8662

Сущность и предназначение философии

Контрольная

Логика и философия

Сущность и предназначение философии. Особенность философского мировоззрения. Истоки философии. Семь мудрецов Предмет философии. Основной вопрос философии. Особенности философского мировоззрения. Философское мировоззрение прихо...

Русский

2013-02-16

18.7 KB

9 чел.

Сущность и предназначение философии.

  1.  Особенность философского мировоззрения.
  2.  Истоки философии. «Семь мудрецов»
  3.  Предмет философии. Основной вопрос философии.

1. Особенности философского мировоззрения.

Философское мировоззрение приходит на смену мифологическому в 6 веке до н.э. на Западе в Др.Греции, на Востоке – в Др.Китае и Др.Индии.

Слово «философия» греческого происхождения и переводится как «любовь к мудрости» или «любомудрие». Впервые употребляет это слово Пифагор.

Философское мировоззрение в отличие от мифологического.

- Рационализированное, т.е. выражено в общих чертах, а не в образах (абсолютная идея, трансцендентное, эйдос, материя и т.д.)

- Всегда имеет авторство и, как правило, выражено в письменной форме(устная форма у Сократа, Диогена и др.)

- Не имеет таких черт, как анимизм и антропоморфизм. Гилозоизм (от анимизма) – есть не живая природа, есть живая. С точки зрения гилозоизма зачатки живого есть в неживом.

- Философия не рассказывает, а доказывает и аргументирует.

- И это доказательство логически непротиворечиво.

- Основывается на знании, а не на вере.

- Идея сверхъестественного или бога может присутствовать в философских системах, но она требует обоснования.

- Философия – теоретическое ядро мировоззрения( не требует ритуалов, поклонений и других практических действий).

Философия, мифология и религия: общие черты.

- дают представление о мире в целом, т.е. это система взглядов на мир и на место человека в нем.

- допускают вымысел фантазию

Философская наука: общее и отличие.

Общее:

- рационализированная форма (атомный вес, элемент, сила, сопротивление и т.д.)

- фиксирование результатов в письменной форме

- доказательство и аргументация

- логическая непротивоположность

- установление законов

- методологизм(использование специальных методов и примеров)

Отличие:

- ни одна наука не может дать представление о мире в целом

- субъективный момент сведен к минимуму, поэтому авторство не имеет особого значения

- наука имеет эмпирический уровень

- наука стремится к объективности(философия стремится представить весь мир глазами человека)

- использование знаков и символов

- результаты научных исследований могут приносить практическую пользу

Ортега-и-Гассет (испанский философ 20 века) в работе «Что такое философия?» приводит пример с аркой. Этот пример наглядно показывает, чем отличается философия как наука.

2. Истоки философии.

- космологические мифы (мифы об устройстве космоса)

- житейская мудрость (обобщение опыта обыденной жизни)

- зачатки научных знаний

В соответствии с этим – 2 основные концепции генезиса философии.

- Мифогенная (Гегель, Лосев и др.) – мифология возникает из обобщения космологических мифов.

- Гносеогенная

Концепции генезиса философии.

- согласно мифогенной концепции, основной источник возникновения философии – мифы, а именно об устройстве и строении космоса. Этот тезис обосновывается тем, что в первых философских учениях вопрос о том откуда все произошло и как устроен мир занимает центральное место.

- гносеогенная концепция источником появления философии считает зачатки научных знаний. Эта позиция обосновывается тем, что философия и наука имеют общие черты (рационализированная форма, способность аргументации и доказательства и  т.д.).

- философия возникает из обобщения житейской мудрости.

Мировоззрение «Семи мудрецов» - это житейская мудрость. Возникает в 7 веке до н.э. в Древней Греции. Их число достигало 21, существовало множество списков мудрецов, но в каждом – 7 мудрецов. Их мировоззрение относится к предфилософии.

2. «Семь мудрецов»

- Солон, Питтак, Килон, Периандр, Клеобул, Фалес, Блант.

Гнома – краткое высказывание в виде афоризма.

Они высказывали свои мысли в образе гномов.

Питтак: «Задумав дело, не говори о нем: не удастся - засмеют»

«Умеренность - люби»

«Неудачей не кори, бойся себе того же»

Блант: «Говори, не торопясь, спешка – знак бездумья»

Килон: «Познай самого себя»

Солон: «Прежде чем приказывать научись повиноваться»

«Не советуй угодное, советуй нужное»

«Законы подобны паутине: если в них попадется бессильный и легкий, они выдержат, если большой – он разорвет их и вырвется»

Клеобул: «В счастье не возносись, в несчастье не унижайся»

«Лучшее - мера»

Фалес: «Что трудно? – познать самого себя; Что легко? – советовать другому; Что приятнее всего? – удача; Что самое небывалое? – тиран в старости»

«Чем поддержал ты своих родителей -  такой поддержки жди от детей»

Мировоззрение «семи мудрецов».

Мифология и философия: общее и различия:

- мировоззрение «7 мудрецов» - еще не философия, но уже и не мифология, т.к. у всех афоризмов (гномов) имеется авторство (чего нет в мифологии и есть в философии)

- обращение к человеку.

- признание богов и призыв им поклоняться, в остальном боги отходят на второй план.

- отсутствие доказательства и аргументации (это отличие от философии)

- низкий уровень абстракции, мысль не поднимается до уровня всеобщего (как в философии)

- житейская мудрость (обыденное моральное сознание) привело к появлению философии в древнем Китае – философия Конфуция, где основная тематика – этика (учение о морали).

- в Древней Греции основной источник появления философии – зачатки научных знаний. Основная тематика – натурфилософия (философское учение о природе).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8577. Философия софистов и Сократа 30 KB
  Философия софистов и Сократа. Философия софистов. Софистика как философское учение (вт.пол.5 в. до н.э.) Софисты (любящие мудрость) не считали себя философами, они были платными учителями мыслить, говорить, делать. Считали, что нужно анализировать...
8578. Объективный идеализм Платона и его связь с пифагорейской традицией 32.5 KB
  Объективный идеализм Платона и его связь с пифагорейской традицией. Объективный идеализм Платона. Платон (428/427 - 347 гг. до н.э.) - ученик Сократа, которого считают основателем объективного идеализма. Самыми важными проблемами в философии Платона...
8579. Философская система Аристотеля 30.5 KB
  Философская система Аристотеля. Самостоятельная философская позиция Аристотеля началась с критики идеализма Платона. Почему же Аристотель критикует платоновское учение об идеях. Аристотель критикует это учение по нескольким направлениям. Прежде всег...
8580. Научная революция XVII века и особенности философии Нового времени 29 KB
  Научная революция XVII века и особенности философии Нового времени. Научная революция XVII века. Символами общественного прогресса в XVII веке становятся первые буржуазные резолюции в Нидерландах (конец XVI - начало XVII вв.) и Англии (середина...
8581. Философские взгляды Ф. Бэкона 29.5 KB
  Философские взгляды Ф. Бэкона. Фрэнсис Бэкон (1561-1626) - крупный английский философ, предложивший философское обоснование для экспериментальной науки. Главным трудом Бэкона является сочинение Новый Органон. Название этого труда отсылает к логич...
8582. Рационалистическая философия Р. Декарта и Лейбница 33 KB
  Рационалистическая философия Р. Декарта и Лейбница. Рационалистическая философия Р. Декарта. Рене Декарт (1596) - французский философ, стоявший у истоков рационалистической традиции. Исходной точкой в концепции Декарта является сомнен...
8583. Материализм Дж. Локка и Т. Гоббса 27.5 KB
  Материализм Дж. Локка и Т. Гоббса Материалистический сенсуализм усматривает в чувственной деятельности человека связь его сознания с внешним миром, а в показаниях его органов чувств - отражение этого мира. Видными...
8584. Учение Б. Спинозы о субстанции 30.5 KB
  Учение Б. Спинозы о субстанции. Онтологическая функция понятия Бога, в особенности пантеистического, состоящая в максимальном заострении проблемы единства мира, в высокой степени присуща философской доктрине Спинозы. Уже в первом своем произведении ...
8585. Субъективный идеализм Беркли и агностицизм Д. Юма 33 KB
  Субъективный идеализм Беркли и агностицизм Д. Юма. Субъективный идеализм Беркли. Учение, созданное Беркли это - субъективный идеализм. Отвергнув бытие материи, оно признает существование только человеческого сознания, в котором Беркли различает иде...