8660

Древнекитайская философия

Контрольная

Логика и философия

Древнекитайская философия. Особенности средневековой философии. Древнекитайская философия. - Конфуций - латинизированное название, буквально Кун-фу-цзы - старый учитель Кун. Конфуцианство возникает в 6 веке до н.э...

Русский

2016-09-07

46.5 KB

0 чел.

  1.  Древнекитайская философия.
  2.  Особенности средневековой философии.
  3.  

1. Древнекитайская философия.

- Конфуций – латинизированное название, буквально Кун-фу-цзы – старый учитель Кун.

- Конфуцианство возникает в 6 веке до н.э.

- Основная проблематика – человек и обществе (социальная философия). Управление государством.

- Философия в древнем Китае основывается на житейской мудрости, а не на науке (как в древней Греции).

- В социальной философии основная тема конфуцианства – управление государством. Как сделать так, чтобы и управлять, и подчиняться было легко.

- Кроме того, Конфуция интересуют вопросы происхождение зла, природа человека и воспитания.

- Государство должно быть устроено по аналогии с семьей, где правитель – отец, дети – подданные.

- Граждане должны относиться к правителю с сыновьей почтительностью, а правитель к своим подданным – с отеческой любовью.

-  Ритуал «лий» для того, чтобы сохранить старый порядок.

- Граждане в государстве должны относиться друг к другу с братской любовью.

- Основной принцип отношения между людьми – принцип жень – человеколюбие, гуманизм.

- Когда одного из учеников Конфуция спросили в чем суть учения Конфуция, он отвел: «Не делай другому того, что не желаешь себе».

- Конфуций вводит понятие «благородный муж» - образованный человек, стоящий между правителем и народом.

Конфуцианство – фа-цзя (школа законников):

- управлять государством надо силой примера или убеждения, а не насилием, - считал Конфуций;

- против этого принципа выступали представители школы законников: никогда не надо поощрять хороший труд. Хорошо трудится человек должен без всякого поощрения

- карать жестоко, особенно за мелкие проступки, тогда крупным неоткуда взяться, - считали представители фа-цзя.

Даодэцзин (учение о дао и дэ):

- Основатель даосизма – Лао-цзы.

- Основное понятие – дао. В переводе «путь».

- Дао – начало и конец мира. Дао – первоначало и завершение всего сущего, безличный закон.

- Дао не имеет имени. Дао, имеющие имя, - не настоящее дао.

- Дао бестелесно, туманно и неопределенно. Но в нем скрыты все вещи.

- Дао бездействует, но без него ничего не происходит. Принцип недеяния называется у-вей.

- Человек не должен нарушить существующий порядок вещей.

- Деяние без борьбы.

- Дао дает законы небу, небо – правителям, правители – народу.

- Если народ живет, нарушая законы дао, то его преследуют наводнения, засухи, эпидемии и т.д.

Даодэцзин:

- «Не выходя со двора, можно познать мир. Не выглядывая из окна, можно видеть естественное дао. Чем дальше идешь, тем меньше познаешь».

- «Знающий не говорит, говорящий – не знает».

- «Верные слова не изящны. Добрый не красноречив, красноречивый не может быть добрым. Знающий не доказывает, доказывающий не знает».

Инь и ян 

натурфилософская школа  - исследует вопрос как устроен мир.

- Инь – темное начало, ян – светлое начало.

- Все в мире состоит из инь и ян.

  1.  Средневековая философия

  1.  Особенности средневековой эпохи.
  2.  Основные этапы средневековой философии. Проблема соотношения знания и веры.
  3.  Номиналисты и реалисты средневековья.
  4.  Проблема теодицеи.
  5.  

Особенности эпохи средневековья:

- эпоха средневековья – с 4-5 века до 13 века

- саркализация культуры – влияние религии на все сферы жизни общества (крестьяне, походы, иконопись и т.д.). Религия освящает все сферы общества.

- феодальный строй, абсолютистский режим, сословное деление общества

- появление первых университетов (Болонский, Сорбона, Оксфорд)

- естественные науки слабо развиты, отсутствует эмпирический уровень наук

Христианское мировоззрение:

- идея творения (креационизм) мира – мир и человек были сотворены Богом из ничего. Идея самопорождения мира, выдвинутая в эпоху античности, не признавалась христианством

- идея откровения – сущность мира есть бог, бог есть тайна, бог приоткрывает тайну, но не всем, а тем, кто его любит

- подобие человека богу понимает не как внешнее, а как сущностное – человек, как и бог, имеет сознание, человек, как и бог, свободен, может заниматься творчеством, творить, т.е. человек – творец; человек, как и бог – царь. Бог – царь всего, человек – царь природы.

- существует два мира – мир божественный и мир природы

- человек соединяется с богом, когда умирает его тело

- тело – темница души, то, что отдаляет человека от бога

- мир иерархичен – неживая природа, растения, животные, люди, бог

- чем выше уровень, тем ближе к богу

- христианство – одна из немногих религий, которая требует не просто почитания бога и соблюдения всех обрядов, а любви к богу. Заставить любить нельзя, поэтому бог дал человеку свободу.

Особое положение философии:

- в эпоху средневековья философия – служанка религии, она теряет право на свободный поиск истины – может только доказывать истины религии (например, Фома Аквинский – 5 доказательств бытия бога)

- на ранней стадии средневековья религия скептически относится к возможности доказать истины церкви

- опора на авторитеты (Библия, труды отцов церкви, работы Аристотеля)

- основное внимание уделяется изучение текста

- основной принцип гносеологии – принцип откровения: сущность мира есть бог, бог – тайна, он приоткрывает тайну – кому? тому, кто больше его любит

- познавая природу, мы не познаем бога

Основные этапы средневековой философии:

Обычно выделяют 2 этапа:

1 этап – патристика – с 5 по 9 века. Патрика (лат. – патер) – изучение произведений отцов церкви.

2 этап – схоластика – 10-13 века.

Некоторые авторы выделяют этап апологетики – 2-4 века. Апологетика (защита) – христианских положений от нехристианских религий.

Схоластика:

Схоластика – многозначное понятие:

  1.  Буквальное значение – школьный. Школьная философия – та, которая преподавалась в монастрыских школах. Название второго этапа средневековой философии.
  2.  Более широкое значение: схоластика как синоним средневековой философии в целом.
  3.  Схоластический спор, схоластическое рассуждение – то, которые, хотя и ведется по строгим законам логики, но оторван от реальных проблем жизни (например, сколько чертиков уместится на острие иглы).

Философы и философские школы:

На этапе апологетики:

- Тертуллиан (2 век) – «Верую, ибо абсурдно»

- гностики

- манихейцы

- Климент Александрийский

- Ориген

На этапе патристики:

- Августин блаженный

На этапе схоластики:

- Ансельм Кентрерберийский

- Фома Аквинский

- Р.Бэкон

- У. Оккам

- Пьер Абеляр

- Росцелин

Патристика – за основу взят Платон

Схоластика – за основу взят Аристотель

Школы: номиналисты и реалисты – на всех этапах, но особенно ожесточенные споры на этапе схоластики.

Как соотносятся знание и вера?

Знания мешают вере, могут поставить под сомнение существование бога, следовательно, необходимо оградить религию от философии – Тертуллиан «Верую, ибо абсурдно» (2 век).

Знания, философия помогают вере, рациональными аргументами снимает все противоречия, которые возникают у верующего человека. Тем самым вера укрепляется.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50570. КИНЕМАТИКА И ДИНАМИКА ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ 450 KB
  Найти работу момента сил трения от начала торможения до остановки. Найти величину изменения момента силы тяжести и момента импульса тела за время его полета и определить среднюю мощность развиваемую силой тяжести за время полета тела. Найти работу момента сил трения от начала торможения до остановки. Из закона сохранения момента импульса следует что угловая скорость стержня с шариком может быть найдена из уравнения: где момент инерции шарика; угловая скорость шарика; момент инерции стержня с шариком.
50572. КИНЕМАТИКА И ДИНАМИКА МАТЕРИАЛЬНОЙ ТОЧКИ 1.12 MB
  Найти зависимость от времени радиусвектора частицы вектора ее мгновенной скорости и векторов полного нормального и тангенциального ускорений. Определить в этот момент времени радиусвектор частицы вектор ее мгновенной скорости и средней скорости а также векторы полного нормального и тангенциального ускорений радиус кривизны траектории и показать их на графике в самостоятельно выбранном масштабе. Найти зависимость от времени радиусвектора частицы вектора ее мгновенной скорости и векторов полного тангенциального и нормального...