8660

Древнекитайская философия

Контрольная

Логика и философия

Древнекитайская философия. Особенности средневековой философии. Древнекитайская философия. - Конфуций - латинизированное название, буквально Кун-фу-цзы - старый учитель Кун. Конфуцианство возникает в 6 веке до н.э...

Русский

2016-09-07

46.5 KB

0 чел.

  1.  Древнекитайская философия.
  2.  Особенности средневековой философии.
  3.  

1. Древнекитайская философия.

- Конфуций – латинизированное название, буквально Кун-фу-цзы – старый учитель Кун.

- Конфуцианство возникает в 6 веке до н.э.

- Основная проблематика – человек и обществе (социальная философия). Управление государством.

- Философия в древнем Китае основывается на житейской мудрости, а не на науке (как в древней Греции).

- В социальной философии основная тема конфуцианства – управление государством. Как сделать так, чтобы и управлять, и подчиняться было легко.

- Кроме того, Конфуция интересуют вопросы происхождение зла, природа человека и воспитания.

- Государство должно быть устроено по аналогии с семьей, где правитель – отец, дети – подданные.

- Граждане должны относиться к правителю с сыновьей почтительностью, а правитель к своим подданным – с отеческой любовью.

-  Ритуал «лий» для того, чтобы сохранить старый порядок.

- Граждане в государстве должны относиться друг к другу с братской любовью.

- Основной принцип отношения между людьми – принцип жень – человеколюбие, гуманизм.

- Когда одного из учеников Конфуция спросили в чем суть учения Конфуция, он отвел: «Не делай другому того, что не желаешь себе».

- Конфуций вводит понятие «благородный муж» - образованный человек, стоящий между правителем и народом.

Конфуцианство – фа-цзя (школа законников):

- управлять государством надо силой примера или убеждения, а не насилием, - считал Конфуций;

- против этого принципа выступали представители школы законников: никогда не надо поощрять хороший труд. Хорошо трудится человек должен без всякого поощрения

- карать жестоко, особенно за мелкие проступки, тогда крупным неоткуда взяться, - считали представители фа-цзя.

Даодэцзин (учение о дао и дэ):

- Основатель даосизма – Лао-цзы.

- Основное понятие – дао. В переводе «путь».

- Дао – начало и конец мира. Дао – первоначало и завершение всего сущего, безличный закон.

- Дао не имеет имени. Дао, имеющие имя, - не настоящее дао.

- Дао бестелесно, туманно и неопределенно. Но в нем скрыты все вещи.

- Дао бездействует, но без него ничего не происходит. Принцип недеяния называется у-вей.

- Человек не должен нарушить существующий порядок вещей.

- Деяние без борьбы.

- Дао дает законы небу, небо – правителям, правители – народу.

- Если народ живет, нарушая законы дао, то его преследуют наводнения, засухи, эпидемии и т.д.

Даодэцзин:

- «Не выходя со двора, можно познать мир. Не выглядывая из окна, можно видеть естественное дао. Чем дальше идешь, тем меньше познаешь».

- «Знающий не говорит, говорящий – не знает».

- «Верные слова не изящны. Добрый не красноречив, красноречивый не может быть добрым. Знающий не доказывает, доказывающий не знает».

Инь и ян 

натурфилософская школа  - исследует вопрос как устроен мир.

- Инь – темное начало, ян – светлое начало.

- Все в мире состоит из инь и ян.

  1.  Средневековая философия

  1.  Особенности средневековой эпохи.
  2.  Основные этапы средневековой философии. Проблема соотношения знания и веры.
  3.  Номиналисты и реалисты средневековья.
  4.  Проблема теодицеи.
  5.  

Особенности эпохи средневековья:

- эпоха средневековья – с 4-5 века до 13 века

- саркализация культуры – влияние религии на все сферы жизни общества (крестьяне, походы, иконопись и т.д.). Религия освящает все сферы общества.

- феодальный строй, абсолютистский режим, сословное деление общества

- появление первых университетов (Болонский, Сорбона, Оксфорд)

- естественные науки слабо развиты, отсутствует эмпирический уровень наук

Христианское мировоззрение:

- идея творения (креационизм) мира – мир и человек были сотворены Богом из ничего. Идея самопорождения мира, выдвинутая в эпоху античности, не признавалась христианством

- идея откровения – сущность мира есть бог, бог есть тайна, бог приоткрывает тайну, но не всем, а тем, кто его любит

- подобие человека богу понимает не как внешнее, а как сущностное – человек, как и бог, имеет сознание, человек, как и бог, свободен, может заниматься творчеством, творить, т.е. человек – творец; человек, как и бог – царь. Бог – царь всего, человек – царь природы.

- существует два мира – мир божественный и мир природы

- человек соединяется с богом, когда умирает его тело

- тело – темница души, то, что отдаляет человека от бога

- мир иерархичен – неживая природа, растения, животные, люди, бог

- чем выше уровень, тем ближе к богу

- христианство – одна из немногих религий, которая требует не просто почитания бога и соблюдения всех обрядов, а любви к богу. Заставить любить нельзя, поэтому бог дал человеку свободу.

Особое положение философии:

- в эпоху средневековья философия – служанка религии, она теряет право на свободный поиск истины – может только доказывать истины религии (например, Фома Аквинский – 5 доказательств бытия бога)

- на ранней стадии средневековья религия скептически относится к возможности доказать истины церкви

- опора на авторитеты (Библия, труды отцов церкви, работы Аристотеля)

- основное внимание уделяется изучение текста

- основной принцип гносеологии – принцип откровения: сущность мира есть бог, бог – тайна, он приоткрывает тайну – кому? тому, кто больше его любит

- познавая природу, мы не познаем бога

Основные этапы средневековой философии:

Обычно выделяют 2 этапа:

1 этап – патристика – с 5 по 9 века. Патрика (лат. – патер) – изучение произведений отцов церкви.

2 этап – схоластика – 10-13 века.

Некоторые авторы выделяют этап апологетики – 2-4 века. Апологетика (защита) – христианских положений от нехристианских религий.

Схоластика:

Схоластика – многозначное понятие:

  1.  Буквальное значение – школьный. Школьная философия – та, которая преподавалась в монастрыских школах. Название второго этапа средневековой философии.
  2.  Более широкое значение: схоластика как синоним средневековой философии в целом.
  3.  Схоластический спор, схоластическое рассуждение – то, которые, хотя и ведется по строгим законам логики, но оторван от реальных проблем жизни (например, сколько чертиков уместится на острие иглы).

Философы и философские школы:

На этапе апологетики:

- Тертуллиан (2 век) – «Верую, ибо абсурдно»

- гностики

- манихейцы

- Климент Александрийский

- Ориген

На этапе патристики:

- Августин блаженный

На этапе схоластики:

- Ансельм Кентрерберийский

- Фома Аквинский

- Р.Бэкон

- У. Оккам

- Пьер Абеляр

- Росцелин

Патристика – за основу взят Платон

Схоластика – за основу взят Аристотель

Школы: номиналисты и реалисты – на всех этапах, но особенно ожесточенные споры на этапе схоластики.

Как соотносятся знание и вера?

Знания мешают вере, могут поставить под сомнение существование бога, следовательно, необходимо оградить религию от философии – Тертуллиан «Верую, ибо абсурдно» (2 век).

Знания, философия помогают вере, рациональными аргументами снимает все противоречия, которые возникают у верующего человека. Тем самым вера укрепляется.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1998. Музыкальные инструменты монголов 989.27 KB
  Влияние музыки Китая на монгольскую музыкальную культуры и создание своеобразных музыкальных инструментов. Храмовые и дворцовые музыкальные инструменты. Нотная система у монголов
1999. Проектирование зоны второго технического обслуживания для автотранспортных предприятий со списочным составом 763.35 KB
  Спроектировать зону второго технического обслуживания (ТО-2) для автотранспортных предприятий (АТО) со списочным составом: КамАЗ – 5320 70 шт. Lcc - 300 км Категория условий эксплуатации (КУЭ) - II для всех автомобилей. Климатическая зона — умеренно-холодная. Дней рабочих в году - 305.
2000. Самостоятельная работа студентов при изучении курса отечественной истории 686.13 KB
  Учебно-исследовательская работа студентов, примерные темы рефератов, эссе, докладов. Основная и дополнительная литература. Вопросы для самоконтроля и образцы контрольных тестов.
2001. Создание промежуточных отчетов 33.01 KB
  Список с исходными данными о сотрудниках. Промежуточный отчет, вычисляющий значение фонда заработной платы для каждого цеха. Круговая диаграмма на основании рассчитанных значений фонда заработной платы на каждого цеха.
2002. Совместная воспитательная работа школы, семьи и общественности 35.03 KB
  Сочетание общественного и семейного воспитания как важнейшая предпосылка повышения его эффективности. Социально-экономические факторы повышения роли школы в организации воспитательной работы семьи и общественности. Организационно-педагогическая работа школы с родителями. Органы родительской общественности в школе.
2003. Майбутнє країни залежить від нас 43.11 KB
  Мета: привернути увагу підлітків до питання вибору професії та її значення, звернути увагу на фактори, що обумовлюють вибір людиною тієї або іншої спеціальності, поговорити про помилки, які допускаються при обранні професії, наголосити на важливості прийняття правильного вибору фаху для подальшого щасливого життя.
2004. Культура поведения, Воспитательное мероприятие 34.5 KB
  Учебные заведения, магазины, учреждения, театры, выставки – все это как принято говорить, общественные места. Мы идем туда по делу или отдохнуть, или на учебу, но всегда должны помнить, что рядом с нами, вокруг нас живут люди, они могут быть нашими знакомыми
2005. Ультразвукове дослідження стисливості кремній–органічних з’єднань 6.36 MB
  встановлення характеру особливостей температурної залежності реологічних та акустичних властивостей кремнійорганічних сполук вздовж кривої рівноваги, виявлення і з’ясування молекулярних та флуктуаційних механізмів релаксаційних процесів, що мають місце у досліджуваній системі вздовж кривої рівноваги.
2006. Опыт воспитательной работы на специальности Театральное творчество 35 KB
  Само понятие воспитательная работа - очень объемно, многогранно и практически безгранично. Воспитательная работа - это органическая часть учебного процесса колледжа, направленная на реализацию задач формирования и развития культуры личности будущих специалистов.