8664

История философии. Античная философия (6 в. До н.э. – 4 в н.э.).

Контрольная

Логика и философия

История философии.Античная философия (6 в. До н.э. - 4 в н.э.). Основные этапы развития античной философии. Особенности ранней греческой философии. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Философия Гераклита. Диалекти...

Русский

2013-02-16

25.62 KB

6 чел.

История философии.
Античная философия (6 в. До н.э. – 4 в н.э.).

  1.  Основные этапы развития античной философии. Особенности ранней греческой философии.
  2.  Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).
  3.  Философия Гераклита. Диалектика. Огонь. Логос.

Основные этапы античной философии.

- 1 этап – ранняя греческая философия (Ионический период, досократики) – 6 – 5 вв. до н.э. (Милетская школа, Пифагорейская школа, Демокрит).

- 2 этап – период расцвета (классический период, сократический период) – 4 – 3 вв. до н.э. (Сократ, Платон, Аристотель).

- 3 этап – Эллинистический период (греко-римский этап) – 2 в. до н.э. (стоики, эпикурейцы, ?, неоплатоники, неопифагорейцы).

Ранняя греческая философия.

Особенности ранней греческой философии:

- Диалектика – первым греческим философам мир представлялся в развитии, в вечном движении. Это объективная диалектика (диалектика мира). Мир никем и ничем не создается, источник развития в самом мире. Объективно – независимо от нашего сознания. Субъективно – зависит от сознания, или само сознание.

- Космологизм

Космология – наука об устройстве космоса (космос - порядок).

Космологизм – черта ранней греческой философии, заключающейся в том, что вся философия сведена у вопросу об устройстве мира.

Основная тема первых философских учений – возникновение и устройство космоса, основной вопрос – откуда все произошло?

Первых греческих философов называли физиками, т.к. они высказывали философские идеи о природе (физика – в пер. с греч. – природа).

- Онтологизм

Онтологизм – из всех разделов философии представлена только онтология (учение о бытии). Гносеологии и социальной философии почти не было.

Онтологизм и космологизм сближают раннюю греческую философию с мифологией (тема – одна и та же, способы осмысления - разные).

- Умозрительность.

Недоверие данным органов чувств (чувства всегда обманывают), скептическое отношение к опыту, эксперименту (они тоже основываются на органах чувств). Отсюда: преувеличение роли рационального познания.

Акмэ – возраст человека (примерно 40 лет) не который приходится наивысший расцвет творчества.

  1.  Милетская школа. Этап – Ранняя греческая философия.
  2.  

- Милетская школа. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен – все выходцы из города Милета (Иония – область в древней Греции). Отсюда и название этапа

(Сократ – первый Афинский философ)

Фалес – первый греческий математик, астроном, философ.

Доказал несколько теорем о равенстве треугольников, предсказал солнечное затмение 585 г. до н.э. Ввел календарь из 12 месяцев, определил время солнцестояния и равноденствия, высказал идею, что Луна светит отраженным светом, размышлял над причинами разливов Нила. Преподавал математику в отвлеченной форме (а не в эмпирической, как в Египте).

Философия Фалеса.

- Все состоит из воды; вода божественная.

- Все наполнено богами. Боги не антропоморфны – это силы природы. Магнит имеет душу, т.к. притягивает железо.

- Земля имеет форму цилиндра и плавает на воде подобно бревну.

Вода божественная, потому что первоначало должно быть бесконечно, а бесконечность – это атрибут божества.

Анаксимандр.

Ученик Фалеса.

- Как и Фалес выходец из Милета.

- Основная тема – происхождение и устройство космоса.

- В основе всего – апейрон (нечто беспредельное).

- Первооснову мира не связывает ни с какой природной стихией.

Учение об основе и устройстве космоса.

Апейрон, находясь в движении, порождает две пары противоположностей – холодное и горячее, влажное и сухое. Из различных комбинаций этих противоположностей возникают 4 основные стихии (огонь, земля, воздух, вода).

Горячее и сухое – огонь, холодное и влажное – вода и т.д.

Образование космоса.

- вначале было раскаленное ядро. Когда оно остывало, от него отделялись 3 обода. В первом ободе -  небольшое отверстие, во втором – большое, в третьем – множество мелких отверстий.

(Ядро – Земля, отверстия в первом ободе – Луна, во втором – Солнце, в третьем - звезды).

Анаксимандр, как ученый.

- Высказывал гениальную догадку о том, что жизнь зародилась на границе воды и суши, т.е. в иле.

- Начертил географическую карту.

- Построил модель небесной сферы.

- Занимался математикой.

- Ввел солнечные часы – «гномон».

Анаксимен.

Ученик Фалеса.

Выходец из Милета, решал ту же проблему – откуда все произошло?

- Его архэ – воздух. (архэ – первооснова мира). Все в мире получается путем сгущения и разряжения воздуха.

- Разряжаясь воздух становится огнем, а затем  эфиром, а сгущаясь – ветром, облаками, землей и камнем.

- Разряжение воздуха он связывал с нагреванием, а сгущение – с охлаждением (что не верно!!!).

- Даже боги и душа человека – из воздуха.

- Анаксимен – астроном и метеоролог (биология и математика его не интересовали).

- Анаксимен верно полагал, что град образуется при замерзании воды, выпадающей из туч, а если к ней примешивается воздух, то образуется снег.

- неверно полагал, что Земля плоская и неподвижная, а Солнце, Луна (так же плоские) – движутся космическими ветрами.

Гераклит.

- Величайший античный диалектик (разрабатывал учение о диалектике)

Как происходит развитие?

- Его архэ – огонь (из огня все произошло и в огонь все уходит) Огонь – божественный.

- Мир, согласно Гераклиту, развивается не хаотично, а закономерно – «Все идет согласно логосу».

Логос – это закон.

Сторонники и противники Гераклитовской диалетики.

Сторонники:  Гегель «Нет ни одного положения Гераклита, которое я взял бы в свою «Логику»»

Маркс, Энгельс, Ленин.

Противники: Эпихарн – высмеял диалектику Гераклита в своей комедии. Элеаты (Элейская школа) – «Мир един и неподвижен».

Гераклит:

«Этот мир не создан никем из людей и никем из богов, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно-развивающимся и закономерно-затухающим».

«В одну реку нельзя войти дважды».

«Все в мире пронизано противоположностями – война и мир в обществе, плюс и минус в математике, холодное и горячее в природе и т.п.».

Диалектика Гераклита.

- Диалектика Гераклита – объективная, т.е. развивается в мир, в отличие от субъективной диалектики, где развивается мысль.

- Кратил довел диалектику Гераклита до абсурда, абсолютировал идею борьбы противоположностей – «в одну реку нельзя войти ни разу».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79517. Становление психологической службы в системе образования в России 35.21 KB
  С начала 1980х годов происходит интенсивное становление психологической службы в системе образования что было обусловлено потребностью общества бурным социальным развитием повышением требований к творческому и нравственному потенциалу личности. Начало развития школьной психологической службы связано с именами таких ученых как А. Основные вехи становления психологической службы образования в России Дата Мероприятия Основные проблемы 1983 Круглый стол журнала Вопросы психологии Анализ результатов экспериментальных попыток создания...
79518. Главные направления и цели деятельности школьной психологической службы 32.56 KB
  Психопрофилактика предполагает: Ответственность за соблюдение в образовательных учреждениях психологических условий необходимых для полноценного психического развития и формирования личности на каждом возрастном этапе: Своевременное выявление таких особенностей ребенка которые могут привести к определенным сложностям отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии в поведении и отношениях; Предупреждение возможных осложнений в связи с переходом на следующую возрастную ступень.Психодиагностика это изучение особенностей...
79519. Основные принципы деятельности педагога-психолога 29.62 KB
  Принцип индивидуального подхода к учащемуся основной принцип работы практического психолога в его основе лежат понимание и признание индивидуальности человека как ценности как уникального явления. Принцип целостности предполагает что деятельность психолога и психологической службы образовательного учреждения должна быть ориентирована на целое на систему. Это означает что внимнием психолога должно быть охвачено большинство учащихся.
79520. Этические принципы деятельности психолога 31.11 KB
  Укрепление авторитета психологической службы образования среди обучающихся воспитанников родителей и педагогической общественности. Принцип квалификационной пропаганды психологии.Информация полученная психологом в процессе проведения работы не подлежит сознательному или случайному разглашению а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме исключающей ее использование против интересов клиента.
79521. Психологическая служба как отрасль прикладной психологии. Роль психологической службы в образовании 31.88 KB
  Государственная ПСО структура призванная в рамках общей концепции соблюдения прав ребенка на достойный уровень жизни и полноценное психическое развитие обеспечить психологическую поддержку воспитания и образования оказать квалифицированную помощь при наличии проблем и отклонений в развитии ребенка Развитие практической психологии в 1990 гг. в значительной степени обусловило гуманизацию системы образования что способствовало постановке и решению следующих задач: Переход от унифицированного образования к вариативному; Переход от...
79522. Концепция школьной психологической службы Л.М. Фридмана 31.7 KB
  Фридмана цели школьной психологической службы должны соответствовать главной цели школы на современном этапе воспитание каждого ученика образованной культурной высоконравственной творчески активной и социально зрелой личностью. Поэтому главной целью школьной психологической службы является научное психологическое обеспечение учебновоспитательного процесса в школе т. Утверждается что главная функция психологической службы образования профессиональная забота о психологическом здоровье детей.
79523. Объединение Русских земель Москвы (14-первая половина 16 веков) 21.07 KB
  Объединение Руси начавшийся в XIV XV веках процесс объединения раздробленных русских земель вокруг нескольких новых политических центров приведший в конечном итоге к образованию централизованного Русского государства и его последующему возобладанию над внешними политическими конкурентами за земли Руси. Объединение Северовосточной Руси завершилось в правление Ивана III присоединение Новгорода 1478 Твери 1485 ликвидация формальной автономии Пскова 1510 и Рязани 1521. Он принял титул государя всея Руси...
79524. Начало эпохи великих географических открытий и первые колониальные захваты. Новое время как особая фаза всемирно исторического процесса 22.1 KB
  Новое время или новая история период в истории человечества находящийся между Средневековьем и Новейшим временем. Критерием определения нового времени его новизны по сравнению с предшествующей эпохой был с точки зрения гуманистов расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры то есть не социальноэкономический а духовнокультурный фактор. Однако этот период довольно противоречив по своему содержанию: Высокое Возрождение Реформация и гуманизм соседствовали с массовым всплеском иррационализма развитием демонологии...
79525. Реформация и ее экономические, политические и социокультурные причины. Религиозные войны в Европе 21.7 KB
  С одной стороны католический мир который объединял все народы Западной Европы под духовным руководством папы римского прекратил существование. С другой стороны национальные церкви способствовали росту национального сознания народов Европы. При этом существенно повысился культурный и образовательный уровень жителей Северной Европы которая до этого была как бы окраиной Христианского Мира необходимость изучения Библии приводила к росту как начальных учебных заведений в основном в форме церковноприходских школ так и высших что...