8662

Сущность и предназначение философии

Контрольная

Логика и философия

Сущность и предназначение философии. Особенность философского мировоззрения. Истоки философии. Семь мудрецов Предмет философии. Основной вопрос философии. Особенности философского мировоззрения. Философское мировоззрение прихо...

Русский

2013-02-16

18.7 KB

9 чел.

Сущность и предназначение философии.

  1.  Особенность философского мировоззрения.
  2.  Истоки философии. «Семь мудрецов»
  3.  Предмет философии. Основной вопрос философии.

1. Особенности философского мировоззрения.

Философское мировоззрение приходит на смену мифологическому в 6 веке до н.э. на Западе в Др.Греции, на Востоке – в Др.Китае и Др.Индии.

Слово «философия» греческого происхождения и переводится как «любовь к мудрости» или «любомудрие». Впервые употребляет это слово Пифагор.

Философское мировоззрение в отличие от мифологического.

- Рационализированное, т.е. выражено в общих чертах, а не в образах (абсолютная идея, трансцендентное, эйдос, материя и т.д.)

- Всегда имеет авторство и, как правило, выражено в письменной форме(устная форма у Сократа, Диогена и др.)

- Не имеет таких черт, как анимизм и антропоморфизм. Гилозоизм (от анимизма) – есть не живая природа, есть живая. С точки зрения гилозоизма зачатки живого есть в неживом.

- Философия не рассказывает, а доказывает и аргументирует.

- И это доказательство логически непротиворечиво.

- Основывается на знании, а не на вере.

- Идея сверхъестественного или бога может присутствовать в философских системах, но она требует обоснования.

- Философия – теоретическое ядро мировоззрения( не требует ритуалов, поклонений и других практических действий).

Философия, мифология и религия: общие черты.

- дают представление о мире в целом, т.е. это система взглядов на мир и на место человека в нем.

- допускают вымысел фантазию

Философская наука: общее и отличие.

Общее:

- рационализированная форма (атомный вес, элемент, сила, сопротивление и т.д.)

- фиксирование результатов в письменной форме

- доказательство и аргументация

- логическая непротивоположность

- установление законов

- методологизм(использование специальных методов и примеров)

Отличие:

- ни одна наука не может дать представление о мире в целом

- субъективный момент сведен к минимуму, поэтому авторство не имеет особого значения

- наука имеет эмпирический уровень

- наука стремится к объективности(философия стремится представить весь мир глазами человека)

- использование знаков и символов

- результаты научных исследований могут приносить практическую пользу

Ортега-и-Гассет (испанский философ 20 века) в работе «Что такое философия?» приводит пример с аркой. Этот пример наглядно показывает, чем отличается философия как наука.

2. Истоки философии.

- космологические мифы (мифы об устройстве космоса)

- житейская мудрость (обобщение опыта обыденной жизни)

- зачатки научных знаний

В соответствии с этим – 2 основные концепции генезиса философии.

- Мифогенная (Гегель, Лосев и др.) – мифология возникает из обобщения космологических мифов.

- Гносеогенная

Концепции генезиса философии.

- согласно мифогенной концепции, основной источник возникновения философии – мифы, а именно об устройстве и строении космоса. Этот тезис обосновывается тем, что в первых философских учениях вопрос о том откуда все произошло и как устроен мир занимает центральное место.

- гносеогенная концепция источником появления философии считает зачатки научных знаний. Эта позиция обосновывается тем, что философия и наука имеют общие черты (рационализированная форма, способность аргументации и доказательства и  т.д.).

- философия возникает из обобщения житейской мудрости.

Мировоззрение «Семи мудрецов» - это житейская мудрость. Возникает в 7 веке до н.э. в Древней Греции. Их число достигало 21, существовало множество списков мудрецов, но в каждом – 7 мудрецов. Их мировоззрение относится к предфилософии.

2. «Семь мудрецов»

- Солон, Питтак, Килон, Периандр, Клеобул, Фалес, Блант.

Гнома – краткое высказывание в виде афоризма.

Они высказывали свои мысли в образе гномов.

Питтак: «Задумав дело, не говори о нем: не удастся - засмеют»

«Умеренность - люби»

«Неудачей не кори, бойся себе того же»

Блант: «Говори, не торопясь, спешка – знак бездумья»

Килон: «Познай самого себя»

Солон: «Прежде чем приказывать научись повиноваться»

«Не советуй угодное, советуй нужное»

«Законы подобны паутине: если в них попадется бессильный и легкий, они выдержат, если большой – он разорвет их и вырвется»

Клеобул: «В счастье не возносись, в несчастье не унижайся»

«Лучшее - мера»

Фалес: «Что трудно? – познать самого себя; Что легко? – советовать другому; Что приятнее всего? – удача; Что самое небывалое? – тиран в старости»

«Чем поддержал ты своих родителей -  такой поддержки жди от детей»

Мировоззрение «семи мудрецов».

Мифология и философия: общее и различия:

- мировоззрение «7 мудрецов» - еще не философия, но уже и не мифология, т.к. у всех афоризмов (гномов) имеется авторство (чего нет в мифологии и есть в философии)

- обращение к человеку.

- признание богов и призыв им поклоняться, в остальном боги отходят на второй план.

- отсутствие доказательства и аргументации (это отличие от философии)

- низкий уровень абстракции, мысль не поднимается до уровня всеобщего (как в философии)

- житейская мудрость (обыденное моральное сознание) привело к появлению философии в древнем Китае – философия Конфуция, где основная тематика – этика (учение о морали).

- в Древней Греции основной источник появления философии – зачатки научных знаний. Основная тематика – натурфилософия (философское учение о природе).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58539. Повторение таблицы деления на 9 36 KB
  Цель: повторение навыка умножения на 9, закрепление навыка деления на 9. Задачи: Образовательные: повторить и отработать навык деления на 9. Коррекционные: корректировать логическое мышление на основе упражнений в течении урока, развивать память, внимание, умение сравнивать.
58540. Сценка «Урок математики» 26.5 KB
  Что никто не сделал Все: Мы не поняли Учитель: Да что тут понимать Каждое частное решение дифференциального уравнения является некоторой функцией одной переменной которой в системе координат соответствует некоторая линия называемая интегральной кривой данного дифференциального уравнения. Понятно Все: с готовностью Ага Учитель: Так теперь вопрос на засыпку: Как возвести число в квадрат Ученица 1 выпаливает: Чтобы возвести число в квадрат...
58541. Читання, запис, порівняння чисел. Одноцифрові та двоцифрові числа. Попереднє і наступне число до даного числа. Додавання і віднімання одиниці 55.5 KB
  Мета: продовжувати ознайомлювати учнів з одноцифровим та двоцифровими числами, їх записом, утворенням і читанням; формувати вміння утворювати числа шляхом додавання одиниці до наступного числа і віднімання одиниці від наступного; формувати вміння правильно називати попереднє та наступне число до даного...
58542. Умножение как действие, заменяющее сложение равных чисел. Знак умножения 93.5 KB
  Сколько цветов растет на 3 клумбах при помощи графической модели решим эту задачу. Сколько было клумб 3 Сколько цветов было на каждой клумбе. Сколько групп по 5 точек получилось 3 Сколько всего точек...
58543. Нахождение неизвестного вычитаемого. Нахождение значений выражений 54 KB
  Цель: совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; развивать логическое мышление и умение сравнивать, воображение. Формировать активность детей на уроке; повышать мотивацию обучения, интерес к математике...
58544. Організація навчання математики у початкових класах 239.5 KB
  Цій роботі відводять більшу частину уроку при цьому інші частини уроку також підпорядковані вивченню нового. Структура згаданого типу уроку може бути така: 1. Завдання до дому; Послідовність структури елементів може бути і іншою але основна частина уроку присвячена вивченню нового матеріалу. Структура цього уроку схожа на структуру уроку закріплення знань.
58545. Закрепление сложения и вычитания связанных с нумерацией чисел прямой угол. Задачи на нахождение третьего неизвестного слагаемого 60.5 KB
  Пропишем цифры 1 и 3 Какие числа можно составить из этих цифр 13 и 31 Сколько десятков в числе 13 один А единиц три сколько всего единиц тринадцать сколько десятков в числе 31 три а единиц одна Сколько всего едиництридцать одна Это чётные или не четные числа не чётные Открываем тетради....
58546. Числа от 20 до 100 79 KB
  Цели урока. Закрепить навык счета в пределах 100, формировать вычислительные навыки, упражняться в решении простых задач, в нахождении периметра геометрических фигур, в решении логических задач; воспитывать чувство взаимопомощи; развивать интерес к математике...
58547. Урок - основная форма организации обучения математики 64 KB
  Поэтому это влияет на построение урока математики и методики его проведения. Специфика уроков математики обуславливается особенностями освоения детьми материала: абстрактный характер материала требует тщательного отбора наглядных средств методов...