8663

Сущность и предназначение философии. Основные формы философского дискурса

Контрольная

Логика и философия

Сущность и предназначение философии. Предмет философии. Основной вопрос философии. Разделы философии. Основные формы философского дискурса. Предмет философии. - предмет философии - это то, что она изучает, это угол зрени...

Русский

2013-02-16

19.7 KB

7 чел.

Сущность и предназначение философии.

  1.  Предмет философии.
  2.  Основной вопрос философии.
  3.  Разделы философии. Основные формы философского дискурса.

  1.  Предмет философии.

- предмет философии – это то, что она изучает, это угол зрения, под которым изучается определенный объект.

- Отличительной особенностью философии является то, что она находится в поисках своего предмета. Отсюда – многообразие точек зрения на предмет изучения философии.

- Предметом философии является всеобщее, Универсум (Ортега-и-Гассет), наиболее общие законы, бытия, познания и человека (Маркс).

- Позитивизм (Шлик, Карнап, Поппер): предметом изучения философии должна быть наука; философия должна размышлять о причинах ее возникновения и основных этапах развития; о научных революциях и пр.

- Экзистанционализм (Сартр, Камю, Бердяев): предметом философии должен быть человек, его внутренний мир, смысл его жизни.

Философия существует в 2-х формах:

- как строгая логически непротиворечивая система знаний с четкими дефинициями (Аристотель, Гегель, Маркс, Спиноза и пр.)

- философствование, размышление (Сократ, Платон, Конфуций, Хайдейгер, Ницше, Бердяев и пр.)

  1.  Основной вопрос философии.

- это вопрос об отношении мышления и бытия (духа и природы, материи и сознания). Как относится наше мышление о мире к самому этому миру?

Этот вопрос имеет две стороны:

- Что первично? Дух или природа?

-Может ли мышление познать мир?

Возможные варианты ответов и соответствующие им философские концепции.

- Материя (бытие, природа) – первична, сознание (дух, мышление) – вторично. Это философская позиция называется материализм (Фейербах, Маркс, Бэкон, Локк и др.)

- Сознание первично, материя вторична – Идеализм: субъективный идеализм, объективный идеализм (Платон, Гегель, Беркли и др.)

- Мир познаваем – гносеологический оптимизм (Платон, Аристотель, Маркс, Гегель, Ф.Бэкон и мн. др.)

- Мир не познаваем – агностицизм (Юм, Кант)

(gnosis – знание, а – отрицание, не знание)

- Сомнение в возможности познания мира – гносеологический скептицизм (Пиррок, Секст, Эмпирик)

Специфика философских проблем.

- философия ставит вопрос не только о том, каков мир, но и о том, каким мир может быть и должен быть. Этот вопрос не может ставить ни одна наука, т.к. в этом случае она покидает сферу объективности.

- любую частную проблему философия возводит в ранг всеобщего (что такое человек, что представляет собой мир в целом, как человек познает мир и т.д.)

3. Разделы философии.

- онтология – учение о бытии

- гносеология – учение о познании

- социальная философия – учение о человеке и обществе

Философские науки (дисциплины).

- Этика – учение о морали.

- Логика – наука о формах мышления.

- Эстетика – наука о прекрасном.

- история философии  - наука о генезисе философии и основных этапах ее развития.

- философия права

- философия политики

- философия образования

- философия техники

- философская антропология

Эпикур.

«Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией; ведь никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души. Кто говорит, что еще не наступило время для философии, тот похож на того, кто говорит, что для счастья или еще нет или уже нет времени».

И. Кант.

«Сферу философии можно подвести под следующие вопросы:

-Что я могу знать?

- Что я должен делать?

- На что я смею надеяться?

- Что такое человек?

На первый вопрос отвечает метафизика, на второй мораль, на третий религия, на четвертый антропология».

Ортега-и-Гассет.

«Философа интересует целое, а то что перед ним всегда целое. Об этом последнем нам ничего не известно. Математик или физик начинает с ограничения своего предмета, философа интересует не каждая вещь сама по себе, а совокупность всего существующего так сказать, публичная жизнь каждой вещи».

Альберт Камю.

«Есть лишь одна по-настоящему философская проблема – проблема самоубийства. Решить стоит жизнь, того, чтобы ее проживать, или не стоит, значит, ответить на основной вопрос философии. Все остальное – Земля вертится вокруг Солнца или Солнце вокруг Земли, имеет ли мир три измерения или больше и т.д. - второстепенно».

Основные формы философского дискурса.

- стихотворная форма (Лукреций Кар)

Философские поэмы в античности чаще всего назывались «о природе вещей» (Лукреций Кар)

- диалоги (Платон и др.)

Диалогическая форма предполагает столкновение противоположных мнений и поиск истины через преодоление противоречий.

- устная форма (Сократ, Диоген)

Философия, по Сократу, должна помочь человеку мыслить. Движение мысли невозможно отобразить в письменной форме. Мысль, изложенная на бумаге -  мертвая мысль. Недостатки: при пересказе идей философа могут быть искажения.

- исповедь (Августин блаженный)

Наиболее личностная форма изложения философии, у Августина – через обращение к Богу.

- афоризмы (Шопенгауэр, Ницше, Паскаль)

Ницше: «Если человек не верит ни в любовь, ни в дружбу, то он делает ставку на брак».

«В счастье верят немногие: лишь женщины, дети, социал-демократы, англичане и коровы»

«Долго страдающий человек, как правило тиран».

Декарт: «Мысль, следовательно, существую».

Сократ: «Я знаю, что я ничего не знаю, другие не знают и этого».

Гегель: «Если факты не укладываются в мою философскую истину, то тем хуже для фактов».

Достоинства: Метафоричны, легко воспринимаемы, легко воспроизводимы, глубина и емкость содержания при краткой форме. Недостатки: Отсутствие аргументации.

- апология – защита (Платон «Апология Сократа», средневековые тексты – защита христианских положений)

Защита каких-либо философских положений.

- эссе (Камю «Эссе об абсурде»)

Сжатое изложение сущности какого-либо вопроса.

- трактат (Аристотель, Фома Аквинский, Декарт, Спиноза, Маркс и мн.др.)

Достоинства: сильная аргументация, систематизация философских идей,четкие определения философских категорий.

Недостатки: трудность усвоения, большой объем.

- художественная форма (Сартр, Камю, Марсель – философы-экзистенционалисты)

Достоинства: доступная форма изложения, охват широкой аудитории. Недостатки: нет логически четких определений понятий и категорий.

Сартр:  повесть «Стена», пьесы «Дьявол и господь Бог», «Затворники Альтоны», роман «Тошнота».

Камю: роман «Посторонний»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55219. Зв’язок науки про РПС і регіональну економіку з іншими науками. Роль науки РПС у розвитку економіки регіонів 25.47 KB
  Теорія розміщення продуктивних сил базується на загальних економічних законах. Тому розміщення продуктивних сил повинно здійснюватися за законами, керуючись якими, можна досягти максимального економічного й соціального ефекту при мінімальних витратах. Основним законом, який визначає характер РПС
55220. Наши права и обязанности 35 KB
  Оборудование: карточкизнаки по правам человека; выставка детских рисунков и литературы по правовому воспитанию; индивидуальный раздаточный материал. Учитель: Права ребенка Лишь появиться ребенок И начнет едва дышать У него уже с пеленок Всякие права Он имеет право жить Развиваться и дружить Иметь просторный дружный...
55221. Права і обов’язки дитини 73.5 KB
  Мета Розширити знання дітей про основні права та обовязки громадян які гарантує Основний закон України - Конституція а також Декларація прав дитини; розвивати бажання дбати про повноцінність свого життя; мовленнєві компетенції; виховувати...
55222. Знаємо свої права, виконуємо обов'язки 41.5 KB
  Обладнання: картки роздатковий матеріал Конвенція ООН про права дитини Конституція України прислівя. Дорогі діти 20 листопада 2009року виповнилося 20 років з дня прийняття Генеральною Асамблеєю ООН Конвенції про права дитини.
55223. КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ РЕБЕНКА 768 KB
  Цель воспитательного часа: дать первоначальное представление о документах по правам ребенка раскрыть основные понятия: конвенция декларация государство Оборудование: магнитная доска иллюстрации по теме картинки...
55224. Інтерактивні форми навчання при вивченні прав людини в початкових класах 44.5 KB
  Мета заняття: знайомство учнів з основними правами дитини сприяти вихованню моральноправових норм. Задача занять: надати школярам знання про права дитини сприяти вихованню впевненост...
55225. Конвенція ООН про права дитини. Права дитини в Україні 7.16 MB
  Розглянемо малюнки та спробуймо класифікувати права: Всі діти мають право на життя. Всі діти мають право на піклування і турботу. Ти маєш право на достатнє та здорове харчування.