8664

История философии. Античная философия (6 в. До н.э. – 4 в н.э.).

Контрольная

Логика и философия

История философии.Античная философия (6 в. До н.э. - 4 в н.э.). Основные этапы развития античной философии. Особенности ранней греческой философии. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Философия Гераклита. Диалекти...

Русский

2013-02-16

25.62 KB

6 чел.

История философии.
Античная философия (6 в. До н.э. – 4 в н.э.).

  1.  Основные этапы развития античной философии. Особенности ранней греческой философии.
  2.  Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).
  3.  Философия Гераклита. Диалектика. Огонь. Логос.

Основные этапы античной философии.

- 1 этап – ранняя греческая философия (Ионический период, досократики) – 6 – 5 вв. до н.э. (Милетская школа, Пифагорейская школа, Демокрит).

- 2 этап – период расцвета (классический период, сократический период) – 4 – 3 вв. до н.э. (Сократ, Платон, Аристотель).

- 3 этап – Эллинистический период (греко-римский этап) – 2 в. до н.э. (стоики, эпикурейцы, ?, неоплатоники, неопифагорейцы).

Ранняя греческая философия.

Особенности ранней греческой философии:

- Диалектика – первым греческим философам мир представлялся в развитии, в вечном движении. Это объективная диалектика (диалектика мира). Мир никем и ничем не создается, источник развития в самом мире. Объективно – независимо от нашего сознания. Субъективно – зависит от сознания, или само сознание.

- Космологизм

Космология – наука об устройстве космоса (космос - порядок).

Космологизм – черта ранней греческой философии, заключающейся в том, что вся философия сведена у вопросу об устройстве мира.

Основная тема первых философских учений – возникновение и устройство космоса, основной вопрос – откуда все произошло?

Первых греческих философов называли физиками, т.к. они высказывали философские идеи о природе (физика – в пер. с греч. – природа).

- Онтологизм

Онтологизм – из всех разделов философии представлена только онтология (учение о бытии). Гносеологии и социальной философии почти не было.

Онтологизм и космологизм сближают раннюю греческую философию с мифологией (тема – одна и та же, способы осмысления - разные).

- Умозрительность.

Недоверие данным органов чувств (чувства всегда обманывают), скептическое отношение к опыту, эксперименту (они тоже основываются на органах чувств). Отсюда: преувеличение роли рационального познания.

Акмэ – возраст человека (примерно 40 лет) не который приходится наивысший расцвет творчества.

  1.  Милетская школа. Этап – Ранняя греческая философия.
  2.  

- Милетская школа. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен – все выходцы из города Милета (Иония – область в древней Греции). Отсюда и название этапа

(Сократ – первый Афинский философ)

Фалес – первый греческий математик, астроном, философ.

Доказал несколько теорем о равенстве треугольников, предсказал солнечное затмение 585 г. до н.э. Ввел календарь из 12 месяцев, определил время солнцестояния и равноденствия, высказал идею, что Луна светит отраженным светом, размышлял над причинами разливов Нила. Преподавал математику в отвлеченной форме (а не в эмпирической, как в Египте).

Философия Фалеса.

- Все состоит из воды; вода божественная.

- Все наполнено богами. Боги не антропоморфны – это силы природы. Магнит имеет душу, т.к. притягивает железо.

- Земля имеет форму цилиндра и плавает на воде подобно бревну.

Вода божественная, потому что первоначало должно быть бесконечно, а бесконечность – это атрибут божества.

Анаксимандр.

Ученик Фалеса.

- Как и Фалес выходец из Милета.

- Основная тема – происхождение и устройство космоса.

- В основе всего – апейрон (нечто беспредельное).

- Первооснову мира не связывает ни с какой природной стихией.

Учение об основе и устройстве космоса.

Апейрон, находясь в движении, порождает две пары противоположностей – холодное и горячее, влажное и сухое. Из различных комбинаций этих противоположностей возникают 4 основные стихии (огонь, земля, воздух, вода).

Горячее и сухое – огонь, холодное и влажное – вода и т.д.

Образование космоса.

- вначале было раскаленное ядро. Когда оно остывало, от него отделялись 3 обода. В первом ободе -  небольшое отверстие, во втором – большое, в третьем – множество мелких отверстий.

(Ядро – Земля, отверстия в первом ободе – Луна, во втором – Солнце, в третьем - звезды).

Анаксимандр, как ученый.

- Высказывал гениальную догадку о том, что жизнь зародилась на границе воды и суши, т.е. в иле.

- Начертил географическую карту.

- Построил модель небесной сферы.

- Занимался математикой.

- Ввел солнечные часы – «гномон».

Анаксимен.

Ученик Фалеса.

Выходец из Милета, решал ту же проблему – откуда все произошло?

- Его архэ – воздух. (архэ – первооснова мира). Все в мире получается путем сгущения и разряжения воздуха.

- Разряжаясь воздух становится огнем, а затем  эфиром, а сгущаясь – ветром, облаками, землей и камнем.

- Разряжение воздуха он связывал с нагреванием, а сгущение – с охлаждением (что не верно!!!).

- Даже боги и душа человека – из воздуха.

- Анаксимен – астроном и метеоролог (биология и математика его не интересовали).

- Анаксимен верно полагал, что град образуется при замерзании воды, выпадающей из туч, а если к ней примешивается воздух, то образуется снег.

- неверно полагал, что Земля плоская и неподвижная, а Солнце, Луна (так же плоские) – движутся космическими ветрами.

Гераклит.

- Величайший античный диалектик (разрабатывал учение о диалектике)

Как происходит развитие?

- Его архэ – огонь (из огня все произошло и в огонь все уходит) Огонь – божественный.

- Мир, согласно Гераклиту, развивается не хаотично, а закономерно – «Все идет согласно логосу».

Логос – это закон.

Сторонники и противники Гераклитовской диалетики.

Сторонники:  Гегель «Нет ни одного положения Гераклита, которое я взял бы в свою «Логику»»

Маркс, Энгельс, Ленин.

Противники: Эпихарн – высмеял диалектику Гераклита в своей комедии. Элеаты (Элейская школа) – «Мир един и неподвижен».

Гераклит:

«Этот мир не создан никем из людей и никем из богов, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно-развивающимся и закономерно-затухающим».

«В одну реку нельзя войти дважды».

«Все в мире пронизано противоположностями – война и мир в обществе, плюс и минус в математике, холодное и горячее в природе и т.п.».

Диалектика Гераклита.

- Диалектика Гераклита – объективная, т.е. развивается в мир, в отличие от субъективной диалектики, где развивается мысль.

- Кратил довел диалектику Гераклита до абсурда, абсолютировал идею борьбы противоположностей – «в одну реку нельзя войти ни разу».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69153. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗРУШАЮЩЕЙ НАГРУЗКИ ПОДКРЕПЛЁННОЙ ПАНЕЛИ 473.5 KB
  Панель элемент авиационной конструкции состоящий из пластинки обшивки и стержней стрингеров подкрепляющих её. В зависимости от характера соединения обшивки со стрингерами различают панели: клёпаной конструкции; сварной клеесварной и клеевой конструкции; монолитные...
69154. СИЛОВЫЕ СХЕМЫ, КОНСТРУКЦИЯ И РАБОТА КРЫЛЬЕВ 2.83 MB
  В обычной конструкции крыла силовыми элементами являются рис.1: обшивка; лонжероны и стрингеры продольный набор крыла; нервюры поперечный набор крыла; соединения заклепочные болтовые сварные или клеевые. Конструкция крыла 1 обшивка; 2 лонжерон; 3 стрингер; 4 нервюра; 5 соединения...
69155. СТРЕЛОВИДНЫЕ КРЫЛЬЯ 740.5 KB
  Нормальные нервюры могут устанавливаться перпендикулярно к оси крыла рис. вдоль хорд фактического обтекания крыла потоком рис. Если они поставлены по потоку то форма профиля в плоскости фактического обтекания крыла выдерживается лучше.
69156. Устройства, улучшающие взлетно-посадочные характеристики самолета 354 KB
  Устройства улучшающие взлетно посадочные характеристики самолета повысить несущие свойства крыла cyS можно обычными средствами механизации или энергетическими которые обеспечивают увеличение подъемной силы за счет силовой установки. Средства механизации повышают несущие свойства крыла.
69157. ИСТОРИЯ РАЗИТИЯ САМОЛЕТОВ. ЭТАПЫ ИХ СОЗДАНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ 385.5 KB
  Полет на аппаратах легче воздуха называется воздухоплаванием а на аппаратах тяжелее воздуха авиацией от латинского vis птица. Процесс развития самолетов обусловлен взаимным влиянием и взаимодействием между наукой производством и эксплуатацией самолетов.
69158. КОНСТРУКЦИЯ САМОЛЕТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 1.55 MB
  Основные агрегаты самолета Самолеты относятся к летательным аппаратам тяжелее воздуха им характерен аэродинамический принцип полета. У самолетов подъемная сила Y создается за счет энергии воздушного потока омывающего несущею поверхность которая неподвижно закреплена относительно...
69159. НАГРУЗКИ САМОЛЕТА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ МАНЕВРОВ 884 KB
  В полете на самолет действуют: рис.1: тяга двигателя Р; аэродинамические силы подъемная сила Y и лобовое сопротивление Q; сила тяжести G. Эти силы показаны для самолета рассматриваемого в виде материальной точки. В общем случае силы действующие на самолет не находятся в равновесии.
69160. НАГРУЗКИ САМОЛЕТА ПРИ ПОЛЕТЕ В НЕСПОКОЙНОМ ВОЗДУХЕ 2.03 MB
  Турбулентность атмосферы Перегрузки от действия неспокойного воздуха возникают при движении воздуха направление которого не совпадает с направлением полета самолета или при турбулентных пульсациях воздуха. На высотах которые больше 1000 м эти потоки затухают и полет...
69161. НОРМЫ ПРОЧНОСТИ САМОЛЕТОВ. ОСНОВНЫЕ РАСЧЕТНЫЕ СЛУЧАИ НАГРУЖЕНИЯ САМОЛЕТА 729 KB
  В странах СНГ в настоящее время эксплуатируется большое количество самолетов, которые проектировались и изготавливались в соответствии с Едиными Нормами летной годности гражданских самолетов (ЕНЛГС). Они действовали до распада СССР.