8660

Древнекитайская философия

Контрольная

Логика и философия

Древнекитайская философия. Особенности средневековой философии. Древнекитайская философия. - Конфуций - латинизированное название, буквально Кун-фу-цзы - старый учитель Кун. Конфуцианство возникает в 6 веке до н.э...

Русский

2016-09-07

46.5 KB

0 чел.

  1.  Древнекитайская философия.
  2.  Особенности средневековой философии.
  3.  

1. Древнекитайская философия.

- Конфуций – латинизированное название, буквально Кун-фу-цзы – старый учитель Кун.

- Конфуцианство возникает в 6 веке до н.э.

- Основная проблематика – человек и обществе (социальная философия). Управление государством.

- Философия в древнем Китае основывается на житейской мудрости, а не на науке (как в древней Греции).

- В социальной философии основная тема конфуцианства – управление государством. Как сделать так, чтобы и управлять, и подчиняться было легко.

- Кроме того, Конфуция интересуют вопросы происхождение зла, природа человека и воспитания.

- Государство должно быть устроено по аналогии с семьей, где правитель – отец, дети – подданные.

- Граждане должны относиться к правителю с сыновьей почтительностью, а правитель к своим подданным – с отеческой любовью.

-  Ритуал «лий» для того, чтобы сохранить старый порядок.

- Граждане в государстве должны относиться друг к другу с братской любовью.

- Основной принцип отношения между людьми – принцип жень – человеколюбие, гуманизм.

- Когда одного из учеников Конфуция спросили в чем суть учения Конфуция, он отвел: «Не делай другому того, что не желаешь себе».

- Конфуций вводит понятие «благородный муж» - образованный человек, стоящий между правителем и народом.

Конфуцианство – фа-цзя (школа законников):

- управлять государством надо силой примера или убеждения, а не насилием, - считал Конфуций;

- против этого принципа выступали представители школы законников: никогда не надо поощрять хороший труд. Хорошо трудится человек должен без всякого поощрения

- карать жестоко, особенно за мелкие проступки, тогда крупным неоткуда взяться, - считали представители фа-цзя.

Даодэцзин (учение о дао и дэ):

- Основатель даосизма – Лао-цзы.

- Основное понятие – дао. В переводе «путь».

- Дао – начало и конец мира. Дао – первоначало и завершение всего сущего, безличный закон.

- Дао не имеет имени. Дао, имеющие имя, - не настоящее дао.

- Дао бестелесно, туманно и неопределенно. Но в нем скрыты все вещи.

- Дао бездействует, но без него ничего не происходит. Принцип недеяния называется у-вей.

- Человек не должен нарушить существующий порядок вещей.

- Деяние без борьбы.

- Дао дает законы небу, небо – правителям, правители – народу.

- Если народ живет, нарушая законы дао, то его преследуют наводнения, засухи, эпидемии и т.д.

Даодэцзин:

- «Не выходя со двора, можно познать мир. Не выглядывая из окна, можно видеть естественное дао. Чем дальше идешь, тем меньше познаешь».

- «Знающий не говорит, говорящий – не знает».

- «Верные слова не изящны. Добрый не красноречив, красноречивый не может быть добрым. Знающий не доказывает, доказывающий не знает».

Инь и ян 

натурфилософская школа  - исследует вопрос как устроен мир.

- Инь – темное начало, ян – светлое начало.

- Все в мире состоит из инь и ян.

  1.  Средневековая философия

  1.  Особенности средневековой эпохи.
  2.  Основные этапы средневековой философии. Проблема соотношения знания и веры.
  3.  Номиналисты и реалисты средневековья.
  4.  Проблема теодицеи.
  5.  

Особенности эпохи средневековья:

- эпоха средневековья – с 4-5 века до 13 века

- саркализация культуры – влияние религии на все сферы жизни общества (крестьяне, походы, иконопись и т.д.). Религия освящает все сферы общества.

- феодальный строй, абсолютистский режим, сословное деление общества

- появление первых университетов (Болонский, Сорбона, Оксфорд)

- естественные науки слабо развиты, отсутствует эмпирический уровень наук

Христианское мировоззрение:

- идея творения (креационизм) мира – мир и человек были сотворены Богом из ничего. Идея самопорождения мира, выдвинутая в эпоху античности, не признавалась христианством

- идея откровения – сущность мира есть бог, бог есть тайна, бог приоткрывает тайну, но не всем, а тем, кто его любит

- подобие человека богу понимает не как внешнее, а как сущностное – человек, как и бог, имеет сознание, человек, как и бог, свободен, может заниматься творчеством, творить, т.е. человек – творец; человек, как и бог – царь. Бог – царь всего, человек – царь природы.

- существует два мира – мир божественный и мир природы

- человек соединяется с богом, когда умирает его тело

- тело – темница души, то, что отдаляет человека от бога

- мир иерархичен – неживая природа, растения, животные, люди, бог

- чем выше уровень, тем ближе к богу

- христианство – одна из немногих религий, которая требует не просто почитания бога и соблюдения всех обрядов, а любви к богу. Заставить любить нельзя, поэтому бог дал человеку свободу.

Особое положение философии:

- в эпоху средневековья философия – служанка религии, она теряет право на свободный поиск истины – может только доказывать истины религии (например, Фома Аквинский – 5 доказательств бытия бога)

- на ранней стадии средневековья религия скептически относится к возможности доказать истины церкви

- опора на авторитеты (Библия, труды отцов церкви, работы Аристотеля)

- основное внимание уделяется изучение текста

- основной принцип гносеологии – принцип откровения: сущность мира есть бог, бог – тайна, он приоткрывает тайну – кому? тому, кто больше его любит

- познавая природу, мы не познаем бога

Основные этапы средневековой философии:

Обычно выделяют 2 этапа:

1 этап – патристика – с 5 по 9 века. Патрика (лат. – патер) – изучение произведений отцов церкви.

2 этап – схоластика – 10-13 века.

Некоторые авторы выделяют этап апологетики – 2-4 века. Апологетика (защита) – христианских положений от нехристианских религий.

Схоластика:

Схоластика – многозначное понятие:

  1.  Буквальное значение – школьный. Школьная философия – та, которая преподавалась в монастрыских школах. Название второго этапа средневековой философии.
  2.  Более широкое значение: схоластика как синоним средневековой философии в целом.
  3.  Схоластический спор, схоластическое рассуждение – то, которые, хотя и ведется по строгим законам логики, но оторван от реальных проблем жизни (например, сколько чертиков уместится на острие иглы).

Философы и философские школы:

На этапе апологетики:

- Тертуллиан (2 век) – «Верую, ибо абсурдно»

- гностики

- манихейцы

- Климент Александрийский

- Ориген

На этапе патристики:

- Августин блаженный

На этапе схоластики:

- Ансельм Кентрерберийский

- Фома Аквинский

- Р.Бэкон

- У. Оккам

- Пьер Абеляр

- Росцелин

Патристика – за основу взят Платон

Схоластика – за основу взят Аристотель

Школы: номиналисты и реалисты – на всех этапах, но особенно ожесточенные споры на этапе схоластики.

Как соотносятся знание и вера?

Знания мешают вере, могут поставить под сомнение существование бога, следовательно, необходимо оградить религию от философии – Тертуллиан «Верую, ибо абсурдно» (2 век).

Знания, философия помогают вере, рациональными аргументами снимает все противоречия, которые возникают у верующего человека. Тем самым вера укрепляется.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20235. Теплопровідність газів 36.5 KB
  При теплопровідності перенос енергії відбувається в результаті безпосередньої передачі енергії від часинок що володіють більшою енергією до частинок з меншою енергією. Теплопровідність газів описується рням Фур’є: æ=–коефіцієнт теплопровідності [æ]=Вт мК [q]=дж с=Вт де λ – середня довжина вільного пробігу молекули газа дорівнює шляху що пройшла молекула за час поділеному на кількість співударів за цей час де середня швидкість теплового руху молекули густина газу – кількість теплоти що переноситься за одиницю часу...
20236. Основи методу молекулярної динаміки 104.5 KB
  Вивчається положення та швидкість різних частинок комірки. Одночасна зміна положення частинок в усіх комірках. ABCDположення частинок в різні моменти часу. Задача: зв’язати ці положення: Ейлер запропонував замінити на кут який утворює дотична KA до траєкторії руху тої частинки в т.
20237. Ефект Джоуля-Томсона 88.5 KB
  Ефект ДжоуляТомсона Ефект ДжоуляТомсона – це зміна температури газу в результаті адіабатичного дроселювання€ – постійне протікання газу під дією постійного перепаду тиску газів крізь пористу перегородку яка розміщена на шляху потоку. В дослідах Джоуля і Томсона вимірювалась температура в двох послідовних перерізах неперервного і стаціонарного потоках газу до дроселя та за ним. Дійсно при взаємному притяганні молекул внутрішня енергія газу включає як кінетичну енергію молекул так і потенціальну енергію їх взаємодії. Робота...
20238. Поширення пружних хвиль у рідинах. Залежність швидкості поширення та коефіцієнта поглинання від термодинамічних параметрів 115.5 KB
  Щоб описати розповсюдження хвилі в середовищі необхідно записати хвильове рівняння. Для цього: 1 Записати рівняння руху частинки середовища – макроскопічно малого об’єму середовища лінійні розміри об’ємчику набагато менші довжини хвилі звука; 2 Записати реологічне рівняння для середовища. 3 Підставити реологічне рівняння в рівняння руху → хвильове рівняння для данного середовища. Реологічне рівняння – це рівняння яке пов’язує тензор напруг з тензором деформацій і тензором швидкості деформацій.
20239. Міжмолекулярна взаємодія в газах та рідинах 62.5 KB
  Вона базується на припущеннях: міжмолекулярна взаємодія є слабкою – розміри частинок набагато менше за відстань між ними; адіабатичне наближення – електростатичне поле сусідньої молекули збурює енергетичні стани лише електронів; наближення мультипольного розкладу – електричні заряди в молекулі по об’єму розповсюджені нерівномірно і можуть бути вільні заряди: монополі диполі квадруполі октуполі. Енергія міжмолекулярної взаємодії – це потенціальна енергія однієї молекули в електростатичному полі другої молекули. Маємо дві молекули А і В...
20240. Розсіяння нейтронів як джерело інформації про динаміку молекул 101 KB
  Розсіяння нейтронів як джерело інформації про динаміку молекул Існує загальний метод опису динаміки речовини – просторовочасові корелятивні функції. Одним із шляхів визначення корелятивних функцій є розсіяння нейтронів. Візьмемо двічі диференційний переріз розсіяння нейтронів – кількість нейтронів що вилетять із зразка під певним кутом в елемент тілесного кута і при цьому зміна енергії нейтронів потрапляє в інтервал від до де пр – пружне нп – непружне ког – когерентне нк – некогерентне. Наслідком цього є розбиття перерізу...
20241. Понятие, предмет, задачи дисциплины «охрана труда в отрасли» 108 KB
  Охрана труда как социально-экономический фактор и область науки. Этапы развития охраны труда. Понятие охраны труда в законодательстве Украины. Предмет, содержание и задачи дисциплины охраны труда в отрасли. Взаимодействие охраны труда с другими дисциплинами.
20242. Основи методу Монте-Карло 146.5 KB
  точки та розрахувати в кожному полож. точки її енергію з частинками системи. Будується ланцюг випадкових переміщень однієї точки. точки; 2 обрати модель потенціальної енергії; 3задати температуру та довжину кроку відображ.
20243. Полімерний стат. клубок 46.5 KB
  клубок Полімерні молекули – ланцюги з великої кількості ланок вони можуть відрізнятися сладом однакові ланки або різні степенем гнучкості числом гілок та заряджених груп. Найпростіша полімерна молекула – послідовність великої кількості атомних груп з`єднаних у ланцюг ковалентними хімічними зв`язками. N масі ланцюга. Полімерний ланцюг має N 1 N 102 104 Полімерні молекули поділяються на лінійні та тривимірні.