8662

Сущность и предназначение философии

Контрольная

Логика и философия

Сущность и предназначение философии. Особенность философского мировоззрения. Истоки философии. Семь мудрецов Предмет философии. Основной вопрос философии. Особенности философского мировоззрения. Философское мировоззрение прихо...

Русский

2013-02-16

18.7 KB

9 чел.

Сущность и предназначение философии.

  1.  Особенность философского мировоззрения.
  2.  Истоки философии. «Семь мудрецов»
  3.  Предмет философии. Основной вопрос философии.

1. Особенности философского мировоззрения.

Философское мировоззрение приходит на смену мифологическому в 6 веке до н.э. на Западе в Др.Греции, на Востоке – в Др.Китае и Др.Индии.

Слово «философия» греческого происхождения и переводится как «любовь к мудрости» или «любомудрие». Впервые употребляет это слово Пифагор.

Философское мировоззрение в отличие от мифологического.

- Рационализированное, т.е. выражено в общих чертах, а не в образах (абсолютная идея, трансцендентное, эйдос, материя и т.д.)

- Всегда имеет авторство и, как правило, выражено в письменной форме(устная форма у Сократа, Диогена и др.)

- Не имеет таких черт, как анимизм и антропоморфизм. Гилозоизм (от анимизма) – есть не живая природа, есть живая. С точки зрения гилозоизма зачатки живого есть в неживом.

- Философия не рассказывает, а доказывает и аргументирует.

- И это доказательство логически непротиворечиво.

- Основывается на знании, а не на вере.

- Идея сверхъестественного или бога может присутствовать в философских системах, но она требует обоснования.

- Философия – теоретическое ядро мировоззрения( не требует ритуалов, поклонений и других практических действий).

Философия, мифология и религия: общие черты.

- дают представление о мире в целом, т.е. это система взглядов на мир и на место человека в нем.

- допускают вымысел фантазию

Философская наука: общее и отличие.

Общее:

- рационализированная форма (атомный вес, элемент, сила, сопротивление и т.д.)

- фиксирование результатов в письменной форме

- доказательство и аргументация

- логическая непротивоположность

- установление законов

- методологизм(использование специальных методов и примеров)

Отличие:

- ни одна наука не может дать представление о мире в целом

- субъективный момент сведен к минимуму, поэтому авторство не имеет особого значения

- наука имеет эмпирический уровень

- наука стремится к объективности(философия стремится представить весь мир глазами человека)

- использование знаков и символов

- результаты научных исследований могут приносить практическую пользу

Ортега-и-Гассет (испанский философ 20 века) в работе «Что такое философия?» приводит пример с аркой. Этот пример наглядно показывает, чем отличается философия как наука.

2. Истоки философии.

- космологические мифы (мифы об устройстве космоса)

- житейская мудрость (обобщение опыта обыденной жизни)

- зачатки научных знаний

В соответствии с этим – 2 основные концепции генезиса философии.

- Мифогенная (Гегель, Лосев и др.) – мифология возникает из обобщения космологических мифов.

- Гносеогенная

Концепции генезиса философии.

- согласно мифогенной концепции, основной источник возникновения философии – мифы, а именно об устройстве и строении космоса. Этот тезис обосновывается тем, что в первых философских учениях вопрос о том откуда все произошло и как устроен мир занимает центральное место.

- гносеогенная концепция источником появления философии считает зачатки научных знаний. Эта позиция обосновывается тем, что философия и наука имеют общие черты (рационализированная форма, способность аргументации и доказательства и  т.д.).

- философия возникает из обобщения житейской мудрости.

Мировоззрение «Семи мудрецов» - это житейская мудрость. Возникает в 7 веке до н.э. в Древней Греции. Их число достигало 21, существовало множество списков мудрецов, но в каждом – 7 мудрецов. Их мировоззрение относится к предфилософии.

2. «Семь мудрецов»

- Солон, Питтак, Килон, Периандр, Клеобул, Фалес, Блант.

Гнома – краткое высказывание в виде афоризма.

Они высказывали свои мысли в образе гномов.

Питтак: «Задумав дело, не говори о нем: не удастся - засмеют»

«Умеренность - люби»

«Неудачей не кори, бойся себе того же»

Блант: «Говори, не торопясь, спешка – знак бездумья»

Килон: «Познай самого себя»

Солон: «Прежде чем приказывать научись повиноваться»

«Не советуй угодное, советуй нужное»

«Законы подобны паутине: если в них попадется бессильный и легкий, они выдержат, если большой – он разорвет их и вырвется»

Клеобул: «В счастье не возносись, в несчастье не унижайся»

«Лучшее - мера»

Фалес: «Что трудно? – познать самого себя; Что легко? – советовать другому; Что приятнее всего? – удача; Что самое небывалое? – тиран в старости»

«Чем поддержал ты своих родителей -  такой поддержки жди от детей»

Мировоззрение «семи мудрецов».

Мифология и философия: общее и различия:

- мировоззрение «7 мудрецов» - еще не философия, но уже и не мифология, т.к. у всех афоризмов (гномов) имеется авторство (чего нет в мифологии и есть в философии)

- обращение к человеку.

- признание богов и призыв им поклоняться, в остальном боги отходят на второй план.

- отсутствие доказательства и аргументации (это отличие от философии)

- низкий уровень абстракции, мысль не поднимается до уровня всеобщего (как в философии)

- житейская мудрость (обыденное моральное сознание) привело к появлению философии в древнем Китае – философия Конфуция, где основная тематика – этика (учение о морали).

- в Древней Греции основной источник появления философии – зачатки научных знаний. Основная тематика – натурфилософия (философское учение о природе).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27741. Педагогическая диагностика 17.59 KB
  Зная и учитывая специфику взаимодействия с педагогически запущенными подростками или подростками асоциального поведения опытные классные руководители организуют процесс перевоспитания. После изучения трудного школьника необходимо установить с ним взаимоприемлемый контакт используя при этом разнообразные методы и приемы педагогического взаимодействия а также методы перевоспитания. Второй этап связан с процессом перевоспитания который предполагает использование методов воспитания и перевоспитания. Каждый метод перевоспитания при...
27742. Российское образование 14 KB
  Учреждения дополнительного образования; другие учреждения предоставляющие образовательные услуги. Государственные и муниципальные образовательные учреждения осуществляют свою деятельность на базе типовых положений утвержденных Правительством РФ о соответствующих типах и видах образовательных учреждений.
27743. Мезофакторы социализации 19.5 KB
  В России в сельской местности проживает около 26 населения. Но при этом они обладают типичными характеристиками: небольшое количество жителей; малая плотность населения; малая степень разнообразия видов трудовой деятельности; плохо развитое общественное обслуживание; почти полное отсутствие учреждений культуры и возможностей для проведения досуга. Происходит уменьшение сельского населения. Город тип поселения для которого характерны концентрация большого количества людей и высокая плотность населения на ограниченной территории...
27744. Иоганн Фридрих Гербарт 19.36 KB
  Гербарт получил образование сначала в латинской классической школе а затем в Иенском университете.Окончив университет Гербарт стал воспитателем детей в семье швейцарского аристократа.С 1802 года Гербарт работал в Гёттингенском и Кенигсбергском университетах в должности профессора.
27745. Станислав Теофилович Шацкий 22.81 KB
  Шацкий писал по этому вопросу в 1918 г. Шацкий родоначальник русской и советской дошкольной педагогики. Еще в дореволюционные годы им и его ближайшими сотрудниками была разработана оригинальная как Шацкий называл русская система воспитания в детском саду существенно отличавшаяся от той что была создана Фрёбелем и современницей Шацкого М.
27746. Цель деятельности социального педагога 19.77 KB
  Предлагаемые ниже таблицы отражают примерный перечень как основных направлений деятельности социального педагога так и их содержание. Предлагаемые ниже таблицы отражают примерный перечень как основных направлений деятельности социального педагога так и их содержание. Направления деятельности Содержание Социальнопедагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов проведение социальной паспортизации классов учебного учреждения микрорайона; изучение и анализ культурнобытовых отношений в семьях...
27747. Педагогическая деятельность Песталоцци 20.29 KB
  Иоганн Генрих Песталоцци 1746 1827 родился в Швейцарии в Цюрихе в семье врача. Песталоцци близко ознакомился с тяжелым положением крестьян и с малых лет проникся глубоким сочувствием к народу. Образование Песталоцци получил сначала в начальной а затем в латинской средней школе и в высшем учебном заведении гуманитарного направления коллегиуме на филологическом и философском отделениях где под влиянием французских просветителей развивались передовые демократические идеи.
27748. Факторы социализации и формирования личности 20.14 KB
  Факторы социализации и формирования личности Социализация как уже отмечалось осуществляется в различных ситуациях возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. В подростковом и юношеском возрасте увеличивается и оказывается наиболее действенным влияние групп сверстников в зрелом же возрасте на первое место по значимости выходят сословие трудовой или профессиональный коллектив отдельные личности.В последние годы все большее значение ученые придают макпофакторам социализации в том числе и природногеографическим...
27749. Основными направлениями социально-педагогической деятельности являются 17.47 KB
  Поскольку проблема ребенка требующая разрешения как правило имеет и внутренние личностные и внешние аспекты социальнопедагогическая деятельность обычно включает две составляющие: непосредственную работу с ребенком; посредническую деятельность во взаимоотношениях ребенка со средой способствующую их социальнокультурному становлению и развитию. По содержанию социальнопедагогическая деятельность чрезвычайно многообразна. Однако в настоящее время эта задача непростая поскольку сфера практической социально педагогической деятельности...