86606

Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в России

Доклад

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

После долгих дискуссий решено новые нормативные акты по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности называть не стандартами а положениями по бухгалтерскому учету далее – ПБУ сохранив тем самым национальную особенность в решении методологических вопросов. Приведем перечень действующих российских ПБУ: 1. ПБУ 1 98 Учетная политика организации; 2. ПБУ 2 94 Учет договоров контрактов на капитальное строительство; 3.

Русский

2015-04-08

33.41 KB

4 чел.

Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в России

Сложность и ответственность задач, решаемых бухгалтерским учетом и отчетностью, обусловливают необходимость наличия четкой нормативной базы. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности включает перечень нормативных документов, регулирующих организацию бухгалтерского учета в Российской Федерации.

В настоящее время система нормативного регулирования бухгалтерской отчетности включает в себя нормативные акты и документы четырех уровней.

I уровень системы - Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Закон устанавливает единые правовые и методологические основы организации и внедрения бухгалтерского учета для предприятий, находящихся на территории РФ, а также для филиалов и представительств иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами. К первому уровню относятся Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и другие законодательные акты, регламентирующие порядок учета и налогообложения соответствующих видов имущества, обязательств и хозяйственных операций. Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ — это также документы первого уровня системы нормативного регулирования.

II уровень системы — положения (стандарты) по бухгалтерскому учету Минфина России, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета фактов хозяйственной деятельности, составления и представления бухгалтерской отчетности. Они, как правило, регистрируются Минюстом России и имеют законодательную силу для всех предприятий, которым адресуются.

Государственные органы Российской Федерации с участием научной общественности продолжают деятельность по созданию оптимальной национальной модели финансового учета, отражающей мировые процессы, происходящие в этой области.

После долгих дискуссий решено новые нормативные акты по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности называть не стандартами, а положениями по бухгалтерскому учету (далее – ПБУ), сохранив тем самым национальную особенность в решении методологических вопросов.

Приведем перечень действующих российских ПБУ: 1. ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»; 2. ПБУ 2/94 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство»; 3. ПБУ 3/2000 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»; 4. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»; 5. ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»; 6. ПБУ 6/01 «Учет основных средств»; 7. ПБУ 7/98 «События после отчетной даты»; 8. ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности»; 9. ПБУ 9/99 «Доходы организации»; 10. ПБУ 10/99 «Расходы организации; 11. ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах»; 12. ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам»; 13. ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи»; 14. ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов»; 15. ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию»; 16. ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»; 17. ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»; 18. ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»; 19. ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»; 20. ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности». Если организация работает на международном рынке, также применяются МСФО.

III уровень системы - перечень документов, регулирующих методику бухгалтерского учета.

Они конкретизируют и раскрывают порядок применения федеральных законов и положений (стандартов) Минфина России. Они не могут противоречить правовым актам более высокого уровня. Эти документы позволяют рационально организовать учет в соответствии с правилами, предусмотренными Минфином России и потребностями пользователей экономической информации.

Так как данный перечень весьма широкий, то данные документы следует разбить на две группы. Одна регулирует учет объектов общеотраслевого назначения, другая имеет отраслевую направленность.

Первая группа, в частности, включает: 1. Порядок ведения кассовых операций в РФ; 2. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств; 3. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов; 4. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств; 5. Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли; 6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению; 7. Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды.

Вторая группа документов третьего уровня, отражающих методические вопросы бухгалтерского учета в отдельных отраслях, включает инструкции по учету затрат и калькулированию себестоимости готовой продукции (работ, услуг) в различных отраслях промышленности, строительства, сельского хозяйства, подразделениях непроизводственной сферы и др. В условиях директивной экономики было разработано около 150 отраслевых инструкций по методическим вопросам.

IV уровень системы - рабочие документы конкретной организации. Основными рабочими документами четвертого уровня системы, разрабатываемыми организациями, являются: 1. приказ об учетной политике организации; 2. рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; 3. формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов; 4. формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; 5. утвержденный порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств; 6. график документооборота и технология обработки учетной информации.

Следует отметить, что система нормативного регулирования бухгалтерского учета постоянно развивается и дальнейшие работы в этом направлении предусмотрены Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренной приказом Министерства финансов РФ от 01.07.2004 № 180.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64644. Рассчет и постройка структуры силовых линий ЭМП системы из трёх элементарных электрических вибраторов 2.18 MB
  Подставляя поочередно выражения (2) также функцию Грина неограниченного трехмерного пространства в выражение для векторного потенциала сторонних электрических токов, получим...
64647. Система управления топливоподачей транспортного дизель-генератора: Блок питания управляющего устройства 3.98 MB
  Иногда используются и другие схемы например в выпрямителях с удвоением напряжения. Основными элементами на которых построен блок питания в данном курсовом проекте являются: трансформатор; диодный мост; интегральный...
64648. Организация и деятельность механизма Российского государства 138.5 KB
  Понятие механизма государства. Структура механизма государства. Вооруженные Силы государства. Целью курсовой работы является рассмотрение организации и деятельности механизма Российского государства и его составляющих.