8659

Общество, как система. Основные подсистемы общества

Контрольная

Логика и философия

Философское понятие общества. Общество, как система. Основные подсистемы общества. Общество, как исторический процесс. Гражданское общество. Правовое государство. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития...

Русский

2013-02-16

82.5 KB

232 чел.

ПЛАН
1. Философское понятие общества.
2.Общество, как система. Основные подсистемы общества.
3.Общество, как исторический процесс.
4. Гражданское общество.
5. Правовое государство.
6. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

1. Философское понятие общества

Сущность общества конкретизируется в его важнейших родовых и видовых признаках.
Основной родовой признак общества - материальная природа, объединяющая его со всей природной. К родовым признакам относятся : системность, причинность, движение, развитие, пространство и др. Видовыми признаками общества являются: индивиды, мыслительная и практическая деятельность, общественные отношения, нормы и принципы жизни, система управления и организации. Это позволяет нам дать предельно широкое определение общества. Общество - есть продукт взаимодействия людей. Наряду с этим имеет место и такое определение: Общество- это совокупность всех общественных отношений. В целом же общее определение общества выглядит, так: Общество - это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей и присущих им общественных отношений. При изучении общества приходится считаться, с множеством его отношений и интерпретаций. Существуют различные, во многом противоречивые и несовместимые друг с другом теории и модели общества, его структуры, элементов, особенностей.Философское понятие общества включает в себя два главных признака:
1. общество есть обособившаяся часть природы;
2. будучи связанная с целым, эта часть развивается по своим собственным специфическим           законам.
Общество представляет собой открытую динамическую систему, которая осуществляет непрерывный обмен веществом и энергией с окружающей средой.

Философский взгляд на общество неотделим от философии человека, хотя и не сводится к этой проблеме.

Наиболее общие проблемы исторического процесса изучает «философия истории». У ее истоков стояли Геродот и Фукидид. Философы стремились сформулировать цель и смысл истории, разрабатывали проблему единства исторического процесса и многообразия его форм, исторической закономерности, свободы и необходимости. Осуществить разумную цель исторического закономерного процесса, по Канту, может только сам человек посредством своего разума и деятельности, а не какая-то внешняя сила. Цель, обнаруженная практическим разумом, к которой движется мировая история, - состояние правового порядка, гражданской свободы и равенства, самоценности человека, вечного мира.

2.Общество, как система. Основные подсистемы общества.

Система – это совокупность элементов находящихся в связях и отношениях между собой и образующих определенное единство и целостность. Общество как система отличается целым рядом особенностей. Это прежде всего наиболее сложная и высокоорганизованная система, далее это – самоорганизирующаяся система, самодостаточная. Другим его признаком служит, то что это целостная, органическая система,  в то же самое время внутренне расчлененное и к тому же иерархическая система. Это означает тот момент, что элементы общества могут в свою очередь носить системный характер. И, наконец общество – это открытая динамическая, подвижная система, которая осуществляет непрерывный обмен веществом и энергией с окружающей средой. К основным подсистемам общества относятся: экономическая, политическая, социальная, духовная. Экономической подсистемой общества является экономика, в широком смысле – способ производства материальной жизни; в узком смысле – как народное хозяйство, какой – то отдельной его отрасли. Основой экономики является материальное производство, способ производства представляет собой диалектическое единство и взаимодействие производственных сил и производственных отношений. Производительные силы включают: 1)субъективный компонент; 2) орудия и средства производства. Производственные силы характеризуют уровень освоения природы человеком. С изменением производственных сил изменяется весь способ производства. Каждой новой ступени производственных сил соответствует определенный тип производственных отношений – включающий 3 элемента:
1.отношение по поводу  собственности
2. Характер обмена деятельностью в процессе производства
3. Способы распределения произведенного продукта.
Социальная подсистема. Термин социальный применяется в современной научной литературе в 2-х значениях: широком и узком. В широком значении он совпадает с понятием общественный. В узком значении обозначает все, что относится к разновидностям социума   - семейно- родственные, национально- этнические, территориально – населенческие сообщества. Сюда же входят деления на группы по разным социальным признакам – классовым, профессиональным, демографическим и т. д. помимо социально – классового деления в современной науке выделяют и другой подход, институциональный. К социальным институтам относят организации, учреждения, образования и т. п., выполняющие определенные функции и затрагивающие интересы достаточно больших групп населения. Выделяют так же такое понятие как соц. Структура общества – это совокупность социальных общностей и групп и определенный порядок связи между ними. В социологии принято делить социальную структуру общества на макро и микро структуру. Социальная подсистема включает классы, различные социальные группы и слои общества, социальные отношения между ними.

Духовная подсистема общества — это совокупность различных форм общественного сознания, науки, культуры, образования, искусства, религии, а также духовных отношений между людьми. Главное назначение состоит в обеспечении духовного развития и самореализации людей. Духовные подсистемы могут быть построены по принципам либо плюрализма, либо монизма. Плюралистические духовные системы органичны с рыночной экономикой, политической демократией и либерализмом. Монические духовные системы базируются на одной духовной основе (единая идеология, религия и т.п.). Ее сопровождают планово-распределительная экономика, тоталитарная или авторитарная власть, патерналистская социальная подсистема.Политико-управленческая подсистема — это совокупность государственных и других политических и неполитических управленческих органов, система правовых и иных норм и политических отношений. Назначение: в установлении режима власти и осуществлении управления обществом. Данная подсистема довольно сильно зависит от экономической. Рыночной экономической системе соответствует плюралистическая демократия, государство, построенное на независимости и конкуренции законодательной, судебной и исполнительной властей. Для планово-распределительной экономики свойственна авторитарная либо тоталитарная власть, сосредоточенная в руках узкого социального слоя. Здесь также идут поиски оптимального сочетания демократии и подчинения. Регуляция этой подсистемы осуществляется посредством законодательных, правовых механизмов.

3.Общество, как исторический процесс.

Общество, как и все сущее никогда не стоит на месте, оно находится в состоянии непрерывных изменений. Сегодня это признают все без исключения. Другое дело, каков характер их? Какова направленность этих изменений? Целый ряд западных теоретиков утверждают, что мы действительно находимся в пути, но куда мы движемся, это практически нельзя определить. Однако большинство философов и социологов, придерживаются одного мнения. Они полагают, что имеет место,  социальная динамическая в которой можно выделить 3 следующих типа: циклический, линейный, спиралевидный. В свою очередь, циклический, распадается на системно – функциональную и историческую разновидность. Исторический цикл, включает в себя назначение всего процесса эволюции того или иного социального обращения. Этот цикл прежде всего проявляется в социальном круговороте т. е. последним элементом становления, общественного организма. Платон при этом считал, что после распада того или иного общества, оно находит  в себе силы все начать с начала. Согласно линейному варианту, развитие общества идет по прогрессивной линии, а так же по линии регресса. И в том и другом случае развитие получается прямолинейное. В циклическом варианте, рассматривается как исторический цикл, так и системно- структурный цикл. Американский ученый Парсонс – представляет общество, как социальный организм. Каждый из частей которого, выполняет ту или иную функцию. По этой схеме существует различие между общественным процессом и развитием живых организмов. Разделяют социальный круговорот, в его рамках общество проходит этапы изменения: рождение, становление, расцвет, гибель. Тем не менее, общество находит возможность как-то уцелеть и начать все сначала. Идея линейного развития истории и возможность прогрессивного развития общества впервые явно выражены в средневековой философии. Согласно христианскому мировоззрению, история представляет собой линию, начало которой – грехопадение первых людей, а конец – второе пришествие Христа, страшный суд и наступление царства Божия на земле.

Эволюция – это изменения социума, в том числе коренное, в таких формах: эволюционно насильственными, и потом постепенно шаг за шагом изменения могут привести к сущности общественного устройства. Исторические изменения нельзя обойти без вняснения основных факторов общественного развития, под этими факторами определяют такие, которые, обуславливают историческое развитие. Эти факторы делятся на объект и субъект.
К объекту относятся – условия окружающей жизни – это прежде всего географическая среда, уровень развития производственных сил – прежде всего техники, и т. д. К субъективным факторам относится, осознанная целенаправленная деятельность людей нацеленная на изменение социальной жизни.

4. Гражданское общество.

Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Согласно классической схеме Д. Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе.

Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером.

Гражданское общество — один из феноменов современного общества, совокупность неполитических отношений и социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы деятельности властно-государственных структур и позволяющими контролировать действия государственной машины. В общественных науках выделяют следующие основные подходы к определению сущности гражданского общества: как противопоставление анархии; как противоположность церкви; как комплекс общественных отношений, противоположных государству; как конкретный феномен западной цивилизации. О трудностях становления гражданского общества свидетельствует история разработки его концепции в западной общественно-политической мысли.
Т. Гоббс, английский философ:Гражданское общество — это общество вражды людей друг с другом, которое для ее прекращения преобразуется в государство.

Дж. Локк, английский философ:Гражданское общество — это общество политическое, то есть общественная сфера, в которой государство имеет свои интересы.

Ш. Монтескье, французский философ:Гражданское общество — это союз индивидуальностей, коллектив, в котором все его члены обретают высшие человеческие качества. Государство превалирует над гражданским обществом.

Т. Пейн, американский просветитель:Гражданское общество — благо, а государство — неизбежное зло. Чем совершеннее гражданское общество, тем менее оно нуждается в регулировании со стороны государства.

Г. Гегель, немецкий философ:Гражданское общество — сфера реализации особенно частных целей и интересов отдельной личности. Подлинной свободы в гражданском обществе нет, так как в нем постоянно присутствует противоречие между частными интересами и властью, носящее всеобщий характер.

К. Маркс, Ф. Энгельс, немецкие философы, экономисты и социологи:Гражданское общество — сфера материальной, экономической жизни и деятельности людей. Именно оно является первичным по отношению к государству, гражданская жизнь как сумма разнообразных интересов скрепляет государство.

Становление концепции гражданского общества относится ко второй половине XVIII — началу XIX веков. Философия Просвещения, немецкая классическая философия, в трудах представителей которых начинает осознаваться необходимость четкого различия между государством и гражданским обществом (как сферой, охватывающей все многообразие социальных связей, лежащей между индивидом и государством), отдавали приоритет во взаимодействии государства и гражданского общества государству (особенно Гегель).

Маркс разобрался с «гражданским обществом» еще в работе «К критике гегелевской философии права». Именно там он установил, что «гражданское общество» – это частное общество, то есть общество частных лиц и частных интересов, общество буржуа.То есть это – хищническое общество «войны всех против всех». И в работе «К еврейскому вопросу» Маркс разобрал по косточкам эти «права» - как он написал, «права члена гражданского общества, т.е. эгоистического человека, отделенного от человеческой сущности и общности». В «Немецкой идеологии» Маркс и Энгельс указали и то, почему «гражданское общество» может возникнуть только в буржуазном обществе: потому что для этого требовалось, чтобы личные интересы развились до степени классовых, то есть чтобы сформировался «класс для себя»

В философии и социологии марксизма, а также в большинстве современных политологических и социологических теорий, напротив, утверждается приоритет гражданского общества над государством, а в его расширении и укреплении усматривается одно из важнейших условий социального прогресса.

Важной характеристикой гражданского общества является достижение высокого уровня самоорганизации и саморегуляции общества. Гражданское общество — это основанная на самоорганизации система социально-экономических и политических отношений, функционирующих в правовом режиме социальной справедливости, свободы, удовлетворения материальных и духовных потребностей человека как высшей ценности гражданского общества.

5. Правовое государство.

Правово́е госуда́рство (нем. Rechtsstaat) — государство, вся деятельность которого подчинена нормам и  фундаментальным принципам права. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов. Принцип соблюдения предписаний права всеми его субъектами, в том числе, обладающими властью лицами или органами, называется «законностью» в российскойи «верховенством права» (англ. rule of law) в западной юриспруденции Следует иметь в виду, что в российском правоведении также существует термин «верховенство закона», под которым понимается подчинённость закону всех подзаконных актов и актов правоприменения Верховенство закона является одним из основных компонентов правового государства

Идея правового государства прежде всего противоположна произволу во всех его разновидностях диктатуре большинства, деспотизму, полицейскому государству, равно как и отсутствию правопорядка. Эта идея преследует ряд целей:

  •  Ограничение и направление процесса осуществления власти Правовое государство не стремится принизить важность компетентности, авторитета, личной воли и других качеств руководителей, а устанавливает стандарт легитимности методов руководства
  •  Формирование чувства определённости и правомерных ожиданий в отношении поведения всех субъектов права
  •  Охрана устоявшихся общественных представлений о морали, справедливости, свободе и равенстве, а также защита достоинства и прав граждан согласно этим представлениям. Некоторые правоведы полагают, что указанная функция неотделима от обеспечения более полной реализации перечисленных ценностей

Правовое государство требует наличия следующих институтов:

  •  Назначение наказаний за правонарушения исключительно согласно опубликованным и чётко определённым процедурам и нормам
  •  Равенство перед законом, так что все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона, а нарушители правопорядка подлежат соразмерному наказанию, независимо от их политического, социального или экономического положения
  •  Существование эффективных, независимых, беспристрастных и доступных для граждан судов, полиции и других правоохранительных органов

Важную роль играет согласие среди правящих классов в отношении норм политического поведения, принципов разрешения конфликтов и базовых культурных ценностей, в том числе, законности

6. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Формационный подход был предложен основоположниками марксизма – К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В. Л. Лениным.
Ключевое понятие, используемое при формационном подходе – общественно – экономическая формация.
Общественно – экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.
Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно – экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества. Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой. В целом К. Марксом было выведено пять общественно – экономических формаций:

  •  -первобытнообщинная;
  •  -рабовладельческая;
    -феодальная;
  •  -капиталистическая;
  •  -коммунистическая (социалистическая).

Также им было указано на особый политико – экономический тип общества – «азиатский способ производства».

Первобытнообщинная формация характеризуется:

  •  Примитивными формами организации труда;
  •  Отсутствием частной собственности – общей собственностью на средства и результаты труда;
  •  Равенством и личной свободой;
  •  Отсутствием оторванной от общества принудительной публичной власти;
  •  Слабой общественной организацией –отсутствием государств, объединением в племена по кровнородственному признаку, совместным принятием решений.

«Азиатский способ производства» был распространен в древних обществах Востока, расположенных в долинах крупных рек. Азиатский способ производства включал в себя:

  •  Ирригационное земледелие как основу экономики;
  •  Отсутствие частной собственности на основные средства производства (землю, ирригационные сооружения);
  •  Государственную собственность на землю и средства производства;
  •  Массовый коллективный труд свободных общинников под жестким контролем государства;
  •  Наличие сильной, централизованной, деспотической власти.

Коренным образом отличается от них рабовладельческая общественно – экономическая формация:

  •  Возникла частная собственность на средства производства,в том числе «живые» , «говорящие» - рабов;
  •  Социальное неравенство и общественное (классовое) расслоение;
  •  Государство и публичная власть.

Феодальная общественно – экономическая формация основывалась на :

  •  Крупной земельной собственности особого класса землевладельцев – феодалов;

  •  Труде свободных, но зависимых экономически от феодалов крестьян;
  •  Особых производственных отношений в свободных ремесленных центрах – городах.

При капиталистической общественно – экономической формации:

  •  Основную роль в экономике начинает играть промышленность;
  •  Усложняются средства производства- механизация, объединение труда;
  •  Промышленные средства производства принадлежат классу буржуазии;
  •  Основной объем труда выполняют свободные наемные рабочие, экономически зависимые от буржуазии.

Коммунистическая формация ,по Марксу, Энгельсу, Ленину, будет отличаться:

  •  Отсутствием частной собственности на средства производства;
  •  Государственной собственностью на средства производства;
  •  Трудом рабочих, крестьян, интеллигенции, свободных от эксплуатации со стороны частных собственников;
  •  Справедливым равномерным распределением совокупного произведенного продукта между всеми членами общества;
  •  Высоким уровнем развития производительных сил и высокой организацией труда.

Формационный подход широко распространен в мировой философии, особенно в социалистических и постсоциалистических странах. Он имеет достоинства и недостатки. Достоинства – понимание истории как закономерного объективного процесса, глубокая разработка экономических механизмов развития, реалистичность, систематизация исторического процесса. Недостатки – не учет других факторов, излишняя схематичность, оторванность от специфики общества, линейность, неполное подтверждение практикой.

Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби(1889-1975). Центральное понятие, используемое его сторонниками, - цивилизация. Цивилизация, по Тойнби, - устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.

История - нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли. Согласно Тойнби цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в

истории человечества, косвенно влияют на другие цивилизации.                                                                                                  
К основным цивилизациям относятся:

  •  шумерская;
  •  вавилонская;
  •  минойская;
  •  эллинская;
  •  китайская;
  •  индусская;
  •  исламская;
  •  христианская;
  •  некоторые другие цивилизации.

По своей внутренней структуре цивилизация состоит из:

  •  Творческого меньшинства;
  •  Инертного большинства.

Творческое меньшинство ведет за собой инертное большинство, что - бы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации.

Творческое меньшинство не всегда может определять жизнь большинства. Большинство склонно «тушить» энергию меньшинства, поглощать его. В этом случае развитие прекращается, начинается застой. Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно людям, они рождаются, растут, живут и умирают.

Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии:

  •  Зарождение;
  •  Рост;
  •  Надлом;
  •  Дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67396. ТИПЫ ОБЩЕСТВ 86 KB
  Так у Гегеля стадии развития общества совпадают со стадиями и фазами движения к самому себе абсолютного логического понятия лежащего в основе мира. Маркса типология обществ основывается на естественно-историческом подходе согласно которому все общества без исключения рано или поздно...
67397. Программное обеспечение: понятия и цели 67.5 KB
  Программные средства, принятые в производство, изготавливаются по утвержденной в установленном порядке технологии. Они должны соответствовать утвержденным техническим условиям и действующей нормативно-технической документации, обеспечиваться гарантиями поставщика.
67398. Проектирование полиграфического производства 760 KB
  В результате работы была составлена составлена технологическая характеристика издания, определено издательско-полиграфическое оформление данного издания, сделан выбор оборудования и расходных материалов для печати изделия образца, создана схема комплексного процесса
67399. Технология приготовления вторых горячих блюд из овощей 495.5 KB
  Продукты питания оцениваются по пищевой, биологической и энергетической ценности. Под пищевой ценностью продукта подразумевают содержание в нем пищевых веществ и степень их усвоения организмом, а также вкусовые достоинства.
67400. Мультипликация как технология развития творческих способностей подростков 1.2 MB
  Интеграция разных видов изобразительного искусства: рисунок, живопись, лепка, дизайн и декоративно-прикладное творчество сосуществуют в мультипликации на равных. А сам процесс создания мультфильма включает занятия литературные
67402. РЗ та А – загальні відомості 150 KB
  Реле релейний захист РЗ необхідність застосування визначення загальні відомості та характеристики; Класифікація реле; Автоматика енергосистеми ЕС необхідність застосування визначення класифікація за призначенням; Пристрої релейного захисту ПРЗ функціональна схема призначення визначення...
67403. ОСНОВНІ ВИМОГИ ДО ПРЗА 99 KB
  У ПРЗА вхідні сигнали у процесі їх перетворення та передачі можуть спотворюватись та послаблятися. Це відбувається внаслідок виникнення ПОМЕХ (перешкод) та несправностей окремих функціональних елементів, що призводить до невірного функціонування...