8663

Сущность и предназначение философии. Основные формы философского дискурса

Контрольная

Логика и философия

Сущность и предназначение философии. Предмет философии. Основной вопрос философии. Разделы философии. Основные формы философского дискурса. Предмет философии. - предмет философии - это то, что она изучает, это угол зрени...

Русский

2013-02-16

19.7 KB

7 чел.

Сущность и предназначение философии.

  1.  Предмет философии.
  2.  Основной вопрос философии.
  3.  Разделы философии. Основные формы философского дискурса.

  1.  Предмет философии.

- предмет философии – это то, что она изучает, это угол зрения, под которым изучается определенный объект.

- Отличительной особенностью философии является то, что она находится в поисках своего предмета. Отсюда – многообразие точек зрения на предмет изучения философии.

- Предметом философии является всеобщее, Универсум (Ортега-и-Гассет), наиболее общие законы, бытия, познания и человека (Маркс).

- Позитивизм (Шлик, Карнап, Поппер): предметом изучения философии должна быть наука; философия должна размышлять о причинах ее возникновения и основных этапах развития; о научных революциях и пр.

- Экзистанционализм (Сартр, Камю, Бердяев): предметом философии должен быть человек, его внутренний мир, смысл его жизни.

Философия существует в 2-х формах:

- как строгая логически непротиворечивая система знаний с четкими дефинициями (Аристотель, Гегель, Маркс, Спиноза и пр.)

- философствование, размышление (Сократ, Платон, Конфуций, Хайдейгер, Ницше, Бердяев и пр.)

  1.  Основной вопрос философии.

- это вопрос об отношении мышления и бытия (духа и природы, материи и сознания). Как относится наше мышление о мире к самому этому миру?

Этот вопрос имеет две стороны:

- Что первично? Дух или природа?

-Может ли мышление познать мир?

Возможные варианты ответов и соответствующие им философские концепции.

- Материя (бытие, природа) – первична, сознание (дух, мышление) – вторично. Это философская позиция называется материализм (Фейербах, Маркс, Бэкон, Локк и др.)

- Сознание первично, материя вторична – Идеализм: субъективный идеализм, объективный идеализм (Платон, Гегель, Беркли и др.)

- Мир познаваем – гносеологический оптимизм (Платон, Аристотель, Маркс, Гегель, Ф.Бэкон и мн. др.)

- Мир не познаваем – агностицизм (Юм, Кант)

(gnosis – знание, а – отрицание, не знание)

- Сомнение в возможности познания мира – гносеологический скептицизм (Пиррок, Секст, Эмпирик)

Специфика философских проблем.

- философия ставит вопрос не только о том, каков мир, но и о том, каким мир может быть и должен быть. Этот вопрос не может ставить ни одна наука, т.к. в этом случае она покидает сферу объективности.

- любую частную проблему философия возводит в ранг всеобщего (что такое человек, что представляет собой мир в целом, как человек познает мир и т.д.)

3. Разделы философии.

- онтология – учение о бытии

- гносеология – учение о познании

- социальная философия – учение о человеке и обществе

Философские науки (дисциплины).

- Этика – учение о морали.

- Логика – наука о формах мышления.

- Эстетика – наука о прекрасном.

- история философии  - наука о генезисе философии и основных этапах ее развития.

- философия права

- философия политики

- философия образования

- философия техники

- философская антропология

Эпикур.

«Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией; ведь никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души. Кто говорит, что еще не наступило время для философии, тот похож на того, кто говорит, что для счастья или еще нет или уже нет времени».

И. Кант.

«Сферу философии можно подвести под следующие вопросы:

-Что я могу знать?

- Что я должен делать?

- На что я смею надеяться?

- Что такое человек?

На первый вопрос отвечает метафизика, на второй мораль, на третий религия, на четвертый антропология».

Ортега-и-Гассет.

«Философа интересует целое, а то что перед ним всегда целое. Об этом последнем нам ничего не известно. Математик или физик начинает с ограничения своего предмета, философа интересует не каждая вещь сама по себе, а совокупность всего существующего так сказать, публичная жизнь каждой вещи».

Альберт Камю.

«Есть лишь одна по-настоящему философская проблема – проблема самоубийства. Решить стоит жизнь, того, чтобы ее проживать, или не стоит, значит, ответить на основной вопрос философии. Все остальное – Земля вертится вокруг Солнца или Солнце вокруг Земли, имеет ли мир три измерения или больше и т.д. - второстепенно».

Основные формы философского дискурса.

- стихотворная форма (Лукреций Кар)

Философские поэмы в античности чаще всего назывались «о природе вещей» (Лукреций Кар)

- диалоги (Платон и др.)

Диалогическая форма предполагает столкновение противоположных мнений и поиск истины через преодоление противоречий.

- устная форма (Сократ, Диоген)

Философия, по Сократу, должна помочь человеку мыслить. Движение мысли невозможно отобразить в письменной форме. Мысль, изложенная на бумаге -  мертвая мысль. Недостатки: при пересказе идей философа могут быть искажения.

- исповедь (Августин блаженный)

Наиболее личностная форма изложения философии, у Августина – через обращение к Богу.

- афоризмы (Шопенгауэр, Ницше, Паскаль)

Ницше: «Если человек не верит ни в любовь, ни в дружбу, то он делает ставку на брак».

«В счастье верят немногие: лишь женщины, дети, социал-демократы, англичане и коровы»

«Долго страдающий человек, как правило тиран».

Декарт: «Мысль, следовательно, существую».

Сократ: «Я знаю, что я ничего не знаю, другие не знают и этого».

Гегель: «Если факты не укладываются в мою философскую истину, то тем хуже для фактов».

Достоинства: Метафоричны, легко воспринимаемы, легко воспроизводимы, глубина и емкость содержания при краткой форме. Недостатки: Отсутствие аргументации.

- апология – защита (Платон «Апология Сократа», средневековые тексты – защита христианских положений)

Защита каких-либо философских положений.

- эссе (Камю «Эссе об абсурде»)

Сжатое изложение сущности какого-либо вопроса.

- трактат (Аристотель, Фома Аквинский, Декарт, Спиноза, Маркс и мн.др.)

Достоинства: сильная аргументация, систематизация философских идей,четкие определения философских категорий.

Недостатки: трудность усвоения, большой объем.

- художественная форма (Сартр, Камю, Марсель – философы-экзистенционалисты)

Достоинства: доступная форма изложения, охват широкой аудитории. Недостатки: нет логически четких определений понятий и категорий.

Сартр:  повесть «Стена», пьесы «Дьявол и господь Бог», «Затворники Альтоны», роман «Тошнота».

Камю: роман «Посторонний»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37353. ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ 1.61 MB
  Современные инновационные процессы достаточно сложны и требуют проведения анализа закономерностей их развития. Для этого необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений – инновационные менеджеры.
37355. Средства и технологии разработки приложений Windows CGI 91.1 KB
  Протокол CGI - Common Gateway Interface служит для связи веб-сервера с другими программами. На его основе работают гостевые книги, форумы, интернет-магазины и любые другие интерактивные сайты. Заполняя HTML-форму на сайте, нажимая кнопку Отправить, после чего обозреватель передает данные веб-серверу
37356. Основний навчально-програмний матеріал з філософії 48.5 KB
  Періодизація античної давньогрецької і давньоримської філософії. Підперіоди античної філософії. Головний зміст досократичної філософії.
37357. ВАЛЕОЛОГИЯ КУРС ЛЕКЦИЙ 2.88 MB
  Это стиль и право автора преподносить информацию в таком виде Высокий профессионализм автора имеющего медицинское психологическое и педагогическое образование позволил осветить избранный круг вопросов по здоровому образу жизни медикосоциальным психологическим и юридическим аспектам долголетия сердечнососудистым заболеваниям алкоголизму абортам двигательной активности и другим социально значимым вопросам. Надеюсь что студенты и преподаватели педагогических вузов колледжей и лицеев с гуманитарным уклоном а также многочисленные...
37358. Общие требования и порядок выполнения курсовой работы 339 KB
  Что оценивает научный руководитель в твоей курсовой работе При оценке работы учитывается актуальность степень самостоятельности качество проведенного лингвистического анализа уровень общей и профессиональной грамотности. Работа над курсовым исследованием Нужно знать что работа над курсовым исследованием состоит из нескольких этапов: формирование замысла работы определение объекта и предмета исследования цели работы; поиск и обработка специальной литературы по проблеме исследования; отбор и подготовка фактического материала;...