8660

Древнекитайская философия

Контрольная

Логика и философия

Древнекитайская философия. Особенности средневековой философии. Древнекитайская философия. - Конфуций - латинизированное название, буквально Кун-фу-цзы - старый учитель Кун. Конфуцианство возникает в 6 веке до н.э...

Русский

2016-09-07

46.5 KB

0 чел.

  1.  Древнекитайская философия.
  2.  Особенности средневековой философии.
  3.  

1. Древнекитайская философия.

- Конфуций – латинизированное название, буквально Кун-фу-цзы – старый учитель Кун.

- Конфуцианство возникает в 6 веке до н.э.

- Основная проблематика – человек и обществе (социальная философия). Управление государством.

- Философия в древнем Китае основывается на житейской мудрости, а не на науке (как в древней Греции).

- В социальной философии основная тема конфуцианства – управление государством. Как сделать так, чтобы и управлять, и подчиняться было легко.

- Кроме того, Конфуция интересуют вопросы происхождение зла, природа человека и воспитания.

- Государство должно быть устроено по аналогии с семьей, где правитель – отец, дети – подданные.

- Граждане должны относиться к правителю с сыновьей почтительностью, а правитель к своим подданным – с отеческой любовью.

-  Ритуал «лий» для того, чтобы сохранить старый порядок.

- Граждане в государстве должны относиться друг к другу с братской любовью.

- Основной принцип отношения между людьми – принцип жень – человеколюбие, гуманизм.

- Когда одного из учеников Конфуция спросили в чем суть учения Конфуция, он отвел: «Не делай другому того, что не желаешь себе».

- Конфуций вводит понятие «благородный муж» - образованный человек, стоящий между правителем и народом.

Конфуцианство – фа-цзя (школа законников):

- управлять государством надо силой примера или убеждения, а не насилием, - считал Конфуций;

- против этого принципа выступали представители школы законников: никогда не надо поощрять хороший труд. Хорошо трудится человек должен без всякого поощрения

- карать жестоко, особенно за мелкие проступки, тогда крупным неоткуда взяться, - считали представители фа-цзя.

Даодэцзин (учение о дао и дэ):

- Основатель даосизма – Лао-цзы.

- Основное понятие – дао. В переводе «путь».

- Дао – начало и конец мира. Дао – первоначало и завершение всего сущего, безличный закон.

- Дао не имеет имени. Дао, имеющие имя, - не настоящее дао.

- Дао бестелесно, туманно и неопределенно. Но в нем скрыты все вещи.

- Дао бездействует, но без него ничего не происходит. Принцип недеяния называется у-вей.

- Человек не должен нарушить существующий порядок вещей.

- Деяние без борьбы.

- Дао дает законы небу, небо – правителям, правители – народу.

- Если народ живет, нарушая законы дао, то его преследуют наводнения, засухи, эпидемии и т.д.

Даодэцзин:

- «Не выходя со двора, можно познать мир. Не выглядывая из окна, можно видеть естественное дао. Чем дальше идешь, тем меньше познаешь».

- «Знающий не говорит, говорящий – не знает».

- «Верные слова не изящны. Добрый не красноречив, красноречивый не может быть добрым. Знающий не доказывает, доказывающий не знает».

Инь и ян 

натурфилософская школа  - исследует вопрос как устроен мир.

- Инь – темное начало, ян – светлое начало.

- Все в мире состоит из инь и ян.

  1.  Средневековая философия

  1.  Особенности средневековой эпохи.
  2.  Основные этапы средневековой философии. Проблема соотношения знания и веры.
  3.  Номиналисты и реалисты средневековья.
  4.  Проблема теодицеи.
  5.  

Особенности эпохи средневековья:

- эпоха средневековья – с 4-5 века до 13 века

- саркализация культуры – влияние религии на все сферы жизни общества (крестьяне, походы, иконопись и т.д.). Религия освящает все сферы общества.

- феодальный строй, абсолютистский режим, сословное деление общества

- появление первых университетов (Болонский, Сорбона, Оксфорд)

- естественные науки слабо развиты, отсутствует эмпирический уровень наук

Христианское мировоззрение:

- идея творения (креационизм) мира – мир и человек были сотворены Богом из ничего. Идея самопорождения мира, выдвинутая в эпоху античности, не признавалась христианством

- идея откровения – сущность мира есть бог, бог есть тайна, бог приоткрывает тайну, но не всем, а тем, кто его любит

- подобие человека богу понимает не как внешнее, а как сущностное – человек, как и бог, имеет сознание, человек, как и бог, свободен, может заниматься творчеством, творить, т.е. человек – творец; человек, как и бог – царь. Бог – царь всего, человек – царь природы.

- существует два мира – мир божественный и мир природы

- человек соединяется с богом, когда умирает его тело

- тело – темница души, то, что отдаляет человека от бога

- мир иерархичен – неживая природа, растения, животные, люди, бог

- чем выше уровень, тем ближе к богу

- христианство – одна из немногих религий, которая требует не просто почитания бога и соблюдения всех обрядов, а любви к богу. Заставить любить нельзя, поэтому бог дал человеку свободу.

Особое положение философии:

- в эпоху средневековья философия – служанка религии, она теряет право на свободный поиск истины – может только доказывать истины религии (например, Фома Аквинский – 5 доказательств бытия бога)

- на ранней стадии средневековья религия скептически относится к возможности доказать истины церкви

- опора на авторитеты (Библия, труды отцов церкви, работы Аристотеля)

- основное внимание уделяется изучение текста

- основной принцип гносеологии – принцип откровения: сущность мира есть бог, бог – тайна, он приоткрывает тайну – кому? тому, кто больше его любит

- познавая природу, мы не познаем бога

Основные этапы средневековой философии:

Обычно выделяют 2 этапа:

1 этап – патристика – с 5 по 9 века. Патрика (лат. – патер) – изучение произведений отцов церкви.

2 этап – схоластика – 10-13 века.

Некоторые авторы выделяют этап апологетики – 2-4 века. Апологетика (защита) – христианских положений от нехристианских религий.

Схоластика:

Схоластика – многозначное понятие:

  1.  Буквальное значение – школьный. Школьная философия – та, которая преподавалась в монастрыских школах. Название второго этапа средневековой философии.
  2.  Более широкое значение: схоластика как синоним средневековой философии в целом.
  3.  Схоластический спор, схоластическое рассуждение – то, которые, хотя и ведется по строгим законам логики, но оторван от реальных проблем жизни (например, сколько чертиков уместится на острие иглы).

Философы и философские школы:

На этапе апологетики:

- Тертуллиан (2 век) – «Верую, ибо абсурдно»

- гностики

- манихейцы

- Климент Александрийский

- Ориген

На этапе патристики:

- Августин блаженный

На этапе схоластики:

- Ансельм Кентрерберийский

- Фома Аквинский

- Р.Бэкон

- У. Оккам

- Пьер Абеляр

- Росцелин

Патристика – за основу взят Платон

Схоластика – за основу взят Аристотель

Школы: номиналисты и реалисты – на всех этапах, но особенно ожесточенные споры на этапе схоластики.

Как соотносятся знание и вера?

Знания мешают вере, могут поставить под сомнение существование бога, следовательно, необходимо оградить религию от философии – Тертуллиан «Верую, ибо абсурдно» (2 век).

Знания, философия помогают вере, рациональными аргументами снимает все противоречия, которые возникают у верующего человека. Тем самым вера укрепляется.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25140. Головні риси філософії доби Відродження 23.5 KB
  Головні риси філософії доби Відродження. Епоха відродження характеризується розвитком промисловості торгівлі військової справи. Саме тому антропоцентризм головна ідея світогляду епохи Відродження. Відродження це цілісна культура що увібрала в себе все життя людини а не окремі його характеристики.
25141. Фіхте: філософія як науковчення 23.5 KB
  Фіхте: філософія як науковчення Фіхте послідовник Канта. Фіхте: Моя система є ніщо інше як система Канта тобто вона містить той же погляд на предмет але у своєму способі викладення вона жодним чином не залежить від викладення Канта. Фіхте намагався покращити зміни світ. Фіхте ідеаліст.
25142. Поняття практичного розуму у І.Канта 30 KB
  Свобода альфа і омега всієї практичної філософії Канта саме в свободі Кант вбачав високе призначння людини. Найглибший вимір людини який відрізняє її від усього створного світу моральність. Основний закон моральности категоричний імператив дотримання якого моральний обовязок людини.Формула персоналізації вчиняй так щоб ти завжди ставився до людства і в своїй особі і в особі будьякої іншої людини також як до засобу і ніколи тільки як до мети.
25143. Проблема буття у філософії 39.5 KB
  Проблема буття у філософії Онтологія вчення про буття. Вперше проблема сформульована Парменідом з якого і починається аналіз проблеми буття у європейській традиції.Що розуміється під буттям І є має нічого що не належало б до буття Парменід.Категорія буття Онтологічне значення методу Сократ Буття як ейдос ПлатонДіалектика буття і небуття як умова розрі нення істини і заблудження.
25144. Філософія Просвітництва: основні засади 23 KB
  Філософія Просвітництва: основні засади Взагалі у широкому сенсі Просвітництво є епохою в історії людства що збігається утвердженням капіталізму і відповідно руйнуванням феодалізму. Цікавими є погляди різних мислителів на епоху просвітництва. Вихідні ідеї епохи Просвітництва: культ науки відповідно Розуму прогрес людства. Усі праці діячів Просвітництва мають у собі ідею апології Розуму його світлої сили.
25145. Mожливості та межі наукового пізнання 32 KB
  Різні види пізнання порізному виконують цю роль. Тому основна задача наукового пізнання вияснити закони у відповідності з якими змінюються та розвиваються обєкти. Орієнтація науки на вивчення обєктів котрі можуть бути включені в діяльність чи актуально чи потенційно як можливі обєкти її майбутнього перетворення і їх дослідження як таких що підкоряються загальним законам розвитку та функціонування складає головну особливість наукового пізнання.
25146. Р. Дж. Колінгвуд Ідея історії 29 KB
  Колінгвуд Ідея історії Ідея Історії безперечно найвідоміша книга Колінгвуда. Колінгвуд вважає що 4 тисячі років тому попередники нашої цивілізації не володіли тим що ми називаємо ідеєю історії. Можна виокремити 4 основні характеристики історії критерії історичної свідомості історичності як такої за Колінгвудом: 1. науковий характер історії.