авторитарная власть, патерналистская социальная подсистема.Политико-управленческая подсистема — это совокупность государственных и других политических и неполитических управленческих органов, система правовых и иных норм и политических отношений. Назначение: в установлении режима власти и осуществлении управления обществом. Данная подсистема довольно сильно зависит от экономической. Рыночной экономической системе соответствует плюралистическая демократия, государство, построенное на независимости и конкуренции законодательной, судебной и исполнительной властей. Для планово-распределительной экономики свойственна авторитарная либо тоталитарная власть, сосредоточенная в руках узкого социального слоя. Здесь также идут поиски оптимального сочетания демократии и подчинения. Регуляция этой подсистемы осуществляется посредством законодательных, правовых механизмов.

3.Общество, как исторический процесс.

Общество, как и все сущее никогда не стоит на месте, оно находится в состоянии непрерывных изменений. Сегодня это признают все без исключения. Другое дело, каков характер их? Какова направленность этих изменений? Целый ряд западных теоретиков утверждают, что мы действительно находимся в пути, но куда мы движемся, это практически нельзя определить. Однако большинство философов и социологов, придерживаются одного мнения. Они полагают, что имеет место,  социальная динамическая в которой можно выделить 3 следующих типа: циклический, линейный, спиралевидный. В свою очередь, циклический, распадается на системно – функциональную и историческую разновидность. Исторический цикл, включает в себя назначение всего процесса эволюции того или иного социального обращения. Этот цикл прежде всего проявляется в социальном круговороте т. е. последним элементом становления, общественного организма. Платон при этом считал, что после распада того или иного общества, оно находит  в себе силы все начать с начала. Согласно линейному варианту, развитие общества идет по прогрессивной линии, а так же по линии регресса. И в том и другом случае развитие получается прямолинейное. В циклическом варианте, рассматривается как исторический цикл, так и системно- структурный цикл. Американский ученый Парсонс – представляет общество, как социальный организм. Каждый из частей которого, выполняет ту или иную функцию. По этой схеме существует различие между общественным процессом и развитием живых организмов. Разделяют социальный круговорот, в его рамках общество проходит этапы изменения: рождение, становление, расцвет, гибель. Тем не менее, общество находит возможность как-то уцелеть и начать все сначала. Идея линейного развития истории и возможность прогрессивного развития общества впервые явно выражены в средневековой философии. Согласно христианскому мировоззрению, история представляет собой линию, начало которой – грехопадение первых людей, а конец – второе пришествие Христа, страшный суд и наступление царства Божия на земле.

Эволюция – это изменения социума, в том числе коренное, в таких формах: эволюционно насильственными, и потом постепенно шаг за шагом изменения могут привести к сущности общественного устройства. Исторические изменения нельзя обойти без вняснения основных факторов общественного развития, под этими факторами определяют такие, которые, обуславливают историческое развитие. Эти факторы делятся на объект и субъект.
К объекту относятся – условия окружающей жизни – это прежде всего географическая среда, уровень развития производственных сил – прежде всего техники, и т. д. К субъективным факторам относится, осознанная целенаправленная деятельность людей нацеленная на изменение социальной жизни.

4. Гражданское общество.

Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Согласно классической схеме Д. Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе.

Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером.

Гражданское общество — один из феноменов современного общества, совокупность неполитических отношений и социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы деятельности властно-государственных структур и позволяющими контролировать действия государственной машины. В общественных науках выделяют следующие основные подходы к определению сущности гражданского общества: как противопоставление анархии; как противоположность церкви; как комплекс общественных отношений, противоположных государству; как конкретный феномен западной цивилизации. О трудностях становления гражданского общества свидетельствует история разработки его концепции в западной общественно-политической мысли.
Т. Гоббс, английский философ:Гражданское общество — это общество вражды людей друг с другом, которое для ее прекращения преобразуется в государство.

Дж. Локк, английский философ:Гражданское общество — это общество политическое, то есть общественная сфера, в которой государство имеет свои интересы.

Ш. Монтескье, французский философ:Гражданское общество — это союз индивидуальностей, коллектив, в котором все его члены обретают высшие человеческие качества. Государство превалирует над гражданским обществом.

Т. Пейн, американский просветитель:Гражданское общество — благо, а государство — неизбежное зло. Чем совершеннее гражданское общество, тем менее оно нуждается в регулировании со стороны государства.

Г. Гегель, немецкий философ:Гражданское общество — сфера реализации особенно частных целей и интересов отдельной личности. Подлинной свободы в гражданском обществе нет, так как в нем постоянно присутствует противоречие между частными интересами и властью, носящее всеобщий характер.

К. Маркс, Ф. Энгельс, немецкие философы, экономисты и социологи:Гражданское общество — сфера материальной, экономической жизни и деятельности людей. Именно оно является первичным по отношению к государству, гражданская жизнь как сумма разнообразных интересов скрепляет государство.

Становление концепции гражданского общества относится ко второй половине XVIII — началу XIX веков. Философия Просвещения, немецкая классическая философия, в трудах представителей которых начинает осознаваться необходимость четкого различия между государством и гражданским обществом (как сферой, охватывающей все многообразие социальных связей, лежащей между индивидом и государством), отдавали приоритет во взаимодействии государства и гражданского общества государству (особенно Гегель).

Маркс разобрался с «гражданским обществом» еще в работе «К критике гегелевской философии права». Именно там он установил, что «гражданское общество» – это частное общество, то есть общество частных лиц и частных интересов, общество буржуа.То есть это – хищническое общество «войны всех против всех». И в работе «К еврейскому вопросу» Маркс разобрал по косточкам эти «права» - как он написал, «права члена гражданского общества, т.е. эгоистического человека, отделенного от человеческой сущности и общности». В «Немецкой идеологии» Маркс и Энгельс указали и то, почему «гражданское общество» может возникнуть только в буржуазном обществе: потому что для этого требовалось, чтобы личные интересы развились до степени классовых, то есть чтобы сформировался «класс для себя»

В философии и социологии марксизма, а также в большинстве современных политологических и социологических теорий, напротив, утверждается приоритет гражданского общества над государством, а в его расширении и укреплении усматривается одно из важнейших условий социального прогресса.

Важной характеристикой гражданского общества является достижение высокого уровня самоорганизации и саморегуляции общества. Гражданское общество — это основанная на самоорганизации система социально-экономических и политических отношений, функционирующих в правовом режиме социальной справедливости, свободы, удовлетворения материальных и духовных потребностей человека как высшей ценности гражданского общества.

5. Правовое государство.

Правово́е госуда́рство (нем. Rechtsstaat) — государство, вся деятельность которого подчинена нормам и  фундаментальным принципам права. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов. Принцип соблюдения предписаний права всеми его субъектами, в том числе, обладающими властью лицами или органами, называется «законностью» в российскойи «верховенством права» (англ. rule of law) в западной юриспруденции Следует иметь в виду, что в российском правоведении также существует термин «верховенство закона», под которым понимается подчинённость закону всех подзаконных актов и актов правоприменения Верховенство закона является одним из основных компонентов правового государства

Идея правового государства прежде всего противоположна произволу во всех его разновидностях диктатуре большинства, деспотизму, полицейскому государству, равно как и отсутствию правопорядка. Эта идея преследует ряд целей:

  •  Ограничение и направление процесса осуществления власти Правовое государство не стремится принизить важность компетентности, авторитета, личной воли и других качеств руководителей, а устанавливает стандарт легитимности методов руководства
  •  Формирование чувства определённости и правомерных ожиданий в отношении поведения всех субъектов права
  •  Охрана устоявшихся общественных представлений о морали, справедливости, свободе и равенстве, а также защита достоинства и прав граждан согласно этим представлениям. Некоторые правоведы полагают, что указанная функция неотделима от обеспечения более полной реализации перечисленных ценностей

Правовое государство требует наличия следующих институтов:

  •  Назначение наказаний за правонарушения исключительно согласно опубликованным и чётко определённым процедурам и нормам
  •  Равенство перед законом, так что все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона, а нарушители правопорядка подлежат соразмерному наказанию, независимо от их политического, социального или экономического положения
  •  Существование эффективных, независимых, беспристрастных и доступных для граждан судов, полиции и других правоохранительных органов

Важную роль играет согласие среди правящих классов в отношении норм политического поведения, принципов разрешения конфликтов и базовых культурных ценностей, в том числе, законности

6. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Формационный подход был предложен основоположниками марксизма – К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В. Л. Лениным.
Ключевое понятие, используемое при формационном подходе – общественно – экономическая формация.
Общественно – экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.
Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно – экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества. Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой. В целом К. Марксом было выведено пять общественно – экономических формаций:

  •  -первобытнообщинная;
  •  -рабовладельческая;
    -феодальная;
  •  -капиталистическая;
  •  -коммунистическая (социалистическая).

Также им было указано на особый политико – экономический тип общества – «азиатский способ производства».

Первобытнообщинная формация характеризуется:

  •  Примитивными формами организации труда;
  •  Отсутствием частной собственности – общей собственностью на средства и результаты труда;
  •  Равенством и личной свободой;
  •  Отсутствием оторванной от общества принудительной публичной власти;
  •  Слабой общественной организацией –отсутствием государств, объединением в племена по кровнородственному признаку, совместным принятием решений.

«Азиатский способ производства» был распространен в древних обществах Востока, расположенных в долинах крупных рек. Азиатский способ производства включал в себя:

  •  Ирригационное земледелие как основу экономики;
  •  Отсутствие частной собственности на основные средства производства (землю, ирригационные сооружения);
  •  Государственную собственность на землю и средства производства;
  •  Массовый коллективный труд свободных общинников под жестким контролем государства;
  •  Наличие сильной, централизованной, деспотической власти.

Коренным образом отличается от них рабовладельческая общественно – экономическая формация:

  •  Возникла частная собственность на средства производства,в том числе «живые» , «говорящие» - рабов;
  •  Социальное неравенство и общественное (классовое) расслоение;
  •  Государство и публичная власть.

Феодальная общественно – экономическая формация основывалась на :

  •  Крупной земельной собственности особого класса землевладельцев – феодалов;

  •  Труде свободных, но зависимых экономически от феодалов крестьян;
  •  Особых производственных отношений в свободных ремесленных центрах – городах.

При капиталистической общественно – экономической формации:

  •  Основную роль в экономике начинает играть промышленность;
  •  Усложняются средства производства- механизация, объединение труда;
  •  Промышленные средства производства принадлежат классу буржуазии;
  •  Основной объем труда выполняют свободные наемные рабочие, экономически зависимые от буржуазии.

Коммунистическая формация ,по Марксу, Энгельсу, Ленину, будет отличаться:

  •  Отсутствием частной собственности на средства производства;
  •  Государственной собственностью на средства производства;
  •  Трудом рабочих, крестьян, интеллигенции, свободных от эксплуатации со стороны частных собственников;
  •  Справедливым равномерным распределением совокупного произведенного продукта между всеми членами общества;
  •  Высоким уровнем развития производительных сил и высокой организацией труда.

Формационный подход широко распространен в мировой философии, особенно в социалистических и постсоциалистических странах. Он имеет достоинства и недостатки. Достоинства – понимание истории как закономерного объективного процесса, глубокая разработка экономических механизмов развития, реалистичность, систематизация исторического процесса. Недостатки – не учет других факторов, излишняя схематичность, оторванность от специфики общества, линейность, неполное подтверждение практикой.

Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби(1889-1975). Центральное понятие, используемое его сторонниками, - цивилизация. Цивилизация, по Тойнби, - устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.

История - нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли. Согласно Тойнби цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в

истории человечества, косвенно влияют на другие цивилизации.                                                                                                  
К основным цивилизациям относятся:

  •  шумерская;
  •  вавилонская;
  •  минойская;
  •  эллинская;
  •  китайская;
  •  индусская;
  •  исламская;
  •  христианская;
  •  некоторые другие цивилизации.

По своей внутренней структуре цивилизация состоит из:

  •  Творческого меньшинства;
  •  Инертного большинства.

Творческое меньшинство ведет за собой инертное большинство, что - бы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации.

Творческое меньшинство не всегда может определять жизнь большинства. Большинство склонно «тушить» энергию меньшинства, поглощать его. В этом случае развитие прекращается, начинается застой. Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно людям, они рождаются, растут, живут и умирают.

Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии:

  •  Зарождение;
  •  Рост;
  •  Надлом;
  •  Дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37820. Логические основы редактирования 39 KB
  Необычный фестиваль на Кубани Почти 300 участниц представляющих 29 регионов страны съехались в Краснодар на первый фестиваль женского спорта России. Прошли уже две спартакиады трудящихся в Самаре и Тамбове теперь вот женский фестиваль. Зато фестиваль удался на славу. Краснодарцы очень тепло встречали фестиваль.
37821. Вычислить количество букв d и c в потоке данных (поток данных ввести произвольно на клавиатуре) и вывести результат на экран 14.89 KB
  Вывод: выполняя лабораторную работу, я научилась работать с потоками данных.
37822. Робота із утилітою SiSoftware Sandra 26 KB
  SiSoftwre Sndr розроблена для роботи в ОС Windows 32. Запустити програму SiSoftwre Sndr Ознайомитись із меню програми. За допомогою SiSoftwre Sndr отримати інформацію про систему список підключених пристроїв.
37823. РЕКУРСИВНЫЕ ФИЛЬТРЫ 143.5 KB
  = Координаты нуля фильтрапробки на zплоскости. = Частота режекции в единицах главного диапазона Ширина фильтрапробки на уровне 0.9 полосы подавления должна быть равна Гц = Координаты нуля фильтрапробки на zплоскости.
37824. Діагностика комп’ютерних мереж 866.5 KB
  Головне вікно програми EtherSnoop Для роботи процесу перехоплення пакетів оберіть мережений інтерфейс вбудованої або зовнішньої мережевої карти що обирається за допомогою списку зображеного на рисунку 2. Рисунок 2 – Список для вибору мережевого інтерфейсу Для налагодження режиму перехоплення пакетів виконуються три етапи підготовки: Виділення буферу – розміру пам’яті для збереження інформації про перехоплені пакети рис. Рисунок 3 – Вікно налагодження розміру буфера Рисунок 4 – Вибір фільтру пакетів Рисунок 5 – Вибір...
37825. Безпека в мережі 226 KB
  Перераховані порушення роботи в мережі викликали необхідність створення різних видів захисту інформації. Умовно їх можна розділити на три класи: засоби фізичного захисту; програмні засоби антивірусні програми системи розмежування повноважень програмні засоби контролю доступу; адміністративні міри захисту доступ у приміщення розробка стратегій безпеки фірми і т. Одним із засобів фізичного захисту є системи архівації і дублювання інформації. Для боротьби з комп'ютерними вірусами найбільше часто застосовуються антивірусні...
37826. Обробка масивів 87 KB
  Мета роботи: вивчити властивості компонента TStringGrid. Компонент TStringGrid При роботі з масивами введення і виведення інформації на екран зручно організовувати у виді таблиць використовуючи компонент TStringGrid. Значення N вводити в компонент Tedit А и В – у компонент TStringGrid. Результат після натискання кнопки типу TButton вивести в компонент TStringGrid.
37827. Організація обробки графічної інформації 57.5 KB
  При необхідності за допомогою убудованого редактора EditingChrt компонентові TChrt передаються дані про товщину стиль і колір ліній параметрах шрифту підписів кроках розмітки координатної сітки й інші настроювання. Для уведення вихідних даних використовуються вікна TEdit. З'явиться вікно редагування EditingChrt див. Натискаючи різні кнопки меню познайомитися з іншими можливостями EditingChrt.
37828. ОБРОБКА ПОДІЙ У DELPHI. КОМПОНЕНТИ TLISTBOX І TCOMBOBOX 69 KB
  Типи даних для роботи з рядками Короткі рядки типу ShortString і String[N]:Короткі рядки мають фіксована кількість символів. Рядок ShortString може містити 255 символів. Рядок String[N] може містити N символів але не більш 255. На етапі виконання програма визначає необхідну довжину ланцюжка символів і звертається до ядра операційної системи з вимогою виділити необхідну пам'ять.