8664

История философии. Античная философия (6 в. До н.э. – 4 в н.э.).

Контрольная

Логика и философия

История философии.Античная философия (6 в. До н.э. - 4 в н.э.). Основные этапы развития античной философии. Особенности ранней греческой философии. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Философия Гераклита. Диалекти...

Русский

2013-02-16

25.62 KB

6 чел.

История философии.
Античная философия (6 в. До н.э. – 4 в н.э.).

  1.  Основные этапы развития античной философии. Особенности ранней греческой философии.
  2.  Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).
  3.  Философия Гераклита. Диалектика. Огонь. Логос.

Основные этапы античной философии.

- 1 этап – ранняя греческая философия (Ионический период, досократики) – 6 – 5 вв. до н.э. (Милетская школа, Пифагорейская школа, Демокрит).

- 2 этап – период расцвета (классический период, сократический период) – 4 – 3 вв. до н.э. (Сократ, Платон, Аристотель).

- 3 этап – Эллинистический период (греко-римский этап) – 2 в. до н.э. (стоики, эпикурейцы, ?, неоплатоники, неопифагорейцы).

Ранняя греческая философия.

Особенности ранней греческой философии:

- Диалектика – первым греческим философам мир представлялся в развитии, в вечном движении. Это объективная диалектика (диалектика мира). Мир никем и ничем не создается, источник развития в самом мире. Объективно – независимо от нашего сознания. Субъективно – зависит от сознания, или само сознание.

- Космологизм

Космология – наука об устройстве космоса (космос - порядок).

Космологизм – черта ранней греческой философии, заключающейся в том, что вся философия сведена у вопросу об устройстве мира.

Основная тема первых философских учений – возникновение и устройство космоса, основной вопрос – откуда все произошло?

Первых греческих философов называли физиками, т.к. они высказывали философские идеи о природе (физика – в пер. с греч. – природа).

- Онтологизм

Онтологизм – из всех разделов философии представлена только онтология (учение о бытии). Гносеологии и социальной философии почти не было.

Онтологизм и космологизм сближают раннюю греческую философию с мифологией (тема – одна и та же, способы осмысления - разные).

- Умозрительность.

Недоверие данным органов чувств (чувства всегда обманывают), скептическое отношение к опыту, эксперименту (они тоже основываются на органах чувств). Отсюда: преувеличение роли рационального познания.

Акмэ – возраст человека (примерно 40 лет) не который приходится наивысший расцвет творчества.

  1.  Милетская школа. Этап – Ранняя греческая философия.
  2.  

- Милетская школа. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен – все выходцы из города Милета (Иония – область в древней Греции). Отсюда и название этапа

(Сократ – первый Афинский философ)

Фалес – первый греческий математик, астроном, философ.

Доказал несколько теорем о равенстве треугольников, предсказал солнечное затмение 585 г. до н.э. Ввел календарь из 12 месяцев, определил время солнцестояния и равноденствия, высказал идею, что Луна светит отраженным светом, размышлял над причинами разливов Нила. Преподавал математику в отвлеченной форме (а не в эмпирической, как в Египте).

Философия Фалеса.

- Все состоит из воды; вода божественная.

- Все наполнено богами. Боги не антропоморфны – это силы природы. Магнит имеет душу, т.к. притягивает железо.

- Земля имеет форму цилиндра и плавает на воде подобно бревну.

Вода божественная, потому что первоначало должно быть бесконечно, а бесконечность – это атрибут божества.

Анаксимандр.

Ученик Фалеса.

- Как и Фалес выходец из Милета.

- Основная тема – происхождение и устройство космоса.

- В основе всего – апейрон (нечто беспредельное).

- Первооснову мира не связывает ни с какой природной стихией.

Учение об основе и устройстве космоса.

Апейрон, находясь в движении, порождает две пары противоположностей – холодное и горячее, влажное и сухое. Из различных комбинаций этих противоположностей возникают 4 основные стихии (огонь, земля, воздух, вода).

Горячее и сухое – огонь, холодное и влажное – вода и т.д.

Образование космоса.

- вначале было раскаленное ядро. Когда оно остывало, от него отделялись 3 обода. В первом ободе -  небольшое отверстие, во втором – большое, в третьем – множество мелких отверстий.

(Ядро – Земля, отверстия в первом ободе – Луна, во втором – Солнце, в третьем - звезды).

Анаксимандр, как ученый.

- Высказывал гениальную догадку о том, что жизнь зародилась на границе воды и суши, т.е. в иле.

- Начертил географическую карту.

- Построил модель небесной сферы.

- Занимался математикой.

- Ввел солнечные часы – «гномон».

Анаксимен.

Ученик Фалеса.

Выходец из Милета, решал ту же проблему – откуда все произошло?

- Его архэ – воздух. (архэ – первооснова мира). Все в мире получается путем сгущения и разряжения воздуха.

- Разряжаясь воздух становится огнем, а затем  эфиром, а сгущаясь – ветром, облаками, землей и камнем.

- Разряжение воздуха он связывал с нагреванием, а сгущение – с охлаждением (что не верно!!!).

- Даже боги и душа человека – из воздуха.

- Анаксимен – астроном и метеоролог (биология и математика его не интересовали).

- Анаксимен верно полагал, что град образуется при замерзании воды, выпадающей из туч, а если к ней примешивается воздух, то образуется снег.

- неверно полагал, что Земля плоская и неподвижная, а Солнце, Луна (так же плоские) – движутся космическими ветрами.

Гераклит.

- Величайший античный диалектик (разрабатывал учение о диалектике)

Как происходит развитие?

- Его архэ – огонь (из огня все произошло и в огонь все уходит) Огонь – божественный.

- Мир, согласно Гераклиту, развивается не хаотично, а закономерно – «Все идет согласно логосу».

Логос – это закон.

Сторонники и противники Гераклитовской диалетики.

Сторонники:  Гегель «Нет ни одного положения Гераклита, которое я взял бы в свою «Логику»»

Маркс, Энгельс, Ленин.

Противники: Эпихарн – высмеял диалектику Гераклита в своей комедии. Элеаты (Элейская школа) – «Мир един и неподвижен».

Гераклит:

«Этот мир не создан никем из людей и никем из богов, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно-развивающимся и закономерно-затухающим».

«В одну реку нельзя войти дважды».

«Все в мире пронизано противоположностями – война и мир в обществе, плюс и минус в математике, холодное и горячее в природе и т.п.».

Диалектика Гераклита.

- Диалектика Гераклита – объективная, т.е. развивается в мир, в отличие от субъективной диалектики, где развивается мысль.

- Кратил довел диалектику Гераклита до абсурда, абсолютировал идею борьбы противоположностей – «в одну реку нельзя войти ни разу».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25461. Взаимосвязь процесов в обществе социальной политики и социальной работы 12.45 KB
  Решение соц. проблем через личностные потребности и интерес клиентов Зависимость результативности ср от профессионализма нравственных Закономерности соц работы носят объективный характер Жуков 2 группы: 1 законодат функц и разв системы СР 2 законод отраж существ связи между С и О соц дти и их диалектика полит обусловл СР взаимосвязь соц пол госва и сод СР объем и финанс соц прогр: стрра соц служб кат нас все завис от соц пол госва детермин сод и форм СР с социокульт услми ее сущя проф компетентность и ориентир соц служб ...
25462. Вторая половина 1918 г. 12.51 KB
  в стране насчитывалось до 10 типов изданий проводивших политику правящей партии. Но самым примечательным стал выход 28 новых центральных изданий. Среди центральных изданий возникших в годы гражданской войны следует назвать газету Жизнь национальностей – орган Народного Комиссариата по делам национальностей. они выпустили около 500 различных изданий.
25463. Принципы и методы профессиональной социальной работы 15.61 KB
  Принципы и методы профессиональной социальной работы Принципы соц. Именно через применение принципов осуществляется непосредственное соотнесение теоретических положений воплощенныхв категориях и закономерностях с практикой соц. Теория соц.рты выявляет и описывает основные тенденции закономерности разя и функционирования всего комплекса взаимосвязанных компонентов соц.
25467. Философские основания и проблемы социальной работы 13.31 KB
  Философские основания и проблемы социальной работы Как система научных знаний соц. Первый раздел включает в себя методологические основы познания законы строгий общий категориальный аппарат; второй – сведения практического применения общих теоретических положений относящихся непосредственно к соц. Соц.работник в любой из сфер своей деятельности так или иначе связан с человеком с взаимоотношениями между личностью и коллективом между соц.